Какая женщина в 1606 году стала законной женой лжедмитрия 1 и была венчана на царство

Обновлено: 17.05.2024

Со­глас­но вы­во­дам пра­ви­тельственной ко­мис­сии ца­ря Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва (1603), под­дер­жи­вае­мым боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей, Лжедмитрий I в ре­аль­но­сти яв­лял­ся Ге­ор­ги­ем (Юри­ем) Бо­гда­но­ви­чем От­репь­е­вым - сы­ном стре­лец­ко­го сот­ни­ка Б. От­репь­е­ва. Отец ра­но по­гиб, маль­чи­ка вос­пи­тыва­ла мать. В 1590-х годах Г.Б. От­репь­ев несколько лет слу­жил хо­ло­пом (по всей ви­ди­мо­сти, доб­ро­воль­ным) у М.Н. Ро­ма­но­ва, а за­тем у близ­ко­го к Ро­ма­но­вым князя Б.К. Чер­кас­ско­го. Опа­са­ясь ре­прес­сий в свя­зи с аре­стом Ро­ма­но­вых, в но­ябре 1600 года при­нял по­стриг под име­нем Гри­го­рий и бе­жал из Мо­ск­вы. Не­ко­то­рое вре­мя ски­тал­ся по мо­на­сты­рям, в 1601 году вер­нул­ся в Мо­ск­ву и был при­нят ке­лей­ни­ком к сво­ему де­ду - ино­ку Чу­до­ва монастыря (в ми­ру Ев­фи­мий За­мят­ня). Бла­го­да­ря ост­ро­му уму и спо­соб­но­стям в книж­ном де­ле за­ме­чен чу­дов­ским ар­хим. Паф­ну­ти­ем, ру­ко­по­ло­жен пат­ри­ар­хом Ио­вом в диа­ко­ны. Позд­нее во­шёл в близ­кое ок­ру­же­ние пат­ри­ар­ха, по за­ка­зу Ио­ва пе­ре­пи­сы­вал ру­ко­пи­си, со­став­лял ка­но­ны свя­тым, в со­ста­ве его сви­ты при­сут­ст­во­вал на за­се­да­ни­ях Ос­вя­щен­но­го со­бо­ра, Бо­яр­ской ду­мы и др. Из-за уг­ро­зы аре­ста (по од­ной из вер­сий, в свя­зи с воз­мож­ным об­ви­не­ни­ем в ере­си) в феврале 1602 года вновь бе­жал из Мо­ск­вы в со­про­во­ж­де­нии стар­цев Ми­саи­ла и Вар­лаа­ма. Ско­рее все­го, уже в это вре­мя у не­го воз­ник­ла идея про­воз­гла­сить се­бя чу­дес­но спас­шим­ся сы­ном ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. Вско­ре ока­зал­ся на тер­ри­то­рии Ре­чи Пос­по­ли­той, в Великом кн-ве Ли­тов­ском (ВКЛ). По­сле пре­бы­ва­ния в не­сколь­ких пра­во­слав­ных мо­на­сты­рях (в т. ч. в Кие­во-Пе­чер­ском) рас­стриг­ся и от­пра­вил­ся в Го­щу - центр ради­каль­но­го про­тес­тант­ско­го те­че­ния ари­ан-три­ни­та­ри­ев (по­се­щал их шко­лу). Вес­ной (по­сле Го­щи) или осе­нью 1603 года Г.Б. От­репь­ев, ско­рее все­го, по­бы­вал в За­по­рож­ской Се­чи.

21(31).7.1605 года со­стоя­лась тор­жественная це­ре­мо­ния вен­ча­ния са­мо­зван­ца на цар­ст­во: сна­ча­ла пат­ри­арх Иг­на­тий вен­чал его под именем Дмит­рия Ива­но­ви­ча на цар­ст­во в Ус­пен­ском со­бо­ре по тра­ди­ци­он­но­му для Русского государства чи­ну, а за­тем в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре са­мо­зван­ца увен­чал шап­кой Мо­но­ма­ха Ар­се­ний Элас­сон­ский, ар­хи­епископ Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра.

Лжедмитрию I так и не уда­лось вы­стро­ить проч­ных от­но­ше­ний с большей частью русской по­ли­тической эли­ты, что бы­ло вы­зва­но его кад­ро­вой по­ли­ти­кой, боль­шой ро­лью иностранных со­вет­ни­ков, опа­се­ния­ми, вы­зван­ны­ми его внеш­не­по­ли­тическим кур­сом и дек­ла­ри­ро­вав­шей­ся под­го­тов­кой к во­енным дей­ст­ви­ям, сти­лем его жиз­ни и ма­не­рой обра­ще­ния с боя­ра­ми. По­сте­пен­но Лжедмитрий I на­чал ис­пы­ты­вать не­до­ве­рие к сво­ему ок­ру­же­нию и на ру­бе­же 1605 и 160 годов сфор­ми­ро­вал специальную двор­цо­вую стра­жу из 3 рот на­ём­ни­ков-ино­стран­цев. В январе - мае 1606 года из­вест­ны 3 слу­чая пре­дот­вра­щён­ных по­ку­ше­ний на жизнь са­мо­зван­ца.

Си­туа­ция мак­си­маль­но обо­ст­ри­лась в апреле - мае 1606 годов. Объ­яв­лен­ное ещё ­зимой пра­ви­тель­ст­вом Лжедмитрия I ре­ше­ние о под­го­тов­ке по­хо­да русского вой­ска на юг (на Крым­ское хан­ст­во или Азов) вы­зва­ло сбор до­пол­нительных на­ло­гов и утя­же­ле­ние по­вин­но­стей по дос­тав­ке во­енных за­па­сов и, по всей ви­ди­мо­сти, ар­тил­ле­рии в южной кре­по­сти, по строи­тель­ст­ву реч­ных су­дов, а так­же мо­би­ли­за­цию по­ме­ст­но­го опол­че­ния центральных и северо-за­пад­ных (на­ме­чал­ся их смотр в Мо­ск­ве в мае), а так­же юго-восточных уез­дов. Од­но­вре­мен­но на Вол­ге вспых­ну­ло вос­ста­ние тер­ских ка­за­ков во гла­ве с Илей­кой Му­ром­цем.

Иллюстрации:

Лже­дмит­рий I. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка. Начало XVII века. Ис­то­ри­че­ский му­зей (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Символы царской власти - венец, скипетр и держава

400 лет назад, 21 июля (11 июля по ст.ст.) 1613 года в Москве прошло венчание на царство первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.

Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.

В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.

Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского "посажения на стол" в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге "поставление" русских князей на княжество происходило в Орде.

Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название "Мономахова наследственная шапка золотая". В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.

Шапка Мономаха

Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на "великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское" в феврале 1489 года.

Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Книжная миниатюра Борис Годунов из Царского Титулярника (Корень Российских Государей), 1672 год.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

Портрет царя Михаила Федоровича Романова. Раскрашенная литография

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Царь Федор Алексеевич

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

Лжедмитрий

02.12.2020 05.12.2020 Admin Смута Мнишек, Отрепьев, Сигизмунд III, Шуйский

Венчание на царство

Н.Неврев. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого

Н.Неврев. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого

Авантюрист или законный наследник?

Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы

Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы

Возможно, сам молодой человек также верил в правдивость своих слов. С юных лет в нем воспитали убеждение, что он — законный претендент на русский престол. Не случайно, узнав о появлении Лжедмитрия в Речи Посполитой, Борис Годунов тут же обвинил московских бояр в том, что это их рук дело.

Затем Григорий покинул монастырь, провел некоторое время в Запорожской Сечи и спустя несколько лет оказался в Речи Посполитой.

Поход на Москву

Так или иначе, но Лжедмитрий стал орудием удаления Бориса Годунова и его рода от власти. Находясь в Речи Посполитой, Лжедмитрий оказался в доме влиятельного вельможи, сандомирского воеводы и львовского старосты Юрия Мнишека и страстно влюбился в его дочь Марину. Ловкий царедворец и опытный политик, Мнишек решил поддержать его дерзкие планы в обмен на богатство казны Кремля, уплату собственных долгов и женитьбу самозванца, в случае венчания на царство, на Марине. Лжедмитрий обещал также передать своей невесте в удел города Новгород и Псков, а польскому королю вернуть Северскую землю и Смоленск.

Лжедмитрий у польского короля

Фрагмент картины Н.Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Окружение Мнишека и король Сигизмунд III находились под сильным влиянием ордена иезуитов, которые считали, что через Лжедмитрия они смогут привить Руси католичество или подчинить православную церковь папскому престолу. Лжедмитрий был достаточно умен, и в своем витиеватом послании римскому папе в такой двусмысленной форме пообещал осуществить далеко идущие планы католиков, что тот мог как заблагорассудится истолковать заверения претендента на русский престол. Для пущей убедительности Лжедмитрий весной 1604 года тайно перешел в католичество — и в итоге получил политическую и моральную поддержку со стороны Рима.

Правление Лжедмитрия

Оказавшись на престоле, Григорий Отрепьев не спешил выполнить данные польской знати и римскому папе обязательства. Православие оставалось при нем государственной религией, более того, царь не дозволил строить на русской земле католические костелы. Ни Смоленск, ни Северская волость под власть поляков не ушли. Послу, приехавшему вести переговоры по этому вопросу, Лжедмитрий пояснил, что данного ранее обещания он сдержать не сможет, но зато готов помочь королю деньгами.

Лжедмитрий I, не имея опоры в боярских кругах, нуждался в поддержке служилого дворянства, а потому подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян и, прежде всего, указ о пятилетнем сыске беглых, чем сразу же оттолкнул от себя землепашцев. Чтобы заручиться любовью войска, царь щедро награждал своих подданных землей и деньгами, занимая их у монастырей. Церковники, естественно, относились к нему с подозрением. Их сильно беспокоили заигрывания Лжедмитрия с иезуитами и его образ жизни. В этом они смыкались с боярской оппозицией, которая была возмущена засильем чужеземцев в вооруженных отрядах, иностранным платьем молодого царя, высокомерием шляхтичей и гайдуков из его окружения.

Марина Мнишек

Отрепьев, став русским царем, жаждал обвенчаться со своей невестой Мариной Мнишек. Он не забыл четвертую из пяти дочерей Мнишека. Марина была небольшого роста, с темными волосами и большими глазами, но красавицей ее назвать было трудно. Тонкие сжатые губы и хитрое выражение лица ее несколько портили. И все же Марина была очаровательна.

В апреле 1606 года воевода Юрий Мнишек с дочерью и сопровождением прибыл в Москву. Вместе с челядью и войском гостей было более двух тысяч человек. Своеволие польской свиты в чужом городе, ее непонятная речь и неуважение к русским обычаям вызывали народное недовольство.

Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек

Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек

Конец правления

К.Е. Маковский. Убийство Лжедмитрия

К.Е. Маковский. Убийство Лжедмитрия

Лжедмитрий оказался в осажденном дворце, стража бросила его, а надежные люди были перебиты. Он решил бежать через окно, рассчитывая, что сможет ускользнуть от преследователей и отдаться в руки народа, который всегда его любил. Но, попав на высокую крышу, он не удержался и упал на двор, потеряв на время сознание. Там его настигли и зверски убили заговорщики. Бояре заточили в темницу Марину Мнишек и многих приближенных самозванца. С трудом удалось Шуйскому остановить грабеж и избиение иноземцев в Москве.

Смутное время – что это такое и когда оно было? Что тогда произошло? События Смутного времени – как разворачивались? Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I – кто такой? Причины Смутного времени.

Фото Смутное время: Борис Годунов и Лжедмитрий, события Смутного времени

Смутное время, или Смута – период российской истории с 1598 по 1613 годы, на который пришлись тяжелый политический кризис, русско-польская и русско-шведская войны, ряд стихийных бедствий и экономический кризис.

Начало Смутного времени

На этом династия Рюриковичей оказалась прервана – в стране обострилась борьба за власть среди нескольких влиятельных боярских семей.

В 1598 году Земский собор принял решение посадить на царство Бориса Годунова – боярина, чиновника и бывшего опричника .

Правление Бориса Годунова

Из-за неурожая 1601 – 1603 годов в стране начался голод, а погода стояла на редкость холодная – заморозки не прекращались даже летом. Люди, оставшиеся без денег и еды, отправлялись в города, где занимались грабежом.

В то же время правление Бориса Годунова началось во многом успешно.


Благодаря его стараниям в 1589 году был избран первый русский патриарх. В то время учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. При новом царе строились оборонительные крепостные стены, он уменьшил размер податей для государственных крестьян. При нем был подписан мирный договор со Швецией и возвращены земли, потерянные в результате Ливонской войны.

При этом по уровню своей подозрительности Годунов не уступал Ивану Грозному и, взойдя на престол, сводил счеты с неугодными ему боярами.

Годунов правил до своего ухода из жизни в 1650 году. По одной из версий, царя отравили, но многие исследования указывают на слабое здоровье правителя. Его место занял сын, 16-летний Федор Борисович.

Лжедмитрий I и восстание Болотникова

Вскоре объявился самозванец, выдававший себя за выжившего царевича Дмитрия. Заручившись поддержкой польской знати, Лжедмитрий I с войском торжественно вошел в Москву. Царь Федор был свергнут и убит вместе с матерью.

Московское боярство признало в Лжедмитрии законного царя, и он занял трон.


Но и его царствование продлилось недолго: в 1606 году боярская оппозиция, недовольная реформами нового правителя и его ориентацией на Польшу, подняла восстание и расправилась с самозванцем. Трон занял знатный боярин Василий Шуйский.

Недовольные боярским царем и установившимся голодом крестьяне были убеждены, что во дворце расправились не с Лжедмитрием, а с кем-то другим. Повстанцы подступили к Москве, устраняя по пути царские отряды. Позже войско Болотникова потерпело поражение и укрылось в Туле, где было окончательно разбито. Все предводители бунта были казнены.

Русско-польская война и окончание Смуты

Тем временем слухи о выжившем маленьком царевиче Дмитрии все не утихали. Летом 1607 года объявился новый самозванец – Лжедмитрий II.

Часть русских городов присягнула на верность самопровозглашенному царю, при этом официальным правителем оставался Василий Шуйский. В государстве установилось двоевластие с двумя Боярскими Думами, двумя патриархами и администрациями, кроме того, правительство Лжедмитрия II чеканило собственную монету.


Но век Лжедмитрия II оказался недолог: самозванец рассчитывал подтолкнуть к вторжению в Москву татар и турок, но был лишен жизни татарским князем Петром Урусовым, мстившим за тайно казненного Лжедмитрием касимовского хана.

К концу 1607 года польско-литовские войска разграбили Шую, Кинешму и Тверь. В 1609 году польский король Сигизмунд III объявил России войну и осадил Смоленск.

Непопулярный в народе и поверженный Сигизмундом Василий Шуйский был свергнут с престола боярским заговором и насильно пострижен в монахи.

Грабежи и насилие, а также религиозные противоречия привели к образованию в стране национально-освободительного движения.


В 1612 году нижегородский купец Козьма Минин пригласил князя Дмитрия Пожарского руководить ополчением . Войска ополчения двинулись к Москве, штурмом взяли Китай-город и очистили город от польских войск.


В 1613 году Земский собор, состоявший из представителей разных сословий, после долгого совещания избрал на царство Михаила Романова – человека, давшего начало новой династии, которая правила Россией следующие 300 лет.

Это событие считается окончанием династического кризиса и Смутного времени.

Причины смутного времени: кратко

Историки выделяют несколько причин Смуты:

Прерывание династии Рюриковичей;

Внутренняя борьба между правителем и боярами. Царская власть пыталась ограничить влияние и привилегии бояр, пока те всеми силами боролись за сохранение и приумножение этих привилегий;

Ослабление пограничных войск;

Трудное экономическое положение, возникшее из-за завоевательных походов предыдущего царя Ивана Грозного. Тяжелая ситуация усугубилась голодом, охватившим большую часть европейской России в 1601–1603 годах;

Читайте также: