Какие задачи решает военно патриотическое воспитание граждан обж

Обновлено: 17.05.2024

Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ во внеурочной и внешкольной деятельности.

В настоящие время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Одной из важных его задач является военно-патриотическое воспитание молодежи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в вооруженных силах РФ, воспитание гражданина-патриота способного служить Родине и защищать её; формирование морально-психологических качеств, умения и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга. Выпускники школы, будущие защитники Родины, должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами.

Военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

За годы моей профессиональной деятельности накоплен определенный опыт работы по организации военно-патриотического воспитания в школе. Хотелось поделиться некоторыми практическими наработками в этом направлении.
От обычных уроков до заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников

При организации работы по военно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств школьников;
  • создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и патриота;
  • подготовка учащихся к выполнению гражданского долга - службе в армии;
  • развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

В общеобразовательных учреждениях нашего района система военно-патриотического воспитания включает:

  • усвоение курса ОБЖ;
  • знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;
  • общефизическую подготовку;
  • занятие военно-прикладными видами спорта;
  • основой военно-технической и специальной подготовки.

Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях нашего района осуществляется на уроках ОБЖ и во внеурочное время. Организация уроков и внеурочной деятельности постоянно обсуждается на совещаниях методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ.

Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказами о подвигах прошлого и объяснением, какое значение имеет в жизни человека патриотизм. Хотя эти мероприятия также необходимы при военно-патриотическом воспитании. Воспитание патриота своей Родины должно осуществляться постоянно, оно должно стать привычным для учащихся с учетом их возрастных особенностей, не должно быть ограничено одним лишь послушанием. Это прежде всего духовное и нравственное развитие человека, формирование его как личности. Учителя должны усвоить, что воспитание – это не набор мероприятий, классных часов, родительских собраний, а нечто неразделимое с обучением и образом жизни всей школы. Хотите воспитать патриотов – будьте ими сами на деле, а не на словах.

Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, неоднократный победитель и призер конкурсов Республиканского фестиваля военно-патриотических клубов. Как правило, каждый второй школьник хотел бы, чтобы его будущая профессия была связана с предметом, по которому они принимают участие на олимпиадах. Не стало это исключением и с моими учащимися. Ныне Валерий Шамигулов – курсант военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в городе Санкт-Петербурге, Елена Галиева – студентка Башкирского государственного медицинского университета, Ринат Халиков – курсант Академии государственной противопожарной службы МЧС России в г. Москве. Думаю, что эти дети – истинные патриоты Родины.

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ г.Иркутск-2012г. (В.Н.Латчук – руководитель центральной предметно-методической комиссии, председатель жюри, участники олимпиады нашей школы Валерий Шамигулов, Елена Галиева)

Внеурочные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию

Внеурочные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию проводятся ежегодно согласно плана.

Хотелось бы поделиться некоторыми разработками проведения этих мероприятий.

  • совершенствовать теоретические знания по курсу ОБЖ;
  • закрепить практические навыки и знания для действий в экстремальных ситуациях;
  • повысить физическую подготовку - развитие быстроты, ловкости, выносливости и силы;
  • развивать активные формы досуга, выявлять сильнейшие команды для участия на районных соревнованиях.

В этой игре участвуют все параллели 5-11 классов по 5 юношей. Соревнование посвящается Дню защитника Отечества и выводу войск из Афганистана.

  • закрепить практические навыки по курсу ОБЖ и физической культуры;
  • повысить физическую подготовку: развитие быстроты, выносливости, силы, координации;
  • выявить сильнейшие команды для участия на районных соревнованиях;

Соревнования проводятся по звеньям:

  1. Прыжки в длину с места. Сумма длин всех участников (все звенья).
  2. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Сумма попаданий всех участников (все звенья).
  3. Подтягивание на высокой перекладине. Сумма количества раз всех участников (все звенья).
  4. Челночный бег. Наименьшее время всех участников (все звенья).
  5. Перетягивание каната (все звенья).
  6. Толчок гири 16 кг. Сумма всех участников (среднее, старшее звено).
  7. Отжимание. Сумма количества раз всех участников (все звенья).
  8. Неполная разборка и сборка АК-74. Сумма времени всех участников ( старшее звено).
  9. Одевание средств индивидуальной защиты – ОЗК, противогаз, ГП-5 (среднее, старшее звено).
  10. Стрельба из пневматической винтовки. Сумма очков всех участников (все звенья).

Тропа истории

По территории нашего района в конце XVIII века проходила дорога, соединяющая г.Уфа – г.Казань (Закамская линия крепостей). Некоторые элементы этих дорог, именно мосты, до сих пор сохранены. Мы с учащимися часто совершаем походы в эти исторические места. Дети виртуально оказываются в XVIII веке. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации. Рассказывая об этих исторических местах, значение этих событий в истории России у детей возникает желание помочь, понять, защитить, то есть пробуждает патриотические чувства к своей Родине.

Вахта Памяти

Ежегодно в День Победы проводим Вахту Памяти у Вечного огня.

Юный спецназовец

Это только некоторая часть военно-патриотического воспитания. Вся учебно-воспитательная деятельность коллектива школы направлена на формирование и развитие патриотического воспитания школьников.

Тимуровская помощь ветерану

Также хочется отметить тимуровское движение в школе. Посещение ветеранов на дому, помощь по хозяйству, приглашение ветеранов на классные часы и тематические встречи – это стало неотъемлемой частью нашей работы. Дети усвоили главное: любовь к Родине – это проявление патриотизма. Защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Сущность, цели, задачи и содержание военно-патриотического воспитания. Определение понятия "патриотизм". Формы и содержание внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2015
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

В современный период времени уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины.

Без родной земли нет большой судьбы. Любовь к Родине дает смысл жизни. Как приобщить детей к самому дорогому и близкому для человека - изучению истории своей малой родины, исследованию родовых корней, познанию отечественной культуры?

Как воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ, который жил и живет рядом с нами?

Эти вопросы можно решить через - военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе внеклассной формы работы. Это позволит учащимся понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, физической и военно-профессиональной подготовки.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель работы по военно-патриотическому воспитанию - развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

- создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания.

1.2 Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. военный патриотизм воспитание музей внеклассный

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания.

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Внеклассные формы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятии блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию ближнему.

Обучающиеся 1-9 классов посещают музеи города Сызрани, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений. В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами - афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда. Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

При изучении тем по истории культуры России использую местный этнографический материал

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

- экскурсии в городской Краеведческий музей, школьный музей ГБОУ ООШ №11;

- уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

- экскурсии по живописным местам края;

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия

- изучение правил поведения в школе и общественных местах;

- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- работа Парламента школы;

выборы Президента школы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы. (Музеи создают огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.) Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопительного краеведческого материала.

В музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

1. Учебная экскурсия в музее;

3. Использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

4. Демонстрация музейных экспонатов при беседах учителя;

5. Подготовка докладов и рефератов учащимися на основе самостоятельной работы в музее;

6. Проведение историко-литературных композиций по тематике экспозиций музея.

Местный материал, с одной стороны, средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации исторических событий, а с другой часть системы знаний по отечественной истории. Прежде чем его использовать в учебном процессе, необходимо определить его место, связь с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале изучения, в его ходе и конце.

Эффект в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал дает тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширяет научного кругозора учащихся; б) удобен для сравнения, сопоставления с общероссийским; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.

Школьная программа предусматривает проведение самостоятельных краеведческих уроков и уроков с элементами краеведения.

Используя краеведческий материал, ученики получают более полное представление о состоянии крестьянских хозяйств в пореформенный период. В то же время отметят деятельность Земских Управ, которые ежегодно отчитывались перед Земским собранием о недоимках выкупного платежа по сельским обществам.

Ознакомившись с документом, учащиеся отмечают, что по Осинорощинской волости на 1 января 1881 года недоимок выкупного платежа не было и Управа не видит оснований к уменьшению выкупного платежа.

Такая исследовательская работа позволяет на местном материале не только получить новые знания, но и выявить специфические особенности развития края в сравнении с общероссийскими событиями.

Творческие работы учащихся различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения.

1). Письменные работы на краеведческие темы.

Одной из форм патриотического воспитания учащихся на местном материале может быть написание сочинений или рефератов. Для написания используется фактический материал.

Систематическая литературно-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки учащихся, на воспитание патриотизма.

2). Летопись краеведческого объекта.

Значение этого вида творческой деятельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала.

Они учатся анализировать, отбирать для летописи самое главное, рассматривать любой краеведческий объект всесторонние, тесно связывая его с жизнью края и страны.

Такая работа ведется в нашем музее, мы создаем летопись города Сертолово. Это попытка осмыслить историю развития города в историческом контексте. Почему была избранна такая форма изложения материала?

Своеобразие летописи как исторического сочинения состоит в том, что события излагаются в хронологической последовательности, но без достаточной связи между собой. Ценность летописи повышается, если она иллюстрирована фотографиями, зарисовками, снабжена ссылками на различные источники, данные конкретных информаторов.

3). Следующий вид работы предлагает написание трудовых биографий лучших людей города, но эта работа еще существует в проекте.

4). Литературная обработка воспоминаний участников различных событий - это еще один вид творческой работы, который нам предстоит освоить с учащимися.

Ценность краеведческой работы в школе состоит в ее общественной работе. Ребята на практике убеждаются в огромных исторических преобразованиях г. Сертолово, приобретают ценные навыки исторического исследования. Они учатся чертить схемы, грамотно и увлекательно вести беседы с интересными людьми, обрабатывать материалы, фотодокументы.

Осуществить краеведческий принцип в обучении помогает перспективное планирование, использование разнообразных методов и приемов в зависимости от содержания урока и объема накопленного краеведческого материала.

Подобные документы

Военно-патриотическое воспитание: понятие, цель, задачи и содержание. Формы реализации военно-патриотического воспитания. Программа военно-полевого спортивно-оздоровительного летнего лагеря "Сибиряк". Сущность военно-патриотического воспитания.

курсовая работа [60,4 K], добавлен 16.12.2016

Анализ философских подходов к определению патриотизма. Описание одного из первых в истории опытов государственного воспитания - системы военно-патриотического воспитания в Спарте. Цель, задачи и источники и средства патриотического воспитания в школе.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 28.05.2012

Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание. Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ. План-конспект урока по теме "Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества". Разработка творческого проекта.

дипломная работа [253,4 K], добавлен 25.09.2009

Содержание понятия "военно-патриотическое воспитание" и его система. Влияние социального развития в подростковом возрасте на базовые основы развития личности. Значимость духовно-нравственных ценностей в военно-патриотическом воспитании подростков в РФ.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 14.03.2015

Роль изучения Великой Отечественной войны в военно-патриотическом воспитании учащихся. Проявление экстремизма и неонацизма в подростковой среде. Проведение педагогических инноваций в содержании учебных программ для воспитания патриотизма у учащихся.

Патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ

Нужно ли в школе специально организованное патриотическое воспитание? Да, безусловно. Сегодня патриотическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное естественное чувство любви к своей Родине. Вернуть чувство гордости за свою страну.

Целью патриотического воспитания является развитие патриотического самосознания, которое способствует формированию у школьников представлений об образе Родины, необходимости защиты и созидания Отечества. Патриотическое воспитание ориентировано не на накопление очередной суммы знаний, а на формирование глубокого понимания своего гражданского долга, а также гордости за принадлежность к своей Родине. Содержание школьного курса ОБЖ располагает возможностями патриотического воспитания, которое направлено на достижение следующих задач: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности; развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданственность).

Составной частью патриотического воспитания и его формой, ориентированной на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины является военно-патриотическое воспитание.

Где же больше возможности готовить будущих защитников Отечества на уроке или за его пределами? Попробуем ответить на этот вопрос.

По содержанию формирования целей уроки ОБЖ являются психологическими, так как формулировка целей включает в себя психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата. Установка или настрой – это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям, фактам, процессам. Поэтому цель урока ОБЖ – это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации.

с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,

порядком первоначальной постановки на воинский учет,

порядком медицинского освидетельствования,

призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе,

основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

Основной задачей в этом направлении является следующая: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. При организации уроков ОБЖ важно учитывать, чтобы обучающиеся в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.

Урок ОБЖ создаёт реальные педагогические условия, в которых ученик может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний.

Конечно, урок важнейшее звено учебно-воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.

Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы показала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.

Преимущество внеурочной деятельности состоит в том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объёме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в них применения на практике путём вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.

Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более естественны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии.

Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.

Такие формы обучения, как соревнования и военно-спортивные игры, выявляют специфику данного направления, его практико-ориентированный характер. Выполнение основных действий, связанных с будущим прохождением воинской службы, таких как: строевые приемы, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба, требуют выполнения нормативов. Поэтому соревнования и игра как учебно-воспитательные формы позволяют методически грамотно организовать проверку выполнения данных нормативов. Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств.

Для успешной внеурочной деятельности в школе целесообразно составить программу военно-патриотического воспитания, где будут объединены мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, классными руководителями, учителями физической культуры, социально-педагогической службой.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в курсе ОБЖ, если она проводится в комплексе и включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность, позволяет повысить уровень гражданского и патриотического сознания школьников.

Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.

Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации (см. схему).


Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Ее реализация осуществляется по следующим направлениям:

1. Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр (Росвоенцентр) при Правительстве Российской Федерации. Ее головные исполнители -Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию, а в субъектах Российской Федерации региональные межведомственные координационные советы. Рабочими органами указанных советов являются центры патриотического воспитания. На основе Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобрена на заседании Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В Министерстве обороны РФ ведомственная программа патриотического воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом министра обороны 2006 года № 28. Решение организационных вопросов по ее реализации возложено на Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Так как любая система без профессионально подготовленных и имеющих практический опыт воспитателей ничего не стоит, программа предусматривает подготовку на федеральном и региональном уровнях специалистов в области патриотического воспитания.

3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Для реализации этого направления предусматриваются:

— подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;

— разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

— разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ;

— изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях литературы и искусства; создание условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма; содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей и кинематографистов в области патриотического воспитания.

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства — Герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также осуществлять поддержку организаторов всероссийских конкурсов, семинаров, конференций и выставок по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России.

6. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Общий объем финансирования Программы в 2006 — 2010 годах предусмотрен в сумме 497,8 млн рублей, в том числе 378,05 млн. рублей из средств федерального бюджета и 119, 75 млн рублей из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. На обеспечение ведомственной программы Министерства обороны РФ на пятилетие с учетом внебюджетных средств выделена сумма 50,15 млн. рублей.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется совместными усилиями семьи, школы, учебных заведений, трудовых коллективов, творческих союзов, средствами массовой информации, военно-патриотических клубов и, конечно, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. В практике работы по военно-патриотическому воспитанию используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, проведение в школах уроков мужества, создание музеев и комнат Боевой славы, проведение походов по местам боевых сражений, участие в движении юных следопытов, проведение военно-спортивных и военно-технических игр и др.

Значительную помощь в воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к военной службе государственным органам оказывают командиры и личный состав воинских частей, а также военные комиссариаты. Прочно вошло в практику закрепление воинских частей и военно-учебных заведений за общеобразовательными школами, колледжами и трудовыми коллективами для оказания им помощи в организации оборонно-массовой работы и осуществлении военно-патриотического воспитания.

В этих целях в воинских частях и в военно-учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Некоторые военнослужащие ведут занятия в военно-патриотических клубах, школах, оказывают помощь в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе некоторых воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы учащихся 10-х классов для закрепления знаний по основам воинской службы, а также деятельность различных военно-патриотических объединений и клубов. Например, только на территории Ленинградского военного округа работают более 600 военно-патриотических объединений, охватывающих своим влиянием свыше 17000 человек.

Таким образом, в последние годы в нашей стране восстановлена и существенно обновлена система патриотического воспитания молодежи, которая начинает приносить положительные результаты.

2

Следует признать, что в последние годы решать эту задачу стало значительно труднее. Коренные изменения в обществе, приведшие к экономической дезинтеграции, социальной дифференциации и девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Отмечается падение престижа военной и государственной службы.

Государственно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах РФ организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Основные направления, формы и методы воспитательной работы офицерского состава закреплены в приказах министра обороны РФ 2004 г. №70, 2005 г. №79, 2006 г. № 28, в инструкциях и методических рекомендациях.

В войсках накоплен значительный опыт работы по формированию патриотического сознания, воспитанию воина-патриота. Эта деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке, в процессе информирования личного состава, при проведении культурно-досуговых мероприятий, а также в ходе повседневных занятий войск.

Опыт показывает, что деятельность по патриотическому воспитанию военнослужащих проводится по ряду направлений с использованием различных форм и методов работы. Среди них можно назвать следующие:

И с этим положением нельзя не согласиться, так как правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следования традициям народа и армии, основанных, как правило, на борьбе за независимость, способствуют укреплению духовных сил воинов, воспитанию у них чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Для распространения военно-исторических знаний среди военнослужащих используются все формы информационно-воспитательной работы, особенно занятия по общественно-государственной подготовке. Ее учебные планы предусматривают темы, позволяющие сержантам и солдатам достаточно широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. На занятиях перед воинами раскрываются боевые действия легендарных защитников земли Русской, их подвиги. Яркие примеры героизма не могут не запасть в души солдат, осесть в памяти и не вызывать желания совершать мужественные поступки. Изучение истории Отечества было и остается важнейшим направлением патриотического воспитания.

2. Во многих воинских частях и подразделениях стало доброй традицией торжественно отмечать Дни воинской славы России. Это дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России, в которых российские войска, проявив доблесть, снискали себе почет и уважение современников и благодатную память потомков. Накануне и в эти знаменательные дни в частях и подразделениях организуются военно-исторические конференции, беседы, конкурсы, викторины, просмотры кинофильмов по военно-патриотической тематике, встречи с участниками войн и военных конфликтов и т. д.

3. Немало интересного и поучительного в плане патриотического воспитания проводится в прославленных соединениях и частях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами и другими знаками воинской доблести. Так, например, только в Ленинградском военном округе дислоцировано 17 гвардейских соединений и частей, 26 частей носят почетные наименования, 38 -награждены орденами. В списках подразделений округа есть навечно зачисленные Герои Советского Союза и Герои России. Высокое чувство гордости за принадлежность к такой части всегда было и остается источником формирования патриотического сознания у воинов.

В этих частях патриотическому воспитанию, как правило, помогают музей, комнаты Боевой славы, встречи с ветеранами части, наглядная агитация и другие формы. Воспитание личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма воинов — мощное и действенное средство.

4. Важным направлением патриотического воспитания воинов является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации — герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях организуются экскурсии в исторические музеи, проводятся тематические вечера, беседы, конкурсы, викторины, кинолектории и т.п. Хорошо организованные и четко проведенные мероприятия вызывают у воинов светлые патриотические чувства, способствуют приливу творческих сил, зовут к новым свершениям.

5. Существенное влияние на формирование патриотического сознания у личного состава оказывают воинские ритуалы и церемонии. Принятие военной присяги, вручение знамен и штандартов, торжественное чествование героев и лиц, награжденных правительственными наградами, вручение воинам оружия и боевой техники в торжественной обстановке — все это надолго запомнится каждому воину и вызывает гордость за воинскую часть, Российские Вооруженные Силы.

6. Немалую роль в патриотическом воспитании оказывает четкое и постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями. Ежегодно значительная часть военнослужащих в ряде военных округов принимает участие в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти, помогает местным органам в проведении мероприятий, посвященных Дням воинской славы, Дня призывника и т.д.

Следует подчеркнуть, что значительную помощь офицерскому составу в организации и проведении патриотического воспитания оказывают Дома офицеров, офицерские и солдатские клубы, а также газеты и журналы Министерства обороны как центральные, так и окружные. В них всегда можно найти профессионально подготовленные методические разработки по темам общественно-государственной подготовки, содержательные статьи и интересные факты по военно-патриотической тематике.

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которой в условиях коренных преобразований в обществе существенно возрастает.

2. При изучении первого вопроса необходимо раскрыть систему патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на военно-патриотическое воспитание, а также рассмотреть основные положения государственной программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 -2010 годы.

4. В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Читайте также: