Что говорил локк о правовом государстве

Обновлено: 30.06.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

В период с XVI-XVII веков основной темой философии была проблема власти и государственного устройства. Как известно, как раз в это время в Англии произошли революции и гражданская война. Самые известные английские философы того времени — Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственности в эпоху возникновения национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в период революции и гражданской войны стояла особенно остро. Развитие моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекло внимание этих философов. Несомненно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, большое влияние оказала гражданская революция XVII в. Учения и идеи этих мыслителей сыграли важную роль в истории философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что учения этих философов имеют историческую связь с эпохой, в которую они были сформулированы, интерес к ним не пропадает и по сей день.

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти

Концепция Гоббса об абсолютной государственной власти ценна как открытое и ясное выражение очень характерной для определенного типа идеологии идеи о фундаментальном достоинстве государства. Его представители считают, что государство обладает этим достоинством, если оно надежно защищает (в принципе, любыми средствами) желаемый ими порядок общественных отношений. Сторонники политического абсолютизма либо игнорируют такие кардинальные вопросы, как становится ли государство самодержавной силой, чуждой противостоящему ему обществу, подотчетно ли оно обществу, построено ли государство и функционирует ли оно на демократических и правовых принципах, либо относятся к ним как к несущественным и отодвинутым на второй план.

Хотя Гоббс полностью подчиняет индивида абсолютной власти государства, он все же позволяет ему сопротивляться воле суверена. Человек имеет право на восстание. Она открывается только тогда, когда суверен приказывает человеку убить или покалечить себя вопреки законам природы или защититься от нападения врагов. Защита своей жизни основана на высшем законе природы — законе самосохранения. Даже государь не должен преступать этот закон. В противном случае он рискует потерять власть.

Рассуждение Джона Локка о естественном праве

Вопрос о правительстве, который всегда волновал европейских мыслителей, начиная с Аристотеля, интересовал и Джона Локка. Однако он не отдавал особого предпочтения ни одной из уже известных или возможных форм правления. Его личные симпатии больше склонялись к ограниченной конституционной монархии, каковой и стала Англия после 1688 года.

Исследуя этот вопрос, Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество и культура, какие законы управляют природой общества, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, и какую роль играет язык в становлении человека как социального существа.

Локк считает, что частная собственность существует изначально и не возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Итак, отправной точкой для Локка является одна из основных посылок философии истории, которая уже была разработана идеологами английской буржуазной революции в середине XVII века.

Дж. Локк и его политико-правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Политические и правовые идеи
Т. Гоббса

Основным явлением, для объяснения которого работала социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, было государство. Несмотря на преобладающее объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

Гоббсианская политическая теория была направлена против схоластических феодально-религиозных представлений о государстве и праве. Идеологически она была связана с обоснованием сильной власти (политического абсолютизма), способной сдержать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В то время, когда крупная буржуазия и новая аристократия приходили к власти и боролись как с феодальными реакционерами, так и с революционной демократией, его теория была спроецирована в первую очередь для оправдания диктатуры буржуазной аристократии Кромвеля. Политическая и правовая доктрина Гоббса предполагала механистический материализм, детерминизм и деизм. Гоббс подчеркивал практическую и творческую направленность политической науки и считал, что понимание законов политической жизни должно служить искоренению кровопролития, насилия и войны, благу всех людей. Политическая и правовая доктрина Гоббса согласуется с теориями естественного права и договорного происхождения политической власти. Он связывал происхождение политической власти и государства с природой, с характеристиками человека как разумного, но в то же время глубоко эгоистичного существа, наделенного такими естественными страстями, как жажда власти, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Гроция, Гоббс считал самым важным качеством человека не стремление к общности, а эгоизм и индивидуализм. Люди в своем естественном состоянии не способны поддерживать мир из-за своих эгоистичных страстей, поскольку они сталкиваются с угрозой взаимного уничтожения.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы эпохи Просвещения, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка:

Государство, утверждал Локк, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

Заключение

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.

Список литературы

Государственное право Гоббс Локк

Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. — М.: Высшая школа. — 2003.

Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма. — 2007.

Кузнецов, В.Н. Европейская философия в XVIII веке / В.Н. Кузнецов. М. : Академический проект. — 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Джон Локк

Джон Локк (1632-1704) - английский философ - материалист, в своих исследованиях опирался прежде всего, на эмпирический метод познания. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".

В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Как следствие, необходимо образование государства, которое создаётся путём заключения общественного договора. Общественный договор заключается между людьми и государством.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Локк являлся сторонником режима законности в деятельности государства. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами.

В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.

Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень "формальных" прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

Социальная, политическая и экономическая атмосферы XVII века. Джон Локк как основоположник либерализма. Учение о происхождении и сущности государства. Проблема соотношения права и закона. Политический идеал Локка. Концепция представительного правления.

Рубрика Политология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2014
Размер файла 49,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРЫ ЭПОХИ

ГЛАВА 2. ДЖОН ЛОКК-ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИБЕРАЛИЗМА

2.1 Учение о происхождении и сущности государства в политической концепции Дж. Локка

2.2 Проблема соотношения права и закона в учении Дж. Локка

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЛОККА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Целью данной работы является изучение политической концепции Дж. Локка. Объектом исследования работы является центральный пункт данной концепции - учение о происхождении государства. Ставится задача раскрытия основных проблем, затронутых Дж. Локком, исходя из контекста данного учения: выявление сущности (природы) государства, изучение его договорной теории происхождения и степень её обоснованности, проблема соотношения права и закона в ранних и поздних учениях Дж. Локка, изучение выдвинутой Локком главной цели государства - защите гражданских интересов общества, и методов реализации (достижения) данной цели: законности, принципа разделения властей, выбора оптимального режима правления. Для достижения данной цели используется исторический и аналитический методы: изучение исторического прошлого, раскрытие сущности и особенностей данной концепции, анализ идей и политических взглядов мыслителя, а также степень их реализации на практике.

Говоря об актуальности избранной для исследования темы, необходимо отметить значимость созданной Локком концепции о разделении властей, которая, притерпев некоторые преобразования, по сей день служит опорой законности и стабильности правящего режима власти во многих государствах мира. Локковская конструкция права, в свою очередь, сыграла немаловажную роль при создании конституций, являвшихся началом создания правовых государств. Что же касается самого учения в целом, то оно в течение многих столетий являясь источником всякого рода учений буржуазного направления (в особенности во Франции), на данный момент делает возможным рациональное восприятие событий, произошедших более чем три столетия назад, при этом не теряет своей актуальности (речь идёт о главной идее учений Локка - власть в государстве необходима только лишь для защиты гражданских прав индивида) и, входя в соответствие с новыми реалиями является действующей идеологией во многих государствах (ярким примером является неолиберализм в США, идеологами которого являются представители Демократической партии во главе с действующим президентом Бараком Обамой).

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования темы, раскрывает теоретическую значимость работы. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки выдвижения концепции происхождения государства. Во второй главе раскрываются особенность данной концепции согласно Локку. Третья глава посвящена методу реализации данных идей на практике, то есть той форме государственного устройства, где они максимально реализуемы. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Необходимо отметить, что учение Дж. Локка являлось и является объектом изучения многих научных деятелей, мыслителей, философов, теоретиков. В частности, к проблеме происхождения государства по Локку обращались как деятели XVIII-XX вв. (Самуэль Пуфендорф (критика учений Локка), Готфрид Вильгелм Лейбниц, Шарль-Луи Монтескьё (основывается во многом на учении Локка), Жан-Жак Руссо (является как защитником, так и критиком учений Локка), Томас Джефферсон, Гегель и многие другие), так и современные политические деятели, учёные и мыслители (Нерсесянц В.С., Мирумян К.А., Чанышев А.Н., Сатышев В.Е., Нарский И.С., Батиев Л.В., Батурина Т.В. и другие).

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРЫ ЭПОХИ

конституционный этап (1640-1642);

период гражданских войн (1642-1649);

республиканский период (1649-1653);

протекторат Кромвеля (1653-1658).

Конечным результатом революции стал период реставрации монархии длившийся до 1689 года. "С этого времени буржуазия стала скромной, но признанной частью господствующих классов Англии. Вместе с ними она была заинтересована в подавлении огромных трудящихся масс народа" Ниже попытаюсь представить предпосылки вспыхнувшей революции, во многом предопределённые режимом, предшествовавшим ей.

Всё это вызвало ярость Карла, который отдал приказ об аресте всех членов парламента, участвовавших в принятии данных законов. В их числе оказались Джон Пим, Артур Хаселриг и 3-е других влиятельных лиц парламента. Однако, им удалось сбежать до прибытия солдатов. Поняв, что его попытка провалилась, Карл покинул Лондон и начал собирать армию, осознавая неизбежность начатия гражданской войны.

ГЛАВА 2. ДЖ. ЛОКК - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИБЕРАЛИЗМА

2.1 Учение о происхождении и сущности государства в политической концепции Дж. Локка

Государство, по Локку, представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Главным отличием государства от других типов общностей является его свойство отражать (свойство носителя власти) политическую власть, что в свою очередь предполагает создание законов для регулировки и сохранения собственности, а также право применения силы сообщества, в случае если государство подвергнуто нападению извне. Государство является отправителем (носителем) публичной власти, которая, согласно Локку, отождествляется с властью политической.

2.2 Проблема соотношения права и закона в учении Дж. Локка

Второе такое качество индивида - его свобода. Мыслитель считает свободой право индивида руководствоваться только лишь своим разумом-естественным законом природы, то есть он полностью исключает воздействие на индивида какого-либо третьего лица.

Для того чтобы защитить свою свободу, собственность и достичь равенства, человек наделён также четвёртым естественным качеством-властью.

Итак, проблема соотношения права и закона является одной из центральных идей политической концепции Дж. Локка. Мыслитель неоднократно обращался к данному вопросу, анализируя учения своих предшественников (в особенности деятелей эпохи Средневековья) и современников, и окончательно сформулировав своё учение касательно данной проблемы, путём синтеза своих идей с идеями других авторов. В дальнейшем данная проблема, затронутая Локком, станет ключевой для идеологов либерализма, основой для выдвижения ими новых проектов государств, а также для обоснования их права на существование.

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЛОККА

локк либерализм государство концепция

1) разделение труда, облегчающее технику государственного управления;

2) ограничение королевской власти, усиление роли парламента (в дальнейшем данная программа предусматривала также создание парламента смешанного типа, основанного на системе сдержек и противовесов, которые ограничивали деятельность монарха-правителя). Разделение властей - один из методов установления правомерной деятельности государства, главной задачей которого должна быть охрана гражданских прав общества, в противном случае (речь идёт о единоличном правлении короля, в руках которого находится вся власть), создаётся возможность игнорирования законов, что в свою очередь приведёт к установлению деспотизма.

Необходимо также отметить тот факт, что большинство современных государств включают в свою конституцию содержание прав человека, основанное на защите либеральных ценностей и, несмотря на то, что во многих странах они носят формальный характер и часто не соблюдаются, сам факт их наличия свидетельствует о значимости либеральной идеологии созданной ещё Локком и актуальной по сей день.

Таким образом, Дж. Локк сумел создать такую концепцию, которая спустя многие десятилетия станет центральной идеей и основой для создания правового государства во многих европейских странах, и своего рода идеалом, к которому стремится всякое свободное по своей природе и призванию общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории политической мысли Локк, в отличие от своего современника Гоббса, ратующего за режим абсолютной монархии, выступает как защитник конституционной монархии.

Немаловажное значение в учении Локка занимает также его теория о разделении властей (законодательная, исполнительная, федеративная власти), с которой связано установление законности в обществе, на которую он возлагал большие надежды.

Именно с именем Локка связано внедрение в историю политико-правовой мысли идея собственности как высшей ценности человека-труженика.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что идеи Локка, несмотря на их умеренный характер, сыграли большую роль в развитии политической мысли, повлияв на концепции многих последующих мыслителей, став основой либеральной идеологии, а также частично воплотились в жизнь в виде конституций (1791г. конституция Франции). Что касается самого учения в целом, то оно является недостижимым идеалом, к которому стремятся все те государства, которые, как и Локк, стремятся к установлению свободы, неотчуждаемой, естественной ценности человечества.

В наше время проблема построения гражданского общества особенно актуальна. Рассмотрение этой проблемы целесообразнее начать с исследования его философского обоснования. Это предполагает в свою очередь обращение к доктрине естественного права, которая на протяжении многих столетий с древности до нового времени служила общей теоретической основой всякой концепции социального устройства. В самом общем виде естественное право может быть определено как правовая система, призванная стать общей для всего человечества, нормы которой происходят скорее всего из общественных правил или позитивного права.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Идея естественных прав и концепция договорного государствав работе Джона Локка Два трактат.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

(КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)

" Философия и политология"

" Учение Дж.Локка о государстве и праве"

Выполнил: студент гр. ЭВМ - 41 Ермаков П.А.____________________

Проверил: Мясников А.А . __________________

Дата сдачи (защиты) лабораторной работы:

Результаты сдачи (защиты):

Количество рейтинговых баллов

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Формирование политико-правовых взглядов Дж. Локка. 6

Концепция государства Дж. Локка ………………………17

Происхождение государства и принцип разделения властей………………………………………………………17

Договорная концепция государства Дж.Локка………. 23

В наше время проблема построения гражданского общества особенно актуальна. Рассмотрение этой проблемы целесообразнее начать с исследования его философского обоснования. Это предполагает в свою очередь обращение к доктрине естественного права, которая на протяжении многих столетий с древности до нового времени служила общей теоретической основой всякой концепции социального устройства. В самом общем виде естественное право может быть определено как правовая система, призванная стать общей для всего человечества, нормы которой происходят скорее всего из общественных правил или позитивного права. На всем протяжении истории данной концепции, начиная с мыслителей античности, шли споры о природе естественного права и характере его отношений с позитивным правом. Учение об общественном договоре получило свое обоснование в рамках теории естественного права, связано с ней исторически и генетически. Поэтому концепция общественного договора прошла в своем развитии сходные этапы и представляет собой по существу основу естественно-правовой доктрины.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ Дж. ЛОККА

Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. в Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшир, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана конного эскадрона. Английская революция середины XVII в. была третьей – после Великой крестьянской войны в Германии начала XVI в. и Нидерландской революции конца XVI в. – буржуазной революцией в Европе. Характерной особенностью революции было то, что в идеологической области она в значительной степени выражалась в форме столкновений религиозных идей.

Локка считают родоначальником английского свободомыслия XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Читайте также: