Как оценить возврат инвестиций в персонал

Обновлено: 02.07.2024

Наша компания сопровождает инвестиционные проекты на всех этапах жизненного цикла. Сегодня — об оценке бизнеса как инструменте подготовки компромисса между позициями сторон по поводу цены. Вот наиболее часто применимые методы оценки рыночной стоимости, с которыми может столкнуться предприниматель-продавец.

По понесенным затратам

Основа этого подхода — вера, что такой же бизнес может быть создан другими людьми за сравнимые сроки и с сопоставимыми затратами. Если предприниматель соглашается на это, возникает вопрос: во сколько обошлось создание и развитие компании до сегодняшнего дня. Наиболее характерные темы для обсуждения:

На нашей практике оценку по затратам чаще всего предлагают бизнес-ангелы, желающие снизить для себя порог вхождения в стартапы. Предприниматель должен сам решать, насколько остро ему нужно получить инвестиции, чтобы согласиться с заведомо низким уровнем оценки. Иногда живой и растущий бизнес, оцененный низко, лучше, чем высоко оцененный бизнес, который пришлось закрыть из-за недостатка оборотных средств.

По суммарной стоимости активов

Метод особенно хорош для владельцев крупных материальных активов: недвижимости, шахт, тоннелей, скважин и производств. В то же время этот метод часто дает искаженные или необоснованные оценки стоимости бизнесов, активно работающих с нематери­альными активами или занятых в инновационной сфере.

Как и в предыдущем случае, есть риск серьезной недооценки гудвила, заведомо невозможно учесть компетенции, качество и потенциал персонала в бизнесах, основанных на труде (labor intensive). Для таких бизнесов оценка по суммарной стоимости активов, как правило, тоже дает заниженные значения.

В нашей практике был предприниматель, который предложил новый способ проведения химических реакций между веществами в жидкой и газообразной фазе. Он утверждал, что его патент стоит €120 млн. К сожалению, это мнение не было подтверждено независимыми оценщиками и, как следствие, подтвердить высокую оценку его бизнеса ссылкой на патент не удалось. Через некоторое время проект получил необходимую финансовую поддержку, но совсем другими механизмами привлечения ресурсов и по гораздо более низкой оценке.

По отраслевым аналогам

В этом методе используются сведения о покупке/продаже близких по профилю компаний. Метод простой и в целом логичный: если похожие компании (или доли в них) продавались по таким-то ценам, то почему не взять их среднее значение за справедливую оценку, адаптировав эту оценку к данному конкретному бизнесу с помощью нехитрых коэффициентов, учитывающих масштаб и специфику. При подготовке оценки по отраслевым аналогам предприниматель должен задать себе, в частности, примерно такие вопросы:

  • Кто ваши конкуренты? Чем вы от них отличаетесь?
  • Какие сделки в России и мире проходили с похожими компаниями?
  • Насколько ваша компания уступает лидерам отрасли по качеству управления?
  • Насколько ваш географический рынок отличается от рынка, на котором действуют компании с известной ценой?
  • Следует ли при оценке вашей компании применять отношение стоимости к обороту, или к показателю EBITDA, или к чистой прибыли?
  • Если в вашем проекте важна аудитория, то какое отношение цены сделки к объему аудитории было в похожих сделках, а главное, следует ли его учитывать для вашего проекта?

Метод дает возможность получить практически мгновенную оценку. Но любые мультипликаторы принципиально показывают усредненные свойства отрасли (и то, если верно подобраны аналоги!) и не зависят от вашего бизнеса — они могут измениться по абсолютно не зависящим от компании причинам (например, экономический кризис в той стране, откуда взято большинство аналогов) и тем самым заведомо неточно соответствуют свойствам объекта оценки. Если вы интенсивно развиваете бизнес, активно используете реинвестирование прибыли, то оценка по аналогам может оказаться для вас прямо невыгодной: на такой стадии жизненного цикла компании ее EBITDA может быть отрицательной, прибыль — отсутствовать, а оборот еще весьма далек от запланированного уровня!

По прогнозу денежного потока

  • Сколько вы сейчас зарабатываете?
  • Когда планируете достигнуть точки безубыточности?
  • Когда будет достигнута окупаемость?
  • Какие у вас планы по доходности/прибыльности на следующие 5 лет?
  • Каковы ваши оптимистические прогнозы?
  • …а теперь объясните разницу между консервативным и оптимистическим прогнозами!

Идея метода проста: бизнес стоит столько, сколько он принесет денег в будущем, но текущая оценка определяется с дисконтированием, так как деньги за долю в бизнесе будут заплачены уже сегодня (discounted cash flow — DCF). Практика оценки выработала несколько подходов к определению коэффициента дисконтирования. Все они, однако, основаны на сопоставлениях с общими рыночными факторами и экспертных оценках. А раз так, то получается, что инвестор должен принять на веру прогноз предпринимателя, а предприниматель — поверить в корректность экспертизы инвестора. Дискуссии, возникающие по этому поводу, могут быть более плодотворны, если предприниматель знает основы финансовой математики (IRR, NPV, CAPM, beta и пр.) Это в принципе несложно, но требует практики.

Вот, например, ситуация: наш клиент (предприниматель) претендовал на оценку в $40 млн, но все наши расчеты по его же прогнозам показывали значение оценки в два раза более низкое. Мы отказались привлекать инвестиции по сильно завышенной, на наш взгляд, оценке. Клиент начал работу по привлечению самостоятельно и через 10 месяцев заключил инвестиционный договор по оценке $22 млн. Но за эти 10 месяцев появились конкуренты-заменители, которые доставляют предпринимателю массу проблем и поныне, но это уже совсем другая история…

Ускользающий оптимум

Получается, что справедливой оценки не бывает? Вовсе нет, справедливой является оценка рыночной стоимости, построенная по любой общепризнанной методике, вы можете спорить и добиваться своего. Других ориентиров просто не существует. Нужно точно понимать, что каждый подход к оценке обладает своими достоинствами и недостатками:

Необходимо учитывать, что оценка является необходимым предварительным ориентиром, только в результате переговоров можно перейти к окончательной цене. Цена — продукт компромиссов и атрибут конкретной сделки. Если приобретатель доли в вашем бизнесе заинтересован очень сильно, то цена может превысить оценку. Однако важно понимать, ПОЧЕМУ ваш бизнес нужен ему так сильно и верно прогнозировать развитие событий после того, как у вас появится новый акционер и начнут работать новые, коллегиальные органы управления.

Вместе с тем любому предпринимателю, который планирует привлечение инвестиций или продажу доли (или всего) бизнеса, можно порекомендовать шесть несложных тактик работы с инвестором/приобретателем, которые помогают в достижении компромисса:

Использование этих тактик не гарантирует высокой цены, но по крайней мере позволит избежать необоснованно низких оценок.

Читайте также: