Какие должности в столовой

Обновлено: 02.07.2024

Трудовое законодательство прямо не требует от бизнеса составлять должностные инструкции, но регулирующие организации (Роструд, ПФР, ФСС) рекомендуют их к применению. Также они могут использоваться в практике разрешения должностных споров и для повышения эффективности трудовой деятельности. Конкретно в этом материале вашему вниманию предлагается должностная инструкция кухонного работника.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции кухонного работника

1. Общие положения

  1. Кухонного работника нанимает и увольняет заведующий учреждением, по рекомендации шеф-повара.
  2. Кухонный работник подчиняется шеф-повару.
  3. На время отсутствия работника (отпуск, командировка, болезнь) его замещает другой работник, назначенный шеф-поваром.
  4. Лицо, принимаемое на эту должность, должно отвечать следующим требованиям:
    • среднее (профильное средне-специальное) образование;
    • действующая медицинская книжка;
    • успешно законченное медицинское обследование;
    • требования к рабочему стажу не предъявляются.
  5. Кухонный работник должен знать:
    • отраслевые стандарты и административные нормы;
    • основы эксплуатации кухонного оборудования;
    • способы подготовки ингредиентов для изготавливаемых блюд;
    • критерии безопасности пищевых ингредиентов;
    • стандарты расходования пищевых ингредиентов;
    • стандарты проведения уборки в кухонном помещении;
    • правила использования дезинфицирующих и моющих препаратов;
    • назначение посуды, кухонных приспособлений, используемого инвентаря;
    • правила работы с грузами;
    • правила работы с упаковкой (тарой);
    • требования к качеству выполняемой работы;
    • стандарты пожарной безопасности и трудовой дисциплины;
    • используемые на кухне санитарно-гигиенические нормативы.
  6. Кухонный работник руководствуется:
    • действующими законами;
    • отраслевыми стандартами;
    • документами учреждения;
    • содержимым данной инструкции.

2. Обязанности

На кухонного работника возложены следующие функции:

  1. Помощь поварам в приготовлении блюд.
  2. Помощь другим кухонным работникам в рамках своей компетенции.
  3. Информирование шеф-повара о возможных проблемах с качеством ингредиентов, готовых блюд, работой кухонного оборудования.
  4. Переноска грузов, доставляемых на кухню, и их сортировка.
  5. Размещение готовых блюд на раздаче.
  6. Вскрытие упаковок доставленной продукции.
  7. Подготовка кухонного оборудования к началу работы.
  8. Поддержание текущей работы кухонного оборудования.
  9. Проверка состояния кухонного оборудования в конце смены.
  10. Уборка пищевых отходов.
  11. Чистка мусоросборников в соответствии с установленным графиком.
  12. Регулярная дезинфекция санитарно-технического оборудования
  13. Отбор и сортировка пищевых ингредиентов.
  14. Участие в уборке кухонного помещения.
  15. Чистка кухонного оборудования, посуды, инвентаря.
  16. Уход за выданной работодателем фирменной одеждой.
  17. Соблюдение в своей работе санитарно-гигиенических нормативов, стандартов трудового распорядка, норм пожарной безопасности.
  18. Прохождение регулярных медицинских осмотров, в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Кухонный работник несет ответственность в следующих случаях:

  1. За ущерб, полученный учреждением из-за его действий, — в пределах, обозначенных в соответствующих положениях трудового законодательства.
  2. За невыполнение трудовых обязанностей — в границах, указанных в трудовом законодательстве.
  3. За совершенные в ходе работ правонарушения — в порядке, определенном соответствующими статьями законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения шеф-повару по оптимизации своих трудовых процедур.
  2. Принимать участие в собраниях персонала учреждения, где затрагиваются вопросы работы кухни.
  3. Получать доплаты по мере выполнения плановых показателей.
  4. Требовать от сотрудников получения доступа к необходимой в работе информации.
  5. Требовать от руководства кухни поддержания условий, нужных для эффективного выполнения своей работы.

5. Условия труда

  1. Кухонный работник получает от работодателя комплект фирменной одежды (халаты, перчатки и пр.), используемый им в работе.
  2. Кухонный работник может привлекаться к работе по праздникам и выходным, в соответствии со своим рабочим графиком и правилами учреждения.
  3. Кухонный работник может быть привлечен к выполнению своих обязанностей на выезде, для помощи в обслуживании торжественных мероприятий, в соответствии с правилами учреждения.

Основные параметры составления документа

В действующем законодательстве не установлен формат должностной инструкции. Есть рекомендованные формы, которые используются работодателями, адаптирующими их под свои нужды. Эти рекомендации касаются основных параметров инструкции, таких как её структура.

Рекомендованный формат инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные обязанности.
  • Права сотрудника.
  • Ответственность сотрудника.

Эти базовые разделы определяют основные параметры взаимодействия специалиста и его нанимателя. Многие компании, если хотят детальнее прописать какие-то трудовые параметры, добавляют следующие части:

  • Условия работы.
  • Параметры для определения результатов работы.
  • Порядок должностных связей.

Вспомогательные разделы особо популярны в крупном бизнесе, с сотнями сотрудников на разнообразных должностях. Чем полнее инструкция, тем меньше времени они будут тратить на индивидуальные разбирательства.

Общие положения

Во вступительной части приведены общие параметры трудовой деятельности:

  • Кому из руководителей подчиняется сотрудник.
  • Кто его нанимает и увольняет.
  • Кто его подменяет.
  • Каких умений ждет от него работодатель.
  • Каков требуемый уровень опыта и образования.

Требования к навыкам кандидата на должность имеют наиболее индивидуальный характер. Они должны соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Ряд отраслей имеет свои специфические требования к навыкам сотрудников. Так, для работников кухни детских садов необходимо знание санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.5.2409-08). Подобные особые требования нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Здесь раскрывается содержание трудовой функции, чье использование устанавливает статья 57 ТК. Список обязанностей можно разделить на 3 части:

  • Основные, соответствующие профилю профессии.
  • Второстепенные, которые могут различаться на разных предприятиях, в зависимости от их организационно-правовой формы, кадровой политики и пр.
  • Традиционные, включающие требования к соблюдению стандартов трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! Возможное изменение обязанностей должно быть согласовано с работниками. Поэтому с самого начала нужно исчерпывающе описать должностные функции, чтобы не переделывать документ.

Ответственность

Данный раздел устанавливает возможности привлечения служащего к ответственности. Этот список приведен в общем виде, с минимумом конкретных формулировок, поскольку ответственность может быть установлена лишь в ходе административных и юридических процедур.

Права

Помимо описания стандартных прав, которыми обладают большинство работников, — на получение информации, участие в собраниях, внесение предложений — сюда можно добавить и дополнительные возможности для сотрудника. Так, для ряда профессий есть возможность останавливать процесс производства или распоряжаться выделенными денежными средствами.

Условия работы

Данный раздел добавляется, если наниматель хочет включить описание каких-то дополнительных особенностей работы. Так, сюда можно добавить упоминания о нестандартном трудовом графике, бесплатной рабочей одежде, частичной оплате компанией образования или расходов на связь и транспорт.

Составление должностной инструкции проходит ряд этапов:

  • Подготовка чернового варианта.
  • Его обсуждение с юристом, сотрудником кадровой службы, будущими коллегами специалиста.
  • Создание варианта с учетом их замечаний.
  • Распечатывание на фирменном бланке, с включением атрибутов официального документа.
  • Проставление подписей руководителями организации, с которыми согласовывалось её составление.
  • Визирование инструкции директором.
  • Знакомство с документом сотрудника, и проставление им своей подписи.

Внимание! Сотрудник имеет право получить в отделе кадров свою копию инструкции в бумажной или электронной форме. В последнем случае нужно предварительно удалить из неё все личные сведения.

Бюджетная бухгалтерия

Одной из первоочередных задач органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителей учебных заведений является организация сбалансированного питания детей, поскольку современное обучение в школе требует высокой умственной и физической нагрузки и сопровождается значительными энергозатратами.

С 1 сентября 2012 года вступают в силу Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты № 1205), при разработке которых учтены типы учебных заведений, контингент учащихся, количество классов, режим работы, контингент детей, которые согласно действующему законодательству обеспечиваются питанием, и т. п.

Напомним, что Типовые штаты № 1205 распространяются на все типы общеобразовательных учебных заведений, кроме школ-интернатов всех типов, а также специальных, санаторных школ, школ социальной реабилитации, вечерних (сменных) школ, и определяют максимальное количество штатных единиц.

По сравнению с количеством штатных должностей работников пищеблока, которые устанавливались согласно Методическим рекомендациям по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, приведенным в письме Минобразования от 19.06.2001 г. № 1/9-234, несколько изменены условия установления должностей поваров, а также предусмотрено введение в штат школ должности сестры медицинской по диетическому питанию.

Рассмотрим порядок расчета штатных должностей работников пищеблоков общеобразовательных учебных заведений согласно требованиям, предусмотренным Типовыми штатами № 1205, приняв во внимание, что такие должности вводятся в заведениях, самостоятельно организующих питание учащихся, которые согласно действующему законодательству обеспечиваются им. Уделим также внимание вопросу оплаты труда таких работников.

ПОВАР, ПОДСОБНЫЙ РАБОЧИЙ И КЛАДОВЩИК

Должность повара вводится в школах, организующих питание учащихся 1 — 4 классов и других учащихся, которые согласно действующему законодательству обеспечиваются питанием, из расчета:

— до 60 учащихся, принимающих пищу, — 0,5 шт. ед.;

— 60 — 100 учащихся — 1 шт. ед.;

— 100 — 200 учащихся — 1,5 шт. ед.;

— свыше 200 учащихся — 2 шт. ед.

В школах, организующих питание учащихся самостоятельно, вводится одна штатная единица подсобного рабочего и одна штатная единица кладовщика. Контингент учащихся при этом не учитывается.

Схемы тарифных разрядов работников пищеблока утверждены приказом № 557. Определение ставок (окладов) работников по разрядам тарифной сетки осуществляется с учетом их квалификационных требований (см. таблицу):

Размеры должностных окладов (грн.) по состоянию на:

Подсобный рабочий (приложение 12 к приказу № 557)

Кладовщик (приложение 12 к приказу № 557)

Повар (приложение 3 к приказу № 557):

3-го квалификационного разряда

4-го квалификационного разряда

5-го квалификационного разряда

Конкретные размеры должностных окладов (ставок заработной платы) согласно утвержденным приказом № 557 схемам тарифных разрядов устанавливаются руководителями учебных заведений.

Доплата за неблагоприятные условия труда. Статьей 100 КЗоТ предусмотрено установление повышенной оплаты труда на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья. Установлено также, что перечень этих работ определяется КМУ. Однако до настоящего времени этот перечень КМУ не утвержден.

При определении условий оплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, в том числе работников кухни учебных заведений, следует руководствоваться нормами п. 33 Инструкции № 102 и приложения 9 к этой Инструкции.

Согласно этому пункту руководители заведений образования по согласованию с профсоюзными комитетами могут устанавливать доплаты работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере до 12 % тарифной ставки (должностного оклада) и до 24 % тарифной ставки (должностного оклада) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда в порядке и на основании перечня работ, предусмотренных в приложении 9 к Инструкции № 102.

Согласно п.п. 1.152 приложения 9 к Инструкции № 102 работы возле горячих плит, электрожаровых шкафов, кондитерских и паромасляных печей и других аппаратов для жарки и выпекания отнесены к видам работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты в размере до 12 % тарифной ставки (должностного оклада). Указанные доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест согласно Положению о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда (приложение 9 к Инструкции № 102).

Следует отметить, что право на установление доплаты за неблагоприятные условия труда возникает у работника не по должности, которую он занимает, а за выполнение соответствующих видов работ, которые в приложении 9 к Инструкции № 102 признаны тяжелыми и вредными или особо тяжелыми и вредными условиями труда. Конкретные размеры доплат и продолжительность их выплаты работникам, выполняющим такие виды работ, устанавливаются приказом по учреждению, организации.

Доплата за неблагоприятные условия труда устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляется только за время фактической занятости в таких условиях.

Такая доплата осуществляется при условии наличия дезинфицирующих средств по данным бухгалтерского учета учреждения и их выдачи работникам, применяющим такие средства в работе. Указанная доплата устанавливается без проведения аттестации рабочих мест.

Доплату за использование в работе дезинфицирующих средств получают работники, независимо от занимаемой должности, для которых должностными обязанностями предусмотрено при исполнении своих должностных обязанностей использование дезинфицирующих средств. Конкретный перечень должностей работников, которым устанавливается указанная доплата, должен утверждаться в коллективном договоре, а выполнение таких работ должно быть предусмотрено в должностных обязанностях работников.

При разработке должностных инструкций обеспечивается единый подход к построению, структуре и изложению содержания разделов. Инструкции должны отражать полный перечень задач и обязанностей, полномочий, ответственность, в случае необходимости иметь необходимые объяснения, а все термины — четкие определения.

Если возникает необходимость, задачи и обязанности, включенные в Типовую квалификационную характеристику той или иной профессии, могут быть распределены между отдельными исполнителями или задачи и обязанности отдельных рабочих могут быть расширены с поручением им работ, предусмотренных для разных групп профессий, равных по сложности, выполнение которых не требует другой квалификации.

Конкретный перечень должностных (рабочих) обязанностей повара и подсобного рабочего школы определяется должностной (рабочей) инструкцией, разрабатываемой работником школы (согласно обязанностям должностной инструкции) на основании квалификационных характеристик с учетом особенностей штатного расписания.

Кроме того, напомним, что руководителям учебных заведений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметой, устанавливать:

— доплаты в размере до 50 % должностного оклада по основной занимаемой должности за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

— надбавки в размере до 50 % должностного оклада за высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения), за сложность и напряженность в работе.

Материальная помощь, премии

В соответствии с п.п. 5 п. 4 приказа № 557 руководителям учебных заведений, учреждений образования предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год, кроме материальной помощи на погребение; утверждать порядок и размеры премирования работников согласно их личному вкладу в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда.

Вопрос предоставления ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и его продолжительности регулируется ст. 7 этого Закона, согласно которой ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда продолжительностью до 35 календарных дней предоставляется работникам, занятым на работах, связанным с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному КМУ.

Конкретная продолжительность отпуска, указанного в ч. 1 этой статьи, устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях.

Списки производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда , утверждены постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290 (далее — постановление № 1290).

Следовательно, повар общеобразовательного учебного заведения, работающий у плиты, имеет право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда продолжительностью до 4 календарных дней, в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Следует отметить, что упомянутым Списком не предусмотрено предоставление подсобному работнику и кладовщику учебных заведений ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Поэтому работникам, занимающим эти должности, не может предоставляться отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Таким работникам может предоставляться отпуск за особые условия труда, связанные с выполнением обязанностей в условиях ненормированного рабочего дня продолжительностью до 7 календарных дней в соответствии со ст. 8 Закона об отпусках.

Также обращаем внимание, что продолжительность рабочего времени работников пищеблока составляет 40 ч в неделю (ст. 50 КЗоТ).

СЕСТРА МЕДИЦИНСКАЯ ПО ДИЕТИЧЕСКОМУ ПИТАНИЮ

Должность сестры медицинской по диетическому питанию вводится в штатное расписание общеобразовательного учебного заведения из расчета:

— при наличии от 60 до 200 учащихся, принимающих пищу, — 0,5 шт. ед.;

— свыше 200 учащихся — 1 шт. ед.

По своим функциональным обязанностям указанные работники обеспечивают контроль за организацией питания детей, определяют состав, энергетическую ценность блюд и суточных рационов, ведут медицинскую документацию и др.

Оплата труда медицинских работников определяется согласно Условиям оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденным совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519).

Размеры должностных окладов специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием определяются по тарифным разрядам ЕТС и в зависимости от имеющейся квалификационной категории отражаются в тарификационном списке.

Согласно п.п. 2.2.8 Условий № 308/519 размеры тарифных разрядов, согласно которым устанавливаются должностные оклады сестер медицинских, составляют:

Мы уже писали, как нанять сотрудника в ИП и какой договор заключить с курьером. Теперь — как оформить работника в ресторан, кофейню или фургончик с шаурмой. Главная особенность — оформление медкнижки и медосмотр. В остальном всё похоже.

Еще статьи о сотрудниках:

Ольга Шикун

Кому нужен медосмотр и медкнижка

Работники общепита должны проходить раз в год медосмотр и оформлять медицинскую книжку. Медкнижка — это документ, куда записывают результаты медосмотров, отмечают противопоказания к некоторым видам работы.

Сложность с тем, кому вообще нужна книжка. Медосмотры и книжку регулируют два документа — приказ Роспотребнадзора и письмо Минздрава. В них нет перечня должностей, для которых обязательна медкнижка, только описания сфер и учреждений. Вот часть из них:


В этом списке не указаны должности, но можно сделать вывод, что медкнижку обязаны иметь все, кто готовит, хранит, перевозит и продает еду и напитки

По перечню нельзя точно сказать, нужна ли медкнижка, например, маркетологу ресторана, который проводит съемки на кухне и за баром: он не работает с пищевыми продуктами напрямую, но имеет к ним доступ.

Другое дело — медосмотры. Про бухгалтеров в кафе закон ничего не говорит, но по судебным делам можно сделать вывод, что вообще все, кто работает в общепите, должны проходить медосмотры.

Госинспекция труда оштрафовала компанию, которая занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием в Мурманске. Инспектор обнаружил, что региональный менеджер, специалист и начальник отдела логистики не прошли медосмотр.

Компания обратилась в районный и областной суд, но проиграла. Верховный суд также посчитал штраф обоснованным. По 213 статье Трудового кодекса сотрудники в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны проходить медицинские осмотры.

Компания пыталась доказать, что речь идет только о сотрудниках, которые напрямую работают с продуктами питания. Суд не согласился: проходить медосмотр должны все без исключения работники.

Компания заплатила штраф 120 000 рублей.

Мы советуем делать так: оформлять медкнижки всем, кто работает в общепите.

Есть кафе и рестораны, которые не оформляют медкнижки официантам — особенно студентам и подросткам. Они приходят подзаработать на каникулах, редко остаются работать в штате, поэтому владельцы экономят на медосмотрах. Если в ресторан придет проверка, она будет смотреть медкнижки. За их отсутствие штрафы такие:

Из всех санитарных нарушений 80% — это нарушения, связанные с медицинскими книжками. Роспотребнадзор по Москве регулярно проверяет пекарни, рестораны, школы, кофейни и магазины, поэтому лучше заранее позаботиться о медкнижках.

Кроме того, административный штраф в 20 000 рублей — это не самое страшное. Если посетители кафе серьезно заболеют из-за инфекции повара или мойщика посуды, может дойти до уголовного дела.

Можно ли нанимать несовершеннолетних

Подростки от 14 до 17 лет могут работать в общепите при трех условиях:

  • в заведении нет алкоголя. Единственное исключение — спиртное в закрытых бутылках, но это не закон, а мнение юристов. Если кафе продает алкоголь, лучше перестраховаться и не брать на работу подростка;
  • смена длится 4-7 часов. Для несовершеннолетних есть ограничение по рабочему времени. В 14 лет можно работать четыре часа, в 15 — пять часов, а в 16 и 17 — семь;
  • подростка наняли на безопасную работу. Есть список работ, которые запрещены для несовершеннолетних, в нем больше двух тысяч профессий.

Вот выдержка из постановления правительства о том, какую работу не могут делать несовершеннолетние в кафе и ресторанах:


Зато несовершеннолетний может работать официантом, сммщиком, уборщиком, помощником на кухне, промоутером у входа или озеленителем территории.


Работа с несовершеннолетними сотрудниками

Шаг 1. Оформить медкнижку

Медкомиссию и книжку должен оплачивать сам работодатель. Для этого он заключает договор с одним из учреждений:

  • государственной поликлиникой;
  • частной клиникой;
  • частным центром, который специализируется на оформлении медкнижек для юрлиц;
  • Центром гигиены и эпидемиологии.

Частные клиники могут стоить дороже, но в них всех врачей можно обойти за один день. Главное — чтобы частная компания заключила договор с Центром гигиены и эпидемиологии , которые работают во всех регионах. Без него выдавать медкнижки нельзя.

Оформление медкнижки занимает два-три дня. Сделать все анализы за один день невозможно, поэтому если клиника обещает такие сроки — значит, она выдает поддельные книжки .

  • название компании, форму собственности и вид деятельности по ОКВЭД;
  • название медучреждения, с которым заключен договор, его регистрационные и контактные данные;
  • тип медосмотра;
  • ФИО сотрудника и дату его рождения;
  • наименование подразделения работодателя, в котором будет работать сотрудник;
  • название должности, вида работы, профессии;
  • вредные для здоровья факторы на производстве.

Вот как может выглядеть направление:


Чтобы не возиться с подготовкой формы, можно скачать готовую по ссылке.

С этим направлением сотрудник приходит в клинику, сдает анализы и проходит врачей. Работники общепита проходят дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога и инфекциониста .

После медосмотра работник слушает лекции о санитарных требованиях и сдает тест. Если сдал — ему оформляют медкнижку.

Шаг 2. Разобраться с рабочим графиком и штатным расписанием

В кафе или кофейне много работников: от официантов и курьеров до бухгалтеров и управляющих. Мы будем рассказывать, как оформить бариста, повара или официанта при упрощенном кадровом учете . Упрощенный кадровый учет ведут микропредприятия — у них до 15 сотрудников в штате и до 120 миллионов прибыли в год.

Перед тем как заключить трудовой договор, нужно составить штатное расписание. Это документ, в котором описано, как устроена компания: сколько сотрудников работает, оклад, должность. Выглядит оно так:


Даже если предприниматель открыл шаурмечную, в которой работает только его брат — всё равно нужно сделать расписание и указать в нем оклад

Теперь про рабочий график — его нужно будет указать в трудовом договоре. Бармены, официанты, повара и бариста работают по гибкому графику. Мы написали отдельно большую статью, как такой составить и что для этого нужно.

Вот главное, что нужно знать:


Как оформить гибкий график

Шаг 3. Заключить трудовой договор

Договор в общепите ничем не отличается от обычного трудового договора. В нем так же прописывают условия работы: зарплату, график, должность, особенности труда. Обязательно должны быть существенные условия, это:

  • название компании и ИНН;
  • паспортные данные сотрудника и реквизиты компании;
  • дата и место заключения договора;
  • срок договора;
  • должность, профессия;
  • место работы и дата, когда выходит на работу;
  • условия оплаты, например какой оклад и какая премия;
  • режим работы;
  • гарантии и компенсации за работу во вредных условиях;
  • условия труда на основании спецоценки;
  • информация о социальном страховании.

Еще могут быть пункты, которые четко определяют обязанности сотрудника. Например, вот обязанности повара:

  • приготовление первых, вторых блюд, десертов и кулинарных изделий по индивидуальным заказам;
  • составление меню и заготовка продуктов;
  • обучение младшего персонала;
  • соблюдение санитарных норм.

Обязанности повара обычно зависят от квалификации: у шеф-повара это могут быть сложные блюда и составление меню, а у младшего повара — отваривание картофеля и курицы на бульон.

Дополнительно можно оформить договор о материальной ответственности , в котором прописывают, кто отвечает за ценное имущество. В общепите материальную ответственность могут нести разные сотрудники: бармен — за посуду и алкоголь, повар — за продукты, кассир — за деньги в кассе.

Назначать или не назначать материальную ответственность, решает работодатель. Сотрудник может отказаться и не устраиваться на работу на таких условиях. Но если он согласен, то подписывает договор о материальной ответственности.


Материальная ответственность сотрудников

Шаг 4. Оформить приказ, заполнить трудовую и личную карточку

Остались формальности: выпустить приказ о приеме на работу, заполнить трудовую книжку и сделать личную карточку.

Приказ о приеме на работу. Для него уже есть утвержденная форма, выглядеть он будет так:


Трудовая книжка. Если сотрудник в первый раз выходит на работу, работодатель сам выдает трудовую книжку. В ней записывают дату, должность и номер приказа о приеме на работу.

Еще понадобится книга учета трудовых книжек и вкладышей в них.

Как учитывать и хранить трудовые книжки

Как оформить личную карточку сотрудника

Личная карточка сотрудника. В личной карточке пишут всю информацию о работнике компании: номер приказа, данные паспорта, трудовой книжки, диплома, СНИЛСа и военного билета.

Вот как выглядит первая страница личной карточки:


Если кафе только открывается, потребуется еще регистрация в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Обычно это делает налоговая сразу после регистрации юрлица. Если кафе открывается как отдельное подразделение организации, директор пишет заявление в соцстрахование, в пенсионный отдельно обращаться не надо.

Заведующий производством общественного питания предстаёт значимой фигурой в системе функционирования столовых, кафе, комбинатов питания. Его деятельность регламентирована общими положениями должностной инструкции.

Заведующий производством общественного питания

раздача в столовой

Основную задачу сотрудника составляет неукоснительное выполнение распоряжений, постановлений и приказов, предписанных вышестоящими органами и определяющих организацию и технологию производственного процесса общепита.

Заведующий производством в общепите: квалификация специалистов

Место заведующего производством в общепите в большинстве случаев отдают шеф-повару высокого профессионального уровня. Назначение работника на ответственную должность или его увольнение осуществляет директор предприятия, в чьём непосредственном подчинении он и находится.

Руководящую вакансию могут занимать следующие лица:

  • с высшим профессиональным образованием, проработавшие по специальности как минимум 3 года;
  • со средним профессиональным образованием, имеющие рабочий стаж по специальности свыше 5 лет.

Владение кулинарными навыками, наряду с организаторскими способностями назначенного руководителя, позволяют организовать полномасштабный производственный процесс.

Заведующий производством общественного питания

контроль поваров

При подборе кадров на должность зав производством общественного питания предпочтение отдаётся специалистам с высокой степенью коммуникабельности, стрессоустойчивости и способных принимать верные решения в непредвиденных ситуациях.

Умения и навыки заведующего производством

Работа заведующего производством в общепите предполагает у сотрудника наличие определённых знаний, умений и навыков. Первое, что ему нужно сделать – изучить пункты должностной инструкции.

Заведующий производством должен:

  • Иметь представление о трудовом законодательстве: об организации и охране труда, правилах оплаты и поощрения работников.
  • Понимать принципы основ рационального и диетического питания.
  • Изучить ассортимент предлагаемых блюд заведения и усвоить предъявляемые к ним требования.
  • Разбираться в ценах и в окупаемости реализуемых блюд для дальнейшего исключения из карты позиций, не приносящих прибыль.
  • Соблюдать порядок разработки меню.
  • Владеть знаниями об учёте сырья, нормах его выдачи и расхода.
  • Ориентироваться в сроках годности и хранения продукции.
  • Разбираться в назначении оборудования и принципах его функционирования.

Ответственному за производственный процесс следует соразмерять свою деятельность с внутренним распорядком предприятия.

Должностные обязанности

Работа зав производством общепит включает в себя регулирование деятельности штата с помощью составления графика работы и распределения обязанностей.

Кроме этого, заведующий выполняет ряд других функций:

    1. Своевременно заказывает и обеспечивает поступление свежего сырья и полуфабрикатов хорошего качества в требуемых объёмах.
    2. Повышает мастерство подчинённых, периодически инструктируя поваров по технологии приготовления блюд.
    3. Неустанно контролирует способы приготовления блюд и проверяет нормы закладки исходного сырья.
    1. Производит бракераж готовой пищи.
    2. Следит за условиями хранения сырья и продуктов питания.
    3. Осуществляет контроль за использованием оборудования и эксплуатацией инвентаря.
    4. Фиксирует объёмы просроченных продуктов и оформляет акты списания.
    5. Ведёт отчётную документацию.
    6. Требует от работников соблюдения личной гигиены и следит за наличием санитарных книжек.

    Заведующий производством в общепите обязанности сочетает с долей инициативы. Основываясь на пожеланиях потребителей, корректирует меню. Благодаря этому возрастает выбор кулинарных изделий и блюд. При этом он обязан так организовать рабочий процесс, чтобы слаженная деятельность коллектива была нацелена на выполнение плана выработки.

    Служебной необходимостью, предусмотренной трудовым законодательством, считается привлечение заведующего производством к работе в сверхурочном порядке.

    Права заведующего производством

    Заведующий производством общественного питания вправе вносить предложения по организации трудовой деятельности заведения, а также быть посвящённым в любые планы руководства, касающиеся предприятия.

    • Действовать на своё усмотрение в вопросах, составляющих сферу его обязанностей.
    • Доводить до сведения директора информацию о достижениях и упущениях отдельных сотрудников и ходатайствовать об их поощрении или наказании.
    • Требовать от директора улучшения условий труда с целью повышения производительности.
    • Участвовать в совещаниях по вопросам функционирования данного объекта общепита.

    Согласно положениям должностной инструкции, зав производством общественного питания может сполна пользоваться своими правами, а также рассчитывать на помощь руководства при выполнении возложенных на него функций.

    Ответственность заведующего производством в общепите

    Заведующий производством общественного питания несёт ответственность за осуществление должностной деятельности.

    • Недобросовестное и несвоевременное исполнение обязанностей
    • бестактное поведение в общении с персоналом
    • незаконные манипуляции с вверенными документами
    • неправомерное обращение с полученной информацией
    • причинение материального ущерба

    Все эти действия могут стать поводом для привлечения к дисциплинарной, материальной или административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности. Её размеры определяются действующим законодательством.

    Заведующий производством общественного питания предстаёт значимой фигурой в системе функционирования столовых, кафе, комбинатов питания. Его деятельность регламентирована общими положениями должностной инструкции.

    Заведующий производством общественного питания

    раздача в столовой

    Основную задачу сотрудника составляет неукоснительное выполнение распоряжений, постановлений и приказов, предписанных вышестоящими органами и определяющих организацию и технологию производственного процесса общепита.

    Заведующий производством в общепите: квалификация специалистов

    Место заведующего производством в общепите в большинстве случаев отдают шеф-повару высокого профессионального уровня. Назначение работника на ответственную должность или его увольнение осуществляет директор предприятия, в чьём непосредственном подчинении он и находится.

    Руководящую вакансию могут занимать следующие лица:

    • с высшим профессиональным образованием, проработавшие по специальности как минимум 3 года;
    • со средним профессиональным образованием, имеющие рабочий стаж по специальности свыше 5 лет.

    Владение кулинарными навыками, наряду с организаторскими способностями назначенного руководителя, позволяют организовать полномасштабный производственный процесс.

    Заведующий производством общественного питания

    контроль поваров

    При подборе кадров на должность зав производством общественного питания предпочтение отдаётся специалистам с высокой степенью коммуникабельности, стрессоустойчивости и способных принимать верные решения в непредвиденных ситуациях.

    Умения и навыки заведующего производством

    Работа заведующего производством в общепите предполагает у сотрудника наличие определённых знаний, умений и навыков. Первое, что ему нужно сделать – изучить пункты должностной инструкции.

    Заведующий производством должен:

    • Иметь представление о трудовом законодательстве: об организации и охране труда, правилах оплаты и поощрения работников.
    • Понимать принципы основ рационального и диетического питания.
    • Изучить ассортимент предлагаемых блюд заведения и усвоить предъявляемые к ним требования.
    • Разбираться в ценах и в окупаемости реализуемых блюд для дальнейшего исключения из карты позиций, не приносящих прибыль.
    • Соблюдать порядок разработки меню.
    • Владеть знаниями об учёте сырья, нормах его выдачи и расхода.
    • Ориентироваться в сроках годности и хранения продукции.
    • Разбираться в назначении оборудования и принципах его функционирования.

    Ответственному за производственный процесс следует соразмерять свою деятельность с внутренним распорядком предприятия.

    Должностные обязанности

    Работа зав производством общепит включает в себя регулирование деятельности штата с помощью составления графика работы и распределения обязанностей.

    Кроме этого, заведующий выполняет ряд других функций:

      1. Своевременно заказывает и обеспечивает поступление свежего сырья и полуфабрикатов хорошего качества в требуемых объёмах.
      2. Повышает мастерство подчинённых, периодически инструктируя поваров по технологии приготовления блюд.
      3. Неустанно контролирует способы приготовления блюд и проверяет нормы закладки исходного сырья.
      1. Производит бракераж готовой пищи.
      2. Следит за условиями хранения сырья и продуктов питания.
      3. Осуществляет контроль за использованием оборудования и эксплуатацией инвентаря.
      4. Фиксирует объёмы просроченных продуктов и оформляет акты списания.
      5. Ведёт отчётную документацию.
      6. Требует от работников соблюдения личной гигиены и следит за наличием санитарных книжек.

      Заведующий производством в общепите обязанности сочетает с долей инициативы. Основываясь на пожеланиях потребителей, корректирует меню. Благодаря этому возрастает выбор кулинарных изделий и блюд. При этом он обязан так организовать рабочий процесс, чтобы слаженная деятельность коллектива была нацелена на выполнение плана выработки.

      Служебной необходимостью, предусмотренной трудовым законодательством, считается привлечение заведующего производством к работе в сверхурочном порядке.

      Права заведующего производством

      Заведующий производством общественного питания вправе вносить предложения по организации трудовой деятельности заведения, а также быть посвящённым в любые планы руководства, касающиеся предприятия.

      • Действовать на своё усмотрение в вопросах, составляющих сферу его обязанностей.
      • Доводить до сведения директора информацию о достижениях и упущениях отдельных сотрудников и ходатайствовать об их поощрении или наказании.
      • Требовать от директора улучшения условий труда с целью повышения производительности.
      • Участвовать в совещаниях по вопросам функционирования данного объекта общепита.

      Согласно положениям должностной инструкции, зав производством общественного питания может сполна пользоваться своими правами, а также рассчитывать на помощь руководства при выполнении возложенных на него функций.

      Ответственность заведующего производством в общепите

      Заведующий производством общественного питания несёт ответственность за осуществление должностной деятельности.

      • Недобросовестное и несвоевременное исполнение обязанностей
      • бестактное поведение в общении с персоналом
      • незаконные манипуляции с вверенными документами
      • неправомерное обращение с полученной информацией
      • причинение материального ущерба

      Все эти действия могут стать поводом для привлечения к дисциплинарной, материальной или административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности. Её размеры определяются действующим законодательством.

      Читайте также: