Можно ли получить права при зпр

Обновлено: 07.05.2024

В последнее время с аббревиатурой ЗПР встречается все больше и больше родителей. Следовательно, актуальность вопроса коррекции поведения и снятия в дальнейшем диагноза, не удивляет.

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Особенности детей с ЗПР

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Развитие патологии ЗПР

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Типы ЗПР

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

  1. Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.
  2. Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца.Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.
  3. Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым.Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.
  4. Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка.
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных школ;
  • занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
  • посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.

Снятие диагноза ЗПР

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.

Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы

Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся.

Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз!

Вывод

Да, после того как слышишь диагноз ЗПР после очередного посещения невропатолога, а потом все это подтверждает ПМПК, опускаются руки, и перспектива не просматривается. Но ЗПР – это не приговор, и поддается коррекции, в одних случаях можно избавится от проблем полностью, а во-вторых – частично. Все будет зависеть от происхождения заболевания и методам коррекции.

Не стоит отчаиваться, статистика показывает, что большая часть детей к 10 годам догоняет по развитию сверстников, и ПМПК снимает диагноз.

Вам обязательно нужно изо всех сил с ним заниматься: вне школы водить к репетитору , или самой - нужно,чтобы он смог потом сдать все тесты и с него сняли диагноз . Попробуйте ещё поискать таких специалистов по форумам родителей таких детей. Могут дать контакты,практические советы .

фотография пользователя

Елена, потому что у него плохая успеваемость в школе. Видимо школа работает на рейтинг. Лучшая школа района. Слабые ученики ей немнужны

фотография пользователя

Можете пройти комиссию независимую
Этот диагноз переведет ребёнка на другое обучение
Но в будущем снять его можно

Елена, а когда его можно будет снять. То есть как мне объяснили в школе. В 5классе, то есть в 11лет(в апреле будет 12)ему поставят этот диагноз. Потом в 9кл надо будет поехать на пмпк что бы нам выдали справку что он нуждается в особом режиме сдачи экзаменов. По окончании 9кл ему будет 16лет.когда мне можно будет снять этот диагноз

фотография пользователя

фотография пользователя

Нет у детей не так
У детей кажлый год пмк если нужно
И при хорошем течении и "выздоравлении" с учёта снимают

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Вашему на ПМПК для вашего ребенка определят облегчённую программу обучения, так ему будет легче и интереснее учиться. Диагноз в будущем можно будет снять.
С уважением.

фотография пользователя

В ПНД пройдёте тестирование у клинического психолога, возьмёте всё характеристики, справку от участкового. Если все будет хорошо то вам диагноз снимут.

Евгений, в каком возрасте это можно сделать? Через сколько времени после пмпк. Я так поняла, пмпк нужно будет пройти ещё в 9кл чтобы получить справку о том что он нуждается в особом режиме сдачи экзаменов

фотография пользователя

Школу закончит, а потом уже будете думать. Я много видел примеров из своей практики когда подростки заканчивали коррекционную школу, проходили обследование с целью снятия диагноза и потом шли в армию.

Евгений, моего сына не собираются в коррекционку отправлять. Он будет учиться в том же классе, только по адаптирован ной для него программе. Как мне объяснили. Разговаривала сегодня с председателем пмпк, она говорит, что его вообще снимать не надо. Он автоматически анулируется. Что никуда его на учёт ставить не будем. Типа мы не ставим диагнозы, а даём рекомендации. Уверяет, что всё будет хорошо) но я никому не верю))) поэтому спрашиваю у не зависящее специалистов.

фотография пользователя

оценка

Напоминаем, что консультации специалистов сайта даются исключительно в справочных целях и не являются постановкой диагноза или основанием
для назначения лечения. Необходима очная консультация специалиста, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

image

Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.

ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.

Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.

Законодательная база

Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.

При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.

Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:

Ребенок с ЗПР не умеет говорить

  • Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
  • Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
  • Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
  • Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.

Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.

В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:

  • 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
  • 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
  • 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.

Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР

Врач занимается с ребенком инвалидом

Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.

Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:

Комиссия врачей устанавливает инвалидность

  • Делаете специальную карту в банке, берете выписку с уточнением, что счет необходим для получения пенсии и льгот, так как если при ЗПР положена 1 группа инвалидности, то кроме пенсионных выплат, вы так же сможете оформиться по уходу за ребенком и получать дополнительное пособие. Для этого необходимо дополнительно посетить Центр занятости населения.
  • Затем посещаете со всем пакетом бумаг пенсионный фонд. Там проходите процедуру назначения пенсии и специальных пособий, дающих выгоду. Это право льготного проезда, поездки в санатории, получение лекарств. Получаете пенсионное удостоверение.
  • Посещаете МФЦ для того, чтобы заказать Детскую карту.
  • Еще раз посещаете ПФ, чтобы забрать справку, дающую право на получение льгот.

Начисление пенсии начнется примерно через 2 месяца, после того, как все бумаги будут поданы.

При диагнозе ЗПР у ребенка инвалидность положена, но дают ли ее, зависит от тяжести проявления заболевания. Кроме того, периодически необходимо подтверждать право на получение пенсии. При этом диагнозе инвалидность могут снять, если коррекционная работа даст ощутимые результаты.

Особенности оформления в разных регионах

В любом регионе Российской федерации порядок подачи документов на установление инвалидности для детей с задержкой речевого развития одинаковый. Однако, если ребенок уже пошел учиться в детский сад или школу, то для прохождения МСЭК ему потребуется характеристика из места обучения.

Сложности возникают при переезде. Если по каким-то причинам вы проходите МСЭК не в одном городе с образовательным учреждением, придется съездить за характеристикой лично или сделать запрос.

Ребенок чиатет книгу

При первом варианте родители могут получить необходимый документ самостоятельно, при втором – запрос отправляет лечащий врач (быстрее – первый).

Без подобной характеристики с места обучения комиссия не примет ребенка. Обследование и установление возможной инвалидности перенесется как минимум на год.

Перед подачей документов, сперва ознакомьтесь с методом комплексного лечения ЗПР, заслужившего доверие и множество положительных отзывов!


Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.


При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.


Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Читайте также: