Как законы защищали должников законы хаммурапи

Обновлено: 16.05.2024

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестого царя первой вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в ХII в. до н.э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. В последствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - около 630 гг. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введение, собственно законов и заключения. В первой и последней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. ). В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Старовавилонского царства.

Введение

Я - Хаммурапи, пастырь. скопивший богатство и изобилие.

Сокрушитель четырех стран света.

Благоразумный царь, послушный Шамашу[1], могучий.

Дракон среди царей.

Западня (для) врагов.

Владыка, достойный жезла и короны.

Первейший среди царей, покоривший селения (по) Евфрату.

Я - заботливый, покорный великим богам.

Когда Мардук[2] направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

Заключение

Я - Хаммурапи, царь совершенный.

Я - царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет (себе) равных.

Я - Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных!

Хрестоматия по истории Древнего

Востока / под ред. М.А. Коростовцева

и др.- М., 1980. - С.152-153,174-175.

Хозяйство

Ниже приведены статьи, из которых можно узнать какие отрасли хозяйства были развиты в Старовавилонском царстве.

7. Если человек купит из руки сына человека[3] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то ни было, то этот человек - вор, его должны убить.

53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплено возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины[4] серебра.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу не прочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу не надежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плата 5 шеумов[5] серебра, плата землекопа (?) 5 (?) - шеумов серебра, (плата портного (?) шеумов серебра, (плата кузнеца (?) - шеумов серебра, плата столяра 5 (?) шеумов серебра, (плата) кожевника. - шеумов серебра, плата плотника. - шеумов серебра, (плату строителя. шеумов серебра, (в) день он должен давать.

Долговая кабала

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получила долговая кабала. В долговую кабалу попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Человек, не погасивший в срок ссуду, становился должником своего кредитора или отдавал ему в кабалу члена своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать задолжников на свободу; 3) в течение трех лет с задолжником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти задолжника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.




115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его как заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара[6], если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все данное им в долг.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, то тамкар может передать его или ее дальше, может отдать его или ее за серебро; он или она не может быть требуем или требуема назад судебным порядком.

Рабство

Из нижеприведенных статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб его господину. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев, но их ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню принадлежащих дворцу или мушкенуму[7], и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

Кодекс Хаммурапи получил название по имени царя Вавилона, в годы правления которого (1793— 1750 гг. до н. э.) он был создан. С именем этого талантливого политика и полководца связывают возвышение Вавилонского государства. Законы Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире. Они оказывали влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.

  • Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи
  • Описание стелы
  • Общая характеристика, структура кодекса
  • Принципы правосудия в законе Хаммурапи
  • Собственность царя, храмов, общинников
  • Охрана полученного имущества
  • Операции с недвижимостью, правонарушения
  • Коммерческие операции (§§ 88—126)
  • Семейное и наследственное право
  • Правонарушения, направленные против личности
  • Личный наём, движимое имущество

Интересные факты о законах царя Хаммурапи

Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:

  • государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
  • царством Ларсы;
  • царством Эшнунны.

Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.

Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.

Описание стелы

Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана. Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета.

Конусообразная стела с высеченным на ней судебником

Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры. Одна из них стоит, другая сидит на троне. По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян. На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч. Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.

Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует. Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась. Расшифровав её, учёные смогли понять, что представляют собой законы Хаммурапи.

Общая характеристика, структура кодекса

Общая структура сборника законов включает вступление, основную часть и заключение. В основной части 282 параграфа. Из них 35 были стёрты в древние времена. Интересен тот факт, что их текст восстановлен учёными про копиям свода на глиняных табличках, обнаруженных в Сузах и библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.

Законы тщательно продуманы и стройны. Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории.

Общая структура сборника законов

Таблица даёт общее представление о разделах кодекса. Они охватывают все сферы жизни людей, принадлежащих к различным классам:

Статьи 1-5 Статьи 6-126 Статьи 127-195 Статьи 196-214 Статьи 215-282
Посвящены суду Посвящены праву собственности, договорным отношениям Посвящены семье и наследованию Посвящены преступлениям против личности Посвящены имущественным преступлениям и договорным отношениям

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе приводится обоснование власти Хаммурапи, якобы благословенной богами, с теологической точки зрения. В эпилоге говорится о страшном наказании, которое навлечёт на себя нарушивший свод законов, и о божественной поддержке тех, кто будет почитать кодекс Хаммурапи.

Принципы правосудия в законе Хаммурапи

Принципы правосудия в законе Хаммурапи

Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса. Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.

Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой. Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом. Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.

Собственность царя, храмов, общинников

Регулированию имущественных отношений царя и его приближённых, общинников, храмов посвящены параграфы с шестого по двадцать пятый. Их содержание включает описание наказаний за кражу имущества, скота, людей. Они были самыми суровыми. Кража из дворца или храма каралась смертью, так же как и мародёрство во время пожара, грабёж, создание пролома в стене с целью воровства. В последнем случае виновного полагалось убить и зарыть здесь же, на месте совершения преступления.

Если же вор похитил дворцовое либо храмовое имущество, но не на священной территории, он был должен возместить ущерб в тридцатикратном размере. За кражу имущества мушкенума полагалось возмещение в десятикратном размере, а если вор оказывался материально несостоятельным, он карался смертью.

Охрана полученного имущества

Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.

Имущество, которое царь давал в награду за службу,

Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство.

Наградное имущество не подлежало продаже или отдаче за долги даже жене и детям. Ленник мог распоряжаться только купленной им землёй, но не полученным за службу участком. Продать его можно было лишь тому, кто также нёс ленную службу.

Операции с недвижимостью, правонарушения

В этом разделе (§§ 42—87) большое внимание уделяется вопросам аренды земельных участков. В частности, прописывается ответственность арендатора за необработанную землю. Он должен возместить хозяину ущерб в размере урожая, который мог бы вырасти на этом поле.

Уточняют правила аренды статьи 45—48. Если урожай погиб до внесения арендной платы, возмещает убытки арендатор. Если после — они делятся поровну между ним и владельцем. Тема параграфов 49—52 — кабальные сделки. При них должник вынужден отдавать кредитору урожай, стоимость которого часто превышала одолженную сумму. История неоднократно демонстрировала, как государство защищает интересы обеспеченных слоёв населения, и кодекс царя Хаммурапи — не исключение.

Ущерб соседям вследствие потравы поля скотом

Параграфы 53—58 описывают взыскания за причинение арендатором ущерба соседям вследствие потравы поля скотом или затопления из-за отсутствия должной обваловки. Поля подлежали обвалованию, так как вода хранилась в бассейнах и без соответствующих заграждений могла залить соседские поля. В этом случае виновный должен был возместить стоимость погубленного урожая. За потраву предусмотрено взыскание 20 или 60 гур зерна, в зависимости от размеров ущерба, на каждый бур поля.

Параграфы 59—66 посвящены вопросам аренды садов и деликтам в этой области. Устанавливается наказание за рубку деревьев без ведома собственника (0,5 мины серебра), отсутствие должных работ. Так, § 65 определяет, что если арендатор не заботился о саде должным образом и урожай был плохим, то надлежит всё собранное полностью отдать владельцу. Параграф 66, тем не менее, защищает интересы должника, запрещая чиновнику отбирать у него в кабальную аренду финиковый сад и давая возможность отсрочки для сбора урожая, его продажи и погашения части долга.

Параграфы 67—87 сильно повреждены, но понятно, что они посвящены аренде домов. Были восстановлены лишь отдельные фрагменты.

Коммерческие операции (§§ 88—126)

Этот раздел регулирует:

Коммерческие операции в вавилоне

  1. Деятельность торговцев.
  2. Деятельность ростовщиков.
  3. Коммерческие операции рядовых общинников.

В § 88 устанавливается норма роста по займу, а § 89 разрешает должникам расплачиваться натурой, а не деньгами. Многие из записей этого раздела также были разрушены. Параграфы 93—95 частично защищают права должника и предупреждают злоупотребления со стороны кредитора. В этом разделе также регулируются отношения между тамкаром и шамаллумом (купцом и агентом), деятельниц корчемниц. Относительно последних, например, постановлено, что отказ принять в уплату за сикеру зерно, а также использование гири, имеющей неправильный вес, караются смертной казнью.

Торговой деятельности общинников посвящены статьи 112—126. Здесь поднимается тема взятия в заложники одного из членов семьи либо раба должника. Закон запрещал лишь доводить заложника до смерти, но не отрицал жестокое отношение к нему, включая побои. При этом если заложник умирал вследствие естественных причин, кредитор освобождался от наказания. Параграф 117 разрешает продавать либо отдавать в долговую кабалу кого-либо из членов своей семьи с правом освобождения на четвёртый год. Если же в долговую кабалу задаром отдавались рабы, кредитор даже имел право их продать третьему лицу.

Параграфы 120—126 посвящены хранению чужого имущества, в том числе и зерна. Хранитель, нарушивший условия, должен был возместить хозяину убыток, однако для этого нужно было предварительно заключить договор о хранении и передать имущество в присутствии свидетелей. Заключительная статья раздела описывает ситуацию, когда житель квартала ложно обвинил соседей в пропаже имущества. В таком случае надлежало взыскать с него двойную стоимость того, что он пытался получить.

Семейное и наследственное право

Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:

  1. Брак и развод.
  2. Имущественные отношения между членами семьи.
  3. Наследование и усыновление.

Семейное и наследственное право

Замужняя женщина могла иметь собственное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению: например, подарить старшему сыну. На него не могли претендовать и кредиторы мужа. Для этого супруг должен был оформить дарственную, скрепив документ печатью.

Закон подробно регулирует и имущественные отношения между женихом и невестой, отмечая, что в случае отказа мужчины от женитьбы брачный дар и выкуп ему не возвращались. Отец же невесты при расторжении брака по его инициативе возвращал жениху дары в двойном размере.

Кодекс защищает права вдовы, которая может остаться в доме покойного мужа и пользоваться всем, что он имел. У вдовы, имеющей малолетних детей, могло появиться желание вступить в новый брак. В этом случае её участь решал суд.

Несколько параграфов посвящено правам детей, рождённых от рабынь и жриц, а также усыновлённых. Так, новорождённый найдёныш остаётся в доме усыновителей навсегда и не может быть истребован по суду. Приёмыш же, усыновлённый в более старшем возрасте и нашедший своих кровных родителей, может вернуться в дом отца. Наказания за смерть приёмного ребёнка также были предусмотрены. Если у кормилицы умирал малыш, а она пыталась скрыть этот факт и подменить ребёнка другим, ей отрезали грудь.

Правонарушения, направленные против личности

Хаммурапи диктует законы

В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.

Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.

Личный наём, движимое имущество

Это последний раздел судебника (§§ 195—214). В него входят статьи:

Кодекс законов древнего Вавилонского царства

  1. Об ответственности врачей и ветеринаров.
  2. Об ответственности строителей и корабельщиков.
  3. О тарифах на наём скота, судна, сельскохозяйственных орудий и ответственности нанимателя.
  4. О тарифах на наём разных категорий работников - сельскохозяйственных рабочих, корабельщиков, строителей, ремесленников. О способах оплаты их труда (сельскохозяйственные рабочие - зерном, прочие категории - серебром).
  5. О приобретении рабов и ответственности продавца.

Список наказаний в этом разделе также обширен: от смертной казни для строителя за смерть домовладельца в случае обрушения здания до отрезания ушей дерзким рабам.

Появление рассмотренного кодекса законов древнего Вавилонского царства не было случайным. Его создание было требованием времени. Историческое значение законов Хаммурапи для последующих поколений заключается прежде всего в том, что это источник ценнейших сведений об экономических и правовых отношениях в древнем обществе. Помимо этого, судебник помог сделать учёным новые шаги в освоении клинописи. Его ценность неоспорима, а изучение статей и восстановление утраченных фрагментов продолжается и по сей день.

Законы Хаммурапи: Правосудие по-вавилонски История, Интересное, Длиннопост, Хаммурапи

Текст на базальтовом столбе

Создание единого свода законов, предназначенных для поддержания порядка в огромном царстве, было не менее выдающимся деянием Хаммурапи, чем успехи в битвах. Царь повелел высечь на каменном столбе высотой 2,25 метра полное содержание всех своих установлений. Он стоял в главном городском храме под названием Эсагила. Но во время бесконечных войн между Вавилонией и Эламом эламский царь Шутрук-Наххунте I (правил примерно в 1185-1155 годах до нашей эры) изгнал вавилонское войско со своих земель. Потом он совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил её города и увёз из Вавилона в Сузы (столицу Элама) богатую добычу. В том числе и камень с высеченными на нём законами.

В 1902 году французская археологическая экспедиция во время раскопок древних Суз нашла три чёрных базальтовых монолита почти цилиндрической формы с клинописными записями почти трёх сотен статей судебника Хаммурапи. Это оказался тот самый столб, разделённый на три части. Именно тогда мир узнал об их существовании и назначении, а парижский музей Лувр стал обладателем, пожалуй, самого прославленного образца вавилонской культуры.

Вверху монолита изображён сам законодатель, стоящий перед богом солнца Шамашем. Он почтительно принимает от божества свод законов, чем демонстрируется их небесное (сверхъестественное) происхождение. А дальше бежит текст, покрывающий весь столб с обеих сторон.

За введением следует изложение самих законодательных актов. Всего 282 статьи, охватывающие почти все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Завершается текст проклятием, призывающим всевозможные кары на головы нарушителей законов.

Прежде всего, закон защищал собственность. За кражу имущества полагалась смерть. За порчу — суровое наказание. Если новый корабль давал течь, то корабельный мастер должен был за свой счёт выстроить другой, более прочный. Если кто-нибудь небрежно относился к укреплению дамб и каналов, жизненно необходимых стране, и в результате прорыва плотины заливались чужие поля, то он должен был возместить убытки всем соседям. Закон следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга.

Если врач неаккуратно сделает надрез и причинит смерть пациенту или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит глаз, ему следует отрубить руку. Если архитектор строит для кого-нибудь дом и этот дом непрочен и обрушивается на его владельца, то архитектор достоин смерти. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью собственного сына.

Воины (царские наёмники) получали от государства земельные наделы, рабов и домашних животных, но обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл. Надел, пожалованный царём, оставался неприкосновенным.

Чтобы не уменьшалось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые оказались в тяжёлом материальном положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство, которое прежде было пожизненным, тремя годами работы на кредитора. После этого ссуда, независимо от суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.

Немало места уделялось семье и браку. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось преступлением, если он соблазнил жену свободного человека. Это деяние каралось большим штрафом. Но в отношении неверных женщин закон был значительно более суров — утопить. Если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания.

Образец для Ветхого Завета

При Хаммурапи граждан стали судить не старейшины, как в прежние времена, а специальные чиновники-судьи, поставленные царём в каждом городе. Все дела решались в строго определённом порядке. Секретарь записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где дело слушали в главном суде. Недовольные решением могли обжаловать его перед царём.

По сей день учёные спорят о том, содержатся ли в Ветхом Завете прямые заимствования из судебника Хаммурапи. Вероятно да, ведь библейский патриарх Авраам жил как раз во времена вавилонского законодателя. Это значит, что у древних евреев ещё не было своего государства. Но некоторые полагают, что законы Хаммурапи и Пятикнижия опирались на более общие древние правила, укоренившиеся повсеместно на Востоке к началу II тысячелетия до нашей эры.

Законы Хаммурапи не идеальны, но ведь они были одними из первых у людей. Древнейший в мире кодекс, хотя и был построен на фундаменте существовавших с незапамятных времён суровых обычаев, предлагал, безусловно, разумные и справедливые нормы права. Самой прогрессивной чертой в вавилонских законах являлось то, что индивидуальную месть за несправедливость, как правило, заменяла месть государственная. Так на смену родоплеменному строю постепенно приходили новые отношения.

Законы Хаммурапи общая характеристика

Законы Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Статья расскажет про важные моменты про законы вавилонского царя и поможет тем, кто перешёл в 5 класс и готовит текст на доклад, презентацию или реферат! Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История создания законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Царь Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия.

Чем были написаны законы Хаммурапи

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры:

  • сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце (читайте про паргелий – явление ложного солнца);
  • и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Законы царя Хаммурапи история фото

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана.

Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи – общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

Законы царя Хаммурапи свод законов кратко


В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи – история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Читайте также: