Какие факторы оказывают негативное влияние на развитие уголовного права

Обновлено: 04.05.2024


Уголовная политика государства – это скрупулезная и целенаправленная деятельность государства по защите своих граждан и общества от преступлений и преступных посягательств. Содержанием уголовной политики является разработка эффективных целей и задач, выработка качественных средств и методов борьбы с преступностью.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалка по уголовной политике. Кратко для студентов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос. №1. Уголовная политика государства и ее важнейшие принципы.

Уголовная политика государства — это скрупулезная и целенаправленная деятельность государства по защите своих граждан и общества от преступлений и преступных посягательств. Содержанием уголовной политики является разработка эффективных целей и задач, выработка качественных средств и методов борьбы с преступностью. В рамках уголовной политики государства выделяют: 1) политика в сфере предупреждения преступлений; 2) уголовно-процессуальная политика; 3) уголовно-исполнительная политика; 4) уголовно-правовая политика. Цели уголовной политики (их две): 1) стратегические — обеспечение реальной безопасности граждан и общества; 2) тактические (ближайшие) — сдерживание преступности и удержание её на социально приемлемом уровне. Формы реализации: 1) формирование правосознания граждан; 2) законодательная и 3) правоприменительная формы. Различают два общепризнанных принципа международного права: 1) добросовестное выполнение международных обязательств и 2) всеобщее уважение прав человека и гражданина.

Вопрос №2. Особенности современной криминальной ситуации в России.

Вопрос №3. Понятие, уровни, виды и меры предупреждения преступлений.

Предупреждение преступлений — это деятельность по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению; правовому воспитанию; осуществлению криминологической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; по разработке и реализации программ предупреждения преступлений; по профилактической паспортизации предприятий, учреждений и организаций. Общее предупреждения преступности (профилактическая деятельность) включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер государственных органов и общественных объединений, имеющих целью выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений, видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, общее предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности. В зависимости от масштабов и целей применения профилактических мер уровни предупреждения преступности разделяются на: 1) общесоциальный и 2) специально-криминологический. Общесоциальный уровень предупреждения преступности характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества. Обычно данные меры направлены на улучшение условий труда и отдыха граждан, повышение уровня их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а также другие положительные изменения в обществе. В настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, осложняющих жизнеобеспеченность членов нашего общества. Специально-криминологический уровень предупреждения преступности характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения меньше, чем общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.). Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений и т. д. В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности этой деятельности. Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации представляют собой следующее: 1) первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом — в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества; 2) второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций; 3) третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении. Цель общего предупреждения заключается в том, чтобы посредством наказания предотвратить совершение преступлений не со стороны осужденного, а со стороны других лиц, главным образом неустойчивых граждан, в сознании которых нет должной устойчивости к соблюдению требований законов. Видов профилактики (их 2): 1) общий, т. е. комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений, а действующих как бы попутно, нецеленаправленно, и 2) специальный (или специально-криминологический, криминологический), т. е. меры, непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений, профессиональные. Мерами общего предупреждения преступлений являются: 1) выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; 2) разработка и реализация программ предупреждения преступлений; 3) правовое воспитание граждан; 4) профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций; 5) криминологическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Вопрос №4. Правоохранительные органы России в системе профилактики правонарушений.

Вопрос №5. Понятие, содержание и основные направления правового регулирования предупреждения преступлений.

Вопрос №6. Объекты профилактики преступлений.

Объект профилактики преступности (преступления) — представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Объектами предупреждения выступают: 1) личность профилактируемого (так считает профессор А. И. Алексеев); 2) преступные группы, а также места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство (мнение проф., Л. М. Прозументова, проф., А. В. Шеслера). Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения; 3) отклоняющееся поведение (мнение проф., А. М. Яковлева). Субъектами профилактики преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений. Ключевыми моментами при характеристике субъектов профилактики являются: 1) наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления мер предупреждения преступности (преступлений); 2) уполномоченность законом на эту деятельность; 3) наличие соответствующих прав, обязанностей, возможностей и ответственности при осуществлении профилактической деятельности.

Вопрос №7. Структура государственной системы профилактики преступлений.

Система предупреждения преступности включает в себя: 1) объекты; 2) виды и формы; 3) меры предупредительного воздействия; 4) субъектов, осуществляющих эту работу. Объекты: 1) процессы и явления различного порядка (экономические, психологические); 2) личность преступника; 3) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. Виды предупреждения: 1. общее (на все население или его группы); 2. специальное (отдельные группы или сферы деятельности и объекты); 3. индивидуальное (по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений). Предупреждение преступности осуществляется в форме воздействия на причины и условия преступности, а также личность конкретного правонарушителя. Субъекты предупреждения преступности — государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений: 1) субъекты общесоциальной профилактики: федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи; 2) субъекты специальной профилактики: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции: СК РФ, МВД России, Росгвардия, ФСБ, прокуратура, суд, таможня и др.; б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции: комиссии по делам несовершеннолетних; в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач; 3) субъекты индивидуальной

Читайте также: