Кто из чиновников доносит хлестакову о злоупотреблениях других

Обновлено: 17.06.2024

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева Конспект урока по литературе для 8 класса. Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов

Похожие статьи:

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

А) с верой и правдой; Б) с надеждой и уверенностью;

В) с красотой и благом; Г) со злостью и солью.

2. Чем представлялся театр Н.В. Гоголю?

А) жизнью; Б) кафедрой; В) церковью; Г) музеем.

3. Чего больше всего боятся люди, по мнению Н.В. Гоголя?

А) смеха; Б) ненависти; В) войны; Г) конфликта.

4. Когда Н.В. Гоголь попросил у А.С. Пушкина какой-нибудь сюжет для комедии?

А) в мае 1830 года; Б) в октябре 1835 года; В) в январе 1840 года; Г) в марте 1845 года.

А) 1 января 1834 года в Малом театре; Б) 28 февраля 1838 года в Московском театре;

В) 19 апреля 1836 года в Александринском театре; Г) 15 августа 1840 года в Мариинском театре.

А) Николай I; Б) Александр I; В) Александр II; Г) Павел I.

А) А.И. Герцен; Б) А.С. Пушкин; В) В.Г. Белинский; Г) Д.И. Писарев.

8. Какая фраза появилась в окончательном тексте комедии в 1842 году?

А) Зачем же стулья ломать?; Б) К нам едет ревизор;

В) Легкость необыкновенная в мыслях; Г) Над собой смеетесь.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

12. Сколько лет Хлестакову, согласно примечаниям автора?

А) 22 года; Б) 23 года; В) 24 года; Г) 25 лет.

13. Кто из чиновников в комедии прочитал пять или шесть книг?

А) городничий; Б) почтмейстер; В) судья; Г) попечитель богоугодных заведений.

14. Кто снился ночью городничему перед получением известия о скором прибытии ревизора?

А) два гуся; Б) две собаки; В) два слона; Г) две крысы.

15. Почему, по словам судьи, от заседателя несет водкой?

А) мамка ушибла; Б) ему холодно; В) что-то празднует; Г) нет настроения.

16. Чем берет взятки судья?

А) продуктами питания; Б) мехом; В) дорогим вином; Г) борзыми щенками.

17. Кого городничий обвиняет в том, что тот не ходит в церковь?

А) почтмейстера; Б) судью; В) попечителя богоугодных заведений; Г) Хлестакова.

А) Наполеон; Б) Юлий Цезарь; В) Александр Македонский; Г) Кромвель.

19. Приезд ревизора, по мнению почтмейстера, связан с возможной войной с ….

А) с французами; Б) с турками; В) с англичанами; Г) со шведами.

20. Что собирались поесть в трактире Бобчинский и Добчинский, где узнали о приезде Хлестакова?

А) семгу; Б) осетра; В) горбушу; Г) окуня.

21. Куда, согласно подорожной, направлялся Хлестаков?

А) в Самарскую губернию; Б) в Тамбовскую губернию;

В) в Пензенскую губернию; Г) в Саратовскую губернию.

22. Сколько времени Хлестаков жил в трактире, до того как об этом узнали чиновники?

А) неделю; Б) две недели; В) три недели; Г) месяц.

23. В каком городе Хлестаков проиграл деньги?

А) в Пензе; Б) в Саратове; В) в Тамбове; Г) в Самаре.

24. Сколько рублей дал городничий Хлестакову в трактире?

А) 200 рублей; Б) 300 рублей; В) 400 рублей; Г) 500 рублей.

25. Чем излечиваются больные более, чем медикаментами, по словам Земляники?

А) добротой и лаской; Б) режимом и распорядком; В) честностью и порядком; Г) словом и делом.

26. У кого городничий выиграл 100 рублей в карты?

А) у Земляники; Б) у Хлопова; В) у Ляпкина-Тяпкина; Г) у Добчинского.

А) с Пушкиным; Б) с Лермонтовым; В) с Давыдовым; Г) с Жуковским.

28. Сколько, по словам Хлестакова, Смирдин платит ему за литературные произведения?

А) 30 тысяч; Б) 40 тысяч; В) 50 тысяч; Г) 60 тысяч.

29. Сколько стоит арбуз на балу у Хлестакова?

А) 500 рублей; Б) 600 рублей; В) 700 рублей; Г) 800 рублей.

30. Сколько курьеров приехало к Хлестакову для приглашения занять должность?

А) десять тысяч; Б) тридцать пять тысяч; В) пятьдесят тысяч; Г) сто тысяч.

31. С какого года Ляпкин-Тяпкин выполняет свои обязанности? А) с 1811 года; Б) с 1813 года; В) с 1816 года; Г) с 1818 года.

32. Кто из чиновников доносит Хлестакову о злоупотреблениях других чиновников?

А) Хлопов; Б) Ляпкин-Тяпкин; В) Шпекин; Г) Земляника.

33. Сколько детей у Земляники?

А) трое; Б) четверо; В) пятеро; Г) шестеро.

34. Сколько рублей Хлестаков взял у Добчинского и Бобчинского?

А) 65 рублей; Б) 75 рублей; В) 85 рублей; Г) 95 рублей.

35. Кому из друзей написал письмо Хлестаков, в котором рассказал, что произошло с ним в городе

А) Синичкину; Б) Башмачкину; В) Тряпичкину; Г) Величкину.

36. Кого из чиновников Хлестаков в письме назвал сивым мерином?

А) почтмейстера; Б) городничего; В) судью; Г) смотрителя училищ.

37. Кого из чиновников Хлестаков в письме назвал свиньей в ермолке?

А) Хлопова; Б) Землянику; В) Ляпкина-Тяпкина; Г) Держиморду.

А) Осип; Б) Хлестаков; В) городничий; Г) Земляника.

39. По мнению В. Гиппиус, немая сцена является выражает идею…

А) неотвратимости наказания; Б) издёвки над глупостью;

В) власти и закона; Г) бесплодных надежд.

А) истинным героем; Б) настоящим откровением;

В) нечаянным пророком; Г) художественным открытием.

41. Смех в комедии, по мнению Н.В. Гоголя, …. ….

А) честное, благородное лицо; Б) момент истины; В) главный герой; Г) разоблачитель лжи.

1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – В; 8 – Г; 9 – А; 10 – В; 11 – Г; 12 – Б; 13 – В; 14 – Г; 15 – А; 16 – Г; 17 – Б; 18 – В; 19 – Б; 20 – А; 21 – Г; 22 – В; 23 – А; 24 – В; 25 – В; 26 – Б; 27 – А; 28 – Б; 29 – В; 30 – Б; 31 – В; 32 – В; 33 – В; 34 – А; 35 – В; 36 – Б; 37 – Б; 38 – Б; 39 – В; 40 – Г; 41 – А.

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора.

2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора.

3. Затруднительное положение Хлестакова. Приезд городничего к нему.

5. Жена и дочь городничего знакомятся с Хлестаковым, который вдохновенно лжет о своем высоком положении в обществе.

6. Чиновники ходатайствуют о выполнении своих просьб. Хлестаков берет у них деньги.

7. Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину о произошедшем.

9. Хлестаков делает предложение дочери городничего Марии Антоновне

10. Отьезд Хлестакова

11. Мечты городничего о счастливой жизни благодаря выгодному замужеству дочери.

12. Почтмейстер приносит признательное письмо Хлестакова.

13. Приезд настоящего ревизора.

Композиция

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Образ Хлестакова в комедии

Иван Александрович без зазрения совести брал у чиновников взаймы, обещая все вернуть, хотя знал, что этого ни когда не будет. Он позволяет себе ухаживать сразу за двумя дамами, обманывая обоих. Возможно, Хлестаков еще долго мог бы так жить, но в конечном итоге закончилось бы это плачевно. Судьба распорядилась так, что Иван Александрович уехал из города до момента своего разоблачения.

Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставлены на сцене.


Пример сочинения 2

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами. Подлая, ничтожная натура героя проявляется особенно в тех случаях, где требуется присутствие духа или характер.


Пример сочинения 3

Хлестаков – один из ключевых персонажей произведения, на действиях которого, в основном, построен его сюжет. Хотя автор ставил своей целью высмеять негативные стороны российской действительности и существующего строя, типаж и действия самого данного героя комедии представляют собой не такое редкое явление и в наше время.

Гоголь стремился показать глупость и бездарность чиновников, в ведении которых отданы огромные средства и судьбы миллионов. С этой целью он подчеркивает ничтожность персонажа, который нее просто ввел и заблуждение, заставив верить, что ревизор из столицы, но сделал это не столько по своему злому умыслу, а благодаря страху чиновников перед начальством и глупости.

Главное качество Хлестакова и других, подобных ему – это самомнение. Молодой человек дослужился только до низкого чина гражданской службы, но, даже оказавшись без денег в незнакомом городе, под угрозой ареста за долги, он не теряет уверенности в себе и ведет себя достаточно нагло. Безграничное самомнение хлестаковых — их главное оружие, которое, однако, можно успешно применять лишь против недалеких людей.

Другая показательная черта данного персонажа и подобных ему – это глупость. Гоголь постоянно показывает, что речи Хлестакова бессвязны и могут казаться правдоподобными, если не рассматривать их в комплексе. Мнимый ревизор одновременно говорит о себе, что достиг больших успехов на государственной службе, при этом же является видным литератором, автором многих произведений, знакомым Пушкина. Однако все это лишь красивая обертка. Из слов Хлестакова видно, что он не обладает глубокими знаниями ни по одному из предметов, по которым высказывается. Позволяет ему играть данные роли его вовлеченность в петербургскую жизнь, без которой он не может жить. Театр, светские мероприятия, на которых ему приходилось бывать, дают герою комедии неких незначительный запас сведений, используемых им для конструирования важных социальных ролей.

Показательно в Хлестакове и сочетание страха одновременно с готовностью подвергать себя риску. Он труслив, но любовь к хорошей жизни, женщинам и вкусным обедам пересиливают опасения расплаты, которая должна постигнуть его рано или поздно.

Хлестаковщина – более распространенное явление, чем может показаться на первый взгляд. Герой комедии является воплощением безосновательного самомнения, глупости и неспособности к достижению реальных результатов практически в любых областях. Он не расчетливый авантюрист или мошенник, сознательно рискующий ради выгоды, но человек, который может лишь создавать вокруг себя впечатление значимости. Подобных ему, к сожалению, очень много в нашем мире и сегодня.


Пример сочинения 4

Одним из ключевых героев комедии является молодой помещик, лет 23, Иван Андреевич Хлестаков. Легкомысленный, самоуверенный молодой человек, проигравший в карты по дороге в свое поместье, остановился по пути в гостинице небольшого городка N.

Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.

Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.

Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.

Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале - он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.

Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством - все эти образы актуальны до настоящего времени.

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

А) с верой и правдой; Б) с надеждой и уверенностью;

В) с красотой и благом; Г) со злостью и солью.

2. Чем представлялся театр Н.В. Гоголю?

А) жизнью; Б) кафедрой; В) церковью; Г) музеем.

3. Чего больше всего боятся люди, по мнению Н.В. Гоголя?

А) смеха; Б) ненависти; В) войны; Г) конфликта.

4. Когда Н.В. Гоголь попросил у А.С. Пушкина какой-нибудь сюжет для комедии?

А) в мае 1830 года; Б) в октябре 1835 года; В) в январе 1840 года; Г) в марте 1845 года.

А) 1 января 1834 года в Малом театре; Б) 28 февраля 1838 года в Московском театре;

В) 19 апреля 1836 года в Александринском театре; Г) 15 августа 1840 года в Мариинском театре.

А) Николай I; Б) Александр I; В) Александр II; Г) Павел I.

А) А.И. Герцен; Б) А.С. Пушкин; В) В.Г. Белинский; Г) Д.И. Писарев.

8. Какая фраза появилась в окончательном тексте комедии в 1842 году?

А) Зачем же стулья ломать?; Б) К нам едет ревизор;

В) Легкость необыкновенная в мыслях; Г) Над собой смеетесь.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

А) Хлопов; Б) Земляника; В) Ляпкин-Тяпкин; Г) Сквозник-Дмухановский.

12. Сколько лет Хлестакову, согласно примечаниям автора?

А) 22 года; Б) 23 года; В) 24 года; Г) 25 лет.

13. Кто из чиновников в комедии прочитал пять или шесть книг?

А) городничий; Б) почтмейстер; В) судья; Г) попечитель богоугодных заведений.

14. Кто снился ночью городничему перед получением известия о скором прибытии ревизора?

А) два гуся; Б) две собаки; В) два слона; Г) две крысы.

15. Почему, по словам судьи, от заседателя несет водкой?

А) мамка ушибла; Б) ему холодно; В) что-то празднует; Г) нет настроения.

16. Чем берет взятки судья?

А) продуктами питания; Б) мехом; В) дорогим вином; Г) борзыми щенками.

17. Кого городничий обвиняет в том, что тот не ходит в церковь?

А) почтмейстера; Б) судью; В) попечителя богоугодных заведений; Г) Хлестакова.

А) Наполеон; Б) Юлий Цезарь; В) Александр Македонский; Г) Кромвель.

19. Приезд ревизора, по мнению почтмейстера, связан с возможной войной с ….

А) с французами; Б) с турками; В) с англичанами; Г) со шведами.

20. Что собирались поесть в трактире Бобчинский и Добчинский, где узнали о приезде Хлестакова?

А) семгу; Б) осетра; В) горбушу; Г) окуня.

21. Куда, согласно подорожной, направлялся Хлестаков?

А) в Самарскую губернию; Б) в Тамбовскую губернию;

В) в Пензенскую губернию; Г) в Саратовскую губернию.

22. Сколько времени Хлестаков жил в трактире, до того как об этом узнали чиновники?

А) неделю; Б) две недели; В) три недели; Г) месяц.

23. В каком городе Хлестаков проиграл деньги?

А) в Пензе; Б) в Саратове; В) в Тамбове; Г) в Самаре.

24. Сколько рублей дал городничий Хлестакову в трактире?

А) 200 рублей; Б) 300 рублей; В) 400 рублей; Г) 500 рублей.

25. Чем излечиваются больные более, чем медикаментами, по словам Земляники?

А) добротой и лаской; Б) режимом и распорядком; В) честностью и порядком; Г) словом и делом.

26. У кого городничий выиграл 100 рублей в карты?

А) у Земляники; Б) у Хлопова; В) у Ляпкина-Тяпкина; Г) у Добчинского.

А) с Пушкиным; Б) с Лермонтовым; В) с Давыдовым; Г) с Жуковским.

28. Сколько, по словам Хлестакова, Смирдин платит ему за литературные произведения?

А) 30 тысяч; Б) 40 тысяч; В) 50 тысяч; Г) 60 тысяч.

29. Сколько стоит арбуз на балу у Хлестакова?

А) 500 рублей; Б) 600 рублей; В) 700 рублей; Г) 800 рублей.

30. Сколько курьеров приехало к Хлестакову для приглашения занять должность?

А) десять тысяч; Б) тридцать пять тысяч; В) пятьдесят тысяч; Г) сто тысяч.

31. С какого года Ляпкин-Тяпкин выполняет свои обязанности? А) с 1811 года; Б) с 1813 года; В) с 1816 года; Г) с 1818 года.

32. Кто из чиновников доносит Хлестакову о злоупотреблениях других чиновников?

А) Хлопов; Б) Ляпкин-Тяпкин; В) Шпекин; Г) Земляника.

33. Сколько детей у Земляники?

А) трое; Б) четверо; В) пятеро; Г) шестеро.

34. Сколько рублей Хлестаков взял у Добчинского и Бобчинского?

А) 65 рублей; Б) 75 рублей; В) 85 рублей; Г) 95 рублей.

35. Кому из друзей написал письмо Хлестаков, в котором рассказал, что произошло с ним в городе

А) Синичкину; Б) Башмачкину; В) Тряпичкину; Г) Величкину.

36. Кого из чиновников Хлестаков в письме назвал сивым мерином?

А) почтмейстера; Б) городничего; В) судью; Г) смотрителя училищ.

37. Кого из чиновников Хлестаков в письме назвал свиньей в ермолке?

А) Хлопова; Б) Землянику; В) Ляпкина-Тяпкина; Г) Держиморду.

А) Осип; Б) Хлестаков; В) городничий; Г) Земляника.

39. По мнению В. Гиппиус, немая сцена является выражает идею…

А) неотвратимости наказания; Б) издёвки над глупостью;

В) власти и закона; Г) бесплодных надежд.

А) истинным героем; Б) настоящим откровением;

В) нечаянным пророком; Г) художественным открытием.

41. Смех в комедии, по мнению Н.В. Гоголя, …. ….

А) честное, благородное лицо; Б) момент истины; В) главный герой; Г) разоблачитель лжи.

1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – В; 8 – Г; 9 – А; 10 – В; 11 – Г; 12 – Б; 13 – В; 14 – Г; 15 – А; 16 – Г; 17 – Б; 18 – В; 19 – Б; 20 – А; 21 – Г; 22 – В; 23 – А; 24 – В; 25 – В; 26 – Б; 27 – А; 28 – Б; 29 – В; 30 – Б; 31 – В; 32 – В; 33 – В; 34 – А; 35 – В; 36 – Б; 37 – Б; 38 – Б; 39 – В; 40 – Г; 41 – А.

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Сочинения

Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.

Ревизор: анализ

Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?

В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.


В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.

Эта комедия и смешная, и одновременно грустная. О Ревизоре Гоголя можно точно сказать, смех сквозь слезы. В ней мы увидели истинное лицо чиновников, где преступления должностных лиц в порядке вещей, а система провинциальной власти прогнила и требует изменений. Ситуация дошла до того, что стало невозможно закрывать глаза на взяточничество, воровство и подлость. И Гоголь не закрывает глаза, а говорит об этом всему миру, тем самым нанося жесткий удар по больному месту общественного устройства в России. Все это лишь вызывает лишь брань и ярость у купцов и чиновников, что стали обвинять писателя в клевете. Несмотря ни на что, Гоголь своей цели достиг, создав свой бессмертный литературный шедевр.

1. Едет ревизор. 2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города. 3. Хлестаков в городе, визит городничего. 4. Городничий предлагает деньги. 5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории. 6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех. 7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города. 8. Мечты городничего об удачном браке дочери. 9. Письмо от Хлестакова. 10. Настоящий ревизор в городе.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Данное произведение является комедией, было написано в 19 веке, главными героями является Хлестаков(мелкий помещик), городничий с семьей, и чиновники.

Одновременно с этим они узнают о Хлестакове, он живет уже вторую неделю в гостинице, но не за что не платит, с испугу все чиновники принимают его за ревизора.

Под шумок Хлестаков (проигравшийся ) собирает кучу денег и даже сватается к дочери городничего, всех обобрав он уезжает и только в этот момент все понимают что он жулик.

И в конце появляется настоящий ревизор.

Краткое содержание: Городничий ожидает визита ревизора, проверки которого опасается. За ревизора был ошибочно принят мелкий помещик Хлестаков, который проигрался и испытывал трудности с деньгами. Хлестаков быстро смекнул, что занимает чужое место, но не стал сознаваться в этом. Он купается в лести, подхалимстве, пользуется деньгами. Ему это нравится. Он даже посватался к дочери городничего, получил деньги и уехал. А тут и вскрылись все его тайны. Но в двери уже входил настоящий ревизор.

Предлагаю следующее заполнение читательского дневника:

Главные герои: Иван Хлестаков, Городничий (Антон Антонович), его жена (Анна Андреевна) и дочь (Марья Антоновна).

Краткое содержание: Городничий уездного городишки получает известие о скором прибытии ревизора, который посетит город инкогнито. Все чиновники в панике. Вскоре в гостинице останавливается некий Хлестаков, которого и принимают за ревизора. Его начинают осыпать всякими почестями и лебезить перед ним. Расположения проверяющего добиваются не только чиновники и городничий, но и его жена с с дочерью. Слуга рассказывает Хлестакову, что его принимают за ревизора, а тот решает воспользоваться случаем. Он успевает набрать взяток и обручиться с дочерью городничего, а потом покидает город. Чиновники узнают, что Хлестаков обычный проходимец, и тут в город прибывает уже настоящий ревизор.

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Описание героя

Общая характеристика персонажа


Иллюстрация П. Боклевского

Ивану Хлестакову приблизительно 22-23 года. Герой имеет дворянское происхождение, его отец – не очень состоятельный помещик, владелец небольшой деревни в Саратовской губернии. Сам Хлестаков живет в Петербурге и занимает маленькую чиновничью должность в канцелярии. Выше коллежского регистратора подняться по карьере он не способен, так как очень ленив и безответственен: может не пойти на службу ради прогулки по бульвару или игры в карты.

Внешность, поведение, речь героя

Образ жизни, интересы и характер героя

В комедии нет упоминания о том, насколько образован главный герой. Вероятно, автор намеренно опускает этот момент, чтобы читатель сам сделал вывод, что у Хлестакова нет высшего по тем меркам образования. Того образования, которое ему смогли дать родители, было достаточно лишь для маленькой должности, которую он занимал в канцелярии.

Красивая жизнь, прогулки по проспекту, посещение театров и светских мероприятий – это то, без чего Хлестаков не представляет своей жизни. Еще он очень любит вкусно поесть и сыграть партию-другую в карты, хотя почти никогда не выигрывает. Все эти возможности предоставляет ему Петербург, куда герой перебрался ради праздной жизни. Хлестаков обожает столицу, она дает ему все, о чем он мечтает. Здесь всегда есть чем заняться, легко найти любое развлечение или просто посетить роскошные магазины. Но большой город предполагает большие денежные траты, а так как работать герой не любит, он прожигает те деньги, которые ему присылают родители.


Иллюстрация А. Константиновского

Родители Хлестакова живут в Саратовской губернии, в своей деревне Подкатиловке. Туда и направляется герой, но волею случая оказывается в городе N. Несмотря на все минусы своего характера, Хлестаков не планирует нарочно изображать из себя важное государственное лицо. Перепуганные чиновники уездного города уверены, что к ним приехал ревизор. Никого из них не смущает его возраст, никто из них не задается простым вопросом: как молодому человеку удалось так быстро дослужиться до высокой должности? Таким образом, Хлестакову ничего не остается, как подыграть глупым чинушам. При этом он не сразу догадывается, что его воспринимают, как ревизора. Он думает, что руководство города настолько гостеприимно, что готово оказывать почести любому заезжему гостю.


Иллюстрация Д. Кардовского

Несмотря на важные манеры и внешнюю самоуверенность, в душе герой оказывается трусоватым. При малейшей угрозе разоблачения Хлестаков предпочитает не ввязываться в конфликт и часто спасается бегством. Его трусость ярко проявляется в эпизоде с городничим. Хлестаков боится, что градоначальник упечет его в тюрьму за неоплаченные обеды, и буквально вжимается в стену, когда тот заходит в комнату. Искреннюю заботу городничего он принимает за скрытую угрозу, а предложение сменить квартиру – за намек на тюрьму. Хлестаков, почти в истерике, начинает козырять своей службой в Петербурге и угрожать городничему.

Отношение персонажей комедии к Хлестакову

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Хлестакова претерпевает некоторые изменения. Лучше всего это видно, когда автор помещает своего героя в различные ситуации с участием разных действующих лиц. В начале комедии Хлестаков представлен типично отрицательным персонажем. Но к середине повествования герой проявляет некоторую сообразительность и пользуется сложившейся ситуацией, манипулируя чиновниками в свою пользу. Не будучи изначально мошенником, Хлестаков становится им, и в этом превращении главную роль играют все те же чиновники, наделившие его статусом значительного лица. Именно в городе N случается то, что всегда было мечтой Хлестакова – ощущение собственной значимости. Власти уездного города, погрязшие в коррупции, становятся той самой почвой, на которой пышно расцветают таланты Хлестакова.

Отношение автора к герою

Исследователи творчества Н.В. Гоголя затруднялись в определении образа Хлестакова, сомневались, к какому типу героя (положительному или отрицательному) причислять данного персонажа. Сам же Гоголь не ставил перед собой задачу представить героя законченным аферистом или злодеем-интриганом. Напротив, Хлестаков – это довольно симпатичный, обходительный и благовоспитанный молодой человек. Так сложилось, что принадлежность к дворянскому роду не приносит ему тех доходов, которые необходимы ему для полноценной жизни в столице. Этот персонаж скорее можно рассматривать, как жертву внешних обстоятельств.

Автор нейтрально относится к созданному им образу. Но в своей пьесе он утверждает, что Хлестаков никого не собирался обманывать. Он лишь удачно воспользовался ситуацией, которая ему представилась. Несмотря на то, что образ Хлестакова принято считать олицетворением лживости и пустоты, именно этот герой помогает обнажить все изъяны российского общества того времени.

Прототипы

Ситуация, больше похожая на анекдот, была известна не только в России, но и в Европе. Однажды Пушкин, собиравший материал для написания повести о пугачевском восстании, оказался в Нижегородской губернии. Там то и приняли местные власти великого поэта за ревизора, приехавшего с проверкой. Также имеет право на жизнь версия, что сюжет комедии был взят Гоголем из заметок литератора Павла Свиньина о его путешествии в Бессарабию.

И, все же, реальным прототипом Хлестакова признан подпоручик Платон Волков. В один прекрасный день городничий Макшеев сделал донесение начальству, что в город прибыл господин в карете, на платье которого он заметил мальтийский крест. Волков надолго задержался в городе, выдавая себя за чиновника императорской канцелярии. Постепенно аппетиты его росли. Так, он вытребовал себе квартиру, экипаж и продовольствие за счет городского бюджета. В свою очередь, обещал местным чиновникам свою протекцию в получении доходных мест в Петербурге.

Экранизации героя

Кого приняли за ревизора

Образ и характеристика главного героя

Почему хлестакова приняли за ревизора

  • молодой и не блещущий умом мужчина 23 лет;
  • невзрачная внешность и усталый с дороги вид;
  • шатен с темными глазами;
  • молодой человек невысокого роста;
  • модно одевается;
  • лживый, лицемерный и тщеславный человек;
  • безработный, потерявший все свои сбережения из-за проигрышей в азартных играх;
  • надеется отыграться или раздобыть деньги другим путем.

Как нельзя кстати, местные жители принимают его за приехавшего инкогнито проверяющего и начинают потакать всем его капризам, занимать тому деньги. А он пока не догадывается, почему это происходит, думая, что нарвался на простачков.

Поведение комедийного персонажа

Назвать Хлестакова злокозненным бандитом или хитрым интриганом никак нельзя. Он не коварен, не злобен, но попадает в обстоятельства, которые играют на руку самому герою. Он мил и вежлив, всегда просит взаймы, рассказывая какую-то историю. Пока персонаж даже не догадывается, что чиновники не дают ему деньги в долг, а откровенно взяточничают. Он направлялся из Петербурга в родной город Саратов. Попав в место развития сюжета, герой начинай врать о своем статусе в обществе, чтобы оправдать ожидания чиновников.

Что можно еще сказать о центральном персонаже:

Почему чиновники приняли хлестакова за ревизора

  • Хлестаков живет по законам великолепного светского общества, так как иного видеть ему не приходилось.
  • Его обучали уважать людей, имеющих чины. И он их чтит.
  • С детства ему говорили, что необходимо обхаживать дам, этим он и занимается в тот момент, когда городничий принимает Хлестакова за ревизора. Жертвой любовной интриги становится дочка чиновника.

Пока главный герой рассказывает общественным деятелям о своей жизни в Петербурге, он не догадывается, насколько серьезно ему доведется отвечать за свои слова. Вскоре к самозванцу-ревизору приходят жители города. Хлестаков узнает, что ему все это время давали взятки, а не взаймы, хотя и отдавать он деньги не собирался.

Уверенность в легкости жизни быстро лишает персонажа страха. Автор пытается выставить благонравие героя, как глупость и пошлость, хотя в реальности, имея состояние и чин, самозванец действительно мог бы стать комильфотным молодым человеком.

Причины принятия Хлестакова за ревизора

Чиновники узнают, что вскоре к ним должен приехать инкогнито ревизор. Берущие взятки граждане высоких чинов не на шутку испугались. И стали выискивать новые лица. Своего губителя они видели в каждом человеке. И тут приезжает ничем не приметный молодой человек, сразу показавшийся им подозрительным.

Мужчина, не обладающий харизмой или какими-то ярко выраженными качествами, привлекает внимание. Именно то, что он не выделяется из толпы, наталкивает городничего на мысль, что тот является проверяющим. Это происходит с подачи рассуждений Добчинского и Бобчинского. Начинается наблюдение за новым городским жителем.

Чиновники расспрашивают Хлестакова за разговорами о его положении в обществе. Понимая, что люди принимают его за благочестивого гражданина высокого чина, герой не отнекивается, а подыгрывает им. Хлестаков ведет себя нагло, никогда не платит за гостиничный номер, засматривается на тарелки других людей во время обеда — чем не проверяющий. Такое поведение объясняет, почему городничий принял Хлестакова за ревизора.

Почему городничий принял хлестакова за ревизора

Предпосылки обмана Ивана Александровича

Несмотря на то что Хлестаков — главный герой комедийной пьесы, назвать положительным персонажем его нельзя. Бесшабашный парень имел внушительные сбережения, но потерял их, проигравшись в карты. Он понимает, что чиновники принимают его за ревизора, и не спешит их разубеждать.

Все из-за того, что у героя не было и гроша в кармане. А испуганные чиновники то и дело, давали ему деньги. В тот момент Хлестаков думал лишь о себе, не размышляя над последствиями. Так разорившийся дворянин превращается в высокопоставленного и пугающего ревизора, получившего баснословные взятки и уехавшего из города восвояси, оставив подкупаемых чиновников ни с чем.

Читайте также: