Правотворческая инициатива означает что граждане муниципального образования наделены правом на

Обновлено: 17.06.2024

Винник Надежда Витальевна, старший преподаватель Дальневосточного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Статья посвящена исследованию правовой природы правотворческой инициативы и опроса граждан, а также анализу проблем их организации и проведения в Хабаровском крае.

Ключевые слова: правотворческая инициатива, опрос граждан, полномочия, органы местного самоуправления, устав муниципального образования.

Law-Making Initiative and Survey of Citizens as Forms of Participation of the Population in Local Self-Government

Vinnik Nadezhda V., Senior Lecturer in Far Eastern Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration.

The article is devoted to the study of the legal nature of legislative initiatives and survey of citizens, as well as analysis of the problems of organizing and conducting them in Khabarovsk Territory.

Key words: legislative initiative, the survey of citizens, powers, local authorities, the municipal Charter.

Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Правотворческая инициатива граждан как стадия правотворческого процесса - это право инициативной группы граждан на постановку вопроса о разработке и издании правового акта и внесение данного вопроса на рассмотрение в законодательный (представительный) орган на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне власти. Народ принимает опосредованное участие в правотворчестве и не разрабатывает самостоятельно проект правового акта .

Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 63.

Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления предусматривается законодательством на местном уровне власти и на уровне субъектов Российской Федерации является формой народовластия, реализуется в форме внесения в законодательный (представительный) орган власти проекта правового акта инициативной группой граждан, который составляется ими самостоятельно.

Анализ нормативных актов органов местного самоуправления показывает, что на уровне муниципальных образований существует разнообразие правового регулирования института правотворческой инициативы граждан. В одних муниципальных образованиях уставы лишь закрепляют право граждан на правотворческую инициативу и указывают, что порядок реализации такой инициативы закрепляется в специальном правовом акте. В других муниципальных образованиях в самом уставе определяется довольно подробно порядок осуществления правотворческой инициативы граждан .

Антонова Н.А. Некоторые проблемы правового регулирования участия населения в осуществлении муниципального правотворчества // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 29.

Муниципальные образования Хабаровского края в уставах подробно определяют порядок осуществления правотворческой инициативы граждан (ст. 11).

Минимальная численность инициативной группы граждан может устанавливаться как в абсолютных числах (ст. 17 Устава городского округа "Город Хабаровск"), так и в процентном соотношении (ст. 11 Устава городского поселения "Рабочий поселок "Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края также содержит отдельную статью ).

Некоторые уставы муниципальных образований содержат положения, согласно которым порядок обращения населения с правотворческой инициативой устанавливается специальным Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимаемым Советом депутатов .

Устав Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (принят решением Совета депутатов Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района от 27.05.2005 N 1) // Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. 2005. N 1.

На наш взгляд, предпочтительным является тот вариант, когда в муниципальном образовании представительный орган принимает специальный нормативный акт о правотворческой инициативе граждан.

С правом населения реализовать правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов местного самоуправления рассмотреть проект, предложенный инициативной группой. Реализация правотворческой инициативы населения является редким явлением.

Мнение населения, выявленное в результате опроса, должно учитываться при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Под органами государственной власти подразумеваются органы государственной власти субъекта Федерации, по инициативе которых может быть проведен опрос по одному поводу - для учета мнения граждан при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Все другие опросы проводятся по вопросам местного значения по инициативе представительного органа или главы муниципального образования. Население в состав субъектов инициативы опросов не входит.

Порядок проведения опроса может различаться в зависимости от характера выясняемых вопросов. В этом отношении большое значение имеет регулирование порядка проведения опросов муниципальными нормативными актами. Общий нормативный акт об опросе граждан должен определить различные способы опроса и требования к ним. В нормативном акте о назначении опроса, принимаемом представительным органом местного самоуправления, устанавливаются дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе .

Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 298.

Единых требований к методике проведения опроса и количеству опрашиваемых не существует. Следовательно, опрос может проводиться с помощью электронных средств информации, а также по социологическим правилам, предусматривающим обоснованную выборку, число респондентов, особенности формулирования вопросов и т.д. В этом случае муниципальному образованию не обойтись без привлечения специалистов-социологов. Такие опросы под силу крупным муниципалитетам.

Устав городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" не содержит отдельных статей, посвященных опросу граждан . Опрос лишь обозначается в уставе как одна из форм участия населения в местном самоуправлении.

В Уставе городского округа "Город Хабаровск" имеется статья, посвященная опросу граждан. Порядок его проведения регламентируется Положением о порядке проведения опроса граждан .

"Об утверждении Положения о порядке проведения опроса граждан": решение Хабаровской городской Думы от 19.04.2005 N 66 // Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. 2005. N 4.

Опросы в муниципальных образованиях Дальнего Востока проводятся преимущественно посредством сети Интернет. На официальном сайте администрации города Хабаровска опросы проводятся регулярно, информация об итогах их проведения находится в широком доступе.

1 апреля 2013 г. посредством опроса хабаровчанам предлагалось оценить уровень удовлетворенности по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления. За тридцать дней в опросе приняли участие 413 человек.

22 апреля 2013 г. выясняли, кто более других достоин присуждения звания "Почетный гражданин города Хабаровска". За месяц проголосовали 1509 человек.

В период с 21.10.2013 по 31.10.2013 администрацией города проводился опрос, цель которого - изучение общественного мнения о том, насколько жители города Хабаровска удовлетворены деятельностью администрации города:

  • организация транспортного обслуживания;
  • качество автомобильных дорог;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • качество предоставления муниципальных услуг .

В опросе приняли участие 707 человек. На 2013 г. численность жителей города составила 593 636 человек.

Интернет-опрос не требует финансовых затрат и упрощает обработку данных. Однако существенным минусом проведения опроса в электронной форме, по нашему мнению, можно считать небольшой охват аудитории, который не позволяет выявить мнение всех категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования. Кроме того, невозможно определить, являются ли лица, принявшие участие в опросе, действительно жителями данного муниципального образования.

Проведение опроса в соответствии с требованиями специальных положений, разработанных органами местного самоуправления, как правило, не проводится. Причины этого, по нашему мнению, кроются в следующем:

органы местного самоуправления не заинтересованы в выяснении и учете мнения населения по вопросам местного значения;

экономия финансовых средств;

Как справедливо отмечают Н.И. Борисов и С.Ю. Тюрина, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления называют факультативными, поскольку принятые населением таким путем решения имеют рекомендательный (факультативный) характер для органов и должностных лиц местного самоуправления . Такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как правотворческая инициатива и опрос граждан, в правоприменительной практике оказываются недооцененными. Тем не менее положительный опыт реализации правотворческой инициативы, а также организации и проведения опроса влияет на развитие правосознания жителей муниципального образования и помогает осознать сопричастность к решению вопросов местного значения.

Борисов Н.И., Тюрина С.Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 808.

Литература

  1. Антонова Н.А. Некоторые проблемы правового регулирования участия населения в осуществлении муниципального правотворчества // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 27 - 31.
  2. Борисов Н.И., Тюрина С.Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 808.
  3. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 298.
  4. Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 61 - 64.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") устанавливает, что граждане имеют право:

    1. на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления;
    2. на коллективные обращения в органы местного самоуправления.

    Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".

    За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Правотворческая инициатива граждан

    С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 26 ФЗ).

    Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения.

    Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

    В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

    Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

    Опрос граждан

    Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти (ст. 31 ФЗ).

    Результаты опроса носят рекомендательный характер.

    В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

    Опрос граждан проводится по инициативе:

      1. представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
      2. органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

      Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

      Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

        • дата и сроки проведения опроса;
        • формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
        • методика проведения опроса;
        • форма опросного листа;
        • минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

        Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

        Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

          1. за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
          2. за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

          Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

          Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ (ст. 33 ФЗ).

          Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

          Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

          Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в местном самоуправлении выступает необходимым условием развития гражданского общества в современной России. Для понимания объективных процессов общественного участия в принятии управленческих решений на низовом уровне властной вертикали необходимо исследовать как состояние института местного самоуправления, так и состояние гражданского общества (территориального сообщества) [3, с. 260].

          В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в которой многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Власть народа (народовластие) – одно из ключевых понятий современного конституционного права [11, c. 6]. Важнейшей формой выражения власти и воли народа является участие в осуществлении местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации регламентируется о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следует согласиться с мнением Н.И. Глазуновой, утверждающей, что если нет прямого народовластия, волеизъявления граждан в муниципальном образовании – нет и местного самоуправления [1, с. 518].

          1) форма непосредственного осуществления местного самоуправления;

          2) форма участия в осуществлении местного самоуправления [10].

          Нужна помощь в написании статьи?

          Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

          Инициатива субъекта является ответом на потребности общественного развития: она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится прогрессивное развитие общества.

          Механизмом реализации правовых инициатив граждан становится правотворческая деятельность. Инициатива в данном случае рассматривается в качестве формы правовой жизни отдельной личности (групп граждан). Правовые акты есть основная форма проявления правовой жизни. При этом неизбежен вывод о том, что комплекс норм, стимулирующих инициативное поведение в сфере права, должен обеспечивать право граждан на инициативу [5, c.20].

          Зачастую к правотворческой инициативе относят петиции или правотворческую инициативу определяют в качестве разновидности обращений граждан. В тоже время петиция – это форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос на заседании органа. Петиция содержит определенное количество подписей граждан с указанием их местожительства (возможно, и других данных). Наличие этого количества подписей заставляет компетентный орган рассмотреть поставленный вопрос, хотя он может и не согласиться с предложениями и проектами решений, содержащихся в петиции. Правотворческая инициатива же представляет собой внесение конкретного проекта правового акта, а не предложения о принятии нормативного акта и не является разновидностью обращений граждан как петиция.

          При обычном коллективном обращении его предметом будет вопрос, который может быть разрешен правоприменительным решением органа государственной власти, местного самоуправления, или же он начнет подготовку своего нормативного акта. При правотворческой инициативе граждане обязательно ставят вопрос о принятии нормативного акта. Они готовят проект акта, и сбор подписей идет за то, чтобы именно этот проект был рассмотрен органом власти. Также при правотворческой инициативе предполагается значительно большее число подписей граждан, которые надо собрать в поддержку проекта нормативного правового акта, причем с использованием подписного листа установленной формы. А для органа власти может быть определен предельный срок, в рамках которого надо отреагировать на правотворческую инициативу.

          Нужна помощь в написании статьи?

          Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

          Исходя из признания самостоятельного статуса правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, необходимо остановиться на ключевых ее отличительных признаках. Во-первых, правотворческая инициатива граждан как форма участия в осуществлении местного самоуправления предусматривается муниципальным законодательством и является разновидностью народовластия на местах и на уровне субъектов Российской Федерации, если данное право за населением закрепляется уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации. Во-вторых, как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления правотворческая инициатива граждан реализуется посредством внесением проекта правового акта инициативной группой граждан, численность которой определяется правовыми актами субъекта Российской Федерации либо муниципальным образованием, в законодательный (представительный) орган власти.

          Сходство двух разных по своему социальному и правовому назначению форм правотворческой инициативы граждан заключается в том, что окончательное решение по принятию правового акта и его обнародованию лежит на уполномоченных органах власти и должностных лицах.

          Правотворческая инициатива граждан играет особую роль, так как органы местного самоуправления являются низшим звеном в системе публичных органов и их деятельность связана с непосредственной работой с населением данных муниципальных образований.

          Наконец, в-третьих, представляется необходимым четко

          разграничить правотворческую инициативу граждан как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления и правотворческую инициативу как стадию правотворческого процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Следует различать данные понятия исходя из следующих определений. Правотворческая инициатива граждан как стадия правотворческого процесса представляет собой право инициативной группы граждан на постановку вопроса о разработке и издании правового акта и внесение данного вопроса на рассмотрение в законодательный (представительный) орган на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне власти. Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления предусматривается законодательством на местном уровне власти и на уровне субъектов Российской Федерации, является формой народовластия, реализуется в форме внесения в законодательный (представительный) орган власти проекта правового акта инициативной группой граждан, который составляется ими самостоятельно.

          На современном этапе административных реформ огромный потенциал правотворческих инициатив необходимо использовать в полном объеме. Однако в российском обществе и публично-властных институтах сохраняется недостаток созидательной творческой инициативы, без которой невозможно эффективное осуществление местного самоуправления в соответствии с тем понятием и концепцией, которые определены российским законодательством. Оценка и совершенствование правотворческой инициативы граждан позволит обеспечить повышение эффективности механизма ее осуществления, использования потенциала и возможностей населения, а также повысит активность их участия в жизни своего муниципального образования, доверие жителей к местной власти.

          Винник Надежда Витальевна, старший преподаватель Дальневосточного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

          Статья посвящена исследованию правовой природы правотворческой инициативы и опроса граждан, а также анализу проблем их организации и проведения в Хабаровском крае.

          Ключевые слова: правотворческая инициатива, опрос граждан, полномочия, органы местного самоуправления, устав муниципального образования.

          Law-Making Initiative and Survey of Citizens as Forms of Participation of the Population in Local Self-Government

          Vinnik Nadezhda V., Senior Lecturer in Far Eastern Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration.

          The article is devoted to the study of the legal nature of legislative initiatives and survey of citizens, as well as analysis of the problems of organizing and conducting them in Khabarovsk Territory.

          Key words: legislative initiative, the survey of citizens, powers, local authorities, the municipal Charter.

          Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

          Правотворческая инициатива граждан как стадия правотворческого процесса - это право инициативной группы граждан на постановку вопроса о разработке и издании правового акта и внесение данного вопроса на рассмотрение в законодательный (представительный) орган на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне власти. Народ принимает опосредованное участие в правотворчестве и не разрабатывает самостоятельно проект правового акта .

          Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 63.

          Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления предусматривается законодательством на местном уровне власти и на уровне субъектов Российской Федерации является формой народовластия, реализуется в форме внесения в законодательный (представительный) орган власти проекта правового акта инициативной группой граждан, который составляется ими самостоятельно.

          Анализ нормативных актов органов местного самоуправления показывает, что на уровне муниципальных образований существует разнообразие правового регулирования института правотворческой инициативы граждан. В одних муниципальных образованиях уставы лишь закрепляют право граждан на правотворческую инициативу и указывают, что порядок реализации такой инициативы закрепляется в специальном правовом акте. В других муниципальных образованиях в самом уставе определяется довольно подробно порядок осуществления правотворческой инициативы граждан .

          Антонова Н.А. Некоторые проблемы правового регулирования участия населения в осуществлении муниципального правотворчества // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 29.

          Муниципальные образования Хабаровского края в уставах подробно определяют порядок осуществления правотворческой инициативы граждан (ст. 11).

          Минимальная численность инициативной группы граждан может устанавливаться как в абсолютных числах (ст. 17 Устава городского округа "Город Хабаровск"), так и в процентном соотношении (ст. 11 Устава городского поселения "Рабочий поселок "Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края также содержит отдельную статью ).

          Некоторые уставы муниципальных образований содержат положения, согласно которым порядок обращения населения с правотворческой инициативой устанавливается специальным Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимаемым Советом депутатов .

          Устав Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (принят решением Совета депутатов Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района от 27.05.2005 N 1) // Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Гаткинского сельского поселения Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. 2005. N 1.

          На наш взгляд, предпочтительным является тот вариант, когда в муниципальном образовании представительный орган принимает специальный нормативный акт о правотворческой инициативе граждан.

          С правом населения реализовать правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов местного самоуправления рассмотреть проект, предложенный инициативной группой. Реализация правотворческой инициативы населения является редким явлением.

          Мнение населения, выявленное в результате опроса, должно учитываться при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Под органами государственной власти подразумеваются органы государственной власти субъекта Федерации, по инициативе которых может быть проведен опрос по одному поводу - для учета мнения граждан при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Все другие опросы проводятся по вопросам местного значения по инициативе представительного органа или главы муниципального образования. Население в состав субъектов инициативы опросов не входит.

          Порядок проведения опроса может различаться в зависимости от характера выясняемых вопросов. В этом отношении большое значение имеет регулирование порядка проведения опросов муниципальными нормативными актами. Общий нормативный акт об опросе граждан должен определить различные способы опроса и требования к ним. В нормативном акте о назначении опроса, принимаемом представительным органом местного самоуправления, устанавливаются дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе .

          Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 298.

          Единых требований к методике проведения опроса и количеству опрашиваемых не существует. Следовательно, опрос может проводиться с помощью электронных средств информации, а также по социологическим правилам, предусматривающим обоснованную выборку, число респондентов, особенности формулирования вопросов и т.д. В этом случае муниципальному образованию не обойтись без привлечения специалистов-социологов. Такие опросы под силу крупным муниципалитетам.

          Устав городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" не содержит отдельных статей, посвященных опросу граждан . Опрос лишь обозначается в уставе как одна из форм участия населения в местном самоуправлении.

          В Уставе городского округа "Город Хабаровск" имеется статья, посвященная опросу граждан. Порядок его проведения регламентируется Положением о порядке проведения опроса граждан .

          "Об утверждении Положения о порядке проведения опроса граждан": решение Хабаровской городской Думы от 19.04.2005 N 66 // Сборник нормативных актов администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы. 2005. N 4.

          Опросы в муниципальных образованиях Дальнего Востока проводятся преимущественно посредством сети Интернет. На официальном сайте администрации города Хабаровска опросы проводятся регулярно, информация об итогах их проведения находится в широком доступе.

          1 апреля 2013 г. посредством опроса хабаровчанам предлагалось оценить уровень удовлетворенности по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления. За тридцать дней в опросе приняли участие 413 человек.

          22 апреля 2013 г. выясняли, кто более других достоин присуждения звания "Почетный гражданин города Хабаровска". За месяц проголосовали 1509 человек.

          В период с 21.10.2013 по 31.10.2013 администрацией города проводился опрос, цель которого - изучение общественного мнения о том, насколько жители города Хабаровска удовлетворены деятельностью администрации города:

          • организация транспортного обслуживания;
          • качество автомобильных дорог;
          • жилищно-коммунальные услуги;
          • качество предоставления муниципальных услуг .

          В опросе приняли участие 707 человек. На 2013 г. численность жителей города составила 593 636 человек.

          Интернет-опрос не требует финансовых затрат и упрощает обработку данных. Однако существенным минусом проведения опроса в электронной форме, по нашему мнению, можно считать небольшой охват аудитории, который не позволяет выявить мнение всех категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования. Кроме того, невозможно определить, являются ли лица, принявшие участие в опросе, действительно жителями данного муниципального образования.

          Проведение опроса в соответствии с требованиями специальных положений, разработанных органами местного самоуправления, как правило, не проводится. Причины этого, по нашему мнению, кроются в следующем:

          органы местного самоуправления не заинтересованы в выяснении и учете мнения населения по вопросам местного значения;

          экономия финансовых средств;

          Как справедливо отмечают Н.И. Борисов и С.Ю. Тюрина, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления называют факультативными, поскольку принятые населением таким путем решения имеют рекомендательный (факультативный) характер для органов и должностных лиц местного самоуправления . Такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как правотворческая инициатива и опрос граждан, в правоприменительной практике оказываются недооцененными. Тем не менее положительный опыт реализации правотворческой инициативы, а также организации и проведения опроса влияет на развитие правосознания жителей муниципального образования и помогает осознать сопричастность к решению вопросов местного значения.

          Борисов Н.И., Тюрина С.Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 808.

          Литература

          1. Антонова Н.А. Некоторые проблемы правового регулирования участия населения в осуществлении муниципального правотворчества // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 27 - 31.
          2. Борисов Н.И., Тюрина С.Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 808.
          3. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 298.
          4. Соловьев С.Г., Бычкова Е.И. Концепция совершенствования модели правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 61 - 64.

          Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

          Читайте также: