Право как инструмент обеспечения комплексной безопасности

Обновлено: 19.05.2024

В статье рассматривается степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Делается вывод о том, что только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность.

Трагедия в Беслане, гибель учащихся во время пожаров, массовые заболевания и отравления, ситуации, носящие криминальный характер (избиения, стрельба, применение холодного и колющего оружия), дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту – всё это уносит сотни совсем молодых жизней, наносит непоправимый моральный ущерб неокрепшим детским душам, наносит тяжелые психологические травмы как самим учащимся, так и их родителям.

В понятие Системы комплексной безопасности входит степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Более важной задачи для любого образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, в настоящее время нет. Именно работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения – является первостепенной обязанностью её руководства.

На одного из заместителей директора (ректора) возлагаются обязанности по обеспечению безопасности. В его (её) обязанности входит:

  • организация работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
  • своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
  • методическая работа по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Схематично организация комплексной безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Комплексная безопасность учебного учреждения и основные направления её реализации

1. Работа по антитеррористической защищенности

Составными элементами этой работы являются:

  • проведение совещаний, инструктажей по вопросам антитеррористической защищённости;
  • постоянный контроль проводимых мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами.

Основанием для выполнения указанных мероприятий служит приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

Во исполнение требований указанных документов в каждом учебном заведении разрабатывается пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт антитеррористической защищенности, согласованный с правоохранительными органами и утверждённый руководителем образовательного учреждения;
  • инструкции, памятки;
  • стенды, плакаты с рекомендациями о порядке действий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В дневное время обеспечение безопасности учащихся осуществляется дежурной сменой охраны. Также в любом учебном учреждении должен быть разработан и приказом директора введено в действие Положение о контрольно-пропускном режиме.

Организованный внутриобъектовый режим включает в себя следующий пакет документов:

  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
  • рабочая тетрадь дежурного;
  • инструкция по охране объекта;
  • схема охраны объекта;
  • инструкция по пожарной безопасности;
  • инструкция дежурному при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных предметов;
  • инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
  • журнал учета посетителей;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
  • список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • расписание занятий; расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц и учителей;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На специально оборудованном месте должны быть:

  1. Закрывающийся на замок ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (мобильный и стационарный).
  4. Система оповещения (звонок).
  5. Укомплектованная медицинская аптечка.
  6. Фонарь с запасными батареями (аккумуляторами).
  7. Средства индивидуальной защиты.

Выполнение данных требований позволяет выполнять охранные функции в полном объёме.

По периметру территории учебного заведения необходимо установить ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери с запорами, закрывающимися изнутри, освещение прилегающей территории. Это исключит несанкционированное проникновение на территорию учебного заведения посторонних лиц, и, как следствие, снизит вероятность возникновения нестандартной ситуации.

Необходимо также исключить парковку автомобилей в непосредственной близости к учебным корпусам с целью исключения террористических актов (в частности, подрыв автомобилей, начинённых взрывчатыми веществами.

3. Пожарная безопасность

Требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ.

Анализируя причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, можно сказать, что только в 20% случаев возгорания происходят вследствие неисправной электропроводки, а в 80% это вызвано халатностью, либо бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, своевременное проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение первичными средствами пожаротушения, согласно норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • выполнение требований органов пожарного надзора по устранению выявленных в ходе проверок недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • своевременную перезарядку огнетушителей;
  • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

К пожарной безопасности не допустим формальный подход: только практическая реализация противопожарных мероприятий позволит при возникновении пожароопасной ситуации действовать слаженно и решительно, не допуская паники и неосознанных действий.

Основными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
  • Инструкция по пожарной безопасности, в которой должны быть отражены все действия в случае возникновения пожара.
  • План эвакуации учащихся при возникновении пожара.
  • Памятка о действиях при пожаре.
  • Ситуационный план.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала. Достигается эта цель регулярным проведением практических противопожарных тренировок с привлечением 100% личного состава.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 г.).

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ, категорически запрещено.

5. Охрана труда и техника безопасности

Законодательной и нормативной базой для отдела охраны труда является:

На основе этих документов в учебном заведении необходимо разработать:

  • Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасности работы;
  • Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
  • Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • Приказ об организации пожарной безопасности;
  • Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
  • Положение о комиссии по охране труда;
  • Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
  • План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
  • План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • План мероприятий по противопожарной безопасности.

Организованно провести обучение и проверку знаний по охране труда, с периодичностью один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

Учебные заведения должны регулярно посещаться сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими проверку с составлением акта обследования антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Они должны проводить лекции, беседы с руководством, преподавательским коллективом, разъяснять порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении подозрительных предметов.

8. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)

Масштабы техногенных катастроф, частые проявления разрушительных сил природы потребовали от общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и отсутствия навыков правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций. Подготовка человека к действиям в чрезвычайно ситуации должна носить постоянный характер, а именно - правильно организованное обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения в области ГО и ЧС.

Основными документами в области ГО и ЧС являются:

  • План гражданской обороны учебного заведения;
  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • Программа обучения в области ГО и ЧС на текущий год;
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа в данном направлении организуется и проводится с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к вопросам как личной безопасности, так и к безопасности окружающих.

Целью проводимых мероприятий должны являться:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от пробы табака и алкоголя;
  • целенаправленная подготовка преподавателей к работе по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность. Любое неправильное сочетание отдельных элементов может привести к самым негативным последствиям. Однако в системе безопасности, как и в окружающей среде, имеются такие элементы, которыми трудно либо невозможно управлять, тем более регулировать их. Это стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения является внедрение современных информационных технологий. В некоторых учебных заведениях устанавливается охранное оборудование с программным обеспечением, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности на всей территории. К сожалению, такие системы весьма дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Второй важный элемент – концепция безопасности образовательного учреждения. Под ней понимается система взглядов, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением безопасности. Она представлена в виде виртуальной модели, с её помощью можно понять, что представляет система безопасности образовательного учреждения.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать причины возникновения опасностей и угроз, определять механизмы, пути и способы защиты от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (рис. 2).


Рис. 2. Концепция безопасности образовательного учреждения

Все указанные элементы обеспечения безопасности образовательных учреждений не являются умозрительными правилами, разработанными в кабинетах и учебных аудиториях, а основные оставляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих элементов в том, что даже не подготовленный специально преподаватель или сотрудник образовательного учреждения сможет достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите от опасностей и угроз. Это критерии для выбора наиболее верного решения, связанного с обеспечением безопасности.

Важное место в системе безопасности занимают также цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;
  • снижение ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
  • недопущение гибели, снижение травматизма, усиление охраны труда, здоровья, сохранности имущества.

Из указанных целей возникают соответствующие задачи:

  • подготовка персонала, преподавателей и студентов (учащихся) к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • своевременное выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • правовое и организационное обеспечение системы безопасности;
  • формирование культуры безопасности всего персонала образовательного заведения.

Успешное решение всех этих задач позволит обеспечить выполнение главной задачи – сохранение жизни и здоровья учащихся. Конечно, устанавливать единую систему безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику – в одних районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности могут преобладать опасности природного характера, в местах скопления опасных производств – техногенные или экологические аварии, в крупных городах, экономически неблагополучных регионах –криминогенные. Однако примерную систему безопасности образовательного учреждения и её составляющие элементы мы рассмотрели в нашей работе.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты : охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем :

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам :

  1. Создание нормативно – правовой базы.
  2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
  3. Работа с персоналом.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая :

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы :

  1. Приказ об обеспеченииантитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
  2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечениеработы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
  3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
  4. Приказ о противопожарном режиме.
  5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
  6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
  7. Разработан план эвакуации.
  8. Разработаны и утверждены инструкции :
  9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (Зам.Зав.по АХЧ), определена периодичность осмотра территории.

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом :

  1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
  2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечениесохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
  3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
  4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
  5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
  6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
  7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону.
  8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
  9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
  10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
  11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы : собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуация

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Она представляет собой совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового и финансового характера, осуществляемых персоналом под руководством директора школы, органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями с целью обеспечения безопасного функционирования нашей школы. Оценивается она готовностью сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в возможных чрезвычайных ситуациях.

Правовую основу системы безопасности школы составляют: Конституция РФ, Федеральные законы, кодексы РФ, Указы и Послания Президента РФ, постановления Правительства, приказы, положения, контракты, Устав школы, иные документы местных органов и организаций, регулирующих вопросы безопасности. С целью обеспечения безопасности объектов образования, недопущения террористических и экстремистских проявлений в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области необходимо принять дополнительные меры по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Объектом безопасности является личность - ее жизнь, здоровье, права и свободы, материальные и духовные ценности. Поэтому мы видим своей важнейшей задачей формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и степень развития личности в этой области.

Формирование культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

  • формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
  • развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
  • формирование способностей для принятия безопасных решений в быту;
  • привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
  • выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Комплексная безопасность школы (паспорт) достигается

в процессе осуществления следующих основных мер и мероприятий:

1. Плановая работа по поддержанию антитеррористической защищенности.

2. Организация круглосуточной охраны здания и территории школы.

Её задачи:

  • физическая охрана и контроль для своевременного обнаружения и предотвращения опасных ситуаций, проявлений и осуществление пожарного надзора;
  • обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение в здания и на школьную территорию граждан и техники, защиты персонала и обучающихся от насильственных действий, ограничение и контроль доступа;
  • инженерно-техническое оборудование здания школы и территории (установка ограждения, металлических дверей, распашных решеток, а также охранной сигнализации; тревожно-вызывной и пожарной сигнализации).

3. Плановая работа по обеспечению безопасности детей и сотрудников в возможных чрезвычайных (экстремальных) ситуациях в мирное и военное время (готовность к гражданской обороне)

4. Выполнение норм и правил противопожарной безопасности

5. Соблюдение норм охраны труда и правил безопасности в ходе образовательного процесса.

6. Выполнение требований электробезопасности.

7. Профилактика правонарушений, курения и других вредных привычек.

8. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма.

9. Обеспечение информационной безопасности и безопасности детей в сети Интернет

10. Предупреждение проникновения в школу наркотических средств и психотропных веществ.

11. Готовность к оказанию первой доврачебной и медицинской помощи

Администрацией школы осуществляется постоянное взаимодействие с правоохранительными структурами и другими заинтересованными инстанциями, налажена сиcтема срочной связи в опасных и чрезвычайных ситуациях с дежурными данных ведомств, оборудована система видеонаблюдения.

В школе разработаны основные нормативные документы по обеспечению антитеррористической защиты: паспорт антитеррористической защищённости ),план мероприятий, планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации и др.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения и профилактики. Вся работа администрации направлена на реализацию комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • установлен пропускной режим (журнал)
  • обеспечен круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади;
  • контроль за появлением бесхозных транспортных средств в непосредственной близости от территории школы;
  • обеспечение пожарной безопасности, своевременный вывоз с территории школы бытовых отходов и др.

Охрана школы осуществляется сотрудниками школы( день-дежурный ночь-сторож)

Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными документами.

Готовность сотрудников и обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях формируется в ходе проведения регулярных теоретических занятий и практических мероприятий:

11. Обучение сотрудников и обучающихся:

  • правилам охраны труда и техники безопасности;
  • правилам противопожарной безопасности; инструкциями
  • основам электробезопасности;
  • основам ГО и ЧС;
  • оказанию первой доврачебной медицинской помощи и т.д.

12. Проведение Дня защиты детей и плановых тренировок с обучающимися школы и сотрудниками по эвакуации, а также действиям в возможных экстремальных ситуациях: угроза взрыва, теракт, пожар, выброс СДЯВ, проявления экстремизма и т.п.

13. Регулярное проведение инструктажей, бесед и лекции и занятий по действиям в условиях ЧС с использованием современных ТСО.


15. Паспорт дорожной безопасности

На родительских собраниях обращаем внимание родителей на важность самим соблюдатьправила дорожного движения, следить, чтобы дети были пристёгнуты ремнями безопасности во время нахождения их в автомобиле по дороге в школу и необходимость формирования у детей внимательности на улицах нашего города(листовки). Одной из главных причин ДТП является переход проезжей части в неположенном месте или невыполнение детьми правил перехода проезжей части.

16. Работа по предупреждению детского травматизма проводится в системе охраны труда и является важным направлением деятельности администрации, и педагогов школы:

Профилактика непроизводственного травматизма на ж\д транспорте

Профилактика непроизводственного травматизма на

Уральским следственным Управлением

на транспорте Следственного комитета Российской Федерации совместно

Памятка по ПДД в гололёд

Памятка для пешехода

Памятка по использованию пиротехники

Памятка по ППБ

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т.п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.



Эти правила очень важно запомнить детям.
Если в доме возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

  1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
  2. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
  3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.
  4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
  5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
  6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
  7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.
  8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
  9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
  10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
  11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
  12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
  13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.
  14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.
  1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
  2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.
  3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
  4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах:

  1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть
  2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
  3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу:

По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

• Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.

• Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.

• Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.

• Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).

• Забытые включенные электроприборы.

• Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).

• Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).

• Не затушенный окурок.

И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.

Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар.

Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

  1. Нельзя трогать спички.
  2. Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
  3. Нельзя сушить возле них одежду.
  4. Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
  5. Нельзя забывать о включенных электроприборах.
  6. При пожаре сразу сообщать взрослым.

Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей.


Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

  1. Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
  2. Не нагревать предметы из неизвестного материала.
  3. Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
  4. Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
  5. Тушить костры до конца.
  6. Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
  7. Не кидать в урны горящие спички.
  8. Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
  9. Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
  10. Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
  11. Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

Основные правила поведения при пожаре.

Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.


Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

  • Выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты.
  • Не суши вещи над плитой, они могут загореться.
  • Не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками.
  • Если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату.
  • Газовые трубы не турник, не виси на них.
  • Не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате.
  • Не накрывай светильники бумагой и тканью.
  • Не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание пожарной безопасности в лесу, так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Объекты защиты - административные центры субъектов Российской Федерации и другие населенные пункты, в которых находятся объекты с массовым пребыванием людей, а также критически важные объекты.

Кризисные ситуации - обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического характера, определенные в статье 3 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Орган повседневного управления - структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий.

Критически важные объекты - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Безопасность информации - состояние защищенности информации от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации.

Информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые субъектами инновационной деятельности в соответствии с установленными правилами.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее - Комплексная система) создается на объектах защиты, а также при проведении общественно-политических мероприятий для информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами администраций объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористических комиссий координационных органов и органов управления РСЧС и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в интересах предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем.

На период подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года Комплексная система включается в состав комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, контроля г. Сочи, олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование.

3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Область применения Комплексной системы должна соответствовать задачам, функциям и полномочиям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в области предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка.

Создание системы должно носить комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом.

4. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Целью создания Комплексной системы является обеспечение безопасности объектов защиты путем снижения вероятности реализации угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера за счет:

- предотвращения кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения;

- эффективного мониторинга текущей обстановки и представления информации для действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц администраций объектов, обеспечивающей своевременность принятия управленческих решений.

Назначение Комплексной системы:

- предоставление текущей информации о состоянии защищенности объектов защиты службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей (в пределах их компетенции) и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации;

- обеспечение аналитической и управленческой деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в рамках решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

- обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения.

5. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

При создании Комплексной системы должны быть обеспечены:

- разработка технических регламентов (условий) на оснащение объектов защиты (и их элементов) техническими средствами обеспечения безопасности и контроля, а также инструментальными средствами контроля функционирования средств (систем) жизнеобеспечения (далее - средства обеспечения безопасности и контроля);

- возможность мониторинга состояния безопасности объектов защиты (их элементов), а также перемещения лиц и транспорта на объектах защиты;

- автоматизация процесса сбора и передачи информации мониторинга с объектов защиты (их элементов) к службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации;

- возможность сбора и передачи информации от уже существующих и разрабатываемых средств обеспечения безопасности и контроля объектов защиты (например "ОКСИОН", "Безопасный город" и другие);

- возможность сбора и передачи информации к службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации от автоматизированных систем государственных, местных органов власти и иных об экологической, сейсмической и другой обстановке;

- возможность обмена информацией между службами (включая ситуационные центры) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации при решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения как на двусторонней, так и многосторонней основе;

- разработка единых требований к паспорту антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств и обеспечение их совместимости с аппаратно-программными комплексами оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Должны быть реализованы механизмы автоматизированного контроля, анализа информации мониторинга, прогнозирования ситуаций, инвариантной реакции на ситуации применительно к задачам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Должно быть обеспечено оповещение и информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших кризисных ситуациях, в том числе чрезвычайных ситуациях и пожарах, объявлении контртеррористической операции и введении соответствующего правового режима, террористических угрозах, по вопросам обеспечения охраны общественного порядка, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Комплексная система строится по территориально-распределенному принципу и состоит из единого пункта управления, транспортной сети, а также мест сбора, обработки и анализа информации, размещенных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрациях объектов с массовым пребыванием людей, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации с учетом их задач, функций и полномочий.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Комплексная система должна быть реализована в защищенном исполнении и обеспечивать защиту сведений, содержащих государственную тайну.

Безопасность информации, содержащейся в Комплексной системе, достигается путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами ФСБ России и ФСТЭК России в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам. Информация, содержащая персональные данные, должна защищаться в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".

Должна быть обеспечена целостность и доступность информационных ресурсов.

Обмен по каналам связи электронными документами в территориально распределенной системе должен поддерживаться процедурами идентификации и аутентификации пользователей.

Механизмы подтверждения подлинности взаимодействующих сторон, обеспечивающие защиту электронных документов при внутриведомственном и межведомственном взаимодействии, должны реализовываться с использованием государственных удостоверяющих центров.

Используемые при построении Комплексной системы программно-аппаратные средства, средства криптографической защиты информации, антивирусные средства, межсетевые экраны, средства обнаружения компьютерных атак, телекоммуникационное оборудование должны быть сертифицированы в установленном порядке.

Средства антивирусной защиты должны обеспечивать защиту от известных вирусов и реализацию механизма защиты от неизвестных вирусов, контроль целостности программных средств и данных, защиту мест хранения программных средств и данных, изоляцию инфицированных объектов, а также обновление баз данных вирусных описаний.

Требования по обеспечению безопасности информации уточняются и согласовываются на основе утвержденной модели угроз (нарушителя) и окончательно формулируются в специальном техническом задании.

7. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Комплексная система разрабатывается и реализуется в рамках федеральной целевой программы или иной программы соответствующего уровня и финансирования, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

8. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Создание пилотной зоны Комплексной системы в г. Санкт-Петербург - 2009 год.

2. Создание Комплексной системы в центрах субъектов Российской Федерации и г. Сочи - 2010 - 2015 годы.

3. Создание Комплексной системы в городах, численность населения которых свыше 50 тыс. человек - 2015 - 2020 годы.

9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Создание Комплексной системы в административных центрах и других населенных пунктах субъектов Российской Федерации общей численностью свыше 50 тыс. человек, в которых находятся объекты с массовым пребыванием людей, а также критически важные объекты, повысит уровень информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администрациями объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации в интересах предупреждения, пресечения и ликвидации кризисных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности и противокриминальной защиты, обеспечения безопасности и правопорядка и должно позволить:

- обеспечить безопасность (жизнедеятельности) объектов защиты, инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

- обеспечить совместимость существующих и создаваемых информационных и технических систем для повышения эффективности управления в области безопасности жизнедеятельности населения;

- повысить эффективность контроля за объектами с массовым пребыванием людей, а также критически важными объектами;

- повысить эффективность решения задач территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также администрацией объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористическими комиссиями, оперативными штабами в субъектах Российской Федерации по защите от угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

- повысить эффективность мероприятий по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

- снизить гибель людей в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, на водных объектах - не менее 3%;

- снизить количество людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, на водных объектах - не менее 4%.

Читайте также: