Ознакомиться под роспись или подпись как правильно

Обновлено: 18.05.2024

Здравствуйте! Я давно воюю с отделом кадров на тему: "ознакомление под роспись ". Подскажите какой-нибудь словарь или официальный документ, где чётко прописан правильный вариант (подпись, ознакомление с получением подписи работника).

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Как правильно писать ознакомить работника с приказом "под подпись" или " под роспись ". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно: ознакомить под роспись или подпись?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Нет, в этом значении должно быть употреблено слово подпись.

Где ставятся запятые в предложении : Приказ довести до лиц указанных в приказе под роспись и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Приказ довести до лиц, указанных в приказе, под подпись. Обособляется определительный оборот, стоящий после определяемого слова. Обратите внимание, что в этом значении правильно употреблять слово подпись.

Как правильно написать :
Руководителям подразделений ознакомить под роспись сотрудников соответствующих подразделений Общества с настоящим приказом и довести до сведения сотрудников информацию о том, что сведения об Обществе, деятельности Общества, планах развития Общества, строительства новых объектов, о заключенных и вновь заключаемых договорах, о контрагентах и партнерах Общества, о финансовом положении Общества, об организации новых производств и любой иной информации, относящейся к деятельности Общества и не являющейся общедоступной, ЯВЛЯЕТСЯ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ.
Или
текст тот же самый , ЯВЛЯЮТСЯ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: . сведения. являются строго конфиденциальными.

В законах о труде РФ и Казахстана в статье о наложении дисциплинарного взыскания говорится о том, что нужно работника ознакомить под РОСПИСЬ . Раньше требовалось под расписку. Как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Согласно Словарю трудностей вашего сайта при употреблении в документах выражений "под подпись" или " под роспись " , правильным является написание "под подпись" (ознакомить сотрудников с инструкцией под подпись). Как, в таком случае, следует относиться к норме, закрепленной ,например, в Трудовом кодексе, где встречается другое (получается, что неверное) написание: приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись ; обязан ознакомить работника под роспись (ст.68)?

Ответ справочной службы русского языка

Трудовой кодекс не регламентирует правила русского языка. Мы считаем, что в этом случае в Трудовом кодексе допущена речевая ошибка.

Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, почему в Трудовом кодексе РФ (думаю, что и в других гос. документах) пишут " под роспись ", а не "под подпись", это особый стиль для подобных документов?
Спасибо.
Коготок

Ответ справочной службы русского языка

Нет, дело здесь не в особом стиле, это просто очень распространенная ошибка.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: под подпись или под расписку .

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: под подпись или под расписку .

С середины прошлого века, во времена СССР, был убежден, что правильно говорить и писать - "поставить подпись", "довести под расписку", "подпись в получении". В официальных документах - например, приказах министров, встречались только такие выражения.
В разговорной речи нередко проскальзывали выражения " под роспись ", "роспись в получении". Терпеливо доказывал, что "роспись" - это художественная роспись фресок в церквах, художественная роспись на шкатулках, матрешках, посуде, металле, керамике и т.д.
В последнее десятилетие все чаще стали встречаться " под роспись " в официальной документации современной России, особенное недоумение вызвало законодательное внесение изменений в Трудовой Кодекс, где прямо закреплены понятия " под роспись ".
Вопрос: с чем это связано? Почему на законодательном уровне стали применяться безграмотные выражения?

Ответ справочной службы русского языка

Значения слов подпись и роспись не изменились, роспись в значении 'подпись' по-прежнему ошибка. Причины частотности этой ошибки те же, что и в ситуации надеть – одеть : разница в значении этих похожих по звучанию слов для многих неочевидна. К тому же носителей языка окончательно запутывает глагол расписаться. Так и оказалась эта ошибка в Трудовом кодексе.

В каких случаях употребляются слова "подпись" и "роспись"?
Как правильно: "поставить роспись(или подпись) под документом"; "ознакомить работника с документом под роспись (или подпись?)". Говорят "подписать документ", но не "росписать документ", опять же во втором случае "ознакомить под подпись" режет слух!

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно написать:
Объявить под росписть в 3-х дневный срок.
или
Объявить под роспись в 3-дневный срок.

Ответ справочной службы русского языка

Если на предприятии издается приказ, касающийся его работников (а такие приказы – это большая часть распорядительной документации организаций), то каждый прямо или косвенно упомянутый в нем сотрудник должен быть с ним ознакомлен. При этом информация о прочтении приказа и подпись работника вносятся в специальный лист.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Функция и роль приказа

Приказ – это распоряжение руководителя, которое оформляется в письменном виде и содержит сведения о том или ином принятом решении.

Приказы могут касаться любых правовых аспектов отношений между работодателем и подчиненным:

Издаются приказы всегда от лица директора предприятия, легитимны только внутри фирмы, имеют длительный период действия и, при необходимости, могут подвергаться изменениям.

Приказы ни в коей мере не должны нарушать ни гражданских, ни трудовых прав работников, которые, в свою очередь, в обязательном порядке должны с ними ознакомляться.

Зачем нужна подпись работника

Сотрудник предприятия не просто должен прочесть приказ, но и поставить свою подпись либо на самом документе, либо в специальном бланке: листе ознакомления с приказом.

Это правило является требованием законодательства, которое обязывает руководство фирмы знакомить сотрудников со всеми издаваемыми на предприятии локальными нормативными бумагами.

Автограф работника на приказе будет свидетельствовать о том, что он согласен с распоряжением и готов приступить к его исполнению.

В каких случаях используется лист ознакомления с приказом

Лист ознакомления с приказом используется в тех случаях, когда распоряжение касается большого количества сотрудников, например, целого структурного подразделения или какой-то конкретной группы работников. Понятно, что он не является самостоятельным документом, а служит своего рода приложением к приказу.

В случае возникновения каких-либо спорных и конфликтных ситуаций между работодателем и подчиненным, в дальнейшем этот документ может стать доказательством в трудовой инспекции или судебной инстанции, причем как с одной, так и с другой стороны, поэтому подписи следует собирать тщательно и скрупулезно.

Недопустимо пропускать кого-либо из работников предприятия, упомянутых в приказе, а тем более подделывать их автографы. Если кто-либо из сотрудников отсутствует на рабочем месте в момент сбора подписей, например, по причине болезни, отпуска или командировки, надо дождаться его возвращения и только тогда взять подпись об ознакомлении с приказом.

Что будет, если не поставить подпись об ознакомлении с приказом

Заставить сотрудника подписать и выполнить приказ руководителя нельзя.

Однако по факту отказа от подписи распоряжения, представитель работодателя вправе составить специальный акт, а за отказ от выполнения приказа работодатель имеет право подвергнуть сотрудника дисциплинарному взысканию или даже уволить.

Конечно, такие меры возможны только при условии, что приказ полностью соответствует всем нормам законодательства РФ, а подчиненный не предоставил никаких веских и уважительных причин для подобного поведения.

На каком этапе происходит ознакомление

Как правило, знакомство с приказом происходит непосредственно сразу после его выпуска или в течение нескольких дней после этого – обычно предельная дата указывается директором в самом документе. В любом случае, свою подпись работник должен поставить до того, как приступит к выполнению распоряжения.

Кто формирует лист

Непосредственно составление и заполнение листа ознакомления с приказом обычно лежит на специалисте отдела кадров предприятия, юрисконсульте или секретаре — т.е. любом том сотруднике, в должностную инструкцию которого вписана данная функция. Также формировать лист и знакомить с приказом коллег может работник, назначенный на это в самом тексте распоряжения директором.

Как составить лист ознакомления с приказом

Практически все стандартные унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов с 2013 года отменены, поэтому лист может составляться работниками фирмы в произвольном виде или по внутреннему шаблону организации.

Единственное, что при формировании бланка необходимо соблюдать определенную структуру и правила русского языка.

  • название предприятия;
  • наименование документа;
  • номер, дату и суть приказа.

Далее рекомендуется сделать таблицу, в которую нужно внести:

  • порядковый номер работника;
  • фамилию-имя-отчество работника;
  • должность;
  • дату ознакомления с приказом;
  • подпись.

При необходимости сюда можно добавить и другие столбцы (например о структурном подразделении, в котором трудится работник или примечания).

Если сотрудников, которых касается приказ, много, то для их подписей может потребоваться несколько листов. Все их нужно скрепить (можно при помощи степлера, но лучше суровой нитью) и пронумеровать.

Лист ознакомления с приказом

Как оформить лист

Документ обычно составляется в единственном экземпляре, на листе формата А4 или на фирменном бланке компании. Формировать его можно как от руки, так и в печатном виде. Главное – наличие подлинных автографов работников.

Удостоверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет, т.к. с 2016 года юридические лица имеют право не использовать при визировании документов штемпельные изделия (если только эта норма не закреплена во внутренних локальных актах фирмы).

После создания лист надо завизировать в журнале учета внутренних документов.

Сроки и способы хранения бланка

Лист ознакомления с приказом должен лежать в отделе кадров предприятия в отдельной папке вместе с тем распоряжением, которого он касается. Срок его хранения законодательно не ограничен, но, как минимум, весь период действия приказа он должен быть в целости и сохранности.

Подпись ста­вит­ся в доку­мен­тах как обя­за­тель­ный рек­ви­зит их оформ­ле­ния. Роспись стен и потол­ка суще­ству­ет в зда­нии, в хра­ме, на быто­вых предметах.

В рус­ской лек­си­ке отме­тим два очень похо­жих слова:

Убедимся в их похо­же­сти, разо­брав по составу:

  • под пись — приставка/корень/окончание;
  • рос пись — приставка/корень/окончание.

Эти одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся толь­ко при­став­кой, кото­рая вно­сит в каж­дое сло­во свое зна­че­ние, поэто­му эти лек­се­мы име­ют раз­лич­ную соче­та­е­мость с дру­ги­ми сло­ва­ми, раз­ное упо­треб­ле­ние в речи. Эти сло­ва назо­вем паро­ни­ма­ми, сло­ва­ми, кото­рые часто достав­ля­ют затруд­не­ние в употреблении.

Как пра­виль­но писать:

  • под­пись или рос­пись под документом;
  • поста­вить рос­пись или подпись;
  • озна­ко­мить с при­ка­зом под рос­пись или под подпись?

подпись или роспись, роспись или подпись

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но упо­треб­лять эти сло­ва в дело­вой речи, чет­ко опре­де­лим зна­че­ние каж­дой лек­се­мы. Только при таком усло­вии мож­но избе­жать лек­си­че­ской ошиб­ки — сме­ше­ние паро­ни­мов, когда одно похо­жее сло­во упо­треб­ля­ет­ся непра­виль­но вме­сто другого.

Например, раз­ли­ча­ем слова-паронимы:

Ставим подпись или роспись под документом?

  1. Действие по знач. гл. подписать
  2. Надпись на чем-л. под чем-л.
  3. Собственноручно напи­сан­ная фами­лия под тек­стом, рисун­ком и т.п. в под­твер­жде­ние сво­е­го автор­ства или согла­сия с чем-либо.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

В кон­то­ру я боль­ше ни ногой, так что при­но­си­те все бума­ги на под­пись и про­чее ко мне в номер (Джек Лондон. Время-не-ждет).

Вот она, под­пись, кото­рой не хва­та­ло на том таин­ствен­ном пись­ме, что он полу­чил в про­шлом меся­це (Александр Дюма. Две Дианы).

Это суще­стви­тель­ное мно­го­знач­ное. Его зна­че­ния зави­сят от того, от како­го гла­го­ла оно образовано:

  • рас­пи­сы­вать, рас­пи­сать — роспись;
  • рас­пи­сать­ся — роспись.
  • хох­лом­ская роспись;
  • гжель­ская роспись.

роспись гжель, роспись хохлома

  1. Действие по знач. гл. рас­пи­сы­вать­ся, расписаться.
  2. То же, что под­пись (3)
  3. Текст с под­пи­сью, сви­де­тель­ству­ю­щий о чем-либо, удо­сто­ве­ря­ю­щий что-л.
  4. Перечень, спи­сок чего-л.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык. 2000

Всех сотруд­ни­ков сле­ду­ет озна­ко­мить под рос­пись с дан­ной инструк­ци­ей по тех­ни­ке безопасности.

В официально-деловой речи, в состав­лен­ных доку­мен­тах ста­вит­ся под­пись как сред­ство иден­ти­фи­ка­ции лица, соглас­но­го или озна­ком­лен­но­го с его содер­жа­ни­ем. Имеем в виду, что в сфе­ре дело­вых отно­ше­ний под­пись явля­ет­ся одним из основ­ных рек­ви­зи­тов любо­го доку­мен­та, име­ю­ще­го юри­ди­че­скую силу. Значит, пра­виль­но напи­шем или скажем:

Требуется ваша под­пись под этим документом.

Здесь вам сле­ду­ет поста­вить свою подпись.


Причём тут сло­варь Ефремова.
На рас­пис­ке может быть рос­пись, на под­пис­ке подпись.

Расписка это одно­сто­рон­ний доку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий опре­де­лен­ный юри­ди­че­ский факт, обыч­но факт воз­ник­но­ве­ния или пре­кра­ще­ния граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний, как-то: факт полу­че­ния испол­не­ния по обя­за­тель­ству (кре­ди­тор­ская рас­пис­ка — ст. 408 ГК РФ), как пра­ви­ло, обя­за­тель­ству денеж­но­му, в част­но­сти век­сель­но­му (сепа­рат­ная рас­пис­ка — Положение о век­се­лях) и чеко­во­му (ст. 879 и 880 ГК РФ); факт полу­че­ния зай­ма (дол­го­вая рас­пис­ка — ст. 808 ГК РФ) либо факт при­ня­тия вещи на хра­не­ние (сохран­ная рас­пис­ка — ст. 887 ГК РФ): 2) одно­сто­рон­ний доку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий факт наступ­ле­ния опре­де­лен­но­го собы­тия или совер­ше­ния дей­ствия, с кото­рым пра­во­вы­ми акта­ми свя­зы­ва­ет­ся воз­ник­но­ве­ние или пре­кра­ще­ние у лица, выдав­ше­го рас­пис­ку, опре­де­лен­ных административно-правовых обя­зан­но­стей (рас­пис­ка в полу­че­нии удо­сто­ве­ре­ния, лицен­зии, рас­пис­ка в жур­на­ле по тех­ни­ке без­опас­но­сти, рас­пис­ка о пре­ду­пре­жде­нии о пред­сто­я­щем уволь­не­нии, рас­пис­ка в полу­че­нии повест­ки, поч­то­во­го отправ­ле­ния, теле­грам­мы, пере­во­да, зара­бот­ной пла­ты и т.п.).

Роспись на сте­нах, в доку­мен­тах подпись.
Всё. И не надо ниче­го выдумывать.

Согласна на 100%

Не суще­ству­ет ни одно­го упол­но­мо­чен­но­го лица, кото­рый будет уста­нав­ли­вать какие либо пра­ви­ла. Поэтому утвер­ждать, что либо одно­знач­но, зна­чит рас­пи­сать­ся в сво­ей некомпетентности.
Жизнь рас­ста­вит все точ­ки над е.
Пример с тер­ми­ном ЧЕЛОВЕК. Это сло­во в сред­ние века озна­ча­ло СЛУГА, ПОДДАННЫЙ. Теперь этот тер­мин при­ме­ня­ют ВСЕ не по назна­че­нию и никто не спо­со­бен дать опре­де­ле­ние, что или кто такое ЧЕЛОВЕК.

Даже не знаю как тебя назвать, Вовик))) Просто тако­го иди­о­ти­ка мир ещё не виды­вал))) Самое забав­ное (это, конеч­но, твой умо­по­мра­чи­тель­но дебиль­ный ком­мен­та­рий, но я сей­час не об этом) то, что мои сло­ва мож­но отне­сти как к тебе, так и ко мне)) Объясняю: 1) Я не знаю, как тебя назвать, пото­му что низ­мен­ность тво­е­го интел­лек­та не зна­ет назва­ния; 2) Такого иди­о­ти­ка, кото­рый не может при­ду­мать назва­ние дура­ку, мир ещё не видывал.
Надеюсь, понят­но объ­яс­нил))) В общем, лечись, Вовка… Успехов тебе в этом непро­стом деле… Возможно, ещё не всё потеряно…

Словоблудие. Жизнь уже поста­ви­ла точ­ку. В доку­мен­тах — под­пись, на тарел­ках -роспись.

Если есть пред­лог (под), то мож­но ска­зать, напри­мер уст­но: озна­ко­мить под рос­пись, но поста­вить на доку­мен­те подпись.

Также в при­ка­зе мож­но офор­мить: озна­ко­мить с насто­я­щим при­ка­зом под роспись.Вывод: если есть пред­лог (под), то мож­но ска­зать и напи­сать — под роспись.

Подпись: Реквизит доку­мен­та, пред­став­ля­ю­щий собой соб­ствен­но­руч­ную рос­пись пол­но­моч­но­го долж­ност­но­го лица.

Допустимо, хоть и коря­во. ИМХО

Написатели зако­нов (юри­сты) — те ещё филолОги. )

Подпись — рек­ви­зит, а рос­пись — зако­рюч­ка, не обя­за­тель­но фами­лия (что угод­но мож­но нари­со­вать), это лич­ная имен­но рос­пись (так ска­зать лич­ная гер­бо­вая печать чело­ве­ка), мож­но и смай­лик нари­со­вать, никто предъ­явить ниче­го не сможет.

Мне кажет­ся, под под­пи­сью сле­ду­ет пони­мать чёт­ко, удо­бо­чи­та­е­мо про­пи­сан­ную фами­лию или дру­гое про­зви­ще, иден­ти­фи­ци­ру­ю­щее лич­ность под­пи­сан­та. А под рос­пи­сью сле­ду­ет пони­мать ту зако­рюч­ку, моно­грам­му, кото­рую оный под­пи­сант обыч­но остав­ля­ет под визи­ру­е­мым документом.
Не исклю­че­но, что при этом его рос­пись по фор­ме будет сов­па­дать с подписью

Подпись, она и есть под­пись. И не надо закру­чи­вать моз­ги, ни себе, ни людям.

Всегда считала- подпись-это под­пись твоя,а рос­пись — да,расписать мож­но что угод­но ,хоть себя

ПОДПИСЬ. И ника­ких гвоздей,эдак ско­ро нам поре­ко­мен­ду­ют упо­треб­лять гла­гол звОнит??))

Читайте также: