Почему понтий пилат не хочет видеть осужденных

Обновлено: 16.05.2024

  1. Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;
  2. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
  3. Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы:

слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

На доске: число, тема урока.

Организационный этап:

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Роман о Понтии Пилате.

Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Что проповедует Иешуа?

Что есть истина для Иешуа?

Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

библейский мотив

евангельский сюжет. Иисус Христос.

В чем сходство и различие этих мотивов?

Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества — это сходство мотивов. Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Учитель:
Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами ?

Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

  • Нельзя распоряжаться чужой жизнью.
  • Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.
  • Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Как изменился Пилат после казни Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

Подведение итогов.

Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ( москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Всего доброго! До свидания!



Добрые люди

  • Прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
  • Философ Иешуа Га-Ноцри, в котором легко угадывается образ Христа.

Понтий Пилат — человек волевой, решительный, который привык командовать и самостоятельно принимать решения. Человек, который выносит приговор и решает, кому жить, а кто будет казнён. Для него одиночество — естественное состояние, так как он не верит в добро и людей. Единственным преданным другом для полководца становится его пёс Банга.


Противоположностью прокуратора предстаёт Иешуа Га-Ноцри. Это проповедник добра и новой веры. Для философа все люди добрые, только несчастные. Все достойны прощения.

За что судят Га-Ноцри? За смелые мысли, за веру в добро, за утверждение, что власть кесаря не вечна и ей придёт конец, за понимание, что любая власть — это насилие над личностью.

Недолгий диалог между Пилатом и Иешуа заставил прокуратора переосмыслить свои взгляды. Прокуратор понимает, что перед ним стоит не городской сумасшедший, а поистине тонко чувствующий, образованный, интересный собеседник с огромным внутренним миром.

Проповеди Иешуа о свободе, новой вере и добре посеяли зерно сомнения в душе прокуратора. Во время допроса полководец понимает, что истина на стороне арестанта и все обвинения необоснованны и абсурдны. Но страх потерять свой авторитет и себя сделали своё дело.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита

О Понтии Пилате, на самом деле, известно не так уж и много

Большая часть информации является всего лишь выдумкой евангелистов. Достоверно известно, что правителем он был необычайно жестоким. И об эмпатии и милосердии, как говорится — ни сном, ни духом.


Но! Если современники характеризовали префекта как жестокого самодура, то последующие авторы зачем-то старались всячески обелить репутацию Пилата. Так кто же из них прав?

Префект Иудеи (а Пилат был именно префектом, а не прокуратором или игемоном) имел безграничную власть и свободу действий. Чем постоянно и пользовался. Казнил всех неугодных без суда и следствия, любые протесты мгновенно подавлялись армией римлян. Поэтому как-то не очень верится, что грозному префекту потребовалось вдруг разрешение толпы евреев, чтобы отпустить Иисуса.

Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

Рассуждаем логически

А красивая легенда о том, как Понтий умыл руки? Но если местами префект предстает перед нами этакой жертвой еврейской ненависти к Иисусу, а жители Иерусалима — виновниками распятия Христа, то почему именно римские солдаты (а это подробно описано в Евангелиях) измываются над Спасителем? И сам префект, который только что Христа оправдал, разрешает палачам бичевать пленника.

Пилат умывает руки. Джузеппе Вермильо, XVII век

Пилат умывает руки. Джузеппе Вермильо, XVII век

Создается впечатление, что версию суда Пилата описал фанатичный антииудей, а версию бичевания – фанатичный иудейский патриот.

Вызывает вопрос и отсутствие документов о процессе над Христом. Если учесть, что секретари вели такую подробную хронику деяний Пилата, что описывали даже мелочи. Типа сооружения акведука и подавление нескольких мелких восстаний. А про суд над Христом — молчок.

Альфонс Франсуа. Сон жены Пилата

Альфонс Франсуа. Сон жены Пилата

Пилат, якобы не желая судить Иисуса, отсылает Его к Ироду Антипе, а тетрарх, насмеявшись над Основателем, не выносит, однако, обвинительного приговора и отсылает Иисуса назад к Пилату (Лк.23:7—12,15; ср. ЕП.1—5). Этим рассказом Терциус защищает и Пилата, и Иисуса. Руслан Хазарзар. Сын Человеческий

Как видим, Римская католическая церковь, которая никогда не гнушалась подделывать документы и религиозные артефакты, постаралась обелить Понтия Пилата и римлян в глазах верующих.

И подлог удался, если на протяжении стольких веков большинство христиан верят, что прокуратор-самодур и впрямь посочувствовал доброму, милосердному и бедному незнакомцу-иудею.

Роман “Мастер и Маргарита” – это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Это своеобразный “роман в романе”.

При этом в библейском сюжете писатель выражает свои заветные философские идеи о противостоянии добра и зла.
Один из центральных эпизодов романа – допрос Иешуа Понтием Пилатом. Сцена допроса изображается в главе “Понтий

Пилат”. Представление прокуратора начинается с детализации (“в белом плаще с кровавым подбоем…”). Этот прием помогает автору максимально достоверно показать своего героя.

Великий прокуратор предстает перед нами не официальным лицом, а человеком с присущими ему недостатками и слабостями. Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли.

Речь прокуратора лаконична, значительна. В его руках сосредоточена

огромная власть, и Пилат понимает это. Весенний день четырнадцатого числа стал судьбоносным в его жизни.

В этот день он встретил Иешуа. Пилат должен был вынести ему свой приговор.
Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Каков Иешуа? Человек, одетый в “старенький голубой хитон”, с “белой повязкой”, израненный, обезображенный ссадинами. Он поразительно естественен и добр.

Символично, что первые слова, которые он произносит: “Добрый человек! Поверь мне…”. Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора.

Прокуратор действует привычными методами, применяет насилие, заставляя Крысобоя бить Иешуа. Марк Крысобой – это исполинский воин, он символизирует опору официальной власти на силу, деспотизм, подавление человека. Автор тонко интонационно обыгрывает каждую фразу персонажей.

Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Иешуа искренен, прост. Формально перед нами допрос, но его участники постепенно переходят к естественному общению.

Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Вначале он подавлен, угрюм.

Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепек. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Свое состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека.

Недаром подавленность Пилата достигает кульминации в момент, когда у него промелькнула мысль немедленно казнить Иешуа и принять яд. Диалог тонко сочетается с внутренней речью Пилата. Незаметно для себя он задает вопросы, не соответствующие протоколу.

Он стремится понять мотивы поведения бродяги, смущающего народ: “Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь ни малейшего представления? Что такое истина?” В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…” Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек.

Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к собаке Банго. Снова Булгаков вводит в повествование деталь (глаза прокуратора заискрились надеждой). Иешуа признается ему в том, что всех людей он считает добрыми. Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях.

Иешуа развязали руки. Страшное видение, на мгновение охватившее прокуратора, противопоставлено неожиданно пролетевшей под сводами дворца ласточке. Это символ вечной надежды. Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь.

Этому помешал донос Иуды из Кириафа. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом. Он предстает перед читателем противоречивым и страдающим. Физические муки (головная боль, кровь, прилившая к вискам) выдают его душевные страдания.

Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Он разучился верить в людей. А Иешуа кажется ему чудесным.

Но секрет его чудес – доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание.
Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины. Иешуа видит ее в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. Истина всегда конкретна.

Она прозрачна для тех, кто стремится ее увидеть. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Они стали рабами.

Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернется к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях. Иешуа спокоен и гармоничен. Он живет в ладу с миром и с самим собой. Иешуа осознает ценность жизни.

Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Происходит нечто невероятное. Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иешуа отражает одну из центральных проблем романа – проблему вины и ответственности.

Это тема Понтия Пилата. Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. Но каким бы он ни был, за него придется нести ответственность.

Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Если бы он совершил это в соответствии с понятием о долге и чести, за ним не было бы никакой вины.

Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. “Ненавистный город”, – вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а потер, как бы обмывая их… Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение “умыть руки”. Этим символическим жестом Пилат демонстрирует свою равнодушную непричастность происходящему. Этот жест – не что иное, как знак перестраховки.

Этот жест – признак сильнейшего душевного движения. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнен, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти – спасти философа.

Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Именно за страх он подлежит суду высших сил.

Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: “Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?” Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остается подчеркнуто нейтральной.
Образы Пилата и Иешуа символичны. По сути, они противоположны друг другу, но в конце романа они идут вместе по бесконечной лунной дороге. Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа, гармонию и дисгармонию, страх и осознанность.

Вопросы, затронутые автором в разговоре Иешуа и Пилата, – это вечные вопросы, над которыми стоит задуматься каждому читателю.

[новичек] за свою нечистую совесть

Характеристика Понтия Пилата (Мастер и Маргарита)

Понтий Пилат – пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус.

Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами.

На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений.

Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

Двутавровый

6 стр., 2544 слов

Говорящие движения рук

Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы.

Получается, что его бессмертие — это наказание.

Давно я читал указанный бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова quot;Мастер и Маргарита quot;, и многое уже и не помню так явно, так как честно Вам признаюсь, уже на протяжении многих лет занимаюсь изучением первоисточников, и поэтому бывает, что просто нет времени на переработку quot;ремейковquot;, и так далее (если можно так выразиться).

То есть есть слово создателя всевышнего, и что оно несет нам в головы, почему звучит и к чему призывает, вот в чем смысл моего существования.

Но вопрос интересен, и под разными ракурсами и точками зрения можно смотреть на него и на ответ.

12 стр., 5629 слов

Трусость самый страшный порок мастер и маргарита

Лично мне даже больше было бы интересно, не то, за что был наказан Понтий Пилат, этот персонаж в романе и человек в истории, а то, что подразумевал и чувствовал сам автор и сам творец. Чем мотивировался писатель, когда создавал сей шедевр, и чем мотивировано бытие вселенной.

Так же безусловно понятен и тот факт, что о фактическом существовании участников Библейских событий можно неустанно спорить. И конечно же не секрет, что многие сомневаются, и в подлинности данных событий, и скорее склонны думать, что они носят вымышленный или иносказательный смысл, но это как посмотреть опять же.

В любом случае, М.А. Булгаков видел священный знак, идущий как свет с небес, и берясь за перо, он вкладывал в появляющиеся на бумаге буквы, все то, что чувствует истосковавшаяся душа. И не сразу видно и понятно, о чем, или о ком эта тоска. Ведь взоры наши всегда были устремлены в черноту вселенной, туда откуда и мы пришли, туда, откуда первородно все возникло сущее в пространстве.

Ибо есть грех, а за грех есть наказание. Вот за грех и был наказан Понтий Пилат, а то что это олицетворяло, так бессмертная память ему и создателю.

Что бы истинно понять ответ на вопрос, достаточно посмотреть, кем же был Понтий Пилат . А был римским префектом, прокурором Иудеи.

Одно лишь то, что человек обремененный таким саном и званием, несет на себе печать бремени и наказания. Ведь не судим лишь тот, кто не судит. И это нам известно не по наслышке. Безусловно, этот человек был чрезвычайно и полезен, в том числе, выполняя массу государственных функций. Но в целом, он лишь был как и многие другие, жестоким и кровожадным. А куда ему было деваться в те далекие времена, когда все так было устроено, да и в наши дни некоторым от этого не уйти. Вот и идет информация о каре небесной в той или иной форме, что дает нам надежду на улучшение порядков и положения, ведь не все живут одинаково.

На все воля всевышнего нашего…

Понтий Пилат проявил нерешительность и слабоволие, он не стал противиться народу и отправил на казнь Иешуа, хотя сам и не хотел этого, это желал народ. Но прямым наказанием это тоже трудно назвать, его просто терзала совесть, в том время как сам он был прощен.

Я бы сказала, что Понтием Пилатом в первую очередь руководил страх. Он понимал, что отправляет на казнь невиновного, и не хотел этого делать, но боялся за свое место и даже, может быть, за жизнь. И я бы сказала, что это даже не наказание для него, а следствие. Ведь Христос его простил и не хотел наказывать.

Понтий Пилат один из героев известного романа М.Булгакова quot;Мастер и Маргаритаquot;. Пилат мог бы и освободить Иешуа и даже намеревался это сделать, но не сделал. Вот такой у него был сначала план:

Но он его так и не воплотил в жизнь,не послушал своего внутреннего голоса, побоялся за свою жизнь, за что и пришлось ему пожать мучения совести.

Понтий Пилат был наказан за нерешительность. Не смотря на то, что он хотел поступить правильно, он не рискнул, боясь гнева императора, и был наказан, в первую очередь, своей совестью и постоянным чувством вины.

Понтий Пилат не хотел отправлять Христа на казнь. Но народ требовал Его смерти, вот прокуратор и умыл руки, не решаясь противиться народу. Он считал, что Христос не виновен, но все рано отдал приказ о казни. За это он и был наказан.

12 стр., 5794 слов

Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат …

Наказан ли? Мне всегда казалось наоборот. То, что преподносится как наказание, было для него фактически благом. Он был свободен. По своему свободен. Свободен от суеты, бремени принятия решения, ответственности за них, мук. Его наказание было логичным завершением его судьбы. БОльшим наказанием была его жизнь. Терзания мук совести сгрызали его.

Понтий Пилат в романе Булгакова quot;Мастер и Маргаритаquot; не был сильно наказан: после смерти он видел Иешуа, но муки совести за то, что он не вмешался из конъюнктурных соображений в происходящее, терзали его и на том свете.

Понтий Пилат был наказан за умытые руки и бездействие — тем самым Понтий Пилат (по версии романа который написан как quot;евангелие от Воландаquot;, не путать с канонической евангельской версией!)предпочел остаться в стороне, как от зла, так и от добра.

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, был наказан за то, что проявил себя как слабовольный человек, не действовавший тогда, когда должен был. Он мог спасти Иешуа Га-Ноцри от незаслуженного наказания, но не сделал этого. Он предпочел остаться в стороне и не брать на себя ответственности ни за что.

1. Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние.

Трусость — мать жестокости. М. де Монтень

Понтий Пилат боится гнева императора. Именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. Гибель невинного человека не кажется прокуратору Иудеи таким уж страшным преступлением. Намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. Что это, если не трусость? Каждый несет ответственность за свои поступки. Понтий Пилат не исключение. Но нельзя обмануть свою совесть. И после смерти Иешуа Понтий Пилат пытается загладить свою вину. Он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. Это опять показывает, что для Понтия Пилата ничего не значит чужая жизнь. Разве смерть доносчика сможет искупить вину самого Понтия Пилата? Нет, прокуратору не будет от этого легче. Он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.

13 стр., 6413 слов

… романа о Понтии Пилате, написанного писателем Мастером. Мастер в свою очередь является главным героем романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения. Смотрите: Краткое содержание романа …

Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему помочь. Головная боль — это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.

После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.

Тема трусости так или иначе затрагивает и Мастера. Он создает удивительное произведение об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. И у Мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. По сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. Мастер повинен в грехе трусости. Он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. Можно ли сравнить трусость мастера и Понтия Пилата. Ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. Но что теряли эти люди? Ведь Понтий Пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. Но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. Мастер боится не за себя, а за Маргариту, которую любит больше всего.

В финале романа раскаявшийся Понтий Пилат оказывается достойным света. А мастер вознагражден только покоем. Он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. И поэтому он оказывается недостоин рая.

10 стр., 4917 слов

Примеры похожих учебных работ

Трусость самый страшный порок мастер и маргарита

Книга: Идейно-художественное своеобразие романа МА Булгакова Мастер и Маргарита

Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе М.А. Булгакова

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Важные моменты

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

  • руководить армией;
  • выслушивать доносы;
  • разбирать судебные дела и т. д.

Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Проблематика романа

До этого прокуратор считал себя одиноким и несчастным человеком, так как всем окружающим людям был важен его титул, а не сущность. Высокое положение не помогало ему, его жизнь была скудна.

Соперником Понтия Пилата стал Иешуа Га-Ноцри, но противоположные взгляды позволили им стать собеседниками. У прокуратора свой интерес к философу, так как тот избавляет его от мигрени. Но он не предпринимает попыток спасти арестанта от казни. У него была уверенность в том, что помилуют Иешуа.

Понтий начинает понимать, что он несчастливый и должность ему противна. После смерти Га-Ноцри он ясно осознает, что главный его порок — это трусость. Это чувство было связано с его положением. Прокуратор понимал, что если он откажется наказать Иешуа, это будет воспринято как попытка пойти против власти.

Но убийство Га-Ноцри было своеобразным судом над Пилатом. Он обрек себя на вечные страдания и муки, которые не давали ему покоя. Мужчина получил бессмертие, которое не делало его счастливым. Даже его собака была вынуждена томиться вместе с ним. Веками предстояло Понтию думать над тем, что же ему помешало спасти Иешуа.

Через прокуратора Булгаков показывал две важных проблемы. Первая — это высший нематериальный суд, который будет свершен над каждым человеком. Никто не сможет избежать его, всем придется ответить по заслугам. Вторая — это возможность получить прощение. Понтий Пилат раскаялся в своем поступке, осознал ошибку и через две тысячи лет стал свободным.

Читайте также: