Как вернуть деньги за отопление через госуслуги

Обновлено: 30.06.2024

Что такое исковая давность и какой у неё срок?

Исковая давность — срок, в течение которого тот, чьи права нарушены, может обратиться в суд, чтобы защитить себя. По ст. 195 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности составляет 3 года.

Для долгов по услугам ЖКХ нет особых законов и особых сроков, то есть для них исковая давность тоже составляет 3 года. Это не значит, что как только долгу исполнилось 3 года, то управляющая компания спишет его, перестанет начислять неустойку и потеряет право обращаться в суд. В законах нет указания на то, что старые долги можно списывать во внесудебном порядке.

В квитанции могут числиться долги за любой срок, даже более 3-х лет, а управляющая компания может подать в суд, чтобы их взыскать. Тогда ответчику, то есть должнику, придётся доказывать, что срок исковой давности истёк.

Без ходатайства о пропуске срока исковой давности суд не будет принимать это во внимание и взыщет долги полностью.

Итак, по п. 2 ст. 196 ГК РФ долги за услуги ЖКХ списываются в связи истечением срока давности только в том случае, если в ходе судебного разбирательства должник заявил о пропуске этого срока. Если же заявления не было, то суд вправе взыскать задолженность полностью, если срок давности не превышает 10 лет.

Кроме этого надо доказать, что долги не были признаны. Об этом мы поговорим дальше.

Не всегда 3 года можно зачесть в срок исковой давности

Применительно к списанию долгов ЖКХ по исковой давности есть несколько особенностей.

Это не единоразовые платежи, а ежемесячные, поэтому исковая давность рассматривается по каждой квитанции в отдельности. Например, на данный момент есть 40 неоплаченных квитанций. Это 3 года и 4 месяца. Получается, что за пределами срока исковой давности только 4 квитанции. Пройдёт ещё месяц, и их станет 5.

  • частичная оплата долга. Даже сотня рублей, внесённая на счёт, будет считаться признанием долга;
  • подписано соглашение о реструктуризации долга;
  • подано заявление об отсрочке долга.

Пример из жизни

В качестве примера приведём историю. В 2016 году у женщины умер муж. Она вступила в наследство, живёт в его квартире и все 3 с лишним года исправно платит за коммунальные услуги. Но, сделав сверку по лицевому счёту, узнаёт, что за квартирой числится долг 50 000 рублей, поскольку муж не платил за ЖКХ. Вопрос: применим ли срок исковой давности?

Как выяснилось, покойный муж всё-таки платил за коммунальные услуги. Каждый месяц до самой смерти он вносил немного денег. Чтобы понять, можно ли списать хотя бы часть долгов, надо видеть документы от управляющей компании и понять, какие квитанции оплачены, какие нет. Поступавшие деньги управляющая компания могла распределять как угодно: на старые долги, на новые долги или перемежать их.

Верховный суд о признании долгов

Сложность опять же в том, что платежи ЖКХ периодические. Например, должник оплатил одну квитанцию частично, другую полностью, третью не оплатил, а управляющая компания считает долг в целом. В этом случае надо руководствоваться пояснениями Верховного суда:

В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам)

Напоминаем: в отношении долгов за коммунальные услуги надо рассматривать каждую квитанцию в отдельности.

Чтобы во время судебных разбирательств не возникало проблем, при оплате услуг ЖКХ необходимо указывать период, за который вносится оплата. ВС РФ поясняет:

Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса)

Как подать заявление о списании долгов?

Долги за услуги ЖКХ до 500 тыс. рублей управляющая компания может взыскивать в порядке выдачи судебного приказа. То есть, решение по нему выносится в течение 5 дней и не требует присутствия ответчика.

Копия приказа высылается ответчику почтой, а он в течение 10 дней может его обжаловать.

Допустим, УК взыскала старые долги, но вы считаете, что по ним уже истёк срок давности. В течение 10 дней с момента получения копии приказа надо обратиться в суд, чтобы его отменить.

С приказом не согласен. Фото: express-k.kz

После дело будет рассматриваться повторно в обычном исковом производстве с участием обеих сторон процесса. Каждая приведёт свои доводы.

По закону судья не может уведомить стороны о существовании срока исковой давности, поэтому этот вопрос надо держать под личным контролем. Ходатайство о применении сроков исковой давности должник может подать в любой период: во время подготовки слушания, прений или апелляции.

Судебная практика по применению срока исковой давности за долги ЖКХ есть, и есть случаи, когда должник выигрывает. Основная проблема — доказать, что задолженность не была признана.

Пропуск срока исковой давности ничего не значит

В вопросе списания долгов ЖКХ есть правовая коллизия. Предположим, что суд применил срок исковой давности по отношению к части долгов неплательщика. То есть, по ним не было взыскания. Однако, никто не запрещает управляющим компаниям включать эту сумму в платёжки и считать, что долг есть.

Получается следующее: суд предписал должнику выплатить УК деньги за три года, а остальные признал не подлежащими взысканию. Человек рассчитался с УК по решению суда, но по-прежнему числится должником.

Он не может продать квартиру без погашения долга или получить социальные льготы. Судебные разбирательства не помогут, поскольку нет законодательной базы, которая бы заставляла УК списывать старые долги.

Решить проблему поможет законопроект, который обяжет признавать долги безнадёжными, если суд их отнёс к истёкшему сроку давности, но его пока не приняли.

Днем поступления заявления при личном обращении в управление, учреждение, центр, либо МФЦ считается день подачи заявления с приложением документов, предусмотренных пунктом 10 Регламента.

Гражданин Российской Федерации

Заявителями на получение государственной услуги (далее - заявители) являются граждане, проживающие в Тюменской области:

2.1. в части возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг:

а) инвалиды войны;

б) участники Великой Отечественной войны;

в) бывшие несовершеннолетних узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

г) ветераны боевых действий;

д) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

е) члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий;

ж) члены семьи погибшего в Великой Отечественной войне лица из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, работники госпиталей и больниц города Ленинграда;

з) члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;

и) инвалиды, а также семьи, имеющие детей-инвалидов, включая детей-инвалидов, являющихся сиротами или оставшимися без попечения родителей, находящиеся в семьях граждан;

к) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

л) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы или аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

м) участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения или аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

н) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);

о) лиц а , удостоенны е звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и полны е кавалер ы ордена Славы;

п)лиц а , удостоенны е звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полны е кавалер ы ордена Трудовой Славы;

р) ветераны труда, достигшие возраста 60 лет мужчины и 55 лет женщины;

с) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

т) участники вооруженных конфликтов;

у) многодетны е сем ьи , имеющи е среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Тюменской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за возмещением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - многодетные семьи);

ф) граждане, работающие в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), пенсионеры из числа указанных граждан, совместно проживавшие супруги умерших пенсионеров из числа указанных граждан, в отношении которых соответствующие меры социальной поддержки предусмотрены Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" либо которым на день вступления в силу вышеуказанного Закона фактически предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на основании инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР "О Методических указаниях по планированию расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов" от 23.11.1978 N 1-165-и;

х) работники организаций культуры, находящихся в ведении Тюменской области, и муниципальных организаций культуры в Тюменской области, работающие в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), а также проживающие в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках) пенсионеры из числа работников организаций культуры, проработавших не менее 10 лет в организациях культуры, расположенных в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках);

ц) члены семьи инвалида, совместно с ним проживающие.

Факт проживания граждан, относящихся к категориям, указанным в настоящем пункте , в Тюменской области подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Тюменской области.

В случае если граждане, относящиеся к категориям, указанным в настоящем пункте, не имеют регистрацию по месту жительства в Тюменской области, но фактически проживают в Тюменской области, факт проживания в Тюменской области подтверждается документами, перечисленными в подпункте "б" пункта 1 0. 1 и подпункте "л" пункта 12.1 Р егламента .

2. 1 .1. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг категориям граждан, указанным в подпункте "у" пункта 2.1 Р егламента , осуществляется в отношении семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Право на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении категорий граждан, указанных в подпункте "у" пункта 2.1 Р егламента , определяется без учета детей:

а) в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах;

б) которые переданы на воспитание опекуну, попечителю, патронатному воспитателю, в приемную семью;

в) находящихся на полном государственном обеспечении, за исключением детей в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище".

Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг категориям граждан, указанным в подпункте "у" пункта 2.1 Р егламента , не предоставляется, если в собственности заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи имеется два и более жилых помещения, за исключением случаев, когда у заявителя и (или) совместно проживающих членов семьи имеются в собственности доли в жилом помещении и сособственники данного жилого помещения не являются совместно проживающими членами семьи заявителя, случаев, когда у заявителя и (или) совместно проживающих членов многодетной семьи два и более жилых помещения оформлены в собственность после их предоставления по договорам социального найма с учетом социальной нормы на каждого члена семьи, а также случаев, когда жилое помещение приобретено или оформлено в собственность после его предоставления по договорам социального найма в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, при котором совместное проживание членов семьи невозможно.

Лица, указанные в пункте 2.1 Регламента, могут участвовать в отношениях по получению государственной услуги через законного ( уполномоченного) представителя (далее - представитель). При этом личное участие заявителей не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает заявителей права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.

Лица, указанные в пункте 2.1 Регламента, могут участвовать в отношениях по получению государственной услуги по возмещению расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи в случае неполучения аналогичной меры социальной поддержки по оплате жилья по месту жительства (в случае обращения за назначением возмещения по месту проживания).

Возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении категорий граждан, указанных пункте 2.1 Регламента , осуществляется в объеме, установленном федеральными законами и иными правовыми актами, законами Тюменской области и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, которыми предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки.

В случае если гражданин относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 2.1 Р егламента , возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется по одной категории по выбору гражданина.

В случае если гражданин, является собственником нескольких жилых помещений, расположенных в Тюменской области, возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в отношении одного жилого помещения по выбору гражданина.

Возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении категорий граждан, указанных в подпункте "х" пункта 2.1 Регламента, осуществляется в части услуг и в объеме, установленных статьей 28 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области".

Возмещение соответствующих расходов распространяется на совместно проживающих членов семьи граждан, указанных в пункте 2.1 Регламента , если это предусмотрено федеральными или региональными нормативными правовыми актами.

Вред на здоровье человека оказывает как холод, так и жара

Возврат средств, уплаченных за услуги ЖКХ – сложная и запутанная процедура. Собственнику жилплощади нужно знать нюансы законодательства, чтобы выйти победителем в споре с коммунальными организациями. Наибольшие вопросы вызывают начисления за тепло в квартирах. Граждане не могут добиться ответа от УК и теплосетей о причине наличия в квитке конкретной суммы. В статье будет подробно рассказано о том, как вернуть деньги за отопление.

Когда средства можно потребовать назад?

Уполномоченные службы при поставке ресурсов руководствуются нормами безопасности и стандартами. Обеспечение жилья теплом осуществляется согласно требованиям, при нарушении которых потребитель вправе сформировать претензию. Согласно СанПиН оптимальный температурный режим в квартире соответствует следующему диапазону: +20°C - +22°C ± 2°C. Это означает, что прогрев площадей, в пределах которых постоянно пребывает гражданин должен достигать не менее 18°C и не более 24°C.

Помимо этого, существующие нормативы устанавливают допустимые перепады обогрева жилья в ночное время и днем. Так, снижение температуры с 00:00 до 05:00 допускается на 3°C, а с 05:00 до 00:00 не допускается вообще. Превышение в обоих случаях может составлять 4°C. При выявлении нарушений почасовая оплата в период несоответствия значений принятым нормам может быть уменьшена на 0,15%.

Граждане, чьи квадратные метры отапливаются недостаточно или излишне могут предпринять несколько вариантов действий. К таковым относится попытка мирного решения проблемы и судебные тяжбы. Однако эксперты рекомендуют идти по порядку. В таком случае у суда не возникнет вопросов относительно попыток досудебного урегулирования конфликтной ситуации.

Попытка мирного урегулирования спора

При обнаружении фактов значительных перепадов температурного режима в помещениях вначале рекомендуется решать вопрос посредством уведомления уполномоченных структур. Претензия составляется в свободной письменной форме в адрес домоуправляющей компании. Текст должен содержать краткую, но емкую информацию о причине жалобы и требования. Документ составляется в деловом стиле. Особый упор нужно делать на то, что потребитель получает некачественные услуги, а платит согласно установленному тарифу. Коммунальщики обязаны учесть поступившие сведения и провести проверку.

Важно! По сути, обращение в УК является соблюдением порядка подачи жалоб. Добиться результата в самом начале практически никогда не удается. Однако на руках у собственника будет ответ от структуры, который понадобится в процессе дальнейших разбирательств.

Получив ответ или не дождавшись такового заинтересованное лицо должно сформировать обращение в местную администрацию. Жильцам потребуется донести до властей сведения о холоде или жаре в квартире. Кроме того, к документу нужно приложить переписку с УК и указать, что последняя бездействует. Отраслевой орган при администрации обязан провести проверку фактов, изложенных в жалобе и сформировать отчет. В акт будет включена информация о погодных условиях, степени исправности общедомового оборудования и сетей, а также наличие дефектов. Указанные действия жильцов также не гарантируют конечного результата. Если в квартире по-прежнему холодно или жарко, то гражданам придется составлять исковое заявление и идти в суд.

Как обратиться в администрацию муниципального образования?

Что нужно знать о судебном процессе?

Суд рассматривает иск только в том случае, если гражданами соблюден досудебный порядок урегулирования спора. После обращения к домоуправляющей компании и администрации муниципалитета потребуется заявить о нарушениях в Жилинспекцию и Роспотребнадзор.

Жилищный надзорный орган, получив жалобу, также обязан собрать комиссию и провести всестороннюю проверку многоквартирного дома. При обнаружении существенных недостатков, влияющих на значительные отклонения систем от стандартного режима работы в адрес УК выносится предписание об устранении проблем.

Роспотребнадзор работает по обращениям, ранее отработанным другими отраслевыми структурами. Последние должны оформить заключение, которое и будет рассматриваться органом. По итогам домоуправляющей организации могут грозить штрафные санкции согласно КоАП.

Первое, что нужно сделать при передаче документации в канцелярию судебной инстанции: иметь на руках правильно составленный иск. Документ формируется с учетом ст. 131 и 132 ГПК РФ. В соответствии со ст. 132 к заявлению требуется приложить акты, полученные в процессе досудебного разбирательства. В качестве последних выступают заявления в домоуправляющую структуру, результаты замеров, обращения в Роспотребнадзор, Жилинспекцию, квитанции об оплате отопления и др.

Таким образом, исковое заявление и прилагаемая к нему документация должны отражать суть проблемы, обоснование нарушений, допущенных организацией при обогреве жилья, ссылки на действующие НПА, в том числе на ЗоЗПП и требование. В тексте должна обязательно содержаться сумма, которую заявитель требует в качестве возмещения. Она и будет составлять цену иска. Кроме того, в рамках дела можно потребовать моральную компенсацию. Однако данная выплата не будет осуществлена, если суд не получит документальные доказательства о наличии проблем со здоровьем у жильца, вызванных отклонением температурного режима от нормы. Инстанция вправе удовлетворить указанные требования частично либо полностью.

Как правильно зафиксировать нарушения?

Перед тем как разрешать спор в зале судебного заседания лицу, проживающему в квартире с нарушением температурного режима, нужно запастись доказательствами чрезмерного или недостаточного прогрева помещений. Для этого рекомендуется осуществить следующие этапы:

Важно! Замеры должны проводиться не менее трех раз через 7 дней каждый. Акты необходимо составлять после каждой процедуры. В тексте указывается факт нарушений, в том числе по вине жильца.

Собственник также может стать виновником превышения температурных норм. Причиной этому становятся дополнительные батареи либо иные устройства, монтаж теплого пола. При отсутствии таковых владелец квадратных метров должен проследить, чтобы в документе указанные обстоятельства нашли отражение. Чтобы уберечь себя от бюрократических ошибок рекомендуется составить дополнительный акт. Самостоятельное проведение замеров в дальнейшем позволит отстоять свои интересы в суде. В бумаге отражается время, способ проведения измерений и оборудование, при помощи которого осуществлялись действия. Также нужно подкрепить документ двумя подписями свидетелей.

Данные правила соблюдается вне зависимости от климатических особенностей территорий страны и в равной степени действуют в Челябинске, Рязани, Пензе и в Севастополе. На практике собственники жилья часто выигрывают процесс, если на подготовительном этапе все сделали правильно.

Каков порядок действий

Существует общенародная инструкция, которая позволит вернуть плату за отопление. Данный способ был созда на основании опыта судебной практики, а также опыта конкретных людей. Порядок действий следующий:

Обратитесь в управляющую организацию и запросите показания общедомовых счетчиков за годы, за которые вы хотите сделать перерасчет. Сделайте акцент на том, что предоставленные данные должны быть заверены, так как возможно с ними вам придется пойти в суд.

В МОЭК можно обратиться за данными по тарифам, которые применяются к вашему дому. В некоторых случаях ЖК выставляет счет по завышенному тарифу, а в МОЭК платит по заниженному, в такой ситуации величина перерасчета будет гораздо более высокой.

В случае утери квитанций вы можете запросить справку в МФЦ по форме ЕИРЦ-21 за все необходимые годы.

Посчитайте величину перерасчета за все годы, за которые вы хотите его получить.

Перерасчет производится по формуле

Pi = Pk.пр. x Si / Sоб — Pfn.i.

Pk.пр — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за прошедший год;

Si — общая площадь вашей квартиры или вашего нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в ваше квартире или в вашем нежилом помещении за прошедший год.

Напишите заявление в УО и потребуйте выполнить перерасчет и выплатить штраф за выставление платежки с завышенными суммами в размере 50% от самой суммы завышения в соответствии с требованиями п.6, 7 ст. 157 Жилищного Кодекса.

В случае отказа управляющей организацией выплачивать штраф вы вправе обратиться в Жилищную инспекцию и в прокуратуру с требованием привлечь УО и выполнить предписания закона.

Если описанные выше пункты и способы не сработали, вы вправе обратиться в суд. Суд примет как индивидуальный, так и коллективный иск от всех соседей.

Заключение

Таким образом, вопрос возврата денег, уплаченных за отопление, относятся к категории сложных дел. Чаще всего дело доходит до суда. В этом случае нужно пройти процедуру досудебного обжалования начислений в связи с отклонениями обогрева жилых помещений от норматива. При правильном составлении иска и сборе полного пакета документов гражданин имеет все шансы на итоговый успех.

Вернуть деньги за отопление, если счет на оплату превышает ожидания и все мыслимые размеры, вполне возможно. Для этого потребуется запастись терпением и собрать доказательства, доказывающие неправомерные действия коммунальщиков. Основным моментом, указывающим на факт халатного выполнения обязанностей, считается нарушение норм и требований к качеству услуг, в частности, отопления. Что предпринять в подобной ситуации, следует рассмотреть подробнее.

Можно ли надеяться на возврат средств

Вернуть деньги за отопление

Коммунальные службы, как и прочие организации, обязаны предоставлять услуги согласно установленным правилам и нормам безопасности. В частности, подача тепловой энергии должна соответствовать определенным требованиям.

К сожалению, коммунальщики нередко довольно халатно относятся к выполнению обязанностей. Это чревато не просто ощущением дискомфорта в собственной квартире, но и проблемами со счетами, ежемесячно поступающими на адрес каждого человека.

Нередко, просматривая квитанцию, можно увидеть цифры никак не совпадающие с реальными начислениями. А иногда итоговая сумма вроде бы верна по факту, но при этом не выполнены требования к качеству самой услуги, за которую предложена столь высокая стоимость. Особенно это касается отопления.

Да, подобное возможно. Но решившись на борьбу со службами ЖКХ, стоит быть готовым к долгим спорам, разбирательствам, сбору доказательств, бумаг и прочим моментам. Маловероятно, что коммунальщики пойдут в такой ситуации навстречу. Скорее всего, вопрос потребуется решать в суде.

Требования к качеству отопления по закону

Требования к качеству отопления по закону

Первое, на что следует обратить внимание, это конкретные правила, правовые акты, нормы, в соответствии с которыми должна происходить подача тепловой энергии. Именно от них зависят показатели температуры в помещении, которая в этом случае выступает главным козырем для гражданина, решившего вернуть деньги за отопление.

Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года содержит полную информацию об условиях иправилах предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах. Если более конкретно, здесь наибольший интерес имеет Приложение 1 о требованиях к качеству услуг ЖКХ, в частности, раздел 6 об отоплении и подпункт 2 о подаче тепла в соответствии с нормативами.

Основные нормы по показателям температуры в отопительный сезон в жилых помещениях:

  • не ниже +18°C (для угловых помещений +20 °C);
  • для холодных районов с уличной температурой воздуха в течение 5 дней от -31 °C и ниже норма показателей термометров в квартирах — не меньше +20 °C (для угловых комнат +22 °C);
  • допускается превышение указанных значений на 4 °C, но не более;
  • возможно снижение температуры с 0.00 часов до 5.00 не более чем на 3 °C. С 5 утра и до 0.00 часов не допускается.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод — показатели температуры в квартире в зимний период должны находиться в пределах от +18 °C до +22 °C. Для холодных районов до +24 °C.

Санитарные нормы

Не стоит забывать и о санитарных нормах. В соответствии с Постановлением от 10 июня 2010 года под № 64, оптимальные показатели температуры в жилых помещениях +20 +22 °C. Допустимые — +18° +24° C. Проще говоря, в квартире, где температурный режим превышает +24 °C, находиться длительное время вредно для здоровья. И действительно, чем жарче в помещении, тем труднее дышать, общее состояние ухудшается.

Здесь имеет место прямое нарушение закона о защите прав потребителей, согласно которому любые услуги, предоставляемые населению и отдельным лицам, должны быть качественными и безопасными. Однако коммунальщики не только не обращают на это внимания, но еще и начисляют плату за отопление в соответствии с подачей тепла.

Мирное урегулирование

Мирное урегулирование

Прежде всего, вопрос стоит попытаться решить мирным путем. Для начала можно обратиться в управляющую компанию (УК) с претензией относительно некачественной подачи тепла и просьбой снизить температуру. Обычно коммунальщики приводят множество причин, почему подобное случилось. Предлагают варианты решения, но деньги возвращать не желают.

Еще один вариант — обращение в местную администрацию. Для этого можно использовать горячий телефон поддержки либо интернет-площадки, форумы, где граждане делятся и обсуждают подобные трудности. Власти следует уведомить о том, что подача отопления происходит с игнорированием требований и нарушением всех норм, при этом за услугу взимается плата.

Реакция со стороны соответствующей организации может заключаться в следующем — проводится проверка в присутствии заявителя, после чего от гражданина требуют подписать акт об исправности. Стоит ли говорить, что обычный человек вряд ли разберется в конструкции теплового пункта и именно на это коммунальщики надеются, полагая, что заявитель на этом успокоится. Однако останавливаться не стоит. Документ, конечно, можно подписать, указав, что квалификации для осмотра не имеется, а температура в квартире по-прежнему не соответствует нормам.

Дальнейшие действия властей могут заключаться в составлении отчета с результатами проверки, особенностями погодных условий, отметкой об отсутствии дефектов и соответствии температурным нормам. Если после этого улучшений не происходит, следует обращаться в суд.

Подготовка к суду

Прежде чем обращаться в судебную инстанцию, следует тщательно подготовиться к процессу. Здесь можно выделить несколько основных этапов.

Замер температуры в квартире

Согласно статье 161 Жилищного Кодекса за качество тепла и прочих услуг ответственна управляющая компания (УК), к которой прикреплен дом. Именно туда следует обращаться с требованием измерить показатели температуры в квартире и зафиксировать сведения документально.

Алгоритм таков:

  1. уведомление аварийной службы о проблемах с отоплением;
  2. фиксация Ф.И.О. сотрудника, принявшего информацию и запись времени обращения;
  3. назначение даты для визита работников УК с целью замера температуры.

По итогам в обязательном порядке составляется акт, где фиксируются полученные сведения (температура в каждой комнате, нарушения), обозначается дата и подпись ответственных лиц и собственника квартиры. Процедура проводится 3 раза с интервалом в 7 дней. При этом акт составляется по окончании каждого замера.

Отдельно стоит уточнить, что если собственник самостоятельно установил теплые полы либо сменил радиаторы, компания может доказать, что нарушение норм лежит именно на владельце квартиры. В этом случае потребуется экспертиза. Если же никаких изменений внесено не было, об этом следует указать в акте замера температуры.

Дополнительно рекомендовано составить собственный акт, основываясь на пункте 9 правил предоставления услуг ЖКХ, поскольку бумага от УК далеко не всегда соответствует стандарту, что может отрицательно повлиять на решение суда.

В документе следует обозначить:

  • время процедуры;
  • методы замера;
  • инструменты проверки.

Для измерения температуры можно использовать тепловизор. Также стоит пригласить двух соседей в качестве свидетелей и председателя ТСЖ.

Жилищная инспекция и Роспотребнадзор

Для усиления позиций в суде, необходимо сделать следующее:

  1. Привлечь жилищную инспекцию для замера температуры и проверки системы отопления. По результатам также составляется акт. При наличии сбоев выдается предписание управляющей конторе с требованием прекратить нарушение качества услуги.
  2. Жалоба в Роспотребнадзор. В документе подробно описывается происходящее. Прикладываются все имеющиеся доказательства нарушений — акты, отчеты. Если все подтвердится, Роспотребнадзор может возбудить административное дело в отношении УК и выписать штраф.

Документы по результатам обращений следует предоставить в судебную инстанцию. Лучше всего обратиться в перечисленные организации заранее.

Иск и документы

Иск и документы

В содержании искового заявления потребуется изложить суть проблемы, описать нарушения и подкрепить этот факт доказательствами в виде показателей температуры в квартире, а также ссылок на правовые акты.

Потребуется указать и цену иска — сумму, запрашиваемую в качестве компенсации. Ее размер может быть сформирован из:

  • часть либо полная сумма, выплаченная за отопление за установленный сезон;
  • неустойка, штраф в соответствии с законом о защите прав потребителей;
  • компенсация за причиненный моральный вред.

В качестве обоснования для последнего пункта стоит указать проблемы со здоровьем по причине постоянного проветривания. Суд может, как удовлетворить это требование в полной мере либо частично, так и отказать.

Вместе с иском предоставляются бумаги:

После подачи иска вполне вероятно неоднократное отклонение рассмотрения дела в суде либо решение в пользу коммунальщиков. Сдаваться в этом случае не стоит. Следует обращаться в высшие судебные органы и не бояться обжаловать постановление.

Читайте также: