Какие ароморфозы и идиоадаптации обеспечили семенным растениям господствующее положение

Обновлено: 30.06.2024

Биологический прогресс. Вообще эволюция — это процесс развития от низших форм к высшим, от простого к сложному. Академик А. Н. Северцов особо выделял существование биологического прогресса и биологического регресса в истории развития органического мира.

Биологический прогресс — это успех конкретного вида или систематических групп в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса: а) увеличение числа особей систематических групп; б) расширение ареала; в) образование новой популяции, разновидности, вида.

Направления биологической эволюции. Академики А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен определили три направления биологической эволюции, приводящие к биологическому прогрессу:

1. Ароморфоз (арогенез).

2. Идиоадаптация (аллогенез).

3. Дегенерация (катагенез).

1. Ароморфоз (греч. air о— "поднимать", morpha — "форма"), или морфофизиологический прогресс, усложнение строения особей, развитие приспособлений к жизни. Представим результат ароморфоза

2) Эукариотные клетки.

3) Половой процесс.

Накопление кислорода в атмосфере. Образование ядра и органоидов в клетке. Обмен генетическим аппаратом между клетками.

Выход многоклеточных организмов.

5) Двусторонняя симметрия.

7) Система органов.

8) Конечный отдел кишечника и анальное отверстие.

9) Двигательная, дыхательная, кровеносная системы.

10) Опорные органы хорды.

Появление плоских (трехслойных) круглых, кольчатых червей. Появление бесчерепных хордовых.

11) Классификация растений на ткани.

12) Образование тела животных из отделов.

13) Образование челюстей животных.

14) Развитие нижних конечностей у позвоночных.

16) Появление органов у растений. 16 Изменение жабер в конечность.

17) Развитие органов дыхания.

Выход растений, скорпионов на сушу; активное питание, движение.

Выход папоротникообразных и кисте- перых рыб на сушу.

19) Твердая оболочка яйца, ороговение кожи, появление семени.

20) Образование семян и пыльцевой трубки.

Появление пресмыкающихся и голосеменных.

Появление покрытосеменных (цветковых) растений.

21) Четырехполостное (камерное) сердце.

22) Деление кровеносных сосудов на артерии и вены.

23) Образование молочных желез.

24) Развитие цветка, плода и матки.

25) Активное развитие головного мозга.

Появление первых теплокровных (примитивных млекопитающих и птиц-археоптериксов).

Примечание. Материалы, приведенные в таблице, даны в соответствии с эпохами развития.

в виде таблицы (табл. 2). В результате ароморфоза образуются новые систематические группы: типы и классы.

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Подъем общей активности животных способствовал появлению сложных изменений органов дыхания: жабер, легких. Усложнились сердца у рыб, птиц и млекопитающих. Все это способствовало активной жизнедеятельности животных, уменьшило их зависимость от условий внешней среды. Крупные систематические группы — тип, класс, отряд — образовались в процессе длительной эволюции путем ароморфоза. Ароморфоз — основной путь к биологическому прогрессу.

Эволюция кровеносной системы — это усложнение от трубчатых кровеносных сосудов ланцетника до двух-, трех-, четырехкамерного сердца. В эволюции млекопитающих можно выделить несколько крупных ароморфозов: живорождение, теплокровность, прогрессивное развитие кровеносной системы (формирование большого и малого кругов кровообращения) и головного мозга (рис. 32). Высокий общий уровень организации млекопитающих, достигнутый благодаря перечисленным ароморфозным изменениям, позволил им освоить все возможные среды обитания (Арктика, Антарктида) и привел в итоге к появлению высших приматов и человека.

Рис. 32. Ароморфоз позвоночных животных

1) переход от размножения спорами к размножению семенами; 2) развитие цветка; 3) образование плода из цветков; 4) размножение в воде и на суше; 5) усложнение строения растений.

Ароморфоз — это основной путь эволюции, идущий в направлении:

а) от одноклеточных к многоклеточным;

б) от двухслойного к трехслойному организму;

в) от низших уровней до хордовых.

2. Идиоадаптация — аллогенез (греч. idios — "особенность", лат. adaptatio —"приспособление"), т. е. приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но без принципиальной перестройки их биологической организации. Поскольку каждый вид организмов находится в определенных местах обитания, у него вырабатывается приспособление к этим условиям. К примерам идиоадаптации относятся покровительственная окраска животных, железистые волоски, колючки растений, плоская форма тела скатов и камбалы (рис. 33).

Рис. 33. Примеры идиоадаптации: 1— камбала; 2 — скат

В зависимости от образа жизни изменяются конечности птиц: у совы пальцы приспособлены к захвату пищи (одинаковые четыре пальца), у дятла — для свободного передвижения по стволу дерева, у аиста длинные конечности приспособлены для передвижения в болоте. К типичным примерам идиоадаптации относятся: особенности в строении конечностей (крот, копытные, плавающие), различия в клюве у птиц (у хищных — загнутый, болотных — очень длинный, у кедровки — перекрещивающийся, для раскалывания семян). Покровительственная окраска различных насекомых, рыб, у растений приспособление цветка к опылению, плодов и семян — к распространению. Ланцетник и позвоночные животные имели общего предка, вероятно, бесчерепных животных. Ланцетник дожил до настоящего времени только благодаря приспособлению к песчаному дну моря. Многие виды, имея сходный уровень организации, смогли приобрести свойства, позволившие им занять совершенно разные места в природе. Например, одни виды рыб обитают в пресной воде, другие — в соленой, третьи — в глубоких слоях водоема.

Скат — хрящевая рыба, обитающая в глубоких водах, перешла к жизни на дне. В процессе эволюции, с увеличением давления воды, скат приобрел плоскую форму тела. Из-за медленного движения скат утратил хвост и стал доступен для врагов. Поэтому возникли покровительственная окраска под цвет песчаного дна (песок, ракушки) и хвостовые шипы. Темное дно способствовало образованию электрического органа. Однако основные черты строения, характерные для рыб, не изменились.

3. Дегенерация (катагенез) (греч. kata — "упрощение, обратное движение") — упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Очень часто дегенерация наблюдается при переходе видов к паразитическому образу существования. Например, вследствие обитания плоских червей в организме животных у них исчезли органы пищеварения и обоняния. Однако это упрощение не оказывает влияния на червей, а наоборот — помогает им сохраниться в организме хозяина. Хотя предки плоских червей свободно плавали в воде, переход их к паразитизму явился причиной упрощения их строения. Бесполезные для жизнедеятельности организмов органы редуцируются, а взамен них развиваются различные новые приспособления. Несмотря на то, что дегенерация приводит к значительному упрощению организации, виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность и ареал.

Биологический прогресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация.

1. Биологический прогресс — это возрастание приспособленности организмов, ведущее к высокой численности особей в систематической группе, расширению ареала и разделению на подчиненные систематические группы, приспособление популяции и вида к среде обитания.

2. Направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

1. Как вы понимаете биологический прогресс?

2. Назовите главные направления эволюции организмов.

1. Какой вид биологической эволюции повышает уровень организации групп организмов?

2. Приведите примеры ароморфоза.

1. Что такое идиоадаптация?

2. Разберите отдельно строение рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, обезьяны (рис. 32).

Лабораторная работа № 5

Анализ примеров ароморфоза, идиоадаптации растений и животных

Оборудование: гербарии споровых растений (мох, подорожник, хвойные), покрытосеменных растений (любое цветковое растение); растения с колючками, ворсом (верблюжья колючка, шиповник), рисунки клюва и ног птиц, животных с покровительственной (маскирующей) окраской, рыбы-скат.

Выполняемые задания.

1. Анализируя основные особенности споровых и покрытосеменных растений, понять ароморфозы растений.

2. Определить идиоадаптацию по колючке растений и железистым волокнам.

3. Разобрать примеры идиоадаптации: строение клюва и ног птиц, обитающих в различных условиях среды.

4. Выявить причины идиоадаптации в строении рыбы-ската.

Относится ли к ароморфозу появление слоя мезодермы в червях? Если относится, то у каких червей?

1. Проанализируйте явление ароморфоза в строении сердца позвоночных животных.

2. Каковы пути достижения биологического прогресса?

3. Какие усложнения произошли в строении млекопитающих при прогрессивном пути развития?

4. Какой самый крупный ароморфоз у растений?

5. Изменяется ли биологический уровень строения организмов при идиоадаптации?


1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2. Приведите характеристики типа Саркожгутиковые, которые свидетельствуют о его процветании. Приведите не менее четырёх характеристик.

1) большое разнообразие видов, родов, классов и других таксонов саркожгутиковых;
2) большая численность особей вида обеспечивается высоким уровнем плодовитости;
3) широкий ареал;
4) занимают все среды жизни, имеют большое разнообразие мест обитания

3. Биологический прогресс млекопитающих сопровождался появлением множества частных приспособлений – идиоадаптаций. Приведите не менее трех примеров идиоадаптаций во внешнем строении крота, которые позволяют ему успешно освоить подземную среду обитания. Ответ поясните.

1) лопатообразные передние конечности, приспособленные для рытья;
2) недоразвитость ушных раковин не препятствует продвижению в почве, редукция глаз связана с отсутствием света в почве;
3) короткий шерстный покров не препятствует передвижению в почве.

4. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизмененные корни: корневые клубни, корни-прицепки, воздушные корни и пр. В чем причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались растения, имеющие такие органы?

1) Причина – приспособление растений к различным условиям существования.
2) Приспособление происходит за счет мутаций, естественного отбора и других факторов эволюции. За счет мутаций появляются новые признаки, за счет естественного отбора отбираются те, которые полезны в текущих условиях.
3) Идиоадаптация – путь эволюции, при котором происходит приспособление к различным условиям среды.



5. Какие пути достижения биологического прогресса обозначены на рисунке цифрами 1, 2? Приведите примеры признаков кровеносной системы у земноводных, сформировавшихся по пути, обозначенному на рисунке цифрой 1.

1) Цифрой 1 обозначен ароморфоз, цифрой 2 – общая дегенерация.
2) Ароморфозы земноводных: трехкамерное сердце, легочный круг кровообращения.

6. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н. Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в него видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки.

3 – биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией;
4 – ароморфоз – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации; идиоадаптации – это частные приспособления к условиям обитания, не изменяющие общего уровня организации;
6 – редукция конечностей у гадюки – это идиоадаптация

7. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.

1) уменьшается вероятность встречи раздельнополых особей в период размножения;
2) возникает нежелательное близкородственное скрещивание, что снижает жизнеспособность особей, так как вредные рецессивные мутации проявляются в гомозиготном состоянии;
3) чем ниже численность, тем выше вероятность смертности от случайного фактора

1) 2 – ароморфоз – это крупные (существенные) изменения, приводящие к повышению уровня организации;
2) 3 – в результате ароморфозов формируются крупные таксоны – классы, типы (в результате идиоадаптации формируются новые семейства и виды);
3) 6 – разнообразие клювов и конечностей – это примеры идиоадаптаций

9. В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака.

1) широкий ареал вида;
2) большое количество популяций и подвидов животного;
3) большая численность особей;
4) высокая приспособленность вида к окружающей среде

10. Современные кистеперые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите доказательства этого явления. Ответ поясните.

1) отсутствует многообразие видов, в настоящее время известно лишь несколько видов (два-три) кистеперых рыб (латимерий);
2) узкий ареал – кистеперые рыбы (латимерии) имеют ограниченное распространение (участок Индийского океана);
3) узкая экологическая ниша или высокая потребность в определенных ресурсах (пище, условиях среды);
4) виды кистеперых рыб (латимерий) имеют небольшую численность

11. Чем характеризуется биологический прогресс у покрытосеменных растений? Назовите не менее трех признаков.

1) Большая численность и разнообразие видов и популяций.
2) Широкое расселение на Земле (обширный ареал).
3) Приспособленность к обитанию в различных условиях окружающей среды.

12. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трех причин.

1) приводит к повышению численности вида за счет преобладания рождаемости над смертностью;
2) способствует расселению вида на новые территории и расширению его ареала;
3) ведет к образованию разнообразных популяций, подвидов и новых видов



13. Какой путь достижения биологического прогресса обозначен на рисунке цифрой 1? Дайте определение этому пути. Приведите не менее двух примеров этого пути развития у растений отдела Голосеменные.

1) путь достижения биологического прогресса – ароморфоз;
2) морфо-физиологические изменения организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации
3) появление семени и опыления (отсутствие зависимости размножения от наличия воды)

1) 2 – эволюция приводит как к биологическому прогрессу, так и к регрессу (вымиранию вида);
2) 4 – идиоадаптации приводят к появлению мелких таксонов: новых родов, семейств, отрядов;
3) 6 – появление плаценты – это ароморфоз в эволюции млекопитающих

Основные направления эволюционного процесса. Анализ проблемы прогрессивной эволюции осуществил российский ученый А.Н. Северцов.

Прежде всего, А.Н. Северцов предложил различать биологический прогресс и морфофизиологический прогресс.

Биологический прогресс – это просто определенный успех той или иной группы живых организмов в жизни: высокая численность, большое видовое разнообразие, широкая область распространение.

Морфофизиологический прогресс – это появление качественно новых, более сложных форм жизни в присутствии уже существующих, вполне сформировавшихся групп. Так, например, многоклеточные организмы появились в мире, населенном одноклеточными, а млекопитающие и птицы в мире, населенном рептилиями.

Ароморфозы. Приобретение прогрессивных особенностей строения, выводящих ту или иную группу организмов на качественно новый уровень Именно путем ароморфозов возникают крупные таксономические группы – роды, семейства, отряды и т.д. Примерами ароморфозов могут служить возникновение фотосинтеза, возникновение полости тела, многоклеточности, кровеносной и других систем органов, и т.д.

Идиоадаптации, частные приспособления, не носящие принципиального характера, но позволяющие преуспеть в определенной, более или менее узкой среде. Примеры идиоадаптаций: форма и окраска тела, приспособленность конечностей насекомых и млекопитающих к жизни в определенной среде обитания и т.д.

Дегенерация, упрощение строения, переход в более простую среду обитания, потеря уже существующих приспособлений.

Наряду с биологическим прогрессом используется понятие биологический регресс. Биологическим регрессом называют сокращение численности, видового разнообразия, области распространения той или иной группы организмов.

Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Эволюция растений. Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами. Высокая скорость размножения привела к возникновению конкуренции за пищу, а следовательно к дивергенции. Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию – сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу. Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные растения (зеленые, бурые и красные водоросли), а так же грибы.

Основные условия и этапы эволюции растений. В связи с образованием почвенного субстрата на суше растения стали выходить на сушу. Первыми были псилофиты. От них возникла целая группа наземных растений – мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами. От семенных папоротников произошли голосеменные растения. Размножение семенами освободило половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита.

В каменноугольном периоде палеозойской эры древовидные папоротникообразные образовали каменноугольные леса.

После общего похолодания климата господствующей группой растений стали голосеменные растения. Затем начинается расцвет покрытосеменных цветковых растений продолжающийся до сего дня.

– Расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей.

– Совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых.

Эволюция животных. Предполагается, что животные произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.

Наиболее древними животными были губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты. Затем появляются моллюски. Позже начинается расцвет рыб, сначала их бесчелюстных предков, а затем и рыб, обладавших челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии, а затем и другие классы позвоночных.

От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появлению покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий, предположительно, выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.

Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основными прогрессивными биологическими особенностями млекопитающих стали вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.

Основные особенности эволюции животного мира. Эволюция животных характеризуется дифференциацией клеток и тканей по строению и функциям, специализацией органов и систем органов.

Свобода перемещения и способы добывания пищи (заглатывание кусков) определили выработку сложных механизмов поведения. Внешняя среда, колебания ее факторов оказывали меньшее влияние на животных, чем на растения, т.к. у животных развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма.

Важным этапом эволюционного развития животных стало возникновение твердого скелета. У беспозвоночных сформировался наружный скелет, – иглокожие, членистоногие, моллюски; у позвоночных появился внутренний скелет. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что, в отличии от наружнего скелета он не ограничивает увеличения размеров тела.

Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.

Биологический прогресс – это просто определенный успех той или иной группы живых организмов в жизни: высокая численность, большое видовое разнообразие, широкая область распространение.

Морфофизиологический прогресс – это появление качественно новых, более сложных форм жизни в присутствии уже существующих, вполне сформировавшихся групп. Так, например, многоклеточные организмы появились в мире, населенном одноклеточными, а млекопитающие и птицы в мире, населенном рептилиями.

По мнению А.Н. Северцева биологический прогресс может быть достигнут тремя путями :

1. Ароморфозы. Приобретение прогрессивных особенностей строения, выводящих ту или иную группу организмов на качественно новый уровень Именно путем ароморфозов возникают крупные таксономические группы – роды, семейства, отряды и т.д. Примерами ароморфозов могут служить возникновение фотосинтеза, возникновение полости тела, многоклеточности, кровеносной и других систем органов, и т.д.

2. Идиоадаптации, частные приспособления, не носящие принципиального характера, но позволяющие преуспеть в определенной, более или менее узкой среде. Примеры идиоадаптаций: форма и окраска тела, приспособленность конечностей насекомых и млекопитающих к жизни в определенной среде обитания и т.д.

3. Дегенерация, упрощение строения, переход в более простую среду обитания, потеря уже существующих приспособлений.

Примерами дегенераций могут служить: потеря кишечника ленточными червями, потеря стебля у ряски.

II. Биологический регресс.

Наряду с биологическим прогрессом используется понятие биологический регресс – сокращение численности, видового разнообразия, области распространения той или иной группы организмов.

Предельным случаем биологического регресса является вымирание той или иной группы организмов.

Эволюция растений.

Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами. Высокая скорость размножения привела к возникновению конкуренции за пищу, а, следовательно к дивергенции. Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию – сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу. Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные растения (зеленые, бурые и красные водоросли), а также грибы.

Основные условия и этапы эволюции растений.

В связи с образованием почвенного субстрата на суше растения стали выходить на сушу. Первыми были псилофиты. От них возникла целая группа наземных растений – мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами. От семенных папоротников произошли голосеменные растения. Размножение семенами освободило половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита.

В каменноугольном периоде палеозойской эры древовидные папоротникообразные образовали каменноугольные леса.

После общего похолодания климата господствующей группой растений стали голосеменные растения. Затем начинается расцвет покрытосеменных цветковых растений продолжающийся до сего дня.

Основные особенности эволюции растительного мира.

– Переход к преобладанию спорофита над гаметофитом.

– Развитие женского заростка на материнском растении.

– Переход от оплодотворения в воде к независимому от водной среды опылению и оплодотворению.

– Расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей.

– Совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых.

– Развитие зародышевого мешка для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды.

– Возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.

Предполагается, что животные произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.

Наиболее древними животными были губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты. Затем появляются моллюски. Позже начинается расцвет рыб, сначала их бесчелюстных предков, а затем и рыб, обладавших челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии, а затем и другие классы позвоночных.

Наиболее древние амфибии, жившие в девоне, – ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.

От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появлению покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий, предположительно, выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.

Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основными прогрессивными биологическими особенностями млекопитающих стали вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.

Эволюция животных характеризуется дифференциацией клеток и тканей по строению и функциям, специализацией органов и систем органов.

Свобода перемещения и способы добывания пищи (заглатывание кусков) определили выработку сложных механизмов поведения. Внешняя среда, колебания ее факторов оказывали меньшее влияние на животных, чем на растения, т.к. у животных развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма.

Важным этапом эволюционного развития животных стало возникновение твердого скелета. У беспозвоночных сформировался наружный скелет – иглокожие, членистоногие, моллюски;

у позвоночных появился внутренний скелет. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что, в отличие от наружного скелета, он не ограничивает увеличения размеров тела.

Прогрессивное развитие нервной системы, стало основой для возникновения системы условных рефлексов.

Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.

  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.

В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.

Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.

02-03-2018 20-17-50.jpg

Эволюционное изменение, ведущее к усложнению строения и функций организмов, повышающее общий уровень их организации, позволяющее освоить новую среду обитания — ароморфоз .

Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.

  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.

Эволюционное изменение, приспосабливающее организмы к конкретным условиям существования, но не повышающее общий уровень их организации — идиоадаптация ( алломорфоз ).

Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.

  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.

03-03-2018 11-20-09 — копия.jpg

  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.

03-03-2018 17-33-49.jpg

Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.

  • снижение численности особей в систематических группах;
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Виды, находящиеся в состоянии регресса, нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.

Тематические задания

А1. Крупные генетические перестройки, приводящие к повышению уровня организации, называются

А2. Предки какого типа современных животных имели внутренний скелет?

А3. Папоротники эволюционно прогрессивнее мохообразных потому, что у них появились

1) стебли и листья

4) проводящие системы

А4. К ароморфозам растений можно отнести возникновение

1) окраски цветка

4) вегетативного размножения

А5. Какие факторы обеспечили пресмыкающимся расцвет на суше?

1) полное разделение артериальной и венозной крови

2) яйцеживорождение, способность жить в двух средах

3) развитие яйца на суше, пятипалые конечности, легкие

4) развитая кора головного мозга

А6. Идея биологической эволюции органического мира согласуется с представлениями о

Бухина Татьяна Борисовна

2010, 2011, 2012 годов были неоднократно выполнены другими группами обучающихся.

Публикация на мини-сайте учителя.

Проблемная ситуация

Понимание, анализ и объяснение процессов, сопровождающих необратимые макроэволюционные изменения.

Причины господства в кайнозойскую эру покрытосеменных (равно как и птиц, насекомых, покрытосеменных растений в современной системе живой природы).

Выявить идиоадаптации покрытосеменных как способ достижения биологического прогресса.

Закрепить знания о макроэволюции как надвидовой эволюции.

Охарактеризовать идиоадаптацию как один из способов достижения биологического прогресса.

Выявить основные идиоадаптации покрытосеменных, обеспечившие им господствующее положение в живой природе в кайнозойскую эру.

Закрепить навыки самостоятельной учебной деятельности обучающихся с учебной и научно-популярной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными носителями и ресурсами сети Интернет.

Закрепление навыков подготовки презентаций в программе Microsoft Power Point на электронных носителях.

Формирование культуры речи и навыков публичных выступлений.

Парная работа; возможна групповая работа в группах по 2–4 человека.

Поисковый метод в сочетании с творческим методом.

Готовый интеллектуальный продукт проектной деятельности, который может быть использован в профессиональной учебной деятельности любого учителя на соответствующих уроках, а также для самообразования обучающихся или при дистанционном обучении.

  1. Форма продуктов проектной деятельности

Мультимедийная презентация, отчет проектантов.

  1. Способ объединения результатов на презентации

Мультимедийная презентация выполнена в программе Microsoft Power Point на электронных носителях, является компьютеродемонстрируемой (с использованием Интерактивной доски).

Парная работа; возможна групповая работа в группах по 3–4 человека.

Основная предметная область – биология.

20. Состав участников

Обучающиеся одного класса; разных классов при двух и более классов в параллели).

  1. Темы учебно-тематического плана предмета

Современное эволюционное учение.

  1. Цели обучения, развития, воспитания

Закрепление навыков самостоятельной учебной деятельности с учебной и научной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными носителями и ресурсами сети Интернет.

Закрепление навыков подготовки презентаций в программе Microsoft Power Point на электронных носителях.

Формирование культуры речи и навыков публичных выступлений.

  1. Стартовый уровень обученности и сформированности специфических умений

Подготовка готового интеллектуального продукта проектной деятельности, который может быть использован в профессиональной учебной деятельности любого учителя на соответствующих уроках, а также для самообразования обучающихся.

Приращение в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности.

  1. Режим работы (организационная форма)

Урочно – внеурочный и внешкольный.

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. Ресурсы сети Интернет.

- Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. В.Б. Захарова. М.: Дрофа, 2004.

- Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. М.: Просвещение, 1997.

- Общая биология. Рувинский А.О. Учеб. для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1993.

- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

- Биология. Пособие для поступающих в вузы / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1998.

- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука, 1996.

- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 1996.

- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

- Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2- тт. Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые /Под ред. А.А. Михеева. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 1985

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Дополнительно привлекаемый специалист – библиотекарь школьной библиотеки и медиатеки.

Читайте также: