Какие факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье
Обновлено: 28.06.2024
•Продолжительность периода ухаживания до заключения брака (значение имеет не продолжительность общения, а качество отношений). Как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно 1-1,5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.
•Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его заключение отложено в связи с необходимостью завершения образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).
· переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров;
· уход в армию молодого человека, когда брак выступает гарантией верности партнеров;
· резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключение брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.
•Особенности сексуальных отношений партнеров до брака. В настоящее время существует либерализация сексуальных отношений. Добрачные сексуальные отношения, предшествующие заключению брака, рассматривают как период взаимной адаптации партнеров и выработки совместной системы семейных ценностей и семейного уклада [Кон, 1989].
•Отношение родителей к партнеру (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное).
•Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.
•Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфликты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр.).
Модели выбора брачного партнера:
Удри выделяет 6 фильтров:
Соответствие внешности избранницы принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
третий фильтр - сходство ценностей, установок, привычек, образа жизни (политико-идеологические, социальные, ценностные, морально-этические и эстетические представлений каждого из супругов).
четвертый фильтр - сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Значимость этого фильтра велика, т.к. несовместимость взглядов и установок на семью не позволит создать эффективную семейную систему, способную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.
пятый фильтр - удовлетворение значимых потребностей в первую очередь потребности любить и быть любимым. В случае успешного прохождения этого фильтра, возникает привязанность к партнеру, ощущение безопасности.
шестой фильтр - фильтр социальной готовности к заключению брака. Социальная готовность связана с исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе.
Примерный возраст вступления в брак в современной России составляет 20—24 года у женщин и 25—29 лет у мужчин. В последние годы наметилась тенденция к более позднему заключению брака как у мужчин, так и у женщин, связано с профессиональной карьерой.
Нормативные кризисы семьи
Семью можно сравнить с живым организмом, который живет по своим собственным законам и проходит свои этапы развития, на каждом из которых перед ней стоят определенные задачи. Благодаря решению этих задач семья переходит на следующую стадию развития. То есть мы с вами говорили уже о жизненном цикле семьи.
Переход от одной стадии к другой стадии, означает переход к новому уровню сложности и сопровождается кризисами.
Кризис (от греческого – решение, поворотный пункт) – нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.
Выделяют нормативные и ненормативные кризисы семьи.
· Ненормативные кризисы связаны с событиями, которые влияют на стабильность семьи, они могут возникать независимо от стадий жизненного цикла (например, развод, измена и т.п.).
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Первый семейный кризис возникает в первый год жизни. Он связан с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей.
личностных особенностей супругов (индивидуально-типологические свойства нервной системы, характерологические особенности, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т. д.);
особенности внутрисемейных процессов в нуклеарной семье;
внешнего социального окружения (особенности государственного строя, семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности, регулирующие семейное функционирование в данной среде и т. д.);
экономические факторы (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и т. д.).
Первые годы супружеской жизни — важный и во многом определяющий период существования семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.
Второй нормативный кризис связан с фактом рождения ребенка. Причем многие проблемы связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.
Здесь наиболее актуальными становятся ролевые отношений в семье. необходимость принятия роли отца и матери.
Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:
• продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет;
• наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.
Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3-5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.
Третий нормативный кризис связан с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.
Мать может вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также заняться собственной профессиональной карьерой.
В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обязанности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной занятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следующих сферах семейной жизни:
• посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договориться о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто будет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимается развитием ребенка вне детского сада;
• хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супружеский договор относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.);
• сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существования данной семейной системы формы и способы проведения свободного времени.
Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.
Четвертый семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст — включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:
2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.
В подростковом возрасте в связи с отделением происходит обесценивание семьи. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (Ремшмидт Х., 1994):
• различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;
• несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
• отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
• психологические и социальные различия между родителями и детьми.
Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей.
Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение взаимоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей видеть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпротекционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.
Пятый кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.
В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии, знаменующие приобретение молодым человеком нового статуса и требующие от родителей изменения отношения к нему. Несмотря на то, что существует ряд событий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призыв на военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.
В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей.
Шестой кризис
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию.
Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:
1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата значимой работы, значительное снижение доходов и др.);
2) внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением времени для внутрисемейных контактов);
3) внутриличностного (снижение самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (Черников А. В., 2001).
Читайте также: