Кто осуществляет государственный строительный надзор

Обновлено: 23.05.2024

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 названной статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.ч.ч.2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ .

При выполнении полномочий по осуществлению государственного строительного надзора инспекция вправе:

1) беспрепятственно посещать во время исполнения служебных обязанностей все объекты капитального строительства, подлежащие государственному строительному надзору, согласно градостроительному законодательству Российской Федерации (ст.54 ГрК РФ);

2) проводить проверки соблюдения лицами, осуществляющими строительство (ч.3 ст.52 ГрК РФ), по предмету государственного строительного надзора (ч.2 ст.54 ГрК РФ), в порядке, установленном законодательством (ч.6 ст.54 ГрК РФ, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54, Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129), в том числе составлять акты проверок, выдавать обязательные для выполнения предписания и контролировать их выполнение, делать записи в общий и специальные журналы работ, требовать от заказчиков предоставления проектной, исполнительной документации, проведения испытаний и др.;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);

4) выдавать заключения о соответствии (п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ, раздел IV РД-11-04-2006) построенных, реконструированных объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо решения об отказе в выдаче такого заключения;

5) вести учет случаев возникновения аварийных ситуаций при строительстве, реконструкции объектов, осуществление государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Инспекции, участвовать в работе комиссий по установлению причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности, повлекших случаи причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ч.3 ст.62 ГрК РФ).

Государственный строительный надзор осуществляется с начала строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, до даты выдачи инспекцией заключения о соответствии объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Задачи и функции отделов государственного строительного надзора инспекции

Государственный строительный надзор осуществляется двумя отделами Инспекции: Отделом государственного строительного надзора по г.Барнаулу и отделом государственного строительного надзора по районам края (далее совместно – Отделы) с даты получения Инспекцией в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — заключение о соответствии). Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — проверки). Проверке подлежит соблюдение:

а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Проверки проводятся в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проверок разрабатывается должностными лицами Отдела с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностными лицами Отделов составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Иные результаты проверки заносятся должностным лицом в общий и (или) специальный журналы.

Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле Отделов.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства должностными лицами Отделов проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Отделы готовят заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Отделы готовят решение об отказе в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, Отделы передают в отдел правового обеспечения госстройнадзора инспекции для обобщения и включения в информационные системы государственного строительного надзора.

Проверки в строительной отрасли: что нужно знать

С 1 ноября 2020 начала действовать реформа контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина. Проблема состояла в том, что каждый вид надзора был прописан не по типовой матрице, а индивидуально под свое ведомство. Объявленная президентом РФ реформа призвана провести инвентаризацию устаревших нормативных актов, созданных еще во времена СССР, и принять новые, соответствующие актуальным принципам установления обязательных требований.

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  1. наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  2. президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  3. прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  4. истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

Постановлением Правительства Калининградской области от 01.02.2006 № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее – Положение № 54).

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии) – п. 8 Положения № 54.

Извещение о начале строительства.

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

Осуществление государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ.

После внесения изменений Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ государственный строительный надзор осуществляется и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).

В этом случае государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии следующих оснований:

- обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (подпункт "б" пункта 2 части 5 статьи 54 ГрК РФ);

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт "б" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ);

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ);

- обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами (ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ).

В отношении указанных выше объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 54 ГрК РФ.

Строительство любого объекта подразумевает проверки от Государственного строительного надзора. В статье мы расскажем об основных функциях и предмете Госстройнадзора. Также вы сможете узнать о том, как формируется программа проверок и кто осуществляет надзор.

Автор Айрат Гарифуллин

В строительном лицензировании с 2002 года
Эксперт по СРО №1

Нет времени читать?

Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО

Понятие государственного строительного надзора

Это комплекс мероприятий, цель которых контроль хода строительства и проверка разрешительной документации на возведение и реконструкцию капитальных объектов.

Не стоит путать понятия строительного надзора и строительного контроля. Основная разница в том, что контроль осуществляется на всех этапах возведения в рамках строительного проекта, а надзор проводится государственными органами для оценки результата.

Основными функциями Госстройнадзора являются:

  • предотвращение;
  • выявление;
  • пресечение нарушений градостроительного законодательства.

Также государственный строительный надзор проверяет действительно ли есть разрешение на осуществление строительных работ и его подлинность, допустимость применяемых материалов и соблюдение требований, которые установлены законодательством. Об этом говорится в правительственном постановлении Российской Федерации №54.

Предмет государственного строительного надзора

Предметом Госстройнадзора являются проверки:

  • соблюдения требований законодательства, техрегламентов и проектных документов, которые включают в себя непосредственно строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объекта. Также проверяются строительные материалы на соответствие представляемым нормативным актам и стройпроекту;
  • подлинности и наличия разрешения на осуществление строительных работ у исполнителя. Также обязательно проверяется обоснованность выдачи этого документа;
  • наличия членства СРО;
  • консервации объекта, в случае приостановки строительства сроком более чем на 6 месяцев;
  • соответствия осуществления процедуры строительного контроля, требованиям ГрК РФ.

Функции Госстройнадзора

К основным функциям Госстройнадзора относятся:

  • контроль за осуществляемыми работами и используемыми стройматериалами;
  • обязательный экологический контроль, а также пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор;
  • проверка соблюдения требований к строительству и реконструкции объектов капитального строительства;
  • организация научно-методического обеспечения Госстройнадзора;
  • государственный контроль за осуществляемой деятельностью СРО.

Кто осуществляет государственный строительный надзор

При выполнении строительных и реконструкционных работ в отношении объектов, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ Госстройнадзор будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти имеющими на это полномочия. К таким объектам относятся сооружения на территории посольства, консульства или представительств РФ на территории:


Если же строительные и реконструкционные работы осуществляются на иных объектах, тогда осуществление строительного надзора становится обязанностью исполнительных органов субъектов РФ, которые имеют полномочия на осуществление надзора.

Как формируется программа проверок

Формирование программы проверок входит в обязанности государственного строительного надзора. Важно помнить о том, что это должно быть сделано в течении 10 рабочих дней с момента, как было получено извещение о начале выполнения строительных или реконструкционных работ.

В программе обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • вид и предмет надзорных мероприятий;
  • событие, на основании которого было принято решение об осуществлении надзора;
  • срок, в течении которого будут начаты контрольные мероприятия;
  • период проведения надзорных работ;
  • необходимый для проверки список документов.

Порядок осуществления проверки Госстройнадзором

Регламент проведения всех проверок Госстройнадзора утвержден в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129.

Осуществление надзора ведется с момента, как было получено извещение о начале работ, завершается надзор только после того, как будет выдано заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта.

В ходе проверки будут изучены все документы, которые предоставила компания осуществляющая работы. Также осуществляется тщательный осмотр всех выполненных работ и стройматериалов применяемых в ходе строительства или реконструкции.

После каждой проверки государственным строительным надзором оформляется документ об итогах. Если в ходе надзора были выявлены какие-либо нарушения, тогда ответственное лицо будет вынуждено привлечь к административной ответственности всех, кто имеет отношение к конкретному правонарушению.

Последствия выявления факта строительства без разрешения

Если в ходе проверки будет выявлен факт осуществления строительных работ без необходимого разрешения, ответственные лица будут привлечены к административной ответственности, а именно наложение штрафа:

  • для граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для ИП штраф составит также от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридическим лицам придется заплатить штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или их деятельность будет также приостановлена на срок до 90 суток.

Помимо этого, может быть применена правовая ответственность, а именно снос самостроя или обязать оформить все необходимые документы самостоятельно.

Сайты государственных строительных надзоров

Мы подготовили для вас ссылки на сайты государственных строительных надзоров:

Читайте также: