Ознакомиться под роспись или подпись как правильно
Обновлено: 18.05.2024
Здравствуйте! Я давно воюю с отделом кадров на тему: "ознакомление под роспись ". Подскажите какой-нибудь словарь или официальный документ, где чётко прописан правильный вариант (подпись, ознакомление с получением подписи работника).
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Как правильно писать ознакомить работника с приказом "под подпись" или " под роспись ". Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно: ознакомить под роспись или подпись?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Нет, в этом значении должно быть употреблено слово подпись.
Где ставятся запятые в предложении : Приказ довести до лиц указанных в приказе под роспись и почему?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Приказ довести до лиц, указанных в приказе, под подпись. Обособляется определительный оборот, стоящий после определяемого слова. Обратите внимание, что в этом значении правильно употреблять слово подпись.
Как правильно написать :
Руководителям подразделений ознакомить под роспись сотрудников соответствующих подразделений Общества с настоящим приказом и довести до сведения сотрудников информацию о том, что сведения об Обществе, деятельности Общества, планах развития Общества, строительства новых объектов, о заключенных и вновь заключаемых договорах, о контрагентах и партнерах Общества, о финансовом положении Общества, об организации новых производств и любой иной информации, относящейся к деятельности Общества и не являющейся общедоступной, ЯВЛЯЕТСЯ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ.
Или
текст тот же самый , ЯВЛЯЮТСЯ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: . сведения. являются строго конфиденциальными.
В законах о труде РФ и Казахстана в статье о наложении дисциплинарного взыскания говорится о том, что нужно работника ознакомить под РОСПИСЬ . Раньше требовалось под расписку. Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Согласно Словарю трудностей вашего сайта при употреблении в документах выражений "под подпись" или " под роспись " , правильным является написание "под подпись" (ознакомить сотрудников с инструкцией под подпись). Как, в таком случае, следует относиться к норме, закрепленной ,например, в Трудовом кодексе, где встречается другое (получается, что неверное) написание: приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись ; обязан ознакомить работника под роспись (ст.68)?
Ответ справочной службы русского языка
Трудовой кодекс не регламентирует правила русского языка. Мы считаем, что в этом случае в Трудовом кодексе допущена речевая ошибка.
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, почему в Трудовом кодексе РФ (думаю, что и в других гос. документах) пишут " под роспись ", а не "под подпись", это особый стиль для подобных документов?
Спасибо.
Коготок
Ответ справочной службы русского языка
Нет, дело здесь не в особом стиле, это просто очень распространенная ошибка.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: под подпись или под расписку .
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: под подпись или под расписку .
С середины прошлого века, во времена СССР, был убежден, что правильно говорить и писать - "поставить подпись", "довести под расписку", "подпись в получении". В официальных документах - например, приказах министров, встречались только такие выражения.
В разговорной речи нередко проскальзывали выражения " под роспись ", "роспись в получении". Терпеливо доказывал, что "роспись" - это художественная роспись фресок в церквах, художественная роспись на шкатулках, матрешках, посуде, металле, керамике и т.д.
В последнее десятилетие все чаще стали встречаться " под роспись " в официальной документации современной России, особенное недоумение вызвало законодательное внесение изменений в Трудовой Кодекс, где прямо закреплены понятия " под роспись ".
Вопрос: с чем это связано? Почему на законодательном уровне стали применяться безграмотные выражения?
Ответ справочной службы русского языка
Значения слов подпись и роспись не изменились, роспись в значении 'подпись' по-прежнему ошибка. Причины частотности этой ошибки те же, что и в ситуации надеть – одеть : разница в значении этих похожих по звучанию слов для многих неочевидна. К тому же носителей языка окончательно запутывает глагол расписаться. Так и оказалась эта ошибка в Трудовом кодексе.
В каких случаях употребляются слова "подпись" и "роспись"?
Как правильно: "поставить роспись(или подпись) под документом"; "ознакомить работника с документом под роспись (или подпись?)". Говорят "подписать документ", но не "росписать документ", опять же во втором случае "ознакомить под подпись" режет слух!
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать:
Объявить под росписть в 3-х дневный срок.
или
Объявить под роспись в 3-дневный срок.
Ответ справочной службы русского языка
Если на предприятии издается приказ, касающийся его работников (а такие приказы – это большая часть распорядительной документации организаций), то каждый прямо или косвенно упомянутый в нем сотрудник должен быть с ним ознакомлен. При этом информация о прочтении приказа и подпись работника вносятся в специальный лист.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Функция и роль приказа
Приказ – это распоряжение руководителя, которое оформляется в письменном виде и содержит сведения о том или ином принятом решении.
Приказы могут касаться любых правовых аспектов отношений между работодателем и подчиненным:
Издаются приказы всегда от лица директора предприятия, легитимны только внутри фирмы, имеют длительный период действия и, при необходимости, могут подвергаться изменениям.
Приказы ни в коей мере не должны нарушать ни гражданских, ни трудовых прав работников, которые, в свою очередь, в обязательном порядке должны с ними ознакомляться.
Зачем нужна подпись работника
Сотрудник предприятия не просто должен прочесть приказ, но и поставить свою подпись либо на самом документе, либо в специальном бланке: листе ознакомления с приказом.
Это правило является требованием законодательства, которое обязывает руководство фирмы знакомить сотрудников со всеми издаваемыми на предприятии локальными нормативными бумагами.
Автограф работника на приказе будет свидетельствовать о том, что он согласен с распоряжением и готов приступить к его исполнению.
В каких случаях используется лист ознакомления с приказом
Лист ознакомления с приказом используется в тех случаях, когда распоряжение касается большого количества сотрудников, например, целого структурного подразделения или какой-то конкретной группы работников. Понятно, что он не является самостоятельным документом, а служит своего рода приложением к приказу.
В случае возникновения каких-либо спорных и конфликтных ситуаций между работодателем и подчиненным, в дальнейшем этот документ может стать доказательством в трудовой инспекции или судебной инстанции, причем как с одной, так и с другой стороны, поэтому подписи следует собирать тщательно и скрупулезно.
Недопустимо пропускать кого-либо из работников предприятия, упомянутых в приказе, а тем более подделывать их автографы. Если кто-либо из сотрудников отсутствует на рабочем месте в момент сбора подписей, например, по причине болезни, отпуска или командировки, надо дождаться его возвращения и только тогда взять подпись об ознакомлении с приказом.
Что будет, если не поставить подпись об ознакомлении с приказом
Заставить сотрудника подписать и выполнить приказ руководителя нельзя.
Однако по факту отказа от подписи распоряжения, представитель работодателя вправе составить специальный акт, а за отказ от выполнения приказа работодатель имеет право подвергнуть сотрудника дисциплинарному взысканию или даже уволить.
Конечно, такие меры возможны только при условии, что приказ полностью соответствует всем нормам законодательства РФ, а подчиненный не предоставил никаких веских и уважительных причин для подобного поведения.
На каком этапе происходит ознакомление
Как правило, знакомство с приказом происходит непосредственно сразу после его выпуска или в течение нескольких дней после этого – обычно предельная дата указывается директором в самом документе. В любом случае, свою подпись работник должен поставить до того, как приступит к выполнению распоряжения.
Кто формирует лист
Непосредственно составление и заполнение листа ознакомления с приказом обычно лежит на специалисте отдела кадров предприятия, юрисконсульте или секретаре — т.е. любом том сотруднике, в должностную инструкцию которого вписана данная функция. Также формировать лист и знакомить с приказом коллег может работник, назначенный на это в самом тексте распоряжения директором.
Как составить лист ознакомления с приказом
Практически все стандартные унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов с 2013 года отменены, поэтому лист может составляться работниками фирмы в произвольном виде или по внутреннему шаблону организации.
Единственное, что при формировании бланка необходимо соблюдать определенную структуру и правила русского языка.
- название предприятия;
- наименование документа;
- номер, дату и суть приказа.
Далее рекомендуется сделать таблицу, в которую нужно внести:
- порядковый номер работника;
- фамилию-имя-отчество работника;
- должность;
- дату ознакомления с приказом;
- подпись.
При необходимости сюда можно добавить и другие столбцы (например о структурном подразделении, в котором трудится работник или примечания).
Если сотрудников, которых касается приказ, много, то для их подписей может потребоваться несколько листов. Все их нужно скрепить (можно при помощи степлера, но лучше суровой нитью) и пронумеровать.
Как оформить лист
Документ обычно составляется в единственном экземпляре, на листе формата А4 или на фирменном бланке компании. Формировать его можно как от руки, так и в печатном виде. Главное – наличие подлинных автографов работников.
Удостоверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет, т.к. с 2016 года юридические лица имеют право не использовать при визировании документов штемпельные изделия (если только эта норма не закреплена во внутренних локальных актах фирмы).
После создания лист надо завизировать в журнале учета внутренних документов.
Сроки и способы хранения бланка
Лист ознакомления с приказом должен лежать в отделе кадров предприятия в отдельной папке вместе с тем распоряжением, которого он касается. Срок его хранения законодательно не ограничен, но, как минимум, весь период действия приказа он должен быть в целости и сохранности.
Подпись ставится в документах как обязательный реквизит их оформления. Роспись стен и потолка существует в здании, в храме, на бытовых предметах.
В русской лексике отметим два очень похожих слова:
Убедимся в их похожести, разобрав по составу:
- под пись — приставка/корень/окончание;
- рос пись — приставка/корень/окончание.
Эти однокоренные существительные различаются только приставкой, которая вносит в каждое слово свое значение, поэтому эти лексемы имеют различную сочетаемость с другими словами, разное употребление в речи. Эти слова назовем паронимами, словами, которые часто доставляют затруднение в употреблении.
Как правильно писать:
- подпись или роспись под документом;
- поставить роспись или подпись;
- ознакомить с приказом под роспись или под подпись?
Чтобы выяснить, как правильно употреблять эти слова в деловой речи, четко определим значение каждой лексемы. Только при таком условии можно избежать лексической ошибки — смешение паронимов, когда одно похожее слово употребляется неправильно вместо другого.
Например, различаем слова-паронимы:
Ставим подпись или роспись под документом?
- Действие по знач. гл. подписать
- Надпись на чем-л. под чем-л.
- Собственноручно написанная фамилия под текстом, рисунком и т.п. в подтверждение своего авторства или согласия с чем-либо.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
В контору я больше ни ногой, так что приносите все бумаги на подпись и прочее ко мне в номер (Джек Лондон. Время-не-ждет).
Вот она, подпись, которой не хватало на том таинственном письме, что он получил в прошлом месяце (Александр Дюма. Две Дианы).
Это существительное многозначное. Его значения зависят от того, от какого глагола оно образовано:
- расписывать, расписать — роспись;
- расписаться — роспись.
- хохломская роспись;
- гжельская роспись.
- Действие по знач. гл. расписываться, расписаться.
- То же, что подпись (3)
- Текст с подписью, свидетельствующий о чем-либо, удостоверяющий что-л.
- Перечень, список чего-л.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык. 2000
Всех сотрудников следует ознакомить под роспись с данной инструкцией по технике безопасности.
В официально-деловой речи, в составленных документах ставится подпись как средство идентификации лица, согласного или ознакомленного с его содержанием. Имеем в виду, что в сфере деловых отношений подпись является одним из основных реквизитов любого документа, имеющего юридическую силу. Значит, правильно напишем или скажем:
Требуется ваша подпись под этим документом.
Здесь вам следует поставить свою подпись.
Причём тут словарь Ефремова.
На расписке может быть роспись, на подписке подпись.
Расписка это односторонний документ, удостоверяющий определенный юридический факт, обычно факт возникновения или прекращения гражданских правоотношений, как-то: факт получения исполнения по обязательству (кредиторская расписка — ст. 408 ГК РФ), как правило, обязательству денежному, в частности вексельному (сепаратная расписка — Положение о векселях) и чековому (ст. 879 и 880 ГК РФ); факт получения займа (долговая расписка — ст. 808 ГК РФ) либо факт принятия вещи на хранение (сохранная расписка — ст. 887 ГК РФ): 2) односторонний документ, удостоверяющий факт наступления определенного события или совершения действия, с которым правовыми актами связывается возникновение или прекращение у лица, выдавшего расписку, определенных административно-правовых обязанностей (расписка в получении удостоверения, лицензии, расписка в журнале по технике безопасности, расписка о предупреждении о предстоящем увольнении, расписка в получении повестки, почтового отправления, телеграммы, перевода, заработной платы и т.п.).
Роспись на стенах, в документах подпись.
Всё. И не надо ничего выдумывать.
Согласна на 100%
Не существует ни одного уполномоченного лица, который будет устанавливать какие либо правила. Поэтому утверждать, что либо однозначно, значит расписаться в своей некомпетентности.
Жизнь расставит все точки над е.
Пример с термином ЧЕЛОВЕК. Это слово в средние века означало СЛУГА, ПОДДАННЫЙ. Теперь этот термин применяют ВСЕ не по назначению и никто не способен дать определение, что или кто такое ЧЕЛОВЕК.
Даже не знаю как тебя назвать, Вовик))) Просто такого идиотика мир ещё не видывал))) Самое забавное (это, конечно, твой умопомрачительно дебильный комментарий, но я сейчас не об этом) то, что мои слова можно отнести как к тебе, так и ко мне)) Объясняю: 1) Я не знаю, как тебя назвать, потому что низменность твоего интеллекта не знает названия; 2) Такого идиотика, который не может придумать название дураку, мир ещё не видывал.
Надеюсь, понятно объяснил))) В общем, лечись, Вовка… Успехов тебе в этом непростом деле… Возможно, ещё не всё потеряно…
Словоблудие. Жизнь уже поставила точку. В документах — подпись, на тарелках -роспись.
Если есть предлог (под), то можно сказать, например устно: ознакомить под роспись, но поставить на документе подпись.
Также в приказе можно оформить: ознакомить с настоящим приказом под роспись.Вывод: если есть предлог (под), то можно сказать и написать — под роспись.
Подпись: Реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица.
Допустимо, хоть и коряво. ИМХО
Написатели законов (юристы) — те ещё филолОги. )
Подпись — реквизит, а роспись — закорючка, не обязательно фамилия (что угодно можно нарисовать), это личная именно роспись (так сказать личная гербовая печать человека), можно и смайлик нарисовать, никто предъявить ничего не сможет.
Мне кажется, под подписью следует понимать чётко, удобочитаемо прописанную фамилию или другое прозвище, идентифицирующее личность подписанта. А под росписью следует понимать ту закорючку, монограмму, которую оный подписант обычно оставляет под визируемым документом.
Не исключено, что при этом его роспись по форме будет совпадать с подписью
Подпись, она и есть подпись. И не надо закручивать мозги, ни себе, ни людям.
Всегда считала- подпись-это подпись твоя,а роспись — да,расписать можно что угодно ,хоть себя
ПОДПИСЬ. И никаких гвоздей,эдак скоро нам порекомендуют употреблять глагол звОнит??))
Читайте также:
- Как получить права в польше русскому
- Имеют ли право на совершение нотариальных действий органы военного управления
- Охарактеризуйте содержание одной социальной роли по выбору какие права и обязанности закреплены
- Продам право аренды что это значит
- Верны ли данные высказывания если супруги имеющие несовершеннолетних детей