Как выяснилось умение различать истину от клеветы дано далеко не каждому

Обновлено: 25.04.2024

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Где кончается любовь, там начинается ненависть.

Глаза - зеркало души.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека.

Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.

Знание - орудие, а не цель.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Из всякого положения есть выход. Нужно решиться.

Алкоголь и никотин сбивают с людей верхи мыслей и чувств.

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.

Если хочешь узнать всю радость доброго дела, то делай добро тайно.

Если хочешь быть спокоен, угождай совести, а не людям.

Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет.

Знание — орудие, а не цель.

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

Истинно неверующий тот, кто думает и говорит, что верит в то, во что не верит.

Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди.

Метафизика - это наука о мыслях, не подлежащих выражению словами.

Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди.

Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним.

Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их.

Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.

Люди разделяются на два рода: для одних мысль управляет жизнью, для других - наоборот. В этом причина отсутствия взаимопонимания людей, в этом ключ к объяснению безумия мира.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать. А спокойствие - душевная подлость.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения.

Любить всю жизнь одну или одного - это всё равно, что сказать, что одна свеча будет гореть всю жизнь.

Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге.

У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.

Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно.

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.

Есть что-то значительнее воли человека - это неизбежный ход событий.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Вера учит людей тому, как понимать жизнь. Люди за многие тысячи лет до нас не знали и не понимали того, что понимают люди нашего времени, и потому многое из той веры, которую исповедовали в древности, уже не годится для нас.

Грехи, соблазны и суеверия скрывают от человека его душу.

Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями.

Перемены в нашей жизни всегда бывают от перемен в наших мыслях.

Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви.

Старайся держать свою жизнь так, чтобы не бояться смерти и не желать её.

Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным.

Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости.

Разум и ум - два совершенно различных свойства. Ум есть способность понимать и соображать жизненные мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей её отношение к миру и к Богу.

Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь.

Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.

Тот, кто заботится о том, что говорят про него люди, никогда не будет спокоен.

Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет.

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Сомнения не разрушают, но укрепляют веру.

Кто доволен собой, тот всегда недоволен другими.

Человеку, для того, чтобы узнать зло, надо вкусить плода его.

Прошедшее было, будущего нет, есть одно настоящее.

Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас.

Жизнь - это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы.

Большая часть бедствий людей происходит от злоупотребления разумом.

За дурными мыслями следует дурная жизнь.

Грешить - дело человеческое, оправдывать свой грех - дело дьявольское.

Соблазны - не случайное явление. Идти в жизни всегда приходится среди соблазнов, как по болоту, постоянно погрязая в них и выбираясь.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Определять жизнь временными и пространственными условиями - это всё равно, что определять высоту предмета его длиной и шириной.

Ограничивать свои обязанности пределами семьи или родины - это более или менее глубокий эгоизм.

Надо соблюдать разум в чистоте, чтобы он всегда мог отличать истину от лжи.

Чем умнее и образованнее человек, тем ложь его вреднее и опаснее.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего.

Для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т.е. несправедливым к себе, если же будешь желать быть только справедливым, то будешь пристрастен к себе и несправедливым к другим.

В периоды упадка духа надо обращаться с собой, как с больным, - главное, не шевелиться, ничего не предпринимать.

Желать в прошедшем - это сожаление, раскаяние; желать в будущем - это мечты, планы; желать в настоящем - это сама жизнь.

Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же.

Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.

Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его.

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.

Среди добрых и трудолюбивых людей надо стыдиться своей бедности. Среди злых и праздных - своего богатства.

Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской.

Как только устраиваешь жизнь других людей насилием, непременно устраиваешь её для своей выгоды.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования.

Музыка — это стенография чувств.

Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше.

Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости жизни разумной.

Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.

Самое обычное изречение гордого человека: "Меня не понимают". А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: "Не понимают моего величия".

По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное.

Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность.

Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её.

Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.

Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться.

Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума.

Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла.

Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно.

Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении.

Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности.

Воспитание стирает индивидуальность.

Один из самых трудных переходов - это переход от жизни хорошенькой к жизни хорошей.

Бараны прыгают в воду, а ты стоишь отмахиваешь, а они всё так же прыгают, и представляется, что они - делают дело, а ты мешаешь им.

Недовольство собой есть трение, признак движения.

Роскошь не есть ли приготовление лучшего, когда есть достаточное.

Совесть и есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим.

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой.

Истина приобретается как золото - не тем, что она приращивается, а тем, что отмывается от него всё то, что не золото.

Материализм - это есть ограниченное, узкое учение, долженствующее объяснить всё и исключить всякое разумное понимание жизни.

Сдерживать гнев ещё хуже. Надо его победить.

Нарушать нравственный закон для здоровья - все равно, как разламывать дом, в котором живешь, чтобы топить им.

В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями.

Книги, которые пишутся с целью найти много читателей, - это не сочинения, это произведения Авторского ремесла.

Попробуйте встать совершенно на уровень с народом, и он станет презирать вас.

Отчаяние есть слабость веры и надежды.

Свобода состоит в отсутствии принуждения делать зло.

Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал.

Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения.

Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость.

Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении.

Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда.

Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельствами, то есть даёт выбор из тысячи фактов.

Всё, что делают люди - делают по требованию всей природы, а ум только подделывает под каждый поступок свои мнимые причины, которые для одного человека называет убеждения, вера, а для истории - идеи.

Если люди действуют безумно, то наверно они будут и говорить безумное.

Самая беда - это компромисс, принимаемый за принцип.

Мы вскоре начинаем чувствовать то, про что очень много думаем.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость.

Если кто сомневается в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как на другом конце всегда сходятся глупость и эгоизм.

Тело - это пища души, это леса, посредством которых строится истинная жизнь.

Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.

Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо.

Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.

Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу.

Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других.

Путём сомнений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству.

Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

Тот, кто ничего не делает, делает дурное.

Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках.

Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

Человек испортил себе желудок и жалуется на обед.

Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу.

цитата Конфуция

Цитаты Конфуция о смысле жизни

Конфуций — революционер в области человеческих отношений и философии в целом: в какой-то момент его мысли даже затмили буддизм. Великий мыслитель считал, что, если придерживаться всех заповедей философии, можно построить гармоничное общество, где каждый выполняет определенную функцию.

Человечество давно обеспокоено поиском смысла жизни, и практически каждый его представитель обращается к учениям древних мудрецов. Истина Конфуция проста, поэтому стала одной из любимых для народа по всему миру.

Хотите убедиться в актуальности мыслей китайского мудреца? Тогда прочтите такие высказывания о жизни:

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Цитаты Конфуция о смысле жизни и любви

Также Конфуций размышлял о важности занятия любимым делом и о самореализации на протяжении всей жизни:

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Цитаты Конфуция о смысле жизни и любви

Фото: Телеграф: UGC

Чтобы жизнь стала немного легче, великий мудрец призывал задумываться не только о себе, но и о других:

Три вещи никогда не возвращаются обратно — время, слово, возможность. Поэтому не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

Цитаты Конфуция о смысле жизни и любви

Фото: Дневник Успеха: UGC

Прислушайтесь к этим мудрым словам. Они помогут почувствовать себя лучше в любой ситуации:

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

Мудрые слова о жизни, сказанные Конфуцием, заставляют немного по-другому взглянуть на мир и на самого себя, поэтому обязательно поразмыслите о них на досуге. Возможно, пришла пора что-то поменять?

Конфуций: цитаты о любви

Любовь — величайшая загадка в истории человечества. От этого чувства не существует лекарства, и его невозможно исследовать и препарировать под микроскопом. Поведение влюбленного человека не поддается никакой логике, и во имя объекта обожания он может пожертвовать всем на свете.

Конечно же, о теме любви испокон веков размышляли великие мудрецы. Конфуций не был исключением. Философ считал, что это чувство придает людям силы и уверенность в завтрашнем дне. Любовь, по мнению Конфуция, способна преодолеть все трудности, она мотивирует и заставляет человека быть лучше.

Цитаты Конфуция о смысле жизни и любви

Фото: Socratify: UGC

Убедиться в правоте слов мыслителя помогут такие великие цитаты:

Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

Одно слово может изменить твое решение. Одно чувство может изменить твою жизнь. Один человек может изменить тебя.

Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.

Конфуций считал, что умение любить дано не каждому человеку, поэтому его необходимо заслужить:

Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни, потому что любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.

Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости.

Цитаты Конфуция о смысле жизни и любви

Фото: 5 сфер: UGC

Великий китайский мудрец говорил о том, что любовь проникает во все уголки души и влияет не только на человека, но и на общество. Это подтверждают такие великие слова:

Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной.

Ценить усилий дороже награды за него — это называется любовью. Тот, кто превыше всего любит своего ближнего, служит небу самым священным образом.

Любовь — это прекрасное чувство, поэтому стоит уделять особое внимание своей второй половинке и не забывать о самосовершенствовании. Внимательно вчитайтесь в мудрые высказывания Конфуция и поймете, что они актуальны и в наше время, несмотря на то что великий мудрец жил еще до нашей эры.

Если временно находитесь в прострации или не можете разобраться в себе, цитаты великого китайского мыслителя помогут найти гармонию и обрести душевное равновесие.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Как часто я в жизни чего-то боялась…
Боялась — какою окажется старость?
Боялась жары и боялась простуды,
боялась разбить дорогую посуду,

боялась, что дело не сделаю к сроку,
по-женски боялась судьбы одинокой,
боялась насмешек и грубого слова,
надежды напрасной и умысла злого,

боялась, что люди за что-то осудят,
боялась — будильник меня не разбудит.
Тревожила душу мне всякая малость —
я даже бояться порою боялась.
… показать весь текст …

…И лишь пройдя сквозь все печали… в конце пути, а не в начале… пройдя сквозь годы и преграды… понять мне было суждено:… Как мало, в сущности, нам надо… Как много, Господи, дано…

Бывают дни, что круги ада, —
в них дух разлада и распада,
и очевидно лишь одно:
как много, Господи, нам надо,
как мало, в сущности, дано.

Тогда, отчаяньем ведома,
бегу из сутолоки дней,
и лес, что в двух шагах от дома,
дает приют душе моей.

И в миг, когда на сердце камень
житейских распрей и обид,
дано мне ствол обнять руками
… показать весь текст …

Всё — суета, так возвещал мудрец…
А этот мир, исполненный надежды?
А руки мастера, творящие одежду
невесте, коей завтра под венец?

Всё — суета? И этот гордый знак,
в глазах поэта трепетно горящий,
и дар его — живой, животворящий —
всё суетно? Напрасно? Просто так?

А странники, которых не вернут
под тёплый кров истлевшие одежды?
Мужи учёные, все те, кого невежды
камнями забросать не преминут?
… показать весь текст …

От привычного круга забот вдалеке
я стояла тогда на горячем песке…
И пригрезились мне
в раскалённой тиши
та скрипачка
тринадцати лет с небольшим
да старик
в заскорузлой одежде своей, —
как два полюса жизни,
две крайности в ней.
Лёгкий мостик дощатый
на жёлтом песке,
звуки скрипки,
прижавшейся к детской щеке,
… показать весь текст …

Как много в жизни нам отведено! Увидеть свет. Босым земли коснуться.
Познать любовь. И пригубить вино.
Испить тоски и к радости вернуться.
Зерно судьбы очистить от плевел.
Дитя дать миру. Ощутить предел.
И на пороге жадно оглянуться.
Ах, сколько же еще я не успел…

Все эти ссоры, споры, свары,
раздоров дымные пожары —
вражды бессмысленный поток…
Как защититься от удара,
тебя сбивающего с ног?

Из пены житейской — иль пены морской? —
вставала, рождалась… Вступала
в тот храм, в тот костёр, в тот земной непокой,
который Тобой называла.

Дорогами ада, дорогами рая
брела я, дороги не разбирая.
Ах, сказка, твои б сапоги-скороходы, —
я шла босиком через долгие годы.

Дорогами ада? Дорогами рая?
Как долго брела я по самому краю —
по краю обрывов и пропастей
я шла, о себе не давая вестей.
… показать весь текст …

Зла не копи,
мстить не давай обета,
и ты поймёшь,
доверившись судьбе,
что высшее достоинство
на свете —
прощать другому больше,
чем себе.

ЗВАЛА Я СЧАСТЬЕ ИМЕНЕМ ТВОИМ

Звала я счастье именем твоим…
Но нет тебя. Ушёл ты вместе с ним.
И сердце так молчанием сжимало,
что имени в нём места не хватало.
Но имя прорывалось из молчания
и становилось именем отчаянья,
и утверждала вечная разлука,
что это имя — имя вечной муки.
Когда ж звала тебя, с разлукой споря,
на это имя отзывалось горе.
Со временем и горе замолчало,
и стало имя — именем печали.
…Теперь всё это в памяти моей,
и память эта с каждым днём светлей.

Лучшая площадка для вопросов про отношения между близкими людьми, родственниками, друзьями, коллегами.

Мы ходим по жизни порой, как по лезвию,
То никнем, то вызов бросаем судьбе…
Но есть в этой жизни Добро и Поэзия,
Что в трудный момент да помогут тебе…

Неужто в нас — ни веры, ни любви
не отыскать — зови иль не зови?

Неужто — ни Аллаха, ни Христа,
ни храма, ни молитвы, ни креста,

ни истины, ни крестного пути?
Неужто — и трава хоть не расти?

Ни прошлого, которое в чести,
ни берега, к которому грести?

НА БЕЛОМ РОЯЛЕ.

На белом рояле,
на белой рояли
забытые ноты
печально молчали,
и руки в морщинах
бессильно лежали
на белом рояле,
на белой рояли…
На белом рояле,
на белой рояли
две тёмные розы
покорно увяли,
и струны, что жили
под крышкой рояля
… показать весь текст …

А1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) принудИть 3) ходатАйство

2) наврАла 4) закУпорить

А2. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ методов подготовки спортсменов оказа­лась высокой.

2) ЭФФЕКТИВНОСТЬ научной работы может быть проверена практикой.

3) Каждое его изобретение удивляло специалистов простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды япон­ской архитектуре.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) предъявить пропуски

2) директора школ

3) опытные лекторы

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Уезжая из Таганрога,

1) Фаина Раневская ни разу не посетила родной город.

3) Чехов вёз рукопись своей первой пьесы.

4) нам вспоминались памятники чеховским героям.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Рассматривая этот вопрос, необходимо привлечь все имеющиеся документы.

2) Как любовь, так и наука требуют от человека полной самоотдачи.

3) Туристы поражались красоте вида, открывающегося с высоты Останкинской башни.

4) Как выяснилось, умение различать истину от клеветы дано да­леко не каждому.

Прочитайте текст и выполните задания А6 — Al 1.

(1)… (2)Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушно­го на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (3)В этой ситуации, как отмечают западноевропейцы, они не могут понять, почему так быстро меняется в процессе общения настроение русского человека. (4)Для россиян также характерно эмоционально реагировать на замечания. (5)Объясняется же это тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдер­жанной маской, как принято в западном общении. (6)… это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым (1) в этом тексте?

1) Американцы часто бывают очень эмоциональны.

2) В русской культуре очень многие люди считают, что уступить в споре — значит потерять лицо, оплошать в глазах свидетелей.

3) По наблюдениям представителей западных культур, русские мо­гут долго говорить эмоционально, что особенно удивляет ино­странцев.

4) В русской коммуникативной культуре не принято долго и раз­вёрнуто извиняться.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в Шестом (6) Предложении текста?

1) Тем не менее 3) Хотя

2) Именно 4) Таким образом,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предло­жения текста?

1) может меняться (предложение 2)

2) лицо станет (предложение 2)

3) они не могут (предложение 3)

4) объясняется это (предложение 5)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

2) сложное предложение с союзной подчинительной и сочинитель­ной связью

3) сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью

А10. Укажите номер предложения, в котором употреблено притяжа­тельное местоимение.

АП. Укажите значение слова РЕАКЦИЯ (предложение 6).

1) политика активного сопротивления прогрессу

2) отзыв на раздражение, воздействие извне

3) превращение одних веществ в другие

4) резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость

А12. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики школьной кон­ференции весьма начита(3)ы, а их доклады обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.

1) 1,2,4 2) 1,3 3) 3 4)3,4

А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная прове­ряемая гласная корня?

1) аналогичный, горизонтальный, элементарный

2) ул…вить, пед…готический, описание

3) ск…льзить, ст…листика, экспрессивный

4) к…нфорка, погл…щать, зан…маться

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) з…ночевать, з…готовка, нед…варить

2) пр…брежный, пр…даное, пр…сягать

3) и…готовить, во…питание, ра…вернуть

4) пред…юбилейный, из…ян, обез…яна

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

1) зависящий, заклеивший

2) зала…л, стел…щий

3) запа…нный, пристрел…иное оружие

4) застел…нная кровать, бре…щийся

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропу­щена буква Е?

А. Засушл…вый В. Затмевающий

Б. Юрод…вый Г. Алюмини…вый

1)А, Б, Г 2) В, Г 3) Б, В, Г 4) А, В, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Как н(1) старался, я н(2) мог н(3) подтвердить, н(4) опровергнуть эту информацию.

1)2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих и замер в ожидании че­го-то.

2) (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НАВСТРЕЧУ мне шла незнакомая де­вушка.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа по ремонту ворот.

4) (ПО)ТОМУ, как волновался отец, стало понятно, что ему ТАК (ЖЕ), как и мне, небезразлична судьба Галины Петровны.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

Hie-то в глубине парка прыгали по стволам белки () и пели соловьи.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометрические линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипели повсе­дневной суетой.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 3,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям — ве­личайший, великий, знаменитый, выдающийся, крупный, известный, зна­чительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.

1) 1,2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

(Знаки препинания не расставлены.)

1) На этом столе можно было увидеть тетради матери-учительни­цы и документы отца и две скромненькие двенадцатилистовые тетрадочки сына.

3) Она или не расслышала моих слов или не обратила на них вни­мания.

4) Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасёнки и безоговорочно верила каждому его слову.

А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Нужно идти в одну сторону — он непременно повернёт в другую.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложе­ния.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А24. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) 1 2) 1,3 3) 1,4 4)2,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я очень обрадовался(1) потому что(2) когда мне весело(З) и рядом со мной идут друзья(4) я обо всём забываю и не думаю о том(5) что ещё будет когда-то.

1) 1,2, 3,4, 5 2) 1,2, 4, 5 3) 1,3,4 4) 2, 3,4, 5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Я знал многих мальчишек, которые мечтали стать лётчиками.

2) Поисковая программа может выдавать такие результаты, кото­рые не имеют ничего общего с запросом пользователя.

3) В состав этих дивизий входили части ракетной артиллерии, ко­торые успешно действовали в боях под Ельней.

4) Карточки, которые мы поместили в общий каталог, предназна­чались для Института языкознания.

А27. Прочитайте текст.

Каждый год сотни тысяч российских туристов отправляются пу­тешествовать в другие страны. Они везут туда не только доллары, но и распространённую среди наших соотечественников законодатель­ную неграмотность. Россияне не знают собственных законов, не говоря уже о законах других государств. А между тем во многих странах зако­нодательство отличается от российского. Например, в Иране за упо­требление спиртных напитков положено публичное наказание. А за ос­корбление имени пророка Мухаммеда в Пакистане можно расстаться с жизнью.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана глав­ная информация, содержащаяся в тексте?

1) Многие российские граждане законодательно неграмотны.

2) Во многих странах законодательство отличается от российского.

3) В Иране за употребление спиртных напитков положено публич­ное наказание.

4) Необходимо ознакомиться с законами тех стран, куда вы едете отдыхать.

Прочитайте текст и выполните задания А28 — АЗО; В1 — В8; С1.

(1 )Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных кра­савиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (З)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно об­делит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.

(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно за­мечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие те­ряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных ре­шений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо

(Л. Петрановская *)

* Петрановская Людмила Владимировна — педагог-психолог, лауреат пре­мии Президента в области образования.

А28. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Лицо человека отражает жизненный опыт личности.

2) Одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют при­влекательность.

3) Красивые люди всегда проявляют способность тонко понимать и чувствовать другого.

4) Давно замечено, что красивые люди часто бывают одиноки и несчастны.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 2—3 объясняют и подтверждают суждение, выска­занное в предложении 1 текста.

2) Содержание предложений 20 и 21 противопоставлено.

3) В предложениях 8—9 представлено повествование.

4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

АЗО. Какое из данных слов употреблено в прямом значении?

1) прочные (предложение 10)

2) сумма (предложение 18)

3) светлые (предложение 19)

4) эффективно (предложение 12)

Ответы к заданиям Bl — ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 10—12 выпишите слово, образованное приставоч­но-суффиксальным способом.

82. Из предложений 11—13 выпишите причастие, перешедшее в имя существительное.

83. Из предложений 15—16 выпишите словосочетание со связью СО­ГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.

84. Среди предложений 6-12 найдите простое односоставное безлич­ное предложение. Напишите номер этого предложения.

85. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 3—10 найдите сложноподчинённое предложе­ние с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

87. Среди предложений 14-20 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напиши­те номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполняя задания А28 — АЗО, Bl — В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

3) вопросно-ответная форма изложения

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов

9) контекстные антонимы

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читатель­ский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без ка­ких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Может быть, кто-нибудь из вас возразит: "Однако, Сократ, чем же ты занимаешься? Откуда на тебя эти клеветы? В самом деле, если бы сам ты не занимался чем-нибудь особенным, то и не говорили бы о тебе так много. Скажи нам, что это такое, чтобы нам зря не выдумывать". Вот это, мне кажется, правильно, и я сам постараюсь вам показать, что именно дало мне известность и навлекло на меня клевету. Слушайте же. И хотя бы кому-нибудь из вас показалось, что я шучу, будьте уверены, что я говорю сущую правду. Эту известность, о мужи афиняне, получил я не иным путем, как благодаря некоторой мудрости. Какая же это такая мудрость? Да уж, должно быть, человеческая мудрость. Этой мудростью я, пожалуй, в самом деле мудр; а те, о которых я сейчас говорил, мудры или сверхчеловеческой мудростью, или уж не знаю, как и сказать; что же меня касается, то я, конечно, этой мудрости не понимаю, а кто утверждает обратное, тот лжет и говорит это для того, чтобы оклеветать меня. И вы не шумите, О мужи афиняне, даже если вам покажется, что я говорю несколько высокомерно; не свои слова буду я говорить, а сошлюсь на слова, для вас достоверные. Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта. Человек этот смолоду был и моим, и вашим приверженцем, разделял с вами изгнание и возвратился вместе с вами. И вы, конечно, знаете, каков был Херефонт, до чего он был неудержим во всем, что бы ни затевал. Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. И хотя сам он умер, но вот брат его засвидетельствует вам об этом. Посмотрите теперь, зачем я это говорю; ведь мое намерение - объяснить вам, откуда пошла клевета на меня. Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку - называть его по имени нет никакой надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я увидал, был одним из государственных людей, о мужи афиняне, - так вот, когда я к нему присмотрелся (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. Оттуда я пошел к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие.
Ну и после этого стал я уже ходить по порядку. Замечал я, что делаюсь ненавистным, огорчался этим и боялся этого, но в то же время мне казалось, что слова бога необходимо ставить выше всего. Итак, чтобы понять, что означает изречение бога, мне казалось необходимым пойти ко всем, которые слывут знающими что- либо. И, клянусь собакой, о мужи афиняне, уж вам-то я должен говорить правду, что я поистине испытал нечто в таком роде: те, что пользуются самою большою славой, показались мне, когда я исследовал дело по указанию бога, чуть ли не самыми бедными разумом, а другие, те, что считаются похуже, - более им одаренными. Но нужно мне рассказать вам о том, как я странствовал, точно я труд какой-то нес, и все это для того только, чтобы прорицание оказалось неопровергнутым. После государственных людей ходил я к поэтам, и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, чтобы на месте уличить себя в том, что я невежественнее, чем они. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими отработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться от них кое-чему. Стыдно мне, о мужи, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Ну да, одним словом, чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят . Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было. Ушел я и оттуда, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей. Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю, ну а уж про этих мне было известно, что я найду их знающими много хорошего. И в этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не знал, и этим были мудрее меня. Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была; так что, возвращаясь к изречению, я спрашивал сам себя, что бы я для себя предпочел, оставаться ли мне так, как есть, не будущий ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или, как они, быть и тем и другим. И я отвечал самому себе и оракулу, что для меня выгоднее оставаться как есть.
Вот от этого самого исследования, о мужи афиняне, с одной стороны, многие меня возненавидели, притом как нельзя сильнее и глубже, отчего произошло и множество клевет, а с другой стороны, начали мне давать это название мудреца, потому что присутствующие каждый раз думают, что сам я мудр в том, относительно чего я отрицаю мудрость другого. А на самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается Бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость. Ну и что меня касается, то я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать Бога и показываю этому человеку, что он не мудр. И благодаря этой работе не было у меня досуга сделать что-нибудь достойное упоминания ни для города, ни для домашнего дела, но через эту службу богу пребываю я в крайней бедности.
Кроме того, следующие за мною по собственному почину молодые люди, у которых всего больше досуга, сыновья самых богатых граждан, рады бывают послушать, как я испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь пытать других; ну и я полагаю, что они находят многое множество таких, которые думают, что они что-то знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки. От этого те, кого они испытывают, сердятся не на самих себя, а на меня и говорят, что есть какой-то Сократ, негоднейший человек, который развращает молодых людей. А когда спросят их, что он делает и чему он учит, то они не знают, что сказать, но, чтобы скрыть свое затруднение, говорят то, что вообще принято говорить обо всех любителях мудрости: он-де занимается тем, что в небесах и под землею, богов не признает, ложь выдает за истину. А сказать правду, думаю, им не очень-то хочется, потому что тогда оказалось бы, что они только делают вид, будто что-то знают, а на деле ничего не знают. Ну а так как они, думается мне, честолюбивы, могущественны и многочисленны и говорят обо мне согласно и убедительно, то и переполнили ваши уши, клевеща на меня издавна и громко. От этого обрушились на меня и Мелет, и Анит, и Ликон: Мелет, негодуя за поэтов, Анит - за ремесленников, а Ликон - за риторов. Так что я удивился бы, как говорил вначале, если бы оказался способным опровергнуть перед вами в столь малое время столь великую клевету. Вот вам, о мужи афиняне, правда, как она есть, и говорю я вам без утайки, не умалчивая ни о важном, ни о пустяках. Хотя я, может быть, и знаю, что через это становлюсь ненавистным, но это и служит доказательством, что я сказал правду и что в этом-то и состоит клевета на меня и таковы именно ее причины.

Читайте также: