Какие гарантии реализации указанного права содержит российское законодательство

Обновлено: 14.06.2024

Действующее в сфере образования российское законодательство содержит достаточно развернутую систему юридических гарантий прав и законных интересов педагогических категорий различных категорий. Это, к сожалению, не является свидетельством высокой эффективности этих гарантий. Немало фактов, свидетельствующих, что федеральный и региональный законодатели, органы местного самоуправления, федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием, сами образовательные учреждения в процессе образовательного нормотворчества и при осуществлении применения норм образовательного законодательства не всегда обращают должного внимания на должный уровень обеспечения и защиты прав педагогических работников. Поэтому будущим педагогам необходимо иметь наиболее общие и необходимые знания о существующей системе юридических гарантий их прав и законных интересов с тем, чтобы быть готовыми к их правомерной защите.

В первом параграфе настоящей главы уже была представлена в общем виде классификация юридических гарантий. В данном случае обратимся лишь к наиболее распространенным и важным нормативно-правовым гарантиям, предусмотренным образовательным и отраслевым законодательством.

В ст. 4 при перечислениизадач законодательства РФв образовательной сфере законодатель называет и такие, как обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, а также создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

Наиболее общей и фундаментальной гарантией следует рассматривать предписываемую Федеральным законом обязанность государственной поддержки подготовки специалистов, а также приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования (п.5 ст.2). Еще одна гарантия общего характера сформулирована как несение ответственности высшего учебного заведения перед личностью, обществом и государством (п.2 ст.3). Более же конкретная гарантия представлена в Федеральном законе, например, как одна из задач образовательного учреждения, в частности, как задача по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации (п.3 ст. 8; ст. 21).

В законодательных актах об образовании других субъектов РФ могут предоставляться и иные гарантии, которые отражают особенности того или иного региона и сложившуюся практику образования и образовательного нормотворчества.

В Типовом положении о высшем учебном заведении следует назвать 51, в котором устанавливается обязанность высшего учебного заведения (в лице его руководителей) создать условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с действующим уставом, вносимыми предложениями о его изменении или дополнении и для свободного обсуждения этих предложений.

Теперь обратимся к теме юридических гарантий педагогических работников с точки зрения, гарантиикаких именно их правявляются предметом нормативно-правового закрепления в российской законодательстве. К числу наиболее существенных таких гарантий относятсясоциальные гарантииигарантии трудовых прав педагогических работников.Связь этих гарантий, равно как и самих этих прав и законных интересов, настолько тесна, что их разграничение в значительной мере носит относительный характер. Скажем, в системе социальных гарантий педагогических работников основное место, безусловно, занимают вопросы, связанные с оплатой труда педагога (преподавателя).

Вопросы оплаты труда регулируются преимущественно постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о социальном обеспечении. Вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан - приказами Минобразования РФ, приказами других министерств и ведомств, решениями коллегий Минобразования РФ, выплаты пособий – приказами и письмами профильного министерства, назначение пенсий – совместными приказами Минтруда, Минобразования, Минздрава, Пенсионного Фонда РФ, вопросы общего образования – приказами Минобразования, специального образования – информационными письмами и письмами Минобразования, профессионального образования – приказами и распоряжениями министерства.

Одним из основополагающих документов, регулирующих вопросы оплаты труда работников сферы образования, студентов, их социального обеспечения являетсяОтраслевое тарифное соглашение(ОТС) -правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в отрасли и устанав­ливающий согласованные меры по усилению социальной защищеннос­ти работников и обучающихся с оп­ределением дополнительных соци­ально-экономических, правовых и профессиональных гарантий и льгот.ОТС принимается по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на определенный период на уровне субъектов РФ, муниципальных образований. Его положения находят закрепление в коллективных договорах образовательных учреждений.

В зависимости от сферы регулируемых соци­ально-трудовых отношений могут заключаться со­глашения: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых от­ношений на федеральном уровне; региональное соглашение - на уровне субъектов РФ; отраслевое (межотраслевое) определяет общие условия опла­ты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (например, работникам учреждений сис­темы образования); территориальное соглашение устанавливает те же общие условия на территории муниципального образования.

Одной из важнейших гарантий социальных прав и законных интересов педагогических работников являетсяколлективный договор, о котором уже в предыдущих главах говорилось, но в ином ракурсе. В данном случае предметный интерес представляет его анализ именно как элемента системы социальных гарантий педагогических работников.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и рабо­тодателем в лице их представите­лей.Чаще всего в коллективных договорах содержатся локальные нормы права по вопросам оплаты труда, размеров премий и доплат, предоставляемых из фондов образовательного учреждения, добровольного и обязательного медицинского страхования, льгот для отдельных категорий трудового коллектива. Заключенные и вступившие коллективные договоры являются общеобязательными. К лицам, виновным в неисполнении норм коллективного договора применяются меры государственного принуждения в том же порядке, что и за нарушения норм права, установленных законом и иными нормативно-правовыми актами.

Структура коллективного договора определена статьей 41 Трудового ко­декса РФ. К основным таким структурным элементам кодекс относит: формы, системы и размеры оплаты труда работников; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; оздоровление и отдых работников и членов их семей и др. Важно также и положение той же статьи, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Нужно отметить, что после введения в действие Трудового кодекса РФ отношение к коллективным догово­рам принципиально изменилось. Ранее они рассматривались только как свод правил для норм оплаты труда, отпуска и социальной защиты, а в настоящее время они являются документом, обязательным для заключения, инструментом для достижения производственных целей (конкурентоспособности, повышения эффективности ис­пользования ресурсов, улучшения качества результатов деятельности) и реализации интересов трудящихся. Новый подход рассматривает коллективный договор как элемент правовой организации общественных отношений, формы самоуправления, комплекса мер по развитию организации. Он предполагает, что коллективные отношения могут при­спосабливаться к потребностям предприятия, к внешней экономической ситуации. Одновременно утверждается, что одними решительными действиями менеджеров, без под­держки коллектива, не достичь желаемых изменений.

Коллективные договоры в вузе стали заключаться с 1990 г. после распространения на бюджетные организации статуса госпредприятия и получения значительной самостоятельности. Коллективный договор в вузе отличается спецификой взаимодействия сторон - это одна из форм уча­стия работающих в управлении и является программой действий коллектива на очередной плановый период, использования выделяемых средств, приоритета в принимаемых решениях.

Несомненно, важнейшим локальным актом, в котором конкретизируются гарантии прав педагогических работников, являетсяУстав образовательного учреждения. Эти гарантии формулируются, как правило, в виде обязанностей самого образовательного учреждения, а также обязанностей его единоличного и коллегиального органов управления. Так, например, в Уставе Пермского государственного педагогического университета (2002 г.) в перечне полномочий Ученого совета вуза (п.36) есть такие, которые, в частности, предусматривают: утверждение Положения о материальном стимулировании труда работников Университета, включающее разделы о доплатах, надбавках, премиях и других выплатах; принятие решения о предоставлении работникам Университета отпусков с сохранением заработной платы продолжительностью три или шесть месяцев для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соответственно. Ректор Университета обеспечивает соблюдение установленного порядка избрания и утверждения в должности деканов, соблюдает порядок конкурсного отбора и утверждения в должности заведующих кафедрами и других лиц из числа профессорско-преподавательского состава (п.37). Важной гарантией следует признать и отражение в Уставе вуза значительной роли общественных организаций и профессиональных союзов работников и обучающихся Университета (п.38).

Еще один важный акт локального характера, имеющий большое значение для обеспечения и защиты социальных и трудовых прав педагогических работников после Устава образовательного учреждения- Правила внутреннего трудового рас­порядка,разрабатываемыев соответствии со статьями 189-190 Трудового кодекса Россий­ской Федерации самим общеобразовательным учреж­дением самостоятельно на основе Типовых правил внутреннего трудо­вого распорядка, изданных еще Ми­нистерством просвещения СССР (приказ от 22 декабря 1985 года № 223). Они действуют и сегодня, но только в части, не противоречащей действующему законодательству. В сущности, Правила внутреннего трудового рас­порядка являются приложением к коллективному договору. Правила утверждаются руководите­лем общеобразовательного учрежде­ния с учетом мнения представи­тельного органа работников организации. Это принципиально новая позиция современного трудового законодательства, до 2002 года Пра­вила принимались исключительно трудовым коллективом. Нынешнее законодательство четко определяет, какие именно документы должен представить работник при приеме на работу. Здесь стоит обратить внимание руководителей на возмож­ность в интересах работника запраши­вать у него документы, подтверждаю­щие его трудовую деятельность по профилю педагогической работы, в соответствии с требованиями прило­жения № 6 Инструкции о порядке ис­числения заработной платы работни­ков просвещения.

Правила внутреннего распорядка могут содержать дополнительный перечень категорий работников, которым устанавливается сокра­щенный период испытательного срока, например, старшая вожатая или педагог-организатор. Основным документом работника, подтверждающим ведение трудовой деятельности, является трудовая книжка.

Наконец, обратимся ктрудовому договору с педагогическим работником,в котором нормативно-правовые гарантии его социальных и трудовых прав и законных интересов приобретают персональный, т.е. индивидуально-правовой характер.Примерная форма трудового договора (контракта) с работником была утверждена постановлением Министерства труда РФ от 14.07.1993г. № 315.Трудовые договоры могут заключаться с преподавателями вузов, средних специальных, начальных профессиональных и средних учебных заведений и дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

Гарантии педагогического работника в Трудовом договоре формулируются, как уже говорилось, главным образом, в виде обязанностей работодателя, т.е руководителя образовательного учреждения. Так, в трудовом договоре между Уральским государственным университетом им. А.М. Горького и работников (преподавателем) в число обязанностей работодателя по отношению к преподавателю, включены, такие, как: недопустимость требования выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, без согласия работника; обеспечение безопасности труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; своевременная и в полном размере выплата причитающейся Работнику заработной платы в сроки, установ­ленные Трудовым кодексом РФ, Коллективным договором УрГУ и данным трудовым договором; осуществление обязательного социального страхования Работника в порядке, установленном федеральными законами; признание, должным образом оформление и защита личных прав Работника, связанных с созданными им и при­надлежащими Работодателю объектами интеллектуальной собственности и др. Важной гарантией является и то, что трудовым договором работник обязан ознакомиться с основными локальными актами данного образовательного учреждения: Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего распорядка, Положением об оплате труда работника, положением о премировании работников, должностной инструкцией работника. Нужно сказать, что такой пункт трудового договора далеко не всегда встречается в других договорах, что вряд ли можно считать правильным.

Читайте также: