Как уведомить пфр о трудоустройстве

Обновлено: 07.07.2024

В 2020 г. в ТК РФ внесены существенные корректировки. Они касаются перехода от бумажных трудовых к электронному формату этих документов. Данный момент отражен в Законе от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ, вступившем в действие с 1 января.

В связи с пандемией механизм перевода на электронные трудовые был изменен. Рассмотрим все изменения по ЭТК в 2020 году.

Изменение ст. 65 ТК РФ

В новой редакции ст. 65 ТК РФ содержится скорректированный перечень документов, представляемых сотрудником работодателю для оформления трудового соглашения. Согласно изменениям он вправе представить при трудоустройстве не только бумажную трудовую, но и сведения о трудовой деятельности (СТД).

Формулировка обновленной ст. 65 ТК РФ предполагает, что сотрудник для устройства на работу вправе предоставить и трудовую книжку, и СТД. Соответственно, начиная с текущего года, новый сотрудник при приеме передает:

  • бумажную трудовую;
  • СТД;
  • и бумажную трудовую, и СТД.

Новая ст. 66.1 ТК РФ

В ТК введена новая ст. 66.1, в которой установлено понятие, содержание и требования к СТД, иными словами - к электронным трудовым книжкам (ЭТК).

Согласно данной норме законодательства, указанные сведения - это информация о деятельности и стаже сотрудника, подлежащая включению в базу ПФР (отчет СЗВ-ТД). К такой информации относятся данные о застрахованном лице, месте работы, переводах на иную должность, увольнении с указанием основания расторжения трудового соглашения.

Самые частые вопросы, которые мы решаем в течении 1 часа:

В ст. 66.1 указаны также и варианты получения сотрудником СТД:

  • у работодателя по последнему месту работы. Информация представляется только за период работы в этой компании. Сведения передаются на бумаге и заверяются надлежащим образом или в электронном формате и подписываются ЭЦП (если есть);
  • в МФЦ. Сведения представляются на бумаге и заверяются надлежащим образом;
  • в ПФР. Информация передается на бумаге и заверяется надлежащим образом или в электронном формате и подписывается ЭЦП;
  • через портал Госуслуг. Информация представляется в электронном формате и подписывается ЭЦП.

Если сотрудник запрашивает сведения у работодателя, то в заявлении он указывает, какой именно формат представления информации нужно использовать (бумажный или электронный). Срок представления сведений при получении заявления от сотрудника - 3 рабочих дня с момента подачи заявления. При увольнении сотрудника работодатель также должен передать ему сведения о трудовой деятельности - в день расторжения трудового договора.

Для представления сведений используется специальная форма документа СТД-Р, регламентированная Приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 г. № 23н.

Взаимодействие с ПФР

Все работодатели, начиная с 2020 г., обязаны отчитываться в ПФР, сдавая форму СЗВ-ТД, регламентированную Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 г. № 730п.

Отчет следует представлять в срок до 15-го числа месяца, идущего за месяцем, в котором произошло кадровое мероприятие или же сотрудником передано заявление о формате ведения трудовой книжки или о представлении информации о трудовой деятельности.

Если работодатель представляет сведения в ПФР впервые на конкретного сотрудника, он также обязан одновременно с этим передать информацию о трудовой деятельности по состоянию на 01.01.2020 г. у этого же работодателя.

Важно! Если по конкретному сотруднику в 2020 г. не произойдет никакого кадрового мероприятия, то в срок до 15 февраля 2021 г. работодатель обязан передать в ПФР информацию о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 г. у данного работодателя.

С 2021 г. при наступлении какого-либо кадрового мероприятия сведения будут представляться в срок не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным. При увольнении или приеме такая информация будет передаваться в срок не позднее следующего дня после издания приказа о приеме или увольнении работника.

Изменение ст. 84.1 ТК РФ

Чиновники внесли изменения в ст. 84.1 ТК РФ, которая касается порядка оформления расторжения трудового соглашения. Согласно внесенным поправкам, в день расторжения отношений работодатель должен не только выдать окончательный расчет, но и передать сотруднику его трудовую книжку или же сведения о трудовой деятельности (именно в этой компании).

При расторжении трудового договора записи в документы (трудовую книжку и сведения) о причинах и основании вносятся в точном соответствии с трудовым законодательством. При этом также указывается ссылка на норму закона, на основании которой произведено расторжение договора.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ В 1С ЗУП

Непосредственно сама ЭТК в программе 1С не создается, однако программное обеспечение необходимо для формирования определенных сведений.
Во-первых, это касается информации, которая должна передаваться не позднее 15-го числа. Во-вторых, это связано с представлением отчетности по формам СЗИ-ТД и СЗВ-ТД, которые можно сделать с помощью сервиса 1С-Отчётность.

Переход на ЭТК

Каждый работодатель должен уведомить своих сотрудников о переходе на ЭТК и о необходимости подать заявление на выбор формата ведения трудовой книжки. Сделать это нужно в письменной форме под подпись работника о получении уведомления.

Изначально срок передачи работодателем уведомлений был установлен до 30 июня 2020 г. Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции и фактической приостановкой деятельности многих хозяйствующих субъектов срок был перенесен на 31 октября 2020 г.

Важно! Работодателю нужно в локальной документации отразить способы уведомления своих сотрудников. При этом необходимо учитывать мнение профсоюза или представительного органа работников (при его наличии в компании).

Работодатель указывает в уведомлении, что работник должен выбрать формат ведения трудовой книжки и подать соответствующее заявление не позже 31 декабря 2020 г. Рекомендуется также в таком уведомлении указать, как именно работник подает заявление и какому сотруднику (например, секретарю, начальнику, или кадровому специалисту).

Если до 31 декабря 2020 г. сотрудник не передаст работодателю заявление о выборе ведения трудовой книжки, этот документ нужно продолжить заполнять в бумажном виде. Если сотрудник выберет электронный формат, то бумажный документ нужно ему выдать. При этом в нем нужно сделать запись о том, что сотрудник передал заявление на ведение ЭТК (на представление СТД). Также сотрудник должен расписаться в журнале учета движения трудовых книжек, что документ передан ему лично в руки.

Лишь после окончательной выдачи бумажной трудовой на руки сотруднику работодатель освобождается от обязанности заполнять и сохранять документ.

Внимание! При устройстве с 1 января 2021 г. нового сотрудника, не имевшего ранее бумажной трудовой, на него не нужно заполнять этот документ. При устройстве нового сотрудника, имеющего бумажную трудовую, регистрация и заполнение документа происходит в обычном порядке.

Остались вопросы по переходу на электронные трудовые книжки? Закажите консультацию наших специалистов!

Бывшим государственным и муниципальным служащим не запрещено устраиваться в частные компании, оформлять самозанятость и открывать ИП. Но первые два года после увольнения за их трудовой деятельностью следит прокуратура.

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.
  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

Наш пенсионный адвокат может оказать действенную помощь при установлении пенсии и подтверждении стажа. Для решения тех или иных проблем потенциального и конкретного пенсионера он составляет соответствующие запросы в ПФР.


Причины привлечения к составлению обращений в ПФР адвоката

Что мешает составить запрос сведений в пенсионном фонде самостоятельно? Помех этому нет никаких за исключением ряда ошибок, которые приводят к потерям драгоценного времени. Составляя запрос стажа в пенсионный фонд или иные письменные обращения, не владеющее необходимой информацией лицо отправляет его по неверно определенному адресу.

Проблемой может быть составление контента запроса в пенсионный фонд о начислении пенсии и иным вопросам с нарушениями, делающими его не соответствующими актуальной базе законодательства. Есть разные нюансы, не знание которых приводит к тому, что обращение в ПФР оставляется без ответа и возвращается без рассмотрения отправившему его абоненту.

Юридическая правомерность запроса в пенсионный фонд о заработной плате или иного тематического документа позволяет с большей эффективностью и оперативностью решать вопросы обжалований некорректных и неграмотных решений сотрудников ПФР.

Запрос в пенсионный фонд о размере пенсии

Данный вид обращения является своего рода отправной точкой в решении вопроса о незаконности действий пенсионного фонда. Для того, чтобы понять правильно ли производится начисление пенсии, следует запросить у государственного органа конкретный расчет начисляемой выплаты. Ответом пенсионного фонда на такое обращение будет являться подробный расчет с математическими действиями, по итогам которого будет ясно каким образом произведен подсчет итогового размера пенсии.

Только в результате полученного ответа возможно решать вопрос, как пересчитать пенсию через суд.

Важно отметить, что запрос о размере пенсии адресуется в тот территориальный орган, где в данный момент производится выплата. Дополнительно к заявлению следует приложить документы, подтверждающие нахождение на пенсии в момент обращения.

Запрос в пенсионный фонд об отчислениях

Одним из составляющей расчета размера каждой пенсии является размер произведенных отчислений в пенсионный фонд. В этой связи, помимо общего запроса о расчете пенсии, немаловажно затребовать из государственной структуры информацию о периоде и размере имеющихся отчислений.

Сведения о производимых взносах также являются самостоятельным доказательством о периоде работы гражданина. По этой причине путем получения ответа о периоде отчислений возможно требовать от пенсионного фонда учета конкретного трудового стажа даже в случае возникновения трудностей с представлением трудовой книжки.

Следует отметить, что частичный либо полный отказ учитывать произведенные отчисления в ПФ при расчете пенсии является достаточным основанием для пересмотра общего размера пенсии, в том числе в случае, пенсия медработникам за выслугу лет в суде.

Как подать запрос в пенсионный фонд?

Запрос в Пенсионный фонд

Обращение в ПФ производится по всем пенсионных делам. Необходимость изначального назначения пенсии, обращение за досрочной пенсией, требование о перерасчёте – все это обуславливает необходимость подать запрос в пенсионный фонд. Соблюдение данной процедуры также обязательно для последующего обращения в судебные органы.

По общему правилу рассматриваемое заявление подается по месту жительства гражданина. Поэтому при решении вопроса как начать оформление пенсии по возрасту изначально следует определиться с конкретным территориальным пенсионным органом. Это имеет принципиальное значение, поскольку не верно избранный адресат заявления почти наверняка послужит причиной отказа в назначении пенсии.

Заслуживает внимания то, что именно для первоначального назначения любого вида пенсии законом установлена обязательная форма заявления. Во всех остальных ситуациях каких-либо требований к форме и тексту обращений не закреплено.

Подать заявление на оформление пенсии возможно одним из следующих способов:

  1. Посредством системы ГосУслуги
  2. Личное обращение
  3. Путем Почты России
  4. Курьерская доставка

Гражданин на свое усмотрение вправе выбрать любой из перечисленный вариантов доставки оформленного заявления в ПФ. Никакого значения для принятия пенсионным органом итогового решения по заявлению способ подачи не имеет.

Стоит не забывать, при пенсионным фондом проводится тщательная работа для ответа на вопрос в каких случаях назначается досрочная пенсия по каждому заявлению. В этих целях государственным органом может быть поставлена под сомнение реальность работ. С учетом данных обстоятельств дополнительно к заявлению немаловажно приложить документы предприятия-работодателя, которые также помогут для положительного исхода при назначении пенсии. Подобного рода документы должны подтверждать, что у предприятия имелось необходимо оборудование, в предусмотренных законом случаях специальное разрешение на такие работы и так далее.

Смотрите также наше видео с канала YouTube с советами адвоката, пишите комментарии к ролику и Вы получите профессиональный ответ, что является выгодным предложением с сокращением времени на получение обратной связи:

Адвокат по составлению запроса в ПФ РФ в Екатеринбурге

Следует иметь в виду, что форма запроса в пенсионный фонд не имеет строгого регламентирования в законодательстве, что, однако, не избавляет заявителя составлять его в корректном формате с учетом ряда нюансов.

В своих обращениях к ПФР адвокат может сделать запрос в пенсионный фонд по вопросам:

  • зарплаты, с которой начислялись пенсионные начисления;
  • подтверждения стажа (в том числе льготного) и пр.

Юридическая помощь со стороны нашего пенсионного адвоката пройдет: профессионально, выгодно и в срок.

Отзыв о нашем пенсионном юристе


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: