Как называется троп клевета ядовитая в данном произведении

Обновлено: 28.06.2024

Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.

Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

«Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели

Гипербола использована в поговорке

Троп, использованный в строках К.Д. Бальмонта:

«И почему так ландыш вдруг

«Кони, словно нагайки,

Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны. Художественный приём, использованный в подчёркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В данных поэтических строках М.Ю. Лермонтова использовано такое средство выразительности, как

Месяц упал в камыши. В данном предложении использован такой художественный прием, как

Постоянным эпитетом, характеризующим в русском фольклоре море и небо, является слово

И почему так ландыш вдруг вздохнул, в траве бледнея?

В данных строках стихотворения Константина Бальмонта использовано такое средство художественной литературы, как

…любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

В данных пушкинских строках использовано такое средство художественной выразительности, как

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и бравой битвой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой.

В этих пушкинских строках использована такая стилистическая фигура, как

Употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение – это

С миру по нитке – голому рубаха.

В данной пословице использовано такое средство художественной выразительности, как

Аллегория – обязательный прием

Назовите художественный прием, при помощи которого в русских былинах описывается чудесное оружие богатыря – булатный меч в 40 пудóв (пуд равен 16 кг).

Назовите средство создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 1

Михаил Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также, как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.

В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.

Вариант 2

Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.

Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают.

Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять — что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.

Вариант 3

Поэт, глядя на тучи, что стремительно мчат в небе, находит в них сходство с собой. Он так же, как и они, вынужден быть в изгнании, вдали от милых сердцу мест.

Лермонтов гадает, какая причина послужила тому, что они должны были покинуть “милый север”. Он вновь ищет аналогию с самим собой, перебирая все то, что заставляет и его уезжать: воля провидения, открытая враждебность чья-либо или подковерные интриги. А ведь еще существуют возможные причины: предательство друзей и совесть человека, отягощенная каким-либо преступлением.

Но нет, автор понимает, что уж очень тучи отличны от людей. У них есть то, чего нет у самого поэта — свобода выбора, свобода от тоски по родине. И, совершенно безразличные ко всему, они не смогут понять той почти материальной горечи, что ядом отравляет его душу.

Стихотворение написано в 1940 году — в период, когда молодой Лермонтов уезжал в ссылку. Ведь он подвергался гонениям за свое свободомыслие, за непримиримость к процессам, что происходили в стране. За то, что так и не сумел принять и простить лицемерному обществу гибели Поэта. Произведение ярко передает всю бурю эмоций, царящих в его душе.

Вариант 4

Творчество поэта Золотого века русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто чувствами одиночества и грусти. Многие произведения соотносятся с биографией поэта, в которой были и ссылки на Кавказ, и участие в кавказской войне, и многие печали. В таких стихотворениях как “Тучи”, “Утёс”, “Выхожу один я на дорогу”, “На севере диком стоит одиноко..”, “Ночь” (1830) автор выражает свои переживания, рассказывает о тоске одинокого сердца.

Вначале проанализируем содержание и смысл произведения.

Стихотворение “Тучи” было написано в 1840 году и представляет собой некоторый итог жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что в нём звучат размышления поэта о своей судьбе, но не прямыми словами, а в виде аллегории. То есть автор сравнивает одинокие тучи, скитающиеся по свету без родины, с тем, какую жизнь прожил он. Это сравнение выражено так: “…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…”

Тоска по утраченному и вместе с тем поиск причины жизненных трудностей и неудач заставляют поэта задавать вопросы. Он спрашивает у природы и обращается к небесным тучкам:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

По этим строкам можно судить о глубине переживаний автора. Он сомневается в решениях судьбы, вспоминает о злобе, клевете друзей. Он также ищет в собственных поступках то, за что терпит наказание. Вопросы правда очень сложные, задаваемые один за другим, они показывают, что беды и страдания совершенно сбили с пути и подорвали доверие поэта к друзьям, окружающим людям, судьбе и, возможно, к самому себе.

В третьем четверостишии автор предлагает один ответ на все эти вопросы. Он размышляет о характере, который побуждает к вечным скитаниям. Михаил Юрьевич так завершает своё стихотворение:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Из этих строк можно судить о том, что судьба является прямым следствием характера и отношения к жизни. Автор пишет о том, что свобода и отсутствие тепла побуждает его отталкиваться от обычной жизни, скитаться и бороться за свободу, а также за неясные ценности, которые ищет холодная душа поэта.

Стихотворение имеет грустную мелодию и медленный спокойный ритм. Способ рифмовки: перекрёстная рифмовка (АБАБ) — первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Дактилическая рифма, при которой ударение падает на третий с конца слог, играет важную роль в создании медленного грустного ритма.

Первое четверостишие — это грустная песня одинокого разбитого сердца, в ней задорный вызов в начале каждой строки и угасающая к концу строки мелодия, которая переходит в грусть и боль. При чтении должны выдерживаться паузы между строками, так как автор грустит после каждой строчки, но вновь возвращаются светлые мысли, которые опять улетучиваются и заставляют снова грустить.

Ритм второго четверостишия несколько отличается. Вопросы звучат интенсивно, напряжённо, с болью в груди. Автор как будто сокрушается о своей недоброй судьбе.

Третье четверостишие звучит тише. Как будто ветер, идущий за тучками уносит слова, и они еле слышны. В эти слова поэт вкладывает свои размышления о причине тягостной неспокойной судьбы.

Вариант 1

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 2

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Вариант 3

В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.

Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).

Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).

Вариант 1

По наступлению 1840 года у М.Ю. Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли. Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ.

Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.

Средства поэтической выразительности стихотворения

Стихотворный размер — дактиль.

Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны‑е, ВЕЧ-ны‑е СТРАН-ни-ки.

Заключение

Вариант 2

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

Образы и символы

Тучи – это символ свободы. Они не обременены родиной, страстями и другими человеческими узами, поэтому их нельзя изгнать, задеть или обидеть. В их немой бесчувственности и абсолютной бесприютности кроется источник независимости. А человек, в отличие от облаков, не свободен: его тянет к земле, с которой его разлучают.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

При копировании рисунка – просьба
сохранять целостность изображения.


Михаилу Юрьевичу Лермонтову – к 200-летию со Дня рождения
(Д У П Л Е Т: двойной выстрел)


"Кто же вас гонит? Судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?"

М. Лермонтов. Тучи (1840г.)

Мне совесть не даёт смолчать,
и сердцу невтерпёж:
оно – твердит: н е м о г сказать –
т а к – Л е р м о н т о в. Бред. Ложь!
"Немытой" родину назвать, –
служа пером . врагу?
С презреньем в храмы наплевать. –
поверить – не могу.
Не помышлял Он покидать
границ родной земли!
. Зачем же вдруг "Прощай" писать?!
Нет, лгут его враги!

. Отчизну Он любил свою:
за что, не знал и сам.
Он жил, чтоб "смерть искать" в бою!
Слов. – не прощал врагам.
Поэт и воин. Честен. Твёрд.
Распахнут весь! – друзьям.
Строкой – не лгал. И – не солжёт:
ни им, ни мне, – ни Вам.

Он – Гением! – в Россию врос:
в сердцах – с т и х о м – грустя.

. КтО оболгал Его – . вопрос:
быть может, и. друзья?


Продолжение – http://www.stihi.ru/2014/06/17/4132
Стихотворение 2. Неизвестному автору стихов "Прощай немытая Россия", бездоказательно приписываемого Михаилу Юрьевичу Лермонтову

Добрый день, Ольга Николаевна!
Какую тему Вы сегодня затронули! Уже давно взято под сомнение, что данное стихотворение написано Лермонтовым. Ведь такой патриот своей Родины, как Михаил Юрьевич, не мог бы написать таких строк о России. А ведь по школьной программе именно этот стих (в числе немногих прочих) нам задавали учить наизусть. Да и появление этого произведения задолго после смерти Поэта тоже наводит на мысль, что Лермонтов не имеет к нему никакого отношения. а ведь для того, чтобы опорочить Россию, кому-то очень выгодно ссылаться на эти строки, утверждая, что их написал такой великий Поэт, как Лермонтов.
Вопрос остаётся открытым: КТО оболгал Его.
С уважением к Вам и Вашему творчеству! Валя)

Эти два стихотворения - (второе опубликую на днях) - написались как-то "вдруг и само-собой" в процессе работы над "сокрушительно-убойным" эссе на эту тему. И хоть словосочетание "сокрушительно-убойное" использовано мною здесь с известной долей юмора, но я и в действительности хочу рассказать и доказать!, что это восьмистишие далеко не "гениально" и отнюдь не "шедеврально" само по себе (а именно это и является по мнению некоторых сторонников "авторства" Лермонтова "свидетельством" того, что оно принадлежит Михаилу Юрьевичу). Оно, к тому же, ещё и противоречиво-глупо. И совсем не вписывается ни в Лермонтова, ни в Россию.

Впервые опубликовал эти стихи в 1887 году под именем Лермонтова. - как это нИ парадоксально, - профессор Висковатый (или Висковатов), признанный первым биографом М.Ю.Лермонтова. (Как видим, врагом-то его не назовёшь. ) Причём, - это произошло спустя сорок шесть лет! после убийства Лермонтова: при этом - никаких объяснений, никаких ссылок на какие-либо доказательства, никаких сомнений насчёт авторства. И общественность приняла это сразу и без сомнений: как говорится, "съела". Создаётся впечатление, что публикация была сделана "на потребу" народнического движения в тогдашней России, и, естественно, с одобрением воспринималось всё, что хаяло и попирало существующий царский строй. Ну, а уж социалистам-революционерам - это и подавно нравилось.

Благодарю Вас за отклик.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА - преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

"мечты кипят" (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

АЛЛЕГОРИЯ - однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)


Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?"
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ - слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ - сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА - противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный; сильный - слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.
"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой

ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС - повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

1. Гипербола
2. Олицетворение
3. Эпитет
4. Литота
5. Метонимия
6. Метафора
7. Перифраз
8. Оксюморон
9. Синекдоха
10. Сравнение
11. Антитеза
12. Анафора
13. Синтаксический параллелизм
14. Полисиндетон
15. Асиндетон
16. Эпифора
17. Градация
18. Инверсия
19. Парцелляция
20. Риторическое обращение
21. Риторический вопрос

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Занятие 3.

Тропы. Виды тропов

В русском языке широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки.

Одни из этих средств, так называемые тропы, выполняют функцию красочного изображения предметов и явлений действительности и ассоциативно связаны с теми ощущениями, которые мы получаем при помощи наших чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Эти средства можно назвать изобразительными.

Тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении.

Виды тропов.

Задание.

В приведённых ниже стихотворениях найти и указать в своих комментариях тропы.

Алёна Воскобойник

Плоскодонка

Сплелись на околице лунной,

И туда потянулась от низкого берега мгла.

Я смотрела на звёзды –

Алмазную россыпь июня.

Расскажите мне, звёзды, когда я счастливой была?

Затонувшей с кормы плоскодонки.

Кружевным плавником перерезал речушку налим.

Как совсем несмышленой девчонкой

Уходила с отцом по теченью до города Клин.

Мой усталый отец

То дремал, то рассказывал притчи,

То учил управлять плоскодонкой на вёрткой реке,

Утверждал, что хитрец

В Клине скупщик, ведь больно улыбчив.

Мы везли ему масло для церкви на четверике.

Я ловчила веслом,

Пробираясь сквозь звёзды июня,

Что болтались в реке между лодок, налимов и дум.

И тогда проросло

От меня, от воды – к полнолунью

Невесомое счастье, которого жду и не жду.

Осип Мандельштам

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой -- сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Кисычев

Мысли спутались под вечер

Мысли спутались под вечер,
Как наушники в кармане.
Я успешно не замечен,
Лежа на своем диване,
Этим сумасшедшим миром,
Я тону в своей свободе
Беззаботным дезертиром
В неизвестном эпизоде
Этой зимней киноленты
Под названием "Усталость".
Сам себе — аплодисменты,
И почти что не осталось
Чувства вроде нигилизма
И "в семье не без урода",
Запустились механизмы
Человеческой природы.
Я закрыл глаза и слушал,
Как собака ровно дышит,
Как настраивают душу
Чувства, что приходят свыше
И звучат внутри аккордом.
И не надо ногу в стремя,
Словно этот шнур бикфордов
Под названьем "Наше время"
Никогда не загорится,
И, конечно, мы успеем
Дописать свою страницу,
Мы, конечно, всех быстрее,
Всех румяней и белее.
Спору нет. Ведь это просто
Мысли спутанные тлеют
В топке творческого роста.

"Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь" - олицетворения,
"Вся комната напоена
Истомой -- сладкое лекарство" - метафора, сравнение,
"Такое маленькое царство
Так много поглотило сна" - метафора.
"И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна" - здесь я сомневаюсь, это может быть как метафорой с олицетворением, так и описанием реальной женщины за завтраком.

Стихотворение Кисычева другим ученикам оставлю ))

"Как наушники в кармане" - сравнение,
"Я тону в своей свободе" - метафора,
"Беззаботным дезертиром" - сравнение,

"В неизвестном эпизоде
Этой зимней киноленты
Под названием "Усталость" - большая метафора (если так можно выразиться),

"Сам себе — аплодисменты" - метафора,

"Запустились механизмы
Человеческой природы" - эпитет (?),

". настраивают душу
Чувства, что приходят свыше
И звучат внутри аккордом.
И не надо ногу в стремя,
Словно этот шнур бикфордов
Под названьем "Наше время"
Никогда не загорится,
И, конечно, мы успеем
Дописать свою страницу,
Мы, конечно, всех быстрее,
Всех румяней и белее.
Спору нет. Ведь это просто
Мысли спутанные тлеют
В топке творческого роста" - опять большая метафора.
-
Ну вот. Попробовала включить голову. Что из этого получилось - посмотрим. :-))) !
Аллочка, прошу указать на ошибки.Спасибо!

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 399 записей в блогах и 5502 комментария.
Зарегистрировалось 15 новых макспаркеров. Теперь нас 5030128.

Читайте также: