К каким видам информации граждане россии имеют доступ без ограничений

Обновлено: 04.07.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 2 часа назад


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

Учитывая важность вопросов информационной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Доктриной отмечено, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии и идей национальной исключительности.

В Единый реестр, помимо информации, указанной в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, также включаются сведения об интернет-ресурсах, распространяющих материалы, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок рассмотрения уведомлений и направления в Роскомнадзор требований регламентирован соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 № 562.

В силу части 1 указанной статьи Федерального закона № 149-ФЗ владельцам информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых возможно обеспечение доступа к интернет- ресурсам, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, запрещается предоставлять возможность использования принадлежащих им информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов для получения доступа к таким интернет-ресурсам.

Деятельность по выявлению информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, позволяющих получить доступ к интернет-ресурсам с информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ведется органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ владелец программно-аппаратных средств обязан в течение трех рабочих дней после предоставления ему доступа к федеральной государственной информационной системе обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации программно-аппаратных средств для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен.

В силу части 10 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ в случае неисполнения владельцем программно-аппаратных средств обязанностей по подключению к федеральной государственной информационной системе и ограничению доступа к информационным ресурсам, информационно-­телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к принадлежащим такому владельцу программно-аппаратным средствам.

прокурор отдела по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных
отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, международно-правовому сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края


Ст. 88 ТК РФ устанавливает те ограничения, которых должен придерживаться работодатель в отношении операций с персональными данными о работнике. Рассмотрим возникающие по этой статье вопросы.

Ст. 88 ТК РФ: официальный текст

Статья 88 ТК РФ

Что относится к персональным данным?

Чаще всего персональные данные оказываются нужны работодателю, и обычно при трудоустройстве берутся у работника сведения, подтверждаемые:

Можно ли хранить копию паспорта в личном деле работника? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в материал.

  • трудовой книжкой;
  • свидетельством ПФР;
  • документами об обучении;
  • документами воинского учета;
  • дополнительными справками, удостоверяющими какие-либо необходимые для трудоустройства обстоятельства.

Получивший персональную информацию работодатель не только собирает и обрабатывает ее в пределах своего подразделения (службы персонала), но и передает в другие подразделения (бухгалтерию, юридическую службу), а также третьим лицам (ПФР, ФСС, ИФНС, банкам, органам внутренних дел, судам).

Какие требования содержатся в ст. 88 ТК РФ?

Ст. 88 ТК РФ, констатируя необходимость передачи персональных данных третьим лицам, устанавливает правила, с соблюдением которых она должна осуществляться работодателем:

  • такая передача возможна при наличии письменного согласия работника, если только ситуация не требует такой информации в связи с угрозой его жизни или здоровью или если иное не предусмотрено законодательно;
  • запрещается сбор информации о состоянии здоровья работника, за исключением той, которая необходима для оценки пригодности работника к выполнению его должностных обязанностей;
  • доступ к персональным сведениям о человеке может иметь ограниченное число сотрудников работодателя, при этом каждый из них должен использовать только те сведения, которые ему необходимы для работы;
  • правила обмена информацией между подразделениями работодателя следует закрепить во внутреннем нормативном акте, ознакомив с ними всех работников под расписку;
  • при всех процедурах, связанных с персональной информацией, должен соблюдаться режим максимальной конфиденциальности, независимо от того, на каком этапе это происходит: при сборе данных, передаче подразделениям работодателя или третьим лицам;
  • представителям работников персональная информация предоставляется в минимально необходимом для обозначенных целей объеме;
  • передав сведения третьему лицу, работодатель обязан предупредить его об ограниченном применении этих сведений (только в тех целях, для которых они переданы) и проконтролировать соблюдение этого условия.

ВНИМАНИЕ! Согласие на обработку сведений, разрешенных для распространения, нужно оформлять отдельно от других подобных документов.

Как и когда оформить согласие работника на работу с его данными?

Подавляющее большинство действий, осуществляемых работодателем с персональными сведениями о человеке, требует наличия письменного согласия работника (п. 1 ст. 9 закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Такое согласие обычно берут уже в момент оформления на работу, учитывая, что сбор персональных данных начинается непосредственно с момента трудоустройства. Оно считается добровольным и допускает возможность отзыва его работником.

Установленной формы у этого документа нет, но есть перечень обязательной информации, установленной Роскомнадзором в приказе от 24.02.2021 № 18 (действует с 01.09.2021). Согласие должно содержать следующую информацию:

Что нужно знать о биометрических персональных данных, см. здесь.

  • категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов;
  • условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных;
  • срок действия согласия.

Полный перечень сведений о работниках, являющихся персональными данными, вы найдете в КонсультантПлюс. Это важно знать, поскольку к персональной информации относятся не только сведения о работнике, но и его фото например. Есть и другие интересные моменты. А ведь за нарушения в работе с персональными данными установлены довольно существенные штрафы. Получите бесплатный доступ к системе К+ и переходите в Путеводитель. Это убережет вас от ошибок и позволит избежать ответственности.

Когда работник является несовершеннолетним, соответствующее согласие оформляется лицом, имеющим право на законное представление его интересов (родителем, опекуном, усыновителем). Обязательная для этого документа информация при этом пополняется сведениями о законном представителе несовершеннолетнего (Ф.И.О., данные паспорта) и пояснениями о том, как эти 2 лица взаимосвязаны.

Подробнее об оформлении этих документов читайте в материалах:

Когда не требуется согласовывать с работником передачу данных о нем?

Существуют ситуации, когда персональные сведения о работнике передаются третьим лицам вне зависимости от того, есть его согласие на это или нет. Это делается по запросам:

На какие сведения медицинского характера запрет не распространяется?

Несмотря на прямой запрет о сборе сведений медицинского характера, ст. 88 ТК РФ делает оговорку в отношении тех данных, которые значимы с точки зрения отбора кандидатов на конкретную должность или работу в определенных условиях. Это относится:

Поскольку человек может скрыть нежелательную для него информацию о наличии медицинских противопоказаний, препятствующих трудоустройству на соответствующую работу (должность), работодателю предоставляется возможность получить такие сведения из других источников.

Распространенные вопросы

Может ли работодатель передавать персональные данные своих бывших работников новым работодателям по их запросам?

Потенциальный работодатель вправе запросить информацию о персональных данных сотрудника при соблюдении следующих условий:

  • если данную информацию нельзя получить у самого работника;
  • при наличии согласия работника.

Прежний работодатель вправе передать такие сведеня новому работодателю при наличии согласия сотрудника. Если работник отозвал согласие на передачу персональных данных третьим лицам, прежний работодатель может получить штраф.

Относятся ли сведения полиграфа к персональным данным?

  • разъяснение о праве выбора гражданина дать согласие на экспертизу или отказаться от нее;
  • перечень вопросов, по которым будет проводиться психофизиологическая экспертиза;
  • разъяснение о праве гражданина в любой момент отказаться от экспертизы;
  • обязательство работодателя использовать результаты экспертизы только для целей рассмотрения возможности приема кандидата на работу или соответствия работника занимаемой должности.

Информация, полученная в результате проверки на полиграфе, относится к персональным данным гражданина (п. 1 ст. 3 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Какие риски возможны при нарушении требований к обработке персональных данных работников организации?

  1. административная ответственность:
  • по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ - за несоблюдение требований к обработке персональных данных работников, которые установлены ТК РФ.
  • по ст. 13.11 КоАП РФ - за нарушение требований к обработке персональных данных, которые установлены Законом о персональных данных.

2. уголовная ответственность:

  • по ч. 2 ст. 137 УК РФ - если работник, ответственный за обработку персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, собирал и распространял сведения о частной жизни работника без его согласия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарии к ст. 272 УК РФ

1. Общественная опасность преступлений в сфере компьютерной информации состоит в том, что неправомерный доступ к информации, повлекший ее уничтожение, блокирование, модификацию, копирование, нарушение работы ЭВМ, их систем и сетей, может нарушить деятельность различных систем автоматизированного контроля и управления объектами жизнеобеспечения, энергетики, обороны, транспорта, повлечь не только значительный материальный ущерб, но и причинение вреда здоровью людей, их гибель.

Преступность в сфере высоких технологий (киберпреступность) является серьезной угрозой национальной безопасности РФ. Она приобрела характер транснациональной организованной преступности, о чем отмечено в Бангкокской декларации по результатам XI Конгресса ООН 2005 г. В Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 2001 г., с Дополнительным протоколом, в котором Россия не участвует) не только государства - члены Совета Европы, но и другие признали необходимость проведения в приоритетном порядке общей политики в сфере уголовного права, нацеленной на защиту общества от преступности в сфере компьютерной информации.

В целях обеспечения эффективной борьбы с рассматриваемыми преступлениями было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 2001 г.). В Соглашении определены основные термины:

а) преступление в сфере компьютерной информации - уголовно наказуемое деяние, предметом посягательства которого является компьютерная информация;

б) компьютерная информация - информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи;

в) вредоносная программа - созданная или существующая программа со специально внесенными изменениями, заведомо приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

г) неправомерный доступ - несанкционированное обращение к компьютерной информации.

Стороны признали в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, если они совершены умышленно:

а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

б) создание, использование или распространение вредоносных программ;

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

2. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 272, - общественные отношения, обеспечивающие информационную безопасность, право собственника или иного законного владельца по реализации своих полномочий в установленных законом пределах на информацию, производство, владение, использование, распоряжение, защиту от неправомерного воздействия. Дополнительным объектом может выступать какая-либо тайна - государственная, коммерческая, банковская, личная, налоговая, врачебная, адвокатская, нотариальная, тайна исповеди и др.

Потерпевшим является собственник или иной законный владелец компьютерной информации, предметом преступления - охраняемая законом компьютерная информация.

3. Электронно-вычислительная машина (ЭВМ) - совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах. Под ЭВМ могут пониматься как компьютер, так и различные электронные устройства, отвечающие этим требованиям: устройства каналы связи, банкоматы, сотовые телефоны, кассовые аппараты и т.д.

Сетью ЭВМ признается совокупность компьютеров, а также средств и каналов связи, которые позволяют использовать информационные и вычислительные ресурсы каждого компьютера, включенного в сеть, независимо от его места нахождения.

Система ЭВМ - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих как единое целое ЭВМ, обеспечивающих возможность выполнения единой задачи. Такой, например, является, государственная автоматизированная система (ГАС) "Выборы".

Под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. Режим защиты информации, если иное не предусмотрено законом, определяет обладатель информации, который вправе ограничивать доступ к информации, обязан принимать меры по защите информации, если это установлено федеральным законом.

5. Информация признается объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Вопросы правовой защиты информации определены в части четвертой ГК РФ, введенной в действие с 01.01.2008. В частности, в ст. 1225 ГК РФ в числе охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации указаны программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных.

В ст. 1261 ГК РФ указано, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. В ней же дано понятие программы для ЭВМ, которой является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Статья 1262 ГК РФ определяет порядок и процедуру регистрации программ для ЭВМ и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Предусмотрено, что программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат.

6. Компьютерная информация - это сведения, содержащиеся в оперативной памяти ЭВМ, на машинных носителях, подключенных к ЭВМ, или на съемных устройствах (жесткие магнитные диски (винчестеры), гибкие магнитные диски (дискеты), магнитооптические, оптические, лазерные и иные диски, ленты, карты памяти, компакт-диски и т.д.).

К охраняемой законом компьютерной информации относится любая информация, указанная в законе в связи с охраной вещных и обязательственных прав на ЭВМ и компьютерное оборудование, а также в связи с охраной тайны связи.

Она является информацией с ограниченным доступом и подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и информацию конфиденциальную.

О государственной тайне см. комментарий к ст. 275.

Конфиденциальность информации предполагает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к ней, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188 . К ним, в частности, относятся:

СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами РФ;

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

7. Объективная сторона характеризуется неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации на любой стадии ее технологической обработки (сбор, перенос, формирование, ввод, передача и т.д.), что повлекло указанные в законе альтернативные последствия в виде уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Неправомерность предполагает завладение информацией не в установленном законом порядке, вопреки воле собственника или иного законного владельца (самовольное, без необходимого разрешения, согласия, с нарушением установленного порядка и т.д.).

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования (приобретение и использование возможности просматривать, получать, вводить, изменять или уничтожать информацию либо влиять на процесс ее обработки, распоряжаться информацией). Способы доступа законодателем не определены, и они могут быть различными: хищение носителя информации, внедрение в чужую информационную систему, считывание, сканирование, перехват, взлом системы защиты с использованием специальных технических или программных средств, ввод ложной информации, ложного пароля, незаконное использование действующего пароля, кода и т.д.

8. Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 272 последствий в виде уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, нарушения работы ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. Ознакомление с информацией при отсутствии последствий не образует состава преступления, предусмотренного ст. 272.

Уничтожение информации представляет собой ее удаление (полное или частичное) с соответствующего носителя, приведение ее в состояние, негодное для применения. Возможность владельца восстановить уничтоженную информацию не исключает ответственности. Если информация была не уничтожена, а лишь удалена, то в случае ее восстановления содеянное квалифицируется как покушение на уничтожение.

Блокирование информации заключается в создании различного рода временных или постоянных препятствий по правомерному доступу к ней, невозможности использования информации (полностью или частично) при ее полной сохранности.

Модификация информации - это ее любое изменение, не являющееся адаптацией, без согласия собственника или иного законного владельца (удаление, дополнение записей, перевод на другой язык, переработка и т.д.).

Копирование информации означает ее воспроизведение (перенос) с оригинала на другой носитель, ее дублирование без повреждения самой информации с возможностью дальнейшего использования по назначению, вывод информации на печатающее устройство и т.д.

Если при неправомерном доступе к информации виновный не только копирует, но и тиражирует информацию, то содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 272 и 146 УК.

Нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети предполагает случаи уменьшения производительности, сбоев в работе, когда ЭВМ, их система или сеть не выполняют полностью или частично своих функций, например не выдают информацию вообще или выдают, но искаженную, неверную и т.п.

Если при нарушении работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети происходит их уничтожение или повреждение, то содеянное может квалифицироваться по совокупности ст. 272 и ст. 167 УК.

В случае, когда для неправомерного доступа к компьютерной информации лицо совершает хищение ЭВМ, содеянное охватывается ст. 272 и соответствующей статьей УК, предусматривающей ответственность за преступления против собственности в зависимости от формы хищения.

Совершение лицом какого-либо преступления с помощью полученной им при неправомерном доступе компьютерной информации подлежит самостоятельной юридической оценке. Например, хищение денег при неправомерном доступе к компьютерной информации может быть квалифицировано по совокупности ст. ст. 272 и 158 УК, поскольку совершается тайное хищение чужого имущества с использованием неправомерно полученной компьютерной информации.

9. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного).

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. В части 2 ст. 272 предусмотрены квалифицирующие признаки: деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК) либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Использование служебного положения предполагает наличие специального субъекта. Им могут быть как должностное лицо, так и государственный и муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, использующее для совершения преступления (неправомерного доступа к компьютерной информации) свое служебное положение в организации, работником которой оно является, или в контролирующей организации.

Под лицами, имеющими доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, понимаются любые лица, которые на законных основаниях (в соответствии со служебным положением, на основании разрешения, согласия владельца и т.п.) имеют право доступа к компьютерной системе, право получать компьютерную информацию, производить с ней определенные операции, осуществлять техническое обслуживание оборудования (операторы, программисты, абоненты системы ЭВМ и др.).


Какая информация и в каких соцсетях будет блокироваться?

В чем их суть? Нововведения касаются обязанности соцсетей отслеживать и блокировать информацию:

  • о способах, методах разработки, изготовления, использования наркотических и психотропных веществ;
  • о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
  • о дистанционной розничной продаже алкоголя;
  • о проведении азартных игр;
  • направленную на склонение или иное вовлечение детей в совершение противоправных действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровья;
  • выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам;
  • о пропаганде порнографии, культа насилия и жестокости;
  • содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
  • порочащую людей по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка;
  • содержащую нецензурную брань.

На какие площадки распространяется данный запрет?

А такие ресурсы, как госуслуги, несмотря на количественный критерий, к соцсетям не относятся. Также не относятся к соцсетям и так называемые блогеры, независимо от количества посещений блога и подписок на него.

Если же посещаемость сети менее 500 тысяч человек в сутки, то введенные ограничения не действуют.

Кто будет рассчитывать норму в 500 тысяч человек в день?

Роскомнадзор организует мониторинг информационных ресурсов и ведет реестр соцсетей, а также утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки.

То есть подсчет количества пользователей соцсетей должен вести Роскомнадзор, но пока нет никакой методики расчета. На практике может быть ситуация, когда в одни сутки посещаемость сети была 200 тысяч человек, но впоследствии страницу стали посещать более 500 тысяч человек в сутки.

Как будет осуществляться подсчет пользователей на протяжении 3-х месяцев пока не ясно. Здесь возможны варианты: либо определяется средневзвешенное значение на протяжении 3-х месяцев, либо должно соблюдаться ограничение в 500 тысяч пользователей каждые сутки.

Пролить свет на методику расчета должны разъяснения Роскомнадзора. Соцсети должны установить специальную программу, которую будет использовать Роскомнадзор для подсчета посещаемости в сутки.

Какие слова можно отнести к нецензурной брани?

Ни в одном документе невозможно найти перечень нецензурных слов. Есть только список Роскомнадзора, в котором на сегодняшний день содержится четыре матерных слова и одно запрещенное к использованию в СМИ.

Отметим, что к запрещенным и матерным словам относятся и производные от указанных 5 слов. То есть нецензурной бранью являются образованные от них слова и выражения, которые содержат корень матерного слова.

При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения.

А будет ли являться нецензурной бранью напечатанное стихотворение либо иной текст, где в матерном слове заменена одна буква?

При рассмотрении случаев маскировки нецензурных слов Роскомнадзор будет устанавливать, насколько однозначно можно установить нецензурное слово в контексте фразы. Например, в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха можно точно определить, что это нецензурное слово.

Роскомнадзор рекомендует для установления факта распространения нецензурной брани, пользоваться следующими словарями русского языка:

  • большой толковый словарь русского языка (под редакцией С.А. Кузнецов);
  • словарь русской брани (матизмы, обсценизмы, эвфемизмы);
  • большой словарь русского жаргона (под издательством Мокиенко В. М., Никитина Т. Г.);
  • самый полный словарь ненормативной лексики и фразеологических единиц: 20 000 слов.

В спорных ситуациях для принятия окончательного решения о привлечении к ответственности за распространение материалов, содержащих нецензурную брань, Роскомнадзор проводит лингвистические исследования.

Читайте также: