Как себя обеспечить в 15 лет

Обновлено: 25.06.2024

Мне было 17 лет, и я захотела самостоятельности. Я решила как можно скорее начать себя обеспечивать.

Я обычная девушка из небогатой семьи из Омска. Родителям было не в тягость меня содержать, но я хотела снять с них это бремя как минимум для того, чтобы самостоятельно оплачивать свое хобби — тренировки по ирландским танцам. Вот что у меня получилось.

Первая подработка

Я пробовала работать репетитором. В школе мне нравился русский и литература, именно это я и пыталась преподавать. Еще мне казалось, что я люблю детей, но, видимо, только издалека: все мои ученики оказались непоседливыми, капризными и не такими, какой была я в детстве. Я не знала, как с ними заниматься.

Возможно, я сама виновата: пошла заниматься с детьми без педагогической подготовки. В итоге я решила, что полтора часа адских занятий не могут стоить 200 рублей, и бросила.

После репетиторства я пыталась заниматься копирайтингом. Я пролистывала базы для фрилансеров в поисках понятного и оплачиваемого задания, однако натыкалась либо на технические тексты, либо на бред вроде рекламы аура-камер.

Так прошел первый семестр. Во время зимней сессии я получила трояк и лишилась стипендии. Вопрос о деньгах стал острее.

Мой бюджет на месяц с подработкой

Первая работа: промоутер в Икее

Стало ясно, что получать больше я буду на постоянной работе. Это проблематично: в университете требуют присутствовать на всех парах, вовремя сдавать домашку, а на работу нельзя опаздывать или не выходить вовсе. А еще на момент поступления в университет мне было 17, поэтому никто не хотел меня нанимать.

В группе рекламного агентства я нашла объявление о наборе промоутеров. В итоге прошла отбор и стала работать в Икее за 86 рублей в час. За 64 часа работы в месяц можно было получить 5500 рублей. График был гибким: учеба, тренировки и работа совмещались. В среднем в неделю я работала около 16 часов и зарабатывала 1370 рублей.

Мой график на неделю

День недели Днем Вечером
Понедельник 9:45—15:00 — учеба 16:00–20:00 — работа
Вторник 9:45—15:00 — учеба 18:30—21:00 — тренировка
Среда 9:45—15:00 — учеба 16:00—20:00 — работа
Четверг 9:45—15:00 — учеба 18:30—21:00 — тренировка
Пятница 9:45—15:00 — учеба Подготовка д/з
Суббота 14:00—21:00 — работа ___________
Воскресенье 10:00—13:00 — тренировка Подготовка д/з

Промоутеры — не сотрудники Икеи. Они работают на стороннюю компанию, поэтому льготы Икеи мне не полагались: ни страховки, ни дешевой столовой у промоутеров не было. Я тратила деньги на проезд до работы и обратно и на еду. За февраль получился убыток. Но родители помогали деньгами, поэтому у меня оставалась часть зарплаты, которую я тратила на посиделки с друзьями и пошив платья для соревнований.

Мой бюджет на месяц с работой промоутером

Сотрудник Икеи

В апреле мне исполнилось 18, я подала анкету на работу в Икее. Через два собеседования меня взяли в отдел текстиля стажером. У меня была зарплата 98 рублей в час, контракт на 20 часов в неделю, а также доступ к льготам, недорогой столовой и бесплатному развозу после вечерней смены.

na rabote

Первые дни на работе

Получив первые две зарплаты, я спустила их на фирменную одежду для тренировок и пару новой танцевальной обуви. Деньги закончились, и полтора месяца пришлось внимательно считать сдачу. За неделю до следующей зарплаты пришлось занять денег у родителей, было стыдно.

Я старалась хорошо учиться и закрыла сессию на все пятерки, что дало мне повышенную стипендию в 3200 рублей.

Мой бюджет на месяц с работой в Икее

В октябре мне повысили зарплату до 114 рублей в час. Однако нагрузка на неделю стала больше: если раньше в пятницу и воскресенье у меня были выходные, то теперь они чаще были рабочими. Домашку приходилось делать на планшете по дороге на тренировку или работу. Часто приходилось делать ее после работы.

Домой я приезжала в 11 вечера и какое-то время делала задания. На тренировки по ирландским танцам пришлось ходить не три раза в неделю, а два, но мыслей бросить танцы у меня не возникало.

Несмотря на трудности со временем, я захотела попробовать жить отдельно. Поэтому с октября я откладывала деньги на будущее жилье.

Комната

После просмотра разных вариантов жилья стало понятно, что по деньгам я потяну только комнату. В январе я нашла подходящую, в тот же день посмотрела ее и сняла.

За три дня перетащила всё необходимое. Кроме того, тренировки были в шаговой доступности от нового жилья. В квартире нас было четверо в каждой комнате, но проблем не возникало: было два санузла и одна большая общая кухня.

По итогам зимней сессии моя стипендия увеличилась до 5000 рублей, этого хватало. В феврале мне повысили зарплату с 114 до 118 рублей в час. Однако я не подумала, что накопленные деньги когда-нибудь закончатся. В итоге чистый бюджет был не таким, на который я рассчитывала.

Мой бюджет со съемной комнатой

Свободных денег оставалось мало. В конце апреля я две недели ела только рис. Мысли вернуться к родителям появлялись, но не позволила гордость. А через месяц я приноровилась.

Порой я могла не есть дома по три дня, потому что забывала, что еда в холодильнике не появляется сама собой. Или запускала машинку стирать с чайной ложкой порошка, потому что порошок тоже сам себя не купит. Но в целом это было скорее забавно, чем проблемно.

Скоро я приспособилась к постоянной готовке и стала вести список покупок в отдельной заметке в телефоне. Сейчас с уверенностью могу сказать: всё получилось! Мне 19 лет и я живу самостоятельно! И от осознания этого я прихожу в восторг.

Запомнить

  1. Если вы студент и захотели жить отдельно от родителей, попробуйте заработать самостоятельно.
  2. Найдите работу с официальным трудоустройством и белой зарплатой. Будете получать стаж и отчисления в пенсионный фонд, пока еще учитесь.
  3. Копите деньги! В начале самостоятельной жизни точно будет много неожиданных трат: то одеяло нужно, то кран потек. Лучше иметь для этого специальный стабфонд.
  4. Не уходите от родителей со скандалом. Они вас любят и помогут, если вдруг у вас что-то не получится.




Позитивная девушка автор - 5300 руб заработала и довольна как кот из Простоквашино. Милашка.


Уехала от родителей когда исполнилось 17. На первые месяцы были деньги, которые мне подарили на день рождения. Сначала работала в колл-центре интернет-провайдера за 15 тысяч, еще было 5 тысяч алиментов, а комната стоила 9. Потом поступила в универ, пошла работать в техподдержку провайдера. Знаний требовалось мало, перед собеседованием я почитала википедию и пару статей по теме, остальному научилась на работе. Платили 17 тысяч. Работала по выходным и вечерам полный день (например, с 16 до полуночи). Во втором семестре устроилась в другую поддержку, там было менее напряжно, хватало времени на самообразование. Платили уже 20-25. Обычно работала по ночам, утром ходила в универ. К концу второго курса, в 19, уже нашла работу по специальности (программист) с нормальной зарплатой и бросила универ. Таких сложностей, как у автора, у меня не было. Деньги на жизнь родственники мне давали, насколько я помню, один раз - 10 тысяч во время первой сессии, когда я на месяц уволилась.

Летом можно не только отдохнуть, но и заработать. Главное — подойти к этому процессу грамотно, со знанием формальностей и обязательств. Рассказываем в деталях: с какого возраста можно устраиваться на работу, какие документы для этого нужны и где можно зарабатывать деньги подросткам.


Михаил Ермолаев,

С какого возраста можно начинать работать

По законам Российской Федерации гражданин имеет право работать с 16 лет. Так что, если вам говорят, что вы ещё очень молоды и не хотят заключать с вами трудовой договор, — не верьте. С 16 лет вы имеете полное право оформляться официально!

Можно работать и раньше — с 14 лет, но тогда потребуется письменное согласие от одного из родителей и органов опеки. В некоторых случаях у ребёнка также должно быть оконченное общее образование (с 5-го по 9-й класс).

Если очень хочется, можно работать ещё раньше. Это возможно сделать, если, например, у ваших родителей есть своё дело. Помощь в такой работе — идеальная подработка.


Какие документы нужны для официального трудоустройства

  1. Письменное разрешение одного из родителей.
  2. Справка из школы для трудоустройства в учебное время.
  3. Письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства.
  4. Медицинская справка установленного образца. Медосмотр оплачивает сам работодатель.
  5. СНИЛС.
  6. Трудовая книжка.

Сколько длится рабочий день

Несовершеннолетним можно заниматься лёгким трудом, не причиняющим вреда здоровью и без ущерба для освоения программы. Длительность рабочих смен, если вы продолжаете учиться, — от двух с половиной до четырёх часов в день в зависимости от возраста. Летом, когда учёбы нет, можно работать от четырёх до семи часов в день, смена зависит от возраста.

РАБОЧАЯ СМЕНА:

14–15 летдо четырёх часов в день
15–16 летдо пяти часов в день
16–18 летдо семи часов в день

ПРИ СОВМЕЩЕНИИ РАБОТЫ И УЧЁБЫ:

14–16 летдо двух с половиной часов в день
16–18 летдо четырёх часов в день

Как выбрать работодателя и где можно быстро заработать деньги подростку

Работу стоит выбирать исходя из ваших личных качеств, интересов и склонностей. Возможно, первая летняя подработка станет кирпичиком в фундаменте вашей будущей карьеры.


Работа может вырасти из вашего хобби. Например, вам интересны книги в жанре фантастики. Можно попробовать устроиться в книжный магазин или магазин комиксов. Если вам нравится общаться с людьми, работа консультанта в магазине или официанта не будет проблемой.


Работа официантом, бариста или курьером, скорее всего, не будет связана с вашей будущей карьерой. Но такая работа хороша тем, что она, во-первых, всегда оплачивается, а во-вторых, работая в таких местах, можно получить навыки и опыт, которые пригодятся потом в любом деле: ответственность, пунктуальность, опыт работы в коллективе, опыт работы с клиентами.

Где найти ту самую работу

На сайтах по подбору вакансий и на сайтах с объявлениями от работодателей обычно есть возможность поиска вакансий, доступных для соискателей в возрасте от 14 лет. В социальных сетях также есть группы, в которые выкладывают разные вакансии. Можно следить за страничками тех компаний, в которые вы бы хотели устроиться: иногда вакансии размещают сразу там, без посредничества сайтов-агрегаторов. Ещё один вариант — через рекомендации и знакомых.


Как не попасть к недобросовестному работодателю

Как оформить резюме для отклика на вакансию

Резюме должно быть лаконичным, информативным и умещаться на одну страницу формата А4. Если уже есть какой-то опыт работы, его нужно указать, раскрыв, какие навыки и компетенции удалось прокачать на предыдущем месте работы. Если опыта нет, напишите, какие навыки у вас есть из тех, что могут пригодиться в будущей работе. Не забудьте добавить фото и свои контактные данные: телефон, электронную почту или удобный вам мессенджер.

Собеседование

На собеседовании вас попросят рассказать о себе, а также узнают, почему хотите работать именно в этой компании и именно на этой позиции. Возможно, спросят, работали ли вы где-то до этого. Не смущайтесь: если не работали, говорите правду.

От вас тоже будут ждать вопросов. Если ничего конкретного спрашивать не хочется, то узнайте подробности о ваших обязанностях, уточните график, продолжительность смен, размер зарплаты. Так вы поймёте, хотите ли вообще идти в эту компанию, ведь собеседование проходят на самом деле обе стороны.

Стоит также сразу уточнить про трудовой договор: без оформления договора можно легко попасть на обман и остаться без денег.

Как понять, сколько стоит ваш труд

Полезно знать о том, какую зарплату предлагает рынок труда. Например, при поиске позиции официанта можно посмотреть 5–10 вакансий в разных ресторанах и кафе, чтобы понимать, сколько в среднем работодатели готовы платить за такую работу.

Иногда работодатели сами спрашивают об ожидаемой зарплате. Если этого не произошло, абсолютно нормально спросить и о сумме, и о частоте выплат.

Что запомнить

  • Работать официально можно с 14 лет при наличии письменного согласия от родителей или опекунов, а с 16 и без него.
  • Все документы для официального трудоустройства можно оформить через МФЦ, кроме медицинской справки: за ней — на медкомиссию по направлению от работодателя.
  • Длительность рабочих смен для подростков зависит от возраста и наличия учёбы в период работы.
  • Найти работу проще всего через сайты-агрегаторы вакансий или через группы в социальных сетях.
  • При устройстве на работу всегда смотрите условия договора, уточняйте рабочий график и ваши обязанности, чтобы потом не возникало недопониманий с работодателем.

Изображение на обложке: Alla Lopatkova / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помогаем подростку стать самостоятельнее

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

  • Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
  • Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

  • Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
  • Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

  • Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
  • Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

  • Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
  • В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

  • Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
  • Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

  • Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
  • Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
  • Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

  • Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
  • Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
  • Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

  • Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
  • Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.


При поступлении в профессиональное учебное заведение (а ведь это происходит нередко после 9 класса, то есть в возрасте 15-16 лет) юноши и девушки испытывают серьезный стресс, сталкиваясь с необходимостью планировать свое время, готовить, убирать, обеспечивать себя продуктами, жить по средствам. Еще больше сложностей может возникнуть, когда придет время создавать семью.

В крестьянских семьях имперской России существовало особое уважительное отношение к труду. Уже с 6-7 лет у ребенка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку — к женским. Когда дети подрастали, мальчик большую часть времени проводил с отцом, перенимая его опыт и знания. Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. К 14-15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях.


Мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их вести хозяйство и помогала освоить круг традиционных женских занятий (шить, вышивать, готовить и т.д.). Чтобы девочки стали желательными невестами им нужно было освоить женские ремесла и обязанности, подготовить приданое и беречь свою репутацию.

Воспитываясь с ранних лет на примере своих родителей, старших братьев и сестер, крестьянские дети понимали ценность труда, знали свои обязанности и скоро становились незаменимыми помощниками родителям в хозяйственных делах.

Прошло около 100 лет, но эти истины остаются непреложными: умение трудиться, быть хозяйственными и самостоятельными помогают современным юношам и девушкам становиться успешными и создавать свое счастье.

Замечательно, если традиции передачи опыта существуют в семье. Приготовить с бабушкой пирог и по ее научению связать шарф младшей сестренке, вместе с мамой рассадить цветы и оформить балкон, занять младших детей в гостях: так в приятном времяпровождении и каждодневном общении с близкими девушка приобретает полезные навыки.


Школьные уроки труда также могут дать бесценный опыт: педагог учит работать по инструкции, разъясняет алгоритм выполнения более или менее сложной задачи, показывает разные варианты и способы выполнения задания.

Разрушая стереотип о том, что уроки труда скучны и маловажны, приведем несколько историй из жизни читателей Молодежного портала:


А вот слова благодарности конкретному человеку — учителю, который своим примером умел вдохновить и воспитать своих учеников.

«Как вы представляете себе трудовика? Верно, ваше воображение рисует мужчину с большими руками работяги, взлохмаченными волосами, неопрятного, грубого, быть может, с запахом перегара, и — главное — трудовик должен напрочь забыть о своём предмете и не преподавать, а только делать вид, что преподаёт.
Не таков был Андрей Черепанов. Андрей Павлович был строгий и справедливый педагог. Он был крайне методичен — давал сначала изрядное количество теории, а потом переходил к практике. Труды с ним неожиданно превратились в достаточно сложный, но интересный предмет. Мы много писали, чертили (к слову, он преподавал еще и черчение), обсуждали. Дисциплина была строжайшая — нельзя явиться на урок без формы — сшитого мамой фартука, берета и желательно налокотников.

Чему учил нас Андрей Павлович? Мы учились резьбе. Я даже сделал узор для будущих вешалок в спортивной раздевалке. А сами вешалки-крючки мы уже изготовили в слесарной мастерской. Как страшно, но необычайно увлекательно включить станок с жужжащим сверлом впервые! Но до того, как его включить, заботливый учитель расскажет всё об устройстве механизма и, конечно, правилах техники безопасности.

Я уже сказал, что Андрей Павлович учил резьбе. А какими великолепными резными картинами украшены холлы моей родной школы. Работы самого Учителя и его учеников радуют глаз многих поколений и служат лучшим памятником самому Андрею Павловичу.


Конечно, в рамках школьной программы не всем удается найти для себя занятие по душе. Но и за пределами школьных стен может состояться встреча с увлеченными людьми, умеющими поделиться своими умениями и мастерством.

Здесь старших подростков и взрослых обучают традиционным народным художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству.

Молодежь перенимает опыт искусных мастеров по изготовлению глиняных игрушек и тряпичных кукол, коклюшечного кружева, плетения и низания бисера, плетения из лозы и бересты, росписи по дереву и керамике, шитья, гончарного дела и других видов творчества.

Проведение занятий сопровождается рассказом о ремесле, о технологии, об истории возникновения, предназначении ремесла и конкретного изделия.
Вникая в особенности и формы русского прикладного искусства, подростки и взрослые учатся работать руками, делают красивые и полезные вещи.



В заключение отметим, что в каждой семье есть свои особенности. В связи с этим каждый, читая статью, может внести свои коррективы и дополнения. Но бесспорно одно: взросление начинается тогда, когда подросток готов брать на себя больше ответственности.

Читайте также: