Как защитить права инвалидов детства первой группы дцп

Обновлено: 05.05.2024

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом (в ред. от 06.08.2015) гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (ст.15).

В случае если медицинская организация, либо другие вышеперечисленные органы отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (ст.19).

Денежные выплаты и пенсия

В 2015 году размер социальной пенсии для категории детей-инвалидов – 11 445,68 руб. в мес.

Также детям-инвалидам предоставляется право на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в размере – 2 240, 74 руб. в мес.

Таким образом, пенсия по инвалидности в 2015 году для детей-инвалидов по государственному обеспечению составляет 13686,42 руб. в мес. В размер ЕДВ включен размер НСУ (набор социальных услуг).

  • специальные лекарственные препараты, медицинские изделия и продукты лечебного питания;
  • право на бесплатный проезд детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение, а также на получение второй бесплатной путевки для сопровождающего ребенка лица;
  • санаторно-курортное лечение для инвалидов детства предоставляется на 21 день.

Стоимость всего набора социальных услуг составляет 930 руб. 12 коп., которая может реализовываться в натуральной или денежной формах.

То есть вы можете получать предоставляемые государством услуги, которые перечислены выше, а также можете написать заявление в соответствующий территориальный орган Пенсионного Фонда РФ об отказе от НСУ полностью или частично, и получать стоимость НСУ ежемесячно. Стоимость отдельных услуг НСУ:

  • специальные лекарственные препараты, медицинские изделия и продукты лечебного питания - 716 руб. 40 коп.
  • получение путевки на санаторно-курортное лечение + бесплатный проезд к месту лечения - 110 руб. 83 коп. + 102 руб. 89 коп.

Согласно Указу Президента РФ от 26.02.2013 года №175 нетрудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами получают пособие по уходу за инвалидом в размерах:

  • родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 5500 рублей;
  • другим лицам - 1200 рублей.

В Воронежской области родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, дополнительно ежемесячно выплачивается денежная компенсация в сумме минимального размера оплаты труда (МРОТ) - 5 965 руб.

Матери (отцы) детей-инвалидов имеют право на досрочную пенсию в 50 лет, если:

  • они воспитали детей-инвалидов до 8 лет;
  • имеют не менее 15 лет страхового стажа.

При соблюдении определенных условий, время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж.

Трудовые льготы

Льготы лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Женщина, осуществляющая уход за нетрудоспособным ребенком до 18 лет, имеет право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели с оплатой, пропорциональной отработанному времени (статья 93 ТК РФ).

Женщин, имеющих детей – инвалидов, запрещается:

  • отправлять в командировки без их согласия и привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ);
  • отказывать им в приеме на работу или снижать им заработную плату на основании того, что они имеют ребенка-инвалида;
  • увольнять одиноких матерей, воспитывающих ребенка- инвалида в возрасте до 18 лет по инициативе администрации за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации или в связи с совершением работником противоправных действий ( п. 5- 8, 10,11 части 1 статьи 81 или п.2 статьи 336 ТК РФ).

Службы занятости обязаны содействовать их скорейшему трудоустройству.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц (статья 262 ТК РФ). Трудовой Кодекс РФ дополнен статьей 262.1(Федеральный закон от 13.07.2015г. № 242-ФЗ), следующего содержания: одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка - инвалида в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

По письменной просьбе работнику, воспитывающему ребенка – инвалида, работодатель может предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Время предоставления, продолжительность отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем (статьи 128, 263 ТК РФ).

Налоговые льготы

Стандартные налоговые вычеты на ребенка-инвалида предоставляются в увеличенном размере (п.4.ст.218 Налогового кодекса РФ).

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя (законного представителя), на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Стандартный налоговый вычет на ребенка дается каждому из родителей, и вдвое большем размере, если родитель (попечитель, опекун) единственный у ребенка, или одному из родителей по их выбору. Вычеты при расчете налога предоставляются каждый месяц путем вычитания из налогооблагаемой базы установленного законодательством размера. Ставка 13 % применяется к уменьшенной на сумму вычета базе.

Жилищное законодательство

1. В соответствии с Жилищным кодексом, семьи с детьми-инвалидами имеют право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Коммунальные платежи

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг в виде скидок:

  • с оплаты квартиры и коммунальных услуг в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда – не ниже 50%;
  • при проживании в жилых домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • абонентская плата за телефон – скидка 50%.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплаты и доставки топлива, установленных Законом Воронежской области, в форме денежной компенсации в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 12 августа 2013 г. N 2772/ОД, утвердившего Порядок предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области.

Проезд на общественном транспорте

Дети-инвалиды, их родители, опекуны и попечители, осуществляющие уход за детьми-инвалидами имеют право бесплатного проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутного такси типа "Газель") на пригородных маршрутах, а также междугородных маршрутах (при отсутствии пригородного маршрута в пределах административного района) в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 30 января 2006 г. № 49 "О порядке реализации льготного проезда отдельным категориям граждан.

Также детям-инвалидам государством предоставляется скидка 50% со стоимости проезда на междугородних линиях транспорта: воздушного, железнодорожного, речного, автомобильного.

Скидка действительна в период с 1 октября по 15 мая при проезде туда и обратно один раз.

Льготы на обучение

Дети-инвалиды имеют приоритет перед остальными категориями граждан на устройство в детские дошкольные учреждения. Более того, там создаются все необходимые условия и реабилитационные меры для их пребывания. Если по состоянию здоровья ребенок-инвалид не может находиться в ДДУ общего типа, то для него подбирается специальное дошкольное учреждение.

Также родители могут отказаться от обучения детей-инвалидов в государственном дошкольном учреждении и заниматься обучением ребенка на дому, либо определить его в негосударственное образовательное учреждение.

При поступлении в высшее учебное заведение инвалид детства имеет преимущественное право на зачисление, при условии успешно пройденных вступительных испытаний.

Общие сведения об инвалидности

Обращение за установлением ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инвалидности является добровольным и осуществляется по заявительному принципу. Сомнения родителей (законных представителей) детей с ОВЗ являются естественными и вполне объяснимыми. Но необходимо помнить, что инвалидность детям редко устанавливается пожизненно. Периодически нужно проходить переосвидетельствование детей (через 1 год, 2 года, 5 лет). То есть, у родителей есть возможность отказаться от обращения за установлением инвалидности и/или от регулярного обязательного переосвидетельствования.

При обсуждении вопроса обращения в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) нужно помнить следующее:

Инвалидность - это удостоверенное специальным органом состояние организма, при котором в результате заболевания, последствия травмы или врожденного дефекта происходит стойкое изменение функций организма, ограничивается жизнедеятельность человека и ему требуется социальная помощь.

Решение принимается медико-социальной экспертной комиссией, исходя из комплексной оценки состояния организма ребенка, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Перечня заболеваний, по которому МСЭ обязано установить инвалидность ребенку не существует. Определен лишь Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (Приложение к Правилам признания лица инвалидом).

С перечнем обязательных анализов, исследований родители обследуемого ребенка должны быть ознакомлены в лечебно-профилактическом учреждении до обращения в МСЭ. Возникают ситуации, когда для объективной оценки психофизического состояния ребенка, требуется определенный период постоянного наблюдения за ним и специалисты предлагают госпитализировать ребенка. Иногда госпитализация связана со сложностями обследования детей с расстройствами аутистического спектра, другими ментальными нарушениями в амбулаторных условиях.

Инвалидность, установленная ребенку, не означает исключение его из социальной жизни других детей, и должна восприниматься родителями (законными представителями), как социальный статус, предоставляющий определенные права и льготы ребенку, членам его семьи:

  • Пенсионные льготы;
  • Льготы по трудовому законодательству;
  • Жилищные льготы;
  • Транспортные льготы;
  • Льготы при воспитании и обучении детей-инвалидов;
  • Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;
  • Льготы по налогообложению;
  • Льготы, социальные пенсии по государственному пенсионному обеспечению и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) для детей-инвалидов.

Пенсия по инвалидности подлежит ежегодной индексации. В последний раз она была проведена в апреле 2020 года, после чего размер социальных пенсионных выплат для детей-инвалидов составил 12577,42 рубля. При проживании в регионах с суровыми климатическими условиями данная сумма дополнительно корректируется с учетом районного коэффициента.

Родителю, которому состояние здоровья ребенка не позволяет выйти на работу, от государства положено пособие. Его размер зависит от характера родственных связей. Кровным родителям и опекунам ежемесячно положено 5500 рублей. Если за несовершеннолетним ухаживает иное лицо, независимо от того, родственник это или нет, ему причитается только 1200 рублей в месяц.При усыновлении ребенка с проблемами со здоровьем также положены повышенные выплаты. Вместо стандартных 16759,09 рубля такие усыновители могут рассчитывать на 128053,08 рубля.

Помощь с жильем

Семьи с детьми-инвалидами, стесненные в жилищных условиях, могут рассчитывать на получение помощи от государства.

Меры государственной поддержки будут зависеть от даты постановки несовершеннолетнего инвалида на учет. Если это произошло до 2005 года, помощь с жильем ему полагается в соответствии со ст. 17 федерального закона № 181. Здесь возможно как обеспечение квартирой в рамках договора соц. найма, так и передача недвижимости в собственность. Все зависит от тяжести заболевания и политики местных органов власти.

Получить жилье от государства вправе не любая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, а только те, кто действительно в этом нуждается:

- не имеющие собственной жилплощади;

- владеющие жильем, не отвечающим санитарным требованиям к проживанию;

- проживающие в стесненных условиях (менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной в Санкт-Петербурге);

- имеющие в собственности только комнату в коммунальной квартире или общежитии.

Если семья отвечает одному из вышеуказанных требований, ей необходимо встать в очередь на получение жилплощади. Сделать это можно в местном муниципалитете (жилищный отдел). Требования по документам стоит уточнить на месте, так как они существенно различаются в отдельных регионах.

Дети из детских домов, стоящие на учете по инвалидности, получают собственное жилье при достижении совершеннолетия во внеочередном порядке.

Детям, вставшим на учет по инвалидности после 2005 года, помощь с жильем предоставляется уже в рамках федерального законодательства, а именно – ст. 57 ЖК РФ. Жилищный кодекс предусматривает обеспечение инвалидов жильем только по договору соц. найма. Квартиры предоставляются в порядке очередности, и часто ожидание растягивается на долгие годы.

Также существует категория лиц, которым жилплощадь положена вне очереди:

- проживающие в домах, официально признанных аварийными;

- страдающие от тяжелых форм заболеваний.

Во вторую категорию входят дети с психическими отклонениями, ДЦП, туберкулезом и другими серьезными проблемами со здоровьем. Список заболеваний, дающих право на внеочередное обеспечение жильем, представлен в приказе Министерства здравоохранения РФ № 987Н от 29.11.2012

Компенсация коммунальных расходов

Семье с ребенком с ограниченными возможностями предоставлена возможность оплачивать только 50% коммунальных платежей. Причем, в отличие от взрослых инвалидов, которым льгота полагается только из расчета их доли собственности в квартире, скидка для детей-инвалидов распространяется на общий семейный расход коммунальных ресурсов. Льгота также затрагивает услуги по содержанию жилья и капитальному ремонту. В последнем случае речь идет только об официально принятой в регионе ставке. Если жители дома самостоятельно приняли решение о повышении взноса на капремонт, все, что свыше минимальной ставки, ложится на плечи льготника.

Для собственников частных домов скидка в 50% предоставляется на приобретение материалов для отопления.

Льгота по услугам ЖКХ носит форму компенсации уже совершенных расходов. То есть, льготник обязан в строго ограниченный срок (обычно до 10 числа) оплатить задолженность по квитанции, и только после этого на его банковский счет вернется половина уплаченной суммы.

Льгота по коммунальным платежам назначается в заявительном порядке. Для этого в территориальные органы соц. защиты необходимо предоставить справку об инвалидности, документы, подтверждающие отсутствие долга по квартплате (оформляются в ЖЭКе или РКЦ), а также реквизиты счета для перечисления компенсаций.

Трудовые льготы

Пока ребенок с инвалидностью не достиг совершеннолетия, его родители (опекуны) наделяются широким кругом трудовых льгот.

- Право на сокращенный рабочий день (ст. 93 ТК РФ)

Им могут воспользоваться оба родителя, предоставив по месту работы справку МСЭ. Новый рабочий график должен составляться исходя из потребностей работника. Работодатель не вправе отказать ему в реализации положенных по закону прав. Если это все же произошло, можно обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Оплата труда за неполный рабочий день осуществляется исходя из фактически отработанного времени. Но на продолжительности отпуска и иных трудовых правах новый график сказываться не должен.

- Право на 4 дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ)

Дополнительные выходные должны предоставляться по заявлению работника с сохранением заработной платы. Форма заявления утверждена приказом Минтруда № 1055н от 19.12.14. В полных семьях 4 выходных предоставляется сразу на двух родителей, поэтому к заявлению обязательно должна прикладываться справка с работы второго родителя о том, что он не израсходовал положенные по закону дни. Если в течение месяца все дни не были использованы, они не переходят на будущие периоды. Кроме того, их нельзя прибавить к ежегодному оплачиваемому отпуску. Родителям, воспитывающим сразу нескольких несовершеннолетних инвалидов, также положено только 4 дополнительных выходных дня.

- Право на дополнительные 14 дней отпуска (ст. 263 ТК РФ)

Родитель (опекун) может воспользоваться им только в том случае, если подобный пункт прописан в коллективном договоре организации. Дополнительный отпуск предоставляется по запросу работника и за его счет. Переносить неиспользованные дни на следующий год запрещено. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск один из родителей ребенка-инвалида может брать в удобное для себя время, независимо от графика отпусков (ст. 262.1 ТК РФ).

- Право отказаться от командировок, ночных смен и сверхурочной работы (ст. 259 ТК РФ)

Родителей детей с ограниченными возможностями к подобным работам можно привлекать только после ознакомления с правами, данными им по Трудовому кодексу (под подпись), и оформления их письменного согласия.

Данным правом может воспользоваться только один из родителей (опекунов). Причем для этого необходимо написать соответствующее заявление в ПФР, так как зачет в стаж периода ухода за больным ребенком осуществляется только по инициативе заявителя.

- Право выйти на пенсию раньше срока (ст. 32 закона № 400-ФЗ)

Одному из родителей пенсия может быть назначена на 5 лет раньше, но только при соблюдении определенных условий: должны быть выполнены требования по страховому стажу (20 лет отцам и 15 лет матерям), индивидуальный пенсионный коэффициент должен иметь значение не менее 30 баллов, а ребенка-инвалида данный родитель должен воспитывать минимум до 8 лет.

Требования к опекунам аналогичны, но сокращение возраста выхода на пенсию в случае с ними происходит несколько иным способом. Им убирают по 1 году за каждые 1,5 года опеки над больным ребенком, но не более 5 лет в общей сложности.

Налоговые льготы

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут рассчитывать на ослабление налоговой нагрузки. Налоговые льготы родителям, прежде всего, касаются уплаты НДФЛ.

Им положен вычет в повышенном размере:

- 12000 рублей – при воспитании ребенка с инвалидностью биологическими родителями или усыновителями;

- 6000 рублей – для опекунов и попечителей.

Кроме того, таким родителям полагается и стандартный налоговый вычет за ребенка в размере 1400 рублей. Необходимость суммирования вычетов по двум основаниям подтверждается письмом Минфина РФ № 03-04-06/15803 от 20.03.2017 г.

В полной семье родитель с меньшей заработной платой может отказаться от своего права на вычет по НДФЛ. Тогда родитель с более высоким доходом сможет применять вычет в двойном размере.Право на льготы по подоходному налогу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, предоставив туда свидетельство о рождении ребенка и подтверждающие инвалидность медицинские справки. Для начала применения налогового вычета также нужно написать заявление по месту работы. Пишется оно в свободной форме с приложением копий тех же документов, которые подавались в ИФНС.

Льготы по транспортному налогу

В ряде субъектов РФ семьи с детьми-инвалидами могут рассчитывать на освобождение от уплаты налога на транспорт. Этот налог идет в местные бюджеты, поэтому и установление по нему льгот находится в компетенции региональных властей. Возможность не платить налог за автомобиль получили семьи Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Волгоградской областей, а также ряда других регионов. Ознакомиться с действующими в субъекте налоговыми льготами можно в любом местном отделении налоговой службы.

Особые условия зачисления в ВУЗ

Дети-инвалиды имеют право на зачисление в ВУЗ вне конкурса. Если абитуриенту уже исполнилось 18 лет, данное право сохраняется только при назначении 1 или 2 группы инвалидности. Инвалиды 3 группы поступают в ВУЗ на общих условиях. Зачисление вне конкурса не подразумевает освобождения от экзаменов. Результаты ЕГЭ абитуриентов-инвалидов также должны соответствовать проходному баллу по заявленной специальности. Но если количество бюджетных мест ограничено, инвалиду будет отдан приоритет.

Возможностью поступить в ВУЗ вне конкурса можно воспользоваться только раз в жизни, поэтому к выбору учебного заведения стоит отнестись максимально ответственно.

Льготный проезд

Бесплатный проезд на неограниченное число поездок.

Исключение: такси, это частный вид транспорта, поэтому льгота не действует.

1 раз в год - бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в вагонах любых категорий, кроме двухместных купе и вагонов с повышенным комфортом.

Ребенок также в праве воспользоваться льготами, которые ОАО "РЖД" предоставляет всем семьям, независимо от статуса инвалидности:

- бесплатный проезд для детей до 5 лет, не занимающих отдельного места;

- скидка 50% для школьников старше 10 лет с 1 сентября по 31 мая при предъявлении справки из школы.

1 раз в год - бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в эконом-классе при следующих условиях:

- меньшая стоимость авиабилета в сравнении с билетом на поезд;

- наличие у ребенка-инвалида заболевания или травмы спинного мозга.

При перевозке самолетом дети-инвалиды будут пользоваться рядом нематериальных привелегий: обслуживание вне очереди, право первым занять место в салоне, предоставление коляски авиакомпанией.

Некоторые авиакомпании, участвующие в государственной программе, предлагают билеты по субсидированным тарифам для людей с ОВЗ по ряду маршрутов.

Бесплатная медицинская помощь

По рецепту врача ребенок-инвалид может бесплатно получать:

- лекарственные препараты (их перечень ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минздравсоцразвития РФ);

- технические средства реабилитации (костыли, трости, опоры и пр.);

- кало- и мочеприемники;

- глюкометры, тест-полоски и шприцы для больных диабетом;

Чтобы получить льготный рецепт в поликлинике, необходимо предварительно подтвердить свое право в отделении ПФР. После предоставления туда свидетельства о рождении, СНИЛС и медицинского заключения МСЭ вам будет выдана справка, с которой уже можно направляться к врачу за рецептом на бесплатные препараты.

Льготные лекарства выдают далеко не во всех аптеках, а только в тех, которые заключили договор с государственными органами. С их перечнем и адресами вас обязаны ознакомить в поликлинике.

Воспользоваться рецептом может любое лицо, то есть брать с собой ребенка в аптеку нет необходимости. При отсутствии нужного лекарства вам обязаны предоставить его аналог либо заказать требуемый препарат в течение 10 дней. Бесплатные медикаменты выдаются без ограничений по количеству и стоимости, в соответствии с установленной доктором дозировкой.

Льготный отдых в санатории

Бесплатная путевка выдается только при наличии официально подтвержденных медицинских оснований. Для этого необходимо пройти медкомиссию в поликлинике и получить на руки справку по форме 070/у-о4. Далее оформление осуществляется через органы соц. защиты.

Помимо вышеуказанной справки, туда нужно будет подать:

- свидетельство о рождении (с 14 лет – паспорт);

Проверка документов занимает не более 20 дней. Но даже при принятии положительного решения чаще всего путевку придется еще некоторое время подождать, так как на них образуются очереди.

Дети-инвалиды отправляются в санаторий на срок не менее 21 дня. Если же они страдают от патологий головного или спинного мозга, продолжительность лечения увеличивается до 42 дней. Льготные путевки выдаются только в те санаторно-курортные учреждения, которые сотрудничают с органами государственной власти.

Отказ от набора соц. услуг

Дети-инвалиды имеют право полностью или частично отказаться от набора социальных услуг в пользу дополнительных денежных выплат. Такой шаг стал возможным после принятия закона о монетизации льгот (№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).

Набор социальных услуг в 2020 году оценивается в 1082,53 рубля.

В частности это:

- 833,79 рубля за лекарства;

- 128,99 рубля за путевки в санаторий;

- 119,75 рубля за льготный проезд.

Инвалид вправе сохранить за собой актуальные услуги, заменив денежной компенсацией только те, в которых не возникает необходимости. Денежные средства будут выплачиваться совместно с ЕДВ ежемесячно.

Оформление денежной компенсации происходит через отделение ПФР. Там пишется заявление установленного образца, которое необходимо сопроводить следующими документами:

- свидетельством о рождении либо паспортом;

- справкой о наличии права на набор соц. услуг (если она ранее была получена в ПФР).

Подать документы на компенсацию нужно до 1 октября текущего года, так как в 4 квартале уже начинается планирование бюджета на будущий год. Если не успеть обратиться в ПФР в срок, начать получать компенсацию можно будет только более чем через год.

Мы уже расставались со старым другом, который много лет, как он говорит, живет в коляске. По привычке он покатил за мной к двери провожать. Как всегда, спрашиваю: "Ну что, дружище, чем помочь? Может, куда-то съездить надо?"

Обычно он, смущаясь, называл пару адресов, куда мы затем ездили по его инвалидным проблемам. Но на это раз он рассмеялся:

- А разве ты не знаешь?

- Чего не знаю? - растерявшись, переспрашиваю.

- Так теперь на портале госуслуг для таких, как я, открыли сервис. Удобно, не выходя из дома, решаю свои проблемы. Так что лучше почаще заезжай.

И действительно, на официальном сайте Минцифры России узнаю, что министерство совместно с Минтрудом России и Фондом социального страхования запустили новый социальный сервис. По словам замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева, это сделано в рамках нацпроекта "Цифровая экономика" при реализации суперсервиса "Онлайн-помощь при инвалидности".

"Приведу только две цифры, - сказал он. - Ежегодно для получения технических средств реабилитации обращаются порядка 1,5 миллиона человек. Почти три миллиона в прошлом году лично подали заявление на прохождение медико-социальной экспертизы. Эти цифры говорят сами за себя. Поэтому мы постоянно работаем над переводом услуг для граждан с инвалидностью в электронный вид. Благодаря чему людям с ограниченными возможностями и их семьям станет проще не только оформить инвалидность или получать необходимые документы, не выходя из дома, но и получить технические средства и услуги для реабилитации".

Прчитав все это, захожу на портал госуслуг. Щелкаю мышкой. И узнаю: тут теперь можно подать заявление, чтобы получить, заменить или отремонтировать техническое средство для реабилитации. А также компенсировать такие расходы. Получить или компенсировать расходы за сурдоперевод и тифлосурдоперевод. Получить собаку-проводника, а также компенсировать расходы на ее содержание и ветеринарное обслуживание.

Планируется даже назначение пенсии по инвалидности сделать автоматическим. А средства реабилитации получать по электронному сертификату

Вернуть затраты на проезд к месту нахождения организации, где получают техсредства реабилитации. Кстати, уже в сентябре, как заявил замглавы Минтруда России Алексей Скляр, планируется, что их можно будет получать, используя электронный сертификат. При оформлении заявления достаточно выбрать соответствующую опцию.

И это не все. Можно подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы или обжаловать ее решение, внести изменения в индивидуальную программу реабилитации. Заказать справки об инвалидности при изменении персональных данных, ее дубликат.

По словам разработчиков "Онлайн-помощи при инвалидности", в дальнейшем хотят сделать автоматической даже процедуру назначения пенсии по инвалидности. На вопрос "РГ", создаются ли в регионах сервисы онлайн-помощи для людей с инвалидностью, замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев утвердительно заявил, что они активно развиваются. И привел в пример Московскую область, где только за последний год было оцифровано и оптимизировано десять онлайн-услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Наш разговор с министром госуправления, информационных технологий и связи Московской области Максимом Рымаром начался с вопроса, насколько цифровые сервисы востребованы жителями региона.

Тогда, Максим Александрович, скажите, могут ли жители, имеющие инвалидность, получать компенсацию расходов по ЖКУ, не выходя из дома?

Максим Рымар: Эта услуга для них полностью переведена в электронный вид. Достаточно приложить к заявлению на портале скан паспорта и квитанцию, подтверждающую оплату.

Результат услуги заявитель получит в течение восьми рабочих дней в личном кабинете. Деньги зачисляют на банковский счет, выплачивают через организации почтовой связи или другими способами.

Судя по обращениям редакцию, получить инвалиду техсредства реабилитации - сплошные мучения. Сняли вы эту проблему?

Максим Рымар: Эта услуга переведена в онлайн-режим. Теперь, чтобы получить средства для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью (очки для коррекции зрения, "коммуникатор Морзе", глюкометр с речевым выходом, медицинскую кровать и другие), не надо лично ходить по ведомствам.

С этого года мы заменили бумажный сертификат выплатой. Ее можно оформить на региональном портале госуслуг. Это не только значительно упрощает подачу документов, но и дает льготнику возможность приобрести техническое средство реабилитации на свое усмотрение. Размер выплаты составляет от 1,2 до 30 тысяч рублей.

Многим инвалидам автомобиль нужен по медицинским показаниям. Они по-прежнему в хлопотах, чтобы вернуть стоимость полиса ОСАГО?

Максим Рымар: С этого года компенсацию стоимости ОСАГО тоже можно оформить на портале госуслуг, после чего обратиться в удобный МФЦ для сверки документов. После сверки результат оказания услуги придет в личный кабинет.

Так же просто у вас оформить и проезд к месту лечения и обратно?

Максим Рымар: Конечно. Для бесплатного проезда к месту лечения и обратно для льготных категорий граждан не требуется предоставлять справку об инвалидности.

Этот документ запрашивается посредством межведомственного электронного взаимодействия. А для получения талона на бесплатный проезд заявителю не нужно посещать МФЦ и ведомство. Достаточно предоставить паспорт при оформлении проездного билета на сайте или в кассах РЖД. Этой услугой могут воспользоваться и те, кто сопровождает детей-инвалидов и инвалидов I группы.

Об инвалидах боевых действий стали меньше вспоминать.

Максим Рымар: Не соглашусь. Военнослужащим, получившим военные травмы во время службы, а также инвалидам боевых действий обивать пороги ведомств тоже теперь нет необходимости.

Они могут подать заявление на ежемесячную компенсацию в электронном виде и после этого обратиться в удобный МФЦ для сверки документов. Решение о компенсации придет в личный кабинет заявителя.

Аналогичный механизм работает и для ежегодной компенсации. Она доступна для инвалидов боевых действий I группы. Размер ее составляет 100 тысяч рублей. Решение о назначении выплаты приходит в личный кабинет на региональном портале в течение десяти рабочих дней.

Я уже сам начинаю путаться в мерах соцподдержки. Их так много. А как быть людям неискушенным? В Тульской области, например, учат инвалидов разбираться в онлайн-реальности, проводят обучение. Как вы это решаете?

Максим Рымар: У нас специально для этого придумана экспертная онлайн-система, которая информирует жителей о положенных мерах соцподдержки.

Так называемый "виртуальный эксперт" предлагает заявителю ответить на ряд вопросов: о трудовой деятельности, месте проживания, наличии инвалидности, наличии детей и так далее. Затем в зависимости от жизненной ситуации для пользователя автоматически формируется перечень мер соцподдержки, на которые он может рассчитывать. В справке также указывают ведомства, их предоставляющие, и сроки оказания. Так что заходите на наш портал и все узнаете.

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Это необходимо знать

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности

родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить

обстоятельства, в которых возникла проблема.

3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность;

- как урок, который необходимо пройти;

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Особый ребенок. Как помочь родителям детей-инвалидов развить основы восприятия и внимания в домашних условиях.
Проблема семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, находится сейчас в центре интересов государства и общественных организаций. Реализация данного направления предполагает разработку новых способов развития психических процессов детей-инвалидов, в которых семье отводится особая роль.
Читать статью >>

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение
Читать статью >>

Общение ребёнка с расстройством аутистического спектра. узнайте об этом больше. Выясните, что нравится и что не нравится вашему ребенку. Когда Вы знаете, что любит ребенок, Вы знаете, что будет мотивировать его к общению.
Читать статью >>

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться
Читать статью >>

Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей). Первые элементы речевого развития возникают в период новорожденности и проявляются в виде реакций, неотделимых от жизненно важных физиологических функций. Начальным проявлением голосовых реакций является крик. Если новорожденный и ребенок первых месяцев жизни не кричит, даже когда он очень голоден, если его не удается разбудить, это может иметь место при выраженной общей заторможенности, апатии
Читать статью >>

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему, в первую очередь, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза
Читать статью >>

Как сделать развивающие занятия наиболее эффективными. Многие родители, занимаясь с ребенком, допускают ряд ошибок, которые могут свести на нет все усилия. В статье описаны ошибки, которые, возможно, мешают Вам и Вашему ребенку достигнуть желаемых результатов

Детские истерики Истерика у детей - это реакция на ограничения, на несбывшиеся ожидания. Если ребенок не может что-то сделать или ему не разрешают что-то - он сердится. Очень сердится! На вас, на других людей, на эти запреты. Именно этот гнев ребенка и приводит его в состояние истерики
Читать статью >>

Обучение игре. Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера
Читать статью >>

Развитие у ребенка навыков самообслуживания. Очень важно для воспитания и социализации больного ребенка развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии с трудом формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для их развития требуются специальные занятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом их этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов
Читать статью >>

Обучение малыша навыкам опрятности. Всех детей с отклонениями в развитии независимо от тяжести их состояния следует обучать навыкам опрятности. Но это потребует очень большого терпения и настойчивости. Развитие навыков опрятности у детей с отклонениями в развитии обычно представляет определенные трудности, что связано как со спецификой их заболевания, так нередко и с ошибками воспитания. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки опрятности, другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания
Читать статью >>

Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Существуют специальные способы обучения ребенка самостоятельному приему пищи. Прежде всего, кормите его чайной или десертной ложкой. При этом лучше используйте кашеобразные блюда
Читать статью >>

Обучение трудовым навыкам

Рекомендации для родителей по обучению детей трудовым навыкам. В семье, где взрослые привлекают детей к изготовлению игрушек и других полезных предметов из дерева, интерес к ручному труду у детей развивается, и постепенно формируются навыки работы с инструментом. Чтобы родители правильно организовали дома работу детей по дереву и тем самым правильно осуществляли трудовое воспитание своего ребенка, предлагаются некоторые рекомендации по руководству этим видом детской и юношеской деятельности
Читать статью >>

Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей с детским церебральным параличом. Если у ребенка насильственные движения очень сильные, необходимо кровать снабдить сеткой, покрытой мягкой материей, изготовить удобное кресло, которое должно быть устойчивым, иметь подставку для стоп, ремни для фиксации туловища и ног. Ребенку необходим столик для занятий, при необходимости - головодержатель.
Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела
Читать статью >>

Из статьи родители смогут узнать, как развиваются дети с синдромом Дауна, какого уровня развития они могут достичь, как воспитывать такого ребенка и на какие особенности его здоровья следует обратить повышенное внимание.
Читать статью >>

Родителям о ринолалии

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Читать статью >>

Знаете ли вы, как развивается общение у слышащего и глухого младенца? С первых минут появления малыша на свет мать начинает общаться с ним как с понимающим разумным человечком. Когда младенец кричит, издает звуки, улыбается, смотрит на нее, она думает, что он обращается к ней, и отвечает ему. Постепенно он действительно начинает обращаться к ней.
Читать статью >>

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка. Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь
Читать статью >>

Функции семьи в выполнении комплексной программы реабилитации детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии

Читайте также: