Как рассчитать сумму дотаций

Обновлено: 30.06.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 5 часов назад


Одной из форм межбюджетных взаимоотношений являются межбюджетные трансферты - субсидии, дотации, субвенции, иные межбюджетные трансферты.

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться как из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнений полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенций, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке,

Субвенции предоставляются На основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий: бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами Субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

прокурор отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов прокуратуры Хабаровского края

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Россияне, которые из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой коммунальных услуг, могут попросить у государства целевую субсидию. Получить ее могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги. По данным Минстроя, сегодня такую финансовую поддержку оказывают почти четверти россиян.

В этом году в связи с пандемией коронавируса в России ввели дополнительные льготы. Рассказываем, кто и на каких условиях может получить помощь на оплату услуг ЖКХ и что для этого нужно.

Субсидия на оплату ЖКУ

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

Право на субсидию имеют:

  1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
  2. Те, кто снимает жилье у других людей.
  3. Члены жилищных кооперативов.
  4. Собственники жилых помещений.

Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

Каким должен быть доход для получения субсидии в Москве и регионах

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить субсидию (ПП-№ 541). Но это — общая цифра для всей страны. Свои собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ могут устанавливать региональные власти.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерове — от 5 до 17%.

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года (Фото: Городской центр жилищных субсидий )

В интернете есть калькулятор, при помощи которого можно рассчитать субсидии на оплату ЖКУ.

Как получить субсидию

Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:

  • паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
  • справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
  • реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
  • иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.

Раньше нужно было предоставлять документ, который подтверждает отсутствие долгов перед коммунальщиками, а также справку о составе семьи. Теперь эти документы не требуются.

Какие дополнительные документы могут понадобиться

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

В течение какого времени выплачивается субсидия

Субсидия начисляется только в течение полугода. По истечении этого времени (если финансовое положение семьи не изменилось в лучшую сторону) нужно собрать весь пакет документов и пройти процедуру оформления пособия заново.

Как рассчитать размер субсидии на оплату ЖКУ

Бонус: субсидия на оплату ЖКУ при коронавирусе

Субсидия при оплате услуг ЖКХ оформляется на шесть месяцев. В условиях пандемии коронавирусной инфекции правительство приняло постановление об автоматическом продлении этой компенсации в том же размере на шесть месяцев (ПП-№ 420 от 02.04.2020 г.). Если граждане уже получали компенсацию, то собирать документы снова не придется — власти сделают все сами. Однако, если среднедушевой доход семьи уменьшился, можно подать документы для проведения перерасчета.

Также правительство до 1 января 2021 года лишило ресурсоснабжающие, управляющие организации и другие компании требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (ПП-№ 424 от 02.04.2020 г.). Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Также эти организации не могут приостановить оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

Почему могут отказать?

В предоставлении субсидии могут отказать, если получатель пособия просрочил платежи за коммунальные услуги больше чем на два месяца. Чтобы возобновить выплаты, он должен предоставить доказательства, что у него на это были веские причины. Это может быть лечение, смерть родственника или задержка зарплаты.

Субсидии предложили расширить

Минстрой может продлить беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Временный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ действует до конца года. Также Минстрой предложил снизить максимально допустимую долю расходов россиян на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи с 22% до 15%. Соответствующая инициатива, которая считается одним из предложений по антикризисным мерам в сфере ЖКХ, уже направлена в правительство.

С 1 января 2021 года предлагается изменить порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ. Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет со дня обращения с пакетом документов.

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

2. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год, проиндексированного на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, подлежащих утверждению на очередной финансовый год.

3. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом допускается утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами Российской Федерации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации бюджету каждого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода не может быть меньше размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

5. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

6. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

7. В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Особенности расчета и распределения указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности перечисления и (или) использования указанных дотаций.

8. Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методику распределения указанных дотаций не допускается.

9. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.

В отношении краев, областей и автономных округов, решение об объединении которых в новый субъект Российской Федерации принято соответствующим федеральным конституционным законом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для бюджета края, области и бюджетов автономных округов раздельно до 1 января 2009 года, если иное не установлено указанным федеральным конституционным законом.

10. Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 18.07.2017 N 172-ФЗ.

Порядок, сроки подписания соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры ответственности за нарушение порядка и сроков подписания соглашений и за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений, устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 18.07.2017 N 172-ФЗ.

11. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 130 настоящего Кодекса могут предоставляться иные дотации в целях финансового обеспечения предоставления иных дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Иные дотации распределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читайте также: