Как уголовное право взаимодействует с нормами морали

Обновлено: 28.06.2024

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.

Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.[14] Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.

Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали.

В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности.[15] Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

Таким образом право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.[16]

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что между правом и моралью имеются противоречия в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

Однако право и мораль хотя и являются двумя своеобразными, самостоятельными институтами социального регулирования общественных отношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.[17]

Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что все правовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации в категориях добра и зла. Такое оценочное отношение –одна из форм связи правовых и моральных систем. Мораль выступает одной из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим но и моральным оценкам.[18]

Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, в совокупности образуют реально существующую социальную ценность.

Отражение норм морали в нормативно-правовых актах является многоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. В данной работе рассматриваются проблемы отражения норм морали только в нормативно-правовых актах высших органов государственной власти Российской Федерации.В научной и справочной литературе государственные органы понимаются неодинаково.

Например, в одних случаях под государственным органом понимается “учре­ждение, выполняющее определенные задачи в той или иной облас­ти общественной жизни (здравоохранения, образования и др.)”. В других случаях государственный орган рассматривается как “со­ставная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органи­чески взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое”. В третьих же случаях государственный орган трактуется как “определенным образом ор­ганизованная группа людей, действующая в соответствующей сфе­ре, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации оп­ределенных государственных функций”[19].

В Российской Федерации органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации..

Рассмотрение вопроса отражения норм морали в нормативных актах Федерального Собрания – парламента Российской Федерации является, на мой взгляд, наиболее важным. В России закон занимает ведущее место среди других источников права. Он наделён большей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами, которые поэтому и называются подзаконными. Соответственно и нормы морали, закреплённые в законах, имеют особое значение.

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности.[20]Соответствующие современные требования в этом плане нашли своё надлежащее выражение в статье 2 и главе 2 Конституции РФ. В свою очередь конституционные нормы дублируются в российском законодательстве.

В соответствии со статьёй 7 федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”[21], все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим основаниям. Закреплённый в данной статье принцип равноправия касается всех сфер жизни. Он означает одинаковый подход, равную мерку при решении вопроса о правах и свободах, обязанности и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Принцип равноправия может распространяться и на объединения людей, например,общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплен в законодательстве о здравоохранении.

В законодательстве предусмотрены определённые механизмы защиты человека от проведения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающему его достоинство обращению и наказанию.

Нормы морали нашли своё отражение в нормативных актах, посвященных регламентированию деятельности правоохранительных структур. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами федеральной службы безопасности своей деятельности.

Моральные нормы нашли отражение в требованиях, предъявляемых к государственным служащим.

В статье 9 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”[22] предусмотрено, что члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 45 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[23] конкретизирует положения закона: выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики – употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

Различные уровни отражения морально-правовых норм в российском уголовном законодательстве. Именно уголовно-правовая регламентация людских поступков и уголовное преследование наиболее тесно связаны с моралью.

Большинство моральных норм законодательных актов развивают и конкретизируют нормы Российской Конституции. Право возводит в закон нормы морали и утверждает их как нормы права.

Заключение

Проделав эти исследования автор сделал следующие выводы:

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Библиография

1. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид.лит.,1982. - 160с.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. – М.: Юрид.лит.,1981-82. – 359с.

3. Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК,1995. – 320с.

4. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Норма,1999. – 329с

5. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. – М.: Юрайт,2000. – 336с.

6. Венгеров А. В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция,2000. – 528с.

7. Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.: Мысль,1990. – 524с.

8. Кант И. Критика чистого разума /Под.ред. Торбова Ц. – 2-е изд., – София.,2000. –263с

9. Кант И. Сочинения в 6-и т. Т.4. – М.: Мысль,1965. – 1018с.

10. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: ЮРАЙТ,1998. – 416с.

11. Комаров С. А. Малько А. В. Теория государства и права. Краткий учебник для ВУЗов. Учебно-методическое пособие. – М.: Норма,2001. – 448с.

12. Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,1959. – 536,628с.

13. Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. – М.: Наука,1986. – 263с.

14. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М.: Юристъ,2001. – 656с.

15. Матузов Н. И. Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2001. – 776с.

16. Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – Спб.,1995.№6 – 103-113с.

17. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект,2001. – 304с

18. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮРАЙТ-М,2001. – 432с.

19. Юридическая Энциклопедия. /Под ред.Тихомировой Л.В., Тихомирова М.Ю. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,2001. – 972с.

[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000, С.197.

[2] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.

[3] Алексеев С. С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК,1995. - с.135.

[4] Гегель Г.В.Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.:Мысль,1990. - с.327-329.

[5] Гегель Г.В.Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.:Мысль,1990. - с.327-329.

[6] Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,1959. - с.95.

[7] Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,1959. - с.71.

[8] Алексеев С. С. Философия права. - М.: Норма, 1999. - с.26.

[9] Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.: Мысль,1990.Т.2. – с.132.

[10] Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – М.,1995. – с.371

[11] Кант И. Сочинения в 6-и т. – М.: Мысль,1965.Т.4. – с.57.

[12] Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – М.,1995. – с.373.

[13] Кант И. Сочинения в 6-и т. – М.: Мысль,1965.Т.4. – с.64.

[14] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 86.

[15] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 75.

[16] См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000. С.200-201.

[17] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.

[19] Общая теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
Т. 1. С. 160.

[20] Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1996. С. 109.

[21] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” // Российская газета. 6 января 1997 г.

[22] Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” ” // Российская газета. 8 июля 1999 г.

[23] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД “О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 801.

Иванов Алексей

Должен заметить, что к этой книге отношусь с большим пиететом и трепетом. От ее прочтения получаешь колоссальное удовольствие, ответы на некоторые вопросы, повисшие в воздухе, и значительно расширяешь кругозор. Пожалуй, она может стать настольной книгой для каждого интересующегося вопросами права и морали, морали права, морального императива права, морали долга, канонами права, цивилизацией права, законностью, верховенством права.

Фуллер Лон Л. Мораль права / Лон Л. Фуллер; пер. с англ. Т. Даниловой под ред. А. Куряева. М.: ИРИС ЭН, 2007. 308 с.

Мораль и право. Мораль стремления и мораль долга
Мораль, как и право, контролирует человеческое поведение при помощи норм. Она тоже стремится к тому, чтобы нормы были ясными, не противоречили друг другу и были понятны тем, кто должен их соблюдать.

При соотношении права и морали автор выделяет мораль стремления и мораль долга.

Мораль долга обличена в приказы. Мораль стремления говорит словами не приказа, но похвалы, доброго совета и поощрения. На мой взгляд, это очень трудно соотнести с законодательством, основа которого – регламентация любых общественных отношений и установление ответственности. Возникает вопрос, перед кем или чем человек несет ответственность: перед обществом, перед государством или перед законом?

В морали долга наказания должны иметь приоритет перед наградами. Мы не хвалим человека и не чествуем его за то, что он поступает соответственно минимальным требованиям общественной жизни.

В морали стремления, которая стремится к вершине, награда и похвала должны играть ту роль, которую наказание и неодобрение играют в морали долга.

Разделяющая линия служит важнейшей границей между двумя типами морали. Если мораль долга заходит выше надлежащей ей области, железная рука навязанной обязанности может задушить эксперимент, вдохновение и спонтанность. Если мораль стремления вторгается в область долга, люди могут начать взвешивать и оценивать свои обязательства по своим собственным критериям, и дело может дойти до того, что поэт утопит в реке свою жену, будучи уверен (возможно, вполне обоснованно), что без нее он сможет лучше писать стихи.

Получается, что то общество процветает и счастливо, где законодательство основывается именно на морали стремления, а не морали долга?

По мнению Фуллера, центральный и неоспоримый принцип заключается в том, чтобы устанавливать, поддерживать и охранять целостность каналов коммуникации, посредством которых люди передают друг другу то, что они воспринимают, ощущают и желают. В этом вопросе мораль стремления предлагает не просто добрый совет и вызов, побуждающий стремиться к совершенству. Здесь она говорит тем повелительным голосом, который мы привыкли слышать от морали долга. И если люди прислушаются, то этот голос, в отличие от морали долга, будет слышен поверх границ и барьеров, которые сегодня отделяют людей друг от друга.

Следовательно, мораль, подобно морали права, должна быть именно моралью стремления, а не моралью долга.

В моральное сообщество не следует включать всех, а следует стремиться увеличивать это сообщество при каждой возможности и в конечном счете включить в него всех людей доброй воли.

Вопрос о том, где заканчивается долг, – одна из наиболее трудных задач социальной философии. Ее решение содержит огромную оценочную составляющую, и потому неизбежны различия мнений.

Внешняя и внутренняя мораль
Автор проводит различие между внешней и внутренней моралью права. Эти два типа морали взаимодействуют друг с другом.

Внутренняя мораль права равно охватывает и мораль долга, и мораль стремления, в значительной степени она мораль стремления, а не долга.

Внутренняя моральность права возлагает на граждан моральную обязанность подчиняться нормам права. Именно наличие внутренней моральности права и является основанием возложения на граждан моральной обязанности следовать установленным правилам. Если сравнить это положение с концепцией Г.Л.А. Харта, то можно получить ключевое расхождение.

В отличие от Харта, под естественными правилами Фуллер понимает условия, которые необходимы для самого существования права.

Внутренняя мораль права требует, чтобы существовали правила, чтобы эти правила были известны и чтобы их соблюдали те, на кого возложено проведение их в жизнь. Пребывание на вершине иерархии подчиненности не освобождает законодательный орган от обязанности соответствовать требованиям внутренней морали права, более того, лишь усиливает эту обязанность.

Императив внутренней морали права в отношении закона об объективной ответственности состоит не в том, чтобы отменить требование закона за невозможностью его исполнения, а в том, чтобы определить с максимально возможной точностью род деятельности, который обременяется особой, дополнительной юридической ответственностью.

При попытке с этим разобраться не нашел для себя ответ на вопрос: что находится между моралью долга и моралью стремления, между внутренней и внешней моралью права? Возможно зона сомнений, где они встречаются?

Например, закон не должен предписывать невозможное. Таким нарушением являются законы, создающие объективную уголовную ответственность, когда человек может быть признан виновным в преступлении, притом что он действовал с должной осторожностью и не имел преступных намерений. В нынешние времена такие законы наиболее широко применяются в сфере государственного регулирования экономики, здравоохранения и правил техники безопасности, хотя нередко объективная уголовная ответственность предусмотрена и в областях, имеющих отношение к владению наркотиками, оборудования для азартных игр и запрещенных видов алкогольных напитков.

Что касается верховенства права, то Фуллер пишет: сама сущность верховенства права состоит в том, что, предпринимая действия в отношении гражданина (например, заключая его в тюрьму или объявляя недействительным документ, свидетельствующий о праве собственности), государство честно применяет нормы, заблаговременно провозглашенные в качестве таковых, которым гражданин должен следовать и которые определяют его права и обязанности. Если принцип верховенства права не означает этого, то он не означает ничего.

Именно согласованность официальных действий с законом является наиболее сложным desiderata, составляющих внутреннюю мораль права.

Если сделать закон известным, последовательным и ясным, следить за тем, чтобы решения должностного лица соответствовали закону, то для соблюдения этих требований человеку требуется всего лишь ориентация определенного рода достижений, а не просто предостережение его от вредных деяний. И здесь мы вновь наблюдаем отсылку к морали стремления.

Если спросить, а что все это значит? Для чего это все нужно? Какой в этом смысл?

Я бы ответил так. Изучение комплексных требований внутренней морали права может углубить наше понимание моральных проблем в целом. В частности, решение проблем, которые неизбежно возникают перед каждым юристом при попытке достижения законности, ее поддержания, а также оказания влияния на правовую реальность.

Ведь, говоря словами Фуллера, способность разрабатывать институты и процедуры для решения возникающих проблем представляет собой главное отличительное свойство цивилизованного общества. В любом случае такая способность и есть тот основной инструмент, при помощи которого у цивилизации есть надежда выжить в радикально меняющемся мире. А это уже касается каждого цивилизованного человека и юриста.

Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.

Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает понятие и цели наказания, виды наказания. Уголовное законодательство определяет обстоятельства, исключающие преступность деяния, освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Категории преступления и грозящее за них наказание служат основанием для дифференциации в УПК РФ дел государственного, частного и частно-публичного преследования (ст. 20 УПК РФ), для регламентации в УПК РФ подследственности и подсудности дел (ст. 31, 151 УПК РФ).

Уголовный процесс – это система правовых средств, обеспечивающих применение норм уголовного права путем установления фактических обстоятельств события, лица, совершившего определенные действия, его вины, последствий его действий и др. (ст. 5, 8,19,43, 75–78 УК РФ).

Материально-правовые (уголовно-правовые) отношения фактически возникают между лицом, совершившим преступление, и государством в момент совершения преступления. Преступление является тем юридическим фактом, который порождает право государства на наказание виновного, а у лица, совершившего преступление, – обязанность нести ответственность за свое деяние. Для реализации этого права государства должно быть установлено предусмотренное уголовным правом основание ответственности – совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (ст. 8 УК РФ).

Уголовно-правовое отношения возникают в результате признания факта совершения преступления. Но оно может быть реализовано только через деятельность субъектов уголовно-процессуальных отношений: с одной стороны, с помощью субъектов уголовного процесса, управомоченных на производство по уголовному делу (следователь, прокурор, суд), а с другой – через реализацию прав подозреваемого, обвиняемого, его защитника, представителя.

Приговор суда реализует право государства возложить на виновного ответственность или освободить от нее. Таким образом, уголовный процесс обеспечивает реализацию норм уголовного права.

Уголовное и уголовно-процессуальное право имеют свои задачи, сущность и содержание. Их взаимосвязь должна строиться на демократических принципах. Задачи УК РФ, а также принцип законности, равенства граждан перед законом, принцип вины, справедливости и гуманизма, лежащие в основе УК РФ, определяются применением норм УК в уголовном судопроизводстве.

Нормы морали (нравственности) регулируют поведение людей, служат средством организации взаимоотношений между ними. Мораль как форма общественного сознания действует, существует в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служат регулятором их поведения.

Взаимодействие права и морали в сознании дознавателя, следователя, прокурора, судьи влияют на тактику их поведения, манеру общения с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, а также на выбор правового решения, когда в рамках правовой нормы это жестко не определено и выбор зависит от конкретных обстоятельств дела, личности обвиняемого и т. п.

Большинство процессуально-правовых предписаний возникло на основе соответствующих моральных представлений и правил. Так, в ст. 9-14 УПК РФ закреплено представление о том, что запрещается выполнение действий или принятие решений, которые унижают достоинство гражданина, приводят к распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставят под угрозу его здоровье, необоснованно причиняют ему физические или нравственные страдания.

Нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента (например, ст. 181 УПК РФ гласит, что следственный эксперимент возможен лишь при условии, если его проведение не связано с унижением достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья). Нравственные требования диктуют обязанность принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст. 160 УПК РФ). Они охраняют профессиональную тайну защитника, освобождающую человека от обязанности свидетельствовать против супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Нормы морали должны оказывать регулятивное воздействие на поведение субъектов уголовного процесса. Так, в ч. 1 ст. 62 и 72 УПК РФ говорится, что нравственный долг должен побудить судью, присяжного заседателя заявить самоотвод, если он знает, что имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его объективность.

Мораль гарантирует четкое, точное и неуклонное выполнение правовых норм. Требования права и морали должны препятствовать предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей, формальному отношению к их обращениям, жалобам.

В 1993 г. в России были приняты Кодекс чести судьи Российской Федерации (утвержден Постановлением Совета судей Российской Федерации 21 октября 1993 г.) и Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (утвержден Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501), которые ориентируют судей и работников органов внутренних дел на соблюдение определенных правил поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности.

Итак, нравственные основы уголовного процесса содержатся не только в процессуальных нормах, предписывающих определенный порядок деятельности, но и в профессиональных моральных кодексах, в присяге, клятве и др. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., принятый 34 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов:

– уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека (ст. 2);

– применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3);

– сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение их обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст. 4);

– нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения (ст. 5);

– обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц (ст. 6).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

157. Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза?

157. Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза? Нормативные акты Европейского Союза в сфере уголовного права (материального и процессуального), как правило, издаются в рамках третьей опоры — сотрудничества полиций и

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ НАУКА 1.1. Понятие гражданского процесса (судопроизводства). Цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства Дореволюционные процессуалисты определяли гражданский процесс «как

3. Уголовно-процессуальное право и его место в системе других отраслей права

3. Уголовно-процессуальное право и его место в системе других отраслей права Уголовный процесс не существует вне правового регулирования. Невозможно существование уголовно-процессуальных отношений, не урегулированных нормами уголовно-процессуального права. С учетом

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции Внешнюю форму уголовно-процессуального права составляют его источники, внутреннюю – правовые нормы.Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведения субъектов

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

7. НОРМЫ МОРАЛИ

7. НОРМЫ МОРАЛИ Моральные нормы – правила, отражающие представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные

§ 44. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право

§ 44. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право Начнем с примеров. Они помогут лучше разобраться в сложных вопросах обязательственного права.1. Петя договорился с Сережей о том, что тот возьмет на хранение его мотоцикл, пока Петя будет в отъезде. За это

Читайте также: