Как зарегистрировать право оперативного управления на сайте росреестра

Обновлено: 30.06.2024

Муниципальному учреждению необходимо обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации с заявлением о прекращении права оперативного управления. По какой форме это можно сделать?

В ходе государственной регистрации права оперативного управления возникли замечания. Для их устранения по заявлению учреждения регистрация была приостановлена на 3 месяца. В течение данного времени замечания устранить не удалось. Возможно ли повторно приостановить регистрацию по инициативе заявителя?

Пожалуйста подлежит ли регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию права собственности, договор оперативного управления имуществом, если он заключен на срок менее 1 года?

Нужно ли регистрировать право пожизненного проживания в росреестре? По Статье 131 ГК РФ - Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

С какой даты у государственного автономного учреждения возникает обязанность оплаты коммунальных платежей: - с даты закрепления права оперативного управления на помещение согласно областному Постановлению Правительства и Распоряжению органа исполнительной власти ведущего учет областного имущества?; или - с даты регистрации права оперативного управления в реестре прав?

Скажите пожалуйста, каким образом происходит государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления?

С чего начать регистрацию права оперативного управления? Какие документы нужны? Где взять образцы?

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрации права оперативного управления, на основании только договора?

Подлежит ли государственной регистрации продажа недвижимого имущества, принадлежащая продавцу на праве оперативного управления?

Права на недвижимое имущество, приобретенное учреждением на доходы от разрешенной предпринимательской деятельности, подлежат регистрации в едином государственном реестре. Какое право подлежит регистрации: право оперативного управления или право собственности учреждения на такое имущество?

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом, какие бумаги необходимы для гос. регистрации права оперативного управления.

Квартира находится в оперативном управлении воинской части ВВ МВД (свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления), может ли в/ч заключать договора социального найма с жильцами дома и являются ли такие договора правомерными для последующей приватизации занимаемых квартир?

Обратился в Регпалату для регистрации права оперативного управления на нежилое здание, в связи с переименованием нашего учреждения, сменилось только название учреждения, хотел внести изменение в ЕГРП по поводу субьекта права, отказали в регистрации, пишут нужен передаточный акт, документы подтверждающие возникновение права оперативного управления, хотя выписки из реестра федерального имущества на новое наименование учреждение предоставил.

Бюджетное учреждение оформляет недвижимость для регистрации права оперативного управления, уже есть кадастровые паспорта на недвижимость, когда проводить кадастровую оценку земли, до регистации права или после.

Получил ответ от УК: 1.Акт передачи на право оперативного управления доли общего имущества не передавался 2. Свидетельство о государственной регистрации оперативного управления нет 3. Ук не занимается продажей жизнеобеспечивающих ресурсов. Так может называться это УК?

Возможен ли договор на право оперативного управления земельным участком между физ. лицом и ооо. Нужна ли его регистрация?

Какие из перечисленных ниже прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации: а) право собственности; б) право хозяйственного ведения; в) право оперативного управления; г) ипотека; д) сервитут; е) все вышеперечисленное.

Что является основанием внесения записи в ЕГРН нежилого помещения на праве оперативного управления у гос органа? Свидетельство и гос регистрации права на это помещение? (где написано о этом?)

Мку согласно устава осуществляет функции технического заказчика работ по строительству объектов для мо. Будет ли вновь построенный объект (жилой дом) находиться у мку на праве оперативного управления до регистрации права муниципальной собственности и его внесения в реестр мун собственности. Применимы ли в указанном случае нормы ГКРФ (стст.296-299) об изъятии из оперативного управления мку построенного объекта.

Нужно ли платить гос пошлину за регистрацию права оперативного управления на ООО, если собственник имущества муниципалитет? И как оформляется данная передача постановлением администрации?

Скажите какие документы нужны для подачи на государственную регистрацию земельного участка на праве оперативного управление (бессрочное пользование)? Спасибо.

Пять лет назад был заключён договор аренды нежилого помещения, которое находилось на праве оперативного управления у арендодателя и было передано в пользование арендатору. В настоящий момент данное помещение на праве оперативного управления принадлежит нашей организации-имеется свидетельство о гос. регистрации права, но тот договор продолжает действовать, расторгать его стороны отказываются. Можно ли подать иск в суд с требованием признать его ничтожным? Или данная сделка будет оспоримой?

Каков порядок регистрации объектов недвижимости учреждения (имущ. На праве оперативного управления). И каким образом отчуждать объекты недвижимости, в частности квартиры сотрудников?

Пять лет назад был заключён договор аренды нежилого помещения, которое находилось на праве оперативного управления у арендодателя и было передано в пользование арендатору. В настоящий момент данное помещение на праве оперативного управления принадлежит нашей организации-имеется свидетельство о гос. регистрации права, но тот договор продолжает действовать, расторгать его стороны отказываются. Можно ли подать иск в суд с требованием признать его ничтожным? Или данная сделка будет оспоримой?

Пять лет назад был заключён договор аренды нежилого помещения, которое находилось на праве оперативного управления у арендодателя и было передано в пользование арендатору. В настоящий момент данное помещение на праве оперативного управления принадлежит нашей организации-имеется свидетельство о гос. регистрации права, но тот договор продолжает действовать, расторгать его стороны отказываются. Можно ли подать иск в суд с требованием признать его ничтожным? Или данная сделка будет оспоримой?

Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.

Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Пример 1

В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.

На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.

В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.

В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный - не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.

Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.

В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.

Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 "О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отметил следующее.

Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

Пример 2

В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.

В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.

Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.

В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.

Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Пример 3

Как объясняет представитель учреждения, одно автотранспортное средство получено пять дней назад, на данный момент документы отправлены на регистрацию в ГИБДД письмом от 11 ноября 2009 года № 259. По остальным транспортным средствам объяснения отсутствуют, в связи с чем учреждению направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

Некоторые бюджетные учреждения сдают неиспользуемые площади в аренду. В этом случае в ходе ревизии необходимо проверить наличие регистрации договоров аренды.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 657 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из его сторон.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

Обратите внимание, что договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещений с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или его части регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Пример 4

В ходе проверки образовательного учреждения выявлен факт сдачи имущества в аренду по договору.

Ответственность при государственной регистрации имущества

Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Зачастую нарушения допускаются вследствие того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и учет имущества, не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Вред, причиненный юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них законодательством обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Для учреждений предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ, а именно: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (ст. 19.22 КоАП РФ), если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 100 до 300 руб., на юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 года № 75н.

*(3) Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

Что такое право оперативного управления имуществом? - fizicheskim-licam, nasledstvo

Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.

В соответствии со статьей 296 ГК РФ, право оперативного управления имуществом — это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества, возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Указанные лица вправе распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Рассматривая вопрос, что такое право оперативного управления, можно сделать вывод, что это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. На практике его суть заключается в реализации производственного плана, а также непрерывный контроль над полнотой и своевременностью его выполнения.

Этот механизм экономики позволяет получать прибыль от оборудования, которое не используется путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Что такое право оперативного управления имуществом? - fizicheskim-licam, nasledstvo
Особенности оперативного управления

Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:

  1. Осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса, чтобы максимально достичь поставленной целы.
  2. Последствия наступают не только в конкретный момент управления, но и в последующие периоды. Это может касаться и того периода, когда срок действия договора на оперативное управления истек.
  3. Имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия не действуют и не имеют никакого смысла. Подобное может выражаться в денежных единицах или в показателях производительности труда.
  4. Является основой тактических и стратегических планов и главным механизмом воплощения их в реальность.

Объект и субъект права оперативного управления

В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

К объектам права оперативного управления относят:

  1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
  2. Денежные средства.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

  1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
  2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
  3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
  4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.

Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.

Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.

Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.

Что такое право оперативного управления имуществом? - fizicheskim-licam, nasledstvo
Процедура регистрации

  1. Заявление о государственной регистрации, его форма утверждена приказом Минэкономразвития России.
  2. Договор о передачи соответствующего имущества на праве оперативного управления.
  3. Договор купли-продажи.
  4. Решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления.
  5. Документы о государственной регистрации учреждения и его учредительные документы.
  6. Документы о объекте недвижимости.

В приказе Росрегистрации отражено, что государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий на объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной собственности, рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Процедура регистрации состоит из таких действий:

  • экспертиза подлинности и правильности составления документов, поданных как собственником, так и доверенным лицом;
  • подача запроса в государственные органы, чтобы получить разрешение на регистрацию оперативного управления;
  • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, относительно которых будут заключены договорные отношения;
  • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.

Стоит учитывать, что возможность представления документов на государственную регистрацию в электронной форме не предусмотрена. Поэтому для регистрации нельзя представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме.

Для государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимости, нужно предоставить необходимое количество экземпляров-подлинников контракта в бумажном варианте.

Список документов для оформления оперативного управления

Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

  1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
  2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
  3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
  4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
  5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Прекращение права оперативного управления

Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

  1. Использование имущества не по назначению.
  2. В случае, когда имущество не используется.
  3. Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.

По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.

Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.

Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.

В российском законодательстве есть права, на основании которых за государственными или муниципальными организациями закрепляются здания или помещения, которыми они могут пользоваться и управлять. Это права оперативного управления и хозяйственного ведения.

В оперативное управление недвижимое имущество обычно передается организациям, для которых извлечение прибыли не считается приоритетом деятельности. Например, больницы, школы, библиотеки и другие учреждения. А, например, муниципальные кинотеатры имеют недвижимое имущество в хозяйственном ведении. Они ограниченно управляют недвижимым имуществом в том числе, для извлечения прибыли. Это довольно примитивное объяснение, но его достаточно легко запомнить.

Как сейчас регистрируется оперативное управление или хозяйственное ведение и как учитываются объекты?

Распоряжение и акт будут считаться правоустанавливающими документами. В соответствии с законом они должны быть представлены на регистрацию в двух подлинных экземплярах. Распорядительный документ обычно предоставляется в виде копии, заверенной в протокольном отделе органа, его издавшего. Такой экземпляр приравнивается к подлинному.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления не уплачивается, а вот за регистрацию права хозяйственного ведения организации придется заплатить 22 000 рублей.

Чтобы зарегистрировать право хозяйственного ведения или оперативного управления, объект недвижимости должен быть учтен в ЕГРН в том же в виде, как они описан в распоряжение о его передаче подведомственной организации. Если отличается планировка, количество комнат, площадь, есть несогласованная перепланировка по сведениям ЕГРН, то право ХВ или ОУ вам не зарегистрируют.

К сожалению, собственники государственного или муниципального имущества часто указывают в своих распоряжениях о передаче объектов не данные ЕГРН, а сведения БТИ, которые могут не совпадать с ЕГРН. Из-за этого, принимая помещение или здание по акту приема-передачи, организации прежде всего нужно проверить сведения в ЕГРН. Затем проверьте фактическую планировку на момент приемки помещения. Если описание объекта отличается от того, которое вы получаете по акту приема-передачи Территориального управления Росимущества или Департамента городского имущества Москвы, обязательно напишите обращение и просите содействия в приведении документов на объект в вид, указанный в акте приема-передачи.

К сожалению, не все изменения объекта реально согласовать. Сейчас в Москве есть проблемы с согласованием:

  • изменений фасада нежилых зданий - новые оконные или дверные проемы или заложение старых, устройство лестниц, крылец или тамбуров и так далее;
  • реконструктивных работ на объекте - изменение строительных объемов здания (увеличение или уменьшение), изменение капитальных стен и конструкций, обустройство лифтов, лестниц в здании и так далее. О том, что относится к реконструкции, а что к перепланировке, смотрите нашу статью.

Если в передаваемом вам объекте есть несогласуемые изменения или реконструкция, то принимая объект уведомьте орган, передающий вам муниципальное или государственное имущество, об обнаруженных вами расхождениях, и действиях, которые необходимо предпринять и просите доверенность, чтобы от их имени вносить изменения в объект. Потому что по закону вносить изменения, объединять или делить помещения может только правообладатель, например, город Москва или Российская Федерация.

Приготовьтесь к тому, что регистрация ОУ или ХВ займет у вас много времени, а, возможно, придется обращаться и в суд. Приведение сведений в ЕГРН об объекте в порядок - очень непростое дело. Порой для этого требуется длительная плотная работа с Росреестром, потому что ситуации действительно бывают безвыходными. Лучше, чтобы именно Росреестр рассказал и пояснил, как можно привести в порядок именно ваш объект.

Мы довольно часто сталкиваемся с такими объектами. Всегда стараемся разобраться и помочь. Но без преувеличений стоит сказать, что решение проблемы может быть не скорым.

Читайте также: