Укажите с какой целью составляется декларация пожарной безопасности для объекта

Обновлено: 28.06.2024

ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска объекта защиты ( см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ ) и ее последствий для людей и материальных ценностей. (см. ПОЖАРНЫЙ РИСК) [3] .

Требования к декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности (см. КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ) Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности ( см. НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ) объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 м 2 (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

Общие сведения о порядке регистрации декларации пожарной безопасности

1. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) МЧС России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также взаимодействия МЧС России с заявителями при предоставлении государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) [2].

3. Государственная услуга предоставляется МЧС России, его территориальными органами, а также территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) . В их сферу ведения входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — Подразделения МЧС России, предоставляющие государственную услугу) в зависимости от расположения объектов защиты с учетом требований пункта 38 Административного регламента [2] .

4. В случае изменения содержащихся в декларации сведений, в том числе в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты по праву хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, а также изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, заявитель представляет в подразделение МЧС России уточненную декларацию в двух экземплярах по установленной форме.

1. Основанием для начала административной процедуры является поступление в подразделения МЧС России, предоставляющие государственную услугу, заявления и декларации (уточненной декларации) в двух экземплярах [2] .

2. Декларация представляется:

- при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, а также двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ) и тушения пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР) , — в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

- при расположении объекта защиты на территории муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) соответствующего территориального органа МЧС России — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

- при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган государственного пожарного надзора специального и воинского подразделения федеральной противопожарной службы.

Декларация может составляться как в целом на объект защиты (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ) , так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности [2] .

3. Уточненная декларация представляется с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующих изменений [2] .

4. Уточненная декларация представляется в течение одного года со дня изменения содержащихся в ней сведений [2] .

5. В случае представления декларации в подразделение МЧС России, предоставляющее государственную услугу, непосредственно днем подачи считается день регистрации заявления [2] .

При направлении декларации по почте днем подачи считается день получения почтового отправления.

При направлении декларации в виде электронного документа через Единый портал государственных услуг она регистрируется в день подачи.

6. Должностное лицо подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет содержащиеся в ней сведения на соответствие требованиям, установленным настоящим Административным регламентом, и вносит сведения в журнал учета деклараций в случае принятия решения о регистрации декларации [2] .

7. В течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в регистрации декларации, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 21 настоящего Административного регламента, должностное лицо подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу, вручает лично или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявителю по почтовому адресу, указанному в заявлении, уведомление об отказе в регистрации декларации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии адреса электронной почты заявителя) [2] .

Административная процедура завершается регистрацией декларации или уведомлением об отказе в регистрации декларации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ" МЧС РОССИИ

от 3 марта 2021 года N ИГ-117-264-11-2

О декларации пожарной безопасности

Рассмотрев обращение, поступившее в электронной форме, сообщаем следующее.

По первому вопросу.

Применительно к составлению декларации пожарной безопасности (далее - декларация) сообщаем, что частью 4 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123) определено, что в случае, если положениями ФЗ N 123 (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ N 123, в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу вышеуказанных положений, и на которых не проводились капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, применяются ранее действовавшие требования.

Таким образом, при заполнении графы "Реквизиты нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, перечень статей (частей, пунктов), устанавливающих требования пожарной безопасности к объекту защиты" формы декларации указываются реквизиты нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых действовали при введении объекта защиты в эксплуатацию либо проектная документация на который была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ N 123.

По второму вопросу.

Ранее в первоначальной редакции ФЗ N 123 в ч.6 ст.64 содержалось требование об уточнении декларации в случае изменения требований пожарной безопасности.

В настоящее время, в соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ N 123 (ред. от 01.07.2019) уточнение декларации требуется только в случае изменения содержащихся в декларации сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты. Уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с ч.1-2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

По третьему и четвертому вопросам.

В соответствии с п.2 Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171 (далее - Административный регламент), заявителями на получение государственной услуги являются собственники объекта защиты или лица, владеющие объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Сдача в аренду собственником объекта защиты арендатору части данного объекта (не являющейся пожарным отсеком класса Ф1.1), является основанием для внесения уточнений в декларацию собственником, в случае изменения сведений, указанных в ч.3 ст.64 ФЗ N 123. При этом, корректируются именно те разделы декларации, в которых данные сведения указываются в соответствии с формой, утвержденной Приложением N 2 Административного регламента. Исключением данной процедуры является ситуация, когда в рамках договорных отношений, регламентируемых положениями главы 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник объекта защиты передает права и обязанности по руководству системой пожарной безопасности на подведомственный объект, а также ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В данной ситуации декларация подается указанным арендатором.

Также сообщаем, по мнению специалистов института, в случае, когда объект защиты принадлежит нескольким собственникам, то подается одна декларация от собственника, который наделен правами и обязанностями по руководству системой обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты в целом и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ.

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Важно: Пример заполнения декларации пожарной безопасности нового образца, утверждённой Приказом МЧС России от 16 марта 2020 года № 171 по кнопке скачать внизу страницы.

Зачем нужна и что это такое

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.


Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

Проверка документов по пожарной безопасности

Проверка документов по пожарной безопасности

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.


Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Правда же заключается в том, что на 100% объектов предоставлены декларации пожарной безопасности, так как учет этих объектов и велся по этим декларациям. Сколько объектов указано в декларациях пожарной безопасности, столько и соответственно объектов с декларациями деклараций. Очень даже все логично.

Только вот резонный вопрос возникает: – Те объекты на которые не подали декларации пожарной безопасности МЧС России проверять не будет?

Образцы

Рекомендации

В 2008 году в августе был принят закон под номером 123, который называется – Технический регламент о требованиях по пожарной безопасности. В нем есть статья, где говориться о таком документе, как декларация пожарной безопасности. В то время сразу возникли вопросы и у собственников зданий и сооружений и у представителей пожарно-надзорных органов. Поэтому МЧС в 2009 году в феврале выпустило сразу несколько документов, в которых определялись правила регистрации и форма содержания декларации. Этот документ согласно закону №123 должен быть у каждого здания или сооружения.

Декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности

Для чего необходима декларация

О пожарной декларации в законе написано четко. Здесь говориться о том, что этот документ определяет оценку, которая соответствует правилам и требованиям ПБ с учетом нормативных рисков.

Получается так, что это официальное заявление собственника здания или сооружения о том, что он выполняет все требования ПБ в соответствии с допустимыми социально-экономическими условиями, которые определяют риски появления пожаров. Последние учитывают условия, при которых могут появиться жертвы среди людей. То есть риск – это граница, перейдя через которую, у собственника появляются крупные неприятности.

В самом начале, когда разрабатывалась первая декларация по пожарной безопасности, разработчики решили сделать ее в виде перечня требований, которые должны выполняться собственником зданий в плане эксплуатации. В принципе, идея неплохая. Получалось так, что у собственника всегда под рукой находится документ, который обозначает требования к пожарной безопасности конкретного здания. Любые попытки со стороны представителей Госпожнадзора предъявить другие требования, не принимались собственником, как законные.

Но, как показала практика, не все так просто. И в качестве примера разработчики привели ситуацию, связанную с градостроительными строениями. Последние с 2007 года не подлежат контролю со стороны Госпожнадзора. То есть они не входят в юрисдикцию МЧС. Получалось так, что объект есть, а пожарного надзора над ним нет. Это усложнило не только пожарную обстановку, но и учетные мероприятия, связанные с возникновениями пожаров. Информацию строители не давали (были не обязаны), поэтому данные для надзора отсутствовали.

Форма декларации 2018 г.

Форма декларации 2018 г.

Появление декларации о пожарной безопасности решило проблему на корню. Вновь вводимые здания и сооружения должны этот документ иметь обязательно. А в нем содержится вся требуемая для пожарных надзорных органов информация:

  • о самом объекте с указанием точного адреса;
  • о собственнике с точными контактными данными.

Это упростило мероприятия, проводимые в виде проверок на соответствие требованиям ПБ. При этом необходимо отметить, что отсутствие декларации не дает право собственникам объекта запускать его в эксплуатацию.

Наказание за отсутствие декларационной документации

Уголовной ответственности собственники за отсутствие декларации не подвергаются. А вот административной – да. Здесь не только предупреждения, но и денежные штрафы, которые соответствуют штрафам за несоблюдение требований ПБ.

К примеру, граждане – собственники недвижимого имущества штрафуются на сумму до 1500 руб. Индивидуальные предприниматели, а также руководители до 15000 руб. И юридические лица до 200000 руб.

Обратите внимание! Декларация никакого отношения к пожарной безопасности не имеет. Но ее отсутствие – серьезное нарушение законодательства. Имеется в виду, если предприятие находится в эксплуатации.

Штраф за отсутствие декларации

Штраф за отсутствие декларации

По сути, отсутствие этого документа – не что иное, как сокрытие информации, которая должна быть выдана надзорным органам по закону. Нарушили закон – получите штраф. При этом необходимо обозначить, что искаженная или неполная информация – то же считается нарушением.

Правда, в этом случае штрафы немного ниже:

  • граждане оплатят до 300 руб.;
  • руководители до 500 руб.;
  • юридические лица до 5000 руб.

И один нюанс, который показывает всю сложность наличия или отсутствия документации. С одной стороны этот документ разрабатывается и регистрируется для того, чтобы пожарно-надзорным органам было легче проводить проверки. С другой стороны нигде в законе не написано, что отсутствие каким-то образом может стать причиной сдерживания проводимых проверок. Есть этот документ или его нет – без разницы. Представители Госпожнадзора все равно проверки будут проводить. Просто при его отсутствии собственник заплатит штраф.

Проверки будут проводиться даже без наличия декларации ПБ

Проверки будут проводиться даже без наличия декларации ПБ

Для каких объектов требуется разработка декларационной документации

Есть большой список зданий и сооружений, для которых разработку декларации пожарной безопасности проводить необязательно. Вот этот список:

Есть данному списку другой, который определяет обязательность наличия (разработки и регистрации) декларации пожарной безопасности (кому нужна в 2018 г., каким объектам):

  • если проводится выполнение такого расчет, как оценка рисков (пожарных);
  • оценивается появление возможного ущерба третьим лицам, к примеру, если страхуется ответственность.

Декларация в этом случае разрабатывается на объект или на его подразделения (здания, сооружения).

Здесь надо понимать следующее. Если у собственника несколько расположенных на разных участках объекты, то он может принять одну декларацию на все, как на единое целое. А можно по одной на каждый. Представители Госпожнадзора рекомендуют использовать второй вариант. Причины – у разных объектов разные требования противопожарной безопасности, поэтому сложно в одном документе зафиксировать все, точно соответствующее разным зданиям. То есть по назначению объекты разные, а значит, и разные к ним требования. Обеспечиваться это должно точными данными по-объектно.

Разработка декларационной документации – кто проводит

Все будет зависеть от того, какой объект подвергается декларированию: существующий или проектируемый.

  1. Собственник предприятия. Понятно, что частные предприниматели или обычные граждане ничего не понимают в противопожарной безопасности, поэтому эту работу делегируют специалистам или компаниям, в штате которых есть опытные работники в области противопожарной безопасности. Но ответственность за правильное оформление документов несет собственник.
  2. Строительные компании или проектные организации.

Разрабатывать документы могут только аккредитованные в МЧС компании.

Куда представляется

Здесь достаточно сложная ситуация, особенно с теми объектами, в состав которых входит несколько подразделений, расположенных на разных участках (районах и даже регионах). Проще тем, у кого один объект в виде здания или сооружения. Они сдают декларацию пожарной безопасности (образец представлен по ссылке скачивания) в подразделения Госпожнадзора по месту расположения объекта.

Сдача декларации

Сдача декларации

Что касается разбросанных подразделений, то здесь ситуация такова:

  • если объект расположен на территории административно-территориального образования закрытого типа, то декларация сдается в подразделение Госпожнадзора воинской части;
  • если части предприятия разбросаны по нескольким федеральным округам, то документы сдаются в министерство МЧС, в его специальный отдел;
  • если подразделения разбросаны по субъектам РФ, но в составе одного округа, то декларационная документация сдается в территориальное представительство ГПН;
  • если здания располагаются в разных муниципальных образованиях, но в одном субъекте федерации, то представление производится в территориальное подразделение Госпожнадзора по субъекту РФ;
  • если объект расположен в одном городе или поселке, то в городское или поселковое подразделение ГПН.

Что касается передачи декларации пожарной безопасности в 2018 году. Используются два варианта: письменный через почту или посыльным и электронный через интернет. Но это надо уточнить в подразделениях Государственного пожарного надзора, куда документы должны сдаваться.

Передать декларацию можно через интернет

Передать декларацию можно через интернет

Обновляется ли декларация

В самом законе нет сведений о сроках переделки. Но есть строгие условия, при которых обновлению они подлежат. Их два:

  1. Сменился собственник или назначение.
  2. Изменились требования противопожарной безопасности.

Если сменился собственник объекта, то декларацию надо обновить

Если сменился собственник объекта, то декларацию надо обновить

Выводы

Что можно сказать в заключение по декларации по пожарной безопасности:

Образец декларации по пожарной безопасности, можно скачать ЗДЕСЬ.

  1. Этот документ никаким боком не влияет на пожарную безопасность объекта защиты.
  2. Он не нужен собственнику.
  3. Нужен органам надзора для получения информации по объекту защиты.
  4. Разработать может не каждый, поэтому появился новый вид бизнеса по разработке этого вида документации. А так как строительство на подъеме, то и бизнес процветает.
  5. Наличие этого документа – гарантия получения административного взыскания за то, что он не обновлен и перерегистрирован после внесенных в Правила противопожарной безопасности изменений.

Добавим, что разработаны различные формы, которые соответствуют назначению зданий и сооружений. К примеру, для больниц используют одну, для производственных предприятий другую. Отдельной категорией стоят детские учреждения (ДОУ), где требования пожарной безопасности жестче.

Пожарную декларацию 2018 образца заполнения для садика, можно скачать ЗДЕСЬ.

О декларации пожарной безопасности в Интернете информации достаточно. Множество сайтов предлагает юридическим лицам помощь по составлению декларации и сопутствующим услугам - в обмен на немалые суммы. Причем цены зашкаливают не из-за сверхтрудности задачи, а из-за умения разработчика формировать у заказчика представление о ее сверхтрудности. Разберемся, так ли уж сложна эта задача. Может ли бюджетник составить и зарегистрировать пожарную декларацию самостоятельно?

Декларация пожарной безопасности (ДПБ, пожарная декларация) - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение нормативного значения пожарного риска на объекте защиты. То есть ДПБ является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности .
--------------------------------
Пункт 7 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент).

ДПБ представляется в течение года со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию .
--------------------------------
Часть 6 ст. 64 Регламента.

На основании каких документов разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается в соответствии с положениями ст. ст. 6, 64 Регламента. Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

В каких целях разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается для повышения уровня ответственности лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на своем объекте.
Поэтому согласно п. 3 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на законном основании - на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владелец объекта). Владелец объекта должен уметь правильно выбрать способ защиты от возгорания, обеспечить безопасность людей.

Какие объекты должны иметь пожарную декларацию?

Наличие пожарной декларации - одно из обязательных условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). Такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства .
--------------------------------
Часть 1 ст. 49 ГрК РФ.

К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
ДПБ составляется в отношении зданий с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1. К таким объектам согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Регламента отнесены:
- здания дошкольных образовательных организаций;
- здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные);
- больницы;
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

Для каких объектов не требуется пожарная декларация?

Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых видов жилых домов, многоквартирных домов, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более 2 этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов):
- которые не предназначены для проживания и осуществления производственной деятельности;
- которые предназначены для осуществления производственной деятельности и не требуют установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где они расположены, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.
Следовательно, для таких объектов не требуется разрабатывать и утверждать пожарную декларацию.

Можно ли разработать ДПБ только для одного помещения (например, при сдаче его в аренду)?

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

Кто имеет право составлять пожарную декларацию?

Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
К тому же для на сайте МЧС www.mchs.gov.ru для пользователей организована консультационная поддержка, разработаны специальные формы заполнения ДПБ (Полезная информация/Юридическим лицам/Горячая линия по реализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности").
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию. При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется .
--------------------------------
Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности" (далее - Письмо о ДПБ).

Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Что должно быть указано в пожарной декларации?

Форма и Порядок регистрации ДПБ утверждены Приказом МЧС России N 91.
ДПБ включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам: "Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты", "Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара", "Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты".

Как оценить пожарный риск?

Пожарный риск - это оценка возможности возникновения пожарной опасности объекта защиты и последствий для людей и материальных ценностей. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, заполняется на основании расчета.
Расчет обязателен только для производственных объектов и объектов, на которых нарушаются нормативные документы по пожарной безопасности. Если производство на объекте отсутствует и нет предписаний о нарушении пожарной безопасности, расчет пожарного риска выполнять не нужно - на это указано в Письме о ДПБ. Поэтому руководитель учреждения, прежде чем отказаться от заполнения данного раздела, должен определить, выполняются ли обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если расчет необходим, в ДПБ указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. Расчеты в виде отчета прикладываются к декларации.
Расчетные величины пожарного риска сопоставляются с его нормативными значениями, установленными ст. 79 Регламента.
Правила проведения расчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС.

Как оценить возможный ущерб для имущества третьих лиц?

К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.
Если нет нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнены (например, противопожарные разрывы между зданиями соответствуют нормативным), если на объекте нет имущества посетителей, арендаторов, то в разделе можно указывать, что возможный ущерб для имущества третьих лиц от пожара практически исключен.

Что входит в перечень законов для пожарной декларации?

Кто проверяет пожарную декларацию?

Юридическое лицо, заполняющее ДПБ, несет полную ответственность за достоверность декларации. Выполнение указанных норм контролируется впоследствии при плановой проверке . Если пожарный инспектор обнаружит невыполнение задекларированных норм, на организацию будет наложен штраф.
--------------------------------
В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91.

Примечание. При плановой проверке инспектор может запросить ДПБ, даже если в распоряжении о проведении проверки требование о представлении этого документа отсутствует.

Примеры санкций за нарушение задекларированных требований пожарной безопасности - Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2014 по делу N А75-3392/2013 (организация оштрафована на 160 тыс. руб.) и ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А82-10015/2012 (детский сад оштрафован на 150 тыс. руб.). Объекты проверялись по нормам, на основании которых проектировались.

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?

Если условия на объекте защиты не меняются, то ДПБ бессрочна. Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.

Нужно ли согласовывать пожарную декларацию?

Какова ответственность за отсутствие пожарной декларации?

Отсутствие ДПБ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие ДПБ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.
Если проверка, выявившая отсутствие пожарной декларации, проводится в условиях особого противопожарного режима, это грозит наложением административного штрафа на должностных лиц от 15 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

К сведению. Особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: