Какие изменения произошли в рамках реализации принципов правового государства

Обновлено: 08.07.2024

Все вышеназванные принципы правового государства закреплены в Конституции РФ в ст. 1, провозглашающей Россию демократическим правовым государством. Необходимо подчеркнуть, что в ней говорится не о стремлении к правовому государству, а о наличии его в РФ уже в настоящее время, точнее, с момента принятия Конституции в 1993 г.

Однако принципы правового государства в РФ реализуются со столь значительными отклонениями от их теоретической модели, что не позволяют признать, что Россия — это реальное, а не декларативное правовое государство.

Например, ст. 3 Конституции провозглашает народ единственным источником власти, осуществляющим ее непосредственно, а высшим непосредственным выражением власти народа— референдум. Тем не менее после принятия в 1993 г. Конституции не проведено ни одного общероссийского референдума, хотя вопросы, по которым его нужно провести, не решены Конституцией и как были, так и остаются (о собственности на недра, плате за жилье, отмене результатов приватизации и др.). Фактически решения, принятые на референдуме (всенародном голосовании по наиболее важным вопросам жизни общества), не могут быть отнесены к источникам права РФ.

Таким образом, единственный официальный источник власти в РФ — народ — оказался отстраненным от важнейшего средства ее осуществления — референдума.

Другим непосредственным выражением власти народа ст. 3 Конституции называет выборы. Действительно, выборы в различные органы власти проводятся регулярно. Вопрос в том, как они проводятся, как реализуется народовластие.

В нарушение законов некоторые депутаты совмещают депутатскую деятельность с коммерческой. Отзыв депутатов различных уровней избирателями слишком усложнен, поэтому зачастую практически невозможен, а отрешение всенародно избранного Президента от должности и вовсе не предусмотрено.

В результате народ все больше не верит государству, все меньше влияет на власть, массовый характер — десятки миллионов человек — приобрела неявка на выборы. Добровольное не-

1 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921. 2002. № 39. Ст. 3641.

К сожалению, руководство страны продолжает довольствоваться тем, что посредством выборов удалось сформировать органы власти. А как прошли эти выборы, какой след они оставили в обществе, как повлияли на улучшение обстановки в стране, насколько граждане стали менее безразлично относиться к происходящему, почему в выборах не приняла участие значительная часть избирателей — эти проблемы чаще всего не учитываются.

Именно законодательство о труде и социальном обеспечении интересно широким слоям населения в отличие от иных отраслей законодательства и сфер их регулирования, отдаленных от повседневных нужд многих людей. Юридически неподготовленному человеку далеко не всегда понятно и даже неинтересно, как устройство власти в государстве отражается на его каждодневной жизни. Широкие слои населения больше интересует, какие условия власть создает для достойной жизни людей.

В период проведения агитационной кампании за голосование по проекту Конституции 1993 г. внимание избирателей акцентировалось главным образом на ее главе о правах граждан. Недальновидные государственные деятели и журналисты полагали, что права граждан — главное в Конституции. Великое заблуждение! Права человека — главное в декларациях и конвенциях. Главное в республиканской Конституции — кто, как и для кого реализует эти права, т. е. устройство и политика государственной власти.

Так, попирая право каждого на труд (ст. 37 Конституции), массовый характер приобрела безработица, а также невыплата мизерных зарплат (иногда задержка составляет несколько лет). На рынке труда царят стихия и произвол работодателей. Только треть своих доходов люди получают по так называемому основ-

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

Резко снизилась доступность бесплатной медицинской помощи, что превратило ее из гарантированного Конституцией (ст. 41) права каждого в дорогую и все более дорожающую привилегию. На основе системы бюджетных медицинских учреждений в РФ сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Реализации конституционного права на охрану здоровья существенно препятствуют также непомерно высокие цены на операции и медикаменты, дефицит современного медицинского оборудования, нехватка квалифицированных врачей, крайне низкая оплата их труда в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Все более дискриминационный характер приобретает реализация права на образование (ст. 43). При нынешней экономике бесплатное государственное образование не может быть гарантированным. Это выражается в обветшании имущества школ, нехватке учебных пособий, отсутствии денег на оплату коммунальных услуг. Огромному числу школ требуется немедленный капитальный ремонт.

Основная причина бедственного положения с реализацией этих и других прав граждан — безответственность должностных лиц системы исполнительной власти. Сказывается неумение или нежелание государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц помочь гражданам в осуществлении и защите их прав. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не пострадал от их безнаказанных неправомерных действий или бездействия. Особенно не допустимо, что правонарушения совершаются работниками правоохранительных органов. В ответ на это происходит существенное увеличение количества исков к государственным органам, многие из которых судами удовлетворяются. Однако нередко решения судов не исполняются.

А ведь существует еще и латентная (скрытая) преступность, от которой страдают миллионы человек. О многих преступлениях граждане, разуверившись в правоохранительных органах, не сообщают.

Но, пожалуй, наиболее наглядно, концентрированно отступление от принципов правового государства выражается в реализации главного права человека — права на жизнь. Последние десять лет население России уменьшается в год примерно на один миллион человек. В настоящее время смертность в России более чем в два раза превышает рождаемость. Темпы уменьшения численности населения несколько смягчены тем, что за последние годы в Россию приехало около 8 млн русских, не выдержавших притеснений в бывших союзных республиках. Это ничем не лучше политических репрессий и массового принудительного переселения народов. Ведь по количеству унесенных и покалеченных человеческих жизней, по ущербу в целом для страны такие последствия превзошли их уже сегодня.

От вымирания страдает прежде всего русский народ. Естественно, что стабильный, существенный экономический рост в вымирающей стране невозможен, а поддерживать ее сложные системы жизнеобеспечения на огромном географическом пространстве будет просто некому.

Что можно предложить для устранения указанных отклонений от принципов правового государства? Прежде всего требуется расширение перечня субъектов, которые могут инициировать референдумы, а также упрощение процедуры его подготовки и проведения. Помимо избирателей и Конституционного Собрания, созываемого для внесения поправок в Конституцию, инициаторами референдума должны быть признаны палаты представительного органа (Государственная Дума и Совет Федерации), а также Президент.

Конституцию следует дополнить положениями о выборах органов власти всех уровней, которые станут базой законодательства о выборах. При этом следует исключить неперсонифицированное голосование по партийным спискам; закрепить реально исполнимый порядок отзыва избираемых должностных лиц; уточнить в системе разделения властей место Центральной избирательной комиссии РФ и ее полномочия. Любое нарушение законодательства о выборах должно неминуемо влечь строгие меры ответственности виновных, поскольку тот, кто посягает на основы народовластия, подрывает основы правового государства.

Реализация прав граждан должна стать реальной, а не только продекларированной. Для этого государство в соответствии с законом обязано вести бескомпромиссную борьбу с любыми правонарушениями, особенно преступлениями. Необходимо безусловное исполнение государством всех своих обязательств перед гражданами, особенно закрепленных трудовым и социальным законодательством. Каждому человеку должны быть созданы условия для улучшения своей жизни путем создания новых рабочих мест, значительного повышения оплаты труда, дифференцированного и социально справедливого налогообложения, обеспечения жильем, качественными медицинскими и образовательными услугами.

К сожалению, в РФ имеют место отступления и от такого принципа правового государства, как разделение властей, которые рассматриваются ниже.

(?) Вопросы для самопроверки

1. Почему возникла теория правового государства?

2. Каковы условия развития правового государства?

3. Что относится к принципам правового государства?

4. В чем в РФ проявляются отклонения от принципов правового государства?

5. Почему в РФ нарушения прав человека имеют массовый характер?

6. Что нужно предпринять для более полной реализации принципов правового государства в РФ?

Характерной чертой конституционного развития независимого Казахстана является реформирование всей политической системы, осуществляемое государственной властью. Процесс перехода к демократическому обществу в Республике Казахстан имеет свои специфические особенности. Следует отметить, что Казахстану удалось избежать политических кризисов, приводящих к дестабилизации общества. Достигнуты определенные позитивные результаты. Это позволяет говорить о казахстанском опыте эволюционного реформирования политической системы.

Президент Республики Казахстан в 2007 г. выступил с инициативой конституционной реформы, что свидетельствует о вступлении страны в новую историческую фазу, новый этап демократизации, обеспечивающий дальнейшее развитие демократического общества [32].

Чтобы понять необходимость и закономерность этой конституционной реформы, достаточно вспомнить, что Конституция Казахстана 1995 г. многие свои положения творчески заимствовала из опыта Пятой республики во Франции. Французская модель политического режима оказала влияние на государственное устройство ряда стран, в том числе и на независимые государства постсоветского пространства. Анализ Конституции Республики Казахстан 1995 г. и Конституции Франции 1958 г. свидетельствует, что политический режим Казахстана построен именно по французской модели.

Согласно традиционной классификации политических режимов, Французская Республика не входит в категорию чисто парламентских и чисто президентских режимов. Она сочетает в себе элементы обеих систем. По мнению специалистов, государственный строй во Франции можно назвать смешанным, поскольку он совмещает традиционные понятия или его еще называют полупрезидентским режимом [33, с. 89].

Доктрина и практика казахстанской модели президентской системы правления базируется на следующих принципах организации государственной власти:

- политико-правовое признание универсальной нормы разделения власти;

- адаптация конституционного опыта зарубежных стран к условиям казахстанского общества;

- приоритет сохранности политической стабильности путем правового регулирования взаимоотношений между различными органами единой по сути государственной власти;

- поддержание реального баланса между тремя ветвями власти;

- признание конституционной нормы как установления внешней юридической силы.

- В современных условиях для Республики Казахстан оптимальный вариант конституционной теории разделения властей и соответствующей ей системы государственных органов включает следующие принципы:

- усиление президентской формы правления;

- признание единства государственной власти и в то же время ее функциональной и структурной дифференциации;

- четкое разграничение объема правомочий каждой власти;

- наличие динамичной системы взаимных сдержек и противовесов государственных органов (прежде всего, высших).

Важнейшая проблема президентской системы вытекает преимущественно из раздельных выборов двух ветвей власти и фиксированного срока нахождения у власти.
Президентский демократический режим — это система взаимной независимости, так как и законодательная власть, и Глава государства имеют фиксированный выборный мандат, являющийся источником их легитимности. Это служит гарантией против усиления притязаний одной из ветвей власти. Президентские системы в большей степени, чем парламентские системы, склонны иметь исполнительную власть, чья программа последовательно блокируется законодательной властью.

В Казахстане еще нет достаточно сильной партийной системы и политической культуры граждан. Поэтому очень важно, чтобы современная конституционная реформа была направлена на усиление роли партий в политической системе Казахстана. По форме правления наше государство остается президентской республикой, однако по многообразию и гибкости элементов этого правления, апробированных конституционной практикой развитых демократий, казахстанская форма президентского правления обретает, благодаря новой конституционной реформе, логически завершенный вид президентско-парламенткой формы правления, особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе.

Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Для гражданского правосознания характерно формальное признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма и неправомерного общественного поведения. Это правосознание исходит из того, что нормы права выше закона, из которых сам закон черпает обязательную силу. Однако нормы такого положительного права помимо закона и обычая могут формироваться не только законами и обычаями, но и путем общественного провозглашения. Такой экстраординарный источник права активизируется в нестабильных политических ситуациях, когда нормы, провозглашенные небольшой группой или даже отдельным лидером, соответствуют общественному правосознанию.

Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством (даже если он не соответствует наличной системе права), в качестве обязательного для исполнения предписания.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.

Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.

Читайте также: