Как закрыть счета в банках через госуслуги

Обновлено: 30.06.2024


Если индивидуальный предприниматель хочет прекратить деятельность, это необходимо сделать по определенным правилам. Иначе последуют санкции со стороны налоговиков и других контролирующих органов. Рассказываем, как правильно закрыть ИП.

Содержание статьи

Основания для закрытия ИП

Например, предприниматель решил закрыть бизнес или изменить форму собственности для своего дела. Он пишет заявление о прекращении работы под статусом индивидуального предпринимателя. После этого ИП снимают с регистрационного учета.

Но существуют другие основания:

  1. Смерть человека. С учета снимают после справки из загса.
  2. Решение суда. Здесь есть несколько вариантов. Это банкротство, запрет заниматься бизнесом со стороны правоохранительных органов, требования ФНС из-за нарушения налогового законодательства.
  3. Решение налоговиков. Если не платить налоги и взносы в течение 15 месяцев, то ИП закроют контролирующие органы.
  4. Окончание срока проживания в России. Это правило действует для иностранцев, которые занимаются бизнесом на территории РФ.

Если ИП добровольно хочет прекратить работу, то необходимо выполнить определенные действия.

1. Рассчитать и уволить сотрудников

Если ИП выступает в качестве работодателя, то при закрытии необходимо соблюдать требования закона о защите прав сотрудников:

Уведомление службы занятости

Это требование закона, а не Трудового кодекса, так как государство контролирует ситуацию с количеством безработных. Поэтому предприниматель обязан сообщить в Службу занятости о сокращении сотрудников. Это нужно сделать за 2 недели до увольнения. Закон разрешает подать уведомление в свободной форме. В документе указывают должность, квалификацию, специальность и зарплату.

Предупреждение сотрудников

По закону, организация предупреждает сотрудника о сокращении за 2 месяца, но для ИП это правило не действует. Поэтому важно этот момент заранее закрепить в трудовом договоре. Например, установить срок в 2 недели.

Затем издают приказ о прекращении действия трудового договора. Для этого проще использовать стандартную форму № Т-8.

Форма Т-8

Затем делают отметку об увольнении в трудовой книжке и карточке сотрудника. В последний рабочий день сотрудникам выдают справку о стаже СЗВ-СТАЖ, справку о доходах 2-НДФЛ, трудовую книжку и справку СТД-Р, если попросит сотрудник.

И самое главное, сотрудникам обязательно выплачивают зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие начисления по трудовому договору.

2. Уплатить взносы и сдать отчеты

Не стоит забывать, что при закрытии за сотрудников обязательно платят взносы и налоги. Для этого отправляют документы в контролирующие органы:

РСВ и 6-НДФЛ для Федеральной налоговой службы.
Форма 4-ФСС для Фонда социального страхования.
Формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД для Пенсионного фонда России.

Взносы необходимо уплатить в течение 15 дней после увольнения сотрудников. К тому же, надо подать заявление, что работодатель снимается с учета. Это делают через личный кабинет в ФСС. Бланк для заявления можно скачать на сайте Фонда социального страхования.

3. Снять с учета ККТ (онлайн-кассу)

По закону предприниматель должен обратиться к налоговикам, если он потерял кассовый аппарат или передал в пользование другому лицу. В случае закрытия ИП сотрудники ФНС обязаны автоматически снять онлайн-кассу после появления отметки в ЕГРИП. Но если предприниматель хочет убедиться, что кассу точно снимут с учета, то надо написать заявление в ФНС. Это делают в налоговой инспекции, на сайте службы или через личный кабинет оператора фискальных данных.

4. Уничтожить печать

Индивидуальные предприниматели имеют право работать без печати, но некоторые ее используют. Когда статус ИП закрыт, то печать становится недействительной. Но ее могут использовать мошенники, и тогда у правоохранительных органов могут появиться вопросы. Поэтому лучше ее уничтожить.

Это можно делать самостоятельно. Но придется издать приказ об уничтожении печати, составить акт и все это сделать в присутствии специальной комиссии. В комиссию могут входить любые люди. Например, родственники, друзья или сотрудники. Акт и приказ нужно обязательно сохранить. Все документы заполняются в свободной форме. Главное, не забыть указать номер печати или штампа и фио членов комиссии.

Печать может уничтожить и сторонняя организация. Но это сделают за дополнительные деньги. В этом случае попросят заявление, документы ИП и выписку из ЕГРИП. После уничтожения печати, нужно обязательно забрать акт.

5. Закрыть все дела с партнерами и контрагентами

Это одна из самых важных вещей в процессе закрытия ИП. Необходимо прекратить все договоры и оплатить все задолженности перед контрагентами. Это важно сделать, потому что индивидуальный предприниматель отвечает за долги собственным имуществом.

Например, организатор концертов заказал рекламу на билбордах и smm-продвижение в рекламном агентстве. За все работы он должен заплатить 100 тысяч рублей. Если он не рассчитается за эту работу и закроет ИП, то агентство имеет право подать в суд. Скорее всего, это приведет к аресту банковских счетов, а приставы могут забрать часть имущества. Но если контрагенты готовы ждать, то можно вернуть деньги и после закрытия ИП.

Необходимо добиться и того, чтобы контрагенты оплатили все долги перед ИП. Просто физическому лицу будет сложнее это сделать. Потому что дела будет рассматривать обычный суд, а индивидуальный предприниматель имеет право сразу обратиться в арбитражный суд. Это более компетентный орган в денежных спорах.

6. Подготовить пакет документов для налоговой

Придется предоставить документы в налоговую, а именно в отделение, где проходила регистрация ИП. Для этого заполняют форму № Р26001.

Заявление о закрытии ИП

Форму заполняют ручкой или на компьютере. В разделе 3 ничего писать не нужно, а раздел 4 заполняется, если заявление подает представитель ИП. При этом у него должна быть доверенность, которую заверили у нотариуса. Подпись предпринимателя тоже должна быть заверена, кроме случая, когда он передает документы сам и подтверждает личность паспортом.

Нужно оплатить Госпошлину в 160 рублей. Ее можно сформировать на сайте ФНС. Еще в правилах написано, что нужно предоставить справку в ПФР, что предприниматель вел персонифицированный учет. Но на практике налоговики делают это самостоятельно в рамках межведомственного обмена документами.

Для подачи документов есть несколько способов:

  • Самостоятельно в отделении ФНС. Обязательно возьмите с собой паспорт.
  • Через доверенное лицо. Его полномочия нужно обязательно заверить у нотариуса.
  • Почтой. Не забудьте объявить стоимость и сделать опись документов. Подпись предпринимателя должна быть заверенной у нотариуса.
  • Сайт ФНС или портал Госуслуги. Понадобится квалифицированная электронная подпись.
  • В МФЦ. Самостоятельно или через представителя.

Если в документах нет ошибок, а у налоговиков не появились вопросы, то в течение 5 рабочих дней налоговики высылают уведомление о снятии с учета и запись в ЕГРИП. В целом, нужно сказать, что контролирующие органы спокойно смотрят на закрытие ИП и не подозревают заранее предпринимателя в чем-то. Проблемы будут только, если не оплатить взносы и налоги.

7. Закрыть расчетный счет

Это довольно просто сделать — достаточно написать в свой банк через личный кабинет и представители банка пришлют бланк для заявления. После этого счет закроют.

8. Уплатить взносы

Все индивидуальные предприниматели платят фиксированные взносы:

Обязательное пенсионное страхование — 32 448 рублей.
Обязательное медицинское страхование — 8426 рублей.

Когда закрывают ИП, есть 15 календарных дней после снятия с учета, чтобы уплатить страховые взносы. Если предприниматель проработал не весь год, то сумма уменьшается пропорционально количеству отработанных дней. Используйте калькулятор страховых взносов, чтобы узнать точную сумму. Еще придется заплатить 1% с суммы, которая приносила доход в 300 000 рублей.

9. Заплатить налоги и сдать отчетность

Сроки для сдачи отчетности зависят от систем налогообложения:

ИП должен обязательно заплатить налоги. Если прекратите бизнес и останетесь должны, то контролирующие органы не оставят вас в покое. Все долги переходят на физическое лицо. Их взыщут с помощью судебных приставов или через процедуру банкротства. А после этого могут запретить заниматься бизнесом на 5 лет.

Юрист в сфере HoReCa Юлия Вербицкая рекомендует применять небольшие хитрости, чтобы снизить налоги:

А Марат Самитов рекомендует еще один лайфхак:

Кстати, в ПланФакте мы писали про законные способы сокращения налогов на УСН. Прочитайте и используйте их, чтобы улучшить финансовое положение бизнеса.

10. Обязательно хранить документы

Многие предприниматели ошибочно думают, что закрыли статус индивидуального предпринимателя, и можно обо всем забыть, но это не так. Налоговые документы и книги учета и расходов необходимо хранить еще 4 года после закрытия ИП. Дело в том, что налоговики имеют право задать вопросы или попросить пояснения в любой момент. Например, ваш контрагент попал под подозрения, и инспекторы начали проверку всех сделок.

Документы кадрового учета хранят в течение 50 лет. Это трудовые договоры, приказы о приеме на работу или увольнении, личные дела, карточки сотрудников, ведомости по начислению зарплаты.

Как узнать, что статус ИП закрыт

На сайте ФНС есть специальный раздел для уточнения информации. Достаточно выбрать регион, ввести ИНН или ФИО, чтобы узнать о состоянии статуса индивидуального предпринимателя.

Как закрыть ИП, если не велась деятельность

В этом случае нет принципиальных отличий. Нужно уплатить все взносы, налоги и сдать отчеты. И уже потом выполнить весь порядок действий, который описан в этой статье.

Какие ошибки чаще всего допускают при закрытии ИП

Главные ошибки связаны с тем, что люди не платят взносы и налоги. Многие считают, что этого не нужно делать, раз предприниматель прекратил свою деятельность. Вторая распространенная ошибка — потеря документов. Предприниматели в целом часто довольно плохо следят за документооборотом, а после прекращения деятельности тем более. Но это неправильно.

Закрывать ИП самостоятельно или с помощью специалистов

В целом, закрытие ИП — это довольно легкая и стандартная процедура, которую реально сделать самому. Но если у предпринимателя большие обороты и десятки сотрудников, то имеет смысл привлечь специалистов. Например, юристов или бухгалтера. Они помогут рассчитать все налоги и защитят от ошибок в объемной документации.

Сооснователь магазина Ячей Александр Мясников считает, что для закрытия ИП лучше обратиться к специалистам:

Подводя итоги, стоит сказать, что процесс закрытия ИП довольно простой, но сложности появляются, если у предпринимателя работают наемные сотрудники. В этом случае, кроме налогов, придется заплатить и страховые взносы. Поэтому при закрытии лучше проконсультироваться с бухгалтером или юристом.

Итак, давайте подведем итоги. Что нужно сделать, чтобы закрыть ИП без штрафов и санкций:


В каких случаях могут заблокировать счет и каким образом

Обратите внимание! От наложения ареста на имущество следует отличать непосредственное взыскание денежных средств со счета, поскольку у этих мер абсолютно разные цели.

Так, цель ареста счета в банке судебными приставами — понуждение к исполнению законного требования должностного лица. Если же исполнение не производится, то со счета может быть взыскана сумма, которой не мог распорядиться должник после блокировки.

Право реализовывать процедуру закреплено за приставами п. 7 ч. 1 ст. 64 закона 229-ФЗ. Запрет на проведение расходных операций является вполне оправданной мерой, например, в случаях, если должник не имеет постоянного дохода и не гасит долг в добровольном порядке.

Арест счетов судебными приставами проводится на основании постановления, которое направляется в банк, где у должника открыт счет. Если была произведена блокировка, согласно ч. 4 ст. 70 закона 229-ФЗ, пристав указывает в постановлении, каким образом она может быть снята.

ВАЖНО! Судебные приставы не имеют права арестовывать кредитные и ссудные счета должника.

В отношении каких счетов и поступающих средств не может быть наложен арест

В законе 229-ФЗ (ч. 3 ст. 69) прямо указывается, какие счета не могут арестовать судебные приставы:

  1. Номинальный. Его владельцем является один гражданин, а фактическим собственником поступающих на него средств (бенефициаром) — другой. По долгам владельца счет не может быть арестован ни при каких обстоятельствах, по долгам бенефициара — только по решению суда (п. 2 ст. 860.5 ГК РФ).
  2. Залоговый, куда средства должника были внесены для обеспечения какого-либо его обязательства.
  3. Клиринговый, поскольку на нем хранятся деньги, которые будут использованы для обеспечения обязательств, допущенных к клирингу.
  4. Торговый.

Из этой нормы следует ответ на другой популярный вопрос: могут ли приставы арестовать брокерский счет. Да, поскольку он не приводится законодателем в приведенном выше списке в качестве исключения.

Что же касается взыскания находящихся на счете средств, то не следует забывать о перечне, утвержденном ч. 1 ст. 101 закона 229-ФЗ. Он содержит перечень тех доходов, на которые взыскание не может быть обращено. В их числе некоторые виды пенсий, компенсационных выплат из бюджета, от работодателя или соцстраха.

Приставы не проверяют назначение поступающих на счета денег, потому блокировка на практике возможна, а для ее отмены придется обращаться в ССП.

Как снять блокировку

В случае блокировки на счете денежных средств, которые входят в указанный выше перечень, необходимо принять оперативные меры по отмене решения приставов. Деньги могут быть списаны быстро и без дополнительного уведомления самого владельца счета.

В случае установления должностным лицом обстоятельств, препятствующих применению обеспечительной меры, он должен принять решение об отмене вынесенного постановления. Если же этого не произойдет, придется обжаловать действия пристава (во внесудебном или судебном порядке).

ВНИМАНИЕ! Банк не может самостоятельно снять арест денежных средств на расчетном счете даже если вы принесете все квитанции об уплате долга. Для снятия ареста вам необходимо обратиться в суд с заявлением об отмене обеспечительных мер. На основании вынесенного судом определения банк должен снять арест со счета.

Оплата банковского займа в случае ареста счета

Пока вопрос решается в ССП или не решается вовсе, банк начисляет проценты и применяет штрафные санкции за просрочку платежа. При этом пристав вовсе не обязан отменять блокировку при таких обстоятельствах, хотя можно попытаться решить этот вопрос. В частности, можно оплатить долг или его часть добровольно, раскрыть в письменном заявлении источники дохода, на которые может быть обращено взыскание и т. д.

Однако есть норма — п. 1 ст. 313 ГК, которая обязывает кредитора принять исполнение обязательства от третьего лица, если таковое возложено на него должником.

Вот простые шаги, как оплатить кредит, если счет арестован приставами:

  1. Достигнуть договоренности с третьим лицом о погашении кредита через него. В некоторых случаях потребуется, чтобы он был держателем карты того же банка.
  2. Обеспечить наличие необходимой суммы у доверенного лица, иногда возможно в качестве наличных, но чаще — на карте.
  3. Написать заявление от третьего лица о списании с его карты денежных средств в счет погашения очередного платежа по кредитному договору в определенном размере.
  4. Может потребоваться написать заявление от самого заемщика.

Получение заработной платы

Не менее важным остается вопрос о том, как получить зарплату, если приставы арестовали счет. В первую очередь не следует забывать об ограничениях удержаний с заработной платы, установленных ст. 99 закона 229-ФЗ. Если вы полностью лишены возможности использовать свою зарплату, необходимо обратиться к приставу с заявлением и подтверждающими документами. Таковым может быть справка с места работы.

Еще один вариант решения проблемы — получение зарплаты наличными в кассе организации. Такое право у работника сохраняется, и работодатель не может отказать ему, если получит соответствующее заявление.

Обжалование действий пристава по блокировке счета

Если гражданин полагает действия должностного лица незаконными, а на заявления реакции нет, то остается прибегнуть к процедуре обжалования. Существует несколько вариантов, куда жаловаться на приставов при аресте счета:

  1. Вышестоящему судебному приставу в порядке подчиненности — как правило, старшему приставу, в подчинении которого находится то должностное лицо, которое вынесло решение о блокировке.
  2. В суд путем подачи административного искового заявления по месту нахождения отдела ССП: арбитражный, если должник — хозяйствующий субъект, или районный.

Обратите внимание! Жалоба в суд должна быть подана в течение 10 дней с того момента, как должник узнал об аресте счета или иных незаконных действиях со стороны пристава.

Итоги

В заключение отметим, что при применении ареста счета должностными лицами не стоит отчаиваться — внимательно изучите предложенные рекомендации и в случае, если действия приставов явно незаконны, используйте механизмы обжалования.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

закрыть расчетный счет ип

Расчётный счёт – это удобный инструмент безналичных платежей, поэтому его открывают многие предприниматели. В процессе деятельности может появиться необходимость закрыть расчётный счёт ИП. Закрытие счёта обычно происходит по инициативе клиента, но есть ситуации, когда договор на расчётно-кассовое обслуживание расторгает сам банк.

По каким причинам расторгается договор с банком

Закрытие расчётного счёта в банке, так же, как и его открытие, в 2017 году регулирует Инструкция ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И. Согласно этому документу основанием для закрытия счёта является прекращение договора на расчётно-кассовое обслуживание.

Причины, по которым расторгается договор банковского счёта, перечислены не только в Инструкции, но и в статье 859 Гражданского кодекса:

  1. По заявлению клиента в любой момент.
  2. По инициативе банка, если на расчётном счёте в течении двух лет нет денежных средств и не проводятся операции. Предупредить о закрытии счёта банк обязан клиента письменно, за два месяца до расторжения договора.
  3. Если в течение года банк два и более раза отказал в проведении операций, потому что счел их подозрительными.
  4. По решению суда, если банк обратился с соответствующим требованием, так как остаток денежных средств на счету ниже предусмотренного банковскими правилами или расчётные операции не проводятся больше года.
  5. По решению суда, если имеются основания подозревать клиента в нарушении закона о противодействии легализации преступных доходов.

О том, что именно считается подозрительными операциями, кредитные учреждения не всегда сообщают прямо. Но вот, например, на сайте Модульбанка среди причин, служащих основанием закрыть расчётный счёт в банке, приводятся:

  • низкая налоговая нагрузка, когда доля налоговых платежей не превышает 0,5% от поступлений;
  • почти все поступающие денежные средства снимаются в виде наличных, причём, это происходит в первые три дня после поступления (не относится к предпринимателям, работающим без наёмного персонала и самостоятельно оказывающим услуги);
  • отсутствие в платёжных поручениях обязательного основания платежа или реквизитов договора с контрагентом.

Обратите внимание: блокировка расчётного счёта налоговой инспекцией не является его закрытием. После устранения причин блокировки (уплаты налога, сдачи декларации, представления документов) безналичные платежи продолжатся, как и раньше.

Когда имеет смысл закрыть счёт ИП

В целом, если клиент относится к благонадёжным, а операции по счёту проводятся хотя бы раз в год, банк не будет требовать расторжения договора на РКО. В основном клиенты из банка уходят добровольно.

Чаще всего причина закрытия расчётного счёта заключается в высоких тарифах, не самом лучшем сервисе, неудобном интернет-банкинге. Причиной расторжения договора может стать постоянный крупный контрагент, который обслуживается в другом банке. Обычно проведение платежей в одном кредитном учреждении позволяет снизить как сроки их прохождения, так и банковскую комиссию на транзакции.

Если есть риск, что у банка, где обслуживается предприниматель, могут отозвать лицензию, то, конечно, стоит закрыть расчётный счёт ИП. Хотя предприниматели, как физические лица, и защищены системой страхования вкладов, но гарантированно им компенсируется сумма не более 1,4 млн рублей. Центробанк продолжает вести политику санации финансового рынка, поэтому следите за надёжностью вашего кредитного учреждения!

И, разумеется, закрыть расчётный счёт в банке надо перед снятием ИП с налогового учёта. Во-первых, в проведении платежа по недействующим реквизитам предпринимателя банк может просто отказать. Во-вторых, нет смысла платить за ведение счёта, если предпринимательские доходы вы уже не получаете. В-третьих, налоговые инспекции, по свойственной им логике, могут расценивать получение оплаты на расчётный счёт после закрытия ИП, как факт продолжения предпринимательской деятельности.

А что делать, если контрагент планирует выплатить задолженность уже после того, как предприниматель снялся с учёта в ИНФС? Лучше дать ему для этого реквизиты не расчётного, а личного счёта. Дело в том, что эти доходы всё равно будут считаться полученными не как ИП, а как обычным физическим лицом. Соответственно, облагаться они будут по ставке НДФЛ, т.е. по 13% (письмо Минфина от 13 июня 2013 г. № 03-11-09/21958). Это, конечно, невыгодно, особенно если вы работаете на ЕНВД и ПСН и не платите налог с оборота. Учитывая это, старайтесь закончить все взаиморасчёты до прекращения предпринимательской деятельности.

Как происходит закрытие счёта

Если договор РКО расторгается по желанию клиента, то надо просто сообщить об этом своему банковскому менеджеру, который выдаст типовой бланк заявления на закрытие расчётного счёта. Если же счёт закрывается по инициативе банка, то уведомление об этом будет заранее направлено предпринимателю. Официально других документов не требуется, надо только сдать чековую книжку, если она была выдана, и корешки к ней.

О прекращении договора РКО банк вносит запись в книгу регистрации открытых счетов. С этого момента приходные и расходные операции по счёту прекращаются, а остаток средств выдается клиенту в течение семи дней. Если в течении 60 дней собственник не является для получения денег, а у банка нет его указания о переводе денежных средств на другие реквизиты, то они направляются на специальный счёт ЦБ РФ.

Кристина Шперлик

Перед предпринимателями, решившими прекратить свою деятельность, стоит несколько задач. Если у них есть сотрудники, то им нужно правильно расторгнуть трудовые отношения с ними, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, важно сохранить документацию и разобраться с обязательствами по налогам.

В числе основных причин закрытия ИП не только добровольное решение предпринимателя, решение суда о принудительной ликвидации ИП или признание предпринимателя банкротом. В последнее время ИП все чаще присматриваются к специальному налоговому режиму для самозанятых — налогу на профессиональный доход. Если их доход не превышает 2,4 млн в год, то они решают закрыть ИП и перейти в статус официальных самозанятых.

Типичные ошибки при закрытии ИП

При закрытии ИП важно многое учесть: рассчитать сотрудников, сдать налоговую отчетность, разобраться с кассой и навести порядок в документах. А если у вас есть работники, то процедура усложнится.

Но иногда предприниматели допускают некоторые ошибки.

1. Игнорирование необходимости сдачи налоговой отчетности

Некоторые предприниматели, закрыв ИП до окончания отчетного периода, забывают сдать налоговую отчетность. При ликвидации ИП возникает обязанность уплатить налоги в течение 15 дней.

2. Нарушение требования о снятии с учета контрольно-кассового аппарата

Кассовый аппарат, который использует предприниматель, следует снять с учета до подачи заявления о закрытии ИП.

3. Уничтожение документации

Многие считают, что после закрытия ИП можно избавиться от документации. Но законодательство обязывает всю бухгалтерскую и налоговую документацию хранить в течение четырех лет (п. 8 ст. 23 НК РФ). Это обезопасит вас от возможных недоразумений и поможет разрешить спорные ситуации в случае проверок со стороны контролирующих органов.

Сроки хранения кадровой документации гораздо дольше — это десятки лет. Она включает в себя трудовые договоры, приказы работодателя о приеме, увольнении работников, личные дела, личные карточки работников (в том числе временных), лицевые счета или расчетные ведомости по начислению заработной платы.

Как закрыть ИП без сотрудников

Процедура прекращения деятельности ИП состоит из нескольких этапов, но она значительно сокращается и упрощается, если вы не являетесь работодателем и не используете в работе онлайн-кассу.

ИП без сотрудников нужно представить в налоговую:

  • Заполненное и подписанное заявление о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП – форму № Р26001. Заявление удостоверяется подписью заявителя, ее подлинность должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Хотя это не потребуется в случае, если заявление предоставляется в регистрирующий орган лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
  • Документ об уплате госпошлины в размере 160 руб. Но если документы направляются в электронном формате, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать пошлину не нужно.
  • Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. Если этот документ не представить, то его предоставит сам территориальный орган ПФР.

Способы отправки документов для закрытия ИП могут быть разными: по почте с объявленной ценностью и описью вложения, через МФЦ, на сайте ФНС или через портал госуслуг.

Этапы закрытия ИП с сотрудниками

Остановимся на пошаговой инструкции для закрытия ИП со всеми необходимыми документами и бланками, которые вам могут понадобиться.

1. Выполните свой долг работодателя — разберитесь с сотрудниками, если они у вас есть

Это значит, что вам нужно рассчитать их, а также сдать отчетность и заплатить за них взносы.

Уведомление службы занятости

Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, о предстоящем сокращении сотрудников нужно в письменном виде предупредить службу занятости — за две недели (по месту жительства ИП).

Установленной формы такого уведомления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом есть целый перечень обязательных сведений о сокращаемых сотрудниках, которые должны быть в нем указаны:

  • должность;
  • профессия;
  • специальность;
  • квалификационные требования;
  • условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Можно отталкиваться от такой формы уведомления.

Предупреждение работников о предстоящем увольнении

Важно, чтобы с уведомлением каждый сотрудник был ознакомлен под подпись.

В трудовых договорах с работниками могут быть прописаны не только сроки предупреждения об увольнении, но и основания и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора. Если все эти пункты указаны в документе, то вы обязаны их соблюдать.

Если же конкретные сроки уведомления прописаны в тексте трудового договора, то нужно соблюсти именно их. Уведомить нужно всех работников, даже тех, кто находится в отпуске, на больничном или в командировке .

По каждому сотруднику нужно подготовить документы:

По письменному заявлению сотрудника вы обязаны выдать ему заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью.

Отчитайтесь за сотрудников, заплатите за них взносы

Налоговая инспекция должна получить от вас РСВ и 6-НДФЛ. ФСС — форму 4-ФСС. А ПФР — формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

После сдачи отчетов необходимо в течение 15 дней уплатить за сотрудников страховые взносы, которые вы насчитали в РСВ и 4-ФСС.

Заявление о снятии с учета в качестве работодателя подается в ФСС только после того, как уволен последний работник (бланк заявления можно скачать на сайте ФСС). Срок снятия — в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления.

Важно помнить, что факт снятия страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в ФСС.

2. Не забудьте снять с учета ККТ

Чтобы снять с учета онлайн-кассу при закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС (Приказ ФНС РФ от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@). Это можно сделать лично в налоговой, через интернет — на сайте ФНС, а также в личном кабинете оператора фискальных данных.

Если вы являетесь пользователем Контур.ОФД, ознакомьтесь с подробной инструкцией о том, как снять кассу с учета.

3. Урегулируйте все вопросы с контрагентами

Отношения с контрагентами регулируют различные договоры, как обуславливающие деятельность предпринимателя, например, договор аренды, договор обслуживания техники, договор поставки канцелярских принадлежностей, так и договоры, заключенные с контрагентами по непосредственной деятельности предпринимателя.

Необходимо выплатить контрагентам собственные долги и взыскать с них долги, которые должны ИП. Как известно, после закрытия ИП все его долги остаются на физическом лице (бывшем ИП). Когда кредитор готов подождать, не обязательно гасить долг перед закрытием. Но вместе с тем взыскать собственные долги еще в момент работы ИП — это обязательное мероприятие (хотя бы потому, что в этом случае большинство споров будут рассматриваться в арбитражном суде, который гораздо компетентнее в спорах, вытекающих из экономических правоотношений).

4. Уничтожьте печать (при ее наличии)

Законодательство РФ не обязывает ИП иметь печать. Тем не менее ИП никто не запрещает ее иметь.

Только стоит помнить, что после закрытия ИП печать теряет свою юридическую силу, ведь ИП, обозначенный на печати, уже фактически не существует. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами.

Важный момент: уничтожение печати оформляется актом, который свидетельствует комиссия. Она может состоять из любых лиц: родственников, знакомых.

5. Подготовьте необходимый пакет документов для закрытия ИП

Какие именно документы потребуются:

  • Скачайте на сайте ФНС форму № Р26001 – это заявление о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП. Его нужно заполнить.

Обратите внимание на то, что подпись на заявлении должна быть засвидетельствована у нотариуса. Исключение составляет случай, когда предприниматель представляет документы лично и при этом предъявляет паспорт.

  • Сформируйте на сайте ФНС квитанцию об уплате госпошлины. Она обойдется вам в 160 руб. Если заявление подается на сайте налоговой или в МФЦ, то оплачивать госпошлину не нужно.
  • Представьте в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о персонифицированном учете.

Если вы это не сделаете, то территориальный орган сам сделает эту работу за вас: направит налоговой необходимую информацию в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Способы подачи документов в ФНС

Сейчас доступно несколько способов — вы можете выбрать любой удобный:

  • лично (нужно будет иметь при себе паспорт);
  • через представителя по доверенности, заверенной нотариусом;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения (в этом случае подпись должна быть засвидетельствована нотариально). В соответствующем поле заявления нужно указать ИНН нотариуса. Если это не сделать, то в закрытии ИП могут отказать (Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@); ;
  • лично или по доверенности в МФЦ; .

Для формирования документов в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.

Инспекция, приняв документы, выдаст (или направит) в ответ расписку в их получении.

Какие документы вы получите от ФНС

С момента получения документов у налоговой есть 5 дней на то, чтобы закрыть ИП. Но это если с вашим пакетом документов всё в порядке.

По факту процедуры вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП.

Обязательства после утраты статуса ИП

Даже утратив статус ИП, вы, как физлицо, продолжаете нести обязательства, взятые на себя во время ведения бизнеса, то есть над вами продолжают висеть долги — их не стоит оставлять непогашенными.

6. Разберитесь с отчетностью

ИП на ЕНВД подают декларацию не позднее 20 числа первого месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.

Если вы являетесь пользователем Эльбы, то сервис поможет вам сдать декларацию по УСН или ЕНВД и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.

ИП на ОСН подают 3-НДФЛ (в течение 5 дней после внесения записи о закрытии ИП) и декларацию по НДС (до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором закрылся ИП).

По страховым взносам нужно отчитаться в течение 15 дней после остановки деятельности. Фиксированная часть взносов уменьшится пропорционально дням существования ИП — ее можно посчитать с помощью калькулятора взносов. Нужно будет заплатить дополнительный 1 % пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 руб.

7. Закройте расчетный счет

Чтобы разобраться с расчетным счетом, заполните заявление по форме, выданной в банке, который открыл счет.

Часто возникают вопросы о том, можно ли не закрывать расчетный счет в связи с прекращением деятельности ИП. Эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что лучше все-таки закрыть, чтобы избежать претензий со стороны банка и налоговых органов.

Когда нужна помощь юриста в закрытии ИП

Юрист может оградить как от банальных ошибок, например, неправильно заполненного заявления (в этом случае ФНС откажет в закрытии), так и от более серьезных — если перед закрытием не предпринять необходимых действий по увольнению сотрудников, по снятию с регистрации ККТ.

Эксперт предупреждает, что в этом случае ФНС не только откажет в закрытии, но и может организовать проверку деятельности ИП, а сотрудники, с которыми перед закрытием не прекратили трудовые отношения по всем правилам трудового законодательства, смогут обратиться в суд.

Как закрыть ИП в пандемию

В период пандемии могут вводиться различные ограничения, которые делают невозможным посещение налоговых органов.

К заявлению прилагаются:

  • скан-копия или фото страниц документа, удостоверяющего личность;
  • фото (селфи) с этим документом, открытым на тех же страницах.

Также нужно будет уплатить в электронном виде пошлину (160 руб.).

Дальнейшее личное взаимодействие с налоговым органом не потребуется.

Налоговый орган даст ответ в течение пяти рабочих дней и направит документы на указанный электронный адрес.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: