Осетинские права как выглядят

Обновлено: 04.03.2024

Почти миллион человек насчитывает ныне народ осетинов.
Он дал России множество знаменитых людей, особенно в военном деле.
Его история древнее истории России и известной истории славян вообще, а происхождение уходит корнями к временам первых государств Евразии.
Так кто же "отцы" этого древнего народа?

Осетины отличаются от большинства других народов Кавказа тем, что они не являются коренной группой и не являются потомками тюркских племен, прошедших через этот регион или аборигенов нагорья.
Прямых сведений о происхождении осетин мало, письменных сведений о них нет. Большая часть того, что было предположено, основана на лингвистических исследованиях, археологических данных и изучении фольклора.

Основная версия - осетины являются прямыми потомками ираноязычных кочевников степи: скифов и сарматов. Это подтверждает близость их языков, развитое коневодство и умение вести конный бой.
Но есть нюансы!
Так как скифский язык фрагментарен, а их исчезновение связывают либо с сарматами, либо естественными причинами, то предки осетин достоверно можно отличить лишь от сарматского племени алан. А это вже гораздо ближе к временам Средневековья.

Аланы представляли собой свободную племенную конфедерацию в понтийском степном регионе. Впервые упоминаются в классических римских источниках , аланы были изгнаны в горы гуннами. Вместе с вандалами они прошли сквозь всю Европу и поселились в Африке.
Римляне описывают их как высоких и светловолосых людей, отчаянных любителей войны, которые сражаются на тяжелых лошадях, строясь с клинья и орудуя длинными пиками.

Ученые занятые исследованием осетинского языка и истории народа: Милер, Шегрен, Хуфшман, Ахвледиани и другие признают, что осетины - это люди иранского происхождения. И хотя осетины относятся к иранской ветви индоевропейской группы, они не пришли напрямую из Ирана.
Они жили на Урале и на территориях Дона, а затем на территориях западного и северного Кавказа и в конце концов поселились на Южном Кавказе.

Некоторое время, после падения Рима и гуннов, Алания переживала расцвет. Их конники часто нанимались Византией, Хазарией и Персией для войн и государство хотя и не было однородным, но жило вполне процветающим.

Нашествие монголов изменило их судьбу.
Ставший уже вполне христианским, но оставшийся воинственным народ подвергся страшному удару!
Не имея сопоставимых сил для защиты, аланы заперлись в неприступных горных крепостях, при каждом удобном случая терзая тыл монголов набегами. Но постоянная раздробленность на кланы и племена мешала соединить усилия, а многие и просто "работали на монголов".

Осенью 1238 г. началось татаро-монгольское завоевание Алании.
Во главе монгольских войск, направленных в Аланию, были поставлены крупнейшие лидеры из окружения Бату, его двоюродные братья Менгукаан, Гуюк, Кадан. Войска были снабжены метательными орудиями, следовательно, они готовились к осаде городов.
Был взят Магас, а для подсчета убитых монголы отрезали уши павшим, насчитали 270 000 ушей..

В горах монголы были легко уязвимы. Но сами аланы не могли жить в горах, ведь они были кочевниками и коневодами! Как только они выходили на равнину и налаживали жизнь, монголы нападали.
Так в 1278 году был разрушен аланский город Дедяков, силами монголов и подчиненных русских войск. Уцелевшие бежали в горы, а там, уходя от голода и переселения были вынуждены перейти на Южных Кавказ.

Аланские всадники в горах

Гибель Алании

"Великая замятня" позволившая русским победить в Куликовской битве, оказалась гибельной для Алании.
Тамерлан пошел в поход на хана Тохтамыша, через Кавказ, в его приволжские кочевья. С огромной армией Тамерлан прошел Дербент, опрокинул авангард тохтамышевского войска и подошел с юга к Тереку.
С севера к нему подошла не менее громадная армия Тохтамыша. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г.
Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения.

Тимур истреблял подданных Тохтамыша, а особенно христиан. Аланы оказались в самом центре этой резни и их едва не уничтожили полностью!

А чтобы более аланы не возрождались, Тимур увел большую часть боеспособных мужчин с собой, подарив их в Китай, для защиты границ. Где это войско хотя и было на хорошем счету, но быстро растворилось в местном населении.
Оставшиеся вынужденно смешивались с аборигенами Кавказа и навсегда потеряли статус сильного царства в этом регионе.

Российская Алания

Находясь в окружении мусульманских соседей, аланы постоянно подвергались набегам черкесских феодалов.
В 18 веке осетины попросили российский престол принять их в свое владение, мотивируя общей религией и желанием находится в орбите близкого государства, а не Оттоманской империи.
Прошение было удовлетворено и Россия присоединила Осетию, а потомки аланов массово влились в русскую армию, часто составляя ее самые боеспособные части.

Но, как это бывало и с другими народами, осетины быстро поняли, что русский царизм и крепостничество немногим лучше монгольского рабства. В начале 19 века были многочисленные крестьянские восстания, которые жесткого подавлялись русской армией, а осетины привычно уходили в горы.
Фактически, это было ответом на откровенно колониальную политику России на Кавказе.
Выступления быстро подавлялись, так как осетины были малочисленны и разрознены, а также им давались временные послабления, которые потом отменялись, после успокоения региона. Весь 19 век регион периодически сталкивался с войной против царизма.

Бега Кочиев - один из лидеров восстаний, прославился тем, что с отрядом в 30 человек держал многодневную оборону против тысячного отряда русских, запершить в родовой башне. Штурм и осада эффекта не давали, лишь после поджога башни, удалось выманить оттуда восставших.

Антропология и генетика осетин

Нечасто эти две науки так сходятся в одном, как в осетинах!
Обе заявляют, что осетины имеют своеобразный тип, сложившийся из нескольких компонентов.
Изначально североевропеоидный, крупный, светловолосый тип иранцев, с широким и крупным лицом, резкими чертами, за период проживания на Кавказе получил мощное влияние аборигенных племен.
Осетины могут иметь и типично кавказские черты, более астеническое сложение и темные волосы, однако у них очень часто встречаются люди которых можно скорее признать за прибалтов или немцев, чем за жителей юга. Это те, кто сохранил свой исходный тип, или в ком комбинация генов предков выдала тот, который был характерен скорее для прадедов.
По данным генетики, у осетин доминирует не только типичная для иранцев группа R1A, но и ближневосточная G - не менее типичная для жителей Кавказа.
То есть нынешний геном осетин далеко не у всех восходит к иранским кочевникам, причем не зависимо от общины и этнической группы: дигорцы и иронцы не отличаются в этом отношении.

Так что же в итоге?

Осетины - единственные ныне потомки сарматского племени алан, едва ли скифов. Они в серьезной степени смешаны с аборигенным населением Кавказа, но тем ни менее вполне сохраняют свой исходный тип времен средневековья.
И вполне имеют право считать себя людьми, которые когда-то владели южнорусскими степями!

Вопрос:
Здравствуйте, хотелось бы задать пару вопросов: 1.Имею ли я право управлять ТС по территории России с водительским удостоверением выданным в РЮО-Республика Южная Осетия, сам являюсь гражданином РФ. 2.Если же не имею право управлять ТС с водительским выданным в РЮО-Республика Южная Осетия , что потребуется для замены (обмена) водительского ? Придётся ли мне сдавать повторно курс вождения и ПДД?
Ответ:

Да, имеете право.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Добрый день. Сегодня выезжая на работу, протер номера и фары. При этом ближний свет фар работал. Следуя к месту назначения, меня остановили сотрудники Гибдд и сказали что у вас не горит ближний свет фар. Попросили устранить на месте. На месте устранить не получилось и я заявил, что поеду устранять неисправность в автосервис. На что, сотрудник выписал мне постановление и штраф 500 р. Правомочны ли его действия , ведь пункт 2.3.1 ПДД гласит: "При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности".

Здравствуйте, у меня такая проблема: я попал в ДТП 12.10.16 года, двигаясь по своей полосе в далеко от меня был прерван островок безопасности на котором стоят авто для совершения манёвра разворота , и вот я приближаюсь , и с этого разворота резко выезжает женщина не убедившись в безопасности манёвра и я влетел в неё. Ну так вот, мы вызвали наряд ДПС , они все оформили и отправили нас на мед освидетельствование , после этого мы приехали в гаи и там нам выписали постановление и дали все бумаги , после чего обязали явится к дознавателю , мы пришли в указанный срок со второй участницей дтп , и только там я узнал что у неё нет и не было страховки , и она отказывается принимать вину в аварии , ссылаясь на то что я видел ее ( хотя это было не так ) и мог успеть затормозить ( но она выехала прямо передо мной ) , и дознаватель сказал что отправит на экспертизу и все решат быстро. Но это быстро затянулось на 5 месяцев, и до сих пор ничего не решено , прошлая дознаватель куда то делась , до неё не дозвониться , и у меня новая дознаватель которая уверяет что по окончанию полугода все будет , но такого быть не может что так долго. И вот что я хочу спросить , что мне делать и как быть , в страховую свою не ходил и независимую Экспертизу ещё не делал , так как студент и в такую аварию и ситуацию попадаю впервые.

Добрый день. Проблема в получении выплаты от страховой. Все по порядку: 1)19 января ДТП (три авто участника), резкое торможение и все друг в друга. Я-авто посередине(виновник и пострадавший в одном лице), мне было выдано две справки с указанием 3х участников,НО(. )одна справка на обороте была с прочерком,зачеркнули 3го участника (ошибка сотрудников,затем также ошибочно сотрудниками был поставлен штамп со словами"а что это здесь,а,ладно"). 2) Обращение в страховую виновника(Ингос).Сдал необходимые документы и эту косячную справку забрали, а нормальная справка осталась у меня. 3)Отдали авто в автосервис,с которым контачит Ингос. 4) Пришёл отказ в выплате с указанием обратиться в свою страховую,так как ТОЛЬКО 2 УЧАСТНИКА на основании справки с прочерком 3 участника. 5)Появился автоюрист,приглашённый автосервисом. Автоюрист отвезла оригинал нормальной справки в Ингос,с него сняли копию,оригинал забрала. 6)Машину сделали,подписали договор об обязаны вернуть 140 000 руб за ремонт. 7)Позвонили из Ингоса,сказали привезти оригинал справки и указали что только 50% могут вернуть. 8)Сейчас отвезём оригинал в ГАИ,чтобы поставить штамп на копию и отвезти в Ингос. Отмечу,что все выглядит очень сомнительно,все эти связи сервиса страховой и юриста. К слову,Юрист говорит,что в Ингосе затягивают с решением,неоднозначная ситуация(уже 23 марта), сама ждёт ответа от Ингоса и собирается писать досудебную и идти в суд. ВОПРОС:что нам делать?не получится ли так,что помимо 140 000,которые мы должны сервису и которые Ингос нам отказывается выплачивать, нам ещё придётся оплачивать услуги Юриста после представления интересов в суде, дело в котором ещё неизвестно как закончится?) И ещё,мое авто также виновник,я правильно понимаю,что полной компенсации в 140 000 мне не ждать?)) Спасибо большое,что прочитали до конца

Доброго времени суток! Вопрос такого характера:покупаем машину с рук, но ни я, ни продавец не знает как правильно произвести продажу (в моем случае покупку). Спрашивая у знакомых, все дают разные ответы. Подскажите пожалуйста последовательность действий, которые нужно произвести.Заранее спасибо!

Добрый день! Пришло письмо от Росгосстрах Предложение об оплате по ДТП, я виновник аварии и в полисе ОСАГО не вписана была. Т.к купила машину по купле-продаже и ехала ее оформлять. Требуют заплатить долг в течении 7 дней. Я в декрете с двумя детьми. Может можно что то предпринять? А то в случае не уплаты будет пишут неустойка. А цена космическая. 210000.

Юридическая консультация!
Для жителей С-Петербурга и области

Спасибо за проделанную работу. Все было выполнено в короткие сроки.

Все вопросы были решены профессионально. Претензий не имею. Все обещания по решению вопроса выполнены.

Благодарю компанию "Авто-Юрист" за оказанную помощь при возмещении денежных средств со страховой компании после ДТП. Считаю, что юристы данной окмпании выполнили свои обязанности на отлично. Спасибо за оказанную помощь.

Осетины

Осетины - народ, проживающий на Кавказе в основном в Южной и Северной Осетии, а также в Турции и Грузии. Всего в мире насчитывается около 700 тысяч, подавляющее большинство в Российской Федерации - 528 тысяч человек.

Осетины - национальный состав

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.


Происхождение осетинского народа

Если судить по языку и мифологии, предками осетин стали кавказские племена, объединившиеся с древними аланами.

Однако более правильной считается теория иранского происхождения осетин, которую впервые выдвинул польский учёный Ян Потоцкий, а позднее подтвердили русские учёные. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называли сарматами, а в Средние века – аланами.

Где живут осетины

Осетины проживают в основном на Кавказе и в других регионах России, а также в США, Турции, Грузии, Канаде, Франции и Австралии.

Самая большая осетинская диаспора находится в Турции.

Согласно последней всероссийской переписи населения, в республике Северная Осетия (Алания) проживает 445 300 осетин, в Москве их насчитывается около 10 тысяч, в Кабардино-Балкарии 9800 человек, в Московской области – 2400.

Язык осетин

Осетинский язык, хоть и относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сильно отличается от иранского языка. Скорее всего, этот язык напрямую происходит от вымершего языка скифов и сарматов, которые взаимодействовали с аланами в древности.

Начиная с VIII века до нашей эры иранский язык получил распространение на обширной территории. Его разновидностями пользовались жители Персии, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. Из них только осетинская разновидность дошла до наших дней. Ближайшим родственником осетинского языка считается ягнобский язык, которым пользуются в Таджикистане.

О древнем происхождении осетинского языка свидетельствуют недавно найденные книги, написанные на древнем осетинском. В зависимости от этнической группы этот язык видоизменялся и обогащался диалектами.

По своему грамматическому строю он со временем стал похож на другие кавказские языки. Особенно это проявляется в фонетическом и лексическом разборе. Однако схожесть с иранскими языковыми семьями у осетинского языка прослеживается и сегодня. Первый осетинский алфавит на основе латинского письма был создан в 1920 году.


Осетины - история народа

В далёком прошлом иранские племена заселяли Дунай и Восточную Прибалтику, а страна, в которой они проживали, именовалась Скифией – по названию доминирующего там народа. Но потом на этой территории возобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, писал во II веке до нашей эры Птолемей. Сарматия граничили с Хазарским каганатом, которое воспринимало аланов как серьёзную угрозу, чем пользовалась Византия, стараясь ещё больше их рассорить.

Хазары были разгромлены Киевской Русью и половцами. Половцы неплохо уживались с аланами, но в XIII веке обоим этим народам не поздоровилось от татаро-монголов. Монголы подчинили себе часть Алании, и она перестала существовать как единая страна.

Уцелевшие в горах осетины смешались с другими племенами и не только усвоили элементы других культур, но и начали обособляться в этнические группы, которые всё больше и больше отличались одна от другой.

В 1750 году Осетия начала переговоры с Российской империей о присоединении. Императрица Елизавета Петровна передала народу Осетии бассейны Ардона, Фиагдона и Терека, а также центральные равнины Северного Кавказа. Эти земли были объявлены вольными и автономными. Переселившиеся туда осетины стали считать эти территории своими, а российская власть их поддержала.

В 1774 году Осетия вошла в состав России, что полностью отвечало интересам осетин, ведь Россия взялась обеспечивать их безопасность, способствовала их переселению на равнины и этническому самоопределению.

Осетины - религия

До X века осетины оставались язычниками, а потом под влиянием миссионеров начали переходить в христианство. В XIII веке большинство населения Алании под влиянием миссионеров из Грузии исповедовали христианство. В XVIII веке Западную Осетию захватил черкесы и пытались навязать осетинам ислам, но без особого успеха.

Вхождение Осетии в состав Российской империи укрепило осетин в их преданности христианству. Однако русских миссионеров осетины не жаловали, поскольку болезненно воспринимали все попытки извне влиять на своё вероисповедание.

Сегодня в Осетии исповедуется Восточное православие в сочетании с древними кавказскими обычаями.

Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу.

Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.

У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.

Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.

Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.

Погребальные обряды осетин не менее интересны. Известно, что XVIII-XIX веках все родственники умершего, которые приходили с ним проститься, становились на колени и двигались к гробу таким образом. Кроме того, они громко оплакивали усопшего: женщины рвали на себе волосы, а мужчины били себя плетью по голове.

У осетин также было принято проводить во время похорон состязания, а в качестве призов раздавать победителям ценные вещи скончавшегося.


Культура осетин

Как и другие кавказские народы, осетины стараются жить в единении с природой, а их сказания, мифы и песни несут отголоски многовековой истории борьбы за национальное самоопределение.

В частности, нападение Золотой орды на Осетию породило много осетинских народных трагических песен.

Праздники осетин

Среди осетинских праздников немало таких, которые сохранились с языческих времён и посвящены дзуарам – небожителям из мифологии, народной религии и нартского эпоса, а также воссоздают древние магические обряды.

В первую неделю Нового года осетины также воздают почести покровителю жилища.

В старину они приносили ему в жертву козлёнка или барана, а в наши дни режут курицу или петуха. Этим мясом не принято угощать посторонних людей.

Пасху осетины тоже отмечают по-своему. Для них это ещё и день поминовения усопших, поэтому они начинали праздновать Пасху с того, что шли в семьи, где недавно кто-нибудь скончался, чтобы поддержать безутешных родственников покойного.

Кроме того, на Пасху осетины устраивали пир на всё село, а детям к этому празднику обязательно шили какую-нибудь обновку.

В первое воскресенье после Пасхи осетины отмечают Балдаран – праздник начала оплодотворения природы. В этот день женщинам не разрешается сидеть ни на земле, ни на камнях во избежание зачатия, и никто не должен спать днём, чтобы потом весь год не провести в полудремотном состоянии.

Через три недели после Пасхи у осетин наступает Таранджелоз – это праздник, во время которого люди просят благодати у божества плодородия (Таранджелоза), чьё святилище находится в Трусовском ущелье.

Перед пахотой в каждом селе осетины приносили в жертву купленного на общие деньги барана и просили древнее божество Никколу хорошей погоды для обильного урожая.

На праздник Реком паломники со всей Осетии отправлялись в одноимённое святилище, ведя на верёвке жертвенных животных, чтобы поклониться самому суровому осетинскому дзуару. Там молодёжь устраивала всевозможные состязания, а потом совершались общее застолье и ритуальные шествия.

Через 30 дней после Пасхи осетины празднуют день приношения домой трав. В этот день в осетинских домах пекут пироги с начинкой из листьев свёклы, а по углам жилища раскидывают принесённые с полей травы и цветы.

Праздник Уацилла, отмечаемый в июне, посвящён покровителю хлебных злаков, которого осетины также называют Богом-громовержцем. Это самое почитаемое божество в языческом пантеоне осетин, и поэтому у него много святилищ, а главное находится в Даргавсе.

Каждая осетинская семья несла к этому святилище подношение, но никто не мог входить внутрь, поскольку Уацилла слишком гневливый бог и мог ослепить человека, который посмел бы его побеспокоить.

На праздник Уацилла возле святилища Бога-громовержца оставляли чашу с пивом. Если за год пива не убавлялось, осетины верили, что следующий год будет урожайным.

Ещё один всенародный осетинский праздник посвящён Святой Роще Хетага. Во второе воскресенье июля в эту рощу на массовые гуляния приезжают со всей Осетии, чтобы забить быка, телёнка или барана.

На Кахцганан во второе воскресенье июля каждому новорождённому осетинскому мальчику справляют кахц (так называется чаша для подарков, с которой его мать обходит родственников). В старину, если кто-то из родственников ничего не дарил мальчику, то, когда подрастёт, он имел право угнать у них коня или жеребёнка.

Праздник Атынаг знаменует границу между летом и осенью. До него осетины не смели дотрагиваться до косы, а после начинали запасать сено на зиму. Если в семье подрос сын и на Атынаг его вместе со всеми посылали на сенокос, то это означало для него начало взрослой жизни.

В праздник Мады Майрам (Матери Марии) бездетные женщины шли в её святилище, чтобы попросить потомства.

В ночь Фалвары осетины молились за свой скот. В день Мыкалгабырта прославляли божество плодородия. После сбора урожая они также целую неделю праздновали Джеоргуыбу в честь дзуара, который считался покровителем мужчин, путников и обездоленных.

За неделю до Нового года осетины отмечают Цыппурс, праздник духовного очищения, и после захода солнца жгут костры (у кого самый яркий – тому уготовано больше счастья). По осетинским поверьям этот праздник знаменует поворот солнца на лето и сулит новые надежды.


Жилище осетин

Пригодность земли для постройки жилья осетины издавна проверяли так: на предполагаемом месте строительства зарывали кувшин с молоком, а через месяц выкапывали. Если молоко успевало забродить, то место считалось удачным, если же нет – искали другое место для нового дома. А чтобы злые духи покинули это место, там разжигали костер.

В горах осетины, как правило, строили каменные дома с плоскими крышами. На юге – из камней и дерева с четырёхскатными крышами из дранки. Нередко осетинские дома на равнинах были сплетены из хвороста и обмазаны изнутри и снаружи глиной, а сверху покрыты соломенной двускатной крышей.

Внешность осетин

Осетины обычно стройны, физически развиты и подтянуты, зачастую имеют карие глаза. Мужчины часто носит бороду и усы.

Внешне они схожи с другими кавказцами, но в то же время отличаются от других горцев. Цвет кожи у них в основном темный, загорелый. Они имеют широкий лоб с развитыми надбровными дугами. У северных осетин нос обычно прямой и довольно большой. Часто встречаются голубоглазые представители этого народа. Осетинские женщины считаются очень красивыми, поэтому в древности их иногда умыкали в Аравию, чтобы произвести от них красивое потомство.

Известные осетины

Генерал-полковник, дважды Герой СССР Хаджиумар Мамсумов, известный также как полковник Ксанти.

Дважды Герой СССР генерал Исса Плиев.

Поэт Коста Хетагуров, писатели Георгий Черчесов и Даба Мамсуров, режиссёр Евгений Вахтангов, дирижёры Валерий Георгиев и Вероника Дударова, актёры Вадим Бероев и Егор Бероев, учёный-иранист Васо Абаев.

Осетины преуспели в спортивной борьбе. Среди самых известных спортсменов чемпион Олимпийских игр по греко-римской борьбе Хасан Бароев, победитель Олимпийских игр в Сиднее и чемпиона мира по вольной борьбе Давид Мусульбес.

Также Осетию прославили победитель Олимпийских игр и чемпион мира по вольной борьбе 2016 года Сослан Рамонов, серебряный призер Олимпийских игр 2000, трехкратный олимпийский чемпион Артур Таймазов.

Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных — мужчин. Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.

Обычно кровная вражда рано или поздно заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В условиях действия светских законов и органов правосудия такие действия могут показаться ужасной дикостью. Но в те времена кровная месть являлась одним из весьма существенным регуляторов общественных взаимоотношений и сдерживающим фактором.

В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствала на Ныхасе, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом (см. высказывания Г.Кокиева выше). Она занимала своё, особое место в структуре осетинского общества. С этим уважением связано много старых осетинских традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися

Интересен рассказываемый в народе случай, когда разговаривая со старшим, молодой мужчина заметил, что его малолетний сын, ползавший по земле, во-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора со старшим, он незаметно наступил на рубашку мальца, и держал его так, пока старший не закончил разговор и не ушел. Даже ради спасения жизни собственного ребенка, мужчина не мог перешагнуть через аегъдау, унизиться и взять ребенка на руки при старшем.

Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.

Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.

Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.

Осетин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Характерным примером носителя этих норм являлся знаменитый силач-великан и цирковой борец Темирболат Кануков

Он настоял перед руководством цирка на том, чтобы ему разрешили бороться на ковре в рубашке. Поэтому на всех сохранившихся фотографиях, среди тогдашних лучших борцов России, играющих на людях своими мускулистыми полуобнажёнными телами, Бола единственный – всегда в одежде.

Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена Б.Канукова давно прошли. В моду вошли миниюбки, шорты и на борцовском ковре сегодня никто в рубашках не борется.

Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные осетинские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.

И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых в интернете на всеобщее обозрение. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одну из самых основополагающих норм поведения осетина.


История Осетии уходит своими корнями в древность. Современные территории Северной и Южной Осетии населяют осетины, являющиеся потомками древних народов аланов, скифов и сарматов, которые пришли на эти земли, гонимые полчищами монголов. Республики Осетии прошли тяжелый и сложный путь становления и развития, сохранив свой язык, самобытность, уникальную культуру.

история осетии новая

Кобанская культура

История Осетии тесно связана с историей народов Кавказа и Европы. Во II-I веках до н. э. в переходный период от бронзового к железному веку сложилась кобанская культура, после которой остались многочисленные памятники. Яркими представителями культуры эпохи энеолита являются могильники, первоначально размытые рекой, протекающей недалеко от селения Кобан.

В них содержались бронзовые украшения, изделия домашнего обихода, которые ранее не встречались в этих местах. Они сегодня находятся во многих знаменитых музеях мира. Проведенные раскопки представили миру большое количество бронзовых изделий, орудий труда, глиняной посуды, а так же фигурки домашних животных. В советский период и настоящее время написаны интересные книги по истории Осетии, где детально исследуется кобанская культура.

На основании находок археологи установили, что в предгорьях и горах Северного Кавказа, проживали многочисленные племена, занимающиеся земледелием, скотоводством. Мастера производили глиняную посуду, занимались ткачеством, выплавляли из меди и олова бронзу.

история южной осетии

Аланы во времена гуннского нашествия

В I веке произошло нашествие гуннов, которые, потерпев поражение от китайцев, двинулись на запад, сметая на своем пути целые народы и страны. В начале II века они подошли к Волге, где начинались земли аланов. Здесь им пришлось задержаться почти на два века, так как аланы оказались храбрыми воинами. Будучи, как и гунны, кочевниками, они оказали отчаянное сопротивление. Часть их конницы была тяжеловооруженной. Кони имели броню, что говорит о том, что в их государстве были развиты ремесла.

После двухвекового противостояния, в начале IV века аланы были разгромлены. Часть их, не захотевшая подчиниться гуннам, была вытеснена в предгорья Северного Кавказа, а другая часть, гонимая завоевателями, двинулась дальше на запад. Поэтому потомков аланов можно встретить во многих странах Европы.

история осетии книги

Появление аланов на Северном Кавказе

История Осетии говорит о том, что заселение аланами территорий Северного Кавказа произошло после нашествия гуннов. Первоначально были заселены предгорные районы до реки Кубани. Под натиском гуннов аланы продвигались выше в горы. После этого начался важный период в развитии и становлении аланской народности – переход от кочевого образа жизни к оседлому. Во многом это связано и с народами, проживающими по соседству с аланами.

В VI-VII веках происходит возникновение двух протогосударств аланов. Восточное - с центром, расположенным в верхней части реки Кубань, западное - с центром в Дарьяле. В начале X века произошло объединение в единое государство Алания. Это было раннефеодальное объединение. Своего расцвета Алания достигла в XI веке, в период царствования Дургулея Великого. Этот правитель сделал многое для народов Кавказа и Ближнего Востока.

краткая история осетии

Монголо-татарское нашествие

Судьбоносную роль в XIII веке сыграло монгольское нашествие, нанесшее непоправимый ущерб государству Алания. Это вызвало большой отток аланов в Византию и Венгрию. Тяжелым ударом был поход правнука Чингисхана Менгу-Тимура, который славился своей неимоверной жестокостью. Невосполнимой потерей были равнинные земли, где находились сельскохозяйственные угодья, пастбища, города и селения, в которых были развиты ремесла. Они были превращены в пустыню.

Покорить горных аланов монголо-татарам не удалось. Хотя после длительной осады пал город Дедяков, местоположение которого точно не известно, но предположительно это Верхнеджуладское городище, находящееся на левом берегу Терека. Долгие годы аланы, ушедшие высоко в горы, жили в изоляции. С одной стороны это повлияло на развитие, но большим плюсом стало сохранение языка, традиций, обычаев этого народа. Начинался важный этап жизни алан, которые стали горным народом.

история древней осетии

История Осетии периода XV-XVII веков

Потеря равнинных земель, которые были освоены адыгами-кабардинцами, сделали жизнь аланов суровее. Им пришлось адаптироваться к непривычным для них условиям. Горное земледелие не позволяло собирать достаточные урожаи, поэтому основной упор был сделан на скотоводство, различные ремесла. Изделия и избытки продуктов реализовывались через заезжих купцов. Конечно, небольшое горное государство не играло значительной роли в международных отношениях, Но в региональных отношениях с соседними государствами аланы (осетины) выступали на равных.

осетия история происхождения

Горная Осетия

Осетия расположилась в центре Кавказа, по обе стороны Главного Кавказского хребта, сохранив за собой ущелья и небольшие горные долины. Закавказская часть страны располагалась в долине реки Куры, несущей свои воды в Каспийское море, и Риона, впадающего в Черное море. Хребты гор разделяют территорию Осетии на многочисленные ущелья, в которых находились селения.

Связь между ними существовала в виде троп и небольших дорог, проходящих через перевалы. Они покрывали всю Осетию и соединяли селения. Кроме этого, через страну проходили две важнейшие дороги, имеющие международное значение – это Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над стратегическими дорогами позволял стать Осетии более значимым государством, а взимаемая пошлина за проезд по ним приносила в казну немалые доходы.

Общественно-политическое устройство

История Осетии, в кратком изложении периода XV-XVII веков, составлена из обрывочных сведений, большая часть ее малоизучена. Спецификой проживания осетин был природный горный рельеф, который наложил отпечаток на общественные отношения. В ущельях, небольших горных долинах, окруженных невысокими перевалами, проживали общины людей, разделенные друг от друга горами и реками.

Дороги и тропы через горные перевалы служили связующим звеном между общинами. Всего их было 11. История Осетии и культура страны этого времени отражены в архитектурных памятниках, дошедших до наших дней.

Одни общины, имея более выгодные природные условия и достаточное количество пахотных земель, находились на более высоком уровне развития. Различались они хозяйственной и общественной жизнью. Но несмотря на это, между обществами существовало традиционное осетинское единство, которое давало основание соседям воспринимать Осетию как единую страну. В то время Осетия представляла собой нечто напоминающее конфедерацию общин (областей), которые были самоуправляющимися.

история осетии

Происхождение названия Осетия

Осетия в XVIII веке

Этот период наиболее важный в жизни страны. В это время завершилось формирование предпосылок, которые позволили провести важнейшие политические и экономические преобразования. В первой половине XVIII века свершившиеся перемены позволили консолидировать общество, в котором выдвинулся политический лидер Зураб Магкаев.

Памятники истории и культуры Осетии этого периода сохранились до нашего времени и позволяют констатировать экономический и культурный подъем. Возрождение Осетии было сопряжено с определенными трудностями, касающимися целостности страны. Южные районы Осетии представляли собой объект постоянной экспансии грузинских феодалов. Земли северной части страны подвергались набегам кабардинцев, северо-восток страдал от вооруженных нападений ингушей.

В это время произошло сближение Осетии и России. Этому способствовал ряд политических и экономических причин. Осетинам для дальнейшего развития были необходимы равнинные земли, полученные благодаря России, которая была заинтересована в стратегических перевалах для дальнейшего продвижения на Кавказ.

Россия и Осетия в течение XIX века

Вплоть до 1830 года Осетия условно считалась территорией России, фактически продолжая самостоятельно развиваться. В 1842 году была создана Тифлисская губерния, в состав которой был включен Осетинский уезд. Для контроля над Дарьяльским перевалом и дорогой была заложена военная крепость Владикавказ, которая расположилась возле селения Дзæуджыхъæу.

Осетия вошла в состав Российской империи. Этот период связан с подъемом ее экономики, выходом на уровень передового региона Кавказа. Следует отметить, что экономический подъем привел к изменению социальной структуры общества, появился рабочий класс и буржуазия.

Здесь присутствовали многие факторы, например, участие Турции, которая не могла смириться с крещением осетин и переходом их в православную веру, и как следствие, теряла влияние на этот регион. На это время приходится культурный расцвет Осетии.

осетия история культура

В составе СССР

Именно в этот период истории Северная Осетия была разделена с Южной. Претензии грузинских князей на южную часть Осетии, отвергнутые в 1830 году сенатом России, были удовлетворены, как ни странно, почти сто лет спустя в 1922 году, когда южная часть Осетии отошла к Грузинской советской социалистической республике на правах автономной области. Северная часть вошла в состав РСФСР в качестве автономной области, а в 1936 году была реорганизована в автономную республику.

История Северной Осетии в тот момент мало чем отличалась от Южной Осетии. Живя в одной стране, осетины не ощущали особого национального дискомфорта, но после распада СССР жители Южной Осетии оказались отрезанными от своих собратьев, проживавших в России.

Грузино-осетинский конфликт

История Южной Осетии этого периода трагична. В связи с выходом Грузии из состава СССР, Южно-Осетинская автономная область, входящая в состав этой страны, также решила воспользоваться своим правом на самоопределение и стать независимой страной. Но в Грузии на волне национализма была отменена осетинская автономия, в связи с этим осетины юридически лишаются права на отделение. Это положило начало осетино-грузинскому конфликту. Противостояние длилось три года.

В результате нападения войск Грузии на Южную Осетию и отряды российских миротворцев, находящихся на ее территории, в августе 2008 года произошло военное столкновение, которое закончилось поражением Грузии. На сегодня бывшая автономная область является государством Южная Осетия, независимость которой была признана тремя странами: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, а также частично признанной Абхазией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом, которые считаются не признанными республиками.

Читайте также: