Какие функции выполняют общественные объединения граждан

Обновлено: 02.07.2024

7.1. Понятие, функции и разновидности общественных объединений

Понятия: объединение, организация и движение

Общественное объединение — это до­бровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления на основе общности своих интересов. Общественными объединениями призна­ются политические партии, массовые движения, професси­ональные союзы, женские, ветеранские организации, общества инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, фон­ды, ассоциации, другие формирования граждан. Таким образом, общественным объединением является всякое до­бровольное формирование граждан. В качестве конкретных форм таковых рассматриваются партии, организации, сою­зы, общества, ассоциации, движения, фонды.

Очевидно, что все перечисленные формы объединения граждан не являются однопорядковыми с той или иной точки зрения. Законодательство, как правило, устанавли­вает критерии различия между политической партией, про­фессиональным союзом и массовым общественным дви­жением. В частности, в организационном отношении только для профессиональных союзов устанавливается индивиду­альное членство, партии же, как правило, имеют фикси­рованное членство, а массовые общественные движения не имеют такового. Предполагается, что с точки зрения членства и своей внутренней организации все другие обществен­ные объединения могут строиться по различным прин­ципам.

Общественной организацией называется добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организаци­онную структуру снизу доверху, фиксированное индивиду­альное или коллективное членство. Массовым общественным движением называется совместная деятель­ность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной струк­туры и фиксированного членства. С нашей точки зрения, эти два понятия вбирают в себя все разнообразие конкрет­ных форм объединений граждан.

Общественные объединения в зависимости от целей своей деятельности имеют различное значение в полити­ческой жизни общества. Одни из них для реализации своих целей стремятся влиять на полити­ческие отношения, другие — нет. Поэтому все общественные организации и движения можно подразделить на имеющие политические черты и не имеющие таковых.

Политический характер носят те общественные объеди­нения, которые пытаются изменить существующие полити­ческие условия или закрепить их путем оказания влияния на институты власти либо же путем борьбы за власть. Общественные объединения, которые не создавались в ка­честве политической партии, но в последующем вступают в борьбу за власть, тем самым фактически превращаются в политические партии. Следовательно, политическая фун­кция общественных объединений, не являющихся полити­ческими партиями, состоит не в борьбе за завоевание власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. Соответственно, общественно-политическими организациями можно считать только те из многочисленных объединений и групп по интересам, которые оказывают более или менее постоянное давление на центры власти. В западной политологии их так и называют — группы давления или группы интересов.

Общественные объединения политического характера, т. е. стремящиеся влиять на правящую группу, могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние поли­тических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в сред­ствах массовой информации, сбор подписей под соответст­вующими требованиями, забастовки, неповиновение указам правительства, пикеты, митинги, шествия и другие.

Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (от англ, lobby — кулуары). Суть ее состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики — лоббисты — стремятся оказать на­жим на законодателей с целью отстоять выгодный опре­деленным группам законопроект. Зачастую они не гну­шаются для достижения цели никакими средствами: под­купом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

Лоббизм наиболее характерен для политической жизни США. Однако здесь лоббизм — это не только закулисный подкуп, который тоже широко практикуется, но и система подготовки и принятия законопроектов и властно-распоря­дительных актов с участием в качестве экспертов и кон­сультантов служащих промышленных корпораций и фирм, юристов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, функционе­ров профсоюзных и других общественных организаций. Хотя данная форма оказания влияния на органы власти регла­ментируется и находится под финансовым контролем в соответствии с законом, все же сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля.

Неполитический характер, следовательно, имеет дея­тельность тех общественных объединений, которые не уча­ствуют в борьбе за власть, не ставят своей целью изме­нить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе и не стремятся оказывать какое-либо давление на правительство. Видимо, критерии наличия или отсутствия политических черт в деятельно­сти различных общественных объединений являются весьма условными. Однако рассматривать в качестве компонен­тов политической системы общества можно только те из них, деятельность которых имеет явно политический ха­рактер.

Политические права общественных объединений.

Для того, чтобы общественные объединения могли играть сколько-нибудь видную роль в политической жизни, они должны обладать соответствующи­ми правами. В законодательстве принята норма, согласно которой права таких объединений закрепляются в их ус­тавах. Последние не должны противоречить действующему законодательству и регистрируются в установленном по­рядке. Следовательно, общественное объединение фактиче­ски вправе само определять свои права, в том числе и политические, которые вступают в силу после регистрации устава. Это означает, что государство признает любые об­щественные объединения граждан, преследующие самые различные социальные цели и интересы, не противоречащие действующему законодательству.

Кроме того, законодательство оговаривает ряд конкрет­ных политических прав, необходимых общественным объ­единениям для выполнения своих функций. К таковым, в частности, относятся: возможность учреждать собственные и пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации; представление и защита законных интересов своих членов в государственных, хо­зяйственных и общественных органах и организациях; бес­препятственное получение и распространение имеющей отношение к их деятельности информации. Общественные объединения имеют также право на производственную и хозяйственную деятельность. Доходы от предприятий об­щественных объединений не могут перераспределяться меж­ду членами объединений и используются только для выполнения уставных задач. Общественные объединения, целями которых являются укрепление мира, развитие меж­дународного сотрудничества, а также иные виды гумани­тарной деятельности, могут пользоваться и определенными налоговыми льготами.

Законодательство каждой страны не допускает деятель­ности общественных объединений, цели которых несовместимы с интересами общества, моральными нормами и об­щечеловеческими ценностями. В частности, запрещается создание общественных объединений, имеющих целью или в качестве метода ее достижения свержение правительства или насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расо­вой, национальной и религиозной розни.

Разновидности общественных объединений.

Демократизация политической жизни сопровождается формированием меха- низмов гражданского общества — по­явлением самых разнообразных по своему характеру объединений граждан, ростом их соци­ально-политической активности. Энергичность, инициатива, самостоятельность в решении вопросов — эти черты все в большей мере становятся характерными в деятельности об­щественных объединений.

Самой массовой общественной организацией являются профсоюзы, объединяющие на добровольных началах тру­дящихся, связанных общими интересами по роду деятель­ности как в производственных, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

В условиях перехода к рыночным экономическим отно­шениям, приватизации государственных предприятий зна­чение профсоюзов в отстаивании законных интересов и прав трудящихся резко возрастает. Как известно, в бывшем СССР руководство профсоюзов долгое время играло пас­сивную роль в социально-экономической политике, явля­лось, по существу, придатком администрации предприятий. Теперь в условиях суверенной Беларуси положение резко меняется. Профсоюзы повсеместно заявили о себе твердой позицией при заключении коллективных договоров, рядом мощных забастовок, существенно повлиявших не только на социально-экономические отношения, но и на политический процесс в обществе. В настоящее время они ищут адекват­ные новым условиям формы своей деятельности.

Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творче­ских, культурно-просветительских и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов, отражающих экономические, социально-духовные и политические интересы различных слоев общества. Выполняя свои функции, эти организации вносят большой вклад в развитие структур гражданского общества, придают социальной и политической жизни на­сыщенность и динамику. В последние годы наряду с ранее существовавшими обществами возникли новые — союзы кооператоров, научно-промышленные ассоциации, кресть­янские союзы, различные фонды. Некоторые из них стре­мятся активно влиять на принятие политических решений, затрагивающих сферу их интересов.

Особенностью наших дней стал бурный рост самодея­тельных объединений и неформальных групп молодежи, женщин, организаций других социально-демографических слоев населения. Надо отметить, что в молодежной среде идут сложные процессы, связанные с осмыслением и нашей истории, и современных социально-экономических, полити­ческих и духовных реалий, и с поиском своего места и роли в современном обществе. Эти процессы привели фак­тически к самороспуску существовавшей несколько десяти­летий массовой общественно-политической организации мо­лодежи — комсомола — и возникновению ряда молодежных организаций различной политической направленности, в том числе национальной-патриотической и коммунистиче­ской. Думается, что эти изменения в молодежной среде далеко еще не вошли в свою стабильную стадию.

Все более заметную роль в социально-политической жиз­ни играют массовые демократические движения. Они преследуют самые разнообразные общественные цели: ис­ключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества народов, пред­отвращение экологической катастрофы, сохранение куль­турного наследия и т. д.

Новым фактором нашей общественно-политической жиз­ни выступает возрождающееся рабочее движе­ние. Пока оно находится в стадии формирования, фор­мулирования социально-экономической и политической программ, поиска организационных форм и методов по­литического действия. Но, и это уже видно сегодня, оно, в сущности, становится важнейшей реальной силой демок­ратии. Только при наличии мощного сознательного рабочего движения возможен демократический путь общественного развития. Поэтому для будущего нашего общества прин­ципиальное значение имеет то, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие рабочего движения. Обнадеживающим фактором является то, что до сих пор наиболее мощными, наиболее популярными оказались те общественно-полити­ческие организации рабочих, которые поддерживают ут­верждение в обществе управляемых социально ориентированных рыночных отношений.

В политической жизни суверенных государств, состав­лявших СССР, еще недавно значительную роль играли народные движения и фронты. Они вышли на политическую арену как массовые политические движения в поддержку процесса демократизации общества. С самого начала в их деятельности доминирующее место занимали проблемы национального возрождения народов, обретения ими экономической самостоятельности и госу­дарственной независимости. Их деятельность весьма суще­ственно повлияла на развитие политической обстановки. В настоящее время эти движения, как правило, эволюциони­руют и оформляются в качестве политических партий на­ционально-демократической направленности.

Кроме организаций, признающих правовые нормы госу­дарства, могут возникать и такие общественные объедине­ния, цели которых идут вразрез с официальным пониманием принципов конституционного строя, существующего режима и гражданских прав. Таким организациям государство от­казывает в признании, и они считаются нелегальными. Одни из них терпимо относятся к существующему обще­ственно-политическому порядку, правовым нормам, другие становятся в непримиримую оппозицию к правительству, вступают на путь борьбы с ним. И те и другие имеются в различных странах, в том числе и на территории бывшего СССР.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан на объединения для защиты своих интересов.

Права граждан на объединения включают в себя такие права как:

  • право создания на добровольной основе общественных организаций для защиты общих интересов и достижения общих целей,
  • право вступления в уже действующие общественные организации или воздержание от вступления в данные организации;
  • право беспрепятственно выходить из состава членов общественных организаций.

Граждане вправе создавать по своему усмотрению общественные организации не получая при этом предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также граждане могут вступать в уже действующие общественные организации, при этом соблюдая нормы устава данных организаций.

Граждане могут регистрировать общественные организации, в порядке, который предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации. После государственной регистрации общественные организации приобретают права юридического лица. Общественные организации вправе функционировать без образования юридического лица, однако организация в данном случае не приобретает права юридического лица.

Обозначим главные вопросы и ответим на каждый из них:

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.

Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:

  • нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии, борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.
  • Являясь социальным образованием, общественные организации призваны осуществлять социально-значимые функции:
  • общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • общественные организации влияют на формирование общественного мнения.

Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Общероссийские общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Законодательство разрешает использование в наименовании общероссийской общественной организации - Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без получения специального разрешения, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.


В форме общественных организаций создаются Спортивные Федерации

Отделения общественной организации

С регистрацией отделений общественной организации связано большое количество трудностей. Гражданским кодексом предусмотрено для юридических лиц создание только двух видов подразделений – представительства и филиалы, при этом упоминается ещё одна форма — иные обособленные подразделения. Законодательством об общественных объединениях предусмотрено, что общественные организации вправе создавать обособленные подразделения в виде организаций, отделений или филиалов и представительств. Таким образом, законодательство предлагает участникам самостоятельность в выборе подразделений.

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что отделения общественной организации могут быть:

Но до момента государственной регистрации отделения в качестве юридического лица отделение представляет собой только структурное подразделение Общественной организации, тем самым подчиняясь ее решениями. Поэтому первичное решение о государственной регистрации отделения в качестве юридического лица должно приниматься Общественной организацией. Законодательство предусматривает, что если региональное отделение самостоятельно принимает решение о регистрации себя в качестве юридического лица, то среди документов, направляемых на регистрацию должен быть Протокол высшего органа управления организации с решением о регистрации отделения в качестве самостоятельного юридического лица.

Законодательством предусматривается возможность существования отделений общественной организации без регистрации юридического лица. Сведения об отделениях общественной организации фиксируются в уставе организации. От каждого регионального отделения в Минюст представляется протокол учредительного собрания отделения.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который подотчетен высшему органу управления. В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы.

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации.

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления. Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.

Создание общественной организации

Регистрирует НКО в форме общественных организаций Минюст. Общественные организации регистрируются в три этапа:

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности общественная организация должны указать в своем уставе. Гражданский кодекс говорит нам о праве некоммерческих организаций на осуществление деятельности, приносящей доход, если это предусматривается уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

В соответствии с Законом о Некоммерческих организациях общественные организации могут иметь территориальные подразделения. Как и сама общественная организация, территориальные подразделения реализуют цели создания организации. Документальные проверки деятельности общественных организаций вправе проводить Министерство юстиции.

Министерство юстиции контролирует:

  1. исполняется ли общественными организациями законодательств о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  2. используется ли имущество организации на цели, которые предусмотрены уставом организации.

На основании таких проверок Минюстом могут быть вынесены предупреждения и предписания, которые подлежат обязательному исполнению.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Подробно ознакомиться с порядком ликвидации общественных организаций можно по ссылке Ликвидация НКО.

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

- забастовки, митинги, демонстрации и др.

Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby – кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.




В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских служб – юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).

5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.


Общественная организация — это добровольное некоммерческое неправительственное объединение людей, которые имеют схожие интересы и преследуют одни и те же цели.

Рассмотрим более детально, что значит общественная организация.

Причины возникновения общественных организаций

Определенные формы общественного движения зародились еще в древней Греции, а достаточно широкое распространение получило спустя века. Только ко второй половине двадцатого века оно приобрело достаточную популярность и влияние.

На сегодняшний день общественная организация может иметь достаточно существенный вес, и наряду с политическими партиями оказывают огромное влияние и на жизнедеятельность отдельно взятых государств, а также всего мирового сообщества в целом.

Хотя в современном мире прочно утвердились такие понятия, как политическая партия или органы государственной власти, более того, они активно действуют во благо своего государства. Но, как показывает практика, подобные институты не всегда в силах справится с возложенными на их плечи задачами. Поэтому тогда и возникают, так называемые, неправительственные формирования. Их целью является обращение внимания общественности на конкретную проблему, а также призывает к поискам путей к ее решению.

Социологами выдвигаются некоторые причины, подтолкнувшие к возникновению общественных организаций, среди которых можно упомянуть следующие:

  • существование нерешенных социальных проблем (к примеру, ухудшение экологии, развитие ВИЧ-инфекций, исчезновение редких видов флоры и фауны);
  • потеря авторитета, имиджа и доверия в глазах населения к органам государственной власти, профсоюзам и политическим партиям. Кризис доверия общественности к данным структурам исполнительной и законодательной власти движет созданием общественных объединений, членами или представителями которых являются граждане этого самого населения. Для примера можно упомянуть о существовании таких общественных объединений, как народный контроль, ассоциация журналистов или общество по защите прав потребителя;
  • крайняя неудовлетворенность существующей формой демократической системы, которая предполагает опосредованную роль граждан в управлении всей страной и, как следствие, образование альтернативной структуры, которая дает возможность напрямую воздействовать на решение определенных государственных вопросов. Именно ввиду вышесказанного образовались такие общественные организации, как союзы предпринимателей, фонды гражданских инициатив и различные антикоррупционные ассоциации.

Функции общественных организаций

Выступая в роли социального формирования, общественная организация выполняет целый ряд социально необходимых функций, среди которых:


  • предоставление возможности рядовым гражданам государства принимать участие в принятии решений политического характера. Достаточно вспомнить об американских антивоенных общественных организаций, которые сыграли решающую роль в пользу решения о прекращении войны во Вьетнаме;
  • представление интересов определенных групп и слоев населения. В качестве примера можно упомянуть таковые: союз чернобыльцев, объединения матерей-одиночек;
  • осуществление общественного контроля за соблюдение прав и свобод человека. Данная функция выполняется организациями, которые защищают права женщин, беженцев, переселенцев или заключенных;
  • оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения по поводу конкретного вопроса или проблемы. Данную задачу выполняют абсолютно все общественные организации без исключения.

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения могут подразделяться по территориальному признаку на местные (включая, городские и районные), региональные, общегосударственные и международные формирования.

Классификация по виду деятельности происходит на политические и неполитические общественные организации.

По методам действий подобного рода формирования могут делится на насильственные и ненасильственные.

Также известны классификации по социальным или половозрастным признакам.

Общественные формирования никоим образом не заменяют органы государственной власти, а также не имеют права диктовать последним свои условия.

Так, к примеру, общество по защите прав потребителя не наделено полномочиями наказывать представителя торговой сферы, который обманул потребителя. Указанное общество вправе только лишь давать квалифицированную консультацию пострадавшему и дать рекомендации, куда необходимо обращаться для получения защиты своих интересов. А народный контроль, в свою очередь, не имеет законных полномочий призывать к ответственности недобросовестных производителей или реализаторов. Представители данного формирования могут только выявлять подобные случаи и затем заявлять о таковых в органы внутреннего правопорядка.

Стоит, однако, заметить, что это не должно вызывать недооценки таких общественных организаций или союзов. Их роль во влиянии на общественное мнение очень значима. Благодаря их действиям органы исполнительной и законодательной власти часто вынуждены принимать нужные им решения. Одним из ярчайших примеров подобного влияния служить деятельность Организации Объединенных Наций, уже более 60-ти лет выступает в качестве всемирного судьи при ведении процессов по разрешению различных военных конфликтов.

Финансовая сторона дела и недобросовестное использование общественных союзов

Но не обходится и без темной стороны медали. Как становится известно. некоторые общественные объединения порой могут использоваться как ширма для ведения преступной деятельности. Классический пример подобного рода псевдоорганизаций, это создание благотворительных фондов, которые ратуют за сбор денежных средств с целью поддержания социально незащищенных слоев населения, а на самом деле используются для отмывания средств.


Так, как общественная организация с точки зрения законодательства и своей финансовой структуры являются некоммерческими или неприбыльными институтами, их доходы не подпадают под налогообложение. Данные союзы существуют за счет членских взносов, добровольных пожертвований или спонсорской помощи. Однако в этом некоторые коммерсанты находят лазейку и используют подобные формирования, чтобы скрыть свои доходы от налоговых администраций.

Еще один способ использования общественной организации недобросовестно заключается в лоббировании интересами определенной категории граждан. Подобная махинация прослеживается на таком примере: крупный предприниматель вложил свои капиталы в строительство пансионата. Однако, спустя некоторое время, рядом с ней были обнаружены залежи полезных ископаемых. Такое соседство с возможным промышленным предприятием существенно скажется на привлекательности данного места для отдыхающих. Поэтому, владелец базы отдыха разворачивает обширную пиар-кампанию и организовывает общественное объединение, которое требует запрета на ведение разработки месторождения, под предлогом нанесения непоправимого вреда окружающей среде и крайне нежелательного изменения ландшафта. Возможно, добыча ископаемого в реальности и сопряжена с опасностью для окружающей среды и здоровью граждан, все же основатели общественного формирования действуют не из чистых намерений. Это и называется манипулированием общественного мнения с целью приобретения материальных выгод.

Мы коротко рассмотрели что такое общественное объединение, его особенности, организационную структуру, разновидности, функции и влияние на общественное мнение. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Общественная организация, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Общественное объединение — добровольное [1] , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2] .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения [3] .

Содержание

Формы общественных объединений

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

Читайте также: