О каком понятии идет речь совокупность граждан определенного государства

Обновлено: 30.06.2024

Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи:

Согласно этой теории государство произошло от права собственника на землю:

Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка:

Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных:

Представители договорной теории происхождения государства:

а) Маркс, Энгельс, Ленин;

б) Гумплович, Каутский, Дюринг;

в) Руссо, Локк, Гоббс;

г) Петражицкий, Спенсер.

Люди, считающие, что причиной возникновения государства были экономические факторы, являются сторонниками:

а) договорной теории происхождения государства;

б) материалистическ ой теории происхождения государства;

в) патримониальной теории происхождения государства;

г) теологической теории происхождения государства.

а) духовную и светскую власть;

б) государство и право;

в) внешние и внутренние функции государства;

г) исполнительную и законодательную власть.

Государство, как политическое состояние общества, определяли:

Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства:

а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом;

б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества;

в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих;

г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов.

Не является признаком государства:

в) аппарат управления и насилия;

г) наличие единого языка общения.

Не является признаком государства:

а) официальное представительств о всего общества;

б) издание законов и подзаконных актов;

в) наличие одной нации;

г) верховенство государства на своей территории.

Легитимность государственной власти означает:

а) ее законность;

б) принятие ее населением;

г) всё, указанное выше.

Поддержка малого предпринимательс тва относится к:

а) социальной функции государства;

б) экономической функции государства;

в) административной функции государства;

г) гражданской функции государства.

В США – конгресс, в Польше – сейм, в РФ – федеральное собрание. О каком органе государства идет речь:

в) правоохранительн ом органе;

г) местном органе государственной власти.

Форма правления, при которой глава государства получает свою власть по наследству, называется:

Республика – это форма правления, при которой государственная власть осуществляется:

а) выборными органами, избираемыми на определенный срок;

б) всем населением страны;

в) одним должностным лицом, получающим власть по наследству;

г) председателем правительства.

Если глава государства, избранный населением, имеет право роспуска парламента, а парламент не может выразить недоверие правительству, то это:

а) смешанная республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) полупарламентска я республика.

Современная Россия по форме правления:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) смешанная республика;

г) унитарная республика.

Форма правления, при которой есть парламент, но его верхняя палата и правительство формируется монархом:

а) абсолютная монархия;

б) дуалистическая монархия;

в) парламентская монархия;

г) смешанная республика.

Государство, на территории которого созданы административно- территориальные единицы (области, округа), не являющиеся государственными образованиями, называется:

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью, неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

а) союз государств, обладающих суверенитетом;

б) союз государств и государственных образований, обладающих ограниченным суверенитетом;

в) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

г) союз государств, объединившихся для достижения общих целей.

Право выхода из состава федерации за их субъектами признается:

б) признается, но только по итогам референдума населения субъекта федерации;

в) признается, но только по итогам референдума населения федерации в целом;

г) не признается.

Унитарное государство, федерация, конфедерация — это:

а) форма правления;

б) форма территориального государственного устройства;

в) виды политического режима;

г) типы правового государства.

Россия по форме территориального государственного устройства является:

а) суперпрезидентск ой республикой;

б) федеративным государством;

в) демократическим государством;

Совокупность методов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе соответствуют понятию:

а) политического режима;

б) механизма государства;

в) форме государства;

г) структура государства.

Демократического политического режима не может быть без:

б) выборности органов местного самоуправления;

в) равенства граждан перед законом;

г) открыто существующей оппозиции.

Признак авторитарного режима:

а) полный контроль государства над обществом;

б) чрезмерный централизм;

в) наличие однопартийной системы;

г) подконтрольность режима народу.

Политический плюрализм — признак:

а) демократического режима;

б) диктаторского режима;

в) военного режима;

г) тиранического режима.

Орган государства может воплощаться в одном лице?:

в) орган государства всегда воплощается в одном лице;

г) орган государства никогда не может воплощаться в одном лице.

Правительство – это орган:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) правоохранительн ый орган;

г) правительство органом власти не является.

Администрация президента – это орган:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) и законодательной и исполнительной власти;

г) вспомогательный орган при президенте.

К правоохранительн ым государственным органам относятся:

а) суд, прокуратура, адвокатура;

б) милиция, прокуратура, армия;

в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, ОГБ;

г) налоговая полиция, нотариат, детективные агентства.

Осуществлять правосудие имеет право:

г) присяжный заседатель.

Совокупность внегосударственн ых, экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных и религиозных отношений — это:

Тест по обществознанию Гражданское общество и государство для учащихся 9 класса. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Политика. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Возникновение государства связано с возникновением

1) религиозных организаций
2) специальных групп людей, осуществляющих только функции управления (публичной власти)
3) границ между племенами
4) системы гражданства (подданства)

2. Для гражданского общества характерно наличие

1) единого центра управления государственным аппаратом
2) самодеятельных общественных организаций
3) авторитарного политического режима
4) абсолютной монархической формы правления

3. Центром политической системы общества является(ются)

1) государство
2) международные организации
3) общественные неправительственные организации
4) Организация Объединенных Наций

4. Местное самоуправление в Российской Федерации — это

1) форма осуществления народом своей власти
2) вид государственной власти
3) система государственной власти
4) признак государства

5. Местное самоуправление составляет

1) систему органов государственной власти
2) основу федерализма в Российской Федерации
3) вертикаль исполнительной власти
4) одну из основ конституционного строя Российской Фе­дерации

6. Органы местного самоуправления

1) входят в систему законодательных органов власти
2) входят в систему государственной власти субъектов Российской Федерации
3) не входят в систему органов государственной власти
4) входят в систему федеральных органов государственной власти

7. Местное самоуправление в России обеспечивает

1) самостоятельное решение населением вопросов местно­го значения
2) решение федеральными органами власти вопросов ме­стного самоуправления
3) решение законодательными органами власти вопросов местного самоуправления
4) решение государственными органами вопросов муниципального образования

8. Добровольное объединение граждан, созданное для участия в политической жизни общества, в выборах и для представ­ления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, называется

1) общественным движением
2) политической партией
3) общественной организацией
4) общественным фондом

9. Одной из основных целей политической партии не является

1) формирование имущества на основе добровольных взносов и использование его на общественно-полезные цели
2) формирование общественного мнения
3) политическое образование и воспитание граждан
4) выдвижение кандидатов на выборах

10. В современной России существует система

1) однопартийная
2) двухпартийная
3) беспартийная
4) многопартийная

11. Становление гражданского общества неразрывно связано

1) с монополией на средства массовой информации
2) с запретом конкуренции
3) со становлением правового государства
4) с развитием сепаратизма

12. В целях решения непосредственно населением вопросов ме­стного значения проводится

1) референдум
2) голосование депутатов
3) плебисцит
4) народное собрание

13. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного осуществле­ния собственных инициатив по вопросам местного значения является

1) референдумом
2) государственным управлением
3) местным управлением
4) территориальным общественным самоуправлением

14. К вопросам местного значения относится

1) организация военных учений
2) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
3) установление процента по кредитам
4) установление цен в магазинах

15. В компетенцию органов местного самоуправления входит

1) организация библиотечного обслуживания населения
2) сельскохозяйственное производство
3) оборонное производство
4) судоустройство

1. В ведении местного самоуправления находится организа­ция учреждений

1) здравоохранения
2) судопроизводства
3) дошкольного образования
4) газоснабжения

2. Первая значительная реформа местного самоуправления произошла в период царствования ___________.

3. К общественным неправительственным организациям относятся (укажите три позиции)

Часть 3 (темы эссе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства.

Задачи урока:

Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями.

Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал , конституция РФ.

Тип урока: повторительно- обобщающий

Формы обучения: индивидуальная, работа в группах

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: определять основные положения по теме, объяснять значение понятий, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения; выделять главное.

1. Организационный этап.

Наш урок я хочу начать с девиза, по которому мы работаем на уроках.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

- Какую главу по обществознанию мы сейчас изучаем?

- С какими темами уже познакомились?

Колесо баланса

- мы закончили изучать первую главу курса Обществознание. Прежде чем перейти к изучению новой темы, что мы должны сделать? (повторить, проверить знания)

Давайте поставим перед собой цели на урок.

- Определим цели урока

- что мы должны знать

- где это нам может пригодиться

- ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ВАС?

Линия достижений

__1____2___3___4____5___6___7____8____9______10

Ребята, на ваших рабочих листах линия достижений. Подумайте, где вы сейчас находитесь и обведите кружочком этот шаг. И подчеркните ту цифру, где вы хотите быть в конце урока.

II.Задание №1. Терминологический диктант

Цель задания; повторить понятия по теме политика, подготовиться к экзаменам

1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства.

2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач.

3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей.

4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть.

5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.

7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей.

8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина. 9. Парламент Российской Федерации.

Проверь себя ( на слайде)

- Оцените выполнение задания. Какие выводы можно сделать?

- О чем идет речь?

Назовите признаки государства.

Назовите функции гос-ва

Задание №3 : закончите фразы, выбирая слова из данного ниже перечня.

1) Субъектами политики являются ___________________________________________

2) К объектам политики относятся ____________________________________________

3) Источники власти –это _____________________________________________________

4) К функциям власти относятся _______________________________________________

Авторитет, экономика, престиж, человек, отношения между государствами, социальная группа, государство, руководство, культура, партии, закон, класс, контроль, управление, организация, сила, оборона страны, организация, координация, мобилизация, богатство.

Ответы к заданию №3 ( слайд)

1) Человек, государство, партия, социальная группа, класс.

2) Экономика, отношения между государствами, культура, оборона страны.

3) Авторитет, престиж, сила, закон, богатство.

4) Руководство, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

1. Президент РФ не входит в какую-либо из традиционных ветвей власти и занимает особое положение главы государства

2.В обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики.

4.Экономика, культура, социальные отношения – это субъекты политики.

5.Урегулирование межнациональных конфликтов – это пример реализации

экономической политики государства.

6.От того, какую политику проводит государство, зависит благосостояние населения.

7.Стабильность и порядок в обществе зависят от организации политической власти.

8.В истории известны примеры, когда политика государства отвечала интересам

меньшинства и ущемляла права большинства.

9.Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются

10.Политические знания нужны только политикам.

Ответы к зданию №4

Задание №5. Заполните схемы:

Итог: проверка по слайду. Правильно выполненное задание – 1 балл.

Задание №6. Работа в парах. Установите соответствие признаков и функций государства:

Сущность данных понятий

1) президентская республика

А) при этой форме правления правительство формируется парламентом из представителей той партии, которая победила на выборах

2) абсолютная монархия

Б) политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном органе управления

В) политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни

4) унитарное государство

Г) право быть избранным

5) парламентская республика

Д) при этой форме правления президент совмещает функции главы государства и главы правительства

6) активное избирательное право

Ж) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, своих правительств

7) пассивное избирательное право

З) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, исполнительные, законодательные органы власти, при этом сохраняется единое гражданство, денежная единица и т.д.

И) право избирать

К) это форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передается по наследству

Проверка выполнения данного задания- Критерий выставления оценок

V.Правовое государство.

Вопросы классу:

-Какое государство называется правовым? (государство, в котором господствует право)

-Назовите признаки правового государства.(верховенство права, незыблемость прав и свобод человека, разделение власти).

- -Можно ли назвать РФ правовым государством? В каком документе это подтверждается?

- А как называют совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах? Приведите примеры ( рабочие профсоюзы, общество защиты прав потребителей, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы, детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами)

VI.Участие граждан в политической жизни страны.

Вопросы к классу:

- Как гражданин может повлиять на политику? ( митинги, выборы, состоять в политической партии)

- Чем отличаются выборы от референдума?

- С какого возраста вы можете участвовать в выборах?( 18 лет)

- С Какого возраста вы можете быть избранными в Государственную думу?

- С какого возраста вы можете выдвинуть свою кандидатуру на пост президента?

- А какие избирательные права мы имеем?

- как называется уклонение граждан от участия в выборах? абсентеизм

. Дополн. Задание синквейн

ЗАДАНИЕ НА ДОМ( 1 минута) Составьте список вопросов Президенту РФ по какой –либо проблеме.

Подготовиться к проверочной работе

YIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок(2 минуты)

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Читайте также: