Гражданское право почему важно

Обновлено: 01.06.2024

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Более существенные изменения в ГК РФ были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 марта 2013 года (за исключением ряда положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, касающихся прав и обязанностей недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, а также положений, касающихся крестьянских (фермерских) хозяйств, вступивших в силу с момента опубликования закона – 31 декабря 2012 года).

Определен принцип добросовестности


Так, в подразделе 1 "Основные положения" отныне закреплен в первой же статье ГК принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей: "При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения."

Данный принцип вполне соответствует представлениям современной доктрины гражданского права и давно введен в законодательство подавляющего большинства стран с развитыми правопорядками.

Мировой опыт показывает, что эффективное развитие рынка невозможно без укрепления начал автономии воли и свободы договора участников оборота. Однако неограниченная свобода в достижении экономических интересов таит в себе возможность дестабилизации оборота. Правила о добросовестности являются естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон.

Для отечественной правоприменительной практики характерно обилие споров, разрешение которых связано с вопросом о недобросовестности участников оборота. Нормативное закрепление принципа добросовестности позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов права, но и более широко применять меры гражданско-правовой защиты в случаях недобросовестных действий участников оборота.

Статья 2 ГК РФ "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" данным законом была приведена в соответствие с существующей практикой. В ранее действовавшей редакции этой статьи отсутствовало указание на то, что отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения) также регулируются гражданским законодательством. Теперь это противоречие устранено.

Технические, но существенные изменения претерпела ст. 5 ГК РФ "Обычаи". В предыдущей ее редакции в качестве источника гражданского права был назван и определен обычай делового оборота. В данной формулировке вызывало споры использование слова "деловой", которое использовано в значении "предпринимательский". На практике же подобные правила поведения широко применяются и за рамками предпринимательской сферы. Ссылки на обычай как на источник гражданского права (наряду с обычаем делового оборота или торговым обычаем) содержатся в международных актах, в том числе в заключенных Российской Федерацией международных договорах, и включены в гражданские кодексы ряда государств. Поэтому и в ГК РФ в качестве источника гражданского права отныне упоминается не только обычай делового оборота, но и любой отвечающий тем же признакам обычай. Принятие этого изменения повлекло и необходимость технической правки ст. 6 ГК РФ "Применение гражданского законодательства по аналогии", для приведения ее в соответствие с предыдущей.

Техническим изменениям подверглась и ст. 8 ГК РФ "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей", из которой в новой редакции был исключен п. 2, в связи с вводом в действие ст. 8.1 ГК РФ "Государственная регистрация прав на имущество", а также был дополнен п.п. 1.1 п.1, согласно которому гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом – данный подпункт внесен в связи с вводом в действие с 1 сентября 2013 года новой главы 9.1. ГК РФ "Решения собраний".

Уточнен порядок государственной регистрации прав

Существенной ревизии в ГК РФ подверглись основополагающие правила, по которым должна осуществляться государственная регистрация прав на имущество, имеющая правоустанавливающее, а не техническое (учетное) значение. Одни и те же принципы регистрации должны применяться независимо от того, что является объектом регистрируемого права – недвижимое имущество, результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, либо иной объект, для которого в будущем законом может быть введена правоустанавливающая регистрация.

Закрепленная в ст. 8.1 ГК РФ "Государственная регистрация прав на имущество" регистрация прав является государственной, то есть осуществляется от имени государства в порядке исполнения им своих публично-правовых функций. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, это позволяет обеспечить доверие общества к системе ведения реестра.

Важнейший принцип, на котором строится континентальная система государственной регистрации прав, заключается в разном отношении к двум видам оснований возникновения прав — по сделке и на основании закона. Если права возникают в силу сделки, они признаются возникшими не ранее, чем будет внесена соответствующая запись в реестр. Напротив, если права возникают, изменяются или прекращаются в силу обстоятельств, указанных в законе (например, в результате универсального правопреемства при наследовании или реорганизации юридического лица, гибели объекта), то правовые последствия, указанные в законе, возникают независимо от факта государственной регистрации. Однако любое лицо, затронутое в сложившейся ситуации тем, что запись в реестре стала недостоверной, вправе потребовать исправления регистрационной записи (п. 4 ст. 8.1 ГК РФ).

Если какое-либо лицо, являющееся правообладателем, неправомерно исключено из реестра (в результате неправомерных действий третьих лиц, в силу недействительной сделки и прочих обстоятельств), во избежание появления фигуры добросовестного приобретателя соответствующего объекта в п. 7 ст. 8.1 ГК РФ была закреплена конструкция отметки в реестре о возражении. Такая отметка может быть сделана по заявлению только того лица, которое ранее было указано в реестре в качестве правообладателя. Данная мера будет способствовать защите от противоправного присвоения чужой собственности и одновременно не предоставит слишком широкую возможность отражения в реестре возражений неопределенного круга лиц. Защита остальных лиц может осуществляться посредством внесения в реестр записи о возникшем судебном споре с их участием.

В п. 9 ст. 8.1 ГК РФ закрепляется важное правило о том, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, отвечает за недостоверную регистрацию (то есть внесение или погашение записи в противоречии с действительным положением дел) только при наличии своей вины. В остальных случаях потерпевшее лицо может обращать свои требования к тому, по чьей инициативе недостоверная регистрация осуществлена.

Характерной особенностью системы государственной регистрации прав на недвижимость в странах европейского континентального права является то, что в сфере обеспечения прав на недвижимость и достоверности их регистрации весьма значима роль нотариуса.

Десятилетия существования в странах континентальной правовой системы государственной регистрации не сделок, а прав наглядно демонстрируют, что именно государственная регистрация права в сочетании с нотариальным удостоверением сделки оптимальным образом защищает интересы продавцов и покупателей недвижимости, обеспечивает законность оборота недвижимости, способствует снижению количества споров относительно действительности заключенных сделок с объектами недвижимого имущества. Тем самым обеспечиваются и публичные интересы в стабильном и предсказуемом правопорядке. Государственная регистрация сама по себе, ни в том виде, в котором существует сейчас, ни в форме, в которой ей следует быть (регистрация не сделок, а прав), не способна заменить собой нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью.

В связи с этим система регистрации прав строится при непосредственном участии нотариусов, которые привлекаются как к оформлению сделки, так и к передаче документов в регистрирующий орган. Предполагается, что, будучи профессионалами в этой сфере, они обеспечат оказание клиенту комплекса услуг, в том числе передадут документы клиента на регистрацию, получат их после регистрации и вручат клиенту (абз. второй п. 3 ст. 8.1 ГК РФ).

Кроме того, создана система, при которой регистрирующий орган может провести проверку нотариально удостоверенной сделки и отказать в регистрации, если будут иметься доказательства недействительности данной сделки (абз. 2 п. 5 ст. 8.1 ГК РФ). Тем самым устанавливается дополнительная защита от ошибок, допущенных нотариусами по их вине или по объективным причинам.

Уточнены понятия злоупотребления правом и предусмотрена ответственность за ущерб от правомерных действий власти

Существенным изменениям подверглась и конструкция ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав". Изменение содержания понятия "злоупотребление правом" было вызвано необходимостью уточнить абстрактную формулу "злоупотребление правом в иных формах". На смену ей пришло понятие "заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав". Акцентировав внимание на запрете недобросовестных действий в их крайней форме умысла, законодатель устанавливает норму, корреспондирующую с принципом добросовестности в ст. 1 ГК РФ "Основные начала гражданского законодательства".

Кроме того, понятие "действия граждан и юридических лиц" заменено на понятие "осуществление гражданских прав", поскольку гражданские права могут осуществляться не только в форме действия, но и в форме бездействия, а также дополнен запрет на "действия в обход закона с противоправной целью".

В новую редакцию ГК РФ введена ст. 16.1 "Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления", которая предусматривает компенсацию вреда, причиненного личности гражданина или имуществу правомерными действиями госорганов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом.

Изменен порядок использования имени и псевдонима гражданина

Ряд изменений претерпел и подраздел 2 ГК РФ "Лица". Так, были внесены существенные изменения в ст. 19 ГК РФ "Имя гражданина" — отныне установлено, что "Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах". Кроме того, прежняя редакция статьи предусматривала возмещение вреда, причиненного гражданину, лишь в случае "неправомерного использования его имени", а в новой редакции подлежит возмещению вред, причиненный в результате любого "нарушения" его прав на имя или псевдоним. При этом ограничены способы защиты прав на имя – в новой редакции статьи гражданин имеет право защищаться не всеми способами, предусмотренными ст.152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации" (которая отсылает к ст. 12 ГК РФ"Способы защиты гражданских прав", содержащей полный перечень способов защиты прав), а только требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.

В ст. 20 ГК РФ "Место жительства гражданина" теперь законодательно закреплена норма о том, что "Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий". Представляется, что данная норма также будет иметь значение и для решения вопроса о том, является ли надлежащим извещение гражданина судом о месте и времени рассмотрения дела.

Небольшая техническая поправка внесена в ст. 26 ГК РФ "Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет" — кредитные учреждения переименованы в кредитные организации.

Введена возможность ограничения дееспособности лиц, имеющих пристрастие к азартным играм

Существенной можно признать и поправку к ст. 30 "Ограничение дееспособности". Отныне установлено, что может быть ограничена дееспособность лиц, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение вследствие пристрастия к азартным играм, а не только к алкоголю и наркотическим средствам, как было ранее. Кроме того, лица, ограниченные в дееспособности, лишены права самостоятельно получать заработную плату, пенсии, пособия и другие виды дохода – это право передано их попечителям.

Разрешено создание крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица

И последнее крупное изменение, внесенное в ГК РФ этим законом, это дополнение кодекса главой 3.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство". Новая глава имеет лишь одну ст. 86.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство", которая регламентирует порядок создания и функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица. Как установлено новой нормой, граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

При этом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности, а гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

Установлен особый порядок обращения взыскания на земельный участок, являющийся собственностью такого хозяйства: земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.


Муниципальный район "Чурапчинский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Ребенок имеет право!

Список документов, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.

С рождения ты имеешь права:

  • на имя;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
  • на уважение чести и достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.

C 6 лет добавляются

  • совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
  • свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

Обязанности:

  • получить среднее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

С 10 лет добавляются

  • на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.

С 14 лет добавляются

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
  • участвовать в молодёжном общественном объединении.

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.

С 15 лет добавляются

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

  • вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет

человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.

Морозова Ольга

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 8 июля 2021 г. № 1371-О-Р об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства об официальном разъяснении Постановления КС от 28 января 2020 г. № 5-П (далее –Постановление КС № 5-П) по делу о проверке конституционности ряда законодательных норм, касающихся пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования граждан.

КС не стал разъяснять постановление по поводу пенсионных взносов адвокатов – военных пенсионеров на ОПС

Конституционный Суд указал, что официальное разъяснение постановлений возможно только по вопросам, отраженным в принятом им решении, а не по принятым в его исполнение законам

На мой взгляд, отрицательный результат состоявшихся по делу решений в том, что возложение на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанности уплачивать взносы на ОПС признано соответствующим Конституции РФ. Постараюсь объяснить, почему считаю спор проигранным и в чем заключалось его содержание.

Возможность реализации права на получение страхового соцобеспечения в виде пенсии по старости напрямую зависит от исполнения страхователем обязанности по уплате взносов за застрахованное лицо, чтобы последнее накапливало свои пенсионные права в системе ОПС. Здесь стоит учесть, что ст. 39 и 75 Конституции не гарантируют получение пенсионного страхового обеспечения, которое носит условный характер, – т.е. назначается (выдается) только при соответствии условиям, установленным Законом о страховых пенсиях.

Каждый из нас обязан заработать себе будущую пенсию. Военные пенсионеры ее уже заработали. В связи с этим возникает вопрос: чем обосновано принудительное изъятие государством личных средств адвокатов из числа военных пенсионеров для обеспечения их права на вторую страховую пенсию по старости?

Первое требование ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что государственные органы могут вмешиваться в беспрепятственное пользование лицом его имуществом только на основании закона (принцип законности). Нормы закона должны быть ясными и предсказуемыми в применении, чтобы исключить риск произвольного вмешательства государства в распоряжение и пользование имуществом. Второе требование указанной статьи заключается в том, что вмешательство в беспрепятственное пользование лицом его имуществом может осуществляться только в интересах общества. Третье требование именуется принципом справедливого баланса и заключается в том, что между применяемыми государством средствами и целью, которую оно преследует, должна быть обоснованная соразмерная связь, чтобы лицо не несло несоразмерного и чрезмерного бремени.

Лица, у которых отсутствует страховой риск, определенный ст. 8 Закона об обязательном пенсионном страховании, не страхуются в ОПС. Пенсионеры являются бенефициарами системы социального обеспечения, у них нет страхуемого риска утраты дохода. Это значит, что правовые основания для взимания взносов за них (незастрахованных) отсутствуют. Принудительное страхование адвокатов из числа военных пенсионеров в системе ОПС, полагаю, есть не что иное, как произвольное вмешательство государства в распоряжение и пользование имуществом указанных лиц.

Система ОПС базируется на персонификации прав застрахованных лиц на будущую страховую пенсию. По закону уплата взносов в ПФР осуществляется в интересах конкретного застрахованного лица, а не общества.

В настоящее время право военного пенсионера, имеющего статус адвоката, на получение второй страховой пенсии по старости не гарантируется и обеспечивается за счет исполнения им обязанности по уплате взносов в ПФР в строго определенной сумме в течение 15 лет, поскольку правовой механизм одинаков как для военных пенсионеров, так и для лиц, не получающих пенсию. При этом совершенно очевидно, что без фиксированной выплаты размер пенсии по старости на порядок ниже, и жить на страховую пенсию в 3000 руб., думаю, вряд ли кто-то сможет. То есть получается, что в отношении военных пенсионеров государство не ставит целей обязательного пенсионного страхования?

Права реализуются добровольно и этим отличаются от обязанностей. Если гражданина принуждают (обязывают) обеспечивать (приобретать) его право, то это уже не право, а обязанность, в данном случае – обязанность работающего военного пенсионера обеспечить себе право на увеличение размера получаемого государственного соцобеспечения за счет страхового соцобеспечения посредством уплаты взносов в ПФР.

Законодатель должен будет расширить круг лиц из числа военных пенсионеров, не являющихся застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию

Читайте также: