Какую роль сыграло формирование снг обеспечило процесс распада

Обновлено: 30.06.2024

В заявлении руководителей Белоруссии, России, Украины от 8 де­кабря 1991 г. были определены основные причины распада СССР. К ним были отнесены: объективный процесс образования новых независимых государств на территории СССР; недальновидная политика союзного руководства (Центра), приведшая к глубокому экономическому и по­литическому кризису; возрастание социальной напряженности в обще­стве, развитие межнациональных конфликтов с многочисленными че­ловеческими жертвами.

В подписанном вместе с указанным выше заявлением Соглашении о создании СНГ были определены сферы совместной деятельности но­вых государств в рамках Содружества. Так, в ст. 3 Соглашения говорит­ся: «. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сферам их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты СНГ, относятся:

■ координация внешнеполитической деятельности;

■ сотрудничество в формировании и развитии общего экономи­ческого пространства, общеевропейского и евразийского рын­ков;

■ сотрудничество в области таможенной политики;

■ сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологиче­ской безопасности;

■ сотрудничество в вопросах миграционной политики;

Трудности образования СНГ. Сложность и противоречивость фор­мирования Содружества проявлялась с самого начала его возникнове­ния. Например, уже на одном из первых саммитов СНГ в Минске, про­шедшего в январе 1993 г., лидеры государств-членов делали заявления, в которых речь шла прежде всего об интересах их собственных стран, а не Содружества в целом.

«Впервые на столь высоком форуме рассматривалось положение в на­шей республике. Документы, принятые в Минске по итогам обсуждения воп­роса, являются историческими для судеб таджикского народа. Они дают

19

Э . Ш . Рахмонов , Президент Таджикистана, 1993

С . С . Шушкевич , Председатель Верховного Совета Белоруссии, 1993

М . И . Снегур , Президент Молдовы, 1993

Л . М . Кравчук , Президент Украины, 1993

паля 1992 г., подписанном на заседании Совета глав государств, нагляд­но прослеживаются тенденции к размежеванию.

Значение формирования СНГ. Образование СНГ — необходимая ре­альность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах политические, экономические, культурные и другие связи между наци­ями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствова­ли развитию новых форм сотрудничества под определенным совмест­ным скоординированным контролем и способствовали в известной сте­пени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.

2.3. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР

В результате наследие бывшего СССР должны были принять на себя 12 бывших союзных республик, из которых 11 фактически, но не юри­дически, стали учредителями СНГ. Грузия только в декабре 1993 г. стала Участником, а точнее — членом Содружества, однако присоединилась ко всем основным соглашениям, касающимся правопреемства, подпи­санным в рамках СНГ.

Правопреемство государств — результат изменения суверенитета над определенной территорией. В случае если политические изменения не приводят к существенному изменению суверенитета, новое образова­ние считается государством-продолжателем, а не государством-преем­ником.

Механизм континуитета концептуально представляет собой своего \ рода автоматический переход международных договоров государства-предшественника на государство-преемник.

Континуитет России. Таким образом, фактическое (политическое) решение вопроса о правопреемстве странами СНГ договоров СССР было следующим:

■ Россия в роли прямого продолжателя СССР заменила его во всех международно-правовых отношениях;

■ балтийские республики — Латвия, Литва и Эстония — были при­знаны восстановившими свою первоначальную независимость, в связи с чем вопрос о правопреемстве в их случае вообще не под­нимался — правовое существование балтийских республик про­должилось на том уровне, на котором оно было прервано в мо­мент их включения в состав СССР;

■ Украина и Белоруссия продолжили свою международную пра­восубъектность, объем которой расширился;

Юридический факт признания континуитета России в значитель­ной степени проявился в отношении международных договоров СССР:

22

Россия продолжала осуществлять предусмотренные в договорах права и обязательства бывшего СССР, о чем нотой МИД РФ от 13 января 1992 г. были уведомлены все государства. В силу своего исключительного ста­туса Россия автоматически стала стороной всех действующих догово­ров, среди которых были такие, которые представляли интерес и для других государств — бывших союзных республик. Одним из них был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Договор ОВСЕ). Он яв­лялся первым документом, в отношении которого было принято совме­стное заявление и подписано соглашение в рамках СНГ (оба от 15 мая 1992 г.), регулирующее все вопросы дальнейшего осуществления прав и обязательств бывшего СССР, вытекающих из Договора.

Долг и собственность СССР. В связи с распадом СССР особо слож­ными были вопросы правопреемства в отношении внешнего государ­ственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего собственности за границей. Об этом свидетельствуют и соглашения, и решения, принятые государствами—участниками СНГ.

Предвосхищая распад СССР, ибо уже к концу 1991 г. стало очевид­ным, что Советский Союз как государство доживает свои последние дни, представители семи ведущих стран-кредиторов в октябре—ноябре 1991 г. встретились в Москве с уполномоченными союзных республик. Встре­ча имела своей целью решение вопроса внешних долгов СССР. Креди­торы были заинтересованы в том, чтобы обязательства Советского Со­юза по внешним долгам перешли к государствам-преемникам и чтобы те в полной мере гарантировали их выполнение.

В ходе московской встречи были подписаны Меморандум о взаимо­ понимании относительно долга иностранным кредиторам Союза Совет­ских Социалистических Республик и его правопреемников от 28 октяб­ря 1991 г. и Коммюнике от 24 ноября 1991 г., в которых были изложены взаимные обязательства сторон.

4 декабря 1991 г. был подписан Договор о правопреемстве в отноше- чии внешнего государственного долга и активов Союза ССР, явившийся

23

Кризисная ситуация, существовавшая практически во всех странах СНГ в тот период, не позволила многим из них проводить выплаты по долгам, поэтому на основе соответствующих двусторонних соглашений России со странами СНГ произошел своеобразный обмен долга на соб­ ственность — Россия взяла на себя обязательство выплатить все совет­ские долги, а постсоветские государства отказались в ее пользу от соб­ственности СССР за рубежом.

Правопреемство в отношении вооружений. Собственностью бывшего СССР особого рода являлся военный потенциал, в том числе ядерное оружие. В связи с этим не случайно уже в учредительных документах СНГ для внесения ясности в этот вопрос было четко сказано об уста­новлении единого контроля за ядерным оружием и военно-стратеги­ческим пространством.

В Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, «подтверж­дая свою приверженность нераспространению ядерного оружия, стре­мясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать

24

Эти положения (правда, с некоторыми дополнениями, например, о том, что решение о необходимости применения ядерного оружия дол­жно приниматься Президентом Российской Федерации не только по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, но и по результатам консультаций с главами государств—уча­стников Содружества; Украина обязана полностью уничтожить ядер­ное оружие, размещенное на ее территории, до конца 1994 г.) были зак­реплены в Соглашении между государствами—участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г. В этом соглашении сторонам и-участникам и подтверждалась необходи­мость объединенного командования Стратегическими силами и сохра­нения единого контроля над ядерным и другими видами оружия массо­вого уничтожения Вооруженных Сил бывшего Союза ССР. Это был важ­ный шаг в решении дальнейшей судьбы ядерной военной мощи СССР, но неполный.

25

Окончательно в юридическом плане вопрос был исчерпан с приня­тием Решения от 6 июля 1992 г. об участии государств—участников Со­ дружества в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Оно состо­яло из двух пунктов.

1. Государства—участники Содружества как государства-правопре­емники СССР поддерживают Российскую Федерацию в том, чтобы она продолжила участие бывшего СССР в Договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, обладающего ядерным оружи­ем, включая осуществление функций депозитария Договора.

2. Государства—участники Содружества, кроме Российской Федера­ции, присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, и примут необ­ходимые действия в соответствии с их конституционной практикой.

26

Вопросы для обсуждения

1. Почему Устав СНГ называют юридическим каркасом Содружества?

2. Какие три документа составляют Учредительный акт СНГ? Дайте их характеристику.

3. Почему образование Содружества Независимых Государств следует счи­тать наиболее важным событием на постсоветском пространстве после распада СССР?

4. Каковы причины двойственности позиции государств—членов СНГ в отношении формирования и развития Содружества?

5. Дайте характеристику основных сфер совместной деятельности госу­дарств—членов СНГ.

6. Как произошло урегулирование проблемы правопреемства в отноше­нии внешнего долга Советского Союза?

7. Как был решен вопрос о ядерном арсенале СССР?

Рекомендованная литература

Густое В. А., Манько В. X. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. М.; СПб.: Изд-во АВОК Северо-Запад, 2007. Гл. 1.

Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав госу­дарств и Совета глав правительств СНГ. 1992— № 1. С. 5-11.

Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб.: Знание, 2006. С. 19-28.

Куртов А. Мифология СНГ// Свободная мысль. 2007. № 4. С. 82-94.

Правопреемство государственной собственности бывшего Советского Со­юза: Сборник основных документов по вопросу правопреемства в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственно­сти, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза СССР. М.: Меж-дунар. отношения. 1996. С. 9-33.

Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.)//Содружество. Информа­ционный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1.С. 5-7.

Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение МГИМО, 2004. С. 832-837.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск 8 декабря 1991 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав госу­дарств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 3—8.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Читайте также: