Какие информационные ресурсы относятся к правовой информации

Обновлено: 02.07.2024

30.Правовые информационные системы.

Правовые информационные системы являются одной из разновидностей информационных систем (ИС). Поэтому все признаки, характерные для понятия информационная система, присущи в равной степени и понятию правовая информационная система.
Следовательно, содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.
Таким образом, правовая ИС включает в себя информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.

Информационные системы, связаны с юридической поддержкой бизнеса и конкретной производственной деятельностью предприятия, помогают разобраться в потоке информации. К ним, в частности, относятся:

  • информационно-поисковые справочные и консультационные юридические системы;
  • документарные системы, отражающие отдельные стороны документооборота (по заключённым договорам и их движению, трудовым контрактам, организационно-распорядительным актам руководства организации и пр.);
  • системы, отражающие текущую оперативную деятельность (аудиторские, криминалистические, социально-статические и др.);
  • идентификационные системы, а также подсистемы в комплексных информационных системах, ориентированные на конкретную прикладную сферу.
  • использованием оптических накопителей (CD-ROM);
  • подключением абонента к серверу в вычислительном центре постановщика информации по телефонным каналам и рассылкой дополнений по запросам пользователя по телекамуникационным каналам;
  • реализацией прямой модемной справочной службы с поиском информации в вычислительном центре постановщика информации и передачей её пользователю по телекоммуникационным каналам;
  • передачей информации по радио- и телевизионным каналам, включая использование возможностей системы “телетекст” в текстовом и графическом видах.

Отличительные особенности любой юридической справочной информационной системы:

  • прямые контакты с основными организациями- источниками нормативных актов;
  • высокая степень достоверности нормальных актов и полноты нормальной базы (по оценкам, выставленным в ходе указанного конкурса);
  • высокий уровень универсальности (обеспечения документальной поддержки по всем разделам российского законодательства);
  • наличие развитого системного аппарата поиска информации;
  • возможность формирования индивидуальных архивов, а также поддержки нормативной базы конкретной организации;
  • использование современного пользовательского интерфейса на базе Windows-приложений;
  • развитые средства доставки информации конечному пользователю;
  • высокий уровень поддержки, в том числе консалтинга.
  • поиск по реквизитам - поиск с указанием точных реквизитов документа (тип, номер документа и т.д.);
  • по ситуации – поиск с описанием реальной ситуации.
  • поиск по классификаторам — удобен для составления тематических подборок документа.
  • поиск по источнику опубликования — обеспечит быстрый доступ к документу с известным источником и датой публикации.

В сети Интернет много сайтов правовой тематики, что отражает важность права в жизни личности, общества и государства. К правовым информационным ресурсам Интернет можно применить различные критерии классификации.

  1. По национально-территориальному признаку.
  2. По видам владельцев сайта – государственные организации, коммерческие организации, общественные объединения, образовательные учреждения, частные лица и т.п.
  3. По отраслям права – теория государства и права, гражданское право, право интеллектуальной собственности, информационное право и т.д.
  4. По характеру содержания (контента) – каталоги правовых ссылок, научные публикации, правовые базы данных, сборники нормативных документов, предложение юридических услуг и пр.
  5. По охвату предполагаемой аудитории – международные, федеральные, региональные и местные ресурсы.
  6. По популярности ресурса, количеству посетителей сайта (рейтингу).

Многие сайты трудно отнести к той или иной категории по содержанию, так как они содержат комбинацию различных вариантов. Так, например, сайт могут содержать и подборку нормативных документов, и статьи различных авторов, и подборку ссылок, и форум, словом все то, что пожелает и сможет собрать автор сайта. Ясно, что один и тот же сайт может попадать одновременно в несколько категорий классификации.

Пользуясь поисковыми системами, можно получить списки ссылок на правовые ресурсы. В многочисленных поисковых каталогах обычно есть соответствующие разделы правовой тематики. Они могут называться по-разному. Так, например, в каталоге Яndex есть раздел “Общество и политика”, внутри которого есть подраздел “Власть”. В каталоге поисковой системы Google – topСТО (русская версия) есть разделы “Политика” и “Юриспруденция”. В одном из лучших российских каталогов - поисковой системе АПОРТ есть раздел “Общество”, в котором представлены следующие разделы:

  • Армия и вооружение
  • Власть
  • Выборы
  • Государственная символика
  • Катастрофы, преступления, безопасность
  • Международные отношения
  • Национальные отношения
  • Миграция
  • Партии и общественные объединения
  • Политики, чиновники, общественные деятели
  • Право и законодательство
  • Религия и духовность
  • Люди
  • Социальные группы
  • Публикации и аналитика
  • Каталоги и ссылки
  • Справочная информация
  • Чаты и форумы

4. Российские правовые ресурсы

Приведенный ниже перечень сайтов правовой тематики не является полным и всеобъемлющим, а скорее дает пример правовых ресурсов разных категорий. Пользуясь приведенной выше методикой поиска, читатель легко сможет найти интересующий его конкретный ресурс.

4.1. Государственные органы Российской Федерации

4.2. Судебные органы

4.3. Базы правовой информации

Широко известны российские справочно-правовые системы. Практически все студенты юридических и экономических вузов изучают работу с такими системами [Правовая информатика (информационные системы) Том II Издательство “Профобразование”, 2001]. Все ведущие организации - разработчики таких систем имеют свои сайты в Интернет. Эти сайты предоставляют множество полезной информации и дополнительных услуг, на основании чего их полноправно можно называть порталами. Однако кроме знакомства с самими системами и условиями их приобретения многие из этих организаций предоставляют доступ через Интернет к своим правовым базам. Этот доступ осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Бесплатно предоставляется или доступ в определенное время (например, в выходные дни), или к отдельным правовым базам, или к отдельным, обычно самым свежим, документам.

· Правовая система “Референт”. http://www.referent.ru. Референт Web On-line доступ к информационным модулям системы "Референт Web" . Бесплатный доступ в течении двух недель.

· Научно-технический центр правовой информации "Система". http://www.systema.ru/. Научно-технический центр правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сайт предоставляет доступ к правовой базе данных, содержит электронные версии официальных изданий.

4.4. Общеюридические ресурсы, правовые каталоги.

4.5. Тематические правовые сайты

· Налоговая помощь. http://www.taxhelp.ru/. Сайт "Налоговая помощь" посвящен российскому налоговому праву. Помощь в решении вопросов налогообложения. На сайте есть статьи, рефераты, форум и многое другое.

4.6. Правовое регулирование Интернет

4.7. Сайты некоторых .юридических ВУЗов

4.8. Юридические библиотеки

Поиск правовых ресурсов

Существует множество каталогов, в которых в той или иной степени представлены правовые ресурсы. Для первоначального ознакомления с интересующей темой они могут быть полезны. Однако не стоит забывать, что подборка ссылок составляются людьми, поэтому всегда страдают неполнотой. Кроме того, как отмечалось ранее, многие каталоги используют добровольную регистрацию в них владельцев сайтов. Это значит, что тот или иной, порой значимый и полезный ресурс может не попасть в подборку ссылок данного каталога.

Для более полного или более конкретного поиска информации в той или иной области права следует пользоваться поисковыми машинами. Перечень ведущих поисковых машин и принципы их работы приведены в разделе . Там же упоминаются лучшие поисковики.

Чтобы почувствовать разницу и оценить эффективность различных поисковых машин, рекомендуется хотя бы иногда использовать разные поисковики для одного и того же запроса. К тому же со временем происходит модернизация программного обеспечения механизмов поиска, появляются новые поисковые сервисы, поэтому в лидеры по качеству поиска могут выходить другие поисковые систему, нежели указанные в статье.

Для примера сопоставим поиск по запросу “Правовые ресурсы интернет”, в различных поисковых системах и сравним полученные результаты.

Найдено 52 ссылки. На одной странице показывается по 20 ссылок. Следует отметить, что некоторые заголовки не могут отобразиться в правильной кодировке и заменяются знаками вопроса.

AltaVista

Найдено 18419 результатов поиска. Результат удобен для дальнейшей работы.

Fast Search

Google

Эта поисковая система в последнее время заслужила заслуженную популярность во всем мире, в том числе и в России. Поиск показал примерно 767тысяч ссылок. Так как система ориентирована на поддержку русского языка, результаты отображаются корректно и удобно. Следует отметить, что поисковая система использует эффективный механизм ранжирования выдаваемой информации, в результате этого в начало списка попадают наиболее популярные ресурсы, удовлетворяющее запросу.

Яndex

Один из лучших российских поисковиков выдает интересную статистику по заданному запросу:

Результат поиска: страниц - 788, серверов - не менее 106. Статистика слов: Правовые: 4068131, ресурсы: 18743599, интернет: 29636363.

АПОРТ

Результат: Лучшие 608сайтов (1284 документа)

По форме выдачи результатов на экран – вся необходимая информация, красиво оформленная.

Rambler

Ссылки снабжены информацией о том, какие разделы данного сайта могут содержать релевантную информацию (На том же сайте…). В остальном ничего принципиально отличного от предыдущих систем. Статистикапоиска: Вы искали: Правовые ресурсы интернет, найдено сайтов: 9785, документов: 219136.

В ответ на данный запрос, как видно из примеров, поисковые системы выдали очень большое количество ссылок. Если провести анализ релевантности, то есть соответствия результата поставленной задаче, то качество результата почти всех систем нельзя признать удовлетворительным. При таком большом количестве ссылок приходится сначала анализировать их аннотацию, заголовки сайтов, фрагменты, содержащие ключевые слова. На этом этапе уже исключаются, как правило, больше половины ссылок. Затем приходится конкретно просматривать содержимое найденных сайтов (контент). И на этом этапе тоже выясняется, что большая часть сайтов не содержит нужной информации. В ряде случаев необходимо повторять запрос, задавая другое сочетание ключевых слов. Часто необходимо применять расширенный поиск, либо применяя язык запросов, либо используя форму для задания дополнительных условий поиска. Расширенные формы и языки запросов рассмотрены ранее.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД ).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Указанные признаки также приведены в Разъяснениях Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ ( ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ).

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор Российской Федерации - международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования ( пп. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..

Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Виды правовых актов

Существует зависимость вида акта от его нормативного содержания и органа принятия.

Нормативные правовые акты принимаются (издаются) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в виде законов, указов, постановлений, приказов, правил, инструкций, положений и т.д.

Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается". Минюст России в Разъяснениях о применении указанных Правил, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Локальные нормативные акты принимают работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ( ст. 8 ТК РФ). Наиболее распространенные формы таких актов - положение, правила, инструкция и т.д.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,

имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

- носят индивидуально - правовой характер,

- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

- образцы деловых бумаг;

- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.


Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.


Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.


Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).


В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.


Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.


Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.


Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.


Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

Читайте также: