Как предоставление жилья нищим привело к катастрофе

Обновлено: 07.05.2024

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Какое жилье признается благоустроенным?

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Поучительная социальная катастрофа района для нищих "Прюит-Игоу", построенного в середина XX века в Сент-Луисе штата Миссури, США.

У человека должен быть собственный дом – эту мысль сложно назвать оригинальной. Еще жители древних Афин пытались решить проблему с поселением неимущих - и справедливости ради стоит отметить, что с тех пор проблема так и не решена. Лишь в ХХ веке, когда Европу и мир захлестнул социализм большинство стран зафиксировало в Конституциях право каждого гражданина на жилье. Реализация этого права – отдельный разговор. Без ошибок, курьезов и откровенных просчетов здесь не обошлось.

Первыми массово строить жилье для бедных за счет государства начали в США, когда социализм увлек правящую элиту страны. Подобные программы в этой стране стартовали еще в XIX веке, но в полной мере к делу приступили только после Великой депрессии. Рузвельтовский "Новый курс" акцентировал особое внимание на возведении социального жилья. Первые несколько сотен тысяч "квадратов" социальных домов предоставили беднякам уже в 30-х годах. Арендная плата за такое жилье была символической.

Район для нищих Pruitt Igoe - так все начиналось

Район для нищих Pruitt Igoe - так все начиналось

Стоит отметить, что социальное жилье было весьма привлекательным. Оно представляло собой ряд одноквартирных небольших коттеджей на 3-4 комнаты, с ванной и всеми коммуникациями, и даже с задним двором и палисадником. Стоимость жилья была копеечная. Чтобы получить право на такое жилье, нужно было доказать свою полнейшую нищету. Можно только представить, как завидовали беднякам низкооплачиваемые работники – они оказались слишком БОГАТЫМИ для получения права на социальное жилье. Результат получился спорным: простой шахтер вынужден был платить серьезную сумму за аренду бедной тесной квартиры, а безработный жил в уютном коттедже (а некоторые говорят, что социализм справедлив).

Социализм придумал злой гений

Так продолжалось еще долго: социальное жилье в США было гораздо комфортнее другой жилой недвижимости. Естественно, с годами выяснилось, что на всех бедняков коттеджей не хватит. Поэтому в начале 50-х годов, когда по миру распространялся социализм, власти США решили отказаться от строительства таунхаусов и коттеджей. Началось строительство больших жилых комплексов – целых районов с полной инфраструктурой: магазинами, больницами, школами. Основой районов стали высотные дома с недорогими квартирами – именно в них переселяли безработных и нищих из трущоб. Одним из самых известных районов стал "Прюит-Игоу", построенный в Сент-Луисе штата Миссури.

Торжественное открытие его состоялось в 1954 году. Новых жильцов ждали 33 дома на 11 этажей каждый, с разбитыми зелеными лужайками вокруг. В каждом доме были уютные и отлично оборудованные квартиры. В роли главного архитектора проекта выступил молодой перспективный специалист Ямасаки Минору. В работе он руководствовался принципами Ле Корбюзье: комфорт, функциональность, современный подход.

Минору Ямасаки архитектор приюта Pruitt Igoe

Минору Ямасаки архитектор приюта Pruitt Igoe

Первые этажи всех домов были предназначены под совместные нужды: там располагались чуланы, хранилища для велосипедов, прачечные. На каждом этаже архитектор предусмотрел широкую и длинную галерею, которая, по замыслу автора, предназначалась для комфортного общения жильцов. Ожидалось, что здесь будут проводить вечеринки, играть дети в непогоду. Все, как обещает социализм.

Накануне запуска проекта в Миссури сделали первые шаги к толерантности: было разрешено совместное проживание белых и черных. Новый комплекс должен был стать символом единения, терпимости и благоденствия всех американцев. Название района "Прюит Игоу" - посвящение чернокожему пилоту Оливеру Прюиту (герою Второй мировой) и белому члену Конгресса от штата Миссури Уильяму Игоу.

Изгнание из рая социализма

Бальзак в свое время написал: "Бедность заразна", однако эти слова были неизвестны авторам амбициозного социального проекта – либо же они отнеслись к ним слишком легкомысленно. Традиционное американское общество уже тогда было наполнено левыми идеями. Все "прогрессивные" люди смотрели на социализм, как следующий шаг эволюции человечества. Многие образованные американцы предполагали: бедный человека является жертвой беспринципного мира капитализма. Общество заново осваивало для себя простые истины: накорми того, кто голоден, приюти того, кто не имеет крыши над головой. Правильный подход, не так ли?

ХХ век стал столетием глобальных социальных преобразований, и его история показала: эти прекрасные простые истины нужно внедрять, только как следует перед этим подумав. После того, как в новые квартиры комплекса "Прюит Игоу" поселились одинокие матери, бедные старушки, студенты из нищих семей и многие другие малоимущие, выяснилось немало неприятных фактов. Оказалось, что безработные алкоголики и матери-одиночки иногда взращивают полных маргиналов, а старушки лучше уйдут жить в богадельню, чем будут делить кров с полубезумными пьющими сыночками. Студенткам не очень-то по душе был риск изнасилования прямо в лифте, а студентам не хочется терять зубы, попадая случайно в очередную драку в подъезде.

Белые покинули свои квартиры в течение первых же лет. Почти 99% населения комплекса составили чернокожие. При этом образованные и работающие афроамериканцы тоже предпочли не оставаться в новом месте: им претило стать очередными жертвами бесконечных разборок. Две школы, находящиеся на территории жилищного комплекса, очень быстро покинули все уважающие себя учителя. Остались только те, кто способны были выдержать открыто мастурбирующих или пьяных учеников на уроках.

Превращение в ад

Оказалось, что далеко не все современные бедняки являются жертвами обстоятельств. В большинстве случаев – это маргиналы, нежелающие работать и соблюдать правила приличия, уважать права других людей. Живя рассредоточено, среди более-менее успешных людей, бедняки нехотя, но подстраиваются под окружающую действительность, соблюдают законы, иногда даже приносят определенную социальную пользу. Но оказавшись в обществе себе подобных, они полностью утратили голову. Создать огромный квартал, состоящий из маргиналов, было откровенно идиотским решением.

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Нескольких месяцев хватило, чтобы комплекс превратился в "государство", состоящее из преступников и опущенных на дно личностей. Здесь жили "по понятиям", воспринимали работающих людей как конченных, а безбашенных преступников считали авторитетами. Социализм в действии. Через 5 лет только 15% владельцев квартир вносили минимальную плату, необходимую для поставок воды и электричества, вывоза мусора, элементарных ремонтных работ. Еще через 5 лет количество плательщиков сократилось до 2%.


Район для нищих Pruitt Igoe - запустение в домах

Социальный рай превратился в гетто – причем, одно из самых страшных в США. Архитекторская находка – галереи – стадии местом массовых драк. В галереях буквально жили подростковые банды. Света не было: даже если коммунальщики и отваживались вкручивать лампочки, их разбивали в первые же минуты. Пока лифты еще ездили, они ставали местами групповых изнасилований – издевательства над несчастными жертвами иногда продолжались часами, и крики девушек разносились на весь дом.

Полицейские являлись на вызовы только днем: все участки официально отказались от ночных вызовов, боясь потерять людей. Только в редких случаях на штурм одного из домов приезжал спецназ – если удавалось "накрыть" всю банду целиком. Днем жильцам с низким авторитетом в этом ужасном криминальном мире еще можно было выйти на улицу. Ночью это было равно смерти. Социализм жил на отдельно взятой площади.

Бесславный конец и тяжелые последствия

Именно в годы существования этого жилого квартала Сент-Луис вошел в тройку самых опасных городов США (и до сих пор находится в ней). В середине 60-х некогда красивый жилой район превратился в идеальное место для съемок фильмов ужаса: выбитые окна в фасадах, горы мусора (дворники уже несколько лет не обслуживали комплекс), похабные граффити повсюду, темные коридоры (в крайнем случае – тускло освещаемые фонарями, защищенными металлической сеткой). В этом районе оседало 75% наркотрафика города, поэтому совершенной обыденностью являлись скрюченные в подъездах тела: кто-то под кайфом, а кто-то давно мертв.

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Даже проституток не прельщал этот район – он был слишком опасным для их практики. Проституцией, по статистике, занималась каждая третья жительница комплекса, но для этого они ходили работать в респектабельные районы города. Полицейская статистика располагает еще одним интересным фактом: каждый второй житель "Прюит Игоу" был судимым. Правда социализм нам говорит, что воры и убийцы - "социально близкие элементы общества".

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение на улицах

Район источал зловония: они только усилились после прорыва канализации в одном из домов: здание тогда было залито нечистотами от подвала до самой крыши. Создатель "Прюит Игоу" давно вычеркнул этот квартал из своего резюме, хотя когда-то считал, что проект сделает его всемирно известным. Ему сложно было признаваться, что он стал одним из создателей ада – точнее его полноправного филиала на земле. В 1970 году жилой комплекс официально признали зоной бедствия. И здесь было хуже, чем при наводнении, торнадо или пожаре. Городская администрация не признала эффективным ни одно решение о спасении района и его жителей.

Район для нищих Pruitt Igoe - запустение в домах

Большинство коммуникаций были разрушены и продолжали рушиться, а ремонтировать их с учетом понятных особенностей никто не собирался. Власти пришли к единственному приемлемому выходу. Началось расселение жильцов: их направляли в другое социальное жилье, представляющее собой небольшие дома в благополучных районах. После выселения начался совместный рейд армии и полиции: в пустых домах отлавливали бомжей и наркоманов. После зачистки дом оцепляли и взрывали.

Район для нищих Pruitt Igoe - долгожданный снос

Район для нищих Pruitt Igoe - долгожданный снос

Два года спустя район представлял собой ряд котлованов, доверху забитых строительным мусором, над которыми в спешном порядке высеяли траву и полевые цветы. Городская власть до сих пор решает проблему с выходцами из бывшего жилого комплекса: это тысячи убийц и десятки банд. Это отморозки, с детства привыкшие жить во враждебном мире, так и не приспособившиеся к другим условиям. Социализм в действии не оправдал своих надежд.

Проблема этого и других районов заставила всех носителей левых идей задуматься о правильности своих действий. Оказывается, деньги и блага не способны улучшить существование людей, которые выкинуты на обочину жизни по разным причинам. Даже обязательное и бесплатное образование не способно решить проблему. Истребить дух трущоб может только постоянное давление носителей культурной парадигмы – но чтобы добиться эффективности в этом случае, нужно сменить несколько поколений.

Америка могла быть совсем другой, если бы успешно закончился жуткий эксперимент по застройке спальных районов в стиле советского многоэтажья. Вот почему в США так и нет своего Бирюлева, Митина или Шувалово-Озерок.

Текст: Матвей Вологжанин

Мысль о том, что любой человек должен где-то жить, трудно назвать новой. Еще древние афиняне мучительно решали проблемы с жильем для неимущих, и, надо признать, с тех пор человечество не так уж сильно продвинулось в данном вопросе. Только в XX веке, на фоне стремительного роста населения, право каждого на крышу над головой было зафиксировано в большинстве Конституций. И, как водится, не обошлось без множества приключений.

Надо сказать, что домики у Рузвельта получились весьма славные. Это были одноквартирные коттеджики на три-четыре комнаты, с палисадничком и задним двором, с горячей водой и ванной. Стоили они сущие копейки. Для получения права на аренду социального жилья семейству нужно было представить доказательства своей полной нищеты. Мелкие клерки и хорошо оплачиваемые рабочие рыдали кровавыми слезами: они были слишком богаты, чтобы там жить! И в результате служащий или шахтер платили в два раза больше за раздолбанную квартиру с одной раковиной на этаже, а безработный в это время нежился в горячей ванне.

Еще очень долго социальное жилье в США в среднем было гораздо лучше и качественнее жилья коммерческого. Но, конечно, на всех бедняков коттеджиков все равно не хватало. Поэтому в конце 40-х — начале 50-х годов от коттеджей и таунхаусов отказались. Государство стало строить огромные комплексы социального жилья — целые районы со своей инфраструктурой: дорогами, больницами, школами, магазинами и, разумеется, высотными домами с удобными и дешевыми квартирами, куда и стали переселять бедняг из трущоб.

Хотели как лучше

Обошлась вся эта затея Сент-Луису в 36 миллионов долларов — гигантские средства по тем временам (смело можно умножить на двадцать, чтобы понять порядок затрат).

И в 1954 году тысячи бедных семей из разных трущоб Сент-Луиса въехали в новые прекрасные квартиры. Квартплата была смехотворной. Никакой прибыли, естественно, от проекта не ждали, поэтому жильцы платили только за коммунальные услуги, да и то с серь­езной скидкой.

Накорми голодного, одень раздетого, дай крышу над головой бездомному — разве эти правила не должны быть обязательны для каждого порядочного человека? История второй половины XX века, века великих социальных преобразований, показала, что эти замечательные правила нужно применять, только предварительно как следует подумав.

Образованные и хоть что-то зарабатывающие чернокожие, впрочем, тоже предпочли там не задерживаться — их расовой солидарности хватало до первых двух мордобоев в подъезде.

Из двух районных школ, к территории которых относился комплекс, вскоре уволились почти все толковые учителя. Тяжело рассуждать про Гамлета и квадратные корни, когда твои ученики в эстетических целях открыто мастурбируют на передней парте.

Уже на пятый год существования комплекса лишь 15% жильцов вносили ту минимальную арендную плату, которая была необходима для проведения ремонта, вывоза мусора, поставок элект­ричества и воды. Еще через пять лет количество платящих сократилось до 2%.

Жильцов начинают расселять, направляя их в другое социальное жилье — обычно это один-два небольших дома в относительно приличных районах. Потом полиция и армия проводят рейд по выселенной башне, отлавливая там бомжей и наркоманов, башню оцепляет кордон, и ее взрывают.

Именно проблемы комплексов социального жилья заставили благополучных филантропов понять, что только деньгами и прочими благами нельзя сделать лучше существование людей, так или иначе выкинутых из культурной жизни. Даже обязательное всеобщее образование не является панацеей. И только постоянным контактом с носителями иной культурной парадигмы можно истребить дух трущоб, да и то процесс этот будет медленным, растянутым на несколько поколений.

В Узбекистане началась своеобразная реновация столицы. Проблема сноса коснулась многих людей. Скоро хокимият должен предоставить концепцию нового генплана города Ташкента.

Корреспонденты издания РБК опубликовали специальную статью о том, как в мире решали проблему устаревшего жилья. В настоящее время проблема сноса также актуальна в России.

Реновация центральных районов Пекина. Предпосылки

К концу 1980-х годов значительная часть жилых строений в центре китайской столицы оказалась в удручающем состоянии, так как долгое время пошлина на обслуживание зданий и рента были крайне низкими. Уровень жизни населения также оставлял желать лучшего: в 1985 году более половины семей в Пекине не имело своей кухни, более 60% - личного туалета, и только у половины был доступ к водопроводу в доме. На человека приходилось в среднем 8,7 кв. м жилплощади. Особенно остро жилищная проблема стояла в центральных районах.


Фото: Greg Baker / AP

Реновация центральных районов Пекина. Процесс

В 1987-1990 годах городские власти провели пилотную программу реновации в нескольких центральных кварталах, а в 1990-м запустили полномасштабную программу сноса и перестройки ветхих зданий в центре. На освобожденных участках планировалось построить многоквартирные дома и здания коммерческого назначения. Основной задачей было привлечение девелоперов для финансирования и реализации проектов по реновации. Была открыта специальная служба, которая занималась воплощением и поддержкой программы со стороны властей. Муниципалитет также выделил на займы четырем районам с наиболее сложной ситуацией 200 млн юаней (около 37 млн долларов США по курсу 1991 года), а девелоперы получили налоговые льготы.

Проведению программы способствовала реформа землепользования конца 1980-х годов, которая создала условия для частных инвестиций: было разрешено проводить операции с правами на землю. Кроме того, местные власти в ходе финансовой реформы получили возможность продавать права на землепользование, что обеспечило им дополнительный доход для инвестирования в инфраструктуру.


Фото: Brent Lewin / Bloomberg

Реновация центральных районов Пекина. Последствия

Перестройку проводили целыми кварталами, где большинство зданий было признано ветхими. Сначала было проведено исследование, которое показало, что реновации требуют помещения общей площадью 16,12 млн кв. м. На первом этапе программы, который разделили на четыре подэтапа, были реконструированы кварталы, где на жилой площади 7,25 млн кв. м проживали 710 тыс. человек. После реконструкции построенная площадь на этой территории составила 15,6 млн кв. м, в том числе 11 млн кв. м жилой площади. К концу 1999 года было переселено более 160 тыс. семей, причем 43,8% из них получили новое жилье в других районах. В 2001–2005 годах сообщалось, что еще 340 тыс. семей ожидают переселения.


Фото: Scherl / Global Look Press

Программа расселения ветхого жилья в США. Предпосылки

После Великой депрессии и Второй мировой войны остро встала проблема расселения трущобного жилья и перепланировки крупных американских городов. Эти меры были необходимы для ускорения экономического роста. Проблема фигурировала в программе обеих партий на выборах 1948 года.


Фото: Bill Chaplis / AP

Программа расселения ветхого жилья в США. Процесс

Масштабная программа была начата в середине XX века с принятием закона о жилье 1949 года. Он предусматривал выделение городским властям грантов, которые составляли до 60–75% от чистой прибыли проектов городской перестройки (стоимость покупки земли, расселения и сноса строений минус прибыль от продажи расчищенных для строительства площадей). Кроме того, закон предоставил государственную страховую поддержку ипотечному рынку.

Было создано агентство, получившее право заниматься модернизацией жилищного фонда: оно определяло участок, требующий реновации, проводило общественные слушания, получало одобрение от местных и федеральных властей на создание проекта модернизации. На реализацию одного проекта уходило по несколько лет. К 1966 году расчистили или получили разрешение на расчистку более 400 тыс. строений на совокупной площади более 230 кв. км, где проживало более 300 тыс. семей. Расчищенную площадь планировалось использовать под жилищную застройку (35%), уличные пространства и шоссе (27%), промышленное (15%) и коммерческое (13%) строительство, а также под государственные нужды (11%). До 1974 года, когда прекратилось финансирование по этой программе, на более 2,1 тыс. проектов реновации было выделено около 51 млрд долларов грантов (в ценах 2007 года), а также меньшие суммы на сопутствующие проекты.


Фото: Global Look Press

Программа расселения ветхого жилья в США. Результат

Программа оказалась крайне противоречивой и вызвала много разногласий в обществе. Отмечалось, что она затронула только беднейшие слои населения, привела к злоупотреблениям при лишении прав собственности, разрушению целостных городских систем, потери исторического облика районов.

В результате реализации программы многие города были реструктурированы, изменились рынок недвижимости и социальная структура поселений. Экономические последствия до сих пор исследуются.


Фото: Global Look Press

Строительство нового жилья в Бразилии. Предпосылки

По данным на начало 2010 года, в Бразилии насчитывалось более 6,3 тыс. фавел, где проживало около 6% населения страны. На тот момент 7 млн бразильских семей нуждались в улучшении жилищных условий. Необходимость строительства нового жилья обосновывалась и высокой урбанизацией Бразилии, где 85% населения проживает в городах, а также необходимостью развития строительной отрасли. Еще одной особенностью фавел был высокий уровень преступности, с которой предполагалось бороться в том числе с помощью строительства новых жилых кварталов.


Фото: Bruno Domingos / Reuters

Строительство нового жилья в Бразилии. Процесс

Незадолго до отставки президента Дилмы Русефф сообщалось о планах потратить на строительство жилья еще более $60 млрд, хотя фактически процесс был парализован еще с середины 2015 года из-за нехватки средств. Новые власти заявили о намерении продолжить программу, значительно сократив финансирование и сделав ее более адресной.


Фото: Ricardo Moraes / Reuters

Строительство нового жилья в Бразилии. Результат

По данным на апрель 2017 года, за последние 12 месяцев более 80% от всего введенного в стране жилья приходилось на долю Minha Casa, Minha Vida. Кроме мер по строительству новых кварталов с 2008 года в фавелах шла активная борьба с организованной преступностью, уровень которой удалось значительно снизить в результате проведения нескольких специальных операций.

Программу постоянно критиковали за непрозрачность схем и коррупцию, еще одним поводом стало качество возводимого жилья. Согласно данным опросов только 10% жителей Рио-де-Жанейро, второго по величине города Бразилии, поддерживали Minha Casa, Minha Vida. Горожане жаловались на небольшие размеры квартир, отсутствие необходимой инфраструктуры и удаленность новых жилых кварталов. Однако, несмотря на все проблемы, согласно оценкам экспертов строительство новых домов значительно снизило число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Переселение наиболее бедных слоев населения из фавел привело к началу реконструкции самих фавел, которые в большинстве своем расположены в живописных районах вблизи моря. Проведение Кубка мира по футболу и летних Олимпийских игр также способствовало росту интереса среднего класса к этим районам и строительству здесь крупных гостиничных комплексов.


Фото: Edwin Reichert / AP

Реконструкция городов в Восточной Германии. Предпосылки

После воссоединения Германия столкнулась с проблемой морального устаревания типовой крупнопанельной застройки, которая получила развитие в ГДР в XX веке. Дома требовали больших затрат на обслуживание, в них были устаревшие системы отопления, не было лифтов. Кроме того, реструктуризация экономики и демографические изменения спровоцировали убыль населения в городах. В результате к началу XXI века в Восточной Германии насчитывалось около 1 млн заброшенных зданий, что составляло около 13% жилищного фонда.


Фото: Samot / Global Look Press

Реконструкция городов в Восточной Германии. Процесс

В 2002 году власти Германии запустили программу финансовой поддержки городской перестройки в новых федеральных землях, впоследствии подобная была запущена и в Западной Германии. Основной целью ставились сокращение лишних площадей и реконструкция застройки для улучшения условий жизни. Снос заброшенных зданий осуществлялся за счет федерального и земельного бюджетов, в финансировании реконструкции зданий участвовали и городские власти.

В 2002–2013 годах на финансирование программы было выделено €2,7 млрд, а на 2014 и 2015 годы федеральное правительство выделило по 128 млн евро из федерального бюджета.


Фото: Klaus Wagenhäuser / Global Look Press

Реконструкция городов в Восточной Германии. Результат

В программах реконструкции городов Западной и Восточной Германии приняли участие 494 восточных и 530 западных городов и муниципальных образований. В 2016 году власти провели исследование, подтвердившее успешность обеих программ, а в 2017 году планируется их объединение.

Программу реконструкции критиковали в первую очередь за то, что на практике она оказалась направлена скорее на снос пустующих зданий, нежели на восстановление старых. В 2010 году одним из приоритетных ее направлений сделали восстановление домов, построенных до 1949 года.

Читайте также: