Плата за наем муниципального жилого помещения законно ли

Обновлено: 18.05.2024

На основании частей 3 и 4 статьи 155 ЖК РФ, Наниматель социального жилья обязан производить оплату по заключенному договору. Тариф формируется индивидуально для каждого объекта и зависит от многих факторов (месторасположение, благоустройство, качество жилья и услуг).

Помимо этого, плата за наем может корректироваться в зависимости от жизненных обстоятельств и материального положения проживающих.

Из чего состоят начисления?

Данные начисления сложно назвать прозрачными и понятными для большинства граждан, тем не менее, разобраться в механизме расчета необходимо. Знание того, что входит в квартплату, а также основ расчета начислений, помогут Нанимателю:

  • проверить правильность квитанций;
  • определить право на льготы и субсидии;
  • сохранить финансовую стабильность.

Плата за наем определяется в соответствии с государственной политикой и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ.

Система начисления платежей состоит из двух частей:

  1. Оплата коммунальных услуг и содержания жилья:
    • холодное и горячее водоснабжение (центральное, внутридомовое или от уличной колонки);
    • водоотведение (представляет собой отведение воды посредством бытовых стоков);
    • канализация;
    • электроснабжение;
    • газоснабжение (подача может осуществляться как путем сетей, так и посредством баллонов);
    • отопление (в объеме, необходимом для поддержания надлежащей температуры в жилом помещении);
    • работы по управлению многоквартирным домом;
    • текущий ремонт общего имущества.
  2. Оплата непосредственно за наем (фиксируется местной администрацией в расчете на 1 квадратный метр жилой площади) и включает в себя:
    • базовую сумму;
    • коэффициенты, характеризующие квартиру или дом:
      • месторасположение;
      • степень благоустройства;
      • уровень износа;
      • транспортная доступность;
      • и прочие характеристики.

Капитальный ремонт общего имущества проводится за счет собственника жилищного фонда.

Как и кем устанавливается?

Плата за наем регулируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ. Сумма ежемесячных платежей рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минстроя РФ N 668/пр и формируется органами местного самоуправления субъектов РФ.

В каждом субъекте РФ дополнительно существуют свои законодательные особенности,касающиеся социального найма.

Как правильно рассчитать?

Размер платы за наем рассчитывается по следующей формуле:

ПЛАТА за наем = Бр *Кб * Кс * П, где:

    1. Бр – Базовый размер оплаты, определяется путем умножения средней стоимости квадратного метра жилья на вторичном рынке, в данном муниципальном образовании на 0,001. Например, по состоянию на ноябрь 2017 года, в г. Таганроге средняя стоимость одного кв. метра составляет 38 257 рублей, в г. Йошкар-Ола – 36 366 рубля. Таким образом, получаем:
      • Бр (для г.Таганрог)=38257*0,001=38,3 р.
      • Бр (для г.Йошкар-Ола)=36366*0,001=36,7 р.

    Средняя цена 1 кв.м. на вторичном рынке жилья определяется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

    1. Кб – коэффициент качества и благоустройства жилья, состоит из 3-х параметров:
      • качество помещения;
      • благоустройство;
      • месторасположение дома.
    2. П – общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (кв.м).

    Оценка данного параметра происходит в интервале от 0,8 до 1,3. Для Таганрога Кб устанавливается согласно таблице:

    Благоустройство Кб
    1 Жилье со всеми основными видами удобств и лифтами 1,12
    2 Жилье со всеми основными видами удобств без лифтов 1,07
    3 Жилье со всеми основными видами удобств без лифтов, оснащенное газовыми колонками. 1,00
    4 Жилье без одного основного вида удобств 0,93
    5 Жилье без двух основных видов удобств 0,83
    6 Жилье с одним основным видом удобств 0,8

    Город Йошкар-Ола рассчитывает данный параметр согласно другой таблице:

    К1 Материал стен
    кирпичные, каменные, монолитные 1,3
    крупнопанельные, блочные 1,0
    деревянные, смешанные 0,8
    К2 Благоустройство
    жилые дома, имеющие все виды удобств 1,3
    частично-благоустроенные 1,0
    жилье без удобств 0,8
    К3 Месторасположение
    город Йошкар-Ола, с.Семеновка 1,3
    д.Акшубино, д.Апшакбеляк, д.Данилово, д.Игнатьево, д.Кульмаково, п.Нолька, д.Савино, д.Шоя-Кузнецовод, Якимово 0,8

    Кб здесь определяется по формуле (К1+К2+К3)/3. Кс – коэффициент соответствия платы, утверждаются исходя из социально-экономических условий в муниципальном образовании. Например, в Йошкар-Оле Кс = 0,1466, в Таганроге Кс= 1,4. П – общая площадь жилья в квадратных метрах. ПРИМЕРЫ:

    1. Плата за наем квартиры в г. Таганроге площадью 33 м.кв., в доме со всеми удобствами и лифтом, составит:
      • плата за наем = Бр *Кб * Кс * П;
      • плата за наем = 38,3*1,12*1,4*33=1 982 р.
    2. Социальный наем деревянного дома в Йошкар-Оле площадью 56 м.кв., без удобств, будет стоить:
      • плата за наем = Бр *Кб * Кс * П, где Кб= (К1+К2+К3)/3;
      • Кб= (0,8+0,8+1,3)/3=0,97;
      • плата за наем =36,7*0,97*0,1466*56=292 р.

    Расчет коммунальных платежей

    В тех квартирах и домах, где не установлены приборы учета, расчет производится по формуле.

    Сумма платежа=N*T*L, где:

    • N – норматив на одного человека.
    • T — тариф на услугу.
    • L — количество прописанных в квартире граждан.

    При наличии счетчиков, оплата взимается только за то количество ресурса, которое было использовано.

    Когда и кому оплачивать?

    Платежи по квитанциям должны вноситься не позднее 10-го числа, на основании платежных документов, представленных до 1-го числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ст. 155 ЖК РФ).

    Ответственность за своевременную оплату возлагается непосредственно на Нанимателя. Однако, в случае когда в помещении одновременно проживают, например, разведенные супруги, счет можно разделить. Процедуру разделения осуществляют в Едином расчетном центре или ближайшем МФЦ (многофункциональном центре).

    Внесение оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги

    Существует, как минимум пять способов оплатить наем и коммунальные услуги:

    • в кассе банка;
    • в почтовом отделении;
    • через банкомат;
    • с помощью платежного терминала;
    • на сайте банка (при условии подключения такой услуги).

    Минимальный и максимальный размер

    Полностью или частично освобождаются от внесения платы за наем, граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма и признанные в установленном порядке малоимущими (статья 156 ЖК РФ). Размер платы за наем жилья не может превышать максимальный порог, который определяется в каждом субъекте РФ индивидуально. Этот показатель зависит от следующих факторов:

    1. месторасположение наемных домов социального использования;
    2. потребительских свойств и уровня благоустройства;
    3. площади квартиры.

    Субсидии

    На государственном уровне разработаны программы поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая помощь является целевой и выдается в виде субсидий. Для того чтобы претендовать на полное или частичное погашение квитанций на оплату жилья за счет бюджетных средств, Наниматель должен доказать что, расходы на квартплату составляют больше 22 % дохода его семьи (в некоторых регионах этот порог меньше).

    Субсидия выдается только при условии отсутствия долгов по оплате ЖКХ (как минимум – за последние полгода).

    Кроме малоимущих, существуют другие категории лиц, имеющих право претендовать на субсидии:

    • молодые семьи;
    • многодетные семьи;
    • молодые люди, готовые работать в сельской местности;
    • инвалиды и дети-инвалиды;
    • пенсионеры;
    • матери-одиночки.

    Для получения субсидии необходимо обратиться в отдел соцзащиты населения или ближайший МФЦ (многофункциональный центр).

    Обратите внимание! Сумма выплаты не одинаковая для всех. В каждой категории свои критерии и суммы компенсации.

    Особое внимание стоит уделить сбору информации о доходах, так как это понятие включает в себя не только заработную плату, но и следующие финансовые поступления:

    1. документы о стипендиях и пособиях;
    2. справка о размере пенсии;
    3. все справки о дополнительном заработке и другое.

    Отсутствие работы тоже требуется подтвердить документально.

    Кто и как изменяет ее размер?

    Сумма платежей по договору соц.найма квартиры, дома или комнаты в общежитии может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы в порядке, установленном в соответствии 5 частью статьи 156.1 ЖК РФ.

    В заключение, стоит напомнить, что начиная с января 2017 года повышающий коэффициент к нормативу потребления воды увеличен в полтора раза, то есть, при отсутствии приборов учета, сумма оплаты возрастет на 50%. Также государственные структуры получили право отключать подачу воды и света, если гражданин своевременно не оплатил указанную в платежной квитанции сумму.

    Для нанимателя социального жилья долг за пользование жилым помещением может стать причиной выселения.

    Плата за наем помещений муниципального жилищного фонда является доходом бюджета муниципального образования. Однако повсеместно ОМСУ возлагают на управляющих МКД обязанности по начислению, сбору платы, ведению лицевых счетов и даже взысканию задолженности и начислению пеней. На что следует обратить внимание УК и ТСЖ, которые являются исполнителями указанных услуг по соглашению с ОМСУ?

    Комплекс обязанностей управляющего по соглашению с ОМСУ

    Прежде всего важно понимать, что управляющий МКД не является кредитором в обязательстве нанимателей помещений по внесению платы за наем и получателем платы. Это прямо следует из ч. 3 ст. 155 ЖК РФ: наниматель жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносит плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. В силу ч. 15 той же статьи наймодатель вправе осуществлять расчеты с нанимателем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, ведущих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

    Деятельность по приему наличных платежей физических лиц в пользу иных организаций строго регламентируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Таким образом, обязательства, вытекающие из комплексного соглашения между управляющим МКД и местной администрацией о взаимодействии по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем, следует разделить на два блока:

    • услуги по приему наличных денежных средств в счет платы за наем и дальнейшему перечислению их наймодателю;
    • услуги по начислению и взысканию платы за наем.

    Даже если в соглашении с администрацией не прописаны такие обязанности управляющего МКД, как, например, использование ККТ и выдача плательщикам чека с особыми реквизитами, использование специального банковского счета, предоставление определенной информации в месте приема платежей, данные обязанности возникают на основании Федерального закона. Кстати, поставщик (наймодатель) также должен принимать денежные средства от платежного агента только на специальный банковский счет (см. ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ). Если УК заключила договор на прием платежей с РКЦ, последний в части приема платы за наем является платежным субагентом, а это налагает определенные ограничения (см. ч. 7 той же статьи) .

    В статье Д.В. Дурново "Прием платежей через третьих лиц" (N 9, 2013) рассмотрена аналогичная ситуация, когда УК по договору с оператором связи собирает плату за пользование коллективной антенной.

    Принципы начисления платы за наем

    Особо следует сказать о начислении платы за наем. Обязанность по ее внесению возникает у нанимателя с момента заключения договора социального найма или договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (п. п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Соответственно, плата начисляется, если наниматель занимает помещение по такого рода договорам. Прекратить начисление платы за наем необходимо после приватизации квартиры. Соглашением между управляющим МКД и ОМСУ следует предусмотреть обязанность наймодателя передавать управляющему актуальную информацию для начисления платы за наем.

    Можно ли указывать в платежном документе реквизиты УК?

    В платежных документах, в которых начисляется плата за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, всегда должны быть приведены реквизиты исполнителя. Это прямо предусмотрено, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. "б" п. 69).

    В Письме от 21.01.2015 N 966-ОД/04 Минстрой России разъяснил: банковские реквизиты платежного агента или банковского платежного агента могут быть указаны в платежном документе только в случае, если он является исполнителем коммунальных или жилищных услуг в многоквартирном доме, для потребителей которого заполняется платежный документ (см. также Письмо Минрегиона России от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07).

    Следует предостеречь управляющих МКД. Все чаще в судебных решениях можно встретить такой вывод: собственники жилых помещений в МКД должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги УК, которая управляет данным домом, плата иным организациям может перечисляться только на основании решения собрания собственников жилья. Вывод приводится в случаях, когда потребителям предлагается уплачивать денежные средства на счета РКЦ (Постановление АС ЦО от 07.04.2016 N Ф10-742/2016 по делу N А62-2433/2015) или РСО (Определение ВС РФ от 27.01.2015 N 310-КГ14-9029). В Решении ВС РФ от 05.05.2014 N АКПИ14-197 уточнено, что способ исполнения обязательства по внесению платы за коммунальные услуги (порядок, срок, форма) устанавливается договором и может быть изменен только по решению общего собрания.

    С учетом того, что в ЖК РФ прямо сказано, что плата за наем вносится наймодателю, навязывание нанимателям условия о перечислении платы за наем УК (путем указания банковских реквизитов УК в платежном документе) по аналогии может быть признано незаконным. Одновременно способ исполнения обязательства наймодателя по внесению платы за наем может быть изменен договором. Поэтому, если в договоре социального найма, найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда предусмотрено, что плата за наем вносится УК, последняя вправе указывать в платежных документах (в части платы за наем) свои банковские реквизиты. В противном случае в платежном документе следует заполнить разд. 2, в котором приводятся реквизиты наймодателя (см. примерную форму, утвержденную Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр).

    Бухгалтерский учет

    Как уже было сказано, у нанимателей не возникает обязательство перед управляющим МКД по внесению платы за наем. Поэтому исполнение условий соглашения с ОМСУ в виде выполнения действий по начислению платы представляет собой лишь записи в лицевых счетах и выставление сумм к уплате в платежных документах. В бухгалтерском учете нет оснований формировать дебиторскую задолженность нанимателей в части платы за наем.

    При фактическом поступлении средств следует отнести данные суммы на расчеты с ОМСУ. Чаще всего по условиям соглашения из поступивших сумм можно удержать вознаграждение, определяемое из расчета, как правило, максимум 5% фактически поступивших от населения сумм за расчетный месяц. Основанием для формирования записи по начислению вознаграждения за комплекс услуг (начисление, сбор, взыскание) является акт об оказании услуг, форма которого обычно прилагается к соглашению с ОМСУ.

    Пример. Действуя на основании соглашения с ОМСУ о взаимодействии по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем, УК начислила за апрель 2016 г. плату за наем по домам, находящимся в ее управлении, в сумме 56 000 руб. В апреле получены денежные средства в виде платы за наем в размере 47 000 руб. (на специальный счет от РКЦ). Согласно акту об оказании услуг за апрель размер вознаграждения УК составил 2350 руб. Вознаграждение удержано из поступивших от нанимателей сумм, причитающиеся ОМСУ суммы перечислены ему. УК применяет УСНО.

    В рабочем плане счетов УК к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыты субсчета 76-6 "Расчеты с нанимателями по плате за наем", 76-7 "Расчеты с ОМСУ".

    На сегодняшнее время большой процент жилых помещений не находится в собственности граждан и принадлежит государственным органам, предприятиям либо муниципалитету.

    Порядок проживания в таких объектах недвижимости регулируется отдельными нормативными актами. Естественно, что проживание в них не бесплатно, и граждане должны платить за это. Какова плата за найм муниципального жилья рассмотрим далее.

    Законодательное регулирование

    Законодательная база

    Законодательство о предоставлении социального жилья

    Под муниципальным или государственным жилым помещением подразумевается такой объект недвижимости, который на праве оперативного управления, распоряжения принадлежит региональным или муниципальным органам власти, либо их субъектам хозяйственной деятельности (служебные квартиры).

    Сразу нужно сказать, что если жилые объекты принадлежат частным предприятиям или организациям, то на такие квартиры или домовладения не распространяется понятие муниципального или регионального жилья.

    Теперь перейдем к нормативным актам, которые регулируют порядок найма таких жилых помещений.

    1. Жилищный кодекс. Это основной законодательный акт, который регулирует данные правоотношения. Он дает понятие найма муниципального жилья, которое еще называют социальным, а также регулирует вопросы по оплате за пользование им. Кроме этого данный нормативный акт говорит о том, что граждане, проживающие в муниципальных и государственных квартирах, обязаны платить за комуслуги.
    2. Второй нормативный акт, это Постановление Правительства о правилах и порядке проживания в муниципальном жилье, а также устанавливающее граничные суммы оплаты за пользование им.
    3. Следующие нормативно-правовые акты, это различные решения органов муниципальной власти, которые устанавливают плату за найм муниципального жилья, а также пользование коммунальными услугами.

    Еще нужно уделить внимание нормативным актам, которые выдаются государственными органами и Правительством и устанавливают цены на некоторые комуслуги, такие как свет, газ, теплоснабжение.

    Нужно знать, что существует также и судебная практика по некоторым вопросам найма государственного и муниципального жилья. Она касается порядка принудительного выселения и приватизации.

    Из каких составных частей формируется плата за такие жилые помещения?

    Расчет платы за найм социального жилья

    Плата за найм муниципального жилья

    Несмотря на особый правовой режим такого жилья, граждане, которые его используют по назначению, обязаны вносить определенную плату.

    Сразу нужно оговориться, что она четко регламентируется нормативными актами, и не может превышать ту стоимость, которая будет установлена.

    Теперь рассмотрим вопрос о том, из каких составных частей формируется оплата:

    • тариф (его еще называют платеж) за пользование жилым помещением, то есть главный наниматель обязан платить такую плату за проживание (аренду) в муниципальном или государственном жилье;
    • коммунальные услуги, то есть граждане, проживающие на таких квадратных метрах, пользуются светом, водой, газом, теплом и другими комуслугами, за которые они обязаны вносить плату;
    • ремонт, то есть муниципальные или коммунальные квартиры находятся в многоэтажных домах, которые должны периодически ремонтироваться (например, чтобы не текла крыша, были ухоженные подъезды).

    Исходя из этого, плата за муниципальное жилое помещение состоит из трех компонентов. Теперь нужно выяснить каким образом устанавливаются данные тарифы.

    С коммунальными услугами все понятно, они оплачиваются согласно приборам учета, которые могут быть установлены в жилых помещениях или многоквартирных домах. Устанавливают цены на них государственные или муниципальные (региональные) органы.

    Теперь рассмотрим плату за ремонт и пользование жилым помещением. Привязка ее идет к одному квадратному метру. При этом в метраж квартиры входит не только полезная (жилая площадь) но и вспомогательная (туалет, ванная комната, коридор, балкон).

    Например, если общая площадь жилья будет 60 квадратных метров, а полезная 45, то начисления будут идти на 60 квадратов. Плату за ремонт устанавливают муниципальные или региональные органы власти.

    Плату за найм устанавливает Правительство, своими постановлениями, но они закрепляют низший и верхний пороги. В свою очередь местная власть, устанавливает конкретную цену за квадратный метр, которая не должна быть ниже минимума и выше максимума, установленного Правительством.

    Важно запомнить, что плата за аренду должна пересматриваться один раз в три года. Но на это требование не распространяется индексация (пересчет в результате инфляции). То есть цена может повыситься в зависимости от произошедшей инфляции за прошедший год.

    Кому начисляется плата за найм жилья?

    Кому начисляется оплата за найм муниципального жилья

    Кто должен оплачивать стоимость аренды и коммунальных услуг за найм социального жилья?

    Естественно, что все граждане, которые пользуются такими жилыми помещениями, обязаны платить за него установленную плату. Но есть такое понятие, как социально незащищенные граждане.

    К ним относятся такие лица, совокупный доход которых является ниже допустимого порога. То есть каждый год принимается Закон о государственном бюджете, в котором указываются прожиточные минимумы на детей, взрослых, и пожилых лиц.

    Исходя из этого, если семья, по совокупности своих доходов падает ниже прожиточного минимума, то они автоматически относятся к социально не защищенным (малообеспеченным).

    Этот статус освобождает их от платы за пользование муниципальным или государственным жилым помещением. Но за комуслуги и ремонт они обязаны платить.

    Важно запомнить, что отнесение граждан к категории социально незащищенных происходит каждые 6 месяцев. То есть по — прошествии данного срока семьи, получившие такой статус должны подавать документы на его продление.

    Сроки оплаты за жилое помещение

    Срок оплаты платежей за найм муниципального жилья

    Сроки оплаты платежей. Фото № 4

    Это тоже интересный вопрос. Все лица, которые проживают в муниципальном жилье, обязаны производить оплаты, при этом с ними должны быть подписаны и заключены договора о социальном найме жилых помещений. В них указываются сроки внесения платы.

    Если такие договора, по каким — либо причинам не заключены, но граждане фактически пользуются жилым помещением, тогда регулирует данный вопрос Постановление Правительства, о котором было указано выше.

    Соответствующая оплата за предыдущий месяц должна быть осуществлена до 10 числа следующего месяца.

    Таким образом, юридическая практика выделяет два срока оплаты:

    • согласно заключенного соглашения о социальном найме;
    • согласно Постановления Правительства.

    Теперь рассмотрим вопрос о возможных правовых последствиях, которые могут наступить, если не платить за пользование жильем.

    Гражданский кодекс гласит о том, что за невыполнение договорных обязательств (данном случае невнесения платы) могут начисляться различные штрафные санкции. Юридическая практика по таким спорам говорит о том, что может начисляться пеня.

    Под пеней подразумевается определенная сумма, которая насчитывается в процентах к долгу (в данном случае ставка рефинансирования Центрального банка), за каждый день просрочки. Исходя из этого, сумма долга возрастает, и неплательщик должен будет заплатить не только сумму долга, но и пеню.

    Среди часто встречающихся вопросов, которые возникают у нанимателей, это могут ли выселить за долги, и назначаются ли субсидии на начисления за пользование жильем.

    О субсидиях будет рассказано ниже. А вот насчет выселения можно с уверенностью сказать, что сделать такого не могут. Вызвано это требованием Жилищного кодекса, который говорит о том, что в случае наличия оснований для выселения, гражданам, которые попали под такие санкции должно быть предоставлено временное равнозначное жилье. То есть фактически отдано в социальный найм.

    Для органов муниципалитета это проблема, поэтому они ограничиваются подачей заявлений в суд, и последующим взысканием задолженности через судебных приставов.

    Росреестр - работала государственным регистратором прав. Начальник отдела имущества. Помогаю решать проблемы, возникшие с недвижимостью.

    Жилое помещение может находиться у нанимателя по договору социального или служебного найма. Ни один вид договора не отменяет обязанности пользователя исполнять условия договора по оплате за найм.

    В определенное время у пользователя может возникнуть желание обратиться в уполномоченные органы за передачей жилья в собственность (приватизацией). Собственники или балансодержатели проверяют, в том числе и наличие задолженности по договору найма.

    В случае имеющегося долга, решение о приватизации может быть отложено до погашения таковой.

    При наличии сложной финансовой ситуации между сторонами может быть заключено соглашение о рассрочке платежа до принятия решения о приватизации, но даже в таком случае обязанность по полному погашению долга никто не отменял. В случае не оплаты, передавшая жилье сторона может обратиться в суд о взыскании долга.

    Интересно знать, что физические лица могут быть признаны банкротами. Если наниматель будет признана банкротом, то есть не может оплатить долг в силу плохого финансового состояния, то задолженность спишется.

    Субсидии

    Кому положены субсидии по оплате платежей за наем муниципального жилья

    Предоставление субсидий по оплате платежей за наем муниципального жилья

    Если рассматривать законодательство о субсидиях, то можно сделать следующие выводы. Они распространяются только на коммунальные услуги, а также ремонт. Но малообеспеченные граждане, как было указано выше, вообще могут быть освобождены от платы за найм.

    Чтобы получить субсидии, граждане должны соответствовать некоторым критериям, при этом они могут быть и не отнесены к малообеспеченным или социально незащищенным гражданам.

    Основным требованием для начисления субсидий является совокупный уровень дохода семьи, или конкретного человека, при этом на их оплату должно уходить больше 15-20% совокупного дохода.

    На примере это будет выглядеть так. Совокупный доход семьи 30 тысяч рублей, а на комуслуги уходит 15 тысяч рублей (это 50%). Значит семье положены субсидии, и их можно оформлять.

    Единственно на что нужно обратить внимание так это на то, что в расчетную базу для субсидий не будет входить ежемесячная стоимость найма муниципального или государственного жилого помещения.

    Важно запомнить, что субсидии не даются тем гражданам, которые имеют задолженность по коммунальным услугам. Как мы уже определились, плата за пользование жильем не входит в них, поэтому задолженность по ней не будет основанием для отказа в субсидиях.

    Плата за пользование социальным жильем состоит из трех основных частей и устанавливается государственными и муниципальными органами. При своевременной неуплате на граждан могут быть наложены финансовые санкции в виде пени.

    О начислении оплаты за найм муниципального жилья вы также можете узнать, посмотрев видео:

    Искал, читал в интернете, но однозначного ответа не получил!

    А вопрос мой, даже не вопрос а просьба:-Я вам здесь напишу за какие услуги мне приходит квитанция. А вы мне просто скажите должен ли я это всё оплачивать или мне подсовывают что-то лишнее, обманывая меня! Прошлый раз я от вас узнал, что оказывается мне совсем и не нужно оплачивать капремонт и это хорошо, мне стало чуть радостнее жить.

    ЖИВУ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

    1) Аварийка - 41 руб.

    2) Дератизация и дезинсекция- 5 руб.

    3 )Текущий ремонт - 104 руб.

    4) Техническое содержание 65 руб.

    5) Уборка лестничных клеток 60 руб.

    6) Уборка придомовой территории 65 руб.

    7) Управление МЖД 79 руб.

    Вот эти семь услуг, которые на меня повесили! Я себя плохо чувствую от всего этого количества, НАВЯЗАННЫХ МНЕ УСЛУГ!

    Пожалуйста объясните мне КОРОТКО в чём меня надувают! Ведь я каждый месяц оплачиваю 250 рублей за соцнаем!

    Добрый день, Геннадий!

    Согласно подпункта я части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

    Однако всё вышеперечисленное входит в состав платы по содержанию общего имущества. И вносится она в адрес организации обслуживающей дом. Запросите копию договора управления и протокола общего собрания собственников где утверждался размер платы за помещения. Оплата платы за содержание общего имущества — это обязанность нанимателя

    Здравствуйте Евгений! Вот такие витиеватые юридические трактовки, они, видно, специально придуманы чтобы простой человек, ожидающий увидеть конкретный и простой-однозначный ответ, так ничего и не понял.

    Ну вот, вроде мне это и не надо оплачивать, как вы написали:

    Кроме текущего ремонта, технического содержания и управления МЖД.

    Но если мне это не надо оплачивать то зачем тогда мне что-то там у них запрашивать. Вы мне просто скажите, ЧТО Я НЕ ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬ ИЗ ЭТИХ УСЛУГ

    А я написал бы просто заявление на перерасчёт в управляющую компанию, что дескать они не законно брали с меня плату за услуги, которые я, как, живущий по договору соцнайма, не должен оплачивать и кормить их, паразитов…

    Вы не так поняли. Есть Минимальный перечень работ и услуг. Там конкретные виды перечислены за содержание. Ремонт не входит в этот перечень, но он есть. На него деньги собираются отдельно. Увправление МЖД — это вознаграждение управляющей компании. Обычно 10-15% от договора. А вто что такое техническое содержание — требуется расшифровка. Поэтому я и рекомендовал Вам запросить копию договора управления. Там все графы, что у Вас в квитанции должным быть расписаны, за что и с сколько.

    По просьбе администрации сайта вступаю в вопрос.

    В соответствии с частью 1 статьи 15 ЖК РФ:

    1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
    1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
    2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,…

    Все 7 видов платежей, которые Вы перечислили, в принципе являются частью платы за содержание жилого помещения, которая оплачивается в дополнение к плате за наем.

    То есть если данные платежи в указанных Вами размерах утверждены общим собранием собственников, то они обязательны для всех: как для собственников, так и для нанимателей по договору соц.найма.

    А вот утверждены эти платежи или нет, это, как указал коллега Антипов Евгений, видно из соответствующего протокола общего собрания собственников, который Вы вправе запросить.

    С Уважением,
    Рябинин Олег

    Благодарю вас Олег! Только это общага и собственник — государство

    Добрый день, Геннадий!

    В части общего собрания и того что собственник — Российская Федерация.

    Согласно положений части 1 статьи 48 Жилищного кодекса РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

    Жилищное и гражданское законодательство не ставит в зависимость от типа собственности (частная, государственная или иная) на право на участие в общих собраниях.

    То есть от того, что собственник — Российская Федерация, это не значит, что общее собрание не проводилось или что собственник не принимал в нём участие.

    Я с членами своей семьи проживаю в сельской местности в муниципальном жилье, прописка имеется. В данной квартире ранее проживала семья, которая до сих пор также прописана в данной квартире, но проживает в другом доме. Я ежемесячно оплачивала коммунальные услуги: квартплату, за отопление, за электричество, за газ, выкачку канализации, за воду. Договор соц. найма с нами никто не заключал, т.к он был заключен с ранее проживающим нанимателем жилого помещения. С его разрешения и разрешения наймодателя меня и членов моей семьи прописали в эту квартиру. 27.01.2019 года приходит человек из администрации сельского поселения и даёт мне договор социального найма, который я должна подписать задним числом от 1 августа 2014 года. Воспользовавшись ресурсами интернет, я увидела, что, если я подпишу договор социального найма задним числом, то на меня возложат плату за капремонт почти за 5 лет ( об этом говорится в приложении №1 Самарской области к постановлению № 1883). За договором соц. найма мы обращались несколько раз, но нам говорили завтра, послезавтра, некогда нам. Собственником жилья является сельское поселение, т.е муниципалитет. Правомерны ли действия администрации сельского поселения по заключению договоров соц. найма задним числом? На какие статьи и законы могу опираться, об отказе подписать договор соц. найма задним числом. Я согласна заключить договор, но с той даты, когда администрация обратилась ко мне для его заключения 27.01.2019 года

    Квартира не приватизирована. В ней прописаны 5 человек, четверо - дети и внуки квартиросъемщика, который умер. Договор соц найма заключён не был. Пятый человек - не родственник, бывшая жена умершего квартиросъемщика. Бывшая жена умершего квартиросъёмщика препятствует в приватизации данной квартиры, при этом приватизировала свою квартиру. Так как она прописана в данной квартире не даёт согласие на заключение договора соц. найма, без которого приватизация невозможна. Вопрос: каким образом можно заключить договор соц.найма, чтобы затем приватизировать квартиру? Понятно через суд, но на кого подавать иск, на бывшую жену - понуждать её в заключении договора соц. найма или на администрацию?

    Хотели приватизировать квартиру и обратились в администрацию чтобы получить договор соц.найма,а администрация утеряла этот договор,сказали,что его нет,он утерян и восстанавливайте его сами,что делать??

    Здравствуйте. Мы прожили с мужем 12 лет. Пять лет назад, как военнослужащему, мужу выдали квартиру по договору соц.найма. Должны были выдать однушку, но так как есть я, нам дали двушку. Я вписана в договор и мы оба прописаны там. Все коммунальные платежи оплачивает муж. Отношения разладились, дело идет к разводу. Я поставила условие, чтобы сначала муж приватизировал квартиру, потом мы ее продаем и как то делимся, а потом идем и подаем на развод. У мужа уже другие отношения и он очень рвется и просит развестись. С моральной точки зрения я не против. Но тут у меня возникает страх по поводу жилья, что я могу остаться ни с чем, после развода. 1. Может ли меня муж после развода выписать без моего согласия и вообще, при каких условиях меня могут выписать из нашей квартиры? 2. Имеет ли он право выставить меня из дома? 3. Могу ли я после развода делать приватизацию квартиры на себя, если мы оба согласны на это? 4. Может ли он каким то образом выписать меня из договора соц.найма? 5. Если он продолжит оплачивать коммунальные услуги, то может ли это явиться основанием для того, чтобы заявить, что я не имею право претендовать на жилье? 6. Что еще можно и нужно еще сделать, как себя вести юридически грамотно, чтобы мне не остаться ни с чем? Заранее благодарю за консультацию))

    Добрый вечер! Моя семья хочет приватизировать квартиру. Выяснилось, что у нас есть только ордер, и нужно перед приватизацией сделать сначала договор соц.найма. Мы подали все документы в последних числах мая 2016 года. И до сих пор ждем. Нам сказали в МФЦ, что нам позвонят, когда договор будет готов. И никто не звонит. И неизвестно сколько это еще будет тянуться. Кому жаловаться на этот беспредел?

    Как рассчитывается плата за наем по договору соцнайма, за что платит арендатор и как происходит тарификация предоставляемых услуг?

    К особенностям договоров найма относится то, что одной из сторон соглашения (собственником помещениячастного жилфонда) являются органы госвласти либо уполномоченные организации, которые выступают от имени РФ как собственники жилплощади (ст. 91.2 ЖК РФ).

    Вследствие этого условия оплаты за аренду жилплощади по договору соцнайма отличаются от условий оплаты стандартного соглашения по аренде жилья. Как рассчитывается плата за наем по договору соцнайма, за что платит арендатор и как происходит тарификация предоставляемых услуг?

    Определение размера оплаты по договору соцнайма

    Статья 67 ЖК устанавливает важнейшую обязанность нанимателя - своевременный расчет за наем помещения ипредоставленные услуги. Как правило, оплата должна осуществляться не позже 10 числа месяца, следующего за прожитым. Договором могут быть установлены иные сроки расчетов за проживание.

    В какой форме и в каком размере будет осуществляться плата по договору найма жилья, должно оговариваться сторонами до подписания соответствующего договора и указываться в самом соглашении.

    Размеры оплаты, согласно жилищному законодательству, определяются органами госвласти, местными органами самоуправления инаймодателем на основании договоров об освоении территории.

    Согласно Постановлению от 12 декабря 2014 года №1356, объем оплаты определяется из расчета за один метрквадратный от общей площади помещения.

    В марте 2015 г. установлен граничный максимальный размер оплаты, которую муниципалитет может взимать зааренду жилых помещений. Установленный размер за аренду жилья может изменяться не чаще 1 раза на протяжении 3 лет (без учета процесса индексации).

    Что включается в плату за наем жилого помещения

    Одним из существенных отличий между соглашениями об аренде жилого помещения из жилфонда социспользования и соглашениями о найме является размер оплаты за жилплощадь и предоставляемые услуги.

    Так, согласно ч. 1.1 ст. 154 и ч. 2 ст. 156.1 ЖК, плата за аренду жилого помещения и за услуги по договорам найма жилфонда социспользования включае оплату за аренду жилплощади и за коммунальные услуги.

    Оплату за аренду жилплощади включает в себя выплаты:

    • связанные с приобретением, строительством или реконструкцией дома социспользования;
    • связанные с содержанием и текущим ремонтом квартиры;
    • на капитальный ремонт дома социспользования;
    • другие законодательно установленные расходы.

    Проживание в квартире, предоставленной по соглашению найма объектов жилфонда социспользования, обходится нанимателям дороже, чем по договорам соцнайма. Такая плата не является символической, как при аренде социального жилья. Размер платы устанавливается из расчета компенсации всех издержек из бюджета и затрат на строительство дома.

    Предоставляемые услуги также полностью оплачиваются нанимателями. В результате не требуется выделятьбюджетные средства на капитальный и текущий ремонты, на содержание здания. По предварительным данным, установленный размер платы позволяет окупить затраты, связанные с приобретением или постройкой домовсоциального использования через 25 лет.

    Расчет платы за пользование жильем

    Постановлением Правительства от 12.12.2014 №1356 определен новый порядокиндексации расчета за соцнаем жилых помещений по договору социального найма жилфонда соцального использования.

    Так, в размер платы по договору соцнайма жилых помещений входят:

    • расходы на приобретение и строительство помещения (строительно-монтажные работы, приобретение прав собственности, аренда, приобретение права на аренду земучастка, подготовка проектной документации,экспертиза, работы по строительству системы инженерно-технических сетей, расходы на подключение дома кинженерно-техническим сетям, расходы на благоустройство и так далее);
    • расходы на капитальные ремонтные работы, на само содержание здания социального использования;
    • расходы на оборудование бытовых помещений; расходы по укомплектованию жилого помещения техникой, мебелью, предметами обихода;
    • расходы по оплате кредитных процентов;
    • расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей;
    • расходы на возмещение господдержки при создании и эксплуатации дома социального пользования.

    Изменение платы, установленной соглашением

    Размер оплаты, указанный в договоре, может быть изменен наймодателем, но не чаще одного раза в 3 года. Исключение составляет ежегодная индексация. При изменении платы по договору найма жилого помещениясобственник должен сообщить нанимателю об этом за три месяца.

    В свою очередь, обязанностью нанимателя является информирование собственника об изменениях условий, которые дают право пользоваться жилплощадью по договору социального найма. К примеру, при повышении доходов нанимателей (что является основанием для пересмотра условий договора), последний должен проинформировать вторую сторону о таких изменениях в течение 10 дней со дня увеличения доходов.

    Кроме прочего, изменение размеров оплаты за жилье по договору социального найма происходит в результате приватизации жилья.

    Снятие начисления за услуги социального найма жилплощади и другие начисления должны проводиться с момента выдачи документа о госрегистрации прав собственности на квартиру. Если в квитанцию включают вышеуказанные начисления, но жилое помещение является собственностью лица, следует обратиться вотделение ЕРЦ (Единый Расчетный Центр) с заявлением, паспортом, документами о праве собственности.

    Коммунальные услуги: состав и порядок расчета

    Кроме оплаты за использование жилого помещения, плата по согласшениям социального найма включает также оплату предоставляемых услуг.

    Размер фактически потребленных услуг определяется на основании показаний учетного прибора(индивидуального или коллективного). В его отсутствие в расчет принимается норматив потребления,утвержденный госорганами (нормативы потребления электро- и газоснабжения) и местными органами самоуправления.

    В России существует два вида учета потребления услуг:

    Нормативы потребляемых услуг

    С 1 января 2016 года для тех граждан, у кого не установлены учетные приборы, нормативы увеличились наповышающий коэффициент. Но это относится к потребителям, которые имеют техническую возможность для установки счетчиков, но не устанавливают их.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 №1380, размер повышающего коэффициентасоставляет:

    • с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4;
    • с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5;
    • с 01.01.2017 - 1,6.

    Отметим, что согласно индексации размеров оплаты, ее рост варьируется в зависимости от регионов. Так, для жителей Москвы граничный порог повышения составит 7,5%, Санкт-Петербурга – 6,5. Тогда как для Новосибирской области тарифы вырастут не больше чем на 3,5%.

    Эта разница обусловлена климатическим и территориальным местоположением, развитостью инфраструктуры, степенью загруженности, видом энергоносителей и так далее.

    Автор статьи

    Кузнецов Федор Николаевич

    Кузнецов Федор Николаевич

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Читайте также: