Как ответить на письмо согласование

Обновлено: 30.06.2024

На практике протокол разногласий используют, чтобы согласовать условия договора в процессе его заключения. Как правило, в протоколе указывают реквизиты договора, к которому он составлен, наименования сторон, формулировку спорного условия. К договорам, условия которых не могут быть изменены, протоколы разногласий не составляют.

Подробнее:

1. В каких случаях можно составить протокол разногласий к договору?

2. К каким договорам протокол разногласий составлять нельзя?

3. В какой срок нужно составить протокол разногласий?

4. В какой форме составить протокол разногласий?

5. Что указать в протоколе разногласий?

6. Кто вправе подписать протокол разногласий к договору?

7. Как оформить подписание договора с протоколом разногласий?

8. Что учесть при направлении протокола разногласий партнеру?

9. Как партнер может ответить на протокол разногласий и каковы будут последствия?

10. Можно ли обратиться в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора?

В каких случаях можно составить протокол разногласий к договору

На практике возникают ситуации, когда одна сторона предложила проект договора, а другая не согласна с его условиями. Чтобы урегулировать возникшие разногласия, обычно составляют документ, который называется протокол разногласий к договору.

Обратите внимание!
Протокол разногласий оформляют к договору, который еще не заключен. По сути протокол разногласий представляет собой предложение заключить договор на новых условиях, т.е. новую оферту .

К каким договорам протокол разногласий составлять нельзя

Протоколы разногласий не составляют к договорам, условия которых не могут быть изменены. В частности:

— к договорам присоединения ;

— к публичным договорам, в том числе, составленным по типовой форме, установленной Совмином ;

— к договорам по результатам конкурентной процедуры государственной закупки, кроме случаев, определенных законодательством .

В какой срок нужно составить протокол разногласий

Законодательством этот срок не установлен, за исключением случаев, когда заключение договора обязательно. Например, при обязательном заключении основного договора на условиях предварительного. По таким договорам срок для направления партнеру протокола разногласий составляет 30 дней со дня получения проекта договора .

На заметку
По соглашению сторон 30-дневный срок для направления протокола разногласий может быть уменьшен или увеличен .

— время, достаточное для изучения проекта договора;

— время на пересылку протокола разногласий партнеру.

В какой форме составить протокол разногласий

Порядок оформления протокола разногласий и его форма законодательством не урегулированы. Однако, учитывая, что в протоколе разногласий стороны согласовывают условия договора, его нужно составлять в той же форме, что и договор. По общему правилу договоры с участием юрлиц заключают в простой письменной форме . Следовательно, протокол разногласий к договору нужно оформлять в письменной форме.

Обратите внимание!
Договоры, которые должны быть нотариально заверены или подлежат госрегистрации, нужно заверять/регистрировать вместе с протоколом разногласий. Ведь часть условий договора согласована в протоколе разногласий.
Если требования о нотариальном заверении или госрегистрации договора не соблюдены, такой договор является недействительным. Стороны обязаны вернуть друг другу все полученное по такому договору
.

Что указать в протоколе разногласий

Законодательством требования к содержанию протокола разногласий не определены. На практике в нем обычно указывают:

1) название протокола, реквизиты договора, к которому он составлен;

2) дату и место составления;

3) преамбулу. Как правило, она содержит названия сторон договора и указание лиц, уполномоченных на его подписание;

4) содержательную часть. Обычно она включает формулировку спорного пункта в редакции проекта договора и в редакции стороны, составившей протокол разногласий;

5) подписи сторон.

Чаще всего протокол разногласий оформляют в виде таблицы для лучшей наглядности. В первой колонке указывается спорное условие договора, во второй — измененная формулировка либо предложение по исключению этого условия. Возможно включение третьей колонки в таблицу с пояснениями и примечаниями.

Образец протокола разногласий к договору


Табличная форма протокола разногласий не является обязательной. Его можно оформить и в виде текста.

Образец протокола разногласий к договору


Кто вправе подписать протокол разногласий к договору

Как уже говорилось, протокол разногласий содержит условия договора. Поэтому подписать его вправе лицо, которое уполномочено на подписание договоров от имени юрлица. Такое право имеют :

— руководитель юрлица. Он вправе подписывать договоры и протоколы разногласий к ним без доверенности;

На заметку
Полномочия руководителя можно подтвердить, например, уставом организации, приказом или протоколом о назначении на должность.

— другие сотрудники. Их полномочия, как правило, должны быть подтверждены доверенностью на право заключения и подписания договоров.

На заметку
Полагаем, подписание протокола неуполномоченным лицом может повлечь спор о том, на каких условиях был заключен договор. Если протокол затрагивал существенные условия договора, то такой договор может быть признан незаключенным .

Как оформить подписание договора с протоколом разногласий

На заметку
В отметке можно указать также реквизиты протокола разногласий: его дату и номер.

Отметку нужно проставить на каждом экземпляре договора. Отсутствие такой отметки может быть расценено как безоговорочное согласие с договором, и партнер может не учесть предложения по изменению его условий.

Что учесть при направлении протокола разногласий партнеру

На практике после подготовки протокола разногласий его подписывают в двух экземплярах. Затем оба экземпляра протокола и один экземпляр подписанного договора направляются контрагенту. Рекомендуем направлять протокол разногласий партнеру с сопроводительным письмом, в котором указан срок для ответа. Это позволит ускорить процесс согласования условий договора.

Как партнер может ответить на протокол разногласий и каковы будут последствия

Есть несколько вариантов действий партнера после получения протокола разногласий:

1) партнер полностью согласен с условиями, предложенными в протоколе разногласий, и подписал его. В этом случае договор считается заключенным на условиях протокола разногласий;

2) партнер согласен принять только часть положений протокола разногласий. В этом случае он может подготовить документ, в котором укажет, какие из предложенных изменений принимаются, а какие нет. Как правило, такой документ называют протоколом урегулирования разногласий или протоколом согласования разногласий;

На заметку
Количество протоколов разногласий и урегулирования (согласования) разногласий к договору не ограничено. Стороны могут обмениваться ими вплоть до достижения соглашения по всем условиям договора.

3) партнер полностью не согласен с протоколом и настаивает на заключении договора в первоначальном виде. В этом случае договор не будет заключен, так как отсутствует волеизъявление сторон на его заключение .

Можно ли обратиться в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора

Передать такой спор на рассмотрение суда можно при наличии одного из условий :

— заключение договора является обязательным. Например, при заключении публичного договора или основного договора, предусмотренного предварительным;

— есть соглашение сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда.

Обратите внимание!
Соглашение сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда может быть зафиксировано в отдельном документе или прямо вытекать из их переписки .

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Эффективная письменная коммуникация — один из главных уроков, который компании вынесли в результате локдауна. Правильно сформулировать мысль и донести ее в том виде, в котором она у вас в голове, не самая легкая задача. Пусть многочисленные Zoom-встречи проходят куда продуктивнее, но только почта подтверждает достоверность вашей коммуникации, сохраняя самую важную информацию. Именно поэтому письмо должно быть легко читаемым.

Но существуют моменты, которые злят любого получателя, — проверено на многолетнем опыте обмена электронными письмами. Вот они:

photo

Кейсы

Предложение о расширении сотрудничества

Как только вы прощупаете почву, переходите к презентации собственной идеи. Постарайтесь емко и кратко описать, в чем ключевой смысл вашего проекта. При этом не используйте водянистые выражения и восхваляющие эпитеты. Приводите основные причины, по которым вы обращаетесь к клиенту, рассказывайте, в чем будет состоять уникальность продукта.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Если это первое письмо, объедините в нем только ту информацию, которой будет достаточно для ознакомления. И уже в последующем можно высылать сметы, детали проекта и особенности реализации. Главное — соблюсти дружелюбный посыл и не тяготить клиента. Обычно давление считывается сразу, поэтому не ждите от него сиюминутного принятия решения.

Что должно быть в вашем письме:

  1. Суть предложения.
  2. Описание проекта.
  3. Какую проблему решает продукт.
  4. Какие задачи стоят перед продуктом.
  5. Конечный результат, решение.
  6. Сроки реализации.
  7. Стоимость.
  8. Дедлайн ответа.

И в конце можно предложить дополнительный звонок, если клиент захочет обсудить проект детальнее.

Письмо потенциальному клиенту/партнеру по проекту

Одно дело, если вы выступаете с идеей о расширении вашего сотрудничества, а другое, если вы предлагаете совершенно новый продукт. Тут тактика написания письма меняется. Вам нужно соблазнить потенциальных партнеров или рекламодателей и привлечь их к сотрудничеству, но как?

Во-первых, письмо должно быть персонализированным. Укажите имя адресата, чтобы письмо не выглядело рассылкой. Нелишними будут пара красивых слов о работе той компании или человека, на чью почту вы адресуете предложение.

Людям всегда нравится получать комплименты, а письмо с предложением нового продукта — лучший случай их сделать.

Стоит упомянуть успешно реализованные кейсы этой организации, чтобы адресат понял, насколько вы заинтересованы в сотрудничестве.

Во-вторых, дать получателю возможность отказаться. Именно этот посыл еще больше подтолкнет адресата на положительный ответ.

В-третьих, не раскрывать все карты. По минимуму рассказать о продукте и предложить подробнее ознакомиться с дополнительными материалами, если у компании возникнет интерес.

Напоминание о дедлайне

Наем нового сотрудника

Приглашение нового специалиста в команду — отдельный вид переписки, в котором есть множество неочевидных моментов. Письмо не должно быть наполнено самолюбованием и бесконечными дифирамбами вашей компании. Если специалист достаточно компетентный, он почувствует неискренность в письме и ответит отказом. Поэтому на первом этапе не стоит давить на человека, лучше дать возможность заинтересоваться позицией.

Для начала представьтесь и дайте краткое описание деятельности компании, релевантное предлагаемой должности. А затем, как и в письме-предложении продукта, расскажите, чем вас впечатлил прошлый опыт работы кандидата и насколько он будет полезен в работе над проектами вашей организации.

В последующей переписке обозначьте весь функционал и предложите оппоненту самому задать вопросы. Та часть, в которой работодатель и работник обсуждают заработную плату, обычно самая неловкая, но такого чувства можно избежать, если честно изложить все свои ожидания, дать право на отказ либо попытаться найти компромисс.

photo

Ответ на грубость в письме

Первое правило ответа на хамство — не отвечать хамством. Лучше спокойно начните диалог. С первых строк поблагодарите человека за обращение и признайте свою ошибку. Далее поделитесь своим видением ситуации и вариантом решения проблемы. Завершаем письмо вежливым предложением и готовностью продолжить общение.

Как достичь максимума

Нет никаких кодовых слов и шаблонных фраз, которые расположат читателя и загладят любой текстовый скандал. Ключевые составляющие любого делового письма — забота об адресате и уважение его границ.

Если вы злитесь на получателя письма или пытаетесь навязать ему свое мнение, это сразу чувствуется даже сквозь текст. Поэтому старайтесь делать письмо как можно более удобным для адресата и писать, избегая подтекстов и завуалированных смыслов.

Как и в какой форме составлять протокол разногласий

Подготовкой протокола разногласий занимается сторона, несогласная с предложенными условиями. Законом не установлена какая-то конкретная форма, поэтому составить протокол разногласий можно в свободной форме. Например, перечислить условия текстом или составить таблицу (рисунок 1).

Протокол разногласий

Главное, чтобы требования были понятны второй стороне сделки.

В каких случаях рекомендуется составлять протокол разногласий по договору

Протокол разногласий необходимо подготовить в двух случаях (таблица 1).

Когда нужно составлять протокол разногласий

В силу прямого требования к данному типу соглашений

В силу нормы пункта 1 статьи 445 ГК РФ

Например, для договоров поставки такое требование присутствует в статье 507 ГК РФ. Если одна сторона сделки направила протокол разногласий, вторая обязана или согласиться на изменения, или предложить еще один вариант согласования спорных условий.

Например, компания обязана заключить договор. Если она получила оферту, но не акцептовала ее и не отказалось от сделки, необходимо подготовить протокол разногласий.

Часто причинами для составления протокола разногласий являются:

  1. Выявление несоответствия между реквизитами сторон;
  2. Отсутствие одного или нескольких существенных условий договора, которые проговаривались в ходе переговоров.
  3. Появление новых и дополнительных условий, важных для одной из сторон договора.
  4. Грамматические и арифметические ошибки в проекте договора.

Оформить протокол можно и в иных случаях — для наилучшего согласования условий сделки и во избежание проблем и споров.

В какой срок направляется протокол разногласий

Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).

Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).

Каков порядок подписания договора с протоколом урегулирования разногласий

Процедуру подписания типового договора и протокола разногласия к нему можно разделить на три этапа.

  1. Специалист договорного отдела анализируют договор.
  2. После того, как пункты, нуждающиеся в редактировании, выявлены, они включаются в протокол разногласий, который направляется организации — контрагенту.
  3. Если у контрагента не возникло вопросов, протокол разногласий подписывается и составляется протокол урегулирования разногласий.

И протокол разногласий, и протокол урегулирования разногласий являются неотъемлемыми приложениями к основному договору и вступают в законную силу вместе с ним.

Как быть, если вторая сторона не подписывает протокол урегулирования разногласий

Обычно стороны договора урегулируют разногласия до тех пор, пока не придут к компромиссу.

Но случаются и саботажные ситуации, когда одна из компаний цепляется то к первому, то ко второму, то к третьему пункту. В этом случае втора сторона может подать в суд иск о понуждении к заключению договора. В суд потребуется представить основной договор, протокол разногласий (желательно ранее подписанный) и протокол урегулирования разногласий.

Как составить договор урегулирования разногласий

Составить протокол урегулирования разногласий, может наделённый необходимыми полномочиями и обладающий достаточными знаниями сотрудник компании. Если компания крупная, эту задачу целесообразно получить специалистам договорного отдела. Форма протокола урегулирования разногласий аналогична форма протокола разногласий (рисунок 2).

Протокол урегулирования разногласий

Договор урегулирования разногласий должен удостоверить директор.

Обратите внимание на ряд значений, которые нужно указывать в документе для того, чтобы его признали законным:

  • наименование,
  • время, дата и место составления,
  • названия компаний, между которыми составляется протокол,
  • номер и дату основного договора.

Также нужно подробно прописать пункты, которые подверглись редактированию (их начальный вариант, вариант предложенный второй стороной и тот, который согласован и является действительным).

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается представителями обеих сторон.

Как долго нужно хранить протокол урегулирования разногласий

На протяжении всего периода действия протокол урегулирования разногласий нужно держать совместно с протоколом разногласий и основным договором.

Возможно, это когда-то работало, но за те годы, что существует деловая переписка, люди этим наелись. Многие жалуются, что от этих шаблонов уже тошнит и хочется более человечного общения. Но оказывается, они так прочно засели в рабочей коммуникации, что к нормальному общению нужно адаптироваться заново.

Два главных принципа хорошего отношения — уважение и забота. Если научиться применять их в деловой переписке, шаблоны будут не нужны: письма станут эффективнее без них. Ниже — два примера применения этих принципов на практике.

Пригласить специалиста на работу

Иногда люди готовы побежать на любую работу по первому зову, и неважно, как он сформулирован. Когда в регионе безработица или у человека нет опыта и нужно срочно как-то зарабатывать, он согласится на что угодно.

Но мы живём в относительно сытые 2010-е, и за этот миг в истории России сформировалась тоненькая прослойка неплохих специалистов, которые знают себе цену. Одному из таких людей Геннадий пишет письмо на картинке ниже.

Что сделать Геннадию сначала, чтобы предложение стало интереснее для Ольги:

1. Получить принципиальное согласие.

2. Снабдить нужной информацией.

А уже в следующих письмах:

3. Рассказать о задачах и ожиданиях.

4. Обсудить вопросы оплаты.

И всё это — с бесконечным уважением к адресату, вне зависимости от того, кого мы нанимаем.

В каких мы сейчас отношениях? Геннадий хочет чего-то от Ольги (раз он ей написал). Судя по письму, Ольга нигде не заявляла, что ищет работу, — иначе Геннадий бы об этом сказал. Похоже, что это холодное письмо.

В холодном письме не стоит давить. Наоборот: на первом этапе, нужно дать Ольге повод продолжить с нами разговор. Не грузить её подробностями, не заставлять соглашаться, просто ненавязчиво открыть дверь:

Хочу предложить вам рисовать для нашего сайта. Мы хотим сделать первый в России сайт о жилье, который можно будет читать как СМИ. Не шаблонные риелторские фразы, а живой человеческий язык и красота на каждой странице. Для этого нам нужны талантливые художники, и мне кажется, ваш стиль очень подойдёт.

Если вам в целом интересна эта область, дайте знать. Буду рад рассказать подробнее.

Не важно, что сама Ольга думает о своих работах. Геннадий проявляет к ней максимум доброты: рассказывает, как ему нравятся её работы и почему она подойдёт. Ещё он немного делится миссией своего сайта: чтобы это был живой человеческий сайт о жилище. Если это откликнется в её душе — отлично.

Если Ольга ответит принципиальным согласием, можно будет рассказать подробнее о её задачах. Вопрос оплаты лучше пока оставить открытым:

Ольга, рад, что вы ответили!

Мы ищем художников, которые будут создавать иллюстрации для наших статей. По плану мы выпускаем четыре статьи в неделю, у нас будет двое художников. Соответственно, мы ожидаем, что художник будет создавать две иллюстрации в неделю.

Темы статей мы знаем за неделю. Черновик появляется за пять дней до публикации, чистовик — за день. Согласовывать иллюстрации нужно только с арт-директором.

Самое нудное (на мой взгляд): из каждой иллюстрации нужно делать пять вариантов картинок под разные платформы. Не знаю, насколько это будет проблемой, но наш нынешний художник от этого очень страдает.

Ольга, я плохо представляю, что нужно рассказать в этом случае. Направьте меня? Что бы вам было интересно узнать? Как вам удобно оценить эту работу и обсудить оплату?

Что хорошего тут происходит: есть фактическая информация, без оценок. Но то место, которое, как мы уже сейчас знаем, вызывает у художников боль, мы проговариваем заранее и с заботой. Мы же не хотим, чтобы Ольга страдала.

Наконец, оплата. Всё прекрасно, если Ольга назвала сумму, которая нам подойдёт:

Ольга, это нам подходит!

Я попрошу нашего ответственного секретаря Анну Лесных организовать для вас процесс оплаты. Она свяжется с вами, чтобы уточнить подробности.

Другое дело, если Ольга заломила цену в несколько раз выше, чем мы ожидали. Как не скатиться в торговлю и не обидеть её как профессионала?

2. Показываем право Ольги нам отказать. Это право действительно есть, Ольга могла вообще не читать наше письмо, и тем более она сейчас не обязана соглашаться на наши условия оплаты.

3. Делаем шаг навстречу: думаем, как сделать эту работу для Ольги выгоднее. Причём мы не спрашиваем у Ольги, как ей было бы выгоднее, — она ведь назвала свою цену. Мы сами делаем ей шаг навстречу: вот, мы подумали, как бы сделать это для вас выгодно.

4. Оставляем дверь открытой. Нет такого, что либо Ольга соглашается на наши условия, либо нет. Вот она назвала цену. Мы говорим что-то в ответ. Теперь слово за ней. Мы хотим сделать ей хорошо, но не можем дать ей столько денег. Мы делаем шаг навстречу. Может быть, она сделает шаг навстречу нам.

Читайте также: