Образовательное право как комплексная отрасль права
Обновлено: 25.06.2024
1) Понятие и предмет образовательного права как комплексной отрасли российского права
Выделяют несколько форм существования образовательного права, которые соответствуют подходам понимания права:
- нормативистский – образовательное право – это образовательное законодательство и отрасль образовательное право;
- естественно-правовой – образовательное право – это представления людей о справедливости общественных отношений в области образования и состояние свободы человека в области образования;
- социологический – образовательное право – система правоотношений в сфере образования;
- психологический – образовательное право – представления людей об образовательном праве, т.е. правосознание;
- образовательное право – субъективное право человека на образование;
- образовательное право – учебная дисциплина.
Образовательное право — это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений.
Можно ли считать образовательное право отраслью российского права?
1. т.з. О.п. – отрасль права (комплексная);
2. т.з. о.п. – отрасль законодательства.
Черты комплексной отрасли:
1. Не имеет единого однородного предмета;
3. Пользуются методами основных отраслей;
4. Не занимают места в правовой системе.
Комплексная отрасль права характеризуется также тем, что она возникает при наличии потребности общества в использовании новых механизмов, принципов, методов правового регулирования этих особых отношений.
Образовательное право формируется на пересечении публичного и частного права. Оно входит в межотраслевой массив – гуманитарное (Ю.А. Тихомиров) или социальное (А.В. Мицкевич) право.
Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).
Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.
Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
2) Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7) лицензирование образовательной деятельности:
а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
(п. 13.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ)
14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей.
Читайте также:
- Как осуществлял педагог отбор содержания учебного материала по развитию речи
- В чем заключалась суть дискуссии фрэнка истербрука и лоренса лессига по вопросам интернет права
- Как называются праздники которые отмечают все граждане нашей страны
- Есть обязанности какое сказуемое
- Какие предметы обучения относятся к основным фссп