Исследование рбк сколько россия на самом деле тратит на своих граждан

Обновлено: 02.05.2024

Президент Владимир Путин призвал в своем Послании увеличить ожидаемую продолжительность жизни россиян до 78 лет. Однако ученые-экономисты выяснили, что повышение продолжительности жизни (ПЖ) в других странах стало возможным только благодаря существенному увеличению общественных расходов на здравоохранение в процентах к ВВП. Зависимость очень простая, растут расходы на медицину в процентах ВВП – растет и ПЖ. Однако в Кремле и в правительстве не торопятся увеличивать госрасходы на здравоохранение выше 3–4% ВВП (что вдвое ниже, чем в развитых странах). Отличается Россия и еще одним показателем: доля частных расходов на здравоохранение у нас вдвое выше, чем во многих развитых странах.

Но в этом году ожидаемая продолжительность жизни в РФ, по расчетам, может снизиться ниже 70 лет.

Ученые из Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) выяснили, как развитым странам удалось повысить продолжительности жизни своего населения. Оказывается, это было сделано за счет увеличения доли общественных (государственных) расходов на здравоохранение по отношению к ВВП страны.

Завлабораторией ИНП РАН Владимир Иванов и старший научный сотрудник Анатолий Суворов отмечают, что в России в первой половине 1990-х произошло двукратное падение финансирования здравоохранения, однако во второй половине нулевых годов при относительно высоких темпах роста общественных расходов (среднегодовой прирост составлял 2,8%) улучшилось состояние материально-технической базы здравоохранения. Вместе с тем только в 2010 году удалось вернуться к уровню финансирования, который был в 1991 году. И показатель средней продолжительности жизни в 2010 -м (68,9 года) стал точно таким же, как в 1991-м. В 2010-е годы впервые в российской истории средняя продолжительность жизни превысила порог в 70 лет и до последнего времени продолжала расти, достигнув в 2019 году 73,3 года.

Однако, несмотря на тенденцию роста средней продолжительности жизни населения, Россия и сейчас в рейтинге ВОЗ по этому показателю занимает место лишь во второй сотне стран мира. Отставание России от этих стран по средней продолжительности жизни за последние три десятилетия не только не сократилось, но и увеличилось. В соседних северных странах, например Финляндии, средняя продолжительность жизни в 2019 году составляла 81 года, в Норвегии – 82,6. В далекой Канаде, сырьевая структура экономики которой в чем-то схожа с российской, – 82,2 года.

Масштабы отставания России от большинства развитых стран особенно велики, если посмотреть общественные расходы на здравоохранение в расчете на душу населения в сопоставимых ценах по паритету покупательной способности (ППС). По величине душевого финансирования Россия отстает от средней по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) почти в три раза, а от таких стран, как Австрия, Германия, Канада, Норвегия, Франция, Япония, в 3,5–5 раз.

При расходах в 3,2 % к ВВП расходы на душу населения в России в 2018 году составляли 1030 долл. по ППС, в Финляндии расходы были более чем вдвое больше – 7%, а на душу тратили 3,2 тыс. долл. В Канаде соответственно 7,8% и 3,6 тыс., в Норвегии – 8,7% при 5,2 тыс.

Следствием произошедшей коммерциализации российского здравоохранения стал рост неравенства в доступности для населения медицинской помощи из-за отсутствия средств на платную медицину у большинства населения, особенно у наиболее бедных его слоев, отмечают в ИНП РАН. По данным Росстата, в 2018 году на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходилось 70% платных медицинских услуг, а на долю 20% наименее обеспеченных – менее 1,5%, или почти в 50 раз меньше. По данным выборочных исследований, из-за нехватки денежных средств каждый седьмой житель страны и каждый пятый пенсионер не могли приобрести необходимые для лечения медикаменты.

В августе президент Владимир Путин поручал предусмотреть в Едином плане по достижению национальных целей развития до 2024 года среднюю продолжительность жизни россиян в 75 лет к 2025 году.


Сколько в среднем получают россияне

В первом полугодии этого года россияне получали среднюю номинальную заработную плату в размере 54 595 рублей. В процентном соотношении за аналогичный период 2020 года эта сумма составила 109,4 процента. Реальная начисленная заработная плата составила же 103,4 процента. Так, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в июне 2021 года составила 58 782 рубля.

При расчете среднего номинального размера оплаты труда учитывают доходы всего трудового класса. Для расчета социологи применяют следующую формулу:

среднемесячная заработная плата работника = (годовой фонд оплаты труда работников региона / общее число всех работников региона) / 12 месяцев.

Номинальная оплата представляет собой сумму, которую работодатель указывает в трудовом договоре и выплачивает сотруднику ежемесячно. Она включает в себя премиальные выплаты, компенсации, оплату больничного и отпуска. Такая оплата труда разделяется на:

  • начисленную, которую формирует трудовая организация;
  • выплаченную – которую работник получит после всех отчислений.

Реальная заработная плата – это размер материальных благ и услуг, которые работник может получить на сумму номинальной заработной платы. Данная сумма учитывает повышение цен и уровень инфляции. Именно она отражает реальную покупательскую способность гражданина.


На что хватает средней реальной зарплаты россиян

Карта Кредитная Польза


Примерно 60,4% россиян тратят на еду около 50% ежемесячного дохода. Около 16% тратят на продукты все свои сбережения.

Вполне вероятно, что дальше будет только дороже. По данным Росстата, в конце июня темпы роста цен достигли 8,7% и побили рекорд за последние шесть лет. Некоторые продукты и вовсе подорожали в два и более раза.

Только 6,4% населения имеют доход более 75 тысяч рублей. При этом подавляющее большинство – 80,1% зарабатывают меньше 45 тысяч рублей.

Больше половины россиян – около 54% живут на зарплату менее 27 тысяч рублей. Около 35% имеют доход около 19 тысяч рублей. Если такой гражданин проживает один, он может прожить на 633 рубля в день. Если у него есть семья, то эта сумма вполне может быть ниже.

Просто кредитная карта


Кого считать богатым

Богатство – относительное понятие. Для кого-то мало 50 тысяч рублей, а для кого-то и 500 тысяч. Статисты не предлагают определение богатства. Не установлено и планки доходов, при которой человека можно считать состоятельным.

С этого года повысился НДФЛ с 13 до 15% для сограждан, которые получают доход более пяти млн рублей в год. Под новый закон попадают граждане, которые получают более 417 тысяч рублей в месяц.


Если ориентироваться на разделения россиян по размеру доходов, то самых богатых можно отнести в категорию граждан с доходом свыше 100 тысяч рублей в месяц. В первом полугодии 2021 года такую зарплату имели 2,84 млн россиян. Для сравнения, в 2019 года такой доход имели 5,7 млн россиян, а в 2020 – пять млн.

Исследовательские компании, которые изучают жизнь состоятельных граждан, берут во внимание не их ежемесячный или годовой доход, общую стоимость всего имущества и суммы на сберегательных счетах. Такие компании определяют богатого человека как гражданина с капиталом свыше одного млн долларов. По оценке консалтинговой компании Frank RG, в 2019 году таких россиян было около 37 тысяч человек. По данным Credit Suisse, в 2019 году таких россиян было 246 тысяч человек. Более свежих данных, увы, нет.

Как распределяются россияне в зависимости от уровня зарплаты в первом полугодии 2021 года

По данным Росстата, разница в уровне доходов россиян остается устойчивой: на десять процентов обеспеченных граждан в первом квартале пришлось 28,6% денежных доходов населения. На десять процентов наименее обеспеченных граждан пришлось 2,2% денежных доходов.



Кем работают состоятельные граждане

Если говорить только о наемных работниках, то можно узнать, в какой сфере платят зарплаты свыше 250 тысяч рублей. Росстат публикует такой отчет в нечетный год. Данных за 2021 год еще нет, поэтому пока мы можем посмотреть ситуацию только за 2019 год. Зарплату больше 250 тысяч рублей получали около 360 тысяч человек. Это в полтора раза ниже значения 2020 года.

Больше всего людей с доходом свыше 250 тысяч рублей работало в торговле – 137 тысяч человек. Далее идет обрабатывающее производство – там 250 тысяч рублей и выше получала 51 тысяча работников. В научной и технической сфере такие доходы получали 47 тысяч человек.

Самые высокие зарплаты зафиксированы в финансовой, научной, технической сферах, а также в сферах информационных технологий и связи и добычи полезных ископаемых.

В каких отраслях предлагают больше вакансий с зарплатой от 250 тысяч рублей

Высокие зарплаты готовы предложить работником сферы продаж, производства и информационных технологий, интернета и телекоммуникаций.

Традиционно большее количество высокооплачиваемых вакансий предлагает Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.

Мы также оценили зарплаты чиновников. Это можно сделать на специальном сайте. Так, в 2020 году зарплату свыше 250 тысяч рублей в месяц зарабатывал каждый пятый чиновник. Около трех тысяч чиновников получают зарплату больше 400 тысяч ежемесячно.



Где госслужащие получали больше всего в 2020 году

В таблице ниже указаны только средние значения заработной платы для определенных организаций. Отметим, что самые высокие зарплаты у госслужащих зафиксированы в администрации президента. Зарплаты специалистов достигают там отметки в 400 и более тысяч рублей. На втором месте идет Совет Федерации, значение заработной платы там колеблется от 225 до 400 тысяч рублей.



Как и куда тратят деньги граждане с разным доходом

По данным Тинькофф-банка, люди с доходом ниже 25 тысяч рублей тратят в месяц все поступления на карту. У граждан с зарплатой до 50 тысяч рублей остается треть зарплаты. Половина зарплаты остается у граждан с доходами до 100 тысяч рублей. Около 60% остается на счетах у тех, кто получает зарплату больше 60%.

Люди тратят на одежду около 8,5%, независимо от своего дохода. Чем больше доходы человека, тем больше он тратит на благотворительность. При доходе до 25 тысяч рублей граждане перечисляют на благотворительность около одного процента. При доходе больше 250 тысяч рублей – на благотворительность перечисляется два процента от поступлений.

Виртуальная кредитная карта Kviku


У граждан с зарплатой менее 50 тысяч рублей на продукты уходит пятая часть зарплаты. При доходах от 250 тысяч рублей на еду уходит одна десятая часть.

Независимо от зарплаты на бензин уходит около трех-четырех процентов граждан. Люди с высокими доходами тратят больше денег на интернет-сервисы и различные подписки. Граждане с доходом в 25 тысяч рублей отдают на эти цели два процента доходов, а с зарплатой выше 250 тысяч рублей – около восьми процентов.


Кредитная СберКарта

Эксперты также отмечают, что часто граждане с ежемесячным доходом до одного млн рублей находятся в более выгодном положении, чем граждане с доходом выше. Обычно они прибегают к услугам других людей: няни, водители и домработницы. Это помогает им сэкономить время для работы. Граждане, которым деньги достаются легко, также легко с ними расстаются.


Как россияне относятся к гражданам с высокими доходами


Несмотря на это, США отстают от мировых лидеров по нескольким аспектам, включая ожидаемую продолжительность жизни и страховое покрытие. США — единственная промышленно развитая нация, которая не гарантирует своим гражданам универсальной и всеохватывающей системы медицинского страхования.

Несмотря на впечатляющие успехи американского здравоохранения и системы медицинских услуг, миллионам американцев они недоступны из-за чрезвычайного роста стоимости.

Для нуждающихся граждан страны правительство США предоставляет две специальные программы — Medicaid и Medicare. Тем не менее президент Трамп выступал против этих программ и в рамках своей предвыборной кампании пообещал избирателям отменить их.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Во всех странах ОЭСР, кроме США, большая часть расходов на здравоохранение покрывается за счет государственного финансирования и средств обязательного страхования. В Дании, Швеции и Великобритании государственные расходы – центрального, регионального и местного уровня – составляют 80% и более всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии, Франции и Словакии более 75% расходов на здравоохранение оплачиваются за счет обязательного страхования. За счет добровольного страхования оплачивается сравнительно небольшая часть расходов на здравоохранение: от 0 в Норвегии, Турции, Исландии, Словакии, Чехии и Эстонии до 10-15% в Австралии, Израиле, Канаде, Франции и Словении. Заметное исключение составляют США, где средства добровольного страхования покрывают 35% всех текущих расходов на здравоохранение.

Про Россию.

В ближайшие три года расходы бюджета на здравоохранение вырастут почти на 100 млрд рублей — с 479,7 млрд в нынешнем году до 572,5 млрд руб. — в 2021-м. Об этом говорится в Проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, который размещен на сайте комитета Госдумы по бюджету и налогам.
При этом в 2019 году на здравоохранение планируется потратить 459,5 млрд руб., в 2020 году — 563,2 млрд руб., в 2021 году — 572,5 млрд руб. Расходы 2018 года на медицину составляют 479,7 млрд руб. Расходы консолидированного бюджета России на социальную политику будут основными в бюджетной системе страны в 2019-2021 годах и будут составлять около 12% ВВП ежегодно, отмечается в документе.

Про других.

Швейцария

Расходы на здравоохранение на душу населения: $6 935Основа швейцарского здравоохранения — обязательное медицинское страхование. Оно распространено на всей территории страны и обязательно для всех ее граждан. Страна занимает первое в мире место по количеству застрахованных жителей. Медицинское страхование здесь частное, но очень удобное и для государства, и для граждан. Оно дает четкие гарантии и предоставляет большие возможности в случае возникновения каких-либо проблем со здоровьем. Обязательным медицинским страхованием в Швейцарии занимаются около 130 страховых компаний (они называются больничными кассами), и конкуренция между ними очень высокая. Для работы в системе ОМС страховые компании должны соответствовать ряду необходимых требований и пройти регистрацию в Федеральном офисе социального страхования.

Германия

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 267Большая часть немецкого населения застрахована в государственных медицинских страховых компаниях. Государственное медицинское страхование в Германии, наряду с пенсионной страховкой, страховкой от несчастного случая, страховкой по безработице и страховкой по медицинскому уходу, является основной составной частью немецкой социальной страховой системы и одним из основных звеньев немецкой системы здравоохранения. Медицинское страхование в Германии является обязательным для всего работающего и других групп населения.

Медицинское страхование, при учёте определённых условий, может выбираться страхователем по своему желанию самостоятельно. Определённая группа населения Германии, например, руководители частных компаний, лица занимающие общественные должности, работающие в социальных государственных структурах и пр., имеет право на частное медицинское страхование. Доход этой части населения позволяет им отказаться от государственной обязательной страховки и перейти в частное медицинское страхование. Частное медицинское страхование предлагает более обширный спектр предоставляемых медицинских услуг, нежели государственное страхование. Спектр медицинских услуг может выбираться страхователем по желанию, в связи с чем в значительной степени варьирует и сумма страхового полиса. Размеры страховых взносов зависят так же от общего состояния здоровья застрахованного лица, пола и возраста страхователя.

Швеция

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 228В пользу высокого уровня здравоохранения в Швеции говорит один из самых высоких показателей в Европе по средней продолжительности жизни. Он не только достаточно высок, но и с каждым годом увеличивается, так для женщин на сегодняшний день этот показатель ровняется 83,5 года, а для мужчин — 78,8. Система здравоохранения Швеции финансируется налогоплательщиками, при этом основная часть расходов по медобслуживанию населения лежит на муниципалитетах и государстве, пациенты должны оплачивать лишь символическую часть медицинских расходов.

Исследование РБК: сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают

В России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих примерно на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты – у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек.

Чиновники не только не спешат продавать, а, наоборот, продолжают покупать квартиры, дома и землю за пределами России, показало исследование РБК. Из почти 500 госслужащих и депутатов, задекларировавших такое имущество по итогам 2013г., список покинули единицы, зато три десятка впервые стали обладателями земли и жилья за границей. Они объясняют это желанием возить детей на море, лечить родственников или просто прихотью жен. Запрет на зарубежные счета затруднил содержание домов в других странах, но и эту проблему большинству удалось решить.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники – врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний – их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных – 246 тыс., в органах местного самоуправления – 498 тыс., финансовых и налоговых органах – 217 тыс., судах – 151 тыс., прочих органах – 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно – таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100-110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.

Сокращаться не хотят

Согласно указу президента, предельная численности федеральных чиновников к концу марта 2013 года должна была снизиться на 20% по сравнению с уровнем 2010 года. Предельную численность действительно удалось снизить, следует из данных Минфина, предоставленных РБК. Однако, по данным Росстата, среднесписочный состав федеральных органов исполнительной власти на конец прошлого года оказался 589 тыс. человек – лишь на 12% меньше, чем три года назад.

В связи с медленными темпами снижения численности Медведев в мае этого года предложил провести сокращение еще на 10% и дал поручение Минфину проработать этот вопрос до 1 июля 2014 года. Как пояснила РБК врио директора департамента бюджетной политики в сфере госуправления Минфина Ольга Вороновская, оптимизацию предлагается осуществить только в 2017 году, причем под сокращение попадут не только гражданские, но и военнослужащие. То есть российские власти видят основную проблему именно в излишней численности госсектора. Однако проблема гораздо глубже.

Чиновников меньше – расходов больше

Несмотря на снижение численности госслужащих, совокупные расходы на бюрократию выросли, говорит официальная статистика. Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м – 682,7 млрд руб. Рост, таким образом, составил 31%, говорят данные Росстата.

Если проводить оценку на основании отчетов Федерального казначейства об исполнении бюджетов, то расходы на оплату труда госслужащих всех уровней составили в 2013 году 658,4 млрд руб. (+10% по сравнению с предыдущим годом).

Как считали: оценка совокупных годовых расходов на оплату труда госслужащих проводилась путем суммы умножений среднесписочной численности занятых в федеральных, региональных и муниципальных и органах исполнительной, законодательной и судебной властей на 12 среднемесячных номинальных окладов по всем категориям и регионам России.

В 2009 году среднемесячная начисленная заработная плата у занятых в органах власти в России составила 27,9 тыс. руб. В 2013 году она уже достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 году был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 году составила $4 тыс. – на 3% ниже средней зарплаты по экономике.

На общероссийском фоне выделяются чиновники в федеральных государственных органах власти, общая численность которых – 38,7 тыс. человек. Их средняя зарплата в 2013 году составила 98,4 тыс. руб., увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом. Значительно увеличил свои аппетиты аппарат главы государства (администрация, управление делами и полномочные представители президента). Так, в 2011 году на его функционирование из федерального бюджета было затрачено 7,8 млрд руб., а в 2013-м – уже 18,6 млрд руб. (рост в 2,4 раза).

При этом на повышение российского МРОТ в России все не находится средств, и он растет очень медленно. Сейчас минимальная зарплата на четверть ниже прожиточного минимума (7,7 тыс. руб.). Минтруд только теперь озаботился их выравниванием и планирует это сделать к 1 октября 2017 года.

Тем не менее в правительстве по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату федеральных госслужащих повысят не менее чем в 2 раза, сообщила РБК Вороновская. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.

Россия кормит не Кавказ, а местных бюрократов

В регионах финансовая и численная диспропорция в соотношении чиновников и остальных категорий занятых еще разительнее. Больше всего чиновников среди занятого населения в регионах Дальнего Востока и республиках Северного Кавказа. В Чукотском АО административный аппарат достигает 7,6% занятых, в Тыве – 6,2%, на Алтае – 5,7%. В Ингушетии и Чечне – около 4%, тогда как среднероссийский показатель – 2%.

Больше всего получают чиновники Тюменской области, Москвы, Чукотки и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70-80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%.

Оценочную отдачу от деятельности чиновника отражает отношение его зарплаты к среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП). Чем больше этот показатель, тем меньше экономическая отдача. По оценке РБК, первое место по этому неприятному показателю в 2012 году занимала Чечня. Средний оклад чиновников в размере 33,6 тыс. руб. в республике в 5,1 раз превышал ВРП на одного человека. В Тыве, Кабардино-Балкарии и Ингушетии превышение составляет 3,1-3,3 раза, тогда как, например, в Сахалинской области оклад чиновника, наоборот, на 50% ниже.

Слабость экономик регионов Северного Кавказа и Дальнего Востока негативно сказывается на пополняемости бюджетов этих субъектов. При этом высокие запросы чиновников заставляют обращаться за безмозмездной помощью от других бюджетов. По оценке РБК, около 50% налоговых и неналоговых доходов Чечни и Ингушетии в 2013 году были потрачены на содержание региональных госслужащих, из них 22 и 26% соответственно составляют затраты на оплату труда. Для сравнения, во Владимирской области на содержание региональных чиновников уходит всего 6,6% регионального бюджета, в Москве – 2,7%.

В Тыве, на Алтае, Камчатке и в Еврейской АО региональные бюджеты более чем на 50% дотационные. Однако лидируют по уровню дотационности южные республики – доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета в Ингушетии составляет 85%, в Чечне – 81%, а в Дагестане – 79%, следует из данных Минфина.

Силовики дорожают

Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.

Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м – 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.

По данным Минтруда США, среднемесячная зарплата полицейских и детективов в штатах в 2013 году составила $5,35 тыс. в месяц, что на 38% превышает среднюю зарплату по экономике. Два года назад средняя зарплата в органах полиции и спецслужб в России составила 28,3 тыс. руб., а в 2013 году – уже 50,6 тыс. руб., что было на 70% выше среднедушевого оклада по России. В странах ОЭСР зарплата полиции на 17% ниже дохода работников с высшим образованием, тогда как в России, Южной Корее и Израиле – на треть выше.

Самый существенный скачок в зарплатах российских силовиков наблюдался в 2012 году на фоне массовых протестных акций оппозиции, когда зарплата занятых в органах правопорядка выросла более чем на 20 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В частности, если в 2011 году московские правоохранители зарабатывали 36,1 тыс. руб., то в 2012 году – уже 61 тыс. руб.

Не менее впечатляющий рост был и у работников прокуратуры, которые в 2011 году в среднем зарабатывали 48,6 тыс. руб., тогда как в 2013 году – 68,6 тыс. руб. (в 2,3 раза выше средней по России). Рост зарплаты сотрудников прокуратуры в реальном выражении составил 24%. Работники тюрем и других мест лишения свободы стали получать в 2013 году 40,7 тыс. руб., что без инфляции на 60% выше, чем в 2011 году.

Наибольшая концентрация правоохранителей и сотрудников спецслужб наблюдается в Ингушетии (47 чел. на 1 тыс. занятых), Чукотском автономном округе (32 чел.), а также Северной Осетии (28 чел.) и Чечне (27 чел.). Количественно больше всего стражей порядка сосредоточено в Москве (94 тыс. чел.), Краснодарском крае (34 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (33 тыс. чел.).

Полицейских много, убийств еще больше

По оценке РБК, среди стран с населением более 5 млн человек Россия занимает второе место по числу сотрудников органов правопорядка после Северной Кореи. Если верить данным Human Rights Report-2009, в КНДР показатель составил 583 сотрудника на 100 тыс. человек. Однако правозащитники здесь учитывают всю численность Министерства общественной безопасности КНДР в количестве 144 тыс. человек.

Как следует из данных Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в России насчитывается 523 полицейских на 100 тыс. человек населения. Это почти в два раза больше, чем в США (271 полицейский) и в 2,5 раза больше, чем в Китае (202 полицейских).

Если учитывать страны с населением более 1 млн человек, то Россию и КНДР обгоняет только Уругвай (779 полицейских на 100 тыс. человек). Среди всех стран, по которым удалось найти информацию, лидирует Бруней (1058 полицейских), Гренада (924) и Багамы (833).

Как считали: опираясь на данные UNODC, а также Eurostat, Interpol, Small Arms Survey, IMF и другие источники, РБК проанализировал количество сотрудников полиции в 85 странах мира, в которых проживают более 5 млн чел. Из-за отсутствия надежных источников информации в список не попали Вьетнам, Египет, Йемен, Саудовская Аравия, Судан, Тайвань, Узбекистан, а также ряд африканских стран. Согласно методике UNODC, в числе сотрудников полиции на конец года учтены те служащие, чьими основными функциями являются предупреждение, выявление и расследование преступлений, а также задержание подозреваемых правонарушителей. Вспомогательный персонал (секретари, клерки) не учитывался.

Об эффективности полицейской системы можно судить по уровню убийств относительно численности стражей порядка. Как следует из данных UNODC, по этому показателю среди 85 рассмотренных РБК стран с населением более 5 млн человек лидирует Гонконг, где на 10 тыс. полицейских приходится всего 8 убийств. На втором месте идут Сингапур (13 убийств) и Япония (17 убийств).

Несмотря на то что количество убийств в России в последние годы уверенно снижается (-23% с 2009 года), по сравнению с другими странами дела обстоят неважно. Россия в 2012 году заняла 52-е место с показателем 176 убийств на 10 тыс. полицейских, что почти в 10 раз хуже, чем в Японии, и хуже всех европейских стран. Но у тех же США сопоставимый уровень преступлений – 174 убийства.

Читайте также: