Руководство федеральным антитеррористическим комитетом осуществляет какой комитет

Обновлено: 13.05.2024

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В Российской Федерации террористическая угроза пока ещё остаётся чрезвычайно опасной. Главари террористических формирований не оставляют попыток проведения резонансных террористических актов в различных регионах страны, прежде всего на стратегически важных объектах промышленности, жизнеобеспечения, транспорта и связи, а также в местах массового скопления людей. Остаётся значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других видов вооружения. В частности, сохраняется достаточно высокий уровень террористических проявлений в Северо-Кавказском федеральном округе, где продолжают действовать бандформирования и законспирированные экстремистские структуры. К этому региону не ослабевают также устремления международных террористических организаций.

Образование данного Комитета положило начало формированию новой структуры противодействия терроризму в Российской Федерации, направленной на решение триединой задачи: предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических актов.

Этим же указом в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации были образованы оперативные штабы. Кроме того, в составе Комитета для координации деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Указом определено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации(*1).

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением, утверждённым Указом Президента Российской Федерации.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Комитета являются:

  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
  • участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
  • решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национального антитеррористического комитета.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму показала свою эффективность.

Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось усилить противодействие терроризму на территории Российской Федерации.


Рис. Работа оперативного штаба по проведению контртеррористической операции в полевых условиях

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчётную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.

Скоординированность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволила сохранить в 2012-2013 гг. позитивные тенденции по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Снижение количества терактов и террористических проявлений в стране было достигнуто благодаря системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма и повышению эффективности реагирования на террористические угрозы.

  1. Совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий по профилактике терроризма.
  2. Осуществляется комплекс долгосрочных мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
  3. Последовательно реализовываются меры по силовому подавлению действующих террористов. Основное внимание при этом уделяется Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.
  4. Проведение по расширенному спектру сценариев антитеррористических учений на территории всех субъектов Российской Федерации.

Особое внимание уделялось выработке мер по обеспечению антитеррористической безопасности в г. Сочи и г. Казани в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. и Всемирной летней Универсиады в 2013 г., а также по защите от террористических угроз на транспорте и в других местах массового пребывания людей.

  1. Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.
  2. Намеченные для реализации НАК мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать снижению террористической угрозы на территории Российской Федерации.
  1. С какой целью был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК)?
  2. Какие задачи возложены на Национальный антитеррористический комитет в области противодействия терроризму?
  3. Какими нормативными документами в своей деятельности руководствуется НАК?
  4. Какая работа была проведена Комитетом по противодействию терроризму?

Дополнительный материал к § 5

Подвиг подполковника

При освобождении заложников представители государственных спецслужб нередко рискуют своей жизнью ради спасения других людей. Во время операции по освобождению заложников в школе № 1 г. Беслана (Северная Осетия) в сентябре 2004 г. погибли 10 спецназовцев. Ценой их жизни были спасены сотни детей.

Представитель ФСБ подполковник Дмитрий Разумовский командовал тогда штурмовой группой. При штурме он уничтожил двух террористов на подступах к зданию школы. Затем Дмитрий выявил новую огневую точку и, отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого террористы вели огонь по убегающим детям. Получив смертельное ранение, спасая заложников, он продолжал руководить действиями группы.

1 сентября 2007 г. состоялось открытие памятника в исторической зоне Ульяновска - родного города героя - и проведён торжественный митинг, посвященный памяти Д. Разумовского. Митинг прошёл с участием губернатора Ульяновской области, мэра города, представителей ФСБ России, членов семьи Дмитрия, учащихся ульяновских школ. Почтить память героя приехали из Беслана матери тех детей, которых спасли спецназовцы ФСБ, а также учительница школы № 1, пережившая вместе со своими учениками страшные дни плена.


Рис. Памятник герою-спецназовцу в г. Ульяновске

Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Состав этого органа отличается особой представительностью: в него входят руководители всех российских силовых структур и министерств, а главой является директор ФСБ .

В стране и так хватает органов и служб, в задачи которых входит борьба с терроризмом. Зачем же нужно было создавать еще одну структуру, занимающуюся тем же самым? Чем НАК РФ отличается от ФСБ , МВД или ФСО? Какие функции он выполняет?

Общая информация

НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.

Руководителем антитеррористического комитета является глава ФСБ – сегодня эту должность занимает Александр Бортников . Также в состав руководства ведомства входят: министры обороны, МВД, МЧС, здравоохранения, транспорта, энергетики, юстиции и иностранных дел, руководители ФСО, Следственного комитета, начальник Генштаба, первые заместители руководителей обеих палат парламента и администрации президента.

Заседание НАК

В состав Национального антитеррористического комитета входит практически все высшее руководство страны

Задачи и полномочия

Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:

  • информирование главы государства в вопросах противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по формированию государственной политики в данном вопросе;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
  • устранение условий и причин, способствующих появлению террористической угрозы;
  • обеспечение надлежащей защиты объектов, которые могут стать целыми для злоумышленников;
  • координация сотрудничества с другими государствами, подготовка международных документов, касающихся совместной борьбы с угрозой.

История и предпосылки создания НАК

Теракт в Беслане

Теракт в Беслане стал главной предпосылкой создания НАК. Эта трагедия показала, что противодействие терроризму требует новых подходов

Северный Кавказ

Непосредственным поводом для создания НАК стал теракт в Беслане – захват террористами школы, во время штурма которой погибло более 300 человек. Именно после этих событий руководство страны решило изменить подходы к борьбе с терроризмом, создав для этого единый орган, что позволило консолидировать усилия различных служб и ведомств.

Первоочередной задачей для новосозданного органа стала борьба с терроризмом на Северном Кавказе. К моменту его создания основные группировки боевиков удалось уничтожить, но террористическое подполье еще было очень сильно. Кроме того, боевики начали проникать в соседние регионы – Северную Осетию и Дагестан , что привело к значительному росту количества вооруженных нападений и других насильственных преступлений.

Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.

НАК на Кавказе

НАК доказал свою эффективность на Северном Кавказе

Однако работа не была остановлена, и она продолжает приносить свои плоды. Так, например, в 2014 году наблюдалось трехкратное снижение количества преступлений террористической направленности по сравнению с предыдущим годом. За время существования НАК было предотвращено десятки терактов, ликвидированы сотни боевиков, изъяты сотни единиц огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Деятельность НАК не ограничивается только ликвидацией террористов. Комитет проводит комплексную работу, которая состоит из трех основных направлений: предупреждение терактов, устранение террористов и ликвидация возможных последствий. Под руководством НАК и ФСБ регулярно проводятся антитеррористические учения с привлечением различных российских ведомств и зарубежных партнеров.

Еще одним важным направлением работы НАК на Северном Кавказе стала работа с гражданами, которые попали под воздействие террористической идеологии. Она началась практически сразу после создания органа. Боевикам предложили сложить оружие в обмен на широкую амнистию. Эта практика показала свою эффективность – за несколько лет к мирной жизни вернулось несколько сотен боевиков.

Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.

НАК и Сирия

Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.

Террористы из ИГИЛ

После начала сирийской кампании опасность террористических актов на территории России значительно возросла

Российские спецслужбы считают, что в составе ИГИЛ есть специальная группа, задачей которой является подготовка терактов в России и других странах бывшего СССР. Эти люди прекрасно знают русский язык, обучены приемам конспирации, взрывному делу, умеют отлично обращаться с оружием. В 2015 году был предотвращен выезд в Сирию около ста российских граждан, которые намеревались вступить в ряды ИГИЛ.

Электронные угрозы

Терроризм идет в ногу со временем – в последние годы радикальные организации все активнее осваивают просторы интернета. Террористы используют его не только для связи и координации своих действий, но и для вербовки новых сторонников. Подобная деятельность представляет нешуточную угрозу, ибо с помощью социальных сетей радикальные идеи могут быть донесены практически до любого человека – особенно уязвима перед ними молодежь.

Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Национальный антитеррористический комитет (НАК) был образован еще в 2006 году, но до сих пор далеко не все представляют себе, что это за организация и чем именно она занимается.

Решение Президента Российской Федерации о создании НАК было вызвано эскалацией угроз со стороны международных террористических организаций.

С 1990-го по 2006-й в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов; массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам. Погибло свыше 1600 мирных граждан и около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

Террористическая активность продолжала нарастать, так что, без преувеличения, будущее России оказалось под угрозой. После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в Беслане, когда жертвами стали 334 человека, в том числе 186 детей, — руководством страны было принято решение коренным образом пересмотреть подходы к антитеррористической деятельности. В результате была сформирована общегосударственная система, обеспечивающая решение задач не только силового подавления терроризма, но и выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности.

Особая роль в этой деятельности принадлежит Национальному антитеррористическому комитету. Отличие НАК от спецслужб и сил правопорядка состоит в том, что это координационный коллегиальный орган, куда входят руководители всех силовых структур (Минобороны, МВД, МЧС, Росгвардии), первые заместители руководителей Госдумы и Совета Федерации, Совета безопасности и Администрации Президента РФ, а также представители гражданских ведомств, которые так или иначе связаны с противодействием терроризму (министерства иностранных дел, транспорта, энергетики, здравоохранения, связи, промышленности и торговли).


Кто руководит Национальным антитеррористическим комитетом?

НАК возглавляет его председатель, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. При этом в каждом субъекте РФ существует антитеррористическая комиссия (АТК) — условно говоря, региональный НАК. Возглавляет такую комиссию глава региона. Комиссии муниципального уровня возглавляются главами органов местного самоуправления. То есть мы имеем дело со слаженной управленческой вертикалью, именно поэтому можно говорить об общегосударственной системе противодействия терроризму в России. НАК как вышестоящий орган определяет в ней стратегию и обеспечивает общую координацию деятельности, а АТК реализуют поставленные задачи на региональном уровне.

Для чего в НАК РФ входят депутаты и сенаторы?

Они в полной мере могут оценить, насколько урегулирован тот или иной вопрос в законодательном плане. Если в ходе обсуждения выясняется, что нужны коррективы действующего законодательства, их вносят максимально оперативно.

Для чего в НАК нужны представители Министерства здравоохранения?

Опыт показывает, что терроризм чаще всего обнаруживает себя в форме резонансных терактов, которые приводят к человеческим жертвам, наносят тяжелый удар по психике человека, поэтому своевременное оказание медицинской и психологической помощи — один из основных элементов ликвидации последствий терактов. Врачи так же, как и сотрудники спецподразделений, прибывают одними из первых на место преступления и, зачастую рискуя жизнью, оказывают помощь раненым, участвуют в эвакуации. На федеральном уровне за это отвечает Минздрав, на региональном — местные органы здравоохранения. Экстренную помощь пострадавшим оказывают подразделения Центра медицины катастроф.

Как построено взаимодействие НАК с институтами гражданского общества?

Институты гражданского общества обладают значительным потенциалом для профилактики и противодействия идеологии терроризма, именно поэтому НАК старается задействовать различные общественные организации: молодежные, спортивные, военно-патриотические, религиозные. Особую роль играет Общественная палата РФ, в которой с 2015 года действует Координационный совет по противодействию терроризму. На антитеррористической площадке институты гражданского общества работают на инициативной основе и собственных ресурсах.

Верно ли, что нельзя четко разделить терроризм и экстремистские взгляды?

Грань, отделяющая увлечение экстремистским контентом в соцсетях от участия в противоправной деятельности, очень размыта. Если человек интересуется дикими, с точки зрения норм общества, вещами: сайтами с расчленением тел, пытками или издевательствами над животными, прямого отношения к терроризму это не имеет, скорее всего, это просто любопытство. Когда же такой человек из-за неудовлетворенного самолюбия начинает, например, вынашивать планы о том, чтобы перестрелять своих одноклассников, — это уже совсем другое дело. Намерение, воплощенное в конкретные действия, сразу ставит его в разряд преступников.

Собственно, обществу безразлично, совершит ли преступление террорист, выкрикивающий радикальные лозунги и обладающий внешним антуражем, или школьник, насмотревшийся людоедских видеороликов в Интернете. Результат один, а последствия не менее страшные. Поэтому профилактика преступлений террористической направленности в молодежной среде — приоритетная задача, решать которую должны семья, школа, вуз, органы управления образованием, психологи и весь спектр спортивных, культурно-просветительных, военно-патриотических и других общественных организаций. Семья на первом месте, так как родители обязаны быть лучшими воспитателями и самыми внимательными наблюдателями за увлечениями своих детей.

Каким образом Национальный антитеррористический комитет противодействует идеологии терроризма?

Как добиться, чтобы молодой человек под воздействием безумных античеловеческих идей не стал преступником, не взял в руки оружие и не превратился в реальную угрозу для общества? Инструменты силового воздействия в этом случае не помогут. Тут нужны другие способы влияния: средства воспитания и формирования мировоззрения человека.

Как можно удержать молодых людей от вступления на путь терроризма?

Одним из важных направлений деятельности НАК является активная работа в виртуальном пространстве, которое стало настоящим полем схватки за умы и души молодежи. Главный аспект этой работы делается на формировании антитеррористического сознания молодежи. Это осуществляется одновременно с искоренением экстремистского контента и пресечением попыток вовлечения молодых людей в преступную деятельность. Разумеется, полностью оградить неокрепшие души от террористической пропаганды невозможно, поэтому задача заключается в том, чтобы привлечь их внимание к материалам, формирующим антитеррористическое сознание, которые были бы интересны, убедительны, креативны. Прямолинейное пропагандистское воздействие в форме лозунгов и призывов чаще всего вызывает скептическую реакцию. Любой запрет для подростка всегда сладок, а вот мерами воспитания, психологического воздействия, вовлечения в созидательную, позитивную деятельность это сделать можно. На это и нацелены основные инструменты профилактики терроризма.

Каковы результаты работы НАК РФ за пятнадцать лет?

Сформированная за истекшие годы нормативная правовая база для реализации принимаемых решений — а за пятнадцать лет было разработано и издано около 90 федеральных законов, 30 указов Президента РФ, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства РФ — позволила регламентировать организующую роль НАК, установить обязательность исполнения решений комитета и региональных антитеррористических комиссий, ввести ответственность должностных лиц за неисполнение этих решений, а также конкретизировать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в профилактике терроризма и минимизации его последствий. Кроме того, к более предметному участию в работе по противодействию распространению идеологии терроризма подключены Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минцифры, Роскомнадзор, Росмолодежь и другие ведомства.

Объединенные, нацеленные на решение конкретных задач усилия НАК РФ получили широкую поддержку в обществе. Почти две трети граждан, отвечая на вопросы социологов, положительно оценили проводимую в стране работу по противодействию терроризму. Если восемь лет назад около 10% граждан считали возможность совершения террористического акта в их населенном пункте весьма вероятной, то сегодня их количество снизилось почти вдвое. Подобная позиция — наглядное подтверждение результативности деятельности НАК по объединению и координации усилий государственных органов и институтов гражданского общества в противодействии современным вызовам терроризма.

В целях своевременной нейтрализации выявляемых в ходе мониторинга новых террористических угроз и эффективного реагирования на изменения в тактике деятельности террористов Национальный антитеррористический комитет видит свою задачу в дальнейшей выработке и реализации мер, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму и ее региональных элементов.

Сказалась ли пандемия коронавирусной инфекции на противодействии терроризму?

Никоим образом! НАК постоянно контролирует обстановку и проводит все необходимые мероприятия. Примеров немало. Так, в самый разгар пандемии 30 апреля 2020 года в пригороде Екатеринбурга органы ФСБ России провели контртеррористическую операцию, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт. Пандемия не повод терять бдительность и не может помешать Национальному антитеррористическому комитету противостоять угрозам!


Цели: Исследование причин создания Национального антитеррористического комитета, его структура, иерархия, и эффективность работы. Методология: В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа.

Основными задачами Комитета являются разработка мер по противодействию терроризму, участие в международном сотрудничестве, подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области, а также организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности.

В субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов государственной власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые высшими должностными лицами соответствующих субъектов.

Деятельность по планированию применения антитеррористических сил и средств, а также управление контртеррористическими операциями осуществляют созданные в составе Комитета Федеральный оперативный штаб, подчиненный Директору ФСБ России, и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, возглавляемые руководителями соответствующих территориальных органов безопасности [2].

Создание Национального антитеррористического комитета заметно повысила уровень взаимодействия органов государственной власти в сфере противодействия терроризму и эффективность мер по предупреждению террористической угрозе.

В данной статье будут рассмотрены причины создания Национального антитеррористического комитета, его структура, иерархия, и эффективность работы.

Национальный антитеррористический комитет РФ (далее — НАК) представляет собой коллегиальный орган, организующий и координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию террористической угрозе [1].

НАК имеет довольно широкий спектр задач и функций, среди которых подготовка предложений главе Государства по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,, а так же участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, и ряд других функций [4].

Помимо вышеуказанного, в задачи НАК входит оценка уровня эффективности, а также контроль за решениями федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму. При выполнении своих основных обязанностей, НАК имеет право истребовать у федеральных органов, должностных лиц, организаций и физических лиц необходимые данные для предотвращения или ликвидации террористической угрозы.

В составе НАК создается федеральный оперативный штаб, главой которого назначается руководитель территориального силового ведомства. Целью создания данного координирующего органа является организация эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их региональных отделений по применению необходимых сил и средств в борьбе с терроризмом. В субъектах РФ создаются специальные антитеррористические комиссии, руководство которыми осуществляется главой субъекта РФ. Роль антитеррористических комиссий невозможно переоценить — они являются основой для профилактики терроризма и различных его проявлений, а также способствуют минимизации ущерба от совершения террористических актов [5]. Вместе с антитеррористической комиссией субъекта РФ, независимо от нее существует территориальный оперативный штаб, основной задачей которого является управление государственными органами в сфере противодействия терроризму, их взаимодействие между собой и органами местного самоуправления. Территориальный оперативный штаб создается в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, либо при угрозе их возникновения.

Одним из основных и наиболее эффективных методов устранение или предупреждения террористической угрозы является контртеррористическая операция (КТО). КТО представляет собой комплекс мер по пресечению террористических актов и обеспечению безопасности граждан, общества, государства. К специальным мероприятиям, проводимым в ходе КТО относятся оперативно-розыскные, тактические, войсковые меры с применением оружия, боевой техники и иных специальных средств.

Одной из составляющей успешного функционирования НАК является переход от преимущественно силового метода борьбы с терроризмом к комплексной работе в сфере антитеррористической деятельности. Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создание Национального антитеррористического комитета было необходимостью для повышения эффективности управления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета отмечается поэтапное снижение террористической активности. Объединенное управления силовыми ведомствами, создание двух видов структур, одни из которых координируют работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма и ликвидации его проявлений, а вторые — занимающиеся управлением и непосредственным проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и комплексный подход к решению проблемы противодействия терроризму дают постепенное снижение уровня террористической угрозы. Данный факт был отмечен на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в декабре 2015 года.

Таким образом, создание Национального антитеррористического комитета являлось необходимой мерой для урегулирования внутригосударственной политической системы, обеспечения безопасности российской общества, и в том числе повышения международного авторитета Российской Федерации. Национальный антитеррористический комитет оказался более чем эффективным оружием в борьбе с терроризмом как внутри страны, так и за ее пределами.

Читайте также: