Как узнать какие отчеты сданы в пфр

Обновлено: 02.07.2024

Когда предприниматель трудится один, все его обязанности перед Пенсионным фондом заключаются в своевременной уплате страховых взносов за себя. Да и то, это скорее обязанность перед ФНС, ведь взносы перечисляются туда. Никаких отчетов в ПФР ИП без работников не сдают.

Все меняется, когда у индивидуального предпринимателя появляются наемные работники. Как только предприниматель заключил первый трудовой договор, он становится работодателем, и у него появляется обязанность отчитываться за сотрудников в ФНС, ПФР и ФСС. То же самое происходит, если ИП нанимает работника не по трудовому, а по гражданско-правовому договору на оказание услуг или выполнение работ.


Отчеты ИП в ПФР в 2020 году для работодателей

Отчетность предпринимателя в Пенсионный фонд состоит из трех форм:

1. СЗВ-М. Эта форма нужна для того, чтобы государство могло отслеживать работающих пенсионеров, т.к. если пенсионер работает, его пенсия по закону не индексируется. Несмотря на назначение этой формы, включаются в нее не только достигшие пенсионного возраста, а все без исключения работники ИП, нанятые как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

ИП сдают эту отчетность в ПФР каждый месяц, до 15 числа после отчетного.

Если у ИП 25 и более сотрудников, СЗВ-М можно сдавать только в электронной форме.

2. СЗВ-СТАЖ и обязательное приложение ОДВ-1.

СЗВ-стаж и ОДВ-1 необходимо в общем случае сдавать раз в год до 1 марта по истечении отчетного года. Здесь тоже действует правило, что на 25 и более сотрудников сведения подаются в электронном виде.
Если один или несколько сотрудников в течение года увольняются на пенсию, нужно сдать внеочередной отчет только на них в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления о начислении пенсии. В день увольнения уходящему пенсионеру выдается копия СЗВ-СТАЖ с его данными.

Подробнее о СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 читайте в статье.

3. СЗВ-ТД. Это новая форма и в этом году работодатели сдают ее впервые в связи с переходом на электронные трудовые книжки. В 2020 году сдавать СЗВ-ТД нужно только в том случае, если были кадровые изменения по работникам (кого-то перевели, приняли, уволили и т.д.) или кто-то из сотрудников написал заявление о выборе способа ведения трудовой книжки. Если ничего из этого за месяц не произошло – по итогам месяца отчет сдавать не нужно. Если повод был – отчет нужно сдать до 15 числа следующего месяца.

Имейте в виду, что прежде чем сдавать отчетность в Пенсионный фонд в электронной форме, необходимо подписать соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом. Для этого нужно разово посетить местное отделение Фонда и заполнить документы.

Нужно ли предпринимателю вставать на учет в ПФР в качестве работодателя

Нет, с 2017 года не нужно. ФНС самостоятельно регистрирует предпринимателя и подает сведения в Пенсионный фонд после того, как он сдаст расчет по взносам.


Куда еще должны отчитываться ИП, использующие наемную рабочую силу

Четыре формы нужно сдавать в налоговую инспекцию:

1. Расчет по страховым взносам в течение 30 дней после каждого квартала.
2. Расчет 6-НДФЛ в течение месяца после первого, второго, третьего кварталов, и до 1 марта по итогам года. Этот расчет сравнительно новый и вызывает много вопросов у новичков. В этой статье мы подробно расписали, как его заполнять и что нужно учитывать.
3. Справки 2-НДФЛ на каждого сотрудника до 1 марта по итогам прошедшего года.
4. Сведения о среднесписочной численности раз в год до 20 января.

В ФСС необходимо ежеквартально сдавать форму 4-ФСС. Срок – 20 дней по истечении квартала, если сдается в бумажном виде, и 25 дней, если в электронном.

Если в перечисленные выше формы в ПФР и ФНС включаются сотрудники, работающие по договорам ГПХ, то в 4-ФСС они включаются только при одном условии: в договоре прописана обязанность платить взносы на травматизм за работника. Работодатель обязан платить взносы на страхование от несчастных случаев только за штатных работников, которые наняты по трудовому договору. Платить или не платить такие взносы по договорам ГПХ, наниматель решает сам и прописывает в договоре. Если взносы на травматизм по таким договорам не платятся, то таких сотрудников в 4-ФСС включать не нужно.

В отличие от ПФР, в ФСС ИП-работодателя автоматически не зарегистрируют. Как только ИП нанимает в штат первого работника, в течение 30 календарных дней необходимо встать на учет в качестве работодателя в местном отделении ФСС.

1. Рассчитывать заработную плату, больничные, страховые взносы и другие платежи.
2. Оформлять кадровые документы.
3. Получать напоминания о приближающихся сроках отчетов и платежей.
4. Заполнять отчеты в ПФР, ФСС и ФНС с помощью электронного мастера с пошаговыми инструкциями.
5. Перечислять платежи в бюджет и отправлять отчеты в электронном виде.
6. Консультироваться с экспертами.

Какие отчёты надо сдавать в ПФР

Компании и предприниматели в ходе своей деятельности обязаны отчитываться перед ФНС, внебюджетными фондами, другими контролирующими службами и ведомствами. Расскажем, какая подаётся отчётность в ПФР, а также об изменениях, которые произошли в этой сфере в 2020 году.

Кто отчитывается в ПФР

Вся отчётность, которая направляется в Пенсионный фонд, связана с застрахованными лицами. Это работники, нанятые по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг. Кроме того, страхование распространяется на лиц, привлечённых по договору авторского заказа, на авторов произведений литературы, искусства, науки, на получающих выплаты по лицензионным договорам.

Руководитель, являющийся единственным учредителем, членом организации или собственником её имущества, также считается застрахованным лицом. Поэтому даже если в ООО нет работников, а с директором не заключен трудовой договор, подавать в его отношении персонифицированную отчётность необходимо.

Таким образом, перед ПФР отчитывается любая организация. Что же касается индивидуальных предпринимателей, то они обязаны подавать отчётность только в том случае, если нанимают физических лиц. ИП без работников платят пенсионные взносы за себя, однако никаких форм в ПФР не подают.

Какие отчёты нужно направлять

В 2017 году администрирование пенсионных взносов было передано в ФНС. После этого работодатели стали подавать в Пенсионный фонд только персонифицированную отчётность, то есть сведения о застрахованных лицах и их стаже.

Отчётность в Пенсионный фонд пополнилась в 2020 году новой формой – СЗВ-ТД. Помимо неё, по-прежнему нужно подавать СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Отчёт СЗВ-М подаётся ежемесячно. Крайний срок – 15 число месяца, следующего за отчётным. То есть отчитаться, например, за июль нужно до 15 августа. Но это общий случай. Если этот день выпадает на праздник или выходной, то подать отчёт можно на следующий за ним рабочий день. В 2020 году по этой причине переносились отчёты за январь – на 17 февраля и за февраль – на 16 марта. Отчитаться за июль следует до 17 августа, а за октябрь – 16 ноября. Остальные отчётные даты не переносятся. Также не было сдвига срока сдачи указанной формы из-за коронавирусных ограничений.

Форма СЗВ-М утверждена постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года № 83п. Инструкция по заполнению отсутствует, поскольку отчёт очень простой, а все необходимые пояснения есть прямо в нём.

СЗВ-СТАЖ

В СЗВ-СТАЖ необходимо отразить информацию о страхователе, застрахованных лицах и их стаже. Указывается наименование компании (или имя ИП), ИНН, КПП, регистрационный номер в пенсионном фонде, а также отчётный период и тип формы.

В табличной части помимо фамилии, имени, отчества и СНИЛС застрахованного лица, необходимо указать периоды работы в отчётном году. Если он отработан полностью, то указывается 1 января и 31 декабря. Если работник в текущем году был принят или уволен, то одна из этих дат меняется на дату начала либо окончания договора. Также в отчёте нужно указать периоды деятельности в особых условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

При заполнении таблицы надо учитывать множество нюансов. Они расписаны в порядке заполнения формы, утверждённым тем же постановлением № 507п.

СЗВ-ТД

В связи с переходом на электронные трудовые книжки в 2020 году появилась новая учётная форма СЗВ-ТД. Она нужна для того, чтобы сведения о трудовой деятельности сотрудников были переданы в информационную систему Пенсионного фонда.

Отчёты по форме СЗВ-ТД подаются в ПФР в 2020 году только при каких-либо кадровых мероприятиях. Это наём или увольнение, перевод на другую работу, получение новой квалификации.

Сроки сдачи СЗВ-ТД в 2020 году такие:

  • если сотрудник был принят на работу или уволен – не позднее рабочего дня, следующего за тем, когда был издан приказ либо распоряжение о начале или конце трудовых отношений;
  • в остальных случаях – не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, когда состоялось кадровое мероприятие либо было подано заявление о выборе формы трудовой книжки.

Форма отчёта утверждена постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 года № 730п. В отличие от прочих форм персонифицированной отчётности, СЗВ-ТД заполняется на каждого сотрудника отдельно. В ней нужно указать сведения об организации и застрахованном лице, отметить, подавалось ли заявление о выборе формы трудовой книжки и в каком виде, а также отчётный период. В основной части формы отражаются кадровые перемещения сотрудника. По сути, СЗВ-ТД представляет собой аналог трудовой книжки, который ведётся в цифровом формате.

Правила направления отчётов

Все формы подаются в то отделение ПФР, в котором работодатель состоит на учёте в качестве страхователя. При количестве работников до 24 человек включительно формы можно подавать в бумажном виде. Если же работников больше, то отчёты в Фонд направляются строго в электронном виде.

Итак, мы рассмотрели отчётность в ПФР в 2020 году. В заключение напомним, что за её непредставление или подачу неверных сведений работодателям грозят штрафы. На первый взгляд сумма небольшая – 500 рублей, однако она назначается за каждое физическое лицо, в отношении которого отчёт не подан в срок или подан с искажёнными сведениями. Дополнительно накажут за неподачу / опоздание / искажение СЗВ-ТД. Должностное лицо или ИП оштрафуют на 1-5 тыс. рублей, организацию – на 30-50 тыс. рублей.

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

С 2017 года страховые взносы перешли под контроль налоговой службы, поэтому все расчеты по страховым взносам теперь направляются в ФНС. Но Пенсионный фонд тоже должен получать сведения о застрахованных лицах, поэтому он разработал целый список других отчетов и персонифицированных форм. Среди них — ежегодный отчет СЗВ-стаж, о котором мы расскажем в этой статье.

СЗВ-стаж: что это за отчет?

Форма СЗВ-стаж — это одна из недавно появившихся обязательных форм персонифицированной отчетности. Ее задача — донести до ПФР те данные о стаже сотрудников, которые раньше подавались в рамках формы РСВ-1.

Форма отчета СЗВ-стаж утверждена в приложении № 1 к Постановлению Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П. А в приложении № 5 к этому постановлению утвержден порядок ее заполнения.

На кого нужно сдавать СЗВ-стаж

Отчет заполняется по каждому застрахованному лицу, и по сути эта форма — персонифицированная.

СЗВ-стаж сдают все организации и их обособленные подразделения, ИП с работниками, а также адвокаты и нотариусы. Отчет подается на каждое застрахованное лицо, с которым у вас заключен трудовой договор, гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, договор авторского заказа, лицензионный договор. Срок действия договора и наличие выплат по нему значения не имеют. СЗВ-стаж надо сдать, даже если договор действовал всего один день, а застрахованный не получал по нему выплат, облагаемых взносами.


К застрахованным лицам относятся:

  • граждане РФ, независимо от места осуществления деятельности;
  • граждане государств ЕАЭС, кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов;
  • высококвалифицированные специалисты с разрешением на временное проживание или с видом на жительство;
  • иностранцы, постоянно или временно проживающие в РФ, временно пребывающие в РФ;
  • директор — единственный учредитель.

На самозанятых и ИП, которые являются исполнителями по договорам ГПХ, отчёт представлять не надо.Нулевого отчета по форме СЗВ-стаж нет. Если в организации есть хотя бы руководитель, который является единственным участником и собственником имущества, в отчет надо включить данные о нем. Данные по ИП-руководителю без сотрудников в СЗВ-стаж не входят, он просто не должен будет отчитываться по форме.

Сроки сдачи формы СЗВ-стаж

Отчет представляется раз в год — с 1 января до 1 марта. Отчет за 2020 году нужно сдать до 1 марта 2021 года, отчет за 2021 год — до 1 марта 2022. Помните, что действует перенос сроков сдачи, если последний день приходится на выходной или праздничный день.

Иногда отчет нужно сдавать и в межотчетный период:

Помните, что одновременно с информацией по стажу ПФР ждет дополнительные сведения по форме ОДВ-1. Подать её нужно вместе с отчетом СЗВ-стаж. Бланк ОДВ-1 также утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П.

Правила заполнения отчета СЗВ-стаж в общем порядке

Работодатель заполняет каждый бланк по одному работнику и заверяет отчет. Заполнять форму можно от руки печатными буквами или с использованием компьютера. Цвет чернил при заполнении отчета может быть любым, кроме красного и зеленого. Помарки и исправления недопустимы. Отчет СЗВ-стаж можно сдавать на бумаге и в электронном виде.

Для заполнения отчета работодатель должен располагать сведениями о своем сотруднике:

  • данные о зарплате и всех других выплатах и вознаграждениях;
  • данные о взносах — начисленных, доначисленных и удержанных;
  • данные о рабочем стаже сотрудника.

Особенности при заполнении отчета

Пройдемся по разделам формы.

В поле “Тип сведений” отметьте нужный тип отчета знаком “Х”: исходный, дополняющий или назначение пенсии. При подаче отчета по последнему типу форма сдается без связи со сроками отчетности, и только на тех работников, которым для установления пенсии нужно учесть рабочий стаж за текущий календарный год. Дополняющий отчет в ПФР отправляем на сотрудников, которые почему-то не попали в основной отчет.

Разделы 4 и 5 заполняйте только при назначении пенсии.

Как заполнить СЗВ-стаж на сотрудников — будущих пенсионеров?

Заполнить эту форму на сотрудников, выходящих на пенсию, придется многим работодателям. Поэтому приведем подробный порядок заполнения отчета. СЗВ-стаж заполняют, если для назначения пенсии надо учесть период работы в календарном году, срок представления отчетности за который не наступил.

В этом случае запросите у работника заявление о представлении в Пенсионный фонд отчета СЗВ-стаж (образец заявления приводим ниже). После этого подготовьте отчет по сотруднику и отправьте его в Пенсионный фонд не позднее трех календарных дней со дня подачи заявления. Этот порядок предусмотрен в п. 2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ от 1 апреля 1996.

Образец заявления:

Директору ООО “Ромашка”
Иванову И.И
от флориста Петровой П.П.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 и ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 сообщаю, что 17 июня 2021 года мне исполнится 56,5 лет. В связи с достижением пенсионного возраста и наличием необходимого трудового стажа с 17 июня 2021 я имею право на назначение пенсии по старости.

Прошу предоставить необходимые сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ, необходимые для назначения пенсии, в территориальное отделение ПФР РФ в течение 3 календарных дней со дня подачи этого заявления.

10.05.2021
Петрова П.П.
___________


При заполнении формы СЗВ-стаж на имя сотрудника — будущего пенсионера сделайте такие пометки:

Особенности заполнения при увольнении

Форма заполняется практически в стандартном порядке, но есть несколько особенностей:

В каком виде сдается СЗВ-стаж

Сдать отчет СЗВ-стаж в 2021 году можно из онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия.Также у нас вы можете вести учет, начислять зарплату, отправлять отчетность, пользоваться поддержкой наших экспертов и другими возможностями сервиса. Первые 14 дней работы — бесплатны для всех новых пользователей.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

Читайте также: