Кто осуществляет надзор за деятельностью лоцманских организаций

Обновлено: 17.05.2024

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛОЦМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Голованова, член Калининградской областной коллегии адвокатов, юрист Автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Калининграда"

В апреле 1999 г. Государственной думой России утвержден в третьем чтении проект Кодекса торгового мореплавания России. Безусловно, принятие данного документа является серьезным шагом на пути развития одной из отраслей российского законодательства - морского права, поскольку применяемый в настоящее время в России КТМ СССР 1968 г. безнадежно устарел и не учитывает тех изменений в экономическом и политическом развитии страны, которые произошли в последние годы. КТМ СССР 1968 г. построен на принципах государственной собственности на морские суда, порты и пр., и государственного регулирования деятельности портов и судовладельческих компаний. В настоящее время, когда почти все морские торговые и рыбные порты России, а также практически все судовладельческие предприятия уже приватизированы, либо находятся в стадии приватизации, когда принят новый Гражданский кодекс РФ и ряд других нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений, эти принципы утратили свое значение и более того, в определенной мере противоречат действующему законодательству РФ.


В связи с чем довольно странной выглядит норма нового Кодекса торгового мореплавания, изложенная в п. 2 ст. 87, касающаяся организации и деятельности лоцманских служб в портах, которая предложена депутатом Государственной думы Ждакаевым И.А., и гласит следующее:
- Морские лоцманы являются работниками лоцманской службы государственных организаций.
Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определенных постановлением правительства РФ и требований, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами РФ.

Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственными организациями по лоцманской проводке судов, устанавливает правительство РФ".

Данное предложение прежде всего вынуждает к тому, чтобы полностью изменить сложившийся на сегодняшний день порядок создания и деятельности организаций, осуществляющих лоцманское обслуживание судов в портах, и существующую практику этого обслуживания.

Прежде всего, что подразумевает собой формулировка "государственные организации"? Основным нормативным актом, регулирующим создание и деятельность юридических лиц, основанных на государственной собственности, в настоящее время является ГК РФ. И если уж быть точным, то Гражданский кодекс не содержит такой формулировки, как "государственная организация" или "негосударственная организация".

Совершенно неконкретно и необоснованно изложено в статье 87 КТМ РФ положение о том, что "негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определенных постановлением правительства РФ и требований, установленных настоящим кодексом и иными правовыми актами РФ". Какие особенности и какие требования имеет ввиду автор проекта, и чем продиктована необходимость озадачивать правительство РФ определением этих "особенностей" создания "негосударственных организаций лоцманов" либо перечня портов, в которых они могут создаваться?

Полагаю, что при решении вопроса о принятии КТМ РФ в части организации деятельности лоцманских служб необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Правомерность осуществления данного вида деятельности лоцманскими организациями различных организационно-правовых форм подтверждена в настоящее время и судебной практикой. В частности, в 1995 г. имела место попытка признать недействительной регистрацию лоцманской службы - Общества с ограниченной ответственностью "Общество морских лоцманов Калининграда". Основным аргументом истца по данному делу являлась ссылка на нормы КТМ СССР и Положения о государственных морских лоцманах, в которых указывается, что "проводка судов. осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами". Иск государственного Калининградского морского рыбного порта о признании недействительной регистрации такой лоцманской службы не был удовлетворен. Арбитражным судом вынесено решение о правомерности создания ООО "Общество морских лоцманов Калининграда" и соответствии законодательству его организационно-правовой формы. Решение обжаловалось вплоть до Высшего арбитражного суда. Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 января 1997 г. данное решение оставлено без изменения по тем основаниям, что законодательство РФ связывает осуществление данного вида деятельности на коммерческой основе только с наличием соответствующей лицензии.

Все существующие организации, выполняющие лоцманскую проводку судов, независимо от организационно-правовой формы (в настоящее время практически все они - некоммерческие организации), платят налоги в тех же объемах, что должны были бы платить предприятия, основанные на государственной собственности и осуществляющие лоцманскую проводку судов. В своей деятельности лоцманские организации руководствуются законодательством РФ и плату за свои услуги устанавливают исключительно на основании "Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ", утвержденных Министерством экономики РФ по согласованию с Минтрансом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что деятельность лоцманских организаций представляет собой часть услуг портов, относимых законодательством РФ к сфере деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4 Закона РФ "О естественных монополиях"). И если ранее, т.е. до приватизации портов, расходование средств, поступивших от лоцманских сборов, направлялось на нужды всего порта в целом, то в настоящее время лоцманский сбор используется исключительно для содержания лоцманской службы, что соответствует сложившемуся порядку использования портовых сборов морских администраций портов, установленному Минтрансом РФ.

Таким образом, с одной стороны, порты имеют на сегодняшний день независимые самостоятельные лоцманские организации, которые финансируются за счет собственных средств, действуют взаимосвязано со службами Морских администраций портов (управлением движением судов, диспетчерской службой, капитаном порта и пр.), поскольку иначе просто невозможно организовать их работу. С другой стороны, лоцманские организации осуществляют свою деятельность под строгим контролем государства, поскольку, именно оно создает систему органов, которые осуществляют надзор за безопасностью мореплавания, к чему, безусловно, имеют отношение лоцманские службы, издает нормативные акты, регулирующие деятельность лоцманов, определяющие ставки лоцманских сборов. Исключительно под контролем Морских администраций портов - учреждений, созданных Министерством транспорта РФ, определяются районы обязательной лоцманской проводки судов, выдаются сертификаты лоцманам.

Чем же будет отличаться от деятельности ныне существующих лоцманских служб деятельность вновь созданных государственных организаций? Какова цель таких преобразований? Судя по всему, этот вопрос автором предложения, внесенного в КТМ, не исследовался. Но понять его не трудно, если учитывать, что моратория на приватизацию, а следовательно, на передел собственности таких организаций нет и, естественно, всегда найдутся лица, заинтересованные в этом переделе.

Имеет ли смысл и целесообразно ли в настоящее время вновь создавать лоцманские службы в портах как государственные организации? Есть ли необходимость в том, чтобы ломать хорошо организованную, действующую в соответствии с требованиями законодательства и морской практики систему организации оказания лоцманских услуг?

На примере лоцманских служб Санкт-Петербурга, Калининграда и др. можно наблюдать следующее: потребовалось около 4-5 лет их деятельности для того, чтобы наладить профессиональную подготовку лоцманов, обеспечить их спасательными средствами, единой формой, средствами радиосвязи, транспортными средствами, включая суда для доставки лоцманов. Результаты этой работы налицо: исключены простои судов и случаи аварий по вине лоцманов, работа служб четко организована и осуществляется под контролем капитанов портов и МАП. Профессионалам известно, что стать лоцманом можно только тогда, когда за плечами долгие годы морской практики, месяцы стажировки в районе лоцманской проводки и годы профессионального совершенствования своего мастерства от должности просто лоцмана до лоцмана открытого моря. И общеизвестно, что никакой даже самый точный прибор не в состоянии заменить интуицию, высокий профессионализм специалиста.

Сейчас в России создана и действует общественная организация - Ассоциация морских лоцманов России, членами которой являются более 400 человек. Это люди, которые создали новые отношения, сумели выжить в условиях рынка и кризисов. Ломать организацию их работы - это значит заставить их опять идти по новому пути, вновь перестраиваться. Поэтому представляется, что необходимость таких реорганизаций авторы проекта нового КТМ вряд ли смогут доказать.
Есть и другая сторона в данном вопросе. Если создавать государственные лоцманские службы, то следует задуматься, возможно ли решить в настоящее время вопросы их первоначального финансирования и материального обеспечения. В состоянии ли сейчас государство обеспечить надлежащую профессиональную подготовку лоцмана, техническое оснащение лоцманской службы, приобрести современные суда, радиостанции и пр.? КТМ СССР и Положение о государственных морских лоцманах предусматривали, что лоцманские службы должны содержаться за счет средств морских портов (гидробаз). За чей счет предлагается содержать вновь созданные службы, если порты приватизированы? Следовало бы подумать и над следующими вопросами: 1) имеются ли законные основания для ликвидации существующих лоцманских организаций и каким будет процесс этой ликвидации? 2) законным ли будет с точки зрения трудовых прав граждан "добровольно-принудительный" перевод лоцманов в эти вновь созданные государственные организации? С точки зрения закона у них есть все права отказаться от такого перевода. В таком случае, кто будет обеспечивать безопасность мореплавания в государственных организациях?

Было бы понятно стремление законодателя проводить какие-либо преобразования в той или иной сфере хозяйственной деятельности, если бы этого требовали интересы дела или государства. В данной ситуации факты говорят за то, что такая потребность отсутствует, и утверждение КТМ РФ, в частности ст. 87, в редакции, предложенной Государственной думой РФ, есть ничто иное, как шаг назад.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль – деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством:

  1. профилактики нарушений обязательных требований,
  2. оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований,
  3. выявления их нарушений,
  4. принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований,
  5. устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

С 1 октября 2021 года координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга в области организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга в лице Проектного управления – проектного офиса.

  • 2 вида муниципального контроля, осуществляемых в качестве полномочий по региональному виду государственного контроля (надзора),
  • 28 видов регионального государственного контроля (надзора),
  • 6 видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы субъектам Российской Федерации.

Контрольные (надзорные) органы

Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства
об архивном деле

Муниципальный контроль в сфере благоустройства

Региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Региональный государственный жилищный контроль (надзор)

Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники

Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

Федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

Муниципальный земельный контроль

Региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации

Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования

Региональный государственный экологический контроль (надзор)

Региональный государственный геологический контроль (надзор)

Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Федеральный государственный охотничий контроль (надзор)

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания

Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий

Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике

Региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения

Региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе

Региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом

Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Региональный государственный строительный надзор

Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными

В рамках реализации "регуляторной гильотины" были оптимизированы требования к морским лоцманам.

Так, с 1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 № 462 "Об утверждении Положения о морских лоцманах" (далее Положение), который будет действовать до 1 января 2027 года.

Одним из нововведений является отмена квалификационных категорий. Ранее после прохождения первичной аттестации присваивалась квалификационная категория морского лоцмана 2 категории, а лишь через 5 лет, в случае безаварийной работы и наличия представления лоцманской организации можно было претендовать на 1 категорию.

"Аттестацию" заменили на "Квалификационные испытания" , которые по прежнему проводятся комиссией ( только теперь квалификационной ), председателем которой является капитан морского порта. Однако появилось указание на то, что секретарем комиссии назначается должностное лицо службы капитана морского порта (фактически так и происходило ранее на практике, но не было закреплено нормативно) , а в ее состав включаются должностные лица службы капитана морского порта, а также работники лоцманских организаций ( по представлению лоцманских организаций ), осуществляющих деятельность в соответствующем морском порту ( теперь без оговорки по численности , ранее только по одному представителю ).

Стоит отметить, что наконец раскрыт и упрощен порядок подачи заявления, необходимого для прохождения квалификационных испытаний. Данное право закреплено за лоцманской организацией , работником которой является гражданин России , претендующий на получение лоцманского удостоверения. Заявление направляется капитану соответствующего морского порта в письменной форме почтовым отправлением, либо по электронной почте, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 10 Положения.

По новому правилу к заявлению прилагаются:

  • копии документов, подтверждающие стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более, однако лишь при первичном получении лоцманского удостоверения (ранее при каждом обращении).
  • копия документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов ( в соответствии с пунктом 3 статьи 87 КТМ ).

В этой связи, при повторном оформлении лоцманского удостоверения, необходимо представить только заявление и результаты медкомиссии ( ранее это был обширный перечень документов, состоящий из 11 пунктов ).

При этом, прохождение не реже одного раза в пять лет тренажерной и специальной подготовки, хотя и не закреплено в настоящем Положении, но по прежнему является особым условием допуска к работе в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 октября 2017 № 728н "Об утверждении профессионального стандарта "Лоцман" (далее - Профстандарт).

Работодатель самостоятельно контролирует соблюдение требований к образованию и обучению морских лоцманов (кандидатов в морские лоцманы при трудоустройстве), в том числе к обязательным минимальным требованиям по ознакомлению, начальной подготовке и инструктажу по вопросам безопасности для всех моряков в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты от 7 июля 1978 года с поправками (подпункт 7 пункта 2 Положения), соблюдение режима труда и отдыха (ст. 329 ТК РФ), организует проведение инструктажей по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (пункт 3.1. Профстандарта).

Также новым Положением установлены сроки рассмотрения заявления (ранее не предусматривалось).

  • решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний оставить без изменений;
  • решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний отменить, принять решение о выдаче кандидату в лоцманы лоцманского удостоверения (в случае согласия Комиссии с мотивированными возражениями).

Оформление лоцманского удостоверения во всех случаях (положительного решения) осуществляется в течение двух рабочих дней .

Еще одним немаловажным фактором является отсутствие требований к прохождению стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы.

Таким образом, снижается нагрузка как на Росморпорт (в части организации и проведения данной стажировки), так и упрощается процедура допуска к квалификационным испытаниям для работников лоцманских организаций.

Обращаем внимание лоцманских организаций на тот факт, что в Положении отсутствуют сведения о взимании платы за проведение квалификационных испытаний, в свою очередь подпунктом 64 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за выдачу лоцманского удостоверения установлена госпошлина в размере 350 рублей. Отсюда следует, что плата за проведение самих квалификационных испытаний не взимается.

В соответствии с пунктом 14 Положения, перечень вопросов, касающихся знания кандидатом в лоцманы прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, знаний и умений, предусмотренных Профессиональным стандартом "Лоцман", а также навигационно-гидрографических особенностей района лоцманской проводки, которые используются при тестировании и задаются членами Комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, должен быть согласован с Росморречфлотом и размещен на официальном сайте администрации морских портов в сети "Интернет". Квалификационные испытания могут проводиться не ранее чем через тридцать календарных дней со дня опубликования указанного перечня вопросов.

Таким образом, учитывая тот факт, что после согласования и опубликования данного перечня должен пройти как минимум один месяц, а в настоящее время такой перечень отсутствует, выходит что в лучшем случае первые испытания смогут состояться не ранее 12 февраля 2021 года, если конечно такой перечень будет опубликован в установленном порядке 11 января 2021 года (в первый рабочий день).

При этом согласно пункту 20 Положения, не позднее пяти лет с даты выдачи лоцманского удостоверения лоцман должен пройти квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10-16 настоящего Положения, и получить новое лоцманское удостоверение. Следовательно образовалась небольшая брешь в возможности проведения испытаний в отношении морских лоцманов у которых удостоверения действительны до января - начала февраля 2021 года. Также в соответствии с рассматриваемым пунктом, в случае, если лоцман в течение двух лет подряд не осуществлял лоцманских проводок, он должен пройти практику по лоцманской проводке и квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10-16 настоящего Положения.

Другой правоприменительной проблемой является отсутствие в Положении процедуры лишения лоцманского удостоверения в соответствии с пунктом 2 статьи 102 КТМ РФ, равно как и КоАП РФ не предусматривает административную ответственность лоцмана, виновного в ненадлежащей лоцманской проводке судна, в этой связи в случае инцидента или аварии, к примеру, посадки на мель по вине лоцмана, лоцман необоснованно избегает юридической ответственности.

Между тем, упрощение процедуры получения лоцманского удостоверения, никак не предусматривает возможность лоцманских организаций игнорировать соблюдение требований Профстандарта и настоящего Положения, ведь контроль за деятельностью лоцманской службы по прежнему осуществляет капитан морского порта, который является должностным лицом Росморречфлота и действует в соответствии с Положением о капитане морского порта , утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 39 (далее – положение о КМП).

Кроме того, капитан морского порта устанавливает порядок лоцманской проводки судов в морском порту (в соответствии с пунктом 3 статьи 90 КТМ РФ) и вправе запрашивать информацию в области безопасности мореплавания и порядка в морском порту у организаций и граждан (подпункт 1 пункта 21 Положения о КМП). Отсюда следует, что при осуществления контроля за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (подпункт 1 пункта 14 Положения о КМП), капитан морского порта может в любой момент (например, в случае угрозы безопасности мореплавания, загрязнения морской среды и т.п.) запросить у лоцманской организации соответствующие документы.

В случае выявления нарушений законодательства, капитан морского порта передает материалы указывающие на допущенные нарушения в Ространснадзор, должностные лица которого уполномочены инициировать обращение в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 КТМ РФ целей лоцманской проводки судов.

Ссылка на полный текст документа

Вам может быть интересно:

Обзор подготовил Алексей Иванов,

член ассоциации юристов России, ведущий специалист морской отрасли, публицист.

Читайте также: