Какая организация защищает права человека на международном уровне

Обновлено: 13.06.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

После чудовищных преступлений, совершённых фашистами в период Второй мировой войны, в юриспруденции сформировалось такое понятие, как система международной защиты прав человека. Главы ра́звитых стран и правоведы пришли к выводу, что существуют свободы, которыми должны обладать абсолютно все люди на планете, независимо от расы, религии, гражданства и пола.

Международная защита прав человека

Структура системы и документы

Международной защитой прав и свобод человека занимаются такие организации, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Евросоюза. Эта отрасль публичного права представляет собой совокупность норм, принципов и средств, позволяющих регулировать и защищать свободы граждан всего мира.

Полномочия ООН

Организация Объединённых Наций создана по инициативе нескольких держав, входящих в состав антигитлеровской коалиции. Летом 1945 года был подписан Устав ООН. Первые положения этого документа посвящены международному сотрудничеству по вопросам прав человека.

В состав организации входит множество подразделений, но особый интерес для правозащитников представляют комитеты:

  • против пыток;
  • по ликвидации расовых дискриминаций;
  • по защите прав мигрантов.

Организация Объединённых Наций

Кроме этого, в структуру ООН по защите прав человека входят разнообразные комиссии по правам ребёнка, положению женщин и трудящихся. В 1976 году был учреждён Комитет по правам человека. В его состав входит 18 человек. В качестве членов подразделения избирают только компетентных специалистов, обладающих высокими нравственными качествами.

Структурные подразделения ООН следят практически за всеми сферами жизни человека:

  1. Обеспечивают защиту человека от государственного произвола.
  2. Следят, чтобы гражданин смог свободно распоряжаться продуктами собственной хозяйственной деятельности.
  3. Обеспечивают условия для духовного развития и реализации потенциала.
  4. Контролируют предоставление гражданам свободы выбора и возможности участия в политической жизни страны.
  5. Следят за уровнем жизни граждан разных государств.

Функции и полномочия международной организации чрезвычайно разнообразны. Подразделения обсуждают проблемы на конференциях, проводят исследования, подготавливают проекты деклараций и соглашений, оказывают консультативную помощь государствам. В некоторых случаях комитеты и комиссии контролируют соблюдение международных обязательств.

Европейские организации

Развитие международного сотрудничества привело к созданию множества сообществ, защищающих права граждан разных государств. В современное время насчитывается около 5 тыс. таких учреждений. Особое место в мировой системе защиты занимает Совет Европы и Европейского Союза, ОБСЕ.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Осенью 1953 г. в Европе была принята знаменитая Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Правовой акт был ратифицирован во многих странах Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Россия приняла конвенцию в 1998 году, таким образом, взяв на себя ответственность по исполнению положений акта.

На основании этого документа был учреждён Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главный штаб организации расположен в Страсбурге. К другим неправительственным международным учреждениям можно отнести:

  • Общество Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • ЮНИСЕФ;
  • Ассоциацию юристов-демократов.

Ещё одной авторитетной структурой является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Учреждение объединяет 57 стран в разных частях планеты.

Главные правовые источники

Международные права и свободы не имеют юридической силы, если они не закреплены в официальных документах, например, пактах, декларациях, договорах. Декларацией называют нормативно-правовой акт, в котором сформулированы общие принципы и цели всех сторон. Договоры — соглашения, подписанные уполномоченными представителями государств. Правительство каждой страны имеет возможность ратифицировать или не принять условия, прописанные в документе. Ратификации предшествует тщательный анализ акта, выпуск соответствующего закона о принятии положений и вступлении в силу. Подобные документы заключаются только в письменной форме.

Всеобщая декларация от 1948 г

К главным нормативно-правовым актам, защищающим права граждан, относятся:

  1. Всеобщая декларация от 1948 г.
  2. Международный пакт о политических и гражданских правах от 1966 года и факультативные протоколы к нему.
  3. Пакт о социальных и культурных правах от 1966 г.

Все документы входят в состав Хартии прав человека. В отличие от договоров, положение пактов распространяется абсолютно на все государства, независимо от его принятия.

Условия и порядок подачи жалобы

Национальная правовая система часто бывает неэффективна. Главный способ защиты прав человека на международном уровне — подача жалобы в Комитет ООН или в ЕСПЧ. В подобных организациях обращения граждан рассматриваются бесплатно. Для подачи жалобы в Комитет ООН важно соблюсти некоторые условия:

  1. Ответчиком может быть только конкретное государство, а не юридическое или частное лицо.
  2. Заявителем является пострадавший человек или его доверенное лицо.
  3. Жалоба может касаться только решений органов власти, а не конкретного закона. Комитет не может проверять внутреннее законодательство на предмет его соответствия международным пактам и декларациям.
  4. Гражданин использовал все внутренние ресурсы страны для обжалования решения.

Пода́ть заявление можно по электронной почте на официальном сайте ООН. В письмо необходимо вложить жалобу, составленную в свободной форме, документальные доказательства нарушения прав, копию решения или приговора судебной инстанции. В жалобе кратко перечисляются:

Пода́ча заявления

  • персональные данные заявителя;
  • перечень нарушенных прав со ссылками на международные акты;
  • какие-либо доказательства.

Если заявитель не нарушил установленных требований, комитет приступает к рассмотрению жалобы. Для получения комментариев и объяснений информация по иску передаётся государству-ответчику. Если нарушения будут найдены, органы власти получают указание восстановить права гражданина или устранить негативные последствия нарушения в течение 180 дней.

По мнению правоведов, наиболее эффективным способом отстаивания своих интересов является подача иска в Европейский суд в Страсбурге. В качестве основной меры наказания применяется не предписание об устранении нарушения, а штраф. Иск в ЕСПЧ можно пода́ть в течение 6месяцев после вынесения заключительного решения или приговора. Заявителем может быть не только частное лицо, но и организация или группа людей.

Решения комитета ООН и ЕСПЧ не всегда соблюдаются государствами. К примеру, в 2018 году в России было исполнено не более 30% заключений международных организаций, остальные постановления были проигнорированы. Это свидетельствует, что система международной защиты свобод человека нуждается в доработке.

Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций).


Координирующим центром данной деятельности является система, сложившаяся в результате функционирования Организации Объединенных наций.

Следовательно, осуществление ООН международного сотрудничества для содействия всеобщему соблюдению прав человека есть одновременно и цель, и обязанность этой организации.

В целях укрепления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 года решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

Лицо, назначаемое на этот пост, должно обладать значимым авторитетом в области прав человека, общими знаниями и пониманием культурного уровня наций и народностей, что необходимо для объективного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное должностное лицо, находящееся под эгидой Генерального секретаря ООН, несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

Обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем:

1) поощрять и защищать эффективное осуществление каждым человека без исключения гражданских, политических, культурных, экономических и социальных прав;

2) выполнять задачи, возложенные на него компетентными органами ООН в области прав человека, предоставлять им рекомендации в целях обеспечения и защиты всех прав человека;

3) оказывать консультативные услуги и финансовую помощь через компетентные органы ООН по просьбе заинтересованных государств и региональных международных организаций в целях осуществления эффективных мер и программ в области прав человека;

4) координировать соответствующие научные и учебные программы, имеющие пропагандистский характер в области прав человека;

5) осуществлять укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека, осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека, предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Совету ООН по правам человека, через ЭКОСОС – Генеральной Ассамблее ООН и др.




1) государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола 1;

2) лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается);

3) жалоба не должна быть анонимной;

4) жалоба не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции вправе:

1) предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации;

2) назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования;

3) ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации женщин 1979 года. Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств-участников.

Комитет по правам ребенка образован в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 года. Комитет вправе:

1) запрашивать у государств-участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции;

2) собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах;

3) на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН;

4) сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственными и неправительственными правозащитными организациями.

Наряду с системой универсальных международных механизмов содействия неотчуждаемости прав человека существуют и региональные механизмы.

Совет Европы был создан в 1949 году как общеевропейская, региональная организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Среди целей Совета Европы, заявленных в его Уставе, наиболее важными являются: правовое обеспечение прав человека, развитие дружественного международного партнерства, разработка совместных решений социальных проблем. Основной принцип Совета Европы, объединяющий в настоящее время несколько десятков государств, – принцип уважения прав человека и верховенства права.

В соответствии с этим принципом Совет Европы защищает гражданские, политические, социальные и экономические права на основании механизма, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Европейской социальной хартии 1961 года. Приоритетные направления деятельности Совета Европы – предупреждение нарушений прав человека на национальном уровне.

Система региональной защиты прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы функционирует на основе целого ряда документов, и прежде всего, обязательного конвенционного характера, центральным из которых является Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 года, затем дополненная 11 протоколами. Это уникальная система общего права, развивающаяся благодаря прецедентному праву, она стала основой для формирования наиболее обширного и подробного свода судебных решений по сравнению с другими международными судебными органами по защите прав человека.

Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства.

Система правовой, в том числе судебной, защиты, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной. Это значит, что защиту прав человека в качестве первой инстанции обеспечивают национальные органы, и прежде всего национальные суды. Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции.

11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность обращаться в Суд непосредственно. Согласно Протоколу Европейская комиссия по правам человека упразднена и единственным органом, обеспечивающим соблюдение обязательств по Конвенции, стал Суд.

Существуют определенные обстоятельства, при наличии которых жалоба может быть приемлемой:

– предметом жалобы должны быть события, ответственность за которые несет публичная власть одного из государств – членов Совета Европы;

– жалоба может быть принята к рассмотрению только в случае, если были исчерпаны все доступные средства внутригосударственной правовой защиты и не позднее шести месяцев после принятия окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования;

– жалоба не может быть анонимной, однако если заявитель не желает разглашать своего имени, то должен указать это и предоставить информацию о причинах, объясняющих подобную просьбу.

С жалобой в Европейский Суд может обратиться любое физическое лицо, в том числе не достигшее совершеннолетия, а также подвергавшееся каким-либо ограничениям правоспособности со стороны национальных органов власти.

В связи с ратификацией Конвенции и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека указом Президента РФ от 29 марта 1998 года учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека.

Содружество независимых государств как региональная организация было создано 8 декабря 1991 года. В настоящее время Содружество объединяет более десяти государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют только государства Балтии – Литовская, Латвийская и Эстонская республики и Грузия). Ст. 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

Данная Комиссия в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.

Права человека являются неотъемлемым элементом правового статуса человека независимо от его национальности, пола, возраста, расовой принадлежности и социального положения, религии и вероисповедания, языковой семьи.

Определение понятия “защита прав человека”

Защита прав человека многогранное понятие, которое объединяет в себе следующие аспекты:

  • защита личности,
  • охрана прав и свобод человека и гражданина,
  • охрана здоровья граждан,
  • поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • защита общественной нравственности,
  • охрана окружающей среды,
  • установленного порядка осуществления государственной власти,
  • общественного порядка и общественной безопасности,
  • собственности,
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, социума и государства.

Права человека являются неотъемлемым элементом правового статуса человека независимо от его национальности, пола, возраста, расовой принадлежности и социального положения, религии и вероисповедания, языковой семьи.

Права человека определяют статус индивида относительно государства, его возможностей и притязаний в экономической, социальной, политической и культурных сферах.

Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Соблюдение или не соблюдение прав человека государством свидетельствует о зрелости его правовой и социальной систем.

Права человека закреплены в ряде международных документов. Соблюдение норм, содержащихся в этих документах, обязывает государства действовать определенным образом или воздерживаться от действий, которые нацелены на обеспечение привилегии отдельным лицам или группе лиц.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Документы, регламентирующие права человека

Мировая юридическая практика выработала довольно большой объем документов о правах человека. Среди основных можно выделить:

  1. Международный билль о правах человека.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказаний за него (1948 г.),
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.).
  7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.),
  8. Конвенция о статусе беженцев (1951 г.).
  9. Декларация о правах коренных народов (2007 г.).

Эти документы регламентируют только соблюдения прав человека на международном уровне. На национальном уровне каждая страна регламентирует соблюдение прав собственными нормативными документами.

Международный билль о правах человека

Международный билль о правах человека составляют Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативные протоколы к нему, а также Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека стала первым документом, принятым Генеральной Ассамблеей ООО 10 декабря 1948 г., в области прав человека. Она представляет собой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права и свободы человека, недопустимые для нарушения.

В ст. 1 отражаются философские предпосылки Декларации, признаются такие естественные права человека, свобода и равенство.

Во второй статье излагаются основные принципы равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования всеми правами и основными свободами, которыми обладают все без исключения люди на Земле. Третья статья провозглашает права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность человека.

В ст. 4-21 перечисляются важнейшие гражданские и политические права, указывающие на принципы взаимоотношений человека с государством и себе подобными людьми: право на свободу от рабства и подневольного состояния, право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания и т.д.

В ст. 22-27 Декларации изложены экономические и культурные права, на которые имеет право каждый член общества: право на социальное обеспечение, право на труд и пр.

Ст. 30 акцентирует внимание на том, что государство, группа лиц или отдельное лицо не может претендовать на право «заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные не уничтожение прав и свобод, закрепленных в документе. Помимо прав Декларация в одной из статей закрепляет обязанности человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности, право на защиту личной жизни, право на свободное выражение мнений, право на мирные собрания.

К данному пакту были приняты два факультативных протокола (1966 г.). Согласно первому Протоколу был создан Комитет по правам человека, второй Протокол запрещает смертную казнь.

Нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека гарантируют каждому индивиду право на труд, право на отдых, право на участие в профессиональных союзах, право на социальное обеспечение и социальное страхование, охрану семьи, право на образование и участие в культурной жизни государства и иные права.

Декларация прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка

Декларация прав ребенка (1924 г.) первоначально закрепляла пять принципов, которые были призваны уберечь детей от рабства, проституции и торговли. Впоследствии Декларация была доработана и в ней был закреплен более полный объем прав детей. Итак, они сводятся к следующему:

  • все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, снижены или отменены вовсе;
  • каждый ребенок имеет право на достоинство и возможность развиваться нравственно, духовно и физически;
  • государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя;
  • каждый ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание;
  • неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием;
  • каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является;
  • каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение. Он имеет право играть и развиваться;
  • права ребенка определяются, с позиции получения помощи, как первостепенные;
  • дети не должны привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его здоровью, развитию, эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу;
  • каждый ребенок имеет право на мирную жизнь.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая признавала приоритет интересов детей, как основной принцип защиты их прав.

Также Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права, закрепила не только экономические, социальные и культурные права, но и гражданские, и политические. Главное значение Конвенции состоит в том, что права детей впервые приобрели статус международного права.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида

Также она устанавливает юридическую ответственность за совершение преступлений против человечества и призывает страны-участницы принимать меры по предотвращению и наказанию актов геноцида в мирное и военное время.

Конвенцию против пыток

10 декабря 1984 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она состоит из 33 статей и направлена на установление запрета пыток при любых обстоятельствах, на повышение эффективности борьбы против жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Также она предписывает выдачу лиц в страны, в которых существует реальная, серьезная угроза пыток и иного вида преступлений против личности и устанавливает обязанность уголовного преследования за пытки. Надзор за исполнением Конвенции осуществляют эксперты, входящие в Комитете против пыток.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенцией был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В его полномочия входит принятие и рассмотрение докладов государств-участников Конвенции об исполнении ее положений, а также принятие и индивидуальных и групповых петиций.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, направленная на защиту прав женщин, была принята 18 декабря 1979 г. и вступила в силу 3 сентября 1981 г. Конвенция обязывает все страны-участницы установить равноправие мужчин и женщин на конституциональном уровне и добиваться его практической реализации.

Также она призывает к обеспечению равноправия мужчин и женщин в праве пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.

В случае установления фактов дискриминации женщин, согласно Конвенции, необходимо применять специальные санкции и принимать меры, способствующие изменению действующего законодательства, обычаев, практики, в которых сложилось практика ущемления прав женщин.

Конвенция о статусе беженцев

Конвенция о статусе беженцев была принята 28 июля 1951 г. конференцией полномочных представителей в Женеве. Она определяет права беженцев, в том числе их право не подвергаться насильственному возвращению в страны, в которых существует угроза их жизни.

Также положения Конвенции касаются различных аспектов повседневной жизни лиц, имеющих статус беженца, включая их право на труд, образование, правительственную помощь и социальное обеспечение. Конвенция была ратифицирована 22 апреля 1954 г.

Декларация о правах коренных народов

Декларация о правах коренных народов — документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 г. Согласно Декларации коренные народы имеют право на сохранение своей самобытности решение первоочередных задач их экономического, социального и культурного развития.

Особо акцентируется внимание на необходимости развития гармоничных отношений и сотрудничестве между государствами и их коренными народами.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Со всеми вышеперечисленными актами о правах человека связана Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 3 сентября 1953 года. Данная Конвенция создала и закрепила особый механизм защиты прав человека.

Главное ее значение заключается в:

  • предоставлении гарантий прав и свобод каждому человеку;
  • создании конкретного механизма защиты прав человека;
  • предоставлении парламентам и судебным органам основ в области прав человека для принятия и толкования законов.

Конвенция и протоколы к ней предоставляют следующие гарантии:

  • право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
  • справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
  • участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
  • свободу мысли, совести и религии;
  • свободу выражения мнения;
  • имущество и свободу распоряжаться собственностью;
  • свободу собраний и объединений;
  • запрет пыток и бесчеловечного и унизительного обращения;
  • запрет смертной казни;
  • пресечение рабства и подневольного труда;
  • пресечение дискриминации в реализации гарантированных Конвенцией прав;
  • ограничение или полный запрет на выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;
  • ограничение или полный запрет на коллективное выдворение иностранцев.

Не все государства даже первого мира могут похвастаться соблюдением абсолютно всех требований Европейской Конвенции.

Защита прав человека в конкретном государстве

На национальном уровне работа по защите прав человека возложена на судебные органы, а также на омбудсменов, комитеты по правам человека, советы по правам человека, парламентские комитеты и др.

Основными международными надзорными органами являются комиссии и комитеты или суды, состоящие из независимых членов — экспертов или судей, и ни один из этих органов не должен состоять только из представителей одного государства. В своей деятельности эти органы используют следующие основные механизмы:

  • жалобы (представленные отдельными лицами, группами лиц или государствами);
  • судебные дела;
  • процедуры представления докладов.

В современном мире, к сожалению, не во всех государствах в полной мере соблюдаются права человека.

Вывод

Права человека являются неотъемлемым элементом правового статуса человека. Международная практика выработала большой объем документов, регламентирующих данную область.

3 сентября 1953 года была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

На международном уровне права человека признаны как величайшая ценность. Следовательно, признание, соблюдение и защита прав человека должно быть приоритетным направлением в любом государстве.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Читайте также: