Какую роль сыграло формирование снг обеспечило процесс распада
Обновлено: 30.06.2024
В заявлении руководителей Белоруссии, России, Украины от 8 декабря 1991 г. были определены основные причины распада СССР. К ним были отнесены: объективный процесс образования новых независимых государств на территории СССР; недальновидная политика союзного руководства (Центра), приведшая к глубокому экономическому и политическому кризису; возрастание социальной напряженности в обществе, развитие межнациональных конфликтов с многочисленными человеческими жертвами.
В подписанном вместе с указанным выше заявлением Соглашении о создании СНГ были определены сферы совместной деятельности новых государств в рамках Содружества. Так, в ст. 3 Соглашения говорится: «. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сферам их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты СНГ, относятся:
■ координация внешнеполитической деятельности;
■ сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;
■ сотрудничество в области таможенной политики;
■ сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
■ сотрудничество в вопросах миграционной политики;
Трудности образования СНГ. Сложность и противоречивость формирования Содружества проявлялась с самого начала его возникновения. Например, уже на одном из первых саммитов СНГ в Минске, прошедшего в январе 1993 г., лидеры государств-членов делали заявления, в которых речь шла прежде всего об интересах их собственных стран, а не Содружества в целом.
«Впервые на столь высоком форуме рассматривалось положение в нашей республике. Документы, принятые в Минске по итогам обсуждения вопроса, являются историческими для судеб таджикского народа. Они дают
19
Э . Ш . Рахмонов , Президент Таджикистана, 1993
С . С . Шушкевич , Председатель Верховного Совета Белоруссии, 1993
М . И . Снегур , Президент Молдовы, 1993
Л . М . Кравчук , Президент Украины, 1993
паля 1992 г., подписанном на заседании Совета глав государств, наглядно прослеживаются тенденции к размежеванию.
Значение формирования СНГ. Образование СНГ — необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах политические, экономические, культурные и другие связи между нациями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствовали развитию новых форм сотрудничества под определенным совместным скоординированным контролем и способствовали в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.
2.3. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР
В результате наследие бывшего СССР должны были принять на себя 12 бывших союзных республик, из которых 11 фактически, но не юридически, стали учредителями СНГ. Грузия только в декабре 1993 г. стала Участником, а точнее — членом Содружества, однако присоединилась ко всем основным соглашениям, касающимся правопреемства, подписанным в рамках СНГ.
Правопреемство государств — результат изменения суверенитета над определенной территорией. В случае если политические изменения не приводят к существенному изменению суверенитета, новое образование считается государством-продолжателем, а не государством-преемником.
Механизм континуитета концептуально представляет собой своего \ рода автоматический переход международных договоров государства-предшественника на государство-преемник.
Континуитет России. Таким образом, фактическое (политическое) решение вопроса о правопреемстве странами СНГ договоров СССР было следующим:
■ Россия в роли прямого продолжателя СССР заменила его во всех международно-правовых отношениях;
■ балтийские республики — Латвия, Литва и Эстония — были признаны восстановившими свою первоначальную независимость, в связи с чем вопрос о правопреемстве в их случае вообще не поднимался — правовое существование балтийских республик продолжилось на том уровне, на котором оно было прервано в момент их включения в состав СССР;
■ Украина и Белоруссия продолжили свою международную правосубъектность, объем которой расширился;
Юридический факт признания континуитета России в значительной степени проявился в отношении международных договоров СССР:
22
Россия продолжала осуществлять предусмотренные в договорах права и обязательства бывшего СССР, о чем нотой МИД РФ от 13 января 1992 г. были уведомлены все государства. В силу своего исключительного статуса Россия автоматически стала стороной всех действующих договоров, среди которых были такие, которые представляли интерес и для других государств — бывших союзных республик. Одним из них был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Договор ОВСЕ). Он являлся первым документом, в отношении которого было принято совместное заявление и подписано соглашение в рамках СНГ (оба от 15 мая 1992 г.), регулирующее все вопросы дальнейшего осуществления прав и обязательств бывшего СССР, вытекающих из Договора.
Долг и собственность СССР. В связи с распадом СССР особо сложными были вопросы правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего собственности за границей. Об этом свидетельствуют и соглашения, и решения, принятые государствами—участниками СНГ.
Предвосхищая распад СССР, ибо уже к концу 1991 г. стало очевидным, что Советский Союз как государство доживает свои последние дни, представители семи ведущих стран-кредиторов в октябре—ноябре 1991 г. встретились в Москве с уполномоченными союзных республик. Встреча имела своей целью решение вопроса внешних долгов СССР. Кредиторы были заинтересованы в том, чтобы обязательства Советского Союза по внешним долгам перешли к государствам-преемникам и чтобы те в полной мере гарантировали их выполнение.
В ходе московской встречи были подписаны Меморандум о взаимо понимании относительно долга иностранным кредиторам Союза Советских Социалистических Республик и его правопреемников от 28 октября 1991 г. и Коммюнике от 24 ноября 1991 г., в которых были изложены взаимные обязательства сторон.
4 декабря 1991 г. был подписан Договор о правопреемстве в отноше- чии внешнего государственного долга и активов Союза ССР, явившийся
23
Кризисная ситуация, существовавшая практически во всех странах СНГ в тот период, не позволила многим из них проводить выплаты по долгам, поэтому на основе соответствующих двусторонних соглашений России со странами СНГ произошел своеобразный обмен долга на соб ственность — Россия взяла на себя обязательство выплатить все советские долги, а постсоветские государства отказались в ее пользу от собственности СССР за рубежом.
Правопреемство в отношении вооружений. Собственностью бывшего СССР особого рода являлся военный потенциал, в том числе ядерное оружие. В связи с этим не случайно уже в учредительных документах СНГ для внесения ясности в этот вопрос было четко сказано об установлении единого контроля за ядерным оружием и военно-стратегическим пространством.
В Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, «подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия, стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать
24
Эти положения (правда, с некоторыми дополнениями, например, о том, что решение о необходимости применения ядерного оружия должно приниматься Президентом Российской Федерации не только по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, но и по результатам консультаций с главами государств—участников Содружества; Украина обязана полностью уничтожить ядерное оружие, размещенное на ее территории, до конца 1994 г.) были закреплены в Соглашении между государствами—участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г. В этом соглашении сторонам и-участникам и подтверждалась необходимость объединенного командования Стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным и другими видами оружия массового уничтожения Вооруженных Сил бывшего Союза ССР. Это был важный шаг в решении дальнейшей судьбы ядерной военной мощи СССР, но неполный.
25
Окончательно в юридическом плане вопрос был исчерпан с принятием Решения от 6 июля 1992 г. об участии государств—участников Со дружества в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Оно состояло из двух пунктов.
1. Государства—участники Содружества как государства-правопреемники СССР поддерживают Российскую Федерацию в том, чтобы она продолжила участие бывшего СССР в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, обладающего ядерным оружием, включая осуществление функций депозитария Договора.
2. Государства—участники Содружества, кроме Российской Федерации, присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, и примут необходимые действия в соответствии с их конституционной практикой.
26
Вопросы для обсуждения
1. Почему Устав СНГ называют юридическим каркасом Содружества?
2. Какие три документа составляют Учредительный акт СНГ? Дайте их характеристику.
3. Почему образование Содружества Независимых Государств следует считать наиболее важным событием на постсоветском пространстве после распада СССР?
4. Каковы причины двойственности позиции государств—членов СНГ в отношении формирования и развития Содружества?
5. Дайте характеристику основных сфер совместной деятельности государств—членов СНГ.
6. Как произошло урегулирование проблемы правопреемства в отношении внешнего долга Советского Союза?
7. Как был решен вопрос о ядерном арсенале СССР?
Рекомендованная литература
Густое В. А., Манько В. X. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. М.; СПб.: Изд-во АВОК Северо-Запад, 2007. Гл. 1.
Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992— № 1. С. 5-11.
Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб.: Знание, 2006. С. 19-28.
Куртов А. Мифология СНГ// Свободная мысль. 2007. № 4. С. 82-94.
Правопреемство государственной собственности бывшего Советского Союза: Сборник основных документов по вопросу правопреемства в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза СССР. М.: Меж-дунар. отношения. 1996. С. 9-33.
Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)//Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.С. 5-7.
Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение МГИМО, 2004. С. 832-837.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 3—8.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)
Читайте также:
- В чем опасность коррупции для гражданина общества и государства
- Как выплачивается годовая премия если отработал неполный год
- Что такое законодательная власть в истории
- Какие этапы выделяют при выполнении атакующего удара отход прыжок уклонение удар разбег
- Как осуществляется перемещение по рабочему листу от ячейки к ячейке к первой ячейке рабочего листа