Какой из этапов составления речи ответственный за ее замысел элокуция инвенция мемория диспозиция

Обновлено: 28.06.2024

Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?
Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторический канон.docx

Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов (или как канон риторики - совокупность правил, приёмов; то, что твердо установлено; стало традиционным, общепринятым; нечто, служащее нормативным образцом

Риторический канон включает в себя .5 этапов:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Инвенция - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.

Инвенция – коммуникативное намерение – может появиться в виде замысла строить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Интенция так же может означать бессознательное намерение, буквально: "то, что ведет меня изнутри туда, куда я хочу".

Термин инвенция ввели в современную лингвистику последователи Дж.Остина, одного из создателей теории речевых актов. Задачей нового понятия было достижение более высокой точности в описании коммуникативного намерения.

Инвенция выявляется в контексте самой ситуации. Она часто может быть определена по речевой реакции собеседника. В существующих определениях инвенции акцентируются ее различные аспекты. По определению логики Г.П.Грайса, инвенция представляет собой намерение говорящего сообщить нечто, передать в высказывании определенное субъективное значение. Если инвенция как акт направленности сознания не предназначена говорящим для речевого выражения, то она не является коммуникативной интенцией. Из этого не следует, что выраженная коммуникативная инвенция обязательно должна совпадать с действительной инвенцией говорящего, или что говорящий всегда стремится к тому, чтобы слушающий распознал его действительную инвенцию.

Диспозиция - второй этап модели речи, в котором разрабатываются вопросы оформления найденного материала, организации его, развертывания в тексте. Сущность данного этапа можно свести к ответу на вопрос: где сказать? или как расположить материал?

Расположение зависит от общего требования к связному тексту.

1. Состоит из введения, средней части и заключения;

2. От типа текста: в описании, рассуждении, повествовании используется свой набор микротекстов, способных стать введением, средней частью и заключением.

3. Расположение материала зависит от того жанра, в котором создается текст.

Высокие требования предъявляются к началу речи-вступлению. Вступление не должно быть продолжительным, тем более превышающим среднюю часть.

Средняя часть композиционного построения, в которой и содержится основной материал для раскрытия темы, называется повествованием или наррацией. Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме, факты должны быть правдоподобными.

Последняя часть- заключение, в котором нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, т.е. в заключении должно содержаться резюме по поводу всего того, что было сказано в предыдущих частях. Отсутствие заключения в высказывании делает его незаконченным, открытым.

Элокуция - этап непосредственного словесного оформления найденного материала. На этом этапе человек производит окончательный отбор целесообразных языковых средств, грамматических конструкций, украшает высказывание тропами и фигурами.

Существуют следующие фигуры речи:

-фигуры, образуемые соединением и перестановкой слов;

-фигуры, выражающие эмоции

Меморио - запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению. Основное содержание меморию и заключается в использовании мнемонических приемов (приемов запоминания).

  • зрительная память;
  • слуховая память;
  • моторная или двигательная память;
  • логическая память;
  • ассоциативная;
    • Непроизвольная память – определена способностью запоминания человеком чего-либо непроизвольно, т.е. процесс запоминания идет сам по себе, и человек не ставит себе цель запомнить что-то.
    • Произвольная память соответствует задаче человека специально запомнить что-то.

    Память бывает кратковременной и долговременной.

    Мнемонические приемы (приемы запоминания):

    • Необходима внутренняя установка на запоминание текста.
    • Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного.
    • Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу.
    • Качество запоминания улучшается, если текст сформировался через деятельность или в объяснении.
    • Продуктивным приемом запоминания текста является репетиция его произнесения.

    Акцио - произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

    Презентация на тему: " Инвенция Диспозиция Элокуция Мемория Демонстрация Риторический канон Рождение замысла Порядок следования частей текста Языковые средства выражения Запоминание." — Транскрипт:

    2 Инвенция Диспозиция Элокуция Мемория Демонстрация Риторический канон Рождение замысла Порядок следования частей текста Языковые средства выражения Запоминание Произнесение речи Таким образом, подготовка судебной речи включает следующие этапы : 1. Определение цели, предмета и материала судебной речи 2. Композиционное построение судебной речи 3. Словесное оформление речи 4. Запоминание речи Таким образом, подготовка судебной речи включает следующие этапы : 1. Определение цели, предмета и материала судебной речи 2. Композиционное построение судебной речи 3. Словесное оформление речи 4. Запоминание речи

    3 . . От правильно выбранной целевой установки и убедительности речи нередко зависит результат дела

    4 Вопросы, связанные с применением уголовного законодательства или освобождением от него ; Вопросы, связанные с разрешением гражданского иска ; Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления ; Иные вопросы, требующие своего разрешения.

    7 Лингвистический аспект композиции композиционно - стилистическая организация, в которой отбор языковых средств осуществляется в соответствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора Композиция (лат. compositio - составление, связывание) - построение произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением Основная мысль - тезис

    9 Предмет доказывания ( круг обстоятельств, изложенных в ст. 89 УПК РБ ): 1) наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом ( время, место, способ и другие обстоятельства его совершения ); 2) виновность обвиняемого в совершении преступления ; 3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого ( обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого ); 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними : 1) возраст несовершеннолетнего ( число, месяц, год рождения ); 2) условия жизни и воспитания ; 3) степень интеллектуального, волевого и психического развития ; 4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

    12 Размышления Размышления Вопросительные конструкции Вопросительные конструкции

    14 глагольно - именные стандарты предъявить обвинение, установить отцовство, исследовать доказательства, отбывать наказание, причинить ущерб, передать на поруки, в иске отказать подать исковое заявление, лишить родительских прав, причинить телесные повреждения, нести административную ответственность составные термины мягкое наказание, недостойные наследники, тяжкие последствия сложные именные построения - состоят из трех и более слов кратковременное расстройство здоровья, лишение родительских прав, особо опасный рецидив

    16 Основные формы работы над выступлением полный текст - писать все, что собираетесь сказать подробный конспект - выступление закреплено не дословно неподробный конспект - с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п. план - не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания речь без бумажки

    17 Выступление экспромтом ! требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли Импровизированное выступление хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Оратор не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными, Неизбежны какие - то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями Лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен

    19 Применение информации Установка на ценность получаемой информации Перерывы на отдых ( каждые минут перерыв 5-7 минут )

    3. Этапы античного риторического канона, раскройте каждый из них. Роды речей по Аристотелю.

    Риторический канон — это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

    Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

    Ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов (или как канон риторики – совокупность правил, приёмов; то, что твердо установлено; стало традиционным, общепринятым; нечто, служащее нормативным образцом. Перечислим эти этапы: Инвенция (лат. inventio) – или “нахождение, изобрение”, умение изобрести содержание речи, осмыслить и продумать содержание речи; второй этап – Диспозиция (лат.dispositio) – расположение изобретенного, структура, композиция речи; третий этап – Элокуция (лат. elocutio ) – словесное оформление речи, украшение ее, выбор т.н. “цветов красноречия” – специальных фигур и тропов, служащих украшению и эстетическому наслаждению речи; четвертый этап – Меморио (лат. memorio) – запоминание речи, умелое использование приемов, помогающих запомнить подготовленный материал для публичной речи и,наконец, пятый этап - Акцио (лат.actio) – само произнесение речи, этап, теснейшим образом связанный с техникой речи и жестами, мимикой и позой оратора в процессе произнесения речи. По мнению Цицерона, вся деятельность оратора предстает в этих пяти частях. Это как бы образец (парадигма) мыслительной и речевой деятельности.

    Конкретно об этапах классического риторического канона:

    Назовем эти разделы (этапы):

    Роды речей по Аристотелю

    В "Риторике" рассматривается классическая официальная публичная (полисная) речь: показательная, судебная, совещательная, в "Поэтике" художественная речь: эпос, лирика, драма, разделяющаяся на комедию и трагедию, в "Аналитике" рассматриваются фигуры диалектической речи, а сама речь рассматривается как инструмент познания. По Аристотелю, быть инструментом познания лишь отчасти свойственно поэзии, а перед ораторской публичной речью такая задача Аристотелем фактически не ставится. Зато содержание и действенность речи у Аристотеля в его "Риторике" прямо связаны с общественным и государственным устройством.

    Роды речей, по Аристотелю, определяются тем, какова цель собрания: управляющее решение, суд или торжественный акт. В античном полисе объем аудитории для принятия решения, суда или праздника мог быть разным. Поэтому специальная характеристика общества по объему аудитории была одинаково приложима для аудитории суда, собрания и праздника. Но повод для организации собрания влиял на содержание речи. Так, суд требовал отнесения содержания речи к прошлому, совещание требовало отнесения содержания речи к будущему, праздник требовал соотнесения прошлого с будущим.

    4.Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития риторики на Руси.

    На Руси занятия риторикой начались в монастырях – центрах древнерусской книжности, где обитали составители и авторы первых дошедших до нашего времени риторик.

    - предпочти говорение слушанию;

    - умей выбрать правильную аудиторию или собеседника, понимай, что кому можно сказать;

    - человек выявляется и просвечивается его речью;

    - в правильном действии словом – оружие и защита человека.

    Роль слова резко возрастает в Смутное время (начало XYII века) – высок ораторский пафос грамот заточенного в подвале московского патриарха Гермогена, направленных против польских захватчиков, и анонимного “Плача о пленении и разорении Московского государства”. Для истории риторики наибольший интерес в этом веке представляют обращенные к народу “Слова”, “Послания”, “Беседы” протопопа Аввакума – главы раскола, “неистового”, “огнепального” Аввакума.Его ораторская речь задолго до Державина объединила, сплавила в одно художественное целое привычные в литературе церковнославянские слова, греко-римские риторические приемы и “мужицкий”,”подлый” язык. Диалог, каламбур – все подчинено основной задаче – сильному, непосредственному, живому воздействию на собеседника или читателя.

    Первым древнерусским сочинением, систематизировавшим “свободные мудрости” было “Сказание о семи свободных мудростях”, написанных в семи главах. В каждой глазе рассматривалась соответствующая наука (“мудрость”): грамматика, риторика, диалектика, мусика (музыка), арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с дрпугими науками и т.д. Риторика в нем рассматривается как всеобъемлющая наука, касающаяся правил создания всех видов речи. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

    В 1672 г. переводчик Посольского приказа Николай Спафарий переработал “Сказание о 7-ми свободных мудростях” в “Книгу избранную вкратце о девяти музах и семи свободных художествах”, где говорится о происхождении риторики, дается ее определение как “художество (искусство), которое учит украшать речь и убеждать”.

    К 1620 г. относятся наиболее ранние списки первой русской “Риторики”. Нам неизвестно имя автора, хотя долгое время считалось, что она была написана новгородским митрополитом Макарием ( он был просто ее первым владельцем). Это не самостоятельное русское сочинение, а перевод латинской “Риторики” немецкого ученого Филиппа Меланхтона (Франкфурт, 1577). Но отношение к тексту оригинала у древнерусского книжника было “творческим”, поскольку он не только ввел в свой перевод отрывки из “Сказания о 7-ми свободных мудростях”, приспосабливал латинское сочинение к нуждам российского образования (так, консул Маммий стал думным Федором, а Ахилл – Иваном). В “Риторике” две книги: “Об изобретении дел” и “Об украшении слова”. Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и ученика. В январе 1622 года была создана новая редакция этого текста. По заданию три писца-ученика переписывали текст, разделенный между ними по главам, потом учитель дал свои комментарии к трудным терминам риторики, а также делает перевод всех греческих и латинских терминов на русский язык. После того, как учитель риторики закончил свой комментарий, ученики переписали текст и так получилась новая редакция, которая и существовала вплоть до конца 17 – начала 18 вв. Многие греческие и латинские термины, переведенные впервые в “Риторике”, вошли затем в последующие российские учебники риторики и словесности. Текст начинается вопросом: что есть риторика и что содержит учение ее? Риторика – наука, наставляющая на правый путь и полезную жизнь добрыми словами. “Сию науку также называют сладкогласие и краснословие, поскольку она учит красиво и удобно говорить и писать”. Идет становление новой терминологии, поиск нужных слов. Затем следует краткая история науки, рассматриваются различные роды речей (судебная, совещательная, эпидейктическая, учебная – школьная речь и проповедь). Далее рассматриваются части речи (предисловие, повествование, предложение, доказательство, опровержение, заключение) и основные требования к этим частям, рассматривается учение об эмоциях. Во второй книге рассмотрена теория речевого выражения и украшения (фигуры и тропы речи), анализируются речи образцовых авторов, уместное пользование стилями.

    На основе этой “Риторики” была написана в конце 17 века “Риторика” Усачева, дополненная новыми наблюдениями и выводами. Она представляет собой своеобразную энциклопедию лингвистических и стилистических знаний своего времени.

    Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.

    Риторический идеал Древней Руси:

    1. Беседуй только с достойным. Это правило ведения беседы приводится в русских риториках вплоть до 20-х гг. ХХ века. “Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить”.

    2. Выслушай собеседника. Достойный собеседник – старший или мудрый человек – достоин и почтения к своему слову, такого полагается выслушать кротко и внимательно.

    3. Кроткость в беседе. Иначе нельзя беседовать с достойным человеком. Осуждаются как большой грех нарушения этого правила: словесная брань, пустословие, многословие, несдержанность в речи.

    4. Доброе слово всегда желанно и благотворно, решительно противопоставлено лести и лжи.

    Истоки русского речевого идела восходят к античному этическому риторическому идеалу Сократа, Платона, Аристотеля.

    Духовно-риторические сочинения этого периода все же были скованы традициями и предписаниями, ориентированными на тяжелый и архаичный стиль церковнославянских речений. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, столь обычных для Западной Европы, и именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться, совершенствоваться.

    Основные теоретические положения риторики в книге Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья, Возрождения и Нового времени, данные в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

    По мнению Ломоносова, оратору присущи 5 основных качеств:

    Императивная речь

    Когда мы обращаемся к человеку, т. е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т. п. Эта функция речи называется "заставить почувствовать", т. е. вызвать эмоции. В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие) . Почувствовать конгруэнтную эмоцию — это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. В этой ситуации происходят сложные эмоциональные события, которые подчас вводят нас в состояние подопытных кроликов, так как в соответствии с известной психологической закономерностью людям свойственно обмениваться своим душевным состоянием. Эта закономерность универсальна. Почему, испытывая сильное чувство, нам хочется поделиться им с окружающими? Потому что сама по себе эмоция трудна, она представляет собой немалую нагрузку на центральную нервную систему. В тот момент, когда человек "разряжается", т. е. передает ее во внешний мир другим людям, напряжение спадает, и нервная система приходит в более уравновешенное состояние. Таким образом, у человека существует психофизиологическая потребность в разрядке. И это касается всех, а не только людей с определенным характером — открытых, откровенных. Нет, это заложено в человеческой природе. Другое дело, что у нас есть система жестких самоограничений, часто связанных с комплексами уязвимости и неполноценности, которые формируются с детского возраста, и людям бывает неловко выражать эмоции, которые они испытывают, реализовывать их во внешнем своем поведении и, таким образом, "заражать" этими эмоциями других людей. Наше сегодняшнее общество значительно менее откровенно и искренно по сравнению с западным, но отсутствие откровенности не национальная черта характера, а следствие исторического опыта уни­жения человеческого достоинства и человеческой личности. Когда вас унижают, вы, естественно, после этого боитесь обнажать свои эмоции перед другими людьми, несмотря на то, что генетически человеку это свойственно. Причем надо сказать, что как существует потребность в том, чтобы эмоции демонстрировать, так и существует способность легко воспринимать чужие эмоции и на них отвечать аналогичными. В этом заложена немалая коммуникативная опасность, посколь­ку эмоции вам навязываются помимо вашей воли (императивным спо­собом) ; подчас они для вас нежеланны, и вы к ним не готовы.

    Риторический канон : инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио

    Риторический канон включает следующие этапы:

    I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

    II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

    III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

    IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

    V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

    Диспозиция (расположение материала речи) — стратегия и тактика изложения собранного материала. Риторические традиции и принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение и хрия — основа судоговорения. Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Искусственная хрия: индуктивный образец, особенности ее структуры и использования.

    Меморио и акциогипокризис

    Меморио (запоминание) . Способы подготовки и произнесения публичной (судебной) речи. Механическая и ассоциативная память, использование мнемотехник. Акциогипокризис (произнесение) . Техника речи как средство речевого воздействия. Принцип гармонии звучащей речи с личностью оратора.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

    Читайте также: