Какая конституция рсфср включала декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Обновлено: 25.06.2024

  • Деклара́ция прав трудя́щегося и эксплуати́руемого наро́да — конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В декларации Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, называется Советской Российской Республикой, которая учреждается как федерация советских национальных республик.

Проект Декларации был написан Лениным, и 3 (16) января 1918 года её первоначальный проект был одобрен ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия.

5 (18) января 1918 года, на заседании Учредительного собрания, от имени фракции большевиков Я. М. Свердлов огласил Декларацию. Правое большинство отказалось её рассматривать.

В изменённой редакции (в числе прочего, убрано упоминание Учредительного собрания) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 года. После объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов, Декларация была утверждена ещё раз 18 (31) января 1918 года, на объединённом III съезде Советов, и в таком виде вошла в Конституцию РСФСР 1918 года.

По предложению В.И. Ленина, Декларация была включена в Конституцию РСФСР 1918 г. в качестве вводного раздела.

Связанные понятия

Конституция Украинской Социалистической Советской Республики 1919 — нормативный акт, закреплявший установления советской формы власти в Украине, первый Основной Закон УССР. Известна только её редакция на русском языке.

Пе́рвые декре́ты сове́тской власти — обозначение ряда декретов выпущенных в 1917-1918 годах после Октябрьской революции 1917-го года пробольшевистскими II Всероссийским съездом советов рабочих и солдатских депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (СНК). Большинство исторических источников относят к этим декретам документы, выпущенные в ноябре — декабре 1917 года, некоторые источники также относят к их числу некоторые документы, изданные в.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Российская Советская Республика) — социалистическое российское государство в период после Октябрьской революции 1917 года и до образования СССР в 1922 году (с 19 июля 1918 официально — РСФСР).

Сове́ты — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в РСФСР, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.

Упоминания в литературе

Второй этап связан с событиями Октябрьской социалистической революции 1917 года, принятием Декларации прав народов России (1917 год), Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1918 год).

Связанные понятия (продолжение)

Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Росси́йская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Первое в мире социалистическое государство. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Росси́йская Сове́тская Респу́блика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Росси́йская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (упоминания этого названия.

Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Прошло 29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля 1917. В совещании участвовало 480 делегатов от 139 Советов, 13 тыловых воинских частей, 7 действующих армий и 26 отдельных частей фронта.

Совеща́ние обще́ственных де́ятелей — проходило 8 (21)— 10 (23) августа 1917 года в Москве. На совещание прибыли делегаты, объединённые стремлением довести войну до победного конца и наладить народное хозяйство путём восстановление сильной государственной власти. По итогам работы был избран Совет общественных деятелей.

Государственное совещание в Уфе (известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание) — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г.

Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.

Всеросси́йский съезд мусульма́н состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов. Инициатором проведения съезда.

Государственное совещание в Москве (Московское государственное совещание) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходил в Москве 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г. Совещание было созвано Временным правительством для информирования граждан России о политической ситуации в стране и объединения поддерживающих его сил среди разных слоёв и групп российского общества.

Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.

Всероссийское демократи́ческое совещание (Демократи́ческое совещание) — совещание представителей политических партий и общественных организаций, проходившее в Петрограде 14—22 сентября (27 сентября — 5 октября) 1917 г. Итогом Совещания стало создание Предпарламента.

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, изложенная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи, в первой части Зелёной книги.

Втора́я Францу́зская респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря.

Финля́ндская Социалистическая Рабочая Республика (Финская Социалистическая Республика Рабочих, ФСРР, фин. Suomen sosialistinen työväentasavalta, швед. Finlands socialistiska arbetarrepublik) — формально не признанная в официальной финской историографии форма государственного устройства, существовавшая в период с 27 января по 16 мая 1918 года, возникшая на юге Финляндии.

Среди казахов единственным политическим оппонентом Алаш орды была партия Уш Жуз, цели которой, как ни странно, мало чем отличались от целей партии Алаш, но Уш Жуз быстро вошла в число союзников большевиков, и выдвинула своих кандидатов в Учредительное Собрание в декабре 1917 года. Одним из этих кандидатов был Сакен Сейфуллин. Газета Сары-Арка опубликовала результаты этих выборов. В Петропавловском уезде за Алаш проголосовало 26 814 голосов, за Уш Жуз только 36. В Семипалатинском уезде Алаш получила.

Украинское Учредительное Собрание (УУС) — выборная законодательная учреждение, конституанта украинского народа, задачей которой было утвердить новый порядок и установить конституцию украинского государства.

Веймарское учредительное собрание или Германское национальное собрание 1919 года (нем. Weimarer Nationalversammlung) — парламент в Германии, принявший новую конституцию и учредивший в стране так называемую Веймарскую республику. В период действия Германского национального собрания 1919 года представительство земель осуществлял комитет государств (нем. Staatenausschuss). После Ноябрьской революции 1918 года, завершившейся отречением от престола кайзера Вильгельма II, 30 ноября 1918 года временное.

Венгерская Народная Республика, ВНР (венг. Magyar Népköztársaság) — официальное название Венгрии с 20 августа 1949 по 23 октября 1989 года. Граничила на севере с Чехословакией, на северо-востоке с СССР, на востоке с Румынией, на юге с Югославией, на западе с Австрией.

Большевики́ — радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков (сокращённо Б-ки; полунасмешливая кличка, бывшая популярной в начале XX века — Беки).

Жирондистский проект конституции — проект конституции Франции, представленный Национальному конвенту 15 и 16 февраля 1793 года маркизом Кондорсе и состоявший из трёх частей.

Всеукраинский съезд Советов (укр. Всеукраїнський з'їзд рад) — высший орган советской власти Советской Украины с декабря 1917 года и до принятия Конституции УССР 1937 года. По Конституции УССР 1919 года, составленной по образцу Конституции РСФСР 1918 года, съезды созывались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом (ВУЦИК) не реже одного раза в год, по Конституции 1929 года — не реже одного раза в два года. На практике эта периодичность соблюдалась не всегда - так, между XII съездом.

Временное областное правительство Урала (В. О. П. У.) — антибольшевистское временное правительство, созданное в Екатеринбурге 13 или 19 августа 1918 года, контролировавшее Пермскую губернию, части Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний. Упразднено в октябре 1918 года.

Ливийская Арабская Республика — государство в Северной Африке, созданное после военного переворота в Ливии 1969 года, упразднившего монархию. Существовала с 1969 по 1977 г.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр.: офиц. ВЦИК; ВЦИК РСФСР) — высший после Всероссийского съезда Советов, законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в 1917—18 годы и РСФСР с 1918 по 1937 год.

Социалисти́ческая Федерати́вная Респу́блика Югосла́вия (СФРЮ) — государство, существовавшее в 1945—1992 годах в юго-восточной Европе, на северо-западе и центре Балканского полуострова. До 1963 года носила название Федеративная Народная Республика Югославия.

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проводился с 3 (16) июня по 24 июня (7 июля) 1917 года в Петрограде в здании Первого кадетского корпуса на Васильевском острове.

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.

Русификация Финляндии — политика Российской империи в отношении Великого княжества Финляндского в конце XIX — начале XX века, направленная по мнению некоторых на постепенную ликвидацию автономии Финляндии, её интеграцию в состав империи и введение на её территории законов империи.

Всеукраинский союз земельных собственников (до 26 мая 1918 года — Союз земельных собственников (укр. Союз земельних власників)) — украинская политическая партия, возникшая как краевое отделение Всероссийского союза земельных собственников, стоявшая на консервативно-монархических позициях. Действовала в 1917—1918 годах. Руководители партии приняли активное участие в приведении к власти гетмана П. П. Скоропадского.

Перестро́йка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Второ́е совеща́ние обще́ственных де́ятелей — проходило 12 — 14 октября 1917 года в Москве по созыву постоянно работающего Совета общественных деятелей.

Ленинградский народный фронт (ЛНФ), — крупнейшая неформальная политическая организация на территории России в 1989—1990 гг., изначально строился как движение на широкой идеологической платформе, чтобы консолидировать людей разных взглядов, но общедемократической направленности (ключевые фигуры — П. Филиппов, С. Андреев, Г. Богомолов, народные депутаты СССР Ю. Болдырев, А. Щелканов и А. Оболенский). По утверждению профессора М. В. Попова, фактическим главой ЛНФ являлся Ю. Болдырев.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской земли получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих.

Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund) — федеративный союз германских государств, основанный в 1866 году и включавший все немецкие земли севернее реки Майн. Являлся предшественником Германского рейха (империи) 1871 года.

Липецкий съезд народников — собрание представителей революционных кружков в июне 1879 года в городе Липецке.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА Глава первая 1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих,солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и наместах принадлежит этим Советам. 2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Глава вторая 3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякойэксплуатации человека человеком, полное устранение деленияобщества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров,установление социалистической организации общества и победысоциализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советоврабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее: а) В осуществление социализации земли частная собственностьна землю отменяется и весь земельный фонд объявляетсяобщенародным достоянием и передается трудящимся без всякоговыкупа, на началах уравнительного землепользования. б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, аравно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья исельскохозяйственные предприятия объявляются национальнымдостоянием. в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов,рудников, железных дорог и прочих средств производства итранспорта в собственность Советской рабоче-крестьянскойРеспублики подтверждается советский закон о рабочем контроле и оВысшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти 241трудящихся над эксплуататорами. г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советскийзакон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенныхправительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удармеждународному банковому, финансовому капиталу, выражаяуверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому путивплоть до полной победы международного рабочего восстания противига капитала. д) Подтверждается переход всех банков в собственностьрабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождениятрудящихся масс из-под ига капитала. е) В целях уничтожения паразитических слоев общества иорганизации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. ж) В интересах обеспечения всей полноты власти затрудящимися массами и устранения всякой возможностивосстановления власти эксплуататоров декретируется вооружениетрудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих икрестьян и полное разоружение имущих классов. Глава третья 4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество изкогтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровьюв настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съездСоветов всецело присоединяется к проводимой Советской властьюполитике разрыва тайных договоров, организации самого широкогобратания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армийи достижения во что бы то ни стало революционными мерамидемократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, наоснове свободного самоопределения наций. 5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает 242на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации,строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранныхнациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения вАзии, в колониях вообще и в малых странах. 6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политикуСовета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимостьФинляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободусамоопределения Армении. Глава четвертая 7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских иКрестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительнойборьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам неможет быть места ни в одном из органов власти. Власть должнапринадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и ихполномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских иКрестьянских Депутатов. 8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный идобровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союзтрудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съездСоветов ограничивается установлением коренных начал федерацииСоветских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянамкаждой нации принять самостоятельное решение на своем собственномполномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основанияхучаствовать в федеральном правительстве и в остальных федеральныхсоветских учреждениях. 243

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙКОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ А. Организация центральной власти Глава шестая О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских,красноармейских и казачьих депутатов 24. Всероссийский съезд Советов является высшей властьюРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики. 25. Всероссийский съезд Советов составляется изпредставителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000избирателей и представителей губернских съездов Советов порасчету 1 депутат на 125000 жителей. Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов непредшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты напоследний посылаются непосредственно уездными съездами Советов. Примечание 2. В случае, если областной съезд Советовнепосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, тоделегаты на последний могут быть посланы областным съездомСоветов. 26. Всероссийский съезд Советов созывается ВсероссийскимЦентральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз вгод. 27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созываетсяВсероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по 247собственному почину или по требованию Советов местностей,насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики. 28. Всероссийский съезд Советов избирает ВсероссийскийЦентральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше200 человек. 29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советоввсецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов. 30. В период между съездами высшей властью Республикиявляется Всероссийский Центральный Исполнительный КомитетСоветов.

Глава седьмая О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов 31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовявляется высшим законодательным, распорядительным иконтролирующим органом Российской Социалистической ФедеративнойСоветской Республики. 32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовдает общее направление деятельности рабоче-крестьянскогоправительства и всех органов Советской власти в стране,объединяет и согласует работы по законодательству и управлению инаблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции,постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органовСоветской власти. 33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советоврассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения,вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами,а также издает собственные декреты и распоряжения. 34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовсозывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет 248о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельнымвопросам. 35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советовобразует Совет Народных Комиссаров для общего управления деламиРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики иотделы (народные комиссариаты) для руководства отдельнымиотраслями управления. 36. Члены Всероссийского Центрального ИсполнительногоКомитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) иливыполняют особые поручения Всероссийского ЦентральногоИсполнительного Комитета Советов.

Б. Организация Советской власти на местах Глава десятая О съездах Советов 53. Съезды Советов составляются следующим образом: а) Областные — из представителей городских Советов и уездныхсъездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а отгородов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 253делегатов на всю область, либо из представителей губернскихсъездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съездсобирается непосредственно перед областным съездом Советов. б) Губернские (окружные) — из представителей городскихСоветов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, ноне свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случаесозыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским,выборы проводятся по той же норме не волостными, а уезднымсъездом Советов. в) Уездные (районные) — из представителей сельских Советовпо расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше300 депутатов на весь уезд (район). г) Волостные — из представителей всех сельских Советовволости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Примечание 1. В уездных съездах Советов участвуютпредставители Советов городов, население которых не превышает 10тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съездСоветов объединяются. Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю. 54. Съезды Советов созываются соответствующими по территорииисполнительными органами Советской власти (исполнительнымикомитетами) по усмотрению последних или по требованию Советовместностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данногорайона, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области,одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза вмесяц по волости. 55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, 254волостной) избирает свой исполнительный орган — Исполнительныйкомитет, число членов которого не должно превышать: а) по областии губернии — 25, б) по уезду — 20, в) по волости — 10.Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим егосъездом Советов. 56. В границах своего ведения съезд Советов (областной,губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах даннойтерритории власть; в период же между съездами такой властьюявляется Исполнительный комитет.

Глава одиннадцатая О Советах депутатов 57. Советы депутатов образуются: а) В городах — по расчету 1депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50и не более 1000 членов. б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городахс населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — порасчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе неменее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Срокполномочий депутатов — 3 месяца. Примечание. В тех сельских местностях, где это будетпризнано осуществимым, вопросы управления разрешаются общимсобранием избирателей данного селения непосредственно. 58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своейсреды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количествене свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва неболее 40). Исполнительный комитет всецело ответствен передизбравшим его Советом. 59. Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по 255усмотрению последнего или по требованию не менее половины членовСовета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю вселениях. 60. В границах своего ведения Совет, а в случае,предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателейесть высшая в пределах данной территории власть.

Глава двенадцатая О предметах ведения органов Советской власти на местах 61. Областные, губернские, уездные и волостные органыСоветской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своейдеятельности: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующихвысших органов Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории вкультурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (дляданной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах даннойтерритории. 62. Съездам Советов и их исполнительным комитетампринадлежит право контроля над деятельностью местных Советов(т.е. областным — право контроля над всеми Советами даннойобласти, губернским — над всеми Советами данной губернии, кромегородских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.),а областным и губернским съездам Советов и их исполнительнымкомитетам, кроме того, право отмены решений действуйющих в ихрайоне Советов, с извещением об этом в важнейших случаяхцентральной Советской власти. 63. Для выполнения возложенных на органы Советской властизадач при Советах (городских и сельских) и исполнительных 256комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуютсясоответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Глава четырнадцатая О производстве выборов 66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, вдни, устанавливаемые местными Советами. 67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии ипредставителя местного Совета. 68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советскойвласти оказывается технически невозможным, его заменяетпредседатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания. 69. О ходе и результате выборов составляется протокол заподписью членов избирательной комиссии и представителя Совета. 70. Подробный порядок производства выборов, а равно участиев них профессиональных и иных рабочих организаций определяются 258местными Советами согласно инструкции Всероссийского ЦентральногоИсполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов 71. Весь материал по производству выборов поступает всоответственный Совет. 72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию. 73. О результатах проверки мандатная комиссия докладываетСовету. 74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов. 75. В случае неутверждения того или иного кандидата Советназначает новые выборы. 76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отменевыборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. 77. Последней инстанцией по кассации советских выборовявляется Всероссийский Центральный Исполнительный КомитетСоветов. 78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право вовсякое время отозвать его и произвести новые выборы согласнообщему положению

. РАЗДЕЛ ПЯТЫЙБЮДЖЕТНОЕ ПРАВО Глава шестнадцатая 79. Финансовая политика Российской СоциалистическойФедеративной Советской Республики в настоящий переходный моментдиктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации 259буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства гражданреспублики в области производства и распределения богатств. Вэтих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжениеорганов Советской власти все необходимые средства дляудовлетворения местных и общегосударственных нужд СоветскойРеспублики, не останавливаясь перед вторжением в право частнойсобственности. 80. Государственные доходы и расходы РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики объединяются вобщегосударственном бюджете. 81. Всероссийский съезд Советов или ВсероссийскийЦентральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие видыдоходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какиепоступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливаютпределы обложения. 82. Советы устанавливают обложение налогами и сборамиисключительно на нужды местного хозяйства. Потребностиобщегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемыхиз государственного казначейства. 83. Ни один расход из средств государственного казначействане может быть произведен без установления на него кредита вросписи государственных доходов и расходов или путем изданияособого постановления центральной власти. 84. На удовлетворение потребностей, имеющихобщегосударственное значение, в распоряжение местных Советовпредоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимыекредиты из государственного казначейства. 85. Все предоставленные Советам кредиты из средствгосударственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные посметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметныхподразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не 260могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо другихпотребностей без особого постановления ВсероссийскогоЦентрального Исполнительного Комитета Советов и Совета НародныхКомиссаров. 86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметыдоходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостныхСоветов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов,а также сметы уездных органов Советской власти утверждаютсясоответственно губернскими и областными съездами Советов или ихисполнительными комитетами; сметы городских, губернских иобластных органов Советской власти утверждаются ВсероссийскимЦентральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом НародныхКомиссаров. 87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случаенедостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советыиспрашивают у подлежащих народных комиссариатов. 88. В случае недостаточности местных средств дляудовлетворения местных потребностей необходимые для покрытиянеотложных расходов пособия или ссуды из средств государственногоказначейства местным Советам разрешаются ВсероссийскимЦентральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом НародныхКомиссаров.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙО ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Глава семнадцатая 89. Герб Российской Социалистической Федеративной СоветскойРеспублики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнцазолотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками 261книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная СоветскаяРеспублика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 90. Торговый, морской и военный флаг РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республики состоит изполотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, удревка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись:Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. 10 июля 1918 г. Выверено по изданию: Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк историиСоветской Конституции. М.,

Проект Декларации был написан Лениным, и 3 января она была принята ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия. В измененной редакции Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III съезде Советов 12 января и в таком виде вошла в Конституцию РСФСР 1918 г.

Центральный Исполнительный Комитет провозглашает следующие основные положения:

Учредительное собрание постановляет:

I
1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.

II
Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, Учредительное собрание постановляет далее:
1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, все поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
2) Подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики.
3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

III
1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех, войн, Учредительное собрание всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения, во что бы то ни стало, революционными мерами демократического мира между народами, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
2) В тех же целях Учредительное собрание настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах. Учредительное собрание приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.
Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, Учредительное собрание рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

IV
Будучи выбрано на основе партийных списков, составленных до Октябрьской революции, когда народ еще не мог всей массой восстать против эксплуататоров, не знал всей силы их сопротивления при отстаивании ими своих классовых привилегий, не взялся еще практически за создание социалистического общества, Учредительное собрание считало бы в корне неправильным, даже с формальной точки зрения, противопоставить себя Советской власти. По существу Учредительное собрание полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Поддерживая Советскую власть и декреты Совета Народных Комиссаров, Учредительное собрание признает, что его задачи исчерпываются общей разработкой коренных оснований социалистического переустройства общества.
Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, Учредительное собрание ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.
Приведенные выше основные положения должны быть немедленно опубликованы и прочтены официальным представителем Советской власти, открывающим Учредительное собрание, с трибуны Учредительного собрания и лечь в основу деятельности Учредительного собрания.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит.литературы, 1957.


100 лет назад, 25 января 1918 года, была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Это был один из первых и важнейших конституционных актов Советской России, который был направлен на законодательное закрепление завоеваний Октябрьской революции и провозглашение основных принципов и задач социалистического государства.

Великая Октябрьская социалистическая революция впервые в истории привела к ликвидации эксплуатации человека человеком, всех форм социального и национального угнетения. Решающую роль в привлечении большинства населения города и деревни на сторону большевиков сыграли исторические декреты советской власти о мире и земле, написанные В. Лениным и принятые II Всероссийским съездом Советов. Декрет о мире впервые провозгласил основные принципы миролюбивой внешней политики советского государства, основанной принципе мирного сосуществования. Декрет о земле удовлетворял вековые устремления крестьянства – подавляющего большинства населения России, создавал условия для постепенного перехода к социализму в сельском хозяйстве.

Избрание II Всероссийским съездом Советов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и образование первого советского правительства – Совета Народных комиссаров (СНК), законы о создании советских центральных учреждений, нового суда, Рабоче-Крестьянской Красной Армии и т. д. положили начало строительству советского государственного аппарата. Декреты об упразднении старых министерств, судов, прежней армии, постановление о борьбе с саботажем и роспуске контрреволюционных партий подрывали господство прежних господствующих сословий и классов. Устанавливалась диктатура трудового народа.

Декларация состояла из 4 разделов. В 1-м разделе устанавливались политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

2-й раздел определял основную задачу социалистического государства, которая заключалась в уничтожении всякой эксплуатации человека человеком, полном устранении деления общества на классы, беспощадном подавлении эксплуататоров, установлении социалистической организации общества и победе социализма.

Далее были зафиксированы первые успехи Советской власти в строительстве социалистического общества: 1) социализация земли с отменой частной собственности на землю, весь земельный фонд становился общенародным достоянием и передавался трудящимся без выкупа, на основах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а также образцовые имения и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием; 2) введение рабочего контроля на фабриках, заводах, рудниках, железных дорогах и других средствах производства и транспорта, организация ВСНХ. Как первый удар по международному, финансовому капиталу рассматривалось советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключённых царским и Временным правительствами; 3) подтверждался переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, как одно из условия освобождения трудящихся от ига капитала; 4) Для уничтожения паразитических слоев общества и организации общества вводилась трудовая повинность; 5) Для защиты завоеваний революции трудящиеся вооружались, создавалась Красная Армия, а имущие классы разоружались.

3-м разделе Декларация подтверждала основные принципы внешней политики Советского государства: борьбу за демократический мир без аннексий и контрибуций, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов; полный разрыв с варварской политикой буржуазной цивилизации, порабощающей трудящиеся массы колоний и зависимых стран; одобряла провозглашенные СНК независимость Финляндии, вывод войск из Персии, объявление свободы самоопределения Армении.

4-й раздел Декларации провозглашал, что в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорские классы отстраняются от участия в управлении Советским государством. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Декларация подчеркивала, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя возможность рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение об участии в федеральном правительстве и в остальных советских федеральных учреждениях.

Центральный Исполнительный Комитет провозглашает следующие основные положения:

Учредительное собрание постановляет:

Содержание

1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.

Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, Учредительное собрание постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, все поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием. 2) Подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики. 3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала. 4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. 5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех, войн, Учредительное собрание всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения, во что бы то ни стало, революционными мерами демократического мира между народами, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций. 2) В тех же целях Учредительное собрание настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.
Учредительное собрание приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.
Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, Учредительное собрание рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

Будучи выбрано на основе партийных списков, составленных до Октябрьской революции, когда народ еще не мог всей массой восстать против эксплуататоров, не знал всей силы их сопротивления при отстаивании ими своих классовых привилегий, не взялся еще практически за создание социалистического общества, Учредительное собрание считало бы в корне неправильным, даже с формальной точки зрения, противопоставить себя Советской власти.

По существу Учредительное собрание полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти.

Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Поддерживая Советскую власть и декреты Совета Народных Комиссаров, Учредительное собрание признает, что его задачи исчерпываются общей разработкой коренных оснований социалистического переустройства общества.

Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, Учредительное собрание ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

Приведенные выше основные положения должны быть немедленно опубликованы и прочтены официальным представителем Советской власти, открывающим Учредительное собрание, с трибуны Учредительного собрания и лечь в основу деятельности Учредительного собрания.

Читайте также: