Какой признак государства подтверждает факт территориальной неприкосновенности страны

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: право народов на самоопределение; принцип территориальной целостности; принципы международного права; нагорно-карабахский конфликт; территориальная неприкосновенность

Данный вопрос возникает каждый раз, когда то или иное государство, не признавая право населения территории на самоопределение, стремится не допустить отделения и, соответственно, изменения государственной границы согласно воле населения. Мирное урегулирование карабахского, как и других конфликтов, возникших в результате противопоставления принципа территориальной целостности государства праву народов на самоопределение, должно основываться на нормах международного права, а это предполагает необходимость признания установленного в нем соотношения между принципом самоопределения народов и территориальной целостности государства.

Профессор Остроухов Н.В. наряду с принципом территориальной целостности выделяет принцип нерушимости государственных границ, принцип территориальной неприкосновенности, принцип неприкосновенности государственных границ, которые являются взаимосвязанными, но имеют различное содержание. По его мнению, принцип нерушимости границ государств можно определить: как принцип запрета неправомерного изменения государственных границ, являющийся общепризнанным, основным принципом международного права и нормой jus cogens; принцип территориальной неприкосновенности государств – принцип запрета применения силы против территории иностранного государства, общепризнанный принцип международного права, норма jus cogens; принцип неприкосновенности государственных границ – принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима, общепризнанный принцип международного права [5, c. 84].

Таким образом, принцип территориальной целостности относится к числу принципов международного права, имеющих широкую правовую основу. В то же время единого устоявшегося его толкования на международном уровне пока не представлено. Отсутствует оно и в конституционном законодательстве государств, раскрываясь в нем через содержание принципа единства, неприкосновенности и неделимости территории, ее неотчуждаемости; через определение порядка изменения государственных границ либо через установление состава территории государства.

Признание права народов на самоопределение как высшего правового основания владения и распоряжения территорией государства и, следовательно, определения его границ нашло соответствующее отражение не только в многосторонних актах, формулирующих общую норму, но и в межгосударственных договорах, решениях международных организаций и Международного суда ООН.

Итак, норма международного права, определяющая соотношение двух принципов, сформулирована настолько четко и ясно, что не оставляет сомнений в отношении ее содержания. Поэтому сторонники аннексий чужих территории цитируют первую часть определения территориальной целостности, опуская вторую, в которой говорится о самоопределении народа как правоосновании территориальных прав государства и условии защиты его территориальной целостности. Поскольку неотъемлемое право каждого народа на самоопределение является высшим правовым основанием владения и распоряжения территорией, то, очевидно, что ему не могут противопоставляться суверенитет государства и его территориальная целостность. Напротив, территориальная целостность должна основываться на добровольном вхождении в состав государства каждого данного народа, как и на уважении его неотъемлемого права выхода на основе свободного волеизъявления. Поэтому осуществление народом своего права на самоопределение не может рассматриваться как посягательство на нерушимость государственных границ и территориальной целостности государства. При всем при этом главным остается выяснение подлинной воли народов с помощью закрепленных в праве процедур, наличие доброй воли сторон и учет интересов государства и народов, остающихся в нем после отделения народа.

Библиографический список

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии. Нью-Йорк, 1970. С. 151–155.

Кочкаров P.M. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1997. 24 с.

Мирзоев С. Национальные меньшинства и проблема сецессии / симпозиум по урегулированию карабах. конфликта, организованного Датским Центром по правам человека. Копенгаген, 1991.

Остроухов Н.В . Территориальная целостность государств в совеременном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсоветском пространстве: дис . … д-ра юрид. наук. М., 2010. 456 с.

Сперанская Л.В. Принцип самоопределения в международном праве. М.: Госюриздат, 1961 . 173 с.


Международное право Принцип территориальной целостности государства: проблемы правовосстановления

Принцип территориальной целостности государства: проблемы правовосстановления

В современном политическом бытии мира проблемы соотношения принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение занимают, пожалуй, одно из самых заметных мест. Это обусловлено как стабильным независимым функционированием государства, так и стремлением определенных социальных групп к обособленному существованию.

Определенное обострение этой проблемы пришлось на последнее десятилетие ХХ в. Прежде всего, это было связано с распадом СССР и социалистической системы, когда ослабление центральной власти в государствах Восточной Европы и СССР не только вызвало вполне прогнозируемую реакцию оппозиционных общегосударственных сил, пытавшихся осуществить демократические реформы, но и привело к цепной реакции, связанной с реализацией сепаратистских проявлений отдельных территориальных организаций. Реалии этого периода были выражены образованием новых государств на пространстве бывшего СССР (частично признанных – Абхазии и Южной Осетии и непризнанных – Приднестровской Молдавской Республики и Нагорного Карабаха) и бывшей Югославии (частично признанного Косова). Следует оговориться, что период конца ХХ в. не являлся единственным, когда наблюдалась активизация проявлений территориального сепаратизма. Так, предыдущее обострение данной проблематики было вызвано процессами деколонизации в Африке и Азии в 50-60-е гг. ХХ в.

Вряд ли есть смысл однозначно ответить на вопрос о правомерности или противоправно-сти сецессии без учета конкретных исторических, политических, юридических и иных обстоятельств. Причем такие обстоятельства интерпретируются сторонами сецессионных отношений, как правило, в свою пользу. Так, В.А.Макаренко, указывая в качестве аргументов права на сецес-сию последствий прошлых аннексий; самозащиты от агрессора; дискриминацию в распределении, считает, что каждый аргумент за отделение должен обосновывать права сепаратных групп на данную территорию. Естественно, центральная власть государства выступает против сецессии. По его мнению, аргументы против сецессии сводятся к следующим: преодоление анархии и исключение политических торгов, подрывающих принцип большинства.

Во-первых, это осуществление сецессии – выход региона из состава государства. Одним из примеров здесь выступает выход Черногории из единого государства Сербия и Черногория в 2006 году. Такое право было закреплено за Черногорией и Сербией ст. 60 Конституционной Хартии Сербии и Черногории. При этом государство-член, который реализует право сецессии, не насле-дует международной правосубъектности единого государства, которое продолжает представлять оставшаяся в союзном государстве часть.

Во-вторых, возможен вариант прекращения сецессии – реализации государством своего права на территориальную целостность. В качестве примера неудавшейся попытки реализации сецессионного процесса можно привести два референдума в канадской провинции Квебек, в рам-ках которых ставился вопрос о провозглашении ее независимости.

Первый референдум об отделении от Канады состоялся в Квебеке в 1980 году. Тогда 60 % населения провинции высказались против отделения. Второй референдум был проведен в 1995 году. 49,4 % голосов были отданы за независимость Квебека, лишь 50,6 % квебекцев проголосова-ли против выхода из состава Канады.

Принципиально важно учесть также, является ли стремление к сецессии истинным выра-жением интересов большинства народа субъекта или это стремление правящей номенклатуры, этнократии установить свою безраздельную власть, своекорыстный сепаратизм. На практике сецессия иногда отвечала взглядам всех трех сторон, как это было в Малайзии: федерации, выходящего из нее субъекта (Сингапур) и остающихся в ней субъектов.

Иногда положения о сецессии встречаются в конституциях унитарных государств, имею-щих автономию. Выход автономной Каракалпакии, являющейся формой самоопределения кара-калпакского народа, при соблюдении ряда требований допускает ст. 74 Конституции Узбекистана 1992 г., но это возможно только с утверждения общегосударственного парламента.

Прежде всего, это ситуация нарушения государственного суверенитета противоправными действиями самоопределяющегося региона. В таком случае восстановление территориальной целостности государства осуществляется либо правовым, либо силовым путем. Силовой вариант предполагает либо использование военных ресурсов государства, либо вмешательство вооруженных сил третьих государств или межгосударственных организаций.

Ярким примером использования вооруженных сил ООН при подавлении стремления сепа-ратистски настроенного региона к суверенитету являются события вокруг провозглашения в 1960 году независимости Республики Катанги и ее выхода из состава Республики Конго.

Принятием Резолюции 161 открывается второй этап в действиях ООН. 15 апреля 1961 года Генеральная Ассамблея ООН, будучи серьезно обеспокоена угрозой гражданской войны, подтверждает политику организации в отношение Конго.

Прямое подавление сепаратистских проявлений вооруженными силами центрального правительства имело место в отношении Республики Биафры, провозгласившей 30 мая 1967 г. независимость от Нигерии.

Президент Нигерии Говон 6 июня 1967 г. отдал приказ о подавлении мятежа и объявил мобилизацию в северных и западных мусульманских штатах. В Биафре же скрытая мобилизация началась еще до провозглашения независимости. После непродолжительного военного наступ-ления армии Биафры постепенно правительственные войска начинают брать под свой контроль побережье, отрезав Биафру от прямого выхода к морю. Кроме того, были блокированы транспортные и иные инфраструктурные коммуникации Биафры. Тем не менее, независимость Биаф-ры была признана Танзанией, Замбией, Зимбабве и Кот-д’Ивуаром. Однако остальные государст-ва воздержались от признания Биафры, а Великобритания и СССР оказали широкую дипломатическую и военно-техническую помощь федеральному правительству Нигерии.

В октябре 1969 года лидер Биафры Оджукву призвал ООН обеспечить посредничество для прекращения огня в качестве прелюдии к мирным переговорам. Но федеральное правительство отказывается от переговоров и настаивает на капитуляции Биафры. 12 января 1970 года Управляющий Правительства (officer administering the government) Биафры Ф.Эффионг представил признание капитуляции в федеральное правительство, что существенно сократило возможный размер гуманитарной катастрофы.

Еще одним вариантом является восстановление суверенитета центральной власти силовым путем после нарушения сепаратистским регионом условий сецессионного договора. Примером здесь выступает восстановление суверенитета РФ в отношении территории нынешней Чеченской Республики.

Однако в августе 1999 года под лозунгами распространения истинного ислама и джихада против неверных произошло вторжение чеченских вооруженных отрядов во главе с Ш.Басаевым на территорию Дагестана с целью создания халифата на чеченских и дагестанских территориях, населенных мусульманами.

Осенью 1999 года российское правительство, которое возглавил В.В.Путин, приняло реше-ние: в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации ввести в Чечню фе-деральные вооруженные силы.

Таким образом, в результате активных действий федеральных сил был восстановлен политический и правовой статус Чеченской Республики как полноправного субъекта РФ, восстановлен конституционный порядок в регионе.

Позднее позиция о невозможности выхода республик из состава РФ была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П, в котором устанавливается, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется необходимым сделать следующие выводы:
1. Центральным вопросом при анализе проблемы соотношения принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение является соотношение суверени-тетов непризнанных самоуправляющихся частей государства (непризнанных государств) и государств, на фактической территории которых они находятся.

2. При осуществлении сецессии могут быть восстановлены либо право самоопределяющейся территории, если оно было утрачено изначально в результате насильственных действий цен-тральной власти, либо право государства на территориальную целостность, если законодательство государства не содержит права на сецессию какого-либо территориального образования.

3. В случае нарушения государственного суверенитета противоправными действиями са-моопределяющегося региона восстановление территориальной целостности государства осуществляется либо правовым, либо силовым путем. Силовой вариант предполагает либо использование военных ресурсов государства, либо вмешательство вооруженных сил третьих государств или межгосударственных организаций.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (33) 2011

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Принцип утвердился с принятием устава ООН в 1945 г. Имеет вариации :

Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и полит независимости любого государства.

Декларация о принципах МП 1970 г. при раскрытии формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены элементы этого принципа, хотя сам он отдельно не применялся. Например:

На совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. приняв заключительный, данный принцип нашел там свое отражение и дана полная его формулировка: «Государства – участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств – участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой.

Таким образом, изложение данного принципа в заключительном акте СБСЕ обязал:

· уважать территориальную целостность друг друга;

· воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН.

Из этого следует, к примеру:

1. Транзит через территорию любого иностранного государства любых транспортных средств является нарушением ни только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственных территорий;

2. Все природные ресурсы иностранного государства неприкосновенны и разработка их без разрешения является нарушением территориальной неприкосновенности;

3. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства (Чернобыль).

3.4. Принцип нерушимости государственных границ.

Эта идея впервые получила своё правовое оформление в договоре СССР и ФРГ от 12.08.1970 г. а за тем ПДР, ЧССР, ГДР с ФРГ, т.е. закрепила юридически послевоенное наложение границ в Западной Европе.

С этого времени нерушимость границ стала нормой МП юридически обязательной для государств. В Договорах СССР, ПНР, ГДР, ЧССР с ФРГ выражено два существенных элемента:

· Признание существующих границ;

· Отказ, от каких – либо территориальных претензий.

Исходя из этого, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к 3 элементам:

1. Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП.

2. Отказ, от каких либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.

3. Отказ от любых иных пося7ательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Существует 2 понятия относительных границ:

1. Нерушимость границ - действует только в отношении государств, участников Заключительного акта СБСЕ (т.е. стороны Западной Европы, США и Канады)

2. Неприкосновенность границ – является принципом общего МП и действует на континентах, независимо от того, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу.

4.1 Принцип суверенного равенства государств.

Каждое государство обязано увещать суверенитет других участников, т.е. их право в пределах собственной традиции осуществлять законодательную, административную, исполнительную и судебную власть, без какого - либо вмешательства со стороны других государств, а так же самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Данный принцип закреплен:

1. в Уставах международных организаций системы ООН;

2. в Уставах региональных международных организаций;

3. в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций.

Эволюция этого принципа:

· с наибольшей полнотой изложен в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами с Уставом ООН 1970г.

· развит в Декларации принципов Венской встречи представителей государств – участников Совещания, по безопасности в Европе 1989г.

· подтвержден Парижской хартией Новой Европы 1990г. и др.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Как равноправные участники международного общения государства обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

По Декларации 1970г. понятие суверенного равенства включает элементы:

1. государства юридически равны;

2. каждое государство пользуется правами полного суверенитета;

3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4. территориальная целостность и политическая независимость государства не прикосновенны;

5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975г. государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970г., но и уважать права, присущие суверенитету.

· в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально – политическом развитии;

· разнообразию позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила не должны быть препятствием к соблюдению суверенитета;

· право каждого государства определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно МП отношения с другими государствами;

· право государства принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договора и право на нейтралитет.

Раздел: Юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 33260
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Онлайн калькуляторы

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся территории государства как одного из его основных признаков. Перечислены также другие основные и дополнительные признаки государства. Даются определения ключевым понятиям данной статьи. Также рассмотрено деление территории государства на два разных вида с теоретической точки зрения (фактическая и юрисдикционная); перечислены такие основополагающие принципы международного права, как принцип территориального верховенства, территориальной целостности и территориальной неприкосновенности.

Ключевые слова: государство, территория государства, признаки государства, фактическая территория, юрисдикционная территория, нормы международного права, состав территории.

На данный момент всего в современном мире насчитывается 195 независимых государств. Все они могут быть различны между собой по тем или иным критериям, но тем не менее их объединяет определенный набор при-знаков, позволяющих сделать вывод о том, что же представляет из себя государство.

Государство является особой социально-политической организацией, распространяющей свою власть на всю территорию страны и ее население посредством выработки общеобязательных правил поведения, обладающая специальным аппаратом управления и независимостью. Обычно государство рассматривается как совокупность понятий “территория”, ”население”, ”власть”, и неспроста, потому что эти понятия входят в определенный перечень основных признаков государства.

Так, например, профессор В.П. Пугачев определяя понятие “государство”, использует некоторые его признаки и дает два значения термина. В одном значении государство предстает как “общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории”, в другом как “учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории”[1]. Не случайно, что и в том, и в другом определении упоминается территория государства. Она является одним из основных признаков государства.

Что же вообще из себя представляют признаки государства?

Признаки государства – это характерные черты, отличающие государство от первобытного общества и от иных общественных организаций. Признаки государства составляют политико-юридическую характеристику государства, а также подразделяются на основные и дополнительные признаки. К основным признакам государства относят: территорию, население, аппарат публичной политической власти, государственный суверенитет и наличие права. К дополнительным же относят наличие денежной единицы, налогообложение, гос. символы и гос. язык.

Но мы подробнее остановимся и изучим такой признак государства как государственная территория. Она представляет собой часть земного шара, которая находится под юрисдикцией определенного государства или, если обратиться к толковому словарю “земельное пространство, ограниченное какими-нибудь пределами, границами”. Границами государственной территории являются пределы действия высшей государственной власти. В состав территории входят: внутренние и территориальные воды; суша в пределах гос. границ; воздушное пространство в пределах суши, внутренних и территориальных вод; недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. Стоит отметить, что без территории государство просто не могло бы существовать, поэтому ее и выделяют как главный признак государства.

Еще сотни лет назад французский государствовед Леон Дюги сказал, что территория представляет собой категорию, которая сформировалась исторически в тесной связи с такими понятиями как “государство” и “нация”. Развивая это понятие, он уточнил его элементы: коллективность, территория, суверенитет. Он отмечал также, что “коллективность может быть государством только закрепившись на определенной территории” и, что по-другому государства быть не может[2]. Таким образом, государство предполагает территорию как особо важную часть государственной организации, которая является необходимым условием для жизни организованного в государстве общества.

Вернувшись к теории, также отметим, что государственную территорию можно разделить на фактическую и юрисдикционную.

Фактическая территория — это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами, состоящая из суши с ее недра-ми, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

И наконец, обратимся к нормам международного права, которые закрепляют принципы территориальной целостности государства, территориальной неприкосновенности и территориального верховенства[3]. Разберем каждый из данных принципов подробнее.

Принцип территориальной целостности государств заключается в том, что строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от любой формы давления, включая блокаду, а также от поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Принцип неприкосновенности состоит в том, что территория государства является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств путём применения военной силы или угрозы силой, все государства признают нерушимость государственных границ.

Принцип территориального верховенства предполагает что, власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Государству в пределах своей территории принадлежит исключительное право принятия законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гражданства, перемещения, въезда и выезда.

Таким образом, территория является обязательным атрибутом каждого государства и представляет собой один из главных его признаков. Она подразделяется на юрисдикционную и фактическую, имеет определенный состав. Также в международном праве закреплены основные принципы, касающиеся территории государства.

Источники и использованная литература

  • Алексеева С. С. Теория государства и права. М.: Издательство “ЭКИ-МО”, 2005. – 425 с.
  • Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Издательство “ИНФА-М”, 1908. – 427 с.
  • Егоров С. А. Международное право М.: “Статус”, 2014. – 518 с.
  • Осинцева В. М. Территориальная организация населения. М.: Издательство “Юрайт”, 2015. – 133 с.
  • Павлов С. Ю. Состав признаков государства: анализ подходов понятийного характера // Правовое государство: теория и практика. 2007. № 4 (10) C. 57-61.
  • Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М.: Издательство ”АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000. – 477 с.
  • Степенко В. Е. Государственная граница России: административный режим функционирования. СПб.: Издательство “Астерион”, 2006. – 188 с.

Сноски

[1] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М.: Издательство ”АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000. – С. 250.

[2] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Издательство “ИН-ФА-М”., 1908. С. 101-194.

[3] Егоров С. А. Международное право М.: “Статус”, 2014. – С. 23-30.

Читайте также: