Какие качества если опираться на свидетельства биографов личность иммануила канта

Обновлено: 04.07.2024

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

К этому времени [2] вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? ( [3] .

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел [4] . Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. [5]

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, [6]

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году , к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Могила И.Канта у Кафедрального собора Кёнигсберга , архитектор Фридрих Ларс

Этика

Об абсолютной морали и доброй воле

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):

  • "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";
  • "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству";
  • "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести" [7] .

Нравственное учение и проблема религии

В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.

Эстетика

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — О человеке

Относись к человеку как к цели, а не как к средству.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи [8] ).

Кант рассматривал и идеи О конце сущего


Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма.

Иммануила Канта считали буквоедом и педантом. Он так и не женился, хотя его всегда окружали красивые женщины. Он нес в народ принципы морального совершенства. При дворе пользовался почетом, но особой любви и благосклонности к нему не испытывали. На протяжении двух недель после его смерти безутешные земляки прощались с гениальным философом, однако спустя всего полгода в его доме уже хозяйничал какой-то купец, превративший жилище в кафе. Его имя ставят в один ряд с Аристотелем и Платоном, его книги стали основой для развития философского учения в мировом масштабе.

Детство

Родной город Иммануила Канта – Кенигсберг. Он родился 22 апреля 1724 года и прожил в нем всю жизнь до самой смерти. Отца будущего светила философии звали Иоганн Георг Кант, он был ремесленником-седельщиком. Мама – Анна Регина, занималась домом и растила двенадцать детей. Иммануил стал четвертым ребенком, многие из его братьев и сестер умерли в младенческом возрасте. Выжить удалось трем сестрам и двум братьям.

Иммануил Кант

Юношеские годы Кант провел среди обычных ремесленников и рабочих, живших на окраине Кёнигсберга. Историкам так и не удалось точно выяснить, кем же был по национальности великий философ. Одни утверждали, что предки по отцовской линии жили в Шотландии, однако эта информация так и осталась неподтвержденной. Родня по линии матери проживала в немецком городе Нюрнберге.

Родители мальчика заложили основы духовного воспитания сына, они сами были глубоко верующими людьми и принадлежали к лютеранской церкви, а если точнее, то к ее особому течению – пиетизму. Учение заключалось в том, что человек находится непрестанно на глазах у Господа, поэтому должен соблюдать личное благочестие. Именно мама прививала детям основы вероисповедания, знакомила их с красотой окружающего мира.

Проповеди в церкви и занятия, на которых изучали Библию, Анна Регина посещала вместе с детьми. Достаточно часто в доме Кантов можно было встретить доктора теологии Франца Шульца, который и заметил незаурядные способности Иммануила в изучении Библии, а еще умение выражать и отстаивать собственные суждения.

Мальчику исполнилось 8, когда мама привела его в самую лучшую школу Кенигсберга. Это была гимназия им.Фридриха, и ее рекомендовал в качестве учебного заведения именно Шульц.

Он сел за школьную парту в 1732 году и провел там восемь лет. Уроки начинались в семь часов и продолжались до девяти. Главными предметами были Ветхий и Новый заветы, теология, география, латынь, греческий и немецкий языки.

Изучение философии начиналось в старшей школе, и Иммануил всегда говорил, что этот предмет изучали неправильно. Заниматься математикой можно было только за деньги, к тому же, если у ученика имелось желание.

Родители уже видели сына в сане священника, но мальчик с большим интересом изучал латынь и мечтал в будущем стать преподавателем словесности. К тому же, ученикам религиозной школы приходилось подчиняться строгим правилам и нравам этого заведения, а Канту это очень не нравилось. Иммануил никогда не отличался крепким здоровьем, однако показывал отличные успехи в учебе, все благодаря природной сообразительности и недюжинным умственным способностям.

В 16 Кант стал студентом Кенигсбергского университета. Именно там он знакомится с преподавателем Мартином Кнутценом, пиетистом и вольфианцем, который открыл Канту учения Исаака Ньютона, оказавшие на молодого человека колоссальное влияние. Кант учился очень хорошо, несмотря на материальные трудности. Он отдавал предпочтение физике, математике, философии. Теология не стала его любимым предметом, поэтому он посетил всего одно занятие, и то из благодарности к пастору Шульцу.

Философия

По мнению ученых, биография Канта состоит из двух периодов – докритического и критического. В докритическом периоде начала формироваться философская мысль Канта, он медленно избавлялся от влияния учения Христиана Вольфа, которое в те годы занимало господствующие позиции в Германии. В критическом периоде философ возносит метафизику к наукам, создает новое учение, основанное на активности сознания.

Иммануил Кант

Иммануил не получил университетский диплом. В 1746 году умер отец, забота о материальном благополучии семьи легла на его плечи. Кант находит работу домашнего учителя и на протяжении долгих десяти лет учит детишек из богатых семей. Все свободное время молодой человек посвящал написанию философских трудов, которые впоследствии стали основой его учения.

Начало критического периода философского творчества Канта пришлось на годы преподавания логики и метафизики в вузе. Гипотезы ученого менялись постепенно. Вначале он пересмотрел свое отношение к пространству и времени.

Личная жизнь

Кант был далеко не красавцем, невысокий, с впалой грудью и узкими плечами. Несмотря на это, он всегда выглядел опрятным и ухоженным, ежемесячно ходил к парикмахеру и портному.

Иммануил предпочитал затворничество, он так и не создал семью, потому что свято верил, что личная жизнь станет помехой занятиям наукой. Именно эта уверенность не дала ему повести под венец одну из красавиц, которые постоянно его окружали.

Он любил красивых женщин и не переставал ими восхищаться. В преклонном возрасте он перестал видеть левым глазом, поэтому всегда усаживал одну из юных красавиц с правой стороны.

Философ никому никогда не признавался в своих чувствах. Одна из женщин из его окружения – Луиза Ребекка Фриц, впоследствии вспоминала, что вызывала симпатию ученого. По мнению Боровского Кант влюблялся два раза, и даже собирался жениться на своих возлюбленных.

Иммануил отличался редким педантизмом, он придерживался распорядка вплоть до минуты, ни разу в жизни не опоздал. Ежедневно, в одно и то же время он приходил в кафе и выпивал там чашку чая. Официанты этого заведения могли сверять по нему часы. С таким же педантизмом он отправлялся везде, даже на обычные прогулки.

С детских лет Кант не отличался богатырским здоровьем, он разработал для себя специальную гигиену, которая и помогла ему достичь преклонного возраста. Его день начинался в пять часов утра. Прямо в ночной одежде Иммануил шел в свой кабинет, где слуга уже ждал его с чашкой слабо заваренного зеленого чая и курительной трубкой. Слуга постоянно удивлялся странной особенности своего хозяина – Кант каждый раз надевал на голову треуголку, не снимая ночного колпака. Он наслаждался чаем, курением табака, принимался за изучение плана будущей лекции. Так проходило два часа.

Портрет Иммануила Канта

В семь часов ученый переодевался в привычную одежду, спускался в зал для лекций, который к тому времени был битком набит слушателями. Он медленно читал лекции по философии, периодически вставляя в них шутки.

Кант очень щепетильно относился к внешнему виду собеседников. Он даже не смотрел в сторону неряшливо одетых студентов. Однажды он увидел, что у студента нет пуговицы на рубахе, и от этого буквально впал в ступор, забыв, о чем рассказывал до этого.

Лекция длилась два часа, затем ученый снова возвращался к себе, облачался в ночную пижаму, надевал бессменную треуголку. Он работал ровно 3 часа и 45 минут.

Затем была подготовка к обеду, во время которого ученый принимал гостей. Кухарка накрывала шикарный стол, Кант ненавидел обедать в одиночку, тем более, что это был единственный прием пищи за сутки. Стол представлял собой полное изобилие, единственное, что там отсутствовало пиво. Иммануил прохладно относился к этому солодовому напитку, считая его употребление дурным вкусом. Ученый предпочитал хорошее вино.

Кант всегда ел одной ложкой, которая лежала вместе с денежными купюрами. Во время обеда было принято обсуждать все, что угодно, кроме философии.

Смерть

Иммануил Кант имел свой дом и неплохой достаток. Он тщательно следил за состоянием своего здоровья, но к 75-ти годам организм начал давать сбой. Вначале он ослабел физически, потом началось постепенное помутнение рассудка. Он уже не читал лекций, и свою обеденную трапезу делил исключительно с близкими друзьями.

Памятник Иммануилу Канту

Могила Иммануила Канта находится рядом с Кафедральным собором в Кенигсберге, над ней возвышается часовня.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

(1724-1804) - это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. - профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной "туманности". Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем "трансцендентального" ("критического") идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
• "Критика чистого разума" - 1781 год;
• "Критика практического разума" - 1788 год;
• "Критика способности суждения" - 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие "веры" (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином - он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант - основатель "критического" идеализма

Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта "Критика чистого разума". За этой книгой последовали "Критика практического разума" (опубликована в 1788 году) и "Критика способности суждения" (опубликована в 1790 году). Эти труды содержали в себе суть "критической" теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию "метафизики". Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к "явлениям", то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека "априорных" форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д. Иммануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении "вещей в себе" и "явлений". При этом "вещи в себе" как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином

Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало). Он предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию "веры" в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. "Критика чистого разума" ставит вопрос о том, что же человек может знать. "Критика практического разума" спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, "Религия в пределах только разума" задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта. Получается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие "вера", заменив его другим понятием - "надежды". Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук

Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый - закон сохранения субстанции. Второй - закон причинности. Третий - закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет). Человеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению - это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение "идей". Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея - это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея - это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея - это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна. Таким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его "практический " разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует "идеи" разума.

Метафизика - теоретическая наука

Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к "критике" разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку

Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия - необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В "Критике чистого разума" конкретизируется такой вопрос: "Возможна ли метафизика как наука?". Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: "Как метафизика может стать подлинной наукой?" Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика

Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как "Метафизика нравов", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума" и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата

Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами

Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта - априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть - это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей

Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов

Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия "законы" и "максимы" занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта

Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон - это и есть категорический императив.

Балтийский федеральный университет имени И.Канта

Университет в соцсетях:

Балтийский федеральный университет имени И.Канта

Россия
г. Калининград,
ул. А.Невского, д.14

Телефон
приемной комиссии

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).

Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила, принадлежала к тому направлению протестантизма, которое называется пиетизмом. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.

Мать давала Канту первые уроки любовного отношения к окружающему миру. Впоследствии Кант говорил одному из своих биографов Р. Яхманну: “Я никогда не забуду свою мать, поскольку она посадила и вскормила первые ростки добра во мне, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и развила мои понятия, и ее наставления оказывали непрерывное благотворное воздействие на мою жизнь”[1]. Столь же благотворное влияние оказывала на Канта и вся атмосфера их дома. Позднее Кант говорил другому своему биографу Боровскому, что “никогда, ни одного раза мне не приходилось слышать от моих родителей чего-либо неприличного, или видеть что-либо недостойное”. В черновике письма к шведскому епископу Линдблому Кант замечает, что его воспитание, “рассматриваемое с моральной стороны, не оставляло желать лучшего”[2].

4.jpg

В гимназии Кант учился с весны 1732 г. по 1740 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия (лютеранский катехизис, Библия) и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах - логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии.

Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г. первым светским герцогом Восточной Пруссии Альбрехтом Гогенцоллерном и в честь него называвшийся “Альбертиной”[4], в то время состоял из четырех факультетов: трех высших - теологического, юридического и медицинского, и одного низшего - философского. Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование. Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение. В разные годы XVIII века в не училось от 300 до 500 студентов. (Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80). Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию[5].

Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант[6]. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.

Несколько лучше дело обстояло с естественными науками. На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.

kant_1.jpg

В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.

В декабре 1758 г. в университете вновь освободилось место профессора логики и метафизики. Кант выставил свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бока и Канта. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бок, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство. Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту.

Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.

Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.

[1] Цит. по Vorländer K. Immanuel Kant. Der Mann und das Werk. Dritte Auflage. - Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1992. S. 17.

[3] Подробнее об этом см. Kuehn M. Kant. A Biography. – New York: Cambridge University Press, 2001. P. 61-62.

[4] С историей Кенигсбергского университета можно подробнее познакомиться по книге: Лавринович К.К. Альбертина: Очерки истории Кенигсбергского университета. К 450-летию со времени основания. – Калининград: Калинигр. гос. Ун-т, 1995.

[6] Проблема здесь в том, что ректор университета не указал в студенческих матрикулах факультет, на который записался Кант.

[8] См. Kuehn M. Kant. A Biography. – New York: Cambridge University Press, 2001. P.70-71.

Читайте также: