Что гарантирует право на образование в украине

Обновлено: 02.07.2024

Система образования Украины построена в соответствии с образовательными стандартами развитых стран мира, которые курируют ЮНЕСКО, ООН и другие международные организации. В целом, она во многом схожа с белорусской, но нам есть чему поучиться у соседей. Рассказываем о нюансах украинской системы образования.

Стипендии одарённым школьникам и другие фишки: среднее образование в Украине

Школьное образование включает три этапа: начальная, основная и старшая школа. Учёба в начальных классах, как и в Беларуси, длится 4 года. В 1-й класс отправляют ребят, которым исполнилось 6 лет, в том случае если итоги психологического собеседования и медицинского обследования подтверждают готовность дошкольника к систематическому обучению. По желанию родителей они могут отдать ребёнка в школу годом позже — в 7 лет.

На следующий этап — основную школу — отводится 5 лет. За это время ученики получают базу, которая помогает выбрать профиль дальнейшего обучения. Одаренные дети могут поступать в профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовкой, специализированные школы, гимназии и лицеи. Особо талантливые могут претендовать на государственную стипендию либо получить среднее образование по ускоренной программе и сдать экзамены экстерном.

После сдачи вступительных тестов выпускники основной школы могут перейти в старшую. На этом этапе школьники завершают полное общее среднее образование и могут претендовать на поступление в университет либо другое высшее учебное заведение. На финише выпускники проходят вместо школьных экзаменов Внешнее независимое оценивание (ВНО) — аналог российского ЕГЭ. Предметы для сдачи испытаний одиннадцатиклассник выбирает самостоятельно с учётом того, какие сертификаты ему нужны для поступления в вуз.


Профессионально-техническое образование в Украине

После основной школы выпускник может поступить в профессионально-технические учреждения, училища и лицеи (художественные, технические, высшие), училища-агрофирмы и заводы, учебно-курсовые комбинаты и подобные заведения. К ним же относятся центры профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров. Эти учебные заведения ориентированы на обучение специалистов рабочих профессий. В Украине используется такая практика: ПТУЗ сотрудничают в предприятиями, чтобы обучать специалистов на практике. Зачастую при таком формате обучения посещать училище (лицей, колледж и так далее) не обязательно, ведь подготовка проходит прямо на производстве.

Система высшего образования в Украине: четыре уровня вместо двух белорусских ступеней

К высшим учебным заведениям Украины относятся университеты, академии, консерватории, институты, колледжи, техникумы, училища (для сферы творческих профессий и искусства). Они готовят младших специалистов (со средним специальным образованием), бакалавров, специалистов и магистров. Разницу этих понятий смотри здесь .


Вузы имеют право обучать только в том случае, если у них есть соответствующая лицензия. Аккредитация вуза может быть 4 уровней:

І уровня — обучение младших специалистов (полное среднее образование);

ІІ уровня — подготовка профильных младших специалистов и бакалавров (полное среднее образование);

ІІІ уровня — высшее образование для специалистов и бакалавров, а по некоторым предметам и магистров;

ІV уровня — подготовка специалистов, бакалавров и магистров по широкому спектру профессий.

В Украине студенты могут учиться на дневной, вечерней, заочной, дистанционной или комбинированной форме обучения

В Украине студенты могут учиться на дневной, вечерней, заочной, дистанционной или комбинированной форме обучения

Кстати, высшее образование в Украине значительно дешевле , чем в странах соседках или даже в Беларуси. Что становится одним из главных преимущества в выборе университета за границей .

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

28 сентября 2017 года вступили в силу большая часть положений принятого в начале сентября Закона Украины Об образовании. Еще часть положений этого Закона действует с 1 января 2018 или с 1 января 2019 года. Prostopravo напомнит об основных новшествах в сфере образования.

Краткое содержание и ссылки по теме

Язык обучения

Государство гарантирует каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального перед высшим и высшего), а также внешкольного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, языком соответствующего национального меньшинства.

Лицам, принадлежащим к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и общего среднегообразования, наряду с государственным языком, языком соответствующего коренного народа.

Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства или коренного народа Украины наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, принадлежащим к коренным народам, национальным меньшинствам Украины гарантируется право на изучение языка соответствующих коренного народа или национального меньшинства в коммунальных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

На сегодняшний день в украинском законодательстве отсутствует определение «коренных народов. Согласно Конвенции Международной организации труда 1989 года, к коренным относятся народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых
отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; также народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. При этом указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения Конвенции.

Зарплаты учителям

Не менее обсуждаемыми стали изменения окладов педагогам. Так, Законом установлено, что должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории устанавливается в размере трех минимальных заработных плат. Должностной оклад педагогического работника каждой следующей квалификационной категории повышается не менее чем на 10 процентов.

В свою очередь, наименьший должностной оклад научно-педагогического работника устанавливается на 25 процентов выше должностного оклада педагогического работника самой низкой квалификационной категории, а каждый следующий должностной оклад научно-педагогического работника также повышается не менее чем на 10 процентов от предыдущего.

Кроме того, научно-педагогическим, научным и педагогическим работникам учебных заведений устанавливаются доплаты за научные степени и ученые звания в соответствии с законом.

Педагогическим и научно-педагогическим работникам устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размерах: более трех лет - 10 процентов; свыше 10 лет - 20 процентов; свыше 20 лет - 30 процентов должностного оклада.

В соответствии с Переходными положениями Закона до 2023 года повышение будет поэтапным, с ежегодным увеличением должностного оклада педагогического работника самой низкой квалификационной категории до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц пропорционально размеру увеличения доходов Государственного бюджета Украины по сравнению с предыдущим годом.

Среди других новшеств:

Законодательство об образовании детей с особыми потребностями

13 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам". Законом внесены изменения в Законы Украины "О дошкольном образовании", "О внешкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О профессионально-техническом образовании". Подробнее расскажет Prostopravo

Инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанных на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включения в образовательный процесс всех его участников.

Профессионально-техническое образование

Инклюзивное профессиональное (профессионально-техническое) обучение - система образовательных услуг для получения профессии или профессиональных навыков лицами с особыми образовательными потребностями, гарантированных государством.

Прием в учреждения профессионального (профессионально-технического) образования лиц с особыми образовательными потребностями, которым не противопоказано обучение по избранному направлению (специальности), в случае сдачи вступительных экзаменов осуществляется вне конкурса.

Лицу с особыми образовательными потребностями, овладевшему курсом профессионально-технического обучения в заведении профессионального (профессионально-технического) образования первого аттестационного уровня и успешно прошедшему квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда и выдается свидетельство о присвоении рабочей квалификации.

Здания, сооружения и помещения учреждений профессионального (профессионально-технического) образования должны отвечать требованиям доступности в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.

На основании письменного обращения лица с особыми образовательными потребностями, его родителей или законных представителей в обязательном порядке образуются инклюзивные группы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Выполнение требований стандартов в сфере профессионального образования лицами с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их индивидуальных психических, интеллектуальных, физических, сенсорных возможностей и в той форме, которая для каждого человека является наиболее оптимальной.

Для лиц с особыми образовательными потребностями содержание и объем учебно-производственного процесса, срок обучения определяются рабочими учебными планами и рабочими образовательными программами учреждения профессионального (профессионально-технического) образования, при необходимости могут быть адаптированы для получения знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальным учебным планом согласно индивидуальной программе развития.

Лица с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в подвозе к учебному заведению и в обратном направлении, обеспечиваются таким подвозом за счет средств местных бюджетов, в том числе с обеспечением доступности соответствующего транспорта для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения.

Школьное образование

Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, особенностей интеллектуального, социального и физического развития, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, особых образовательных потребностей, места жительства, сложных жизненных условий, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Детям с особыми образовательными потребностями обеспечивается право на обучение с помощью наиболее приемлемых для таких лиц методов и способов общения, в частности, обучение жестовой речью и рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля).

Учреждения общего среднего образования на основании письменного обращения одного из родителей ребенка с особыми образовательными потребностями или его законных представителей в обязательном порядке образуют инклюзивные и / или специальные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных классах, составляет: групповое - 35-40 минут, индивидуальное - 20-25 минут.

Дети с особыми образовательными потребностями обеспечиваются вспомогательными средствами для обучения в учебных заведениях в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учебном заведении удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, родителями или лицом, уполномоченным ими.

За работу в инклюзивных классах учителям будет установлена доплата в размере 20% тарифной ставки.

Родители ребенка с особыми потребностями имеют право осуществлять индивидуальное сопровождение такого ребенка во время пребывания в заведении общего среднего образования.

Документ о среднем образовании для детей с нарушением зрения изготавливается с учетом обеспечения доступности воссозданной на нем информации (с использованием шрифта Брайля) за счет средств государственного бюджета.

Внешкольное образование

Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает обнаружение и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере внешкольного образования.

Учреждения внешкольного образования при необходимости образуют инклюзивные и / или специальные группы и другие организационные формы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учреждении дополнительного образования удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, одним из родителей или лицом, уполномоченным ими.

Педагогическим работникам учреждений внешкольного образования за работу в инклюзивных группах устанавливается доплата в размере 20 процентов.

Дошкольное образование

Государство обеспечивает доступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей их интеллектуального, социального и физического развития в той форме, которая для них является наиболее удобной и эффективной.

Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования в отношении детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их задатков, склонностей, способностей, индивидуальных психических и физических возможностей и в той форме, которая для каждого ребенка является наиболее оптимальной.

По рекомендациям инклюзивного ресурсного центра и письменному заявлению родителей или лиц, их заменяющих, заведение дошкольного образования обеспечивает доступ к образовательному процессу ассистента ребенка с особыми образовательными потребностями. Ассистент ребенка с особыми образовательными потребностями проходит медицинский осмотр в соответствии с требованиями законодательства.

В группе дошкольного заведения может быть не более трех детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми потребностями имеют право на первоочередное зачисление в дошкольное учебное заведение.

Цель Процедуры признания иностранных документов об образовании (ранее - нострификация) обеспечить права граждан, получивших образование в других государствах, на продолжение образования и/или профессиональной деятельности в Украине и осуществляется в индивидуальном порядке.

В результате процедуры признания владелец иностранных документов об образовании получает Свидетельство, которым подтверждается право владельца документов, выданных учебным заведением другого государства, на продолжение образования или трудоустройства по специальности в высшем учебном заведении Украины или в учреждениях на всей территории Украины. Выдача такого Свидетельства осуществляется на основании решения компетентного органа - высшего учебного заведения или Министерства образования и науки Украины.

Процедура признания иностранных документов об образовании включает в себя: проверку подлинности документов, подтверждение статуса образовательного учреждения и / или Программы, оценки квалификации или периода обучения, и установления эквивалентности образовательном или образовательно-профессиональной степени в Украине, академических и / или профессиональных прав.

Документы, которые не нуждаются в процедуре признания в Украине

1) документы об образовании граждан бывшего СССР, выданные до 15 мая 1992г. (на основании Соглашения о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 1992)). Странами-участницами соглашения является Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджыкистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.

2) документы, выданные лицам, по итогам обучения до начала 1992/1993 учебного года в образовательных учреждениях государств бывшего СССР.

Причины для отказа в признании

Решение об отказе в признании представленного документа принимается компетентным органом в случае, если:

1) документы, выданные образовательными учреждениями, которые не являются официально признанными в системе образования государства, в котором они функционируют;

2) документы выданные филиалами образовательных учреждений, если такие филиалы не являются официально признанными в системе образования государства, на территории которого они осуществляют образовательную деятельность этого филиала, если это предусмотрено законодательством иностранного государства;

3) документы не содержат информации о получении их владельцем ступени высшего образования, профессиональную специализацию или профессиональную переподготовку, а также о периодах обучения, по которым ему предоставляются академические и / или профессиональные права (продолжение обучения и / или трудоустройства по специальности)

4) документы, неправомерно выданные образовательным учреждением другого государства;

5) документы не являются аутентичными;

6) документы, выданные по результатам обучения за период, составляет менее один академический год обучения;

7) документы, выданные по результатам обучения, во время которого общая набранное количество учебных кредитов составляет менее 30 кредитов Европейской кредитной транспортно-накопительной системы (ЕКТС) (или их эквивалента количество академических часов);

8) документы не соответствуют официально утвержденному стандарту оформления документов об образовании, если такой стандарт принят в государстве, в котором функционирует образовательное учреждение;

9) документы, выданные в результате обучения по программе, которая не может быть соотнесена ни с одной степенью высшего образования, профессиональной специализации, направлением подготовки (специальности, квалификации) системы образования Украины;

10) документы не признаются в государстве, которому принадлежит образовательное учреждение;

11) документы не содержат полной информации о содержании учебной программы, что делает невозможным установление эквивалентности присвоенной по этим документам степени высшего образования, профессиональной специализации или профессиональной переподготовки в системе образования Украины;

12) установлено, что документ об образовании полученный на основании неаутентичного документа о предыдущем образовании;

13) установлено, что документ об образовании полученный на основании документа о предыдущем образовании, который не давал его владельцу соответствующих академических прав (если иное не предусмотрено законодательством страны происхождения документа об образовании).

Документы для предоставления в Комиссию Киевского национального университета технологий и дизайна по признанию иностранных документов об образовании:

1) Заявление для осуществления процедуры признания (Приложение 1);

2) Заверенные в установленном законодательством порядке копию и перевод на украинский язык легализированного иностранного документа об образовании (при необходимости - предъявление оригинала);

3) Заверенные в установленном законодательством порядке копию и перевод на украинский язык легализированного приложения к иностранному документу об образовании (при необходимости - предъявление оригиналов).

В документе указывается информация о форме и сроке обучения, перечень учебных дисциплин (предметов), общий (недельный) объем аудиторных и индивидуальных часов (кредитов), количество семестров и другие компоненты учебного процесса.

Если приложение к иностранному документу об образовании выдано на русском языке, перевод этого документа делать не нужно. Но необходимо обязательно предоставить заверенную в установленном законодательством порядке копию этого документа.;

4) Копии документов о предыдущем (среднем, профессиональном или высшем) образовании при наличии такого образования (при необходимости);

5) Копии документов, удостоверяющих личность заявителя и владельца иностранного документа об образовании, если заявитель не является владельцем (при необходимости – с переводами на украинский язык).;

6) Копию документа о смене фамилии владельца иностранного документа об образовании (при необходимости).

7) Заявление-согласие владельца иностранного документа об образовании на проверку его персональных данных, подписывается владельцем иностранного документа об образовании. Заявление заполняется на английском языке. Если иностранный документ об образовании получен в стране, где используется русский язык, заявление заполняется на русском языке (Приложение 2);

8) Согласие на обработку персональных данных (Приложение 3);

9) Документ об оплате административной услуги (бланк квитанции для физических лиц или бланк квитанции для юридических лиц) или копию документа, подтверждающего право на освобождение от оплаты.;

10) Заверенный в установленном порядке документ, подтверждающий полномочия заявителя, если Заявление подается лицом, представляющим интересы владельца иностранного документа об образовании;

11) Иные документы, подтверждающие образование владельца (при необходимости - с переводами на украинский язык) и / или квалификации владельца, документы о допуске к профессиональной деятельности, практический опыт (при необходимости - с переводами на украинский язык);

12) Договор о предоставлении услуг по проведению сравнительного анализа учебных программ.

Содержание

Общие сведения

Система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования включает сеть дошкольных учебных заведений, научные и методические учреждения, органы управления образованием, семью.

Дошкольные учебные заведения:

  • дошкольные образовательные учреждения (ясли);
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады);
  • дошкольные образовательные учреждения (детские сады);
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;
  • дома ребёнка;
  • дошкольные образовательные учреждения (детские дома) интернатного типа;
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) семейного типа;
  • дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;
  • дошкольные учебные заведения (центры развития ребёнка).

Общее среднее образование

Государственная политика

В направлении формирования сети общеобразовательных учреждений государство гарантирует конституционное право для каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.

Структура

Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется с учетом демографической, этнической и социально-экономической ситуации по образовательным уровням. В соответствии с образовательным уровнем функционируют общеобразовательные учебные заведения I степени (начальная школа); II степени (основная школа); III степени (старшая школа). Общеобразовательные учебные заведения всех трёх степеней могут функционировать интегрировано или самостоятельно.

Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста.

Внешкольное образование

На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Типы внешкольных учебных заведений:

  1. Детско-юношеские спортивные школы.
  2. Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).
  3. Малая академия искусств (народных ремёсел).
  4. Малая академия наук учащейся молодёжи.
  5. Детско-юношеские лагеря.
  6. Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.
  7. Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.
  8. Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.
  9. Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.
  10. Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.
  11. Детская флотилия моряков и речников.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.

В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.

К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
  • профессиональное училище социальной реабилитации;
  • высшее профессиональное училище;
  • профессиональный лицей;
  • профессиональный лицей соответствующего профиля;
  • профессионально-художественное училище;
  • художественное профессионально-техническое училище;
  • высшее художественное профессионально-техническое училище;
  • училище-агрофирма;
  • высшее училище-агрофирма;
  • училище-завод;
  • центр профессионально-технического образования;
  • центр профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • учебно-курсовой комбинат;
  • учебный центр;
  • другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.

Подготовка рабочих в государственных 930 ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.

Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.

Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %. [2]

Высшее образование

Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации [3] .

Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.

Болонский процесс

В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса, Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.

4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.

Структура

Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.

Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:

  1. Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
  2. Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
  3. Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — институт, консерватория, академия, университет.
  • неполное высшее образование;
  • базовое высшее образование;
  • полное высшее образование;
  • младший специалист;
  • бакалавр;
  • специалист, магистр.

Последипломное образование

Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта [1] .

Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

  • переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
  • специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
  • расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
  • стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности.

К заведениям последипломного образования относятся [4] :

  • академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты;
  • подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и другие);
  • профессионально-технические учебные заведения;
  • научно-методические центры профессионально-технического образования;
  • соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

Самообразование

Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радиоучебные программы и т. д. [1]

Оценка знаний

Украинские вузы используют традиционную 4-бальную шкалу:

Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-бальную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):

В вузах используются обе эти шкалы оценок.

В средней школе также использовалась 4-бальная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-бальную шкалу.

Примечания

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

К нынешним проблемам вступительной кампании, которые начались с отмены внешнего независимого оценивания в оккупированной Автономной Республике Крым, а позже и в Донецкой и Луганской областях, к невозможности получить аттестаты и дипломы, а соответственно, и подать документы для участия в конкурсном отборе добавилась еще одна – неопределенность с повторным поступлением на обучение за средства государственного бюджета. Возможно, при стабильной общественно-политической ситуации восприятие этого вопроса было бы другим, но не сейчас.

Немного истории. Уже не первый год абитуриенты, которые не могут поступить на желаемую специальность, решают, что идут учиться за бюджетные средства на направления подготовки, специалистами в которых не хотят (на планируют) быть. Через год они повторно сдают ЗНО или с прошлогодними результатами пытаются вновь поступать на обучение за государственные средства. Расценивается это, как некая возможность переждать год и еще получить стипендию/общежитие/право на льготный проезд.

Справедливости ради стоит заметить, что не все вузы, зная, что абитуриент уже получал высшее образование за средства государственного бюджета, позволяли участвовать в конкурсном отборе на места госзаказа, поскольку понимали, что обучение такого студента второй раз за средства бюджета невозможно.

В Министерстве образования и науки с проблемой финансирования обучения студентов, не желающих становиться специалистами в выбранных направлениях, также знакомы не первый год. Но из-за отсутствия единого учета студентов, а потому невозможности выявить лицо, уже получавшее высшее образование в другом вузе за средства государственного бюджета, в прошлые годы проблема решалась. Когда в 2012 году появилась Единая государственная электронная база по вопросам образования, казалось, этот вопрос приближался к логическому решению. Оставалось подождать некоторое время для внесения в нее данных обо всех студентах. Однако в этом году, несмотря на все ожидания, ситуация только обострилась.

Наличие такого уточнения вносило ясность в ситуацию, однако удивляла возможность замены одной информации другой без объяснений. 23 июля этот ответ вообще исчез с сайта МОН. Как оказалось, такие действия стали результатом договоренностей представителей Министерства образования и науки Украины с двумя десятками активистов, которые пошли в Министерство с требованием предоставить им возможность повторно поступать на обучение за средства государственного бюджета. Сейчас эти же активисты посещают приемные комиссии высших учебных заведений и пытаются убедить их в том, что отсутствие на сайте упомянутого вопроса и ответа обязывает приемную комиссию допустить студентов-абитуриентов к участию в конкурсном отборе на обучение на бюджет.

Официальной позиции МОН по этому поводу пока нет. Для обеспечения принципа равенства Министерство должно было проинформировать всех абитуриентов об их правах и возможных рисках при повторном поступлении на обучение за средства государственного бюджета. Аналогичные рекомендации должны были получить и высшие учебные заведения. Поскольку вопрос негласно передан на усмотрение приемных комиссий, попробуем спрогнозировать, что к различным абитуриентам могут применяться неодинаковые подходы при повторном поступлении на первый курс.

Можно или нельзя? Из толкования Конституционного Суда

Официальное толкование статьи 53 было предоставлено в Решении Конституционного Суда от 04.03.2014 (№ 5-рп/2004). Решение касалось разъяснения положений об обеспечении доступности и бесплатности дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Итак, доступность дошкольного и среднего образования гарантирована государством. Государство обязано обеспечить это право каждому. Что касается высшего образования, то государство обязано лишь создать условия для реализации такого права.

Представляется, что на основе этих выводов Конституционного суда логичен вывод, что лицо, принимавшее участие в конкурсном отборе в вуз и которое по собственному желанию было зачислено на обучение за средства государственного бюджета на направление подготовки и специальность, которую свободно выбрало, реализовало свое право бесплатно получить высшее образование с целью получения установленного государством образовательно-квалификационного уровня. В этом случае государство выполнило свой долг, ведь: 1) создало соответствующие условия, при которых лицо смогло реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов, свободно выбрав вуз и специальность (обеспечена доступность) и 2) предоставило возможность получить образование в учебном заведении без оплаты, то есть без внесения платы в любой форме за образовательные услуги, в соответствии с государственным стандартом (обеспечило бесплатное обучение). Если же лицо год или два получало определенный образовательно-квалификационный уровень и по собственному желанию было отчислено, то оно фактически отказалось от полученного им права получить образовательный уровень бесплатно.

Вместо выводов

Бесплатность высшего образования обязывает государство создать возможности, при которых гражданин Украины на равных конкурсных условиях может получить высшее образование без внесения платы в любой форме в пределах объемов нужных государству и обществу специалистов.

Процесс обучения на первом/втором курсе является целенаправленным процессом воспитания и обучения с целью получения установленного государством образовательного уровня. Поэтому лицо, второй раз обучающееся на первом курсе, получает этот образовательно-квалификационный уровень второй раз, а значит, и не имеет права получать его бесплатно. Обязательное финансирование государством в полном объеме всего процесса обучения относится только к дошкольному и полному общему среднему образованию, что связано с его обязательностью.

Читайте также: